Культура
Бутан — страна без нищих, голода и преступности.
Все выращенное на этой благословенной земле — экологически чистое, потому, что запрещен ввоз химических удобрений. А вывозится только избыток сельскохозяйственных продуктов в Индию. Здесь почти все вегетарианцы и запрещено убивать животных. Леса в Бутане не вырубаются, а, наоборот, высаживаются на голых склонах гор. Здесь нет телевидения, но есть телевизоры и масса видеокассет.
Ткацкое мастерство
Ткацкое мастерство развито на востоке Бутана, в горных деревеньках. Побывав там, можно встретить женщин, которые сидят прямо на открытом воздухе, поют и ткут замечательные и яркие полотна. Это ремесло передается по наследству. Считается, что самые лучшие ткачихи — в районах Лхеунтсе, Кури Гху и Радхи восточного Бутана. Бывает несколько видов полотен. Ткачихи вырабатывают их из шелка-сырца, шелка на хлопке и из полностью шелковых нитей. Нитки и пряжу красят натуральными красками и высушивают за неделю до превращения их в традиционные костюмы Гхо и Кира. Это непременные национальные предметы одежды королевства длиной до пола. Кира, женское одеяние, шьется из трех полотен, которые образуют большой прямоугольник. Он драпируется и складывается вокруг женского тела и закрепляется на талии специальным ремнем, называемым «кера».
Полный процесс выработки этих изделий занимает от 6 месяцев до года. Поэтому стоимость этих изделий получается очень высокой. Зачастую они являются частью семейного бюджета и даже используются в натуральном обмене.
Стрельба из лука
Стрельба из лука — самый любимый вид спорта бутанцев. Каждая деревня имеет собственное поле для стрельбы из лука. Никакое празднество или фестиваль не обходится без соревнования по стрельбе из лука. Расстояние до мишеней — около 120 метров. Мишени вырезаются из дерева и ярко раскрашиваются.
Главное соревнование происходит раз в год, во время празднования бутанского Нового года, Лосара. Волнение перед турниром начинается накануне соревнования. Команды даже нанимают астрологов, чтобы сделать отбор участников и наслать на противника заклинания. По старой традиции, перед соревнованием команды ночуют в лесу или амбаре. Место и время также зависят от исхода расчетов астрологов. Считается, что участнику соревнования ночь перед состязанием лучше не проводить со своей женой, чтобы общая концентрация была на уровне. Само соревнование начинается с инициации и традиционного завтрака. С самого раннего утра в изобилии крепкие алкогольные напитки. В конце дня, когда алкоголь уже дает полный эффект, охрипшие участники громко шепчут своим противникам непристойности и танцуют отвлекающие внимание танцы перед мишенями. Женщины из каждой деревни поддерживают свою команду пением, и высмеивают команду противника.
Бумага
В Тимпху находятся фабрики по производству традиционной бумаги — из волокон растений, по древнекитайской технологии. На ощупь бумага грубая, как оберточная. Но эта бумага имеет особую ценность и предназначение. Книги, сделанные из такой бумаги, выдерживают много сотен лет, поэтому ее всегда заказывают буддийские монастыри из различных стран.
Похороны
В Бутане принят обычай кремации. Но, по тибетской традиции, самым лучшим способом похорон является отдача тел мертвых в корм птицам. Считается, что так тела отправляются прямо на небо. Поэтому, таким образом, еще хоронят маленьких детей, так как для них это самый благоприятный обряд.
Притча о четырех друзьях
Одна из самых любимых в Бутане сказок — притча о 4 друзьях. Она отдаленно напоминает русскую народную сказку «Про репку». В Дзонгкха она называется Тхуенпа пуэн ши. В притче рассказывается о том, как четверо друзей: слон, обезьяна, кролик и павлин получили большой урожай фруктов благодаря взаимопомощи и смекалке. Павлин нашел зерно и посадил его в землю, кролик поливал его, обезьяна взрастила его, а слон охранял от всяких напастей. Наконец фруктовое дерево выросло, и созрели фрукты. Но оно оказалось таким высоким, что наши друзья не смогли достать до верхушки и собрать урожай. Тогда обезьяна взобралась на слона, кролик на обезьяну, а на кролика взобрался павлин. Получилась высокая пирамида и они смогли собрать свой урожай.
Фаллосы оберегают бутанцев от сглаза
Гита Пандли
Би-би-си, Тхимпху
Далекая страна Бутан в Гималаях славится не только поразительными горными видами.
Стоит только отъехать от единственного аэропорта королевства Паро в сторону столицы Тхимпху — и глаз неизменно натыкается на яркие изображения фаллосов, во множестве нанесенные на выбеленные стены домов, магазинов и столовых.
Нередко фаллические символы борются за место под солнцем с восточными драконами и рекламными плакатами, на которых болливудские актрисы превозносят прелести безалкогольных напитков.
Фаллос чтят многие народы: в Индии и Непале буддисты поклоняются «лингаму» в храмах, посвященных богу Шиве. А в Бутане изображения детородного органа берут свое начало в буддистском монастыре неподалеку от Пунакхи, бывшей столицы страны.
Святой бабник
Монастырь называется Чими Лхаханг и посвящен бутанскому святому скитальцу ламе Друпке Кинли.
Друпку Кинли, прославившегося необычными и зачастую скандальными методами учительства, называют Божественным Безумцем.
Истории о пьянстве и любовных похождениях, которым он со страстью предавался по всему королевству, привлекают к его храму паломников из разных уголков страны.
Поездка из Тхипху в Чими Лхаханг занимает три часа.
Построенный в 1499 году, монастырь представляет собой квадратное здание с остроконечной золотой крышей. Он стоит на вершине холма в 20 минутах ходьбы от ближайшей дороги.
Рядом на ветру развевается почти сотня хоругвей — в основном белых, но некоторые из них цветные.
Бутанцы верят в то, что когда эти флаги трогает ветер, он уносит с собой их молитвы и благословляет всякого человека и любую вещь, которой касается.
По легенде, Друпка Кинли отыскивал сбившихся с пути демонов и бил их по головам своим пенисом, подчиняя их себе и превращая их в ангелов-хранителей.
Несколько деревянных пенисов хранятся в монастыре и поныне.
Это чтобы защитить тех, кто живет в доме
Дема,
фермерша
Самый длинный, изваянный из коричневого дерева, с серебряной ручкой, — самый главный из всех: он считается религиозной реликвией и используются для благословения набожных.
Старший монах говорит мне, что Друпка Кинли принес его с собой, когда пришел в Бутан из Тибета около 500 лет назад. Именно этот предмет монах по очереди кладет на головы трех девушек, пришедших сюда помолиться: считается, что молитва в этом храме помогает бездетным.
Оберег
Чтобы прийти сюда, нужно миновать деревню Йовакха и многие дома которой украшены фаллическими изображениями.
На одном из таких домов — доме 80-летней фермерши Демы — красный пенис красуется рядом с деревянными оконными рамами, раскрашенными в традиционных местных цветах.
Дема говорит, что для этого специально нанимала профессионального художника.
«Это чтобы защитить тех, кто живет в доме, — объясняет она. — И еще чтобы в доме не было ссор».
Ее сын Йеши и племянница Дорйи Зам согласно кивают.
А по соседству живет 42-летний Кинли.
У него на стене — простой рисунок фаллоса. Он говорит, что сам нарисовал его в прошлом году, когда ремонтировал дом.
«Чтобы охранял дом от злого глаза. Когда люди завидуют мне или говорят что-то плохое обо мне или моей семье, он отводит сглаз», — говорит Кинли.
Сейчас он собирается стереть картинку и нарисовать новую, еще лучше.
«Эта не очень хорошая. Я ее рисовал в спешке», — поясняет он — и зовет жену и детей, чтобы попозировать на фоне его искусства для фотокамеры.
Но рисунки эти нравятся не всем.
В деревне Мисина я видела дом, на котором кто-то явно пытался замазать фаллос грязью.
Здесь живет Мина, ей 21 год, и она стесняется огромной картинки: пенис стоит на яичках, будто на колесах.
«Просто отвратительно, — говорит Мина. — Как-то это слишком по-мужски. Мне стыдно, когда приходят отец и брат. Хочу от нее избавиться».
Last Updated on 24.06.2020