Культура
Культура Коста-Рики в основе своей испанская, хотя в ней сильны индейские, афрокарибские, североамериканские и некоторые другие влияния. В стране активно действуют общества художников, писателей, артистов и музыкантов, причем некоторые из них пользуются международной известностью. В ведении министерства культуры находится несколько музеев (в частности Национальный музей, основанный в 1887 году), оно финансирует драматические коллективы, киностудии, издательскую деятельность и Национальный оркестр. В стране остаются популярными карибские (сальса) и мексиканские (ранчера) мелодии. Художественные ремесла развиты здесь меньше, чем в других странах Центральной Америки.
Литература. Литература колониального периода мало изучена. Как самостоятельная литература Коста-Рики начала развиваться после провозглашения в 1821 году независимости. Впервые к изображению народного быта обратились в начале 20 в. писатели-костумбристы Х. Гарсиа Монхе (1881—1958 гг.), М. Гонсалес Селедон (1864—1936 гг.) — автор рассказов и повестей из сельской жизни, и др., а также драматурги К. Д. Уренья (1876—1932 гг.), Э. Кальсамилья (1880—1918 гг.) и др. В поэзии национальные мотивы получили развитие в творчестве поэтов, выпустивших в 1890—1891 гг. коллективный сборник «Костариканская лира». Антиимпериалистические тенденции появились в романах «Больное дерево» (1918 г.) и «Падение орла» (1920 г.) К. Гахини (1865—1925 гг.), в социальных романах «Кузен» (1905 г.) и «Сфинкс на тропе» (1914 г.) Х. Кардоны (1863—1930 гг.), в творчестве Кармен Лиры (1888—1951 гг.). В 30—40-е гг. 20 в. в литературе развиваются различные течения. Декадентские черты характерны для творчества прозаика М. Хименеса (1900—47 гг.), поэтов Р. Бренеса Месена (1874—1947 гг.), Р. Кардоны (р. 1892 г.), Х. Марчены (р. 1892 г.) и др. Тема социальной борьбы — в центре романов К. Л. Фальяса (1909—66 гг.) «Мамита Юнай» (1941 г.) и «Маркое Рамирес» (1951 г.), ставших значительным событием литературной жизни Латинской Америки, а также романов: «Зелёный ад» (1935 г.) и «Педро Арнаэс» (1942 г.) Х. Марина Каньяса (р. 1904 г.), «Заросли» и «Порт Лимон» (1950 г.) Х. Гутьерреса (р. 1918 г.), «Тот, кого называют народом» (1942 г.) и «Живые поленья» (1962 г.) Ф. Доблеса (р. 1918 г.) и его сборников «Рассказы папаши Мундо» (1955 г.) и «Майху» (1957 г.).
В поэзии социальная тема звучит в произведениях Х. М. Селедона (1877—1949 гг.), Г. Доблеса (р. 1904 г.; кн. «Глубокие корни», 1956 г.), А. Монтеро Беги (р. 1915 г.; сборники «Вечерний час», 1950 г.) «Три мои красные розы», (1955 г.), Э. Хенкинса Доблеса (р. 1926 г.; сборники «Страдающая земля», 1951 г., «Ещё один день трудов», 1957 г.) и др. Новеллисты Х. Л. Санчес (р. 1929 г.), Д. Гальегос Тройо (р. 1930 г.), Ф. Дуран Айанеги (р. 1939 г.; сб. «Два реала и другие рассказы», 1961 г.) описывают жизнь костариканской бедноты. Р. Соса — автор сборника стихов «Бедняки» (1969 г.).
Архитектура и изобразительное искусство. Древнее искусство Коста-Рики развивалось под влиянием цивилизаций Мексики, Панамы и Колумбии. Сохранились каменные алтари с рельефами, гигантские головы, фигурки людей и животных; керамические статуэтки, полихромные и фигурные сосуды; фигурки и подвески из жадеита и из сплава золота и меди. Постройки до 18 в. разрушены землетрясениями и набегами пиратов. В Сан-Хосе, Картаго и Ороси сохранились некоторые здания, построенные в испанском колониальном стиле. От 18 в. сохранились церкви в Эредии и Ороси. Города правильно распланированы, в районах богатой застройки озеленены. Низкие дома из адобы и кирпича, с внутренними дворами, окрашены в светлые тона. Многочисленны также 1-этажные дома из бетона; окраины городов окружены бараками и лачугами; в индейских поселениях — хижины из пальмовых листьев. В 19 в. появилось изобразительное искусство (скульпторы Ф. Гутьеррес, Х. Мора Гонсалес, живописец Э. Эчауди). С 1920-х гг. формируется местная школа; впечатляющие образы народной жизни создали живописцы и графики Франсиско Амигетти (р. 1908 г.), К. Бренес Аргузло де Рисо, М. де ла Крус Гонсалес, Ф. Гонгора; остро характерны образы индейцев, созданные скульптором Франсиско Суньигой (р. 1913 г.). Ряд мастеров склоняется к стилизации (скульптор и живописец Макс Хименес (1908-1947 гг.)) и модернизму. В народном искусстве выделяются резьба и яркая роспись на повозках («карретах»), выделка многоцветных узорных тканей и ковров (у индейцев борука), вышивка и плетение (у индейцев брибри). Также из современных художников наиболее известен гравер и живописец Рафаэль Фернандес.
Музыка. Костариканская музыка имеет по преимуществу испанские корни, однако в ней заметны афрокарибское и индейское влияния. Самые распространенные инструменты — гитара, аккордеон, мандолина и маримба (деревянный ксилофон). В творчестве современных композиторов используются калипсо, народные и джазовые мелодии.
Театры и библиотеки. Одно из красивейших театральных зданий Латинской Америки — здание Национального театра в Сан-Хосе с лестницами и балконами из каррарского мрамора, где проходят оперные спектакли и симфонические концерты. Кроме него, в столице есть много небольших театров. Национальная библиотека в Сан-Хосе, основанная в 1888 году, хранит более 175 тыс. томов, а библиотека университета Коста-Рики, основанная в 1946 году, — ок. 100 тыс. томов. Значительные собрания имеются также в Национальных архивах.
Образование. По данным 1984 года, доля грамотных среди взрослого населения Коста-Рики составляет 84%; это один из самых высоких показателей в Латинской Америке. В 2006 году доля грамотного взрослого населения составила 97%. Доля расходов на образование в государственном бюджете выше, чем в любой другой латиноамериканской стране. В Коста-Рике введено обязательное начальное образование; как начальное, так и среднее образование предоставляется бесплатно. В 1990 году в стране функционировало 3248 начальных школ, которые посещали 437 тыс. учеников, и 223 средних школы, где обучалось 154 тыс. детей. Бoльшая часть средних школ дает общее образование, но есть также ряд школ технической и педагогической специализации.
Ведущим высшим учебным заведением является университет Коста-Рики, основанный в 1843 году и реорганизованный в 1940 году; университетский городок, построенный в современном стиле, находится к востоку от столицы (факультеты: гуманитарный, экономический, права, агрономический, инженерный, медицинский, микробиологический, педагогический, изобразительных искусств, естественных наук и словесности). Из других государственных высших учебных заведений упоминания заслуживают Технологический институт в Картаго, основанный в 1971 году, Национальный университет в Эредии (1973 г.) и Открытый университет в Сан-Хосе, имеющий заочное отделение. В 1995 году в высших учебных заведениях Коста-Рики обучалось 80 тыс. студентов, причем четверть этого количества приходилась на 25 частных университетов.
Средства массовой информации. Крупнейшая из трех ежедневных газет — «Насьон» — выходит с 1946 года тиражом ок. 80 тыс. экземпляров. Телевидение начало функционировать в 1960 году. В 1996 году в стране действовало 18 правительственных и коммерческих телевизионных станций.
Last Updated on 19.07.2020