Культура

Оцените этот материал

Швейцария не имеет богатого художественного наследия, хотя многие иностранные писатели и художники (например, Вольтер, Байрон, Шелли, Джеймс Джойс и Чарли Чаплин) жили здесь. Напротив, многие талантливые швейцарцы, например, Чарльз Корбузье, Поль Кли, Альберт Джиакометти и Жан-Люк Годар покинули страну и стали знаменитыми за границей.

Принявший швейцарское гражданство писатель Герман Гессе — самый известный «местный» автор. Экземпляр его романа «Сиддхарта» можно было найти в рюкзаке каждого западного хиппи, отправляющегося в Индию. Германо-швейцарский драматург и романист Макс Фриш был одним из наиболее почитаемых в Европе авторов в 50-е годы. Его бестселлер, изданный в 1957 году, «Хомо Фабер», был экранизирован в 1991 году Уолком Шлондорфом и вышел под названием «Странник». Произведения, написанные в 18 веке Руссо, который жил в Женеве, сыграли огромную роль в развитии демократии, а Карл Юнг, живший в Цюрихе внес значительный вклад в современный психоанализ.

Влияние архитектурных стилей соседних стран особенно ощутимо на памятниках эпохи средневековья, когда Швейцарская Конфедерация еще только формировалась как государство. Особое значение, в том числе и для культовой архитектуры, в западной Швейцарии имел стиль, созданный реформатским орденом Клюни, а также монастырские церкви в Пайерне и Роменмотье.

В германоязычной Швейцарии, естественно, преобладало влияние южно-немецкой архитектуры. Так, в Базеле под руководством зодчего Маттеуса Энзингера из Ульма в 1421 г. было начато строительство кафедрального собора.
Кантон Тичино входил в сферу влияния культуры Ломбардии. Впрочем, постройки в итальянском стиле возводились и в районах к северу от Альп (Рыцарский дворец в Люцерне. Большой кафедральный собор в Цюрихе).
Церковная архитектура в эпоху барокко достигла наивысшего расцвета.

Особенным великолепием отличались монастыри в Айнзидельне, Санкт-Галлене, Мури, Санкт-Урбане.

На архитектурный облик Швейцарии в XX в. заметное влияние оказали работы зодчих Ле Корбюзье (1887-1965) и Марио Ботта (р. 1943).
Для культурного и исторического ландшафта страны большое значение имеют традиционные крестьянские домики, сильно отличающиеся друг от друга в разных кантонах Швейцарии. Для Эмменталя, например, характерны дома городского (бернского) типа, с большими мансардами и балконами, украшенными геранью, а для домов из Энгадина характерны толстые, нередко раскрашенные стены с маленькими окошками, что служит надежной защитой от лютых холодов.

Широкое распространение живопись получила в Швейцарии в эпоху рококо.

В XVIII в. в высших слоях общества считалось хорошим тоном заказать мастеру свой портрет. Центром общественной жизни была Женева, а затем, в XIX в., средоточием художественной жизни стал Базель.

Большой популярностью пользовался символист Арнольд Бёклин, чьи огромные картины на сюжеты из мифов и легенд, изображающие всевозможных нимф, Нептуна и пр., особенно полно представлены в Художественном музее Базеля.
Параллельно с символистами работали и представители натурализма, прежде всего Альберт Анкер и Куно Амье. Художники этого направления писали семейные идиллии и особенно любили изображать детей.

Представителем экспрессионизма в Швейцарии в начале XX в. стал уроженец Берна Фердинанд Ходлер. Излюбленные сюжеты работ Ходлера — высокогорные пейзажи, рубка леса и живописные виды швейцарских озер, выполненные с замечательным мастерством.

А вот портретам и пейзажам Феликса Валлотона, предшественника стиля неообъективизма, присуща некоторая сдержанность и отказ от живописных эффектов.
Пауля Клее (1879-1940) часто называют «швейцарским клоуном». Он очень любил давать всевозможные сатирические названия своим малоформатным картинам и рисункам. Лучше всего с творчеством этого представителя экспрессионизма можно познакомиться в Художественном музее Берна. Здесь же представлены и произведения швейцарского примитивиста Адольфа Вельфли (1864-1939), художественный мир которого состоит из сочных красочных кругов и овалов.

Для искусства второй половины XX в. характерны абстрактные полотна и графические листы Макса Билля (1908-1994).
Широкой известностью пользуются и работы братьев Альберте и Пьетро Джакометти — сыновей художника Джованни Джакометти. Для произведений Альберте (1901-1965), в первую очередь скульптуры и графики, характерны гротескные, сведенные к обобщенным контурам человеческие фигуры, а работы его брата (дизайн, мебельные инсталляции) отличает обостренный интерес к современности.

Музыка Швейцарии неоднородна по составу, т. к. в стране существуют 3 языка: немецкий, французский, итальянский. Для многонационального швейцарского искусства почти в равной мере показательны его связи как с немецким, так и с романским искусством (особенно с французским).
В музыкальном фольклоре Швейцарии к наиболее типичным его жанрам относятся исторические песни, пастушьи наигрыши на альпийских рогах, некоторые танцевальные напевы-наигрыши (в т. ч. «птичья полька») и йодли (напевы, характерные частым применением фальцета).

Объединение исполнителей йодлей («йодлеров») насчитывает в настоящее время свыше 12000 членов. Профессиональное музыкальное искусство зародилось в эпоху раннего средневековья. Крупным очагом его развития был монастырь Сен-Галлен, где в IX-Х вв. возникли секвенции и тропы — новые напевы, вставлявшиеся в канонизированный свод песнопений григорианского хорала. Создателем секвенций явился монах Ноткер-Заика (ок. 840-912), создателем троп — его современник Туотилло.

В связи с распространением в Европе в XIII-XIV вв. искусства провансальских трубадуров и немецких миннезингеров в Швейцарии появились свои миннезингеры: наиболее видный из них Вальтер фон Гомберг (1284-1320).
В XVI в. крупнейшими представителями швейцарской музыкальной культуры были ГЛАРЕАН (Генрих Лорис из Гларуса, 1488-1563) — музыкальный теоретик, автор основополагающего труда «Додекахордон», который положил начало новым воззрениям на ладотональную систему, отличающимся от средневекового учения о церковных ладах; Людвиг Зенфель (1490-1543) — композитор (ученик Изаака), руководитель Мюнхенской придворной певческой школы, автор полифонических мотетов и песен (в т. ч. на тексты Горация) .
XVII-XVIII вв. ознаменованы основанием в Швейцарии первых музыкальных обществ (так называемых Коллегиум МУЗИКУМ; в Цюрихе — в 1613, в Винтербурге — в 1629) и расширением жанрового диапазона творчества местных композиторов.
Г. Альбикастро (нач. XVIII в.) писал трио-сонаты, скрипичные сонаты, увертюры; И. Бахофен (1695-1755) — кантаты и духовные концертные арии: Ф. Мейер фон Шауензее (1720-1789) — духовную музыку и оперы-буффа; И. Г. Эгли (1742-1810) — пьесы для фортепьяно, духовные и светские песни.

Распространение в Швейцарии в начале XIX в. педагогических идей Песталоцци способствовало улучшению преподавания МУЗЫКИ в общеобразовательных школах и появлению ряда любительских мужских хоров (некоторые насчитывали до 600 чел.). Примечательно также издание первого сборника народных песен (1805) и «Теории обучения пению на основе принципов Песталоцци» (1810), разработанной Георгом Нэгели (1733-1836), школьным учителем музыки, издателем и музыкально-общественным деятелем совместно с Г. Пфейфуром.

Видные швейцарские композиторы XIX века: Франц Ксавер, Шнидер фон Вартензее (1786-1868) — автор опер, симфоний, хоров, Вильгельм Баумгартнер (1820-1867); Ганс Хцбвр (1825-1921) — дирижер, педагог, автор 8 симфоний (в т. ч. Телль-симфония); Фридрих Хегар (1841- 1927) — скрипач, хормейстер, создатель популярных романтических баллад для хора и оркестра (лучшая — «Мертвый народ»); Герман Зутер (1870-1926), прославившийся ораторией «Гимн солнцу св. Франциска Ассизского» (1924).

Расширению связей швейцарской музыкальной школы с немецкой способствовала деятельность немецких музыкантов в швейцарских городах. Среди них Франц Абт (1819-1885) — композитор, дирижер, руководил оркестром в Цюрихе в 1841- 52, Теодор Кирхнер (1823-1903) — композитор и органист, обосновавшийся в Швейцарии с 1843г.

В 1-й полов. XX в. наряду с немецким влияниями усилилось французское. Путь развития швейцарской музыки усложняло возникновение модернистских течений: протест против проявлений консервативного академизма способствовал успеху псевдоноваторских авангардистских опытов. Композиторы немецкой ориентации, выступившие до первой мировой войны: Фридрих Клозе (1862- 1942) — ученик Брукнера, длительное время работал в Мюнхене, с 1920 в Швейцарии, Отмар Шек (1886-1957) — ученик Регера, в песнях на стихи немецких поэтов развивал традиции Шуберта и Вольфа. Сочинения: оперы и музыкальная драма «Пентесилея» (по Клейсту), ряд симфонических произведений, в т. ч. концерт для виолончели и оркестра: камерные ансамбли, песенный цикл «Тихий свет».
Выразителем романского начала музыке Швейцарии был Гюстав Доре (1866-1943) — композитор (ученик Массне), дирижер руководил в Париже концертами Национального общества), мастер монументальных форм и жанров. Сочинения: музыка для массовых празднеств (виноградарей в Веве, народных празднеств в Мезьере); оперы, оратории, кантаты, кануны, произведения для оркестра.

Младшие современники Щёка и Доре: Эрнест Блох (1880-1959) — композитор, скрипач, дирижер педагог, директор консерватории в Кливленде, Сан-Франциско (США); в 1916 переселился в Америку; там созданы его лучшие произведения: Рапсодия для виолончели и оркестра (1916), Кончерто гроссо (1926), «Америка» («Эпическая рапсодия в 3 частях», 1928), «Гельвеция» (симфоническая фреска, 1929).
Франк Мартен (р. 1890) — композитор, педагог; в молодости увлекался системой Далькроза и преподавал в его институте, позднее обосновался в Амстердаме. Творчество Мартена противоречиво, в некоторые его произведения (оратория «Голгофа», 1945) проникли отдельные приемы додекафонии.

Конрад Бек (р. 1901) — композитор, первоначально примыкавший к течению неоклассицизма. Сочинения: 6 симфоний, 2 кантаты, ряд концертов. В 1939 году возглавил музыкальный отдел Базельской радиостудии.
Генрих Зутермейстер (р. 1910) — автор опер, связанных с традициями позднего Верди, Пуччини, Р. Штрауса («Черный паук», 1937: «Волшебный остров»; «Раскольников» по Достоевскому, 1948), сольных концертов, хоровых произведений (в т. ч. Реквием). .

Модернистскими крайностями отмечено творчество многих композиторов. Среди них Армин Шиблер (р. 1920), пришедший от неоклассицизма к додекафонии; Рольф Либерман (р. 1910), отдавший дань влияниям авангардизма в некоторых сочинениях.
В XX в. муз. культура Швейцарии выдвинула крупных исполнителей и музыковедов, широко известных за пределами страны: Эрнест Ансерме (р. 1883) — дирижер, основатель Романского оркестра в Женеве (1918); Поль Захер — дирижер, создатель и руководитель Базельского камерного оркестра (1926), для которого писали Онеггер, Барток, Стравинский, Хиндемит; Карл Неф (1873-1935) — музыковед-историк, автор «Истории западно-европейской музыки» (русский перевод Б. Асафьева, 1930 и 1938), Р. А. Моозер (р. 1876) — автор ряда работ о русской музыке.

Широкой известностью в первые десятилетия XX в. пользовалась система ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Э. Жак-Далькроза (1865-1950).
В настоящее время в Швейцарии существует 7 консерваторий (первая, Женевская, основана в 1835 г., последняя, Бернская, в 1927г.); Федеральное певческое общество насчитывает более 15000 членов.

Народная культура Швейцарии включает пение йодлем, игру на альпийском рожке, и швейцарскую борьбу.

В Швейцарии живут четыре народа: германошвейцарцы, франкошвейцарцы, италошвейцарцы и ретороманцы. Они различаются этническим самосознанием, языком и культурным своеобразием. Германошвейцарцы населяют в основном северные, северо-восточные и центральные кантоны, говорят на швейцарском варианте немецкого языка. Франкошвейцарцы занимают преимущественно западные и юго-западные районы, говорят на южнофранцузских (провансальских) диалектах. Италошвейцарцы сосредоточены в основном в южных районах, говорят на итальянском языке. Ретороманцы в большинстве своем проживают в кантоне Граубюнден, говорят на ретороманском языке.

Несмотря на неоднородный состав жителей, в стране нет острых этнических противоречий. По швейцарской конституции, все четыре народа равноправны, а их языки признаны национальными. Родной язык жителей каждой этнической области является в ее пределах основным разговорным, а также языком прессы, школьного образования и т. д.

Пестрота этнического состава, своеобразие истории отражаются в материальной и духовной культуре. Тип и форму сельских поселений во многом определяет рельеф местности. Например, в районе Швейцарского плоскогорья преобладают большие деревни, а в горной местности — хутора из 1 — 5 дворов. Для большей части страны характерны дома, объединяющие жилые и хозяйственные постройки под одной крышей. Их планировка и конструктивные особенности по областям варьируются.

Last Updated on 12.06.2020

ку-ку

Преимущества работы с нами

Мы работаем на рынке Украины уже более 18 лет

Информация о нас                    Нас рекомендуют                   Партнеры на Украине

За это время мы собрали самую полную базу визовой информации.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей