Культура
Несмотря на вездесущее французское влияние на культуру страны, креольские традиции хорошо заметны и практически доминируют в кухне, языке, музыке и обычаях. Хотя французский язык является официальным и используется повсеместно, большинство жителей Гвианы также говорит на креольском диалекте «патуа», сформированном из гибридного языка, который служил средством общения между европейскими поселенцами. «Патуа» в той или иной форме также распространен на многих островах региона и имеет следы влияния множества языков, от английского до различных африканских и индейских диалектов. При этом английский язык понимают фактически все жители прибрежных районов Гвианы.
Жители Французской Гвианы очень добродушны и приветливы. Это спокойные люди с развитым чувством юмора и очень открытым отношением к окружающему миру. Общение с местными жителями обычно не вызывает никаких проблем, особенно если учитывать традиционную для стран региона неторопливость в делах.
В повседневной жизни и семейном этикете между представителями разных культур и верований наблюдаются заметные отличия, но гораздо больше общего (гвианцы не разделяют себя на представителей разных культур и народов, лишь среди марони и выходцев из стран Юго-Восточной Азии наблюдается некоторая тяга к национальной обособленности). Семья как таковая является основным культурным элементом для всех жителей страны. Родственники разных поколений и ветвей родства традиционно живут довольно близко друг к другу, часто в пределах одного квартала. Члены родовых объединений поддерживают постоянный контакт между собой и обязательно собираются вместе в ходе проведения различных религиозных праздников и фестивалей. Такие сборы часто сопровождаются застольями и обязательными музыкальными или танцевальными представлениям, в которые зачастую свободно вовлекаются члены других семей и даже совершенно незнакомые люди (в том числе и туристы).
К общепринятым традициям относятся вежливое приветствие людей на улице, даже если они незнакомы друг с другом, и несколько запанибратское отношение к незнакомцам, никогда не превращающееся, впрочем, в откровенное навязывание своих интересов. Европейское (причем не только французское) влияние здесь достаточно сильно, а сами гвианцы достаточно индифферентны к проявлению чужих культур и обычаев. Многие туристы характеризуют их поведение как равнодушное, хотя на самом деле это не совсем так, просто они всецело полагаются на волю обстоятельств и в большинстве своем не пытаются восполнить некоторые недостатки местной жизни за счет туристов. При этом они открыты для общения и всегда готовы показать что-то интересное в своей небогатой на достопримечательности стране.
В отношении одежды строгих норм нет, но люди в «пляжном» виде просто не допускаются в большинство ресторанов и тем более на официальные мероприятия. Вечерняя одежда достаточно неофициальна, но консервативна и основывается на местных традициях. Для иностранца соблюдение местных норм для таких случаев вовсе не обязательно — достаточно наличия длинных брюк или платья, а также рубашки или блузки в классическом стиле.
Как и во многих других карибских странах, распорядок дня здесь как бы смещен к вечеру. Обед поздний и не очень плотный. Но зато ужин в здешних краях нередко настолько обилен и продолжителен, что часто затягивается допоздна. Гвианцы в большинстве своем небогаты (если не сказать больше), и ассортимент блюд обычно невелик, но готовить их стараются «с душой» и из свежих продуктов. Приглашение в местный дом на ужин — большая честь как для туриста, так и для хозяина дома, поэтому такие мероприятия обычно обставляются достаточно красочно.
Несколько выделяются в общей спокойной картине местного этноса марони и представители индейских племен. Первые имеют сложную и часто достаточно закрытую общественную систему, построенную на смешении древних африканских культур и определенной неприязни к европейцам, «виновным» в их рабском прошлом. Однако в последнее время тяга к самоизоляции заметно сократилась, и в северо-западных прибрежных районах страны марони органично вписались в современны мир, считаясь признанными инициаторами большинства местных культурных и праздничных событий, прекрасными музыкантами и кулинарами. Индейцы же по-прежнему стараются держаться от европейцев на некотором расстоянии, предпочитая селиться вдали от побережий и поддерживать свою древнюю культуру, хотя и здесь нет антагонизма — просто «чистых» индейцев осталось очень немного.
Last Updated on 27.07.2020