Праздники и традиции
1-2 января — Новый год.
6-7 января — Православное Рождество.
9 января — День Республики в сербской части страны.
14-15 января — Старый Новый год.
27 января — День Святого Савы.
2 февраля — Курбан-байрам.
1 марта День независимости.
5 апреля — Национальный праздник.
15 апреля — День Армии.
апрель-май — Пасха.
1 мая — День труда.
9 мая — День Победы.
15 августа — Велика-Госпа (Успение Пресвятой Богородицы).
1 ноября — День Всех Святых.
25 ноября — День Республики Федерации Босния и Герцеговина.
25 декабря — Католическое Рождество.
В дополнение к вышеупомянутым датам, правительство Боснии и Герцеговины выделяет 2 дня в году для отправления религиозных церемоний, независимо от вероисповедания. Эти дни не считаются официальными выходными, но являются нерабочими.
Зимний Фестиваль (21 февраля — 7 марта) представляет собой целую череду праздничных мероприятий, сопровождаемых театральными и музыкальными представлениями. В марте проводится Фестиваль боснийских оркестров.
В июне-июле отмечают Дни культуры Сараево. 12-16 июля проходит Неделя языка, сопровождаемая как множеством этнических представлений, так и различными научно-практическими конференциями. 19-27 августа Сараево принимает гостей на ежегодном Сараевском Кинофестивале, а в сентябре проходит театральный фестиваль ТеатерФест. 2-6 ноября проводится музыкальный фестиваль Джазз-Фест в Сараево.
Босния и Герцеговина — наиболее этнически неоднородная страна Европы. Три южно-славянских народа — босняки, сербы и хорваты, каждый со своей религией и историей, составляют большинство населения этой небольшой страны. Главным отличием между ними является религия — босняки исповедуют ислам, сербы — православное христианство, хорваты же в большинстве своем католики. В остальном это единый народ, с единым языком и традициями, как бы не старались националисты подчеркнуть «коренные отличия» одного народа от других. Веками они жили вместе, на одной территории, вступали друг с другом в браки, дружили и ходили в гости. Лишь события недавней истории проложили между этими, некогда братскими народами, кровавую черту. В итоге страна разделилась по религиозному признаку, и сейчас представители трех народов компактно проживают каждые на своей территории, откуда «иноверцы» практически полностью изгнаны. Сербы заселяют, преимущественно, северо-восточные районы, хорваты — южные, западные и северо-западные области, в то время как большинство босняков проживает в центре страны. Еще более усложняют картину немногочисленные уже группы албанцев, евреев, цыган и турок, также образующих довольно компактные области проживание по всей стране.
Отношения между народами, несмотря на активный процесс примирения, до сих пор остаются сложными — практически в каждой семье кто-то погиб на той войне, более 35% населения потеряли свой кров и вынуждены жить в чужих домах (часто как раз в тех, откуда были изгнаны «враждебные элементы»). Да еще и зачастую необдуманное вмешательство международного сообщества или действия местных властей еще более усугубляют ситуацию (чего стоит только недавнее переименование ВСЕХ городов, в названии которых содержалось слово «Сербски»). В каждом этническом регионе Боснии и Герцеговины восстановление церквей или мечетей идет с молниеносной скоростью, но, к сожалению, это строительство имеет явные черты национализма, а не духовного стремления. Большинство местных жителей, как босняков, так и хорват или сербов, всегда были людьми светскими. Религия всегда занимала в их жизни место духовного стержня, была символом единства людей и той самой основой, которая помогла выжить этим народам в годы многочисленных оккупаций. Однако мирный процесс идет, и это оставляет надежду на возрождение этой древней земли, на мир между её народами и восстановление того богатейшего культурно-исторического наследия, которым всегда славилась эта страна.
Традиционно основой многих южно-славянских хозяйств была «задруга», представляющая собой общину родственных семей, которые вместе вели хозяйство на каком-то участке земли (причем земля не была общей в привычном понимании этого слова — у каждого надела был хозяин, но обрабатывались они все вместе). Таким образом в хозяйстве всегда хватало рабочих рук, а разделение труда позволяло вовлекать в работу почти всех членов общины. Естественно, что и досуг, и различные церемонии проводились также вместе. Сегодня, хотя более половины населения страны живет в городах, а количество детей в семье редко превышает двух, этот обычай сохранился — бабушки и дедушки зачастую живут вместе со своими взрослыми детьми, занимаются внуками, в то время как родители работают и обеспечивают достаток. Детей с малых лет учат заботиться о старших или нуждающихся родственниках, и с уважением относиться к другим членам общины, даже не имеющим с ними родственных связей. И в то же время, даже дальние родственники или просто друзья семьи, с удовольствием помогают в воспитании детей. Соответственно, рядом проживающие семейства также полагают необходимым поддерживать хорошие отношения с соседями или другими членами общины. Отсюда и проистекает та потрясающая солидарность между людьми, которая с одной стороны создала местным народам славу одних из самых патриархальных этносов Европы, а с другой — способствовало разжиганию межэтнических конфликтов.
Босняки — местное наименование славян, исповедующих ислам, представляют собой один из самых необычных этносов Европы. Исторически босняки были одним из самых веротерпимых народов Европы — вокруг них жили православные христиане, католики, протестанты, иудеи и другие религиозные конфессии, и со всеми ними босняки поддерживали ровные добрососедские отношения. Искусство и архитектура босняков как в зеркале отразили это разнообразие, впрочем, как и их кухня. В боснийских районах были созданы изумительные памятники религиозного искусства, построено множество замечательных зданий и сооружений, но, к сожалению, во времена гражданской войны многие культурные черты были утеряны, а о былой веротерпимости местных жителей остались только воспоминания. И это очень печально, особенно с учетом истории этих народов.
Хорваты и босняки используют латинский алфавит, а на территории Сербии принята кириллица. При этом на территории Федерации Боснии и Герцеговины используется до тридцати диалектных вариантов, отраженных и в письменной форме. Английский можно использовать только в крупных городах, в провинции его никто не понимает. Несколько больше распространен немецкий, но только на территории Боснии и в прилегающих к Хорватии районах. Некогда популярный русский практически забыт и его использование возможно только в общении с представителями старшего поколения на территории Сербской республики. При этом отношение к самим иностранцам в большинстве случаев довольно настороженное — многие сербы не желают ни в какой форме общаться с представителями народов Европы или американцами, а хорваты и босняки также избегают контактов с русскими и представителями восточноевропейских стран. И это при том, что сами по себе местные жители невероятно дружелюбны и гостеприимны! Балканское умение принимать гостей всегда славилось даже среди народов, возводящих этот обычай в культ, и остается лишь надеяться на то, что страшное наследие войны когда-нибудь забудется, и гости страны смогут убедиться в удивительных чертах этих гордых и независимых народов.
В мусульманских районах страны приняты традиционные для исламских стран нормы приличия — при входе в дом нужно снять обувь (обычно хозяева держат в запасе на этот случай домашние тапочки), нельзя обходить молящихся спереди (в настоящее время рекомендуется избегать посещений мечетей, хотя официально это ни в коем случае не запрещено). Не принято есть стоя или на ходу, а также смотреть в лицо человека, занятого едой. Брать пищу, деньги и вещи следует правой рукой. Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону. Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе (особенно с сигаретой). При этом боснийцы несколько отличаются от своих единоверцев довольно демократичными нормами в одежде и в быту — женщины имеют равные права с мужчинами и свободно носят одежду западного стиля (хотя многие обязательно покрывают голову, особенно в случаях религиозных мероприятий), некоторые босняки даже свободно употребляют алкоголь, который в исламе официально запрещен.
При встрече местные жители, независимо от вероисповедания, приветствуют друг друга вполне по-европейски — рукопожатием. В некоторых южных районах при встрече хорошо знакомых людей допускаются объятия и поцелуи, с незнакомыми людьми это недопустимо. При посещении чьего-либо дома общеприняты небольшие подарки (цветы таковыми презентами обычно не считаются). Очень ценится местными жителями умение говорить и вести беседу. Пространные диалоги за любым столом, будь то уличное кафе или частный дом, можно увидеть повсеместно. Однако следует избегать тем, связанных с политикой, или с разнообразными аспектами, сопровождавшими развал СФРЮ и гражданскую войну — в таких случаях лучше просто слушать. Местные жители стремятся как можно больше говорить о войне, и делают это очень горячо и убежденно, но лишь для того, чтобы убедить собеседника в правильности действий «своей стороны».
Отношение к одежде вполне неофициальное, европейская одежда принята повсеместно, но все же люди в «пляжном» виде просто не допускаются в большинство дорогих ресторанов и тем более — на официальные мероприятия. Вечерняя одежда достаточно неофициальна, но консервативна, и основывается на местных традициях. Для иностранца соблюдение местных норм одежды для таких случаев вовсе не обязательно — достаточно наличия длинных брюк или платья, а также рубашки или блузки в классическом стиле (в некоторых случаях — пиджака).
Большинство жителей страны — заядлые курильщики. Даже на транспорте и в общественных заведениях постоянно можно встретить курящих.
Фотографировать разрешено только в местах, где нет запрещающего знака (перечеркнутый фотоаппарат). Запрещено фотографировать объекты транспортной инфраструктуры и энергетики, портовые сооружения и военные объекты.
Last Updated on 08.06.2020