История
Казахстан — это страна с богатым историческим и культурным прошлым. Расположенный в центре Евразии, Казахстан оказался на перекрестке древнейших цивилизаций мира, на пересечении транспортных артерий, социальных и экономических, культурных и идеологических связей между Востоком и Западом, Югом и Севером, между Европой и Азией, между крупнейшими государственными образованиями евразийского континента. На различных этапах истории на территории Казахстана возникали и развивались государства с самобытной культурной историей, наследником которой стал современный Казахстан.
КАЗАХСТАН В ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА
В первые века I-го тысячелетия нашей эры на территории степной зоны Центральной Азии процветала кочевая скифо-сакская цивилизация, памятники культуры которой сохранились до наших дней. Особенно впечатляют предметы быта и украшения, выполненные в «зверином стиле» из бронзы и золота, извлеченные из курганов в различных регионах Казахстана. Знаменита своей целостностью, красотой и изяществом гробница Золотого сакского воина, обнаруженная в городище Иссык, недалеко от Алматы.
В последующие века в степях современного Казахстана сформировалась могучая гуннская держава, оказавшая огромное влияние на геополитическую карту мира той эпохи. Под ударами гуннских воинов Атиллы пала Великая Римская империя. Вместе с завоеваниями гунны принесли в Европу и культурные достижения, оказавшие значительный вклад в формирование современного облика культурного человека.
В дальнейшем преемниками гуннов стали тюркоязычные племена, создавшие несколько крупных государственных образований — каганатов, простиравшихся от Желтого моря на Востоке, до Черного моря на Западе. Эти государства отличались передовой для того времени культурой и основывались не только на кочевом типе хозяйствования, но и создали оригинальную городскую культуру, имевшую богатую торгово-ремесленную традицию. Так, в оазисах Центральной Азии (территория Южного Казахстана) возникли города и караван-сараи, через которые проходил знаменитый караванный торговый путь, известный как Великий Шелковый путь, связывавший Византию и Китай.
Важное значение имел и караванный путь вдоль берегов Сырдарьи, который вел в Приаралье и на Южный Урал, а также так называемая «соболья дорога» через Центральный Казахстан и Алтай в юго-западные районы Сибири, через которую весь Ближний Восток и Европа получали дорогую пушнину. На этих путях образовывались крупные города и торговые центры, наиболее известные из которых Отрар (Фараб), Тараз, Кулан, Яссы (Туркестан), Сауран, Баласагун и другие.
Великий Шелковый путь не только стимулировал развитие торговли, но и явился трансформатором передовых идей в области науки и культуры. К этой эпохе относится деятельность философа аль-Фараби (870-959), родившегося в Фарабском округе, прозванном на Востоке Вторым Учителем после Аристотеля за свои глубокие исследования в области философии, астрономии, теории музыки и математики. В XI веке здесь жил выдающийся филолог-тюрколог Махмуд Кашгари, написавший трехтомный «Словарь тюркских наречий» и обобщивший в нем фольклорный и литературный опыт тюркских народов. Здесь родилось «Кутадгу Билиг» («Благодатное знание») Юсупа Баласагуни — известного поэта-философа, стоявшего у истоков современной социально-политической и этической мысли. К XII веку относится деятельность знаменитого на весь мусульманский мир поэта-суфия Ходжи Ахмета Ясави, написавшего сборник поэтических мыслей «Диван-и-Хикмет» («Книга мудрости»). Особенно примечателен факт напряженных и многоликих религиозных исканий в регионе. Разнообразна палитра религиозных конфессий, мирно сосуществовавших здесь на протяжении многих веков. Это и буддийские монастыри, и зороастрийские общины, и христианское течение несторианского толка, мусульманские мечети и суфийские ордена, причудливо сочетавшие свои проповеди с традиционным представлением тюрков — тенгрианством (культ Неба и других природных стихий). Все это впоследствии в синкретическом виде оказало влияние на мировоззренческий облик казахского народа.
Выдающимся наследием того времени является изящная городская архитектура. Архитектурные памятники — мавзолеи Арыстан Баба, великого суфия Ходжи Ахмета Ясави (Туркестан) и Айша Биби (Тараз) сохранились до наших дней. Вместе с тем еще древнейшими кочевниками региона была изобретена совершенная для их быта и мировосприятия юрта (куполообразное, легко разбирающееся переносное жилище из деревянных решеток и войлока).
В 1221 году монгольские племена под предводительством Чингисхана завоевали Центральную Азию. Монгольское нашествие оказало значительное влияние на историю казахского народа. В числе мер, которые предпринимал Чингисхан в отношении казахских кочевников, были попытки заменить родоплеменное деление территориальным управлением и объединить кочевников в качестве правящего класса под верховной властью самого Чингисхана и его преемников.
Большая часть нынешнего Казахстана вошла в состав Золотой Орды, улуса, который принадлежал наследникам Джучи, старшего сына Чингисхана. Казахские ханы впоследствии являлись его прямыми потомками и их прерогатива на верховную власть в стране не подвергалась сомнению. В период своего политического и военного могущества Золотая Орда оказала значительное влияние на становление русской государственности и в целом определила геополитическую расстановку сил в Восточной Европе. При этом Восток в ее лице стал донором и катализатором этнокультурных процессов в этой части света.
На рубеже XIV-XV в.в. на территории Южного Казахстана и Средней Азии образовалась могущественная империя Темирлана (1336-1405 г.г.), подчинившего своей власти огромные пространства Среднего Востока и Северной Индии. До сегодняшних дней прекрасно сохранились памятники архитектуры этой эпохи, богатые собрания книг из библиотеки Улугбека, религиозные и исторические трактаты, исследования путешественников, с восторгом описывавших достижения культуры государства тимуридов.
ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОЙ НАЦИИ
Ко второй половине XV века в регионе начался процесс консолидации народов кочевой степи, сложившихся из многообразных этнокультурных субстратов на основе общей ментальности и образа жизни.
Стали образовываться первые казахские ханства, а к первой половине XVI века формирование единой нации завершилось. Этноним «казах» в переводе с древнетюркского языка означает «вольный, независимый» и вполне отражает характер народа, во все времена устремленного к независимому, самостоятельному существованию.
В первые века своего существования казахскому ханству под руководством мудрых правителей-ханов Аз-Джанибека, Тауке-хана удавалось сохранить государственную мощь и территориальную целостность. Была разработана правовая система, отражавшая нормы кочевого быта и взаимоотношения между различными слоями казахского общества. Казахский народ идейно оформился как мусульманский этнос. Система образования и письменность строятся на основе арабской графики, мусульманского образования и традиционного кочевого воспитания. К этому времени относится расцвет традиционной устно-поэтической и музыкальной традиции казахов, что является и до сегодняшних дней своеобразной культурной «визитной карточкой» казахской нации.
Вся современная казахская духовная культура основана на знании и реконструкции лучших образцов поэтической импровизации и мудрости таких известных акынов и биев той эпохи как Асан-кайгы, Казтуган-жырау, Толе би, Айтеке би, Казыбек би, Бухар-жырау и других. В то же время, несмотря на этнокультурное единство, Казахстан представлял собой образец своеобразной «кочевой демократии» с неустойчивой политической структурой. Племена южного и юго-восточного Казахстана сформировали Старший жуз, племена средней части — Средний жуз, а племена западного Казахстана — Младший жуз. В состав племен входили роды, которые возглавлялись биями. Несколько родов подчинялись султанам — «торе» (потомкам Чингисхана). Во главе государства стоял хан, избранный из числа султанов-чингизидов представителями всех племен и родов казахской степи.
Кочевали казахи главным образом в меридиональном направлении, двигаясь вслед за теплом. При этом каждый род имел свои строго определенные маршруты кочевки, на которые другие роды не имели права посягать. Таким образом, существовала достаточно стройная система родоплеменного землевладения и землепользования, основанная на цикличности природных процессов. Зимние месяцы считались самыми тяжелыми: скот содержался на подножном корму, если же на снегу образовывалась ледяная корка, он не мог пробить ее и погибал. Это называлось джутом. Катастрофические джуты, повторявшиеся раз в 10-12 лет, основательно разоряли кочевое хозяйство. В засушливые периоды кочевое хозяйство ослабевало и как следствие слабела государственная и военная мощь. В бассейнах Сырдарьи, Таласа и Чу, в предгорьях Алатау, по долине Иртыша и в Зайсанской котловине также велось поливное земледелие. Однако и здесь кочевое скотоводство оставалось приоритетным.
КОЛОНИЗАЦИЯ КАЗАХСКИХ СТЕПЕЙ РОССИЕЙ
В геополитическом плане, сложившись между двумя крупнейшими государствами Евразии — Китаем и Россией — кочевой Казахстан, всецело зависящий от природных процессов, стал объектом притязаний более устойчивых в экономическом и политическом смыслах оседлых соседей.
Хан Букеевской орды Джангир с женой ФатимойВ XVII-XVIII веках, направляемые китайскими богдыханами, джунгарские кочевые племена разворачивают широкомасштабную войну против казахского ханства. По всей степи происходят ожесточенные сражения, но крайне ослабленные родоплеменной раздробленностью и слабостью экономических и военно-политических связей различных регионов страны, в 1723 году казахи терпят жестокое поражение, что в народе до сегодняшнего дня помнят как трагедию «Ак табан шубырынды».
Благодаря мужеству казахских батыров, решительности хана Аблая, возглавившего сопротивление, дипломатическим способностям казахских биев Толе би, Казбек би, Айтеке би и самоотверженности народа, Казахстан удалось сохранить от полного захвата и физического уничтожения населения. В целях обретения гарантий собственной независимости и безопасности, казахские ханы стали искать военной защиты у Российской империи, которая в то время активно расширяла свои границы на восток — вглубь Сибири. Однако, вместе с военной помощью началось повсеместное строительство городов-крепостей, массовое переселение русского населения из внутренних районов России, передача пастбищных земель под крестьянские угодья, территориальное деление по образцу российского административно-территориальному деления, что в конечном итоге привело в потере Казахстаном собственной независимости.
Несмотря на героическое сопротивление колонизации края со стороны Кенесары хана, возглавившего народное ополчение, восстания Сырыма Датова, восстания в Старшем жузе и других, к 1871 году Казахстан как независимое государство перестал существовать. Аннексия южного Казахстана Россией в 1850 и 1860-х годах, как последний этап колонизации Казахстана, произошла после российской военной кампании против Кокандского, Бухарского и Хивинского ханств, которые занимали тогда территории южного Казахстана.
Дальнейшая судьба Казахстана в общих своих чертах связана с европейской моделью общественного прогресса и, в частности, с судьбой Российской государственности и ее народов.
В первой половине XIX века все больше казахов переходит к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием, что объясняется отчуждением у казахов обширных плодородных площадей в пользу переселившихся русских крестьян из внутренних областей России. Экономика Казахстана все больше входила в орбиту хозяйственной деятельности России. На его территории начинают быстро развиваться многие отрасли промышленности, транспорт, торговля. Шло формирование национального рабочего класса, интеллигенции.
Вместе с бурными социально-экономическими экспериментами в Казахстане осуществляются попытки этнокультурного синтеза и адаптации к местным условиям достижений европейской цивилизации в виде лучших образцов русской духовности и поиска казахской творческой интеллигенцией приемлемых культурных перспектив для своего народа. Блестящим ученым, в своей деятельности воплотившим эти поиски, является Шокан Валиханов (1835-1865) — замечательный ученый-ориенталист, который первым из западных ученых проник и поведал о закрытой тогда для внешнего мира Кашгарии, о великом произведении устного народного творчества — эпосе «Манас». Исключительна в истории казахской культуры роль великого поэта-мыслителя Абая Кунанбаева (1845-1904). Один из основоположников казахского литературного языка, классик казахской письменной литературы, он был не только талантливым поэтом, но и искусным переводчиком произведений восточной, русской и европейской литературы.
Трагична судьба следующего поколения казахских интеллектуалов, возглавивших национально-освободительное движение казахского народа и организовавших в 1917-1918 годах партию «Алаш» и правительство «Алаш-Орда», которые стремились к освобождению казахского народа от колониального ига и национальной независимости Казахстана. Это Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов и другие, занимавшиеся не только политической деятельностью, но и осуществлявшие огромную культурно-просветительскую работу, литературно-публицистическую деятельность, научные исследования. Особенна роль выдающегося поэта-мыслителя Шакарима Кудайбердыева, проповедовавшего непреходящие общечеловеческие гуманистические ценности в своих изысканиях. Почти все они были репрессированы и расстреляны в годы Советской власти.
РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА В ГОДЫ СОВЕТСКОГО РЕЖИМА
После большевистской революции 1917 года в Казахстане установилась Советская власть. Первая мировая и гражданская войны разрушили хозяйство всей страны. Зимой 1920-1921 гг. сильнейший джут привел к гибели почти половины скота. Лето 1921 года было неурожайным, начался голод. Только к концу 20-х гг. хозяйство Казахстана было восстановлено. В 1920 году Казахстан стал автономной, а в 1936 году — союзной республикой в составе СССР.
Учитывая экономическую отсталость региона, союзное правительство наметило ускоренные темпы развития хозяйства Казахстана и к 1941 году объем промышленного производства вырос по сравнению с 1913 годом в восемь раз. Тем самым, благодаря возможностям плановой системы концентрировать ресурсы на выполнение крупных экономических проектов, Казахстан еще в 30-е годы из края былых кочевий превратился в регион с крупной и разнообразной промышленностью, развитым земледелием и животноводством, с высоким уровнем культуры.
На территории Казахстана были созданы тысячи крупных промышленных предприятий, проложены десятки тысяч километров железных и автомобильных дорог. Казахстан стал крупным производителем цветных и черных металлов, угля, нефти, зерна, продуктов животноводства. В 1991 году на долю Казахстана приходилось 70% союзного производства свинца, цинка, титана, магния, олова, 90% фосфора и хрома, более 60 % серебра и молибдена. Казахстан стал крупным производителем зерновых.
Однако, за успехи экономического развития казахский народ заплатил дорогую цену. Методы «социалистической индустриализации» привели к трагедии. В результате кампания по коллективизации в 30-х годах вызвала жестокий голод. Часть казахов ушла со стадами в Китай и соседние среднеазиатские страны. В 1931-1934 годах от голода и болезней погибло около полутора миллионов человек, что составляло более 40 % этноса.
Казахстан был единственной республикой на территории бывшего СССР, в которой коренное население составляло меньшинство; такое положение начало складываться в 30-е годы не только в результате больших потерь населения, но и выселения из других регионов СССР на территорию Казахстана сотен тысяч людей, неугодных большевистскому режиму, организации на его территории концлагерей для жертв террора 1937-1938 гг.
В период с 1935 по 1940 годы имели место постоянные депортации поляков из Западной Украины, Белоруссии и Литвы (около 120 тысяч человек). В годы II мировой войны в Казахстан были насильственно переселены с Поволжья немцы, с Кавказа чеченцы, ингуши и другие народы, а в 50-60 гг. в связи с освоением целины сюда переехало более миллиона жителей России, Украины, Белоруссии. В результате удельный вес казахов, составлявших в 1926 году 57,1 % от всего населения республики, снизился в 1939 до 38%, а в 1959 году не превышал 30%. Лишь в последние годы удельный вес казахов достиг 50% отметки.
На рубеже 70-80 годов кризисные явления в экономической и социально-политической жизни СССР проявились и в Казахстане. Жесткая плановая система тормозила развитие экономики, социальной сферы страны. Вот почему политика перестройки нашла широкую поддержку среди народа Казахстана, поверившего в гласность и демократию. Однако, преподнесенный урок 17 декабря 1986 года, когда первое демократическое выступление молодежи в Алматы было жестоко подавлено, еще раз показало обреченность «социалистической» системы на небытие.
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
Фактически с начала 90-х годов руководство Казахстана приступило к крупномасштабным преобразованиям всего общественно-политического строя. 24 апреля 1990 года Законом был утвержден пост Президента Казахской ССР и первым Президентом был избран Нурсултан Назарбаев. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принимает Декларацию о государственном суверенитете, в котором впервые была закреплена неделимость и неприкосновенность территории, страна определена как субъект международного права, введен институт гражданства, а также равноправие форм собственности.
События августа и декабря 1991 года — несостоявшийся путч в Москве и беловежские соглашения, поставили последнюю точку в истории СССР и 16 декабря 1991 года парламент республики провозгласил государственную независимость Республики Казахстан.
В 1991-1995 годах происходило становление и конституционное оформление политической системы республики. Первая Конституция суверенного Казахстана была принята в январе 1993 года. Являясь своего рода компромиссом между старым и новым политическим устройством, отражением попытки внедрения на постсоветскую почву строившейся веками модели западной демократии, данная Конституция изначально содержала в себе противоречия. В результате проведенного референдума 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой были устранены недостатки прежнего конституционного устройства, сформулирована модель президентской республики, рациональна решена проблема разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночными преобразованиям.
В октябре 1997 года Президент Н. Назарбаев обратился с посланием к народу Казахстана, в котором была выложена Стратегия развития страны до 2030 года. В данном документе проанализирована новейшая история независимого Казахстана и обозначены основные пути развития страны на ближайшие тридцать лет. В качестве долгосрочных приоритетных выделены:
- Внутриполитическая стабильность и консолидация общества — сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующего десятилетий;
- Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений — достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста;
- Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана — постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду;
- Энергетические ресурсы — эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта газа и нефти с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту;
- Инфраструктура, в особенности транспорт и связь — развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту;
- Профессиональное государство — создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных и способных выступать представителями народа в достижении приоритетных целей страны.
Last Updated on 19.06.2020