Культура
Жители Токелау сохраняют культурные связи с островитянами Западного Самоа и Тувалу, схожими с ними и генетически, и исторически. При этом населяющие этот регион племена заметно неоднородны по многим признакам, поскольку, в силу изолированности этих территорий, их генезис шел не совсем одинаковыми путями. В фенотипе токеланцев ощущается большая примесь микронезийской крови и заметное влияние культур Западной Полинезии (хотя географически эти острова лежат уже на границе с Микронезией).
«Фака-Токелау» («образ жизни Токелау», «местный путь») достаточно обычен для традиций многих народов Полинезии. Центром всей социальной активности на островах являются семейство (часто в более широком его понимании, близком к европейскому «клану») и деревенское сообщество. Несмотря на давление внешних культур, особенно усиливающееся в последнее время, островитяне по-прежнему следуют большинству из устоявшихся веками норм и правил. Как и сотни лет назад, вся местная жизнь вертится вокруг моря — рыбалка, сбор выброшенного морем плавника, постройка столь необходимых в местных условиях каноэ, плетение сетей и изготовление оружий лова занимают почти 70% времени суток. Столь же велико значение устных и песенных традиций, являющихся естественным способом передачи векового опыта и мировоззрения.
Практически вся жизнь местных жителей до сих пор основывается на сложной системе социальной иерархии, целом ритуале особых знаков внимания и древних обычаях, регулирующих все аспекты общественной и личной жизни. Прослеживается сложная система взаимных обязательств и обязанностей, регулирующаяся как степенью родства или социального положения, так и общественным статусом. Сопутствует этому сложнейшая система «табу» (запретов) и «фата» (обычаев), соблюдать которые местные жители просто обязаны. Танцы, пение и музыка по-прежнему занимают важное место в местной культуре. Практически все праздничные мероприятия сопровождаются музыкальными и танцевальными представлениями, каждое из которых несет какой-то мистический смысл. Жители архипелага нередко поют и танцуют даже во время сельхозработ, чтобы снять утомление от монотонной деятельности, однако наилучшие формы местного музыкального творчества представляют на праздниках, куда островитяне с удовольствием приглашают и туристов.
Христианство занимает важное место в жизни аборигенов, причем оно органично сплетается с древними верованиями Океании в сложный кодекс традиционной этики и норм поведения. Самое важное событие недели здесь — воскресная служба, а один из самых уважаемых членов общины — священник, выполняющий зачастую множество социальных функции одновременно. В отличие от других островов Полинезии, на Токелау роль служителей культа в общественном управлении не столь всеобъемлюща — почти все властные функции принадлежат старейшинам и главам кланов, однако в решении любого спорного вопроса роль церкви очень значительна.
Воскресенье традиционно почти целиком посвящено церковной службе, причем любая работа в этот день запрещена, но в вечернее время проводятся различные праздничные церемонии и народные фестивали, сопровождаемые традиционными музыкальными и танцевальными представлениями. Распределение христианских конфессий по атоллам отражает порядок посещения оных самоанскими миссионерами в XIX столетии. Атафу населен почти полностью протестантами, Нукуноно в значительной степени католический, а на Факаофо из-за одновременного прибытия сюда католических и протестантских миссионеров в XIX веке доли обеих конфессий примерно равны. Обычной для стран с подобным разделением территории по конфессиональному признаку напряженности здесь нет и в помине, поскольку в основе местного мировоззрения по-прежнему лежит наиважнейший древний принцип «маопоопо» (единства). До принятия христианства Токелау поклонялись богу Туи-Токелау и обычному пантеону полинезийских богов. Плиты кораллового известняка, персонифицирующие старых богов, до сих пор можно обнаружить в большинстве населенных пунктов архипелага и они являются важными элементами местной культуры, нисколько не мешая ни церкви, ни самим аборигенам, в их современной жизни.
Сложный социально-экономический уклад местной жизни базируется на явном преобладании интересов общины или сообщества, а также на явном разделении труда и социальных обязанностей. Все общественные вопросы решаются советом старейшин («таупулега»), состоящих из представителей семейств и пользующихся огромным уважением. Практически каждый день в местной общине начинается и заканчивается таким советом, на который обычно приглашаются не только сами старейшины, но и представители семейств. Совет «отряжает» специальные группы мужчин на лов рыбы, сбор урожая или строительство, а женщин — на приведение в порядок общественных зданий или на присмотр за детьми или здоровьем членов коммуны. Такая «планерка» практически устанавливает распорядок дня всей общины, а её решения обязательны для исполнения, однако ни одному из местных жителей просто не придет в голову оспаривать её решения — все свои пожелания он сможет высказать через главу своего семейства, и они обязательно будут приняты к сведению. Все ресурсы в итоге разделяются поровну между всеми членами общины согласно потребностям. Такой «первобытный коммунизм» позволяет местным общинам достаточно устойчиво функционировать в условиях изолированности и определенного дефицита пищевых продуктов, а также способствует быстрой передаче трудовых навыков подрастающему поколению, поэтому такой уклад остается неизменным даже в условиях усиливающегося влияния современной цивилизации.
Местные деревни обычно не имеют четкой планировки, хотя общая топография «моту» и дефицит сельскохозяйственных угодий приводят к достаточно рациональному устройству поселений. Общинный дом «туи», деревенский зал («фале-фоно»), школа, больница и другие заведения достаточно компактно расположены в центре деревни (обычно ближе к берегу). Вокруг них в той ли иной степени упорядоченности теснятся частные дома (впрочем, понятия «частный дом» как такового здесь нет — любой член общины может найти кров в доме соплеменника), а за пределами деревни тянутся посевы. Дома зачастую строятся по старым технологиям из дерева и плетеных матов, обеспечивающих хорошую защиту от влаги и жары, при этом они превосходно вентилируются естественным путем. На многих атоллах жилые дома строят на сваях, приподнимая их над грунтом на метр-полтора, и используют образовавшийся «подвал» для содержания домашних животных. Правительство субсидирует программу поощрения использования импортированных строительных материалов, поэтому число зданий, построенных из традиционных материалов по старым технологиям, неуклонно уменьшается. Однако островитяне по-прежнему отдают явное предпочтение старинным методам строительства, поскольку традиционный полинезийский дом как нельзя лучше приспособлен к местным природно-климатическим условиям.
Местные обычаи в большинстве своем довольно незамысловаты, если не брать во внимания различные табу. Уважение к хозяину или другим членам клана должно быть открытым и даже несколько преувеличенным (особенно к старейшинам), но с похвалой следует быть осторожным — если по отношению к какому-то предмету будет выражено слишком большое восхищение, то островитяне будут чувствовать себя обязанными подарить его гостю, могут ли они позволить себе это или нет. Однако подарки будут прияты с благодарностью, особенно если сопроводить ритуал дарения какой-нибудь «отвлекающей церемонией», чтобы это не выглядело как дар, за который потребуется ответное деяние. Также нередко воспринимается плата за какую-то услугу — во многих случаях потребуется заранее обсудить размер вознаграждения и особо подчеркнуть его заслуженность (часто рекомендуют просто делить оплату поровну между самим работником и старейшиной его рода, особенно подчеркивая уважение, которое было оказано проделанной работой или услугой).
Никогда не стоит прикасаться к голове местного жителя, даже ребенка, по ряду местных законов это «табу». При приглашении в гости следует снимать обувь на пороге, сидеть полагается таким образом, чтобы не мешать другим, а стопы не должны быть направлены ни на кого из присутствующих. Множеством подобных ограничений сопровождается принятие пищи, знакомство между людьми, обращение за помощью или оказание оной и так далее. Поэтому запомнить все это практически невозможно, и туристу следует ориентироваться на поведение местных жителей. Поэтому при общении с островитянами следует вести себя как можно проще и банально почаще интересоваться их собственным мнением, реакцией старейшин и тем, что гласят по тому или иному вопросу обычаи — это послужит еще и дополнительным знаком уважения к местным традициям, а потому будет воспринято с большой радостью даже в случае мелкого просчета. Индивидуализм и потребность в соблюдении только собственных интересов не пользуются здесь уважением — местные жители просты и открыты и такого же отношения к окружающим ждут от туристов, считая это немалым достоинством.
Нормы одежды на островах достаточно демократичные. В качестве повседневной одежды используются вполне европейского вида жакеты, рубашки, юбки, легкие брюки и «сулу» («саронг», «лавалава» или «парео») — длинный кусок ткани, наматываемый вокруг бедер в виде своеобразной юбки. При этом очень ценится скромность в одежде, особенно за пределами туристических комплексов (а их здесь практически нет). Купальники, особенно бикини, или шорты за пределами пляжа или при посещении местного дома просто неприемлемы, так же как и спортивные костюмы. Для официальных мероприятий наиболее подходят легкие светлые брюки и просторные рубашки с рукавом средней длины.
Не рекомендуется поднимать с земли упавшие кокосовые орехи, поскольку пищевые ресурсы атоллов достаточно ограниченны, и именно этот орех может являться чьим-то обедом.
Last Updated on 31.07.2020