История

Оцените этот материал

Объединение государств саванны породило мощные торговые империи: Сонгай, Мали и Гана.
Эти государства были деспотичными. Они устраняли более древние местные власти. Эти империи управляемые царями,поражали европейских и арабских путешественников множеством городов. Уровень жизни жители этих стран измеряли количеством имеющегося товара и безопасностью, не уступая другим странам эпохи средневековья. К началу 16 века слоновая кость, золото и рабы поступавшие из империи, стали крайне необходимым товаром, оказывающим влияние как на Сев.Африку страны магриба, так и Зап.Европу. Древние государство Гана располагалось на территории современных стран Мавритании и Сенегала. Основана империя Гана была народом «сонинке» на основе более древнего государства. Несмотря на достаточно громадные золотые разработки, благосостояние империи основывалось не на использовании природных ресурсов страны, а почти целиком на таможенных сборах с торговцев проходивших через Гану. Через Сахару везли рабов, медь, соль, золото. По караванным путям слоновую кость, страусовые перья, орехи кола, кожи и различные предметы роскоши. Среди этих товаров самыми важными и почти что равными по стоимости были золото, его везли из Зап.Судана в страны Средиземноморья, и соль которую торговцы перевозили с севера на юг. Налог который торговцы платили царю Ганы, был таков: при ввозе в страну, с каждого осла с вьюком соли — 1 золотой динар; при вывозе из страны с каждого вьюка соли — 2 золотых динара; с одного ввозимого груза меди — 5 мискалей. Торговля золотом велась по средствам так называемого «немого обмена», который был установлен скупщиками: меняемый товар, т. е. золото, соль и предметы нужные золотоискателям, переходили от одного владельца к другому, при этом они друг друга не видели. Обмен товара происходил на открытой поляне, одна сторона приносила свой товар и скрывалась в лесу, тем временем приходила другая сторона и смотрела, оставив там в свою очередь товары равной стоимости и если обе стороны были согласны предложенным, то сделка завершалась.
Арабские путешественники очень много писали о Гане, но наиболее подробные рассказы были собраны в «книге путей и государств» автор мавританский учёный Абу Убейт аль-Бакри. В ней он описывал столицу Ганы так: «Гана это большой город, состоит который из двух частей. Одна из них, находится на равнине там мусульманский город населённый арабскими и берберскими купцами, там живут знатоки закона факихи и всё остальное цивильное общество.

В этой части есть двенадцать мечетей на казенном обеспечении». Вторая половина города состояла из африканцев-
анимистов, здесь же располагался и царский дворец в 9,5 километрах от мусульманской части этого города. Арабы
называли эту половину аль-Габа (лес, роща), так как ее окружал священный у анимистов лес. Здесь не было домов
из камня , в отличии от мусульманской части. Ислам и анимизм существовали в Гане в почти полном согласии. Чёрные цари разрешали мусульманам вести проповеди среди негров и оплачивали их услуги придворным. Однако были и ограничения: заходить в священный лес и глазеть на живших там не менее священных змей, мусульманам запрещалось под страхом смерти. Исследователи устных традиций сообщают, что в Кумби деревьев не было, кроме тех, что находились возле священного колодца Бида недалеко от царского дворца. Город был настолько широк, что из одного конца в другой требовалось ехать целый день верхом или идти неделю пешком. Во главе царства стоял божественный «тунка» или «кайа маган» (хозяин золота). Его приближенные состоявшие полностью из военной знати включали в себя: воинов с репутацией непобедимых (суба); элитные части царского войска (кагоро) что значит уничтожающие деревья, они набирались из кланов Фофана, Камара, Магасса, Дантиохо; и царской конной гвардии (магаси) которые сопровождали его при всех передвижениях. По словам аль-Бакри, правитель Ганы мог собрать армию не менее 200 000 воинов, из которых 40 000 лучников. Про царя Ганы он писал так: «Царь носил украшения подобно женщине, надевал ожерелья на шею, браслеты на запястья. Когда он выступал перед народом, на нем был головной убор, высокой формы украшенный золотом и обёрнутые тюрбаном из тонкой ткани». Народ Ганы делился на небольшие группы в зависимости от рода деятельности. Кроме негров, здесь жило и некоторое количество мусульман берберов и арабов. Обычно они служили государственными чиновниками, руководили экономикой страны, сбором пошлин и налогов.
Аль-Бакри писал: «Когда царь дает своему народу аудиенцию, чтобы выслушать жалобы и восстановить справедливость, он восседает в большом павильоне вокруг которого стоят десять коней с украшенной золотом сбруей. Сзади царя стоят десять пажей со щитами и мечами инкрустированными золотом. По правую его руку стоят сыновья князей его империи с золотыми украшениями в волосах и роскошных одеждах. Двери сего павильона охраняют особой породы собаки, с которыми государь не расстаётся никогда. Они в ошейниках из золота». Хронист Махмуд Кати, чьи предки были из племени сонинке, господствовавшее в стране в эпоху процветания Ганы, в 1519 году начал собирать материалы для труда, повествующего о стране его предков. В этой работе — «Тарих ал-Фатташ» (история ищущего)- он рассказывает нам об аудиенции царя Ганы в общем то так же, как это описывал аль-Бакри. Согласно повествованиям Махмуд Кати, каждый вечер царь принимал своих подданных. Для костров собирали 1000 вязанок хвороста, пламя его освещало все «от неба и до земли». Престолом царю был помост из красного золота. Слугам своим он приказывал подавать пищу для подданных в расчёте на 10 000 человек. Большое изобилие еды было не одним проявлением широкого размаха. Как рассказывает Махмуд Кати, у повелителя Ганы было 1000 лошадей и у каждой из них была собственная подстилка для сна, сосуд из меди для мочи и даже трое слуг. Также царь имел четыре барабана, у каждого барабана было своё предназначение. Золотым он собирал потомков Динга (легендарный царь страны Вагаду), серебряным барабаном знать своей земли, медным он призывал свободных граждан, железным рабов. В присутствии царя подданные падали ниц и посыпали себе голову пылью, выражая таким образом своё глубокое почтение. Аль-Бакри очень подробно описал обряд похорон царя Ганы, поскольку похороны чётко показывали положение человека в обществе: «Вера этого народа язычество и поклонение идолам. Когда умирает царь, рядом с местом его погребения строят огромный купол из дерева «садж», царя кладут на ложе устланное коврами и несут его в купол. Рядом с ним кладут дорогие украшения, посуду из которой он ел, оружие. Также оставляли полные сосуды напитков и яств, хоронили и слуг которым посчастливилось прислуживать царю. Далее закрывают дверь купола, сверху покрывают его коврами и тканями, а затем засыпают сверху землёй до состояния холма. Вокруг холма роют ров таким образом, чтоб пройти через него можно было только в одном месте. Этот народ приносит покойникам жертвы и готовит для них напитки в жертвенный дар».
В 734 году арабы вторглись на территорию Марокко и предприняли поход в Гану. По словам аль-Хакама 9 век н.э. из этого похода они привезли «значительное количество золота». В 990 году Гана захватила Аудагост. Процветание Ганы продлилось около двух столетий, примерно с середины IX в.н.э. по середину XI в.э.н. Подъем начался, когда сонинке оттеснили берберов от власти.

До конца еще не ясно, была ли уничтожена столица Ганы. Предположительно в 1076 году ее разрушили альморавиды,
управлявшими в те времена Марокко и Испанией. Они вторглись, чтобы отомстить за захват оазиса Аудагост, в то
время это был богатый берберский город стоящий на караванном пути. Альморавидам удалось отбить Аудагост и там
они установили к качестве официальной религии свою ветвь ислама. После того как столица Ганы перешла в руки
альморавидов государство стало приходить в упадок, а их вассалы стали обретать независимость . Уже на следующий год после покорения отделились сосо, которые через век снова вышли на арену, благодаря умению обрабатывать железо и искусно изготавливать оружие, это сыграло немаловажную роль в истории Зап.Судана.
Ко второй половине 8 века идущие через Сахару выгодные пути, сместились на запад и юг, обходя Гану стороной.
Народы Ганы стали рассеиваться, многие спасаясь от берберов мигрировали на юг. Будучи умелыми торговцами они
установили новые торговые связи и основали государства. Самые сильные из них держали под контролем золотоносные
поля юга, и завоевали своих более слабых соседей. В огне междоусобицы родилась новая империя, более богатая,
более крупная и мощная, чем Гана — империя Мали

Last Updated on 05.07.2020

ку-ку

Преимущества работы с нами

Мы работаем на рынке Украины уже более 18 лет

Информация о нас                    Нас рекомендуют                   Партнеры на Украине

За это время мы собрали самую полную базу визовой информации.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей