Города Болгарии
Крупных городов в Болгарии сравнительно немного. До начала индустриализации городское население росло очень медленно (18,8% в 1887 и всего 21,4% в 1934). В 1950-е годы в городах проживала 1/3 населения страны, а к 1989 количество городских жителей удвоилось. В 1978 г. из 214 городов только 10 имели более 100 тыс. жителей. По состоянию на декабрь 1995 в Болгарии насчитывалось 9 городов с населением более 100 тыс. человек (в 1989 их было 10): София – 1114 тыс. (население столицы уменьшилось по сравнению с 1989 примерно на 200 тыс.), Пловдив – 341,4 тыс., Варна – 308,6 тыс., Бургас – 196 тыс., Русе – 170 тыс., Стара-Загора – 150,5 тыс., Плевен – 130,8 тыс., Добрич – 104,5 тыс., Сливен – 106,2 тыс. Население каждого из перечисленных городов сократилось на 10–20 тыс. человек по сравнению с 1989. В Шумене в 1995 проживали 93,3 тыс. человек (в 1989 – 110,8 тыс.).
Все эти города — главные хозяйственные и культурные центры округов. Города, расположенные на границе с Румынией, кажутся непривлекательными. Но это впечатление обманчиво: в окрестностях встречаются великолепные монастыри и древние крепости.
В ходе индустриализации и перестройки отраслевой структуры промышленности произошли крупные изменения в территориальной структуре Болгарии: сформировались новые промышленные районы и центры за пределами главного, столичного индустриального района при общем сдвиге в размещении на север и восток страны. Увеличился объем производства и усложнилась структура таких ранее возникших промышленных центров, как София, Пловдив, Габрово, Русе.
София
Столица Болгарии — небольшой город (площадь: 110099 кв.км) — расположена на высоте 530-650 м над уровнем моря, на южной окраине Софийской котловины, у подножия горного массива Витоша. В нем проживает 1,1 млн человек. Город очень оживлен и днем и ночью. По собственному определению, он «растет, но не стареет». Вместе с городами Банки, Нови-Искыр и другими населенными пунктами София образует административную единицу, также являясь ее центром. Город разделен на 7 районов.
Основные промышленные предприятия размещены в северных и восточных районах города (вблизи р. Искыр). Софийские фабрики и заводы дают около 16% промышленной продукции страны. Особенно высока их доля в производстве черных металлов и машин, в частности в приборостроении, радиоэлектронике,станкостроении, а также в легкой и пищевой промышленности. Около ‘/5 промышленной продукции софийского промышленного узла дает металлургия (Кремиковский комбинат черной металлургии и комбинат по прокату цветных металлов).
Первые люди появились на территории современной Софии около 8 тыс. лет назад. София основана в I в. н. э. Это произошло после того, как город подвергся завоеванию римлянами области, ранее заселенной фракийским племенем серди. Первоначальное название города было созвучно названию племени — Сердика.
В эпоху римского владычества он стал неприступной крепостью. Город являлся важным административным и торговым пунктом балканских владений Римской, позднее — Византийской империи. В 441-447 гг. город был разрушен племенем гуннов. Его восстановили только через 100 лет, при императоре Юстиниане (527-565 гг.). В 809 г. город уже входил в состав Первого Болгарского царства (681-1018 гг.) и был переименован в Средец.
Пловдив
На Верхнефракийской низменности, транспортной осью которой служит долина р. Марицы, расположены города Пловдив, Пазарджик, Димитровград.
Главный хозяйственный центр района — Пловдив (более 300 тыс. жителей). Этот город имеет многовековую историю. Пловдив представляет собой великолепное сочетание многих эпох и различных архитектурных и культурных влияний. В центре города — старинные узкие извилистые улочки, поднимающиеся по склонам живописных скалистых холмов, на откосах которых видны кое-где остатки римских крепостных стен; эта часть города сохраняется как архитектурно-исторический заповедник. Современная часть города с пешеходными и торговыми улицами соседствует в городе с удивительным старым городом, в котором на узких улицах виднеются постройки XVIII—XIX вв.
На берегу Марицы находится выставочный городок, где каждую осень проводится Международная ярмарка, на которую приезжают тысячи гостей из разных районов Болгарии и других стран. Гостиницы Пловдива всегда полны, особенно в период ярмарки. На периферии города проложены широкие прямые улицы, окаймленные современными зданиями растущих новых районов, Пловдив, сохранив и расширив свои транспортно-торговые и культурно-административные функции, превратился во второй (после Софии) промышленный центр. Здесь сосредоточены предприятия консервной и табачной промышленности, хлопчатобумажные, шелковые и обувные фабрики, машиностроительные заводы, выпускающие подъемно-транспортные и деревообрабатывающие машины, электромоторы, электроаппаратуру, пишущие машинки.
Варна
История города Варны начинается во времена каменного века, именно тогда здесь, на территории современного города, было основано первое поселение (12 тыс. лет назад). Более всего известен огромный некрополь VI тыс. до н.э., который был обнаружен археологами. В 585 г. до н.э. греки заложили город Одесос, который фракийцы завоевали 150 лет спустя. В IV в. город был осажден и захвачен воинами Александра Македонского. После распада его империи город восстановил свою независимость и стал самым крупным центром торговли в западной части Черноморского побережья. В 15 г. н.э. город входит в состав Римской империи. Здесь останавливался великий поэт Овидий. Римляне построили здесь самые большие термы на Балканах. Термы были построены в III в. Судя по сохранившимся развалинам, в период римского владычества Варна была богатейшим городом.
Болгарским именем Варна город был назван в IX в., хотя окончательно вошел в состав Болгарского государства только в XIII в. В это время его оборонительная система была укреплена тремя новыми крепостями.
Во времена Второго Болгарского царства Варна становится для страны одним из главных портов Черного моря. Турецкое владычество не сломило позиции города: он оставался экономическим центром региона. Эти позиции укрепились после строительства первой линии железной дороги Русе — Варна в середине XIX в. Туристический бум XX в. превратил этот город Черноморского побережья в одно из любимых мест отдыха болгарских и иностранных туристов.
Варна — самый большой город и порт Северной Болгарии (2Ы) тыс. жителей) — расположен на берегу одноименного морского залива на обширной, ровной, возвышающейся над морем террасе. Южная часть города амфитеатром спускается к причалам порта и обширному Варненскому озеру. Из приморского парка открывается панорама темно-синего морского простора.
Бургас
В Бургасе насчитывается более 150 тыс. жителей.Это главные морские ворота Южной Болгарии. Город расположен на берегу Бургасского залива. Используя выгодное транспортно-географическое положение Бургаса, крупного черноморского порта, через который поступает в Болгарию много импортного сырья (нефть, коксующийся уголь, железная руда, лес), здесь в годы создан важный промышленный узел. Бургасский нефтеперерабатывающий завод снабжает всю Болгарию нефтепродуктами. Нефтехимический комбинат выпускает синтетические волокна, синтетический каучук, пластмассы и иную продукцию, а также полупродукты для других химических комбинатов страны. Бургас и расположенный в этом же регионе Ямбол дают основную часть производимых в стране синтетических волокон. Общегосударственная специализация Бургаса определяется также судостроением, производством вагонов, кабеля, пищевой промышленностью (в частности, мукомольной, маслобойной, рыбоконсервной). Западнее города закладывается новая база черной металлургии.
Бургас является центром болгарского рыболовства и развивающегося курортного хозяйства южной части Черноморского побережья (курорты «Солнечный берег», Поморие, Китен, Мичурин, живописнейший город-музей Нессбыр).
Недалеко от другого порта – Бургаса — высятся ажурные сооружения Бур-гасского нефтеперерабатывающего и нефтехимического комбината — самого крупного по валовой продукции промышленного комплекса страны. Он всегда молод, ибо постоянно достраивается все новыми и новыми заводами и цехами. Бургасский комбинат стал основой в стране больших химических заводов по выпуску синтетических волокон (Ямбол, Видин) и пластмасс.
Русе
На территории современного города Руссе первое поселение основано уже 5000 лет назад. Императором Веспасианом построена в I в. н.э. здесь крепость и порт Сек-сагинта Приста. Крепость находилась на главной дороге из Белграда к дельте Дуная и Черному морю. В 250 г. готы разрушили ее, а в конце III в. римляне ее восстановили. В IV в. она была разрушена вновь (на этот раз — наступавшими с севера варварскими племенами). В IX—X вв. на руинах болгары возвели крепость и назвали ее Русе — по имени покровительницы молодых воинов.
Географическое положение Русе способствует его быстрому экономическому и политическому росту в жизни страны, он становится одним из развитых городов во времена турецкого владычества и служит стратегической базой на Дунае. Город принял у себя большую еврейскую общину, изгнанную из Испании в конце XV в.
После освобождения Болгарии и обретения страной независимости Русе оставался приграничным городом на севере страны и портовым городом, благодаря которому снабжались другие придунайские районы Болгарии. Именно тогда в Русе было построено много красивых зданий, большинство из которых сохранились до наших дней.
Сегодня этот город, расположившийся на холмах, прежде всего является одним из самых больших портовых городов Болгарии. Гигантский мост над Дунаем обеспечивает сообщение с Румынией, граница с которой проходит по этому мосту. Национальный состав населения, проживающего в Русе, весьма разнообразен: здесь очень много цыган, которые в Русе адаптировались лучше, чем в других городах Болгарии. Архитектурным, историческим и административным центром города является главная городская площадь и весь центр города — живой, современный, с красивыми архитектурными сооружениями. Кроме того, в черте города расположены исторические памятники.
Развалины древней крепости Сексагинта Приста, построенной римлянами в I в. н.э. Здесь сохранились надгробные камни и другие сооружения, есть интересные надписи. Крепость была разрушена готами в VII в.
Стара-Загора
Стара-Загора (130 тыс. жителей) — быстро растущий экономический и культурно-административный центр. Расположен в области стыка плодородной Верхнефракийской низменности и южных склонов хребта Средна-Гора на перекрестке важных путей из Южной Болгарии в Северную (через Змесвский и Шип-кинский перевалы), а также с запада — из Софии на восток — в Бургас, к морю. Едва ли что-либо могло украсить город лучше, чем естественное обрамление в виде мягких голубовато-синих очертаний гор и зеленой равнины, превращающейся осенью в желто-золотой ковер.
Превратна судьба этого города, пережившего за многие столетия своей истории периоды большого расцвета и дни страшного разорения. Сожженный во время войны 1877—1878 гг., он был заново распланирован на прямоугольные кварталы.
Археологические раскопки в городе ведутся с 1969 г. Их можно увидеть в западной части города. Судя по ним, первые жилые постройки появились в 5500 г. до н.э. В Стара-Загоре сохранились развалины жилых построек эпохи неолита (около 6000 лет до н.э.) и фракийского завоевания.
Плевен
Плевен – центр севера Болгарии. Он находится в центре сети важнейших автобусных и железнодорожных путей, связывающих большинство городов страны.
Город Плевен — один из самых древних и самых важных городов этого региона. Он раскинулся на холмах южной части равнины Дуная. Именно здесь в 1877 г. состоялось знаменитое сражение под Плевной во время Русско-турецкой войны. Действительно, Плевен тогда назывался Плевной. В этом решающем сражении погибло 40 тыс. человек. Ему посвящено множество городских памятников.
Экспозиция Музея истории Плевна содержит экспонаты различных эпох. Интересны предметы, относящиеся к эпохе неолита, обнаруженные во время археологических раскопок на западе Плевена, образцы гончарного искусства римской эпохи, найденные в римском поселении Оескус, и предметы, относящиеся к средним векам, обнаруженные на северном берегу Дуная. Этнографическая секция — без сомнения самая интересная в музее — демонстрирует реконструкцию деревень региона, показывая, как была организована местная жизнь.
Музей Свободы— прекрасное продолжение посещения поля битвы. В экспозиции наглядно представлен ход битвы и ее историческое значение. Это здание символизирует вечное признание жителей Плевена болгарским, русским, румынским, финским, украинским, белорусским и молдавским солдатам, погибшим во время осады города.
Церковь Св. Николая (XIV в.), полностью перестроенная в XIX в., содержит много икон того времени, принадлежащих перу знаменитых мастеров самоковской школы. Образ Св. Николая, датируемый XIX в., находится прямо над входной дверью.
Сливен
Сливен (около 100 тыс. жителей), сохраняя славу одного из главных центров уродившейся здесь в XIX в. фабричной текстильной промышленности Болгарии, превратился вместе с тем в важный центр машиностроения.
Первое поселение на месте современного города существовало уже в III в. н.э. Здесь находился римский гарнизон. В VIII в. крепость вошла в состав Болгарского государства. В XII в. — процветающий город. Несмотря на свое стратегическое расположение — на старинной военной дороге, проходящей от Дуная до Стамбула, — в XIV в. Сливен был сожжен турками. На бульваре Цар Освободител можно увидеть вяз, которому 600 лет. Это довольно редкое зрелище — дерево, выросшее в средние века. Оно не пострадало даже во время пожара, устроенного турками.
В XIX в. город стал важным индустриальным центром, специализирующимся на текстильной промышленности. Сегодня этот город посещают в основном для того, чтобы полюбоваться голубыми скалами, которые можно увидеть в парке Сините Камани, расположенном в черте города. При определенном освещении скалы, расположенные в этом парк, утром и после обеда кажутся голубыми. Здесь можно прогуливаться по горным тропинкам, кататься на лыжах (есть лыжная трасса и два подъемника). Чтобы полюбоваться этими чудесными скалами, можно воспользоваться подвесной дорогой, которая находится на расстоянии 1 км от центра города.
Шумен
Главная роль в развитии Шумена принадлежит туркам. Сегодня в здесь проживает самое большое число болгарских мусульман. Он находится на полпути между Велико-Тырново и Варной. Город был создан на развалинах построек бронзового века. В средние века здесь было уже довольно большое поселение.
Одной из достопримечательностей Шумена является Мечеть (ДЖАМИЯ) ТОМБУЛ. Она была построена в 1744 г. по инициативе Халила-паши в стиле турецкого барокко архитектором Ибрахимом Нимале. Эта самая большая мечеть в стране и вторая по величине мечеть на Балканах. Высота купола — 25 м. Молодые люди приходят сюда учиться Корану, пользуются прекрасной библиотекой мечети. Мечеть была музеем и обрела свое прежнее религиозное значение всего несколько лет назад.
Великолепным примером турецкой архитектуры XVI века является рынок (пазар) Безистен
В Историческом музее можно увидеть коллекцию золотых монет и керамику. Здесь выставлены изделия из белой керамики, сделанные в Преславе. В коллекции музея есть иконы и предметы, обнаруженные во время раскопок на месте городской крепости.
В окрестностях Шумена, в Национальном парке Шуменско Плато, в пяти километрах от центра города, расположена средневековая крепость. Она являет собой первые городские укрепления, построенные фракийцами. Нынешние развалины крепости принадлежат ко времени Втрого Болгарского царства, так же как и дома, стоящие рядом, были построены в XIV в. В том же XIV в. эта крепость была разрушена турками.
В честь 1300-летнего юбилея Болгарии и населяющих её народов в 1981 был воздвигнут монумент, который находится в живописном месте леса недалеко от Шумена.
Last Updated on 17.09.2021