Культура
Тринидад считается одним из наиболее полиэтнических островов планеты. Потомки африканских и европейских переселенцев сформировали культуру «черных тринидадцев», потомки смешанных браков чаще всего называют себя французскими креолами, хотя в их родословной присутствуют испанские, португальские, шотландские и английские корни. В итоге смешение различных групп сформировало здесь пеструю многокультурную нацию, которую часто для простоты называют тринидадской или трибагонской (ТРИнидад — тоБАГО), хотя в её основе нации и культуры почти всего земного шара.
Языки островов отражают их историю и этнический состав. Английский — официальный язык на всей территории Тринидада и Тобаго, но большинство индусов, выходцев из Индокитая и стран Средиземноморья продолжают использовать, наравне с официальным, и свои родные языки, а креолы — традиционные для стран региона креольский и патуа, причем между таковыми на Тринидаде, и на Тобаго, есть множество довольно существенных различий. Влияние французского языка на местные диалекты также очень заметно, но в чистом виде оно сохранилось лишь в некоторых креольских выражениях и почти незаметно в других вариантах местных наречий, хотя все гости островов отмечают как характерный признак частое использование английских слов в сочетании с явными французскими грамматическими формами. В целом, неанглийские слова обнаруживаются здесь по большей части в топонимах (Тунапуна, Бланшиссо или Рио-Кларо) или как названия различных блюд («пелау», «пастелле» или «куку»). Также широко применяются в этих отраслях повседневной жизни заимствования из хинди, нередко заменяющие собой английские слова. В некоторых сельских общинах язык хинди распространен также, как и английский, его свободно понимают многие островитяне неиндийского происхождения, настолько глубоко проникли различные языковые формы в повседневный местный язык. Еще одной характерной чертой является стремления жителей островов высказывать даже общеупотребительные понятия и слова с интонациями, заметно отличными от принятых на других карибских островах.
Тринидад и Тобаго — мультирелигиозное общество. Здесь представлены практически все христианские конфессии, индуизм появился на островах в 1845 году вместе с переселенцами с Индостана и сегодня имеет такое же широкое распространение. Ислам пришел сюда вместе с африканскими рабами и до сих пор является одной из самых «растущих» конфессий острова, традиционно распространяясь среди чернокожего населения. В конце XX века официальное признание получил и традиционный африканский культ Ориша — религиозная система, основанная на почитании сил природы и широко известная своей богатой мифологией и морально-этическим кодексом. В итоге эта сложная смесь из разных культов и верований привела к формированию очень самобытной и исключительно веротерпимой атмосферы, в которой людям нет особого дела до различий между различными религиозными аспектами, а все праздники и фестивали, независимо от того, какой из постулатов веры лежит в их основе, с удовольствием отмечаются всеми жителями островов.
В повседневной жизни и семейном этикете между представителями разных культур и верований наблюдаются заметные отличия, но гораздо больше общего. Семья как таковая является основным культурным элементом для всех жителей островов. Родственники разных поколений и ветвей родства традиционно живут довольно близко друг к другу, особенно в сельской местности. Члены родовых объединений поддерживают постоянный контакт между собой и обязательно собираются вместе в ходе проведения различных религиозных праздников и фестивалей. Такие сборы часто сопровождаются пышными застольями, а также обязательными музыкальными или танцевальными представлениям, в которые зачастую свободно вовлекаются члены других семей и даже совершенно незнакомые люди (в том числе и туристы).
Дети — вторая (а может и первая) после семьи составляющая местной системы ценностей, но большинство местных жителей отдают предпочтение строгой дисциплине в их воспитании (в котором обычно участвуют все члены семейства, от родителей и бабушек до дальних родственников всех степеней родства). Во многих семьях детей сознательно воспитывают как часть сообщества, члены которого в той же мере заинтересованы в их благосостоянии, как и сами дети должны способствовать развитию общины. Влияние западной культуры заставило часть этой традиции несколько уступить веяниям времени, однако на Тринидаде и Тобаго это прослеживается в значительно меньшей степени, чем на многих других островах Карибского моря.
Большинство детей живет с родителями до самого вступления в брак. Традиция сватовства и знакомства между семьями будущих молодоженов очень сильна, и без согласия семей браки крайне редки. И даже когда молодая семья отделяется от родительских домов, между ними сохраняются сильные связи и довольно сложная система взаимных обязательств, которая может включать финансовую поддержку или помощь в строительстве собственного дома, сохраняющуюся даже в том случае, если молодые поселились на другом конце острова.
Многие отмечают такую характерную черту местных жителей, как жизнерадостность, некое сибаритство и склонность к организации праздников даже в самые критические моменты своей жизни. Поэтому никого здесь не удивляет, что местные карнавалы входят в число самых больших фестивалей планеты (Карнавал Тринидада — несомненный лидер в регионе по размаху проводимых мероприятий и количеству гостей). Причем в такие события вовлекаются практически все члены общества, независимо от возраста, статуса, достатка или вероисповедания. К другим любимым способам времяпрепровождения относятся непременный для всех стран британского Содружества крикет (в этом виде спорта местная сборная — один из лидеров в регионе), европейский футбол, нетболл (игра, несколько похожая на баскетбол), хоккей на траве и волейбол, а также различные пляжные виды спорта и, конечно, конный спорт. На островах есть немало отличных полей для гольфа, но в силу известных причин увлекаются им, в основном, туристы и состоятельные островитяне.
Из общей жизнерадостности островитян проистекает и другое характерное местное понятие — «лиминг». Эта сложная местная идиома, чаще всего переводимая как «праздная болтовня», или просто «праздность», включает в себя обширный комплекс различных аспектов местного образа жизни. Это и прогулки, и светские рауты, и созерцание явлений природы, и легкие игры на свежем воздухе и многие другие способы спокойного времяпрепровождения или отдыха. Однако сами местные жители говорят, что «лиминг» — заметная часть всей жизни на островах, включающая в себя любой способ весело провести время, способ расслабления и «неделания» чего-либо слишком целеустремленно. Поэтому любой турист увидит проявления этого образа жизни практически везде — на пляже, на улицах, в барах и магазинах. Отсюда и известная неторопливость местных жителей в делах или в принятии решений — они всегда предпочтут спокойно обдумать то или иное действие, явно не торопясь делать выводы или утруждать себя поспешностью. Если принимать во внимание эту их характерную черту, то общение с жителями островов не составит никаких проблем, в противном же случае можно столкнуться с откровенным непониманием того, что от них требует «этот суетливый европеец».
К общепринятым традициям относятся вежливое приветствие людей на улице, даже если они незнакомы друг с другом, и несколько запанибратское отношение к незнакомцам, никогда не превращающееся, впрочем, в откровенное навязывание своих интересов.
Повседневная одежда приемлема в большинстве мест днем, но совершенно недопустима вечером и на официальных мероприятиях. Для посещения почти всех отелей и ресторанов потребуется строгое вечернее платье — во многие фешенебельные заведения без галстука или длинного платья просто не пустят. Пляжная одежда, к которой здесь относят топики и шорты, недопустима за пределами самих пляжей, а нудизм и топлесс, хоть и не относятся к категории запрещенных видов отдыха, но допустимы лишь на территории отелей или изолированных от постороннего взгляда мест.
Last Updated on 12.07.2020