Национальная кухня
Многие граждане независимого государства Гана сегодня предпочитают жить так, как жили их деды и прадеды: в глинобитных хижинах с крышами из соломы, тростника или черепицы. Несмотря на примитивный способ возведения жилья, постройка из красной не обожженной глины будет стоять под проливными тропическими дождями несколько лет — главное вовремя делать косметический ремонт. Людям, привыкшим к комфортабельным условиям, где-нибудь в центре Москвы, может показаться, что подобный образ существования слишком примитивен и невозможен для цивилизованного человека — за окном как никак XXI век. На ганец скажет, что за воду, свет, газ и прочие коммунальные услуги платить не надо.
Жизненное пространство одной отдельно взятой деревенской семьи включает постройку, состоящую из нескольких комнат или даже нескольких хижин, расположенных вокруг открытого дворика, где нередко обустраивается домашний очаг. Нашей съемочной группе с удовольствием показали гостиную, а заодно и спальную комнату в почти построенном жилище, размер которого ненамного превышает габариты домика Дядюшки тыквы. Любопытно, что членами семьи считают не только живущих, но и умерших. Мертвецы пекутся о здоровье, благополучии и безопасности тех, кто замещает их на земле. Предки, давно отправившиеся в мир призраков, отгоняют от деревни вредоносных духов, которые любят приставать к слабому полу. Чтобы избежать подобных домогательств, женщине рекомендуют спать в комнате без окон. Вообще, ганцы, особенно те, что живут в сельской местности, очень уж суеверны. Девушка, например, не ест яйца и не дотрагивается до всего, что принадлежит мужчине, — иначе станет бесстыдной. Юноша не входит в хижину родителей до тех пор, пока его не спросят о цели визита. Пришлому человеку не показывают загон для скота или кладовку, ибо там раньше, а в некоторых общинах и теперь хоронят главу семьи.
Первейший долг ганца — быть с коллективом, жить для семьи и во имя предков. На человека, который чуждается людей, смотрят с подозрением и даже со страхом. Ни один здоровый человек не может замыкаться в себе или уединяться днем. Если так все же происходит, то говорят, что этот человек вступил в контакт с духами. И ему надо обратиться к знахарю, найти которого проще простого. Он носит белые бусы, призванные держать злых духов на расстоянии.
Кто-то из путешественников высказал далеко не бесспорную, но все же здравую мысль: «Чтобы узнать страну, не надо ходить по музеям и смотреть достопримечательности. Достаточно станцевать местный танец, попробовать спиртной напиток и местную кухню». Действительно, танец, напитки и особенно кухня могут многое рассказать о стране.
Культурная традиция приготовления пищи в современной Гане берет начало у европейских фортов. У стен крепостей колонизаторы разбивали сады, в которых культивировали растения со всего света. Из Средиземноморья сюда были завезены лимоны, дыни и апельсины. Из Нового Света прибыли кукуруза, касава, сладкий картофель, земляной орех, ананас и гуава. Из Азии приплыли питательный рис, водный ямс, индийский плэнтэйн, разновидность банана. Нынче Африка — сущий рай для вегетарианцев. Трудно себе представить, что еще каких-нибудь сто-двести лет назад ганцы понятия не имели о том, что такое помидор, финик или сахарный тростник. Кажется, что бананы здесь росли всегда. А ведь это не так. Бананы в эту часть континента были также завезены. И теперь африканцам есть, что положить на сковородку, ведь бананы в Гане, как правило, жарят.
В рационе любого, пусть даже самого бедного, жителя обязательно присутствует фуфу — национальное блюдо, которое нам настоятельно рекомендовали попробовать ганские друзья. Чтобы прочувствовать вкус этого потрясающего кушанья по-настоящему, ложку и вилку надо отложить в сторону, ибо фуфу едят руками, чаще всего немытыми. Виноват в этом не дефицит воды или мыла. Похоже, что у жителей с детства стойкий иммунитет к бактериям. Для них пищевое отравление, что легкий насморк для европейца. Каких-то особых правил поглощения фуфу не существует: вы можете прибегнуть к помощи как левой, так и правой руки. Мы решили не испытывать в очередной раз судьбу и воспользовались столовыми приборами. Надо заметить, что практически в каждой стране близкое знакомство с национальной кухней имеет тяжелейшие последствия для всех членов съемочной группы. Хотя фуфу оказалось вкуснейшим кушаньем.
Его жидкая составляющая не что иное, как суп, который варится отдельно из плодов африканской масленичной пальмы, так называемых пальмовых орехов. Деревья, в отличие от прочих овощей и фруктов, местные. И блюдо самое что ни на есть национальное. Суповую основу можно употреблять отдельно, а можно с тестом, которое готовится из бананов, касавы или ямса с добавлением арахиса. Эти супы едят также с рисом, хлебом, вареным картофелем, добавляя рыбу или мясо. Иногда это мясо домашних животных, таких как кошка или собака. Похожее кушанье готовят из касавы и томатной пасты — такое блюдо называется коконте, если в томатной основе варят кукурузную муку — то это не что иное, как банку.
А вот дивный вкус мясистых улиток лучше не перебивать вкусом томатной пасты. Улитки — это деликатес и возможность для детворы неплохо подзаработать в свободное от учебы время.
Из Индонезии и Малайзии в Гану опять-таки европейцы завезли еще одно очень важное для Африки растение — какао. Со временем растение стало стратегическим. Под шоколадными деревьями тут занята половина обрабатываемой земли. Какао-бобы приносят треть экспортной выручки. Листья этого чуда-растения волне съедобны, особенно вкусны верхние. Мы не стали проверять, а поверили на слово работникам крупного хозяйства, что недалеко от столицы Аккры. Было время, когда сельскохозяйственные браконьеры вывозили в соседние страны почти весь урожай какао-бобов, поскольку закупочные цены в Гане были чрезвычайно низкими. Но со временем положение изменилось. Работники предприятия научились производить из какао мыло разных видов, довольно вкусное вино, сносные ликеры и даже бренди. Уксус из какао не уступает по своим качествам уксусу из обычных овощей. Наконец из какао-бобов получают порошок, который используется для приготовления собственно шоколада.
Однако развернуться по-настоящему местным производителям мешает упорное нежелание американских и европейских торговцев закупать в Гане уже готовую продукцию. Шоколадные фабриканты приобретают лишь плоды какао, сырье. А вкусный товар местных заводов остается в мире невостребованным. Все же постепенно положение меняется. В Европе стараются выводить производства в страны третьего мира. Видимо, не за горами время, когда в Гане вырастут новые корпуса кондитерских гигантов. И вкусную продукцию будут производить там, где растет сырье. Тем более что мировые цены на какао хоть медленно, но поднимаются.
Last Updated on 05.07.2020