Культура
Около 3/4 населения составляют народы гвинейской языковой подгруппы. Из них наиболее многочисленны акан, на которых приходится около 65 % представителей данной языковой общности и почти 40% всего населения Ганы. В состав акан входят тви (ашанти), фанти (в лесной зоне), аквапим и аким (прибрежная зона), а также нзима, анья и бауле, живущие на юго-западе страны. Некоторые ученые относят к акан и народы гонжа, расселившиеся по берегам искусственного водохранилища в среднем течении р. Вольта. Родственными акан часто считаются адангме, га, живущие в окрестностях города Аккры, и эве— на побережье к востоку от столицы. Язык акан имеет четыре основных литературных формы — тви, фанти, аквапим и аким. Используя их, большая часть населения гвинейской языковой подгруппы может объясняться между собой. Но, например, эве и некоторые иные народы гвинейской языковой подгруппы в общении друг с другом используют английский язык.
Северная часть страны населена народами вольтской подгруппы (более 20% населения Ганы) — моей, гурма, груси и другими, общающимися между собой на языках море (моле) и хауса.
Колонизация затормозила формирование единого литературного языка акан, который мог бы стать со временем языком межэтнического общения. Поэтому официальным языком остается пока английский, объясняться на котором в той или иной мере может большинство окончивших начальную школу. В настоящее время предпринимаются попытки ускорить развитие литературных языков обеих частей страны.
В городах выходцы из одной местности или одного племени селятся компактными группами, в своих кварталах. Это облегчает мигрантам оседание в городе, поскольку сородичи обязаны им всячески помогать: если нужно— обеспечивать пищеи, одеждой, кровом, содействовать в подыскании работы и т. п. В результате и за пределами своей деревни человек вынужден соблюдать существующие в ней отношения соподчинения и взаимозависимости. У большинства народов Ганы ближайшим считается родство по материнской линии. Число жен (у нехри- стиан) в среднем две-три, а количество детей колеблется в пределах четырех — шести и более.
Традиционная праздничная мужская одежда народов, населяющих прибрежную и лесную зоны, — кенте (подобие римской тоги). Женский наряд состоит из нескольких кусков ткани, намотанных в виде юбки, и блузки. В обычные дни мужчины носят либо европейский костюм, либо кенте из фабричной ткани, женщины— платья типа сарафана. Когда-то кенте носили главным образом ашанти, а сейчас оно становится по существу национальным костюмом большинства ганцев.
Праздничная одежда северян состоит из длинных полотняных рубах в черную и белую вертикальную полоски, с короткими рукавами.
Традиционные вожди и местные верования — неотъемлемые и взаимосвязанные институты племенной организации. Параллельно с официальными административными единицами в Гане существует 108 племенных «государств», в свою очередь объединяющихся в «федерации» и «конфедерации» различного уровня и масштаба. Они управляются вождями соответствующих рангов, а в рамках административных областей — палатами вождей. Самые «мелкие» вожди управляют не более 2 тыс. человек, а самые «крупные» — около 200 тыс. Наиболее влиятелен верховный вождь ашанти — асантехене, традиционный владыка Кумаси, главного города народов ашанти.
Last Updated on 05.07.2020