Культура

Оцените этот материал

Социальная структура. В результате быстрых социально-экономических изменений после государственного переворота 1921 была трансформирована устоявшаяся структура общества. Традиционно наиболее влиятельными и богатыми лицами в стране были члены шахской семьи, узкая прослойка чиновников и религиозных лидеров (муджтахиды и аятоллы), племенные вожди, богатые купцы и знатные помещики. И хотя эти социальные группы сохранились, в централизованном государстве, созданном шахами династии Пехлеви, значительно окрепла роль бюрократии, высших военных чинов, новых предпринимателей, юристов, учителей, врачей, инженеров, а также деятелей культуры. Авторитет племенных вождей в иранском обществе в значительной степени снизился вследствие насильственного или спонтанного перехода большинства кочевых племен к оседлому образу жизни. Позиции религиозных лидеров тоже ослабели. Однако с 1963 и особенно после провозглашения исламской республики в 1979 их авторитет вновь повысился.

Городское население включает небольшой по численности рабочий класс, занятый в таких отраслях промышленности, как автосборочная, нефтеперерабатывающая и сталелитейная. Доходы этой социальной группы существенно выше, чем у ремесленников. На нижних ступенях общественной лестницы в городах находятся переселенцы, которые готовы к любой неквалифицированной работе.

В сельских районах, несмотря на проведенную земельную реформу, еще сохранились помещики. Имеются также зажиточные крестьяне, которым принадлежат земельные наделы. Кочевники-скотоводы составляли в начале 1990-х годов лишь небольшую часть населения, однако их вклад в производство мясомолочных продуктов и шерсти был весьма значителен.

Помимо ведения домашнего хозяйства и воспитания детей, женщины в деревнях прядут шерсть, ткут ковры и выполняют разные сельскохозяйственные работы. В городах они заняты в промышленном производстве, главным образом текстильном. Часть женщин работает учителями, врачами, медицинскими сестерами, а также трудится в сфере культуры, в правительственных и частных учреждениях. В последнее десятилетие 20 в. правительство стимулировало более широкое участие женщин в жизни страны. Некоторые из них избираются депутатами парламента. Одним из лидеров феминистского движения выступает дочь бывшего президента страны Рафсанджани Фаизе.

Население Ирана многонациональное и разноязычное, но развитие коммуникаций, образования и заключение браков между представителями разных общин ослабило роль этнического фактора. Так, большинство жителей Ирана, окончивших начальную школу, говорит на своем родном языке, а также на персидском. Многие представители таких национальных меньшинств, как гилянцы, мазандеранцы, курды и белуджи, владеют, кроме своего, и другими языками иранской группы.

Крупнейшие этнические общности образуют тюркоязычные азербайджанцы, проживающие в Иранском Азербайджане, и туркмены, населяющие побережье Каспийского моря, а также живущие изолированно в некоторых других районах страны. Арабы населяют в основном Хузестан на юго-западе страны.

Среди некоторых национальных и языковых меньшинств распространено стремление к автономии, однако оно не пользуется широкой поддержкой. Тем не менее небольшие группировки курдов в течение многих лет ведут вооруженную борьбу против власти.

Образ жизни. В ИРИ большое значение уделяется выполнению религиозного долга, посещению мечети и общественных пятничных молитв. Остаются сильными родственные связи, в том числе на работе и общественно-политической сфере. Отношения в семье строятся на уважении и почитании старших, браки заключаются с согласия родителей. Несмотря на то, что после 1979 были восстановлены исламские семейные принципы, разрешающие иметь несколько жен, на практике многоженство встречается крайне редко. Не получил широкого распространения и разрешенный после революции институт временного брака-сиге. Большое значение имеют праздники – семейные, религиозные, государственные. Ценится образованность, в повседневной жизни – умение читать стихи. Употребление алкогольных напитков запрещено. Высока кулинарная культура, особенно приготовление различных пловов. Распространено курение кальяна. Иранцы гостеприимны, общительны, отличаются вежливым обращением. Предупредительны и скромны в общении, мужчины уделяют много внимания детям. Из-за правил вежливости склонны к обещаниям, в деловых отношениях нельзя ограничиваться устными договоренностями. Для городской жизни характерна «пикниковая» культура, когда после захода солнца в теплое время горожане семьями выходят в парки, скверы, зеленые улицы, устраивая пикники, сохраняя при этом порядок и чистоту.

С конца 19 в. на культуру Ирана стало оказывать большое влияние западное искусство. После исламской революции каноны ислама стали в значительной степени определять форму и содержание культурного развития. Под запретом оказалось даже чтение Шах-наме Фердоуси, этого символа иранской культуры и истории. В первые годы после революции были запрещены театры, исполнение светской музыки, просмотр западных фильмов. В постепенно открывавшихся театрах основной репертуар составляли мистерии на религиозные, революционные и военные темы. В условиях исламского запрета на изображение людей в сложном положении оказалась живопись, однако потребность в распространении портретов исламских лидеров, шахидов привели к фактической отмене этого запрета. В 90-е вновь стали возрождаться не только традиционные, но и современные виды искусства. Все большую популярность в Иране и за его пределами приобретает современная иранская живопись, главным образом, в форме миниатюры. Современные музыкальные группы. В архитектуре наибольшее внимание уделяется городской массовой застройке, в последние годы – индивидуальному городскому жилью. Из новых архитектурных объектов наиболее значительным стал комплексный мемориал имама Хомейни около Тегерана. Вклад в современное мировое искусство внесли иранские кинематографисты. Наиболее известным режиссером является Мохсен Махмальбаф, уделяющий основное внимание художественной трактовке социальных проблем. Работы Аббаса Кияростами носят более камерный характер, наиболее интересны для него этико-философские проблемы. Его фильмы Где дом друга? (1987), Через оливы (1994), Вкус вишни, Золотая пальмовая ветвь в Каннах), принесли ему мировую известность. Мировую известность имеют неоднократно награжденные на международных кинофестивалях поэтичные фильмы Маджида Маджид (Дети небес, 1997; Отец, 1995; Цвет бога, 1999; Дождь, 2000), работы женщин-режиссеров – Ракшан Бани Этемад и Самиры Махмальбаф. Иранское кино отличается высоким чувством меры и вкуса, что поставило его в ряд с мировыми достижениями кинематографа.

Открыты новые музеи, посвященные революции и ее лидерам, дом, где жил в Тегеране Хомейни, восстанавливается музейная работа в бывших шахских дворцах, расширяется сеть библиотек. Наиболее крупные – Центральная библиотека и Центр документов при Тегеранском университете, Национальная библиотека (несколько тысяч томов государственных документов, относящихся к периоду правления Каджаров), Две библиотеки меджлиса (парламентские архивы с 1906 по настоящее время), Библиотека Аятоллы Мараши. Крупные теологические библиотеки находятся в Кумском теологическом центре и Мешхеде (библиотека вакфа «Астане Кодс» содержит более 10 тыс. древних рукописей).

Система образования. Общеобразовательные и высшие учебные заведения светского типа стали появляться с конца 90-х 19 в. В принятой в 1906–1907 первой иранской конституции было заявлено о необходимости создания светского обучения. В 1911 принят закон об обязательном начальном образовании. Переход к светскому образованию произошел после реформы 1928. К середине 70-х был осуществлен фактический переход к обязательному начальному бесплатному образованию в объеме пяти классов. В феврале 1974 был издан указ шаха о введении бесплатного неполного среднего образования. После исламской революции декрет Хомейни от 13 июня 1980 провозгласил начало «культурной революции», основными объектами которой стали высшее образование, а также вся система образования в целом. Был создан Высший Совет культурной революции, разработавший Концепцию «исламизации образования», согласно которой в светскую систему образования стали внедряться исламские нормы поведения и вноситься изменения в программы и способы обучения. Проводимая с 90 либерализация затронула образование, была расширена самостоятельность вузов.

Система образования состоит из дошкольного воспитания, общеобразовательной школы, профессионально-технического обучения, высшего образования и движения по борьбе с неграмотностью. Дошкольное образование не получило пока широкого развития. Функционируют государственные и частные дошкольные учреждения. Общеобразовательная школа состоит из трех ступеней: начальная школ (1–5 классы), неполная средняя (6–8 классы), средняя школ (9–10 классы), при этом уже в 10 классе – обучение по одной из трех основных программ: общетеоретическое, технически-прикладное и специальное. 11 классное – предуниверситетское обучение, целью которого является подготовка к поступлению в вуз. Обучение в школе начинается с 6 лет. Обучение мальчиков и девочек раздельное.

В 1980–1982 университеты были закрыты для проведения программы исламизации, лишены прав административного самоуправления, после 1983 стали постепенно открываться. С 80-х стала развиваться система высшего образования по типу «открытых» вузов (Исламский Свободный Университет –Азади, обучение платное). В системе высшего образования (и среднего специального) ИРИ большую роль играют исламские учебные заведения медресе (семинарии), готовящие специалистов в области религиозного права и теологии. Крупнейшим теологическим образовательным центром в ИРИ в настоящее время является Кум. Кумский комплекс включает 60 медресе, часть их – для девушек. Более 20 медресе функционируют в Мешхеде.

В 2003 действовали 136 университетов и вузов. Кроме того, работают 6 центров высшего образования, и 115 отделений открытого исламского университета.

Движение по ликвидации неграмотности- одна из форм системы образования (уровень грамотности в 2004 в возрасте старше 15 лет – 79,4%). «Движение» работает среди гражданского населения, в армии, КСИР, жандармерии и полиции. В 1999/2000 курсы работали в 14,8 тыс. деревнях, выдав 626 тыс. дипломов об окончании. «Движение» имеет статус министерства. Школьное образование подчинено Министерству образования. Система профессионально-технического обучения находится в ведении Министерства труда и социальных дел. Проблемами высшего образования занимается Министерство культуры и высшего образования, а также Министерство здравоохранения и медицинского образования В настоящее время 50 университетов подчинены Министерству культуры и высшего образования, 33 университета – Министерству здравоохранения и медицинского образования, 53 университета и других вузов – другим министерствам. Доля расходов на образование в ИРИ не превышает 5% ВВП (в 2002 – 4,4%).

Литература, искусство, архитектура. Революция способствовала развитию новых направлений в литературе и живописи. После 1979 творения запрещенных при шахе писателей и поэтов стали доступны для широких масс населения. Появились новые популярные писатели – Мехшид Амиршахи, Исмаил Фассих и Мохсен Мекмельбар. Однако действует цензура, которая запрещает произведения, имеющие антирелигиозную направленность. Список не разрешенных к продаже и распространению в Иране книг включает как западных, так и иранских авторов.

После 1979 реализм и религиозные мотивы сохранили свои ведущие позиции в живописи. В архитектуре при возведении многоэтажных зданий в городах преобладает космополитический стиль, но при сооружении небольших жилых и служебных строений поощряются национальные мотивы. Традиционные иранские ремесла – художественная миниатюра, гончарное производство, ковроткачество и изготовление серебряных изделий – наиболее широко представлены в Исфахане, Ширазе, Тебризе.

Музеи и библиотеки. Важнейшей задачей в области культуры после 1979 признается сохранение свидетельств истории исламской революции и мусульманского Ирана. В городах работают музеи, в которых экспонируются фотографии, плакаты, листовки и другие материалы, касающиеся событий 1978–1979. Государство финансирует передвижные выставки, которые демонстрируются в небольших городах и деревнях. Выделяются средства на ремонт и содержание старых мечетей и мактабов (мусульманских школ). Такие дореволюционные музеи, как археологический, этнографический и художественный (все в Тегеране), продолжают функционировать и даже пополнили свои коллекции, в первую очередь за счет экспонатов по исламской истории и культуре.

В Иране не было и нет традиции создания публичных библиотек, тем не менее имеется множество специализированных библиотек, в частности при крупнейших мечетях и семинариях. Самая известная из них – библиотека при мечети имама Резы в Мешхеде; в ней содержится бесценная коллекция из 10 тыс. древних рукописей. Другие значительные собрания рукописей находятся в Исфахане, Куме и Ширазе. Наиболее ценные материалы по истории Ирана сосредоточены в Национальной библиотеке в Тегеране, в фондах которой насчитывается несколько тысяч томов государственных документов, относящихся к периоду правления династии Каджаров, и Библиотеке меджлиса, в которой хранятся парламентские архивы (с 1906 по настоящее время).

Издательское дело. Революция стимулировала издание книг, которые были ранее запрещены из-за содержавшейся в них критики династии Пехлеви. С 1979 ежегодно выходило приблизительно по 3 тыс. названий новых книг. Предварительная цензура, как правило, отсутствует, но любые публикации, признанные оскорбительными для ислама или общественной морали, конфискуются, а их издателей и авторов ждет суровое наказание. Из нескольких общенациональных ежедневных газет и многочисленных еженедельных и ежемесячных журналов основная часть выходит в Тегеране.

Средства массовой информации. Радио и телевещание. В 1997 в стране действовали 28 телевизионных и более 80 радиовещательных станций Все они контролируются правительством. В Иранском Азербайджане и районах, населенных курдами, ведутся передачи соответственно на азербайджанском и курдском языках. Большинство телепередач создается в самой стране, но демонстрируется и зарубежная видеопродукция, включая США. В 2001 в Иране действовало почти 3 тыс. телевизионных станций, на каждые тысячу семей приходилось 400 цветных и 500 черно-белых телевизоров. Несмотря на существующие ограничения, многие иранцы имеют доступ к западным средствам массовой информации через спутники связи.

Пресса. До 20004 работало только Государственное агентство ИРНА. В настоящее время все большую популярность завоевывает студенческое информационное агентство ИСНА.

С середины 90-х растет число издаваемых газет и журналов. Из-за строгой цензуры, многие из газет и журналов закрываются, редакторы и журналисты попадают под суд, однако эти издания либо возобновляют свою работу, либо издаются под другим названием. Газеты отличаются разной политической направленностью, не всегда являясь официальным органом партии или группировки, они отражают их взгляды. Закрытие «Салам» в 1999, отражавшей взгляды реформаторов, набиравших политический вес после победы на выборах М.Хатами, привело к всплеску студенческих волнений. Официальной газетой является «Эттелаат», «Джомхурие эслами» находится под влиянием Общества борющегося духовенства, журнал «Шома» – орган консервативной партии Исламская коалиция. Газеты реформаторского крыла – «Хамбастеги», «Тоузе», «Хаятено», журнал «Асре ма» (орган Организации моджахедов исламской революции, а ее главный редактор Мохсен Армин является видным политическим деятелем). Издается несколько женских журналов, наиболее известный «Зане руз», созданный еще в шахский период, в котором публиковался до революции известный теолог и один из лидеров антишахского движения аятолла Мотаххари, сейчас журнал придерживается реформистской ориентации. Большая часть газет и журналов издается в Тегеране. Некоторые из газет и журналов издаются на английском (Iran, Tehran Times, Iran News), арабском и русском язык (ж. «Аму-Дарья»). Печатается газета для слепых.

Телефонной и телеграфной связью охвачены все районы. На март 2003 число постоянных телефонных установок – 12,9 млн., пользователей мобильной связью – 2,3 млн. Иран арендует несколько каналов спутниковой связи. С конца 90-х разрешено пользование Интернетом, число пользователей в 2002 составило 420 тысяч.

Кино и театральное искусство. До революции кинозрелища были любимым досугом населения, однако новая власть объявила большинство кинофильмов вредными с точки зрения общественной морали. В результате их импорт был резко ограничен, а произведения отечественных киностудий стали подвергаться строгой цензуре. Сокращение числа выходящих на экран фильмов и падение посещаемости привели к закрытию многих кинотеатров. Иранские кинопродюсеры постепенно приспособились к требованиям исламской морали, в новых лентах популярными стали религиозные сюжеты. В 1990-е годы иранский кинематограф получил международное признание, завоевав призы на различных европейских кинофестивалях. Кинофильм Белый шар получил «Золотую камеру» на Каннском фестивале; Вкус вишни был награжден там же «Золотой Пальмовой Ветвью».

В Тегеране закрыты существовавшие до революции театры-варьете. Театральные постановки разрешены при условии, что в них заняты лишь мужчины, а содержание спектаклей является «исламским». Религиозные представления в память кончины имама Хусейна были популярны еще до революции и всемерно поощряются властями в последние годы.

Last Updated on 24.06.2020

ку-ку

Преимущества работы с нами

Мы работаем на рынке Украины уже более 18 лет

Информация о нас                    Нас рекомендуют                   Партнеры на Украине

За это время мы собрали самую полную базу визовой информации.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей