Культура
Сент-Винсент и Гренадины достаточно традиционны для стран региона. Основу местной культуры составляет бурное смешение индейских, африканских, французских и британских влияний. Несмотря на сильное влияние христианства, многие островитяне сохраняют традиционные анимистические верования, основанные на африканских или индейских культах с сильной примесью демонизма. Важность всевозможных духов, заклинаний и веры в различные сверхъестественные явления обычно признаются даже в традиционно христианских общинах страны, и хотя островитянам далеко в этом аспекте до таких «признанных колдунов» как жители Гаити или Ямайки, ни одно важное начинание или общественное событие не обходится здесь без неких элементов магии. В изолированных внутренних областях многие островитяне все еще исполняют многочисленные старые ритуалы, которые имеют целью отогнать ночных духов («джумби») или призвать хорошую погоду (стихиями в традиционных местных верованиях также повелевают многочисленные природные силы, каждая из которых имеет свой «аватар»). Во многих местах можно обнаружить такие признаки древних санкритических верований, как плотно закрытые окна и двери, особенно по ночам, красные ленточки, повязанные вокруг шей скота или различные обереги и амулеты на одежде людей.
Английский язык — официальный и самый распространенный язык на территории Сент-Винсента и Гренадин. Для повседневного использования, однако, большинство островитян использует местный креольский диалект, который обычно называют «сентвинсентским английским» или попросту «винчи-инглиш». Здесь используется множество грамматических правил и идиом, унаследованных из французского и испанского языков и африканских наречий, а количество французских, испанских, карибских и африканских слов просто огромно. Креольский язык давно стал культурной и национальной гордостью страны, особенно среди молодых людей, которые всячески подчеркивают свою этническую независимость. Школы, которые исторически не преподавали этот язык (некоторое время он был даже запрещен), сейчас восстанавливают его преподавание, а государство всячески поощряет его использование в театральных, литературных и общественно-политических мероприятиях. Поэтому в общении с местными жителями нередки ситуации, когда ни одна сторона не понимает другую, хотя разговор ведется на, в общем-то, понятном для обоих языке.
Женщины обычно являются если не главой семейства, хотя и это не редкость, то уж его центром жизни точно. Они отвечают за воспитание детей, заботу о пожилых (часто в местном доме проживают представители трех-четырех поколений родственников) и заботу о столь популярных здесь маленьких частных садиках. На плечи женщин здесь ложится очень много забот, начиная с уже перечисленных и заканчивая домашней кулинарией или продажей урожая с семейного огорода (плантации). Следовательно, старшие дети, бабушка или дедушка, а также многочисленные тети и дяди, нередко проживающие вместе, часто помогают матерям в заботе о маленьких детях. Девочки-подростки часто помогают матери во всех домашних заботах, рассматривая это как элемент подготовки к взрослой жизни.
Как ни странно для христианской страны, но здесь, кроме традиционных форм брака, нередки и «свободные» семьи или «френдинг», когда мужчина и женщина, живут обособленно (за воспитание детей, естественно, отвечает в таком случае женщина). Отсюда и столь свойственная этой стране ситуация, когда в одной семье проживают сводные дети, причем, независимо от юридических аспектов взаимоотношений между родителями, отцы обычно поддерживают довольно тесные связи со своими детьми. Многие этнографы видят в этом корни столь присущей островитянам взаимопомощи или практически полного отсутствия межэтнических столкновений.
Большинство жителей островов признаком успеха в жизни считает наличие собственного дома, который они обычно строят самостоятельно или наследуют от родителей. Типичный местный дом очень напоминает колониальное бунгало; причем довольно небольших размеров (до 70% всех частных домов на островах имеет лишь две комнаты). До недавнего времени здания в сельских районах часто не имели водопровода или электричества, а ввиду некоторого недостатка чистой воды здесь все водоснабжение ложилось на плечи членов семьи, приводивших в действие вручную общественный насос (сегодня почти все дома на острове, даже в отдаленных районах, имеют централизованные поставки воды и электричества). Вторым признаком богатства дома служит маленький участок земли, на котором местные жители выращивают различные сельхозкультуры. Причем на домашний стол продукция такого сада-огорода попадает нерегулярно — по большей части все выращенное предназначается для продажи на рынке. Вулканическая почва Сент-Винсента очень плодородна, поэтому урожаи даже на небольших участках земли довольно богатые, поэтому даже небольшой сад при ручной обработке способен поддержать бюджет семейства. В сельских районах вполне обычным является работа на домашних участках детей вместо посещения школы. В школьные учебные планы даже входят практические курсы обучения простым специальностям, вроде плотницких или сельскохозяйственных навыков.
Сент-Винсент и Гренадины — одна из самых бедных наций в регионе. Регулярные источники дохода есть только у тех, чья работа связана с морем (местные мужчины — очень квалифицированные рыбаки, моряки и строители судов). Некоторые жители островов нанимаются на торговые суда и яхты, путешествуя таким образом по всему миру. Более половины населения островов работает в сфере услуг и туризма, однако безработица продолжает оставаться очень высокой (по разным источникам — от 20% до 30%), оставаясь особенно высокой среди молодежи и женщин. При этом среди учащихся местных университетов и колледжей студентки превосходят численностью мужчин почти в три раза. Бедность островитян, проживающих в северных и восточных областях Сент-Винсента, находится в ярком диссонансе с богатством туристических районов и владельцев курортов на некоторых островах. Но, в отличие от многих соседних островов, особой социальной напряженности это не вызывает — местные жители привыкли полагаться на свои силы в любой ситуации, а отношение к чужому достатку очень спокойное. Отражением этой черты островитян является их отношение к политике — большинство местных жителей тщательно следят за ней и также активно участвуют в политической жизни страны.
Жители островов имеют сильную традицию устного творчества. Обмен историями о жизни предков, о происхождении своего народа, о его традициях и культуре является неотъемлемой частью жизни островного сообщества. Кроме традиционных христианских или африканских норм, вроде сказок библейской направленности или традиционных для африканцев историй похождения паучка Ананси, характерной чертой местного сказительства является очень творческий подход к делу самим рассказчиком — очень высоко ценится его способность вплести в ткань повествования местные элементы или превратить в какого-то персонажа сказки соседа или члена семьи. Со временем эта способность островитян к импровизации развилась в сложную культуру устного творчества, представляющую интерес не только для ученых, но и для простых туристов, находящих в таких сказаниях немало черт, облегчающих понимание местной культуры.
Жители островов добродушны и приветливы, а их спокойный образ жизни, явно носящий черты британской культуры, располагает к непринужденному общению, чем они обычно с радостью и пользуются. Родственники и хорошие друзья при встрече приветствуют друг друга довольно шумно, причем особым шиком считается вплетение в приветствие какой-то поговорки или остроумной «подначки», а не традиционно вежливая фраза. Этими же поговорками обильно пересыпается обычная речь, причем правилом хорошего тона подразумевается адекватный ответ собеседнику. В общем — чем больше юмора, тем лучше. Эта же тенденция прослеживается и в названиях, которые здесь даются лодкам и даже машинам. Нередки столь колоритные имена, что некоторые туристы просто перестают понимать, что за транспортное средство перед ними (например — «Бешеная Собака II» или «А почему вы спрашиваете?»).
При встрече с незнакомыми людьми часть островитян предпочитает проявлять искренне британскую чопорность со всем набором условностей и ритуалов, другая же часть, видимо в пику метрополии, предпочитает шутить и витийствовать как при встрече с приятелем (первых, впрочем, заметно больше). Небольшие подарки, особенно при знакомстве, вполне приемлемы, но обычно их дарят только в праздничных случаях или хорошо знакомым людям. При визите в местную семью небольшие сувениры будут приняты с благодарностью, не стоит только дарить продукты питания — это может быть расценено как намек на скудость стола (впрочем, всякие сладости или вино в список продуктов здесь не попадают).
В отношении формы одежды строгих норм нет, но «пляжный» вид лучше оставить на берегу — люди в шлепанцах и купальниках за пределами отеля вызовут искреннее недоумение. Также в таком «фривольном » виде просто не пустят в большинство хороших ресторанов и тем более на официальные мероприятия. Вечерняя одежда достаточно неофициальна, но консервативна. Для иностранца соблюдение местных норм одежды для таких случаев вовсе не обязательно — достаточно наличия легких длинных брюк или платья, а также рубашки или блузки в классическом стиле. В повседневной же жизни и вне официальных мероприятий местные жители одеваются кто во что горазд, чего не возбраняется делать и туристам (хотя элементарные нормы приличия все-таки стоит соблюдать.
Курение разрешено в большинстве общественных мест.
Last Updated on 13.07.2020