Транспорт
Автобусное соединение
Автобусы курсируют по всей стране и обычно быстрее и удобнее поездов, особенно на ближние и средние расстояния. Городской автовокзал Баку расположен в центре города, возле ст. метро.
Автобусы регулярно отправляются по следующим направлениям: Белоканы (5-7 раз в день), Шеки (12-15 раз в день), Гянджа (20-25 раз в день), Красный Мост (граница с Грузией, 10-15 раз в день ) Куба (4-5 раз в день), Астара (граница с Ираном, 10 раз в день).
Также, автобусы часто курсируют другим маршрутам.
Шоссе в Азербайджане идут параллельно основным железнодорожным магистралям. Одно из них проходит вдоль Каспийского моря из России в Иран, через Баку.
В свою очередь из Баку к грузинской границы также ведет автодорога. От города Евлах (на магистрали Баку-Тбилиси) на юг отходит шоссейная дорога в Нагорный Карабах.
Все они являются сегментами следующих европейских автомобильных маршрутов.
Железные дороги являются одним из основных видов транспорта в Азербайджане, на их долю приходится около 40% грузооборота до 25% пассажирооборота. В 2007 году железными дорогами было перевезено до 35 млн. тонн грузов.
Сеть железных дорог общего пользования в Азербайджане и вся его инфраструктура принадлежит ЗАО «Азербайджанская железная дорога», которая является государственной компанией, эксплуатирующей железные дороги общего пользования.
Кроме ЗАО АС, права операторов перевозок, имеют также компании Middle East Petrolium и Azersun, владеющих грузовым вагонным парком и имеют лицензию на перевозку нефти по железной дороге.
Кроме того, своими железнодорожными линиями, парком ВС, и объектами инфраструктуры, обладают многие промышленные предприятия, чья железнодорожная инфраструктура имеет статус промышленных подъездных путей.
Общая протяженность железных дорог — 2 125 км, из них двухпутных — 800 км, развернутая длина — 2995 км.
Национальная железнодорожная компания Азербайджана — Закрытое Акционерное Общество «Азербайджанская Железная дорога».
В эксплуатации находится:
500 электровозов
270 тепловозов
38 тыс. грузовых вагонов
1000 пассажирских вагонов.
6 основных локомотивных депо
2 оборотных локомотивных депо
9 вагонных депо
Речной транспорт
Единственной судоходной рекой в Азербайджане была Кура, навигация по ней была круглогодичной от Евлаха до устья реки близ города Нефтчала.
Но уровень глубины речки позволял использовать только суда с малой осадкой и с малой грузоподъемностью. Эти особенности сдерживали развитие речного транспорта в Азербайджане.
В крупных населенных пунктах вдоль реки были расположены речные пристани, крупнейшие из которых были в Сальяне, Ширвани (Али-Байрамлы), Евлахе.
В связи с развитием гидроэнергетики, со строительством новых гидроэлектростанций и плотин, а также нерентабельностью речного судоходства по Куре, с конца 80-х, судоходство по Куре было прекращено.
Морской транспорт
Наибольшей азербайджанской судоходной компанией, является Каспийское морское пароходство — Каспар, которая является также крупнейшей судоходной компанией в бассейне Каспия.
Каспар занимается перевозкой всех видов грузов, но весомую долю в перевозках составляют нефть и нефтепродукты, компания также выполняет перевозку пассажиров, и является оператором железнодорожной паромной переправы Баку — Туркменбаши, Баку — Актау.
Каспара также относятся и некоторые судоремонтные заводы.
Флот Каспара насчитывает 86 судов с суммарным дедвейтом 483,782 тонн, из них 41 танкер, 35 сухогрузов, 10 вспомогательных судов.
Также есть 3 судна типа 3 Ро-Ро (железнодорожно-автомобильный), 7 паромов (железнодорожно-пассажирский), пассажирские суда и катера.
Каспийское пароходство выполняет и международные перевозки в бассейнах других морей и океанов, в основном Черного, Средиземного, Балтийского морей и Атлантического океана.
Все порты находятся на побережье Каспийского моря. Это порт в г. Астара, Ленкорань и Сумгаит. В Баку порт имеет 17 причалов, 5 из которых предназначены для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов, 10 — для перевозки леса и других грузов, 2 — пассажирских.
Бакинский порт располагает также крупные нефтяные терминалы в Дюбенди и Сангачали, планируется перенос основной части бакинского порта из центра города, в дальнее пригород Баку, Аляты.
Городской транспорт
Городской общественный транспорт получил развитие и распространение по всему Азербайджану. В Азербайджане изначально были представлены все виды городского транспорта, автобусы, трамваи, троллейбусы, метро.
Городской общественный автотранспорт есть во всех городах и селах Азербайджана, каждый райцентр имеет свою сеть внутригородского, внутрирайонного и межрайонного автобусного сообщения.
Большая часть всех автоперевозчиков являются частными компаниями. С 2007 года идет усиленное замена автобусов малой вместимости (маршруток) на автобусы большой вместимости.
Бакинский метрополитен открыт 6 ноября 1967 Состоит из двух линий, красной и зеленой, общая длина — 29,9 км, имеет 20 станций. Является одним из двух (наряду с городским общественным автотранспортом) важнейших видов городского транспорта Баку, выполнен значительный объем пассажироперевозок.
Авиатранспорт
Внутренние авиарейсы осуществляются 5 раз в день между Баку и анклавом Нахичевань. Стоимость перелета для иностранцев составляет $ 120 в одну сторону.
Кроме того, внутренние рейсы включают линию Баку — Гянджа ($ 60 в одну сторону) и Гянджа — Нахичевань ($ 60).
Наибольшей государственной авиакомпанией является Азербайджанские авиалинии.
Общее число аэропортов, по состоянию на 2007 год, равнялось 35 (27 с твердым покрытием посадочных полос и 8 из неасфальтированным покрытием), в их число входят такие аэропорты как: Баку (им. Гейдара Алиева), Гянджа, Евлах, Закаталы, Ленкорань, Нахичевань , Ханкенди.
Такси
Такси работают без счетчика. Поездка в пределах городского центра — около 10 000 манатов (поторговавшись, можно снизить цену вдвое). В такси иностранную валюту не принимают.
Last Updated on 14.06.2020