Культура
В материальной и духовной культуре тсвана много общего с культурой соседних южноафриканских народов, однако, особенность природной среды и хозяйственной деятельности наложила на нее печать своеобразия. Постройки тсванов по своей форме такие же, как у зулу или свази, — круглая хижина без окон и навесных дверей с очагом посередине; каркас делается из жердей, стены в зависимости от местных условий – из глины, камня, соломы или тростника.
Рядом с домом – загон для скота. В то же время деревню тсванов не спутаешь ни с какой другой. Когда идешь по ее улицам, домов почти не видно: каждый двор обнесен очень высоким забором из стволов твердого дерева кагей. Эти заборы, придающие селению мрачный вид, сооружаются для защиты скота от хищников.
В Ботсване часто говорят: у многих ботсванцев три дома. Один – в его деревне, другой там, где пасется его скот, и третий – там, где он возделывает свою землю.Дни, когда к отдаленному пастбищу приходят женщины из деревни, превращаются в настоящие праздники с пением и танцами. Но это бывает не часто: ведь расстояния очень велики.
С началом дождей такие визиты и вовсе прекращаются. В это время года женщины переселяются из своих деревень на земельные участки, которые тоже находятся далеко – за пять, а то и за десятки километров. Начинается земледельческий сезон: пашут землю, сеют зерновые, сажают дыню, тыкву. Большая часть этой работы ложится на плечи женщин. Порой им помогают мужчины. Скот тогда полностью остается на попечении мальчиков.
Основная пища сельского населения – сорго и кукуруза. Из сорго тсвана также делают хмельной напиток бучуалу. В течение трех-четырех недель сваленные на улице кучи сорго женщины окатывают водой, отчего развивается процесс брожения. Затем эту массу месят ногами в длинных корытах, выдолбленных из стволов дерева, сдабривают пряными травами. Месят, уже отведав полуфабриката, подпевая себе в такт. После этого оставшуюся жидкость разливают по калебасам.
Бучуала украшает тсванское застолье в дни племенных праздников, праздников урожая, по случаю рождения ребенка, свадьбы и т. п.Тсваны – искусные ремесленники, изготовляющие красивую деревянную и керамическую посуду, одежду, коврики из шкур животных, плетеные циновки. Керамическая посуда расписывается геометрическим рисунком, а деревянная утварь украшается резным орнаментом или же изображением стилизованных животных. Распространена резьба по дереву.
Национальная одежда тсванов – это каросс из шкур диких животных, набедренные повязки и вязаная шерстяная шапочка, закрывающая всю голову и шею; женские украшения делаются из бисера, медной проволоки, железа.Духовное наследие тсванов сохраняется в преданиях, легендах песнях, танцах, своеобразных обрядах. На языке тсванов существует художественная литература, и выходят периодические издания.
Культура других народов страны изучена хуже. Особый интерес у этнографов вызывают бушмены. Оружие и утварь бушменов незатейливы. Это лук, стрелы, колчан, деревянная ступка и пестик, а также сосуды из скорлупы страусовых яиц и желудков диких животных для хранения воды.
Наконечники для стрел бушмены раньше делали из камня, потом стали использовать осколки бутылочного стекла. Иногда они выменивают металлические наконечники у соседних банту и готтентотов. Из шкур животных бушмены изготовляют набедренные повязки, передники, кароссы. Шкуры часто украшены бисером из кусочков скорлупы страусовых яиц. Из той же скорлупы и панцирей маленьких черепах делают женские ожерелья.
Бушмены издавна используют свое основное оружие – лук в качестве музыкального инструмента. Держа один конец лука перед открытым ртом, полость которого служит как бы резонатором, музыкант извлекает звучание. При совершении ритуально-магических обрядов музыканты играют лежа на спине.
Национальная одежда тсванов – это каросс из шкур диких животныхЖивут бушмены группами, объединяющими в основном родственников по отцовской линии. Они ведут бродячий образ жизни и не имеют постоянных жилищ. Спят в вырытых в песке и выложенных сухой соломой ямах или под навесами от ветра, которые сделаны из связанных и покрытых травой веток.
У бушменов нет вождей племен. Но в каждой общине есть признанный всеми глава, к которому обращаются за советом по важным делам. Обычно глава – это самый опытный охотник с природным даром лидера, но без особых привилегий или власти. Иногда он же и лекарь поселения.
Древние наскальные рисунки бушменов посвящены охотничьим сценам, войнам, угону скота и различным фантастическим существам. Часты изображения быка, змей и рыб.В дельте Окаванго есть несколько постоянных бушменских деревушек, жители которых занимаются не только собирательством и охотой, но и мотыжным земледелием.
Last Updated on 05.07.2020