История

Оцените этот материал

Афганистан в древности

Археологические данные показывают, что северная часть территории современного Афганистана была обжита человеком в древнекаменном веке (пещера Кара-Камар), южная часть — в бронзовом веке (известны поселения земледельческих племён, 4—2-е тыс. до н.э.). В 1-й половине 1-го тыс. до н. э. с развитием ирригации возникают крупные оазисы. К этому времени относят становление раннеклассовых обществ, отношений и образование первых государств на территории Афганистана, древнейшим из которых была Бактрия. С 60-х гг. 6 в. до н. э. территория современного А. входила в состав государства Ахеменидов, в 330—329 до н. э. завоёвана Александром Македонским, а затем включена в состав владений Селевкидов. Около 250 до н. э. возникло Греко-Бактрийское царство (с центром в северной части Афганистана), просуществовавшее до 140—130 до н. э. В эпоху Великих Кушан (конец 1—4 вв. н. э., см. Кушанское царство), центр государства которых находился на территории современного северного Афганистана, продолжался расцвет городов, рост ремесленного производства, денежного обращения, развивались культура и искусство. Началось распространение буддизма. Могущество кушан было подорвано Сасанидами, подчинившими часть территории Афганистана. В 5 — начале 6 вв. б. ч. территории Афганистана была завоёвана правителями племенного объединения эфталитов.
После того как в 60-х гг. 6 в. объединение эфталитов распалось под ударами тюрок и Сасанидов, территория Афганистана оказалась раздробленной на мелкие владения, часть правителей которых стали вассалами Тюркского каганата, часть — вассалами Сасанидов. Политическая раздробленность, упадок городов, появление множества замков в сельских районах Бактрии и соседних стран в 6—7 вв. были вызваны, по-видимому, усилением мелкой землевладельческой аристократии и становлением раннефеодальных отношений.

Афганистан в средние века

Ранний феодализм
В 7—8 вв. большую часть территории Афганистана покорили арабы, с 9 в. она управлялась династиями Тахиридов, Саффаридов, а с 900 находилась под властью Саманидских эмиров Бухары. В 9—10 вв. происходил значительный подъём хозяйства, культуры и искусства. В 7—10 вв. получил распространение ислам. Народные движения против халифатских властей и местных династий в 7—10 вв. возглавлялись сектами карматов, хариджитов и др. В 60-х гг. 10 в.—30-х гг. 12 в. территория Афганистана входила в государство Газневидов. С начала 30-х гг. 12 в. под ударами Сельджуков, а позднее Гуридов государство Газневидов стало распадаться. Большая часть территории А. вошла в состав государства Гуридов (1148—1206), ядром которого был Гур — горная область к В. и Ю.-В. от Герата, населённая гурцами. Гурцы в 12—14 вв., а позднее афганцы играли видную роль в политической истории А. и отчасти соседних стран. Основными территориями формирования афганской народности (пуштуны) были Сулеймановы горы, Газни-Кандагарское и Кветта-Пишинское нагорья. К древнему населению этих территорий, говорившему на языках восточно-иранской группы (к ней же относится современный афганский язык — пушту), восходят истоки афганского этногенеза, в котором на ранних этапах, видимо, участвовали бактрийцы, саки и эфталиты, а позднее — индийские (особенно на юге), таджикские и, возможно, тюркские элементы. Первые упоминания об афганцах встречаются в источниках с 6 в. Большое значение для исследования истории Афганистана имеет изучение взаимосвязей между афганцами и таджиками, составлявшими основное население Гератского и других оазисов на территории Афганистана.
Нашествие монголов в 13 в. надолго затормозило экономическое и культурное развитие населения территории Афганистана. Тяжелые последствия его постепенно изживались в государстве Куртов (13—14 вв.), но не были полностью преодолены и при Тимуридах, хотя в их владениях значительно оживилось хозяйство и процветала культура феодального общества, в котором были развиты феодальные формы земельной собственности, военно-ленная система. В 16 в. территория Афганистана была завоёвана Великими Моголами и Сефевидами. В длительной борьбе против власти Великих Моголов и Сефевидов создавались предпосылки для объединения афганцев в самостоятельное государство, образование которого задерживалось их раздробленностью на множество племён и родов. Общественный строй афганцев характеризовался, с одной стороны, наличием патриархального уклада (род, организованный на военный лад), с другой — развитием феодальных отношений. Рост имущественного неравенства и классовые противоречия у афганцев вызвали в 60-х гг. 16 в. массовое народное движение против Великих Моголов и афганской знати, возглавленное сектой рошани. За сектой рошани шли многие племена, но разногласия мешали их прочному объединению. Движение рошани было подавлено в конце 30-х гг. 17 в.

Образование раннефеодального государства афганцев 
В 16 в. возникают афганские феодальные княжества (например, хаттакское княжество Акора), что свидетельствовало о наличии у афганцев социально-экономических предпосылок для развития феодальной государственности. Правитель Акоры Хушхальхан Хаттак вместе с вождями племени афридиев возглавил крупнейшее восстание против Великих Моголов, охватившее в 1672—75 большую часть афганских племён. В 1709 против Сефевидов восстали гильзаи, и в Кандагаре образовалось независимое Гильзайское княжество. В 1716 возникло самостоятельное княжество племени абдали в Герате. Эти княжества в 30-х гг. 18 в. были завоёваны Надиром. Однако после смерти Надир-шаха (1747) его держава распалась.

Афганистан в новое время

На развалинах державы Надир-шаха возникло (1747) объединение афганцев в едином независимом государстве (Дурранийской державе), главой которого стал Ахмад-хан. Господствующее положение во вновь созданном государстве заняли ханы племени абдали (дуррани). Афганские племена сохраняли родоплеменную структуру и клановую организацию; самостоятельность во внутренних делах они сохранили даже в 19 в. Большую роль во внутренней жизни афганских племён играла джирга (собрание членов племени). Большая часть афганских племён освобождалась от податей, но должна была поставлять шаху воинов. Ахмад-шах расширил границы государства, завоевав Пенджаб, Кашмир, Синд, Сирхинд, Белуджистан, Хорасан, а также Балх и некоторые другие районы левобережья Амударьи. Налоги с покорённых областей были главным источником доходов шахской казны. Афганские ханы использовали своё влияние в государстве для захвата земель у малоимущих соплеменников. Рост феодальной собственности сопровождался борьбой афганской знати за независимость от центральной власти, ослаблявшейся восстаниями покорённых народов и мятежами афганских ханов. Преемники Ахмад-шаха утратили б. ч. его завоеваний, и в 1818 Дурранийская держава распалась на княжества: Гератское, Кандагарское, Кабульское, Пешаварское.

Объединение важнейших областей афгансикх племён в государстве Ахмад-шаха имело большое историческое значение. Оно создало благоприятные условия для сближения разобщённых афганских племён. Кабульское княжество стало ядром воссоединения Афганистана, которое начал осуществлять Дост Мухаммед. В 1838 английская агрессия (см. Англо-афганские войны 19—20 вв.) прервала этот процесс. В результате народной войны войска английской Ост-Индской компании были в 1842 изгнаны из Афганистана, и Дост Мухаммед продолжил объединение Афганистана: в 1855 был присоединён Кандагар, в 1863 — Герат. При эмире Шер Ала (правил в 1863—79) завершилось подчинение районов левобережья Амударьи и был покорён Бадах-шан. Шер Али укрепил центральную власть, увеличил армию, организовал почту. Его преобразованиям помешала 2-я англо-афганская война (1878—80). В результате упорного сопротивления народов Афганистана Англия была вынуждена отказаться от планов завоевания Афганистана. Пришедший к власти в 1880 внук Дост Мухаммеда Абдуррахман добился вывода английских войск из Афганистана, но признал английский контроль над внешней политикой страны. В 1893, угрожая войной, Англия добилась от Афганистана включения земель пограничных афганских племён (к югу и юго-востоку от т. н. «линии Дюранда», см. Дюранда миссия) в пределы своей колонии Индии. К концу 19 — началу 20 вв. в Афганистане сложилось относительно централизованное феодальное государство, чему содействовали реформы Абдуррахмана. Он воссоздал регулярную армию, упорядочил административный аппарат и взимание налогов, частично ограничил деятельность иностранного торгового капитала. Несмотря на господство феодальных отношений, а также на внешнюю изоляцию страны, насильственно установленную англичанами, в Афганистане росли города, развивались торговля и ремесло, укреплялись связи помещиков с рынком, появилась национальная торговая буржуазия. Предпосылками таких изменений были политическая консолидация, возраставшая специализация сельского хозяйства, развитие внутреннего рынка. При эмире Хабибулле (правил в 1901—19) были сделаны попытки верхушечной европеизации государства (например, созданы первые светские учебные заведения с преподаванием по европейскому образцу). В начале 20 в. в Афганистане активизируется общественно-политическая мысль, на которую большое влияние оказали Революция 1905—07 в России и революционное движение в соседних странах Востока. В этот период возникло движение младоафганцев. Их идейным вождём был поэт и публицист Махмуд Тарзи.

Во время Первой мировой войны 1914—18 Афганистан сохранял нейтралитет. Германо-австро-турецкая миссия 1915—16 в Афганистане, пытавшаяся вовлечь Афганистан в войну, успеха не имела.

Новейшая история Афганистана

Развитие капитализма в условиях независимости страны (с 1919)
Великая Октябрьская социалистическая революция в России внесла коренные изменения в международное положение Афганистана, создала благоприятные условия для завоевания Афганистаном государственной независимости. Упрочились позиции национальных сил в стране, активизировались патриотические выступления. В феврале 1919 эмиром стал Аманулла-хан, правительство которого руководствовалось идеями младоафганцев. 28 февраля 1919 Аманулла-хан провозгласил независимость Афганистана, что обеспечило ему поддержку армии и широких масс населения. Отвергнув предложение афганского правительства (3 марта 1919) об установлении англо-афганских отношений на основе равноправия сторон, Англия развязала 3-ю захватническую войну против Афганистана (май — июнь 1919).

Советская Россия оказала дружественную поддержку Афганистану, первой признав 27 марта 1919 его суверенитет. В послании В. И. Ленина афганскому эмиру от 27 мая 1919 говорилось о готовности немедленно обменяться посольствами (обмен посольствами состоялся в том же году). Позиция Советской России и подъём антиимпериалистической борьбы на Востоке помогли Афганистану в борьбе за независимость. По прелиминарному Равалпиндскому договору 8 августа 1919 Англия признала независимость Афганистана. Окончательное признание последовало в 1921 (см. в ст. Англо-афганские договоры и соглашения 19—20 вв.), после заключения в феврале 1921 советско-афганского договора (см. в ст. Советско-афганские договоры и соглашения). 31 августа 1926 между Афганистаном и СССР был заключён Договор о нейтралитете и взаимном ненападении.

В 1919—28 в Афганистане проводились реформы, содействовавшие преодолению феодальной отсталости и развитию капиталистических отношений (законы о поощрении промышленности, 1921, и о неограниченном праве собственности на землю, её свободной купле и продаже, 1923; реформы по расширению светского образования и др.). В 1923 была провозглашена первая конституция Афганистана.

Буржуазным преобразованиям противодействовали ханы племён и духовенство. Они получили поддержку английского империализма и использовали тяжёлое положение крестьянства, интересы которого не учитывались младоафганским правительством. В конце 1928 в стране началось антиправительственное восстание под предводительством Бачаи Сакао. Аманулла-хан вынужден был отречься от престола. Захвативший в январе 1929 власть в Афганистане Бачаи Сакао (правил под именем Хабибуллы) отменил все реформы. Против Бачаи Сакао выступил бывший военный министр в правительстве Амануллы Мухаммед Надир, который в октябре 1929 овладел Кабулом и был провозглашен королём. Он основал ныне правящую династию. Провозглашенная в 1931 новая конституция закрепила позиции духовенства в области просвещения и права, обеспечила участие знати племён в государственном управлении; в то же время в соответствии с конституцией был создан выборный Народный совет с совещательными правами. В 1933 королём Афганистана стал сын Надира Мухаммед Захир Шах. В 30-х гг. при поддержке государства создаются объединения национального купечества (ширкеты). Предпринимаются меры к созданию фабричной промышленности.

Советско-афганские экономические связи неизменно отвечали интересам Афганистана. Укреплению независимости Афганистана содействовал новый советско-афганский договор 1931 о нейтралитете и взаимном ненападении. После начала Второй мировой войны 1939—1945 афганское правительство 7 сентября 1939 провозгласило нейтралитет. Однако нацистская Германия и фашистская Италия, активизировавшие свою деятельность в Афганистане в предвоенные годы, стремились столкнуть Афганистан с позиции нейтралитета. Немецкие и итальянские агенты пытались организовать с территории Афганистана антисоветские диверсии и предпринять военные авантюры на афгано-индийской границе. В связи с обращением правительств СССР (11 октября 1941) и Англии (9 октября 1941) фашистские агенты были высланы из Афганистана. Несмотря на то что Афганистан не участвовал в войне, он испытал значительные экономические трудности, вызванные нарушением мировых хозяйственных связей.

К концу Второй мировой войны Афганистан оставался экономически слаборазвитой страной со значительными феодальными пережитками в сельском хозяйстве, в котором было занято около 90% населения; число промышленных, транспортных и строительных рабочих не превышало 40 тыс. чел. Рост аграрного перёнаселения при низком уровне национального промышленного производства сопровождался систематическим ухудшением положения трудящихся деревни и города. Империалисты США и Англии воспользовались экономическими затруднениями Афганистана. Учитывая заинтересованность Афганистана в сбыте каракуля на американском рынке, США предоставили Афганистану обременительные займы с условием оплаты деятельности американской фирмы «Моррисон-Надсен», которая с 1946 в течение многих лет вела неэффективное ирригационное строительство на юге страны. С 50-х гг., в экономику Афганистана начал активно проникать западно-германский капитал. Угрозу для независимости Афганистана составили и попытки вовлечения его в агрессивные военные блоки империализма в Азии. При этом для оказания давления на Афганистан американские и английские империалисты пытались использовать афгано-пакистанские противоречия по вопросу самоопределения пуштунов, проживающих к югу, и юго-востоку от «линии Дюранда» (ныне — в пределах Пакистана). Экономические затруднения, рост социальных противоречий вызвали появление в Афганистане оппозиционных общественных течений. Ведущую роль в них играли представители мелкой и средней буржуазии, национальной интеллигенции. Они выступали за ускоренный рост производительных сил, демократизацию государственной системы, против колониализма. На основе возникшего к 1947 движения «Пробудившаяся молодёжь» в 1950—51 сложились политические группы; они издавали первые неофициозные газеты в Афганистане и выдвигали отдельные требования буржуазно-демократического характера (разрешить создание политической партии, установить ответственность правительства перед парламентом и т. п.). В 1952—53 деятельность этих групп была запрещена. С приходом к власти правительства Мухаммеда Дауда (1953—63), провозгласившего политику «руководимой экономики», в стране были осуществлены важные меры государственно-капиталистического характера: созданы государственные организации и смешанные акционерные обществва в области внешней торговли, установлен государственный контроль над промышленными предприятиями и банковской деятельностью, расширено государственное промышленно-ирригационное и дорожно-транспортное строительство и кредитная система и т. д. Два плана экономического развития 1956/57—60/61 и 1962/63—66/67 имели целью ускорить развитие производительных сил. Однако основной отраслью экономики Афганистана оставалось сельское хозяйство. Важнейшую роль в экономическом развитии Афганистана сыграло значительно расширившееся в 50—60-х гг. сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами, что открыло перед Афганистаном практические возможности создания предпосылок экономической самостоятельности. В соответствии с советско-афганскими соглашениями об экономическом и техническом сотрудничестве в Афганистане построен с участием СССР ряд объектов (см. раздел Экономика Афганистана). Расширяются советско-афганские связи в области культуры (в соответствии с соглашением 1960). Доля социалистических стран, включая СССР в общем внешнеторговом обороте Афганистана в 1967/68 достигла 47%. Опираясь на сотрудничество с социалистическими странами, Афганистан упрочил суверенные позиции в отношениях с капиталистическим миром, в значительной мере разрешил проблему транзита товаров, что также способствовало укреплению политической независимости страны. Осуществленные в Афганистане к середине 60-х гг. экономические мероприятия ускорили формирование экономических районов и общенационального рынка, расширили сферу наёмного труда. Всё это способствует изживанию докапиталистических пережитков в экономике и общественных отношениях. Капиталистическая эволюция осложняется сопротивлением новому со стороны феодально-клерикальной реакции, нерешённостью аграрного вопроса, сохранением полуфеодальных форм эксплуатации крестьянства. Значительное влияние прошлого сохраняется также в области идеологии, права и быта. Вместе с тем соотношение социальных сил в стране всё более складывается в пользу реформ, охватывающих не только экономику, но и государственно-политическую жизнь. В 1963—1965 кабинетом Мухаммеда Юсуфа была осуществлена конституционная реформа, имевшая целью постепенное приспосабливание существующих институтов к нуждам капиталистического развития. Принятая в 1964 конституция (см. раздел Политическая структура Афганистана) способствовала оживлению общественных движений, выступающих за реализацию её правовых деклараций. Это проявилось в демонстрациях в Кабуле в 1965—66 и в выходе в 1966—67 несколько неофициозных (частных) газет. Участники движений, в основном представители мелкой и средней буржуазии, интеллигенции, выступили с национально-буржуазными демократическими программами. Тогда же появились и издания, в которых впервые нашли отражение политические взгляды, оформившиеся под влиянием социалистической идеологии. Что касается правящих классов (помещики и представители крупной буржуазии), то их идеологи пропагандируют концепцию «национального единства» на путях «умеренной эволюции». В 1965 в Афганистане была начата разработка первого закона о политических партиях.

В области внешней политики Афганистан активно (с 1919), сотрудничает с неприсоединившимися странами. Позитивный нейтрализм, подтверждённый правительством Мухаммеда Юсуфа (1963—65), а также сменившими его кабинетами Мухаммеда Хашима Мейвандваля (1965—67) и Нур Ахмеда Эттемади (с 1967), составляет основу международного курса Афганистана, выступающего за мирное сосуществование государств, против колониализма, за разоружение.

Last Updated on 25.06.2020

ку-ку

Преимущества работы с нами

Мы работаем на рынке Украины уже более 18 лет

Информация о нас                    Нас рекомендуют                   Партнеры на Украине

За это время мы собрали самую полную базу визовой информации.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей