Транспорт
Советы автомобилистам
Состояние дорог во Франции оценивается как отличное. На основных скоростных трассах станции обслуживания расположены через каждые 25 миль, на остальных дорогах — достаточно часто. Хотя трассы имеют номера, французы обычно ориентируются по названиям городов, к которым ведет данная дорога. Отправляясь в путь, полезно посмотреть по карте, какой ближайший город лежит на пути. В сельской местности дороги часто обозначены только названиями ближайших деревень, что серьезно путает туриста.
Система дорожных указателей имеет ряд своих особенностей, отличающих ее от других стран Европы. Часто указатели располагаются непосредственно перед выездами с трасс, и водитель не всегда успевает вовремя перестроиться в нужный ему ряд. Более того, обилие сложных развязок вкупе с непривычными указателями и стрелками еще более путает водителя.
Французские водители известны довольно агрессивным стилем вождения и превышением скорости, часто маневры предпринимаются внезапно, в последнюю минуту. Ограничение скорости — 110-130 км/ч, в зависимости от типа трассы, 50 км/ч в населенных пунктах и 90 км/ч за их пределами. Использование ремней безопасности — обязательно. Детей до 12 лет не следует возить на переднем сиденье. В Париже нелегко найти место для парковки. Большинство стоянок — платные.
Автобусное сообщение
Автобус во Франции – транспорт чисто вспомогательный. Дальних маршрутов практически нет, только пригородные. Основная функция автобусов – подвоз пассажиров к железнодорожным станциям. Общефранцузского сводного расписания нет, существуют только региональные расписания, часто объединенные с железнодорожными.
Общественный транспорт
Городской транспорт большинства городов Франции состоит из автобусов, иногда трамваев и пригородных поездов. Парижский городской транспорт (www.ratp.fr) состоит из автобусов, метро, пригородных поездов (именуемых RER), а в паре пригородов ходят трамваи.
Основу Парижской транспортной системы составляют 14 линий метро (это наиболее плотная система метро в Европе, а возможно, и в мире. Нормой считается наличие по крайней мере одной станции метро в 500 метрах от любого дома в пределах огромной центральной части Парижа), а также 5 линий RER. Дополняют эту сеть автобусы.
Тарифная система базируется на принципе кольцевых тарифных зон, которых с дальними пригородами насчитывается восемь. Зоны 1-2 – это единая зона, центральный Париж. В зону 3 попадают ближние пригороды – Венсен, Сен-Дени, Дефанс и прочие. В 4-5 зонах находятся оба парижских аэропорта, а также Версаль и Диснейленд. Ввиду множества зон и билетов, в Париже существует великое множество тарифов, и мы приведем лишь некоторые примеры.
Разовый билет в центре стоит 1,4 евро, блок из 10 билетов – 10,5 евро. Ночной автобус стоит 2,7 евро. Проездной на день Mobilis Pass стоит для 1-2 зон 5,3 евро, для зон 1-3 – 7 евро, для зон 1-5 – 12,1 евро. Недельный проездной Carte Orange стоит 15,4 евро для 1-2 зон, 20,3 евро для 1-3 зон, 30,2 евро для 1-5 зон. Однако действует он не произвольных семь дней, а календарную неделю, с понедельника по воскресенье. Последний день, когда его можно купить на текущую неделю – среда.
Если вы приехали в Париж в четверг или пятницу на несколько дней, можно купить туристический билет Paris Visite. Он относительно дороже, и хотя дает скидки в отдельных ресторанах и неглавных музеях, толку там от него немного. Купить его можно на 1, 2, 3 или 5 дней на 3, 5 или 8 зон. Стоит он на 1 день 8,35 евро на три зоны, 16,75 евро на пять зон. На три дня – 18,25 на три зоны и 37,35 на пять зон. На пять дней – 26,65 на три зоны и 45,7 на пять зон. Действительно дает скидки в музеях и достопримечательностях совсем другой билет – Musses Monuments. Он стоит 18 евро на один день, 36 евро на три дня и 54 евро на пять дней. Но для проезда в транспорте он не действует.
У французских такси нет специального светового сигнала — снаружи, около ветрового стекла, расположен счетчик с флажком (поднят — такси свободно, опущен — занято). Плата за проезд начислятся по счетчику. За пределами города цены примерно на 40% выше, следует договориться об оплате заранее, так как в этом случае оплачивается и обратный проезд до города. Время ожидания такси оплачивается отдельно. Чаевые водителю — около 10%. Поймать машину на улице непросто.
В Париже 16 линий метро, обозначенных названиями конечных станций, поэтому надо знать название конечной станции нужной вам линии. Метро работает с 5.30 утра до часу ночи. Перегоны между станциями метро обычно очень маленькие. По одному билету можно делать сколько угодно пересадок («correspondance»). Билеты на метро подходят и для автобусов и поездов RER в пределах Парижа. Можно приобрести билет на 1 поездку или на 10 поездок, стоимость будет зависеть от зоны.
Существуют также билеты на неделю («coupon jaune», действует с понедельника по воскресенье) и на месяц («carte orange»). Билеты «Мобилис» или «Пари Визит» дают право на один, 3 или 5 дней неограниченных поездок на метро, автобусе и поездах RER (действуют с любого дня недели) и дают право на скидки при посещении некоторых музеев (стоят в зависимости от зоны). Билет «Musees-Monuments» («Музей-Памятники») дает право бесплатного и преимущественного посещения постоянных коллекций 70 музеев и памятников Парижа и Иль-де-Франса (продается в Парижском Бюро по туризму).
Кроме обычных сидений, в вагонах метро есть и откидные, которые в часы пик или при переполненном вагоне полагается освобождать. Уступать места пожилым людям не принято. Также не принято спрашивать у впереди стоящего о выходе на следующей остановке — нужно просто пробираться к выходу, извиняясь перед всеми.
Железнодорожный транспорт
Франция располагает обширной железнодорожной сетью, а также крупнейшей и самой быстрой в Европе системой высокоскоростных поездов TGV. К сожалению, сайт национальной железнодорожной компании SNCF весьма неудобен и редко обновляется. Для получения адекватной и удобной информации о расписании лучше пользоваться немецким сервером Deutsche Bahn.
Стандартные тарифы во Франции весьма высоки: Париж – Ницца (6 часов) – 85-100 евро, Париж — Бордо (3 часа) – 60 евро. Это второй класс, первый в полтора раза дороже. Большинство билетов необходимо компостировать перед посадкой в поезд. Тарифы могут изменяться в зависимости от того, на пиковый или непиковый период приходится ваша поездка. Тем не менее существует ряд возможностей сэкономить.
Вы можете получить скидку (Decouverte J8/J30), если покупаете билет за 30 или за 8 дней до отправления. 25% скидки (Decouverte Sejour) полагается тем, кто едет туда и обратно и проводит в пункте назначения ночь с субботы на воскресенье. Такую же скидку (Decouverte a deux) получают те, кто едет туда и обратно группой от 2 до 9 человек. Кроме того, регулярно бывают спецпредложения – от 25 евро за билет через всю страну.
Сеть ночных поездов представлена обычными поездами, поездами Service Nuit и TGV de nuit. Доплата за кушетку составляет в обычном поезде 15 евро, в поезде Service Nuit 17,5 евро. Доплата за спальные вагоны гораздо выше и за одиночную спальню доходит до 100 с лишним евро. Поезда TGV de nuit представляют собой сидячий высокоскоростной ночной сервис. Стоимость проезда по любому направлению в этих поездах 36 евро во втором классе и 45 евро в первом.
Если вы собираетесь сделать много поездок по Франции, а тем более посещать еще и страны Бенилюкса или другие соседние страны, то вам может подойти проездной InterRail, который позволяет ездить безлимитно от 16 дней до 1 месяца по тарифам от 299 евро для взрослых и от 210 евро для молодежи. Этот проездной доступен для покупки как в России, так и в зарубежной Европе.
В общем и целом путешествие на поездах по Франции нельзя назвать дешевым. Поэтому к планированию поездки следует отнестись серьезно. Турист, приехавший в страну и решивший спонтанно отправиться в железнодорожную поездку, рискует потратить весьма значительные суммы, порой сопоставимые со стоимостью перелета.
Водный транспорт
Водный транспорт во Франции имеет значение в основном как средство сообщения основной части страны с Корсикой. Многочисленные паромы ходят между портами Лазурного берега и островом. Время в пути – несколько часов, цены вполне умеренные. Основных перевозчиков два — SNCM (www.sncm.fr) и Corsica Ferries (www.corsicaferries.com).
Воздушный транспорт
Франция располагает мощной сетью внутренних авиаперевозок, львиную долю которых выполняют национальный перевозчик Air France и региональные авиакомпании, входящие в группу Air France. Регулярная стоимость билетов начинается от 100 евро за полет туда-обратно. Периодически бывают спецпредложения от 25 евро за полет.
Ведущая европейская бюджетная авиакомпания EasyJet составляет существенную конкуренцию на маршрутах из Парижа на юг страны. Собственных бюджетных авиалиний во Франции практически нет, если не считать компанию FlyWest, чьи объемы перевозок крайне малы: по рейсу в день из Парижа в Тулон и Брест, да изредка пара других маршрутов.
Прокат автомобилей
Во Франции присутствуют все международные компании по прокату автомобилей , в т.ч. бюджетные easyCar и Sixti. Для аренды автомобиля необходимо иметь международные права на французском или английском языке, паспорт и кредитную карточку. В некоторых случаях вместо кредитной карты возможен денежный залог. Водителям младше 25 лет аренда обычно обходится дороже.
Большая часть компаний требует стаж не менее года и возраст от 21 лет (23 года для некоторых категорий машин). Страховка обязательна, но очень часто прокатные фирмы продают ее с франшизой (при небольшой аварии ущерб придется компенсировать водителю). Франшиза может достигать 800-1000 евро, но за дополнительную плату можно взять страховку с нулевой франшизой. За аренду-сдачу машины в аэропорту бывают дополнительные сборы, как и за взятие-возврат не в одной и той же точке.
Цена аренды машины компакткласса на неделю — около 250 евро, что в среднем дороже, чем в большинстве стран Западной Европы (исключая Скандинавию). На Лазурном берегу и Корсике цены выше — от 350 евро за неделю. Бронировать автомобиль желательно заранее, поскольку непосредственно в день отправления может не оказаться автомобиля нужного класса.
Last Updated on 12.06.2020