История
Объединение государств саванны породило мощные торговые империи: Сонгай, Мали и Гана.
Эти государства были деспотичными. Они устраняли более древние местные власти. Эти империи управляемые царями,поражали европейских и арабских путешественников множеством городов. Уровень жизни жители этих стран измеряли количеством имеющегося товара и безопасностью, не уступая другим странам эпохи средневековья. К началу 16 века слоновая кость, золото и рабы поступавшие из империи, стали крайне необходимым товаром, оказывающим влияние как на Сев.Африку страны магриба, так и Зап.Европу. Древние государство Гана располагалось на территории современных стран Мавритании и Сенегала. Основана империя Гана была народом «сонинке» на основе более древнего государства. Несмотря на достаточно громадные золотые разработки, благосостояние империи основывалось не на использовании природных ресурсов страны, а почти целиком на таможенных сборах с торговцев проходивших через Гану. Через Сахару везли рабов, медь, соль, золото. По караванным путям слоновую кость, страусовые перья, орехи кола, кожи и различные предметы роскоши. Среди этих товаров самыми важными и почти что равными по стоимости были золото, его везли из Зап.Судана в страны Средиземноморья, и соль которую торговцы перевозили с севера на юг. Налог который торговцы платили царю Ганы, был таков: при ввозе в страну, с каждого осла с вьюком соли — 1 золотой динар; при вывозе из страны с каждого вьюка соли — 2 золотых динара; с одного ввозимого груза меди — 5 мискалей. Торговля золотом велась по средствам так называемого «немого обмена», который был установлен скупщиками: меняемый товар, т. е. золото, соль и предметы нужные золотоискателям, переходили от одного владельца к другому, при этом они друг друга не видели. Обмен товара происходил на открытой поляне, одна сторона приносила свой товар и скрывалась в лесу, тем временем приходила другая сторона и смотрела, оставив там в свою очередь товары равной стоимости и если обе стороны были согласны предложенным, то сделка завершалась.
Арабские путешественники очень много писали о Гане, но наиболее подробные рассказы были собраны в «книге путей и государств» автор мавританский учёный Абу Убейт аль-Бакри. В ней он описывал столицу Ганы так: «Гана это большой город, состоит который из двух частей. Одна из них, находится на равнине там мусульманский город населённый арабскими и берберскими купцами, там живут знатоки закона факихи и всё остальное цивильное общество.
В этой части есть двенадцать мечетей на казенном обеспечении». Вторая половина города состояла из африканцев-
анимистов, здесь же располагался и царский дворец в 9,5 километрах от мусульманской части этого города. Арабы
называли эту половину аль-Габа (лес, роща), так как ее окружал священный у анимистов лес. Здесь не было домов
из камня , в отличии от мусульманской части. Ислам и анимизм существовали в Гане в почти полном согласии. Чёрные цари разрешали мусульманам вести проповеди среди негров и оплачивали их услуги придворным. Однако были и ограничения: заходить в священный лес и глазеть на живших там не менее священных змей, мусульманам запрещалось под страхом смерти. Исследователи устных традиций сообщают, что в Кумби деревьев не было, кроме тех, что находились возле священного колодца Бида недалеко от царского дворца. Город был настолько широк, что из одного конца в другой требовалось ехать целый день верхом или идти неделю пешком. Во главе царства стоял божественный «тунка» или «кайа маган» (хозяин золота). Его приближенные состоявшие полностью из военной знати включали в себя: воинов с репутацией непобедимых (суба); элитные части царского войска (кагоро) что значит уничтожающие деревья, они набирались из кланов Фофана, Камара, Магасса, Дантиохо; и царской конной гвардии (магаси) которые сопровождали его при всех передвижениях. По словам аль-Бакри, правитель Ганы мог собрать армию не менее 200 000 воинов, из которых 40 000 лучников. Про царя Ганы он писал так: «Царь носил украшения подобно женщине, надевал ожерелья на шею, браслеты на запястья. Когда он выступал перед народом, на нем был головной убор, высокой формы украшенный золотом и обёрнутые тюрбаном из тонкой ткани». Народ Ганы делился на небольшие группы в зависимости от рода деятельности. Кроме негров, здесь жило и некоторое количество мусульман берберов и арабов. Обычно они служили государственными чиновниками, руководили экономикой страны, сбором пошлин и налогов.
Аль-Бакри писал: «Когда царь дает своему народу аудиенцию, чтобы выслушать жалобы и восстановить справедливость, он восседает в большом павильоне вокруг которого стоят десять коней с украшенной золотом сбруей. Сзади царя стоят десять пажей со щитами и мечами инкрустированными золотом. По правую его руку стоят сыновья князей его империи с золотыми украшениями в волосах и роскошных одеждах. Двери сего павильона охраняют особой породы собаки, с которыми государь не расстаётся никогда. Они в ошейниках из золота». Хронист Махмуд Кати, чьи предки были из племени сонинке, господствовавшее в стране в эпоху процветания Ганы, в 1519 году начал собирать материалы для труда, повествующего о стране его предков. В этой работе — «Тарих ал-Фатташ» (история ищущего)- он рассказывает нам об аудиенции царя Ганы в общем то так же, как это описывал аль-Бакри. Согласно повествованиям Махмуд Кати, каждый вечер царь принимал своих подданных. Для костров собирали 1000 вязанок хвороста, пламя его освещало все «от неба и до земли». Престолом царю был помост из красного золота. Слугам своим он приказывал подавать пищу для подданных в расчёте на 10 000 человек. Большое изобилие еды было не одним проявлением широкого размаха. Как рассказывает Махмуд Кати, у повелителя Ганы было 1000 лошадей и у каждой из них была собственная подстилка для сна, сосуд из меди для мочи и даже трое слуг. Также царь имел четыре барабана, у каждого барабана было своё предназначение. Золотым он собирал потомков Динга (легендарный царь страны Вагаду), серебряным барабаном знать своей земли, медным он призывал свободных граждан, железным рабов. В присутствии царя подданные падали ниц и посыпали себе голову пылью, выражая таким образом своё глубокое почтение. Аль-Бакри очень подробно описал обряд похорон царя Ганы, поскольку похороны чётко показывали положение человека в обществе: «Вера этого народа язычество и поклонение идолам. Когда умирает царь, рядом с местом его погребения строят огромный купол из дерева «садж», царя кладут на ложе устланное коврами и несут его в купол. Рядом с ним кладут дорогие украшения, посуду из которой он ел, оружие. Также оставляли полные сосуды напитков и яств, хоронили и слуг которым посчастливилось прислуживать царю. Далее закрывают дверь купола, сверху покрывают его коврами и тканями, а затем засыпают сверху землёй до состояния холма. Вокруг холма роют ров таким образом, чтоб пройти через него можно было только в одном месте. Этот народ приносит покойникам жертвы и готовит для них напитки в жертвенный дар».
В 734 году арабы вторглись на территорию Марокко и предприняли поход в Гану. По словам аль-Хакама 9 век н.э. из этого похода они привезли «значительное количество золота». В 990 году Гана захватила Аудагост. Процветание Ганы продлилось около двух столетий, примерно с середины IX в.н.э. по середину XI в.э.н. Подъем начался, когда сонинке оттеснили берберов от власти.
До конца еще не ясно, была ли уничтожена столица Ганы. Предположительно в 1076 году ее разрушили альморавиды,
управлявшими в те времена Марокко и Испанией. Они вторглись, чтобы отомстить за захват оазиса Аудагост, в то
время это был богатый берберский город стоящий на караванном пути. Альморавидам удалось отбить Аудагост и там
они установили к качестве официальной религии свою ветвь ислама. После того как столица Ганы перешла в руки
альморавидов государство стало приходить в упадок, а их вассалы стали обретать независимость . Уже на следующий год после покорения отделились сосо, которые через век снова вышли на арену, благодаря умению обрабатывать железо и искусно изготавливать оружие, это сыграло немаловажную роль в истории Зап.Судана.
Ко второй половине 8 века идущие через Сахару выгодные пути, сместились на запад и юг, обходя Гану стороной.
Народы Ганы стали рассеиваться, многие спасаясь от берберов мигрировали на юг. Будучи умелыми торговцами они
установили новые торговые связи и основали государства. Самые сильные из них держали под контролем золотоносные
поля юга, и завоевали своих более слабых соседей. В огне междоусобицы родилась новая империя, более богатая,
более крупная и мощная, чем Гана — империя Мали
Last Updated on 05.07.2020