Культура

Традиционно-бытовая культура населения Бангладеш в целом мало отличается от Западной Бенгалии. Уже говорилось о традиционном жилище. Это широко распространенное во всей Южной Азии наземное каркасно-столбовое строение в разных вариантах. Одно из них под названием «бунгало» получило известность далеко за пределами субконтинента. То, что Бангладеш расположена на стыке двух больших историко-этнографических регионов — южноазиатского и юго-восточ-ноазиатского — наложило определенный отпечаток на некоторые элементы материальной культуры. Так, например, в восточных районах Бангладеш у народов бирманского происхождения (чакма, мар-ма и др.) преобладают свайные каркасно-столбовые жилища из бамбука, столь характерные для народов Юго-Восточной Азии.

В целом одежда населения Бангладеш мало отличается от традиционных моделей соседних стран. Женщины предпочитают индийское сари; мусульманки, придерживаясь обычаев шариата, нередко, выходя на улицу, надевают паранджу или чадру. Распространены среди них шаровары и накидки.

Мужчины-мусульмане носят лунги. Во время работы они засучивают лунги выше колен, а конец продевают между ног, так что получаются своеобразные трусы. Мужчины-индусы предпочитают индийское дхоти. Постепенно проникают в быт элементы европейской одежды: мужские майки, шорты и обычные рубашки, которые носят навыпуск.

Истоки духовной культуры Бангладеш связаны с древними народными традициями, корни которых восходят еще к доарийским временам. Большой отпечаток на культуру наложила религия, но и мусульмане, и индусы нередко поклоняются одним и тем же местным божествам, которые связаны с древними магическими ритуалами плодородия.

На протяжении четверти столетия, в течение которого Восточная Бенгалия была частью Пакистана, официальными властями подчеркивались специфические мусульманские черты в культуре и литературе, игнорировались многие древние бенгальские традиции, провозглашавшиеся индуистскими и потому несовместимыми с исламом.

Из произведений народного творчества популярны баллады, повествующие о конфликтах между феодальными правителями и их подданными, об удивительных приключениях купцов в далеких странах, о трагической любви и т. д. Там и теперь очень любят матросские песни— бхахияли, философские— баул и муршид, трудовые песни— сариган, которые чаще всего исполняются при уборке урожая. У мусульманских женщин есть свои песни — меджли, которые они поют накануне свадьбы в доме невесты, прощаясь с подругой. Один из сюжетов свадебных песен — любовь бога

К народному фольклору относятся также нарядные, красочные спектакли — джатра, которые длятся по нескольку часов, а иногда и всю ночь. Исламские каноны не позволяют выступать на сцене женщинам, поэтому роль молодых героинь исполняют мальчики. Сюжеты многих спектаклей взяты опять-таки из индусской мифологии. Особенно популярны приключения Рамы и Ситы из великого эпоса «Рамаяны». Другой широко распространенный сюжет в разных вариантах повествует о любви индусского помещика Надеччанда к прекрасной цыганке. Очень популярен массовый танец и песни джариган, в которых говорится о битве у Кербелы, где погиб герой мусульманских легенд Хусейн.

Развивается духовная, в частности профессиональная, культура Бангладеш. Большим событием в жизни творческой интеллигенции республики был первый съезд писателей Бангладеш в 1974 г., который провел организационную работу по созданию Союза писателей Народной Республики Бангладеш.

Как и на всем Востоке, поэзия всегда была и остается ведущим жанром бангла-дешской литературы. Она зиждется как на мусульманских, так и на индусских традициях. Стихотворение Рабиндраната Тагора «Моя золотая Бенгалия» стало государственным гимном Народной Республики Бангладеш.

Восточнобенгальская литература, которая развивалась на основе даккского диалекта, всегда отличалась своим демократизмом и народностью. Мусульманское литературное общество, основанное в Дакке в 1925 г., сыграло значительную роль в развитии восточнобенгальской литературы. Это общество выступало за эмансипацию женщин, за реформацию мусульманской общины, и его деятельность носила просветительский характер. Его активными участниками были поэты Абдул Фазл, Абдул Кадир и др.

Накануне образования Пакистана большой популярностью пользовались поэты Гулам Мустафа (1897—1964), Ро-ушан Яздани (1917—1966) и в особенности Назрул Ислам (1899—1972). Он родился в бедной мусульманской крестьянской семье и долго странствовал с труппой бродячего театра. Назрул Ислам — крупнейший после Рабиндраната Тагора бенгальский поэт. Он многое сделал, чтобы вовлечь народ в антиколониальную борьбу, и внес большой вклад в развитие революционных идей в бенгальской литературе. Его глубоко вдохновляли те большие изменения, которые происходили в России после Великой Октябрьской социалистической революции.

Крупнейший современный поэт Бангладеш — Ахмад Джасимуддин (1903—1976). Его творчество неразрывно i связано с фольклорными традициями народа. Он проделал огромный труд по обработке народных песен и баллад. Многие его стихи превратились в народные песни. Жизнь Джасимуддина неразрывно связана с крестьянской средой. Кроме того, он автор ряда пьес и стихов для детей. Имя этого поэта и писателя широко известно и за пределами Бангладеш. Некоторые его произведения были переведены и изданы в Советском Союзе, где он побывал в 1967 г. После поездки в СССР Джасимуддин опубликовал книгу «Страна, где народ велик».

В независимой Бангладеш выросла целая плеяда молодых, но уже получивших признание поэтов, стихи которых несут большую социальную нагрузку. Развивая национальные традиции, многие из них обращаются к опыту современной европейской поэзии. К этой группе принадлежат Шамсур Рахман (род. в 1922 г.), Хасан Хафизур Рахман (род. в 1936 г.), Ал-Махмуд (род. в 1936 г.) и др. В последние десятилетия большие успехи сделаны в прозаическом жанре, более скромные — в драматургии.

Бенгальская академия, созданная в Дакке в 1957 г., ведет широкую исследовательскую работу в области литературы и языка. Общество по развитию искусств и литературы, основанное в Читтагонге в 1948 г., организует музыкальные фестивали и литературные конференции.

Большую работу ведет Музыкальная академия, которая по существу является высшим музыкальным училищем. Там преподают драматическое искусство, обучают танцам и музыке. При академии есть театр, где стремятся возродить традиционные народные зрелища, ставятся драматические спектакли, а также балет.

В развитии живописи значительную роль играет школа искусств, основателем которой был крупнейший современный художник и график Зайнул Абедин.

В Бангладеш работают одна государственная и три частные киностудии, снимающие до 30—40 картин в год. Преобладают развлекательные ленты с песнями и танцами. Снимаются также фильмы гражданского звучания, например на тему о войне за освобождение, о борьбе за восстановление страны. Некоторые фильмы Бангладеш были показаны на международных фестивалях в Ташкенте.

ку-ку

Преимущества работы с нами

Мы работаем на рынке Украины уже более 18 лет

Информация о нас                    Нас рекомендуют                   Партнеры на Украине

За это время мы собрали самую полную базу визовой информации.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей