Культура
Этнически, культурно и социально парагвайское общество считается одним из наиболее однородных в Латинской Америке. Приблизительно 95% местного населения — метисы смешанного испано-индейского происхождения. Также в стране проживают небольшие общины этнических итальянцев, немцев, японцев, корейцев, китайцев, арабов, бразильцев и аргентинцев, сохраняющих свои языки и культуру (особенно бразильцы), но органично вписывающихся в местное общество. Несмотря на многочисленные войны и конфликты, столь характерные для истории этой страны, местные жители на удивление терпимы к «национальному вопросу», и все население страны, независимо от происхождения, считает себя парагвайцами, хотя не прочь подчеркнуть в разговоре и какие-то национальные особенности своих предков.
Парагвай официально считается двуязычной страной — испанский и гуарани имеют здесь абсолютно равные права, и большинство жителей Парагвая свободно разговаривают на обоих языках, хотя гуарани все же распространен несколько шире за счет района Чако, индейское население которого владеет испанским в гораздо меньшей степени, чем жители восточных районов.
В отличие от многих латиноамериканских стран, где достаточно ярко выражено социальное неравенство, парагвайское общество не имеет признаков разделения на аристократию, нуворишей и откровенных бедняков. Расслоение населения по уровню доходов здесь не менее высоко, однако представители богатых слоев также ведут свои корни из крестьянства или ремесленников, и явно помнят о происхождении своих предков без типичного для такой ситуации снобизма «старой аристократии» соседних стран. Это не значит, что в местном обществе нет социальной иерархии, скорее наоборот — обычные для стран региона различия между городом и деревней, или между предпринимателями и чернорабочими крайне велики. Однако местное сообщество довольно подвижно, переходы из одного социального слоя в другой часто очень стремительны, и даже самый бедный крестьянин обладает зачастую развитым чувством собственного достоинства. Это не мешает некоторым парагвайцам заниматься бродяжничеством, попрошайничеством или другими неприглядными вещами, связанными с уничижением этого самого собственного достоинства. Однако в личной беседе такая «национальная гордость», скорее всего, всплывет во всей красе — даже уличный нищий не позволит повышать на себя голос, а нередкое в этих краях жульничество прикрывается кучей благовидных предлогов, как бы обеляющих мошенника в глазах окружающих.
Основой парагвайского общества является большая местная семья, часто включающая в себя родителей, детей, близких родственников и даже крестных родителей. Интересы семьи определяют очень многие аспекты местной жизни, вплоть до политической ориентации, выбора спутника жизни, работы и даже эмиграции (многие парагвайцы регулярно выезжают на заработки в соседние страны). Эта тесная связь с семьей объясняет и еще одну характерную черту местных жителей — ко всем, кто не является членами их рода, за исключением стариков и близких друзей, относятся с некоторым безразличием, если не с подозрением. При этом жесткой клановости, подобной колумбийской или пуэрториканской, здесь нет — многие этнографы объясняют эту привязанность парагвайцев к семье как единственное средство выживания, доступное в столь непростых исторических условиях, в которых оказалась страна в XVIII-XX веках.
Интересно, что крестные родители выбираются обычно по социальному статусу, с явной надеждой на их помощь в случае кризисных ситуаций. К корысти или меркантильности это не имеет никакого отношения (к слову, подобная практика в наши дни наблюдается и в некоторых странах Европы), скорее обеспечивает дополнительную поддержку детям, на которых здесь традиционно возлагаются все надежды. Соответственно и отношение к крестным в местных семьях крайне уважительное — они считаются почетными гостями на большинстве праздников и церемоний, зачастую являясь полноценными членами семейства и даже мировыми судьями в случае каких-либо конфликтов.
«Семейные ценности» часто приводят и к возникновению столь возмущающих многих туристов ситуаций, когда клерк или продавец может буквально часами беседовать с посетившим его приятелем или родственником, не обращая никакого внимания на клиента (впрочем, россиян этим вряд ли удивишь). Многие иностранцы считают обычное поведение парагвайца замкнутым и настороженным по отношению к человеку из-за пределов страны, однако это не так — просто для парагвайца на первом месте семья, а затем уже все остальное. Никаких внешних отрицательных проявлений эта черта не несет — парагвайцы по природе своей люди очень дружелюбные и не лишенные чувства юмора, однако наладить с ними близкий контакт бывает иногда непросто.
Местные жители довольно консервативны и религиозны. Считается, что роль церкви здесь несколько меньше, чем в традиционно католических латиноамериканских странах, однако на практике именно церковнослужителям парагвайцы доверяют множество мирских вопросов вплоть до вершения правосудия или управления небольшими общинами. С учетом того, что в стране можно найти представителей практически всех мировых религий, приходится удивляться, насколько мирно они уживаются между собой (хотя отношение к некоторым конфессиям, сотрудничавшим в прошлом с диктаторскими режимами, довольно настороженные).
Форма одежды парагвайцев довольно строга и традиционна, хотя в большинстве случаев вполне непритязательна. Для соблюдения местных приличий вполне достаточно носить то же самое, что и сами парагвайцы. Однако явно прослеживается неодобрительное отношение к шортам и коротким юбкам. На пляжах и в пределах отелей купальные костюмы не возбраняются, однако выход в город в них категорически не рекомендуется. При походе в церковь парагвайцы одеваются очень торжественно, поэтому при посещении культовых мест не стоит надевать джинсы или футболку, даже если это будний день и службы не проводятся. Впрочем, повседневное платье вполне неофициально и часто несет на себе отпечаток этнической группы, к которой принадлежит человек. Очень популярна спортивная одежда, однако она является признаком низкого социального статуса, и появляться в ней в общественных местах попросту глупо.
Местные жители, при всем свойственном им латиноамериканском темпераменте, на удивление тихи (если можно так выразиться) и степенны. Даже столь обычное для стран региона преображение, свойственное при проведении каких-либо официальных мероприятий, здесь выглядит как само собой разумеющееся — крикливые уличные торговки или грузчики разом превращаются в степенных матрон и высокомерных идальго, стоит прозвучать первому удару колокола церковной мессы или речи уважаемого политического деятеля.
Консервативное платье и гордый вид местных жителей вовсе не противоречат теплоте и дружелюбию. Главное здесь — не бояться улыбаться на улицах, спрашивать у людей советов или просто интересоваться их мнением или жизнью. Отказать обратившемуся к ним за помощью здесь считается верхом дурного тона, впрочем это не избавляет от не очень компетентных советов. Зачастую парагваец предпочтет сказать хоть что-то вместо прямого отказа, к которому относится и признание в неведении.
Рукопожатие — вполне обычная форма приветствия между местными жителями. Хорошо знакомые люди при встрече могут обняться или обменяться поцелуями, в отношении к незнакомцам такого не допускается. Некоторая навязчивость, особенно проявляющаяся во взаимоотношениях между полами, служит здесь скорее ритуалом, чем действительным желанием во что бы то ни стало добиться своего, — как и все латиноамериканцы, жители Парагвая прирожденные «театралы», и часто сам ритуал для них значит значительно больше, чем результат. Отсюда же проистекает и довольно легкомысленное отношение местных жителей к своим словам и обещаниям. Да и опоздание на встречу на полчаса-час — вполне распространенная практика, особенно с учетом общего «замедленного» темпа жизни.
Last Updated on 27.07.2020