Праздники и традиции
В отличие от других религиозных календарей, в мусульманском календаре праздничных дат не много.
В период становления ислама Пророк Мухаммед запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать непосредственное в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит. Согласно преданию, верующие явились к Мухаммеду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид-аль-Адха и Ид-аль-Фитр.
Остальные дни считаются памятными днями. Памятные дни не должны возводиться в ранг обязательных религиозных празднований, но, по мнению богословов, могут быть причиной для семейного или дружеского чаепития, общения.
В исламе особым праздничным днем считается также джума (пятница). Джума (по-арабски – «день собрания») – именуется лучшим днем недели. В Хадисе сказано: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день им ниспосылается благодать и все доброе». Совершение грехов в пятницу особенно недопустимо. Это считается пренебрежением к священному дню, к милости Всевышнего, ниспосылающейся в джума. В этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добродетели, но и наказание за нечестивые поступки. Намаз в день джума является обязательным для всех совершеннолетних мужчин.
День Арафата, день Ашура и ночь Предопределения – определены в исламе, как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья.
Если светский праздник – повод к беззаботной радости, веселому время препровождению, то в мусульманском понимании, праздник – это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния. Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.
Религиозные мусульманские праздники и памятные дни отмечаются в строгом соответствии с лунным календарем – «Хиджрой». Слово «Хиджрат» переводится с арабского языка как «уходить из одного места в другое», то есть «переселяться». Следовательно, «Хиджрат» – переселение, и в этом отношении ислам сильно отличается от других религий, так как следование лунному календарю приводит к ежегодному смещению всех праздничных дат.
Начало мусульманского летоисчисления связано с реальными историческими событиями из жизни Пророка Мухаммеда. Начало его проповеднической деятельности относится к 610 г., а мусульманское летоисчисление начинает отсчет с переселения Пророка из Мекки в оазис Ясриб. Прибытие Пророка в Ясриб (названный позже городом Пророка, то есть Мединой) большинство историков датирует 24 сентября 622 г. Однако, вести летосчисление с хиджры начали лишь в 637 г., в период правления халифа Омара ибн аль-Хаттаба. При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 мухаррама (первый день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю.
В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл. Мусульманский календарь, так же как и солнечный, состоит из 12 месяцев. Названия месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре.
Также необходимо учитывать, что отсчет суток в мусульманском календаре ведется с момента захода солнца. Ночь каждого дня является предыдущей ему. Первая ночь нового месяца – ночь, следующая после последнего дня старого месяца. Вторая ночь является последующей первому дню. Таким образом, например, 27-й день месяца Рамадан начинается с заходом Солнца 30 октября и захватывает 31 октября, до следующего захода Солнца.
Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время – на зимние.
Праздникам в исламе присущ особый дух. Они полностью отличаются от праздников, принятых в других культурах, где такие дни используются как возможность погрузиться в мирские удовольствия.
Мусульманские праздники
День Арафата – посещение участниками хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия.
Ид-аль-Адха – наиболее значимый праздник мусульман. Этот праздник жертвоприношения начинается через 70 дней после окончания поста и длится 3 дня.
Ташрик – дни, когда правоверные после сотворения обязательной молитвы произносят специальные слова во имя Аллаха.
Мусульманский новый год – первый день священного месяца мухаррам, в течение которого наиболее щедро раздается милостыня (закят, садака), вершатся благословенные поступки.
Ашура (Шахсей-Вахсей) – день поминовения пророков и посланников Аллаха. Отмечается суннитами в честь десяти благ, ниспосланных Аллахом десяти пророкам, у шиитов – день памяти мученической кончины имама (предводителя) Хусейна, сына Али, внука Пророка Мухаммеда аль-Хусейна ибн Али (626–680 гг.) В ознаменование этого дня желателен хотя бы суточный пост.
Сафар – начало месяца сафар, в 26-й день которого произошло вынужденное переселение Пророка Мухаммеда и его сподвижников из родного города Мекки в Медину (переселение, уход или исход, по-арабски – «Хиджра»). Отсюда мусульманское летоисчисление Хиджры. Отсчет ведется от 16 июля 622 года нашей эры.
Мавлид – день рождения Пророка Мухаммада Мавлид ан-Наби. Священный Мавлид длится месяц. По этому случаю читаются проповеди в мечетях и на домашних собраниях, раздается милостыня (закят, садака).
Рэгаиб кичэсе – высокоторжественный вечер в память венчания родителей Пророка Мухаммеда – Абдуллы и Амины. В этом месяце отмечаются также дни рождения Пророков Ибрагима, Исы, совершается Умра (малый хадж).
Лейлят аль-Мирадж (ночь Мирадж) – праздник в ознаменование чудесного путешествия Пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесения на седьмое небо к престолу Аллаха. Пост в Мирадж в ритуальном отношении равен ста ночам поста.
Шаагбан – начало восьмого месяца мусульманского лунного календаря, одного из четырех священных.
Лейлят аль-Бараа (ночь Бараа) – святой вечер благословения, счастья и благополучия. Именно в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека с учетом его благочестия и просьб, высказанных в молитвах.
Рамадан (Рамазана) – месяц мусульманского священного поста – Уразы (месяца очищения, обновления, возрождения).
Ид-аль-Фитр (разговение) – праздник разговения. Наступает по окончании Рамадана.
Last Updated on 24.06.2020