История
Считается, что первые люди появились на территории Соломоновых островов приблизительно 30 тысяч лет назад, но первые организованные сельскохозяйственные поселения датируются здесь четвертым тысячелетием до нашей эры. С той поры и до XVII века нашей эры многочисленные полинезийские племена волнами прокатывались через эту землю, уходя на восток, в бескрайние просторы Великого океана. Некоторые из них оседали на Соломоновых островах, формируя удивительную культуру, в которой смешались различные меланезийские, полинезийские и микронезийские традиции. В 1568 году испанский мореплаватель дон Альваро де Менданья да Нейра (или Мендана де Нейра) после трехмесячного плавания по Тихому океану открыл большой остров, названный им в честь святой покровительницы его экспедиции Санта-Исабель, и затем двинулся вдоль многочисленных островов открытой им земли, нанося их на карту и нарекая испанскими именами. Менданья назвал этот архипелаг Западными островами, или Исла-де-Соломон, в честь библейского царя Соломона, а самый крупный из обнаруженных островов нарек в честь родной деревни одного из членов экипажа — Гвадалканал (сам Альваро де Менданья да Нейра в 1595 году умер от болезней на Санта-Крусе в ходе своей второй экспедиции к островам).
В силу малой изученности региона архипелага и его сложной гидрографии европейцы еще долго не могли обнаружить найденные Менданьей острова, и лишь в августе 1767 года британский капитан Филипп Картерет нанес на карту Бугенвиль, а Д’Антркасто провел съемку центральной части архипелага и наконец отождествил Гуадалканал с островом, описанным почти два века назад. Затем еще на сто с лишним лет об островах забывают все, кроме миссионеров и работорговцев, однако и первые и вторые получают здесь жестокий отпор местных жителей. Островитяне быстро уяснили опасность, исходящую от белого человека, и начали убивать любого европейца, оказавшегося в их поле зрения, что снискало островам репутацию наиболее неприветливой земли в Тихом океане.
В 1893 году Великобритания объявила о своем протекторате над архипелагом, запрете работорговли и основании столицы на острове Тулаги (Флорида), на котором разбили корт, а также построили госпиталь, торговую миссию и клуб. И еще на целые пятьдесят лет о Соломоновых островах все забыли — вплоть до Второй мировой войны лишь Тулаги оставался свидетельством некоего европейского присутствия. Зато в ходе войны на Тихом океане слово «Гуадалканал» вошло во все языки мира — острова стали ареной ожесточенных боев между Императорским флотом Японии и ВМС США — с августа 1942 по декабрь 1943 года здесь отгремело 14 крупных морских битв, а кровопролитные бои за Гуадалканал, Бугенвиль и Тулаги вошли во все учебники.
После войны националистически (и проамерикански) настроенное движение за независимость Малаиты выступило против британского господства. Массовые репрессии 1947-1948 годов несколько снизили накал страстей, но не смогли остановить борьбы против колониального владычества, и в начале 50-х годов XX века начался постепенный переход Соломоновых островов к независимости. В начале-середине 60-х Великобритания узаконила местные органы власти, затем были основаны региональные ассамблеи и, наконец, в 1970 году из состава местных жителей избран управляющий совет. Независимость Соломоновым островам была предоставлена 7 июля 1978 года.
Last Updated on 30.07.2020