История
Современная история Гавайских островов невелика и достаточно проста, тем не менее, полна драматизма. Аборигенное население Гавайев, канака маоли (мы их называем гавайцы) — представители австрало-малайской расы. Этот народ, могучего телосложения с бронзовым оттенком кожи и черными волосами, сумел расселиться на разбросанных весьма далеко друг от друга островах Полинезии. Несмотря на изолированное местоположение и полное отсутствие полезных ископаемых, гавайцы, используя примитивные орудия труда, достигли большого искусства в земледелии и рыболовстве.
Основным занятием населения было производство таро (колоказии) – богатого крахмалом и полезными веществами корнеплода. Сегодня, этот основной источник питания полинезийцев переживает второе рождение: все большее число жителей островов употребляет его в качестве повседневной пищи (свареный и толченый с водой таро называется «пои» – безвкусное серо-фиолетовое пюре имеет «приобретаемый вкус» — то есть также, как и водку, с первого раза, — полюбить нельзя (в последние годы, с ростом национального самосознания гавайцев, пои стало популярным, во многом, как средство самоидентификации: водка – предпочтительный русский напиток, пои – предпочтительная гавайская еда и т. пр.).
Гавайцы жили подобием феодального строя. По мнению ученых, они добились наивысшего развития родоплеменных отношений для народа, жившего в условиях каменного века. Гавайские вожди, али-и, были суровыми деспотами и спуска простолюдинам не давали. Нарушителей закона-капу (табу) необходимо было удушить, утопить, короче, убить и принести в жертву любимому богу.
Территория островов была поделена между племенами на участки проживания — ахупуа-а. Большие и малые вожди островов и территорий, как и положено, постоянно враждавали или мирились друг с другом. В силу относительной скудости ресурсов и значительных расстояний между гавайскими островами, никому из гавайских вождей не удавалось покорить соседей. Только в конце 18 века, после открытия гавайских островов капитаном Куком, начался процесс объединения.
Королевство Гавайи
Главным героем и исполнителем процесс объединения стал вождь Камехамеха. Подружившись с англичанами, сильный и хитрый вождь с Большого Острова Гавайи первым научился пользоваться огнестрельным оружием. Неудивительно, что исход многих сражений за острова был в его пользу. В 1810 году он успешно завершил процесс объединения Гавайских островов и стал Великим – единоличным повелителем всех островов. Этот год считают годом образования Королевства Гавайи.
К тому времени Гавайские острова все чаще стали посещать торговые корабли разных стран. Здесь также побывали корабли русских экспедиций под командованием капитанов Крузенштерна, Лисянского, Головнина и Коцебу.
Основным предметом торговли была пушнина и сандаловое дерево. Во время остановок корабли запасались пресной водой и продовольствием, экипажи «культурно отдыхали». Особенно популярными стоянки на Гавайях стали в период расцвета китобойного промысла в первой половине 19-го века. Корабли пополняли запасы воды и продовольствия, «культурный» отдых матросов китобойных судов — описывать не надо. В течение многих лет снабжение китобойных судов было основой экономики гавайских островов. Безудержные пьянки-гулянки матросов, соблазны импортных товаров подорвали древнюю систему законов — капу. Как только умер Камехамеха Великий в 1819 году, изображения древних богов сожгли, храмы разломали. Уже через несколько лет на помощь оставшимся в духовном вакууме гавайцам приехала первая группа американских миссионеров. Зачем? или Что двигало ими? Жажда наживы, — утверждают одни. Истая вера кальвинистов- пуритан, — первых колонистов Америки, говорят другие. Так или иначе, именно представители миссионерских семей впоследствии стали основателями многих деловых предприятий на Гавайях.
К середине 19-го века китов на Тихом океане практически не осталось, а изобретение керосина поставило крест на китобойном промысле. В это время, основанное Камехамеха Великим государство получило новый источник дохода: плантации сахарного тростника. Понятно, что одними из первых плантаторов стали выходцы из семей американских миссионеров. Географическое расположение Гавайских островов, на полпути между Азией и Америкой, во многом определило экономическую ориентацию на Америку. Во времена калифорнийской золотой лихорадки и освоения тихоокеанского побережья Гавайи стали важной базой снабжения первопроходцев.
С развитием бизнеса и торговли, интересы бизнеса и гавайской монархии расходились все больше. С одной стороны, эгоцентричный, занятый развлечениями и не стеснявшийся расходов король, с другой – энергичный, все более влиятельный бизнес. В конце концов, политически слабому гавайскому королю Калакауа удалось остаться на престоле, лишь подписав новую конституцию, которая существенно ограничила его права. Образовавшуюся конституционную монархию терпели до кончины короля Калакауа, но когда его сестра, королева Лилиуокалани, решилась изменить статус-кво, ее легко свергли. Инициаторами и исполнителями переворота стали представители деловых кругов, среди которых было немало американских резидентов. Поддержаное американскими матросами бескровное свержение гавайской монархии завершилось формированием республики Гавайи в 1893 году.
Гаваи и США
Для основного гавайского бизнеса, плантаций сахарного тростника, логичным было сближение с главным торговым партнером — Соединенными Штатами. Еще во время существования гавайского королевства, плантаторы сформировали организацию «Общество за Аннексацию», которая открыто выступала за присоединение к США. Уже через год после свержения монархии, в Вашингтон отправилась делегация с просьбой о «присоединении» островов к США.
Несмотря на циничное мнение многих россиян о том, что Америке удалось походя «заграбастать» Гавайские острова, произошло это не сразу. Неоднозначное отношение общественности к присоединению демонстрирует карикатура из американской газеты газеты «Бостон Глоб» —
Конгрессу потребовалось целых четыре года, чтобы принять решение об аннексации гавайских островов. Даже сам президент Кливленд был явно озадачен неожиданным поворотом событий на Гавайях и направил своего представителя на острова для выяснения всех обстоятельств свержения монархии. Только в 1898 году, после долгих дебатов, притом, резолюцией только одной палаты Сената, Конгресс принял решение присоединить Гавайские острова. Явным катализатором решения стало начало войны с Испанией в 1898 году и желание США укрепить свой позиции на Тихом Океане.
Гавайи 20-го века
С наступлением 20-го века Гавайи превратились в стратегически важную военную базу США. Удачное расположении Гавайев в центре Тихого Океана привело к решению использовать бухту Перл Харбор на острове Оаху для постоянной дислокации американских военных кораблей. В 1915 году, после проведения масшабных работ по углублению и расширению форватера и созданию набережной инфраструктуры, Перл Харбор была объявлена базой Тихоокеанского Флота. Военно-стратегическое значение Гавайских островов усилилось с развитием авиации. В 1930-х годах здесь были созданы крупные авиабазы, развернуты сухопутные части и части морской пехоты.
Вторая Мировая война принесла мировую «известность» Гавайям. Большая концентрация войск и вооружений, а также удаленность от японских островов не помешала Японии осуществить сложную и рискованную операцию, в результате которой значительная часть американского флота была выведена из строя. 7 декабря 1941 года японские авианосцы скрытно подошли к гавайским островам. На борту авианосцев находилось 423 самолета. Результатом внезапного нападения стала потеря или повреждение 21 корабля, гибель 2400 американцев и почти полная потеря авиации. Президент Рузвельт назвал этот трагический день «бесславным» и тут же объявил войну Японии.
После окончания войны Гавайи не потеряли свое значение в качестве передового опорного пункта для проведения и поддержки операций на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии. В 60-ые годы прошлого века Гавайи стали основным плацдармом ведения войны во Вьетнаме. Перл Харбор используется для обеспечения кораблей Тихоокеанского флота и базирования многоцелевых подводных лодок. Военно-воздушная база Хикэм – для обеспечения операций в Ираке и Афганистане. Ракетный полигон на острове Кауаи играет ключевую роль в разработке системы противоракетной обороны США. Военные составляют около 10 процентов населения штата и являются вторым по величине источником дохода для штата Гавайи после туризма.
Политика на Гаваях
Отдых на Гавайях стал популярным среди состоятельных американцев еще в конце 19-го века. Бизнесмены, артисты и писатели, среди которых были Джек Лондон и Марк Твен, открыли место проведения эксклюзивного отдыха, романтику серфинга, танца хула и гавайской гитары. Начало массового туризма на Гавайях пришлось на шестидесятые-семидесятые годы. В 70-ых годах туризм обогнал военных в качестве основного дохода штата. В 80-ых годах Гавайи становятся популярным местом отдыха японских туристов и инвестиций для японского бизнеса. В настоящее время до 40 процентов туристов – из Японии.
После войны сельскохозяйственные рабочие, в основном азиатского происхождения, объединились профсоюзы и стали успешно бороться за свои права. С ростом профсоюзов связывают подъем демократического движения на Гавайях, в результате которого гавайская территория получила право на формирование самостоятельного американского штата в 1959 году.
Радикальные движения США 60-ых и 70-ых годов двадцатого века не обошли и Гавайи (отец и мать президента Обама – студенты гавайского университета – познакомились на занятиях по русскому языку). В середине семидесятых годов начинается процесс «гавайского возрождения» — повышается интерес к гавайской культуре и языку, развивается современная гавайская музыка, растет популярность традиционных танцевальных коллективов. Рост национального самосознания охватил значительную часть населения (20 процентов населения утверждают, что имеют гавайские корни).
В 80-ые годы прошлого века рост благостояния жителей штата и усиление демократических сил в Соединенных Штатах привели к росту националистического движения и даже суверенных устремлений на Гавайях. Важной вехой стало подписание в 1993 году президентом Клинтоном резолюции Конгресса – официального извинения перед гавайским народом. Признание «незаконного свержения» (смешной оксиморон, широко используемый на Гавайях, — ведь мы хорошо знаем из российской истории, что «законного» свержения не существует) Вашингтоном дало сильный козырь в руки националистов. С тех пор «гавайский вопрос», который часто называют вопросом «примирения» и «справедливости», превратился в один из самых широко дискутируемых политических вопросов на Гавайях.
Вершиной национального гавайского движения явился законопроект сенатора Акака о признании гавайцев суверенной этнической группой (indigenous people). Такой статус уже имеют потомки индейских племен, населявших Америку. Согласно законопроекту, признание гавайцев коренными жителями островов должно наделить их правом управления автономной территорией, и как следствие, получением доходов с этих земель. Понятно, что такое разделение весьма ценного ограниченного ресурса гавайской земли встречает противодействие многих конгрессменов, особенно членов республиканской партии. Пока, на протяжение последних 8 лет, конгресс оказывается ставить рассмотрение законопроекта в повестку дня. Президент Обама, родившийся и выросший на Гавайях, заявил, что подпишет закон, если он будет утвержден конгрессом. К чему приведет явно расовый закон (гавайцев определяют по документам), покажет время.
Last Updated on 12.07.2020