Культура
Сахрави также называют маврами или, учитывая их арабское происхождение, аль-бейдан (белыми). В своем большинстве сахрави – мусульмане.
Традиционное общество базировалось на системе родоплеменных отношений, развивавшихся на уровне клана и племени (кабила). Несмотря на то, что оно сформировалось в условиях патриархата, женщинам предоставляется определенный объем власти и имущественных прав. Социально-политическая иерархия сахравийского общества, основанная на возможности пользования обработанными землями, колодцами и пастбищами, предусматривала осуществление контроля «сильных племен» над менее влиятельными племенными группами. В социальном отношении подчиненная часть сахравийского общества подразделялась на рабов (абид), зависимых крестьян (харатин), кастовые группы певцов-сказителей (иггураван), ремесленников (муаллимин) и племенную знать (знага). На протяжении 17 в. шел процесс дифференциации сахравийских племен на «военные» (хасани) и «религиозные» (завайя).
Функциональные различия в деятельности сахравийских племен прослеживаются на примере племенной группы макиль, которая осуществляла экспансию в южном направлении, и местных берберских этнических групп. В конце 17 – начале 18 вв. племенная группа макиль пользовалась значительной поддержкой со стороны марокканских правителей, особенно султана Мулай Исмаила (1672–1727). В результате арабы из группы макиль и берберы из группы санхаджа создали свои раннегосударственные образования, в которых «религиозные» племена отвечали за духовную жизнь, правовое регулирование и торговлю, а «военные», в обмен на выплату дани, обеспечивали их безопасность. Социально-политические перемены в 17–18 вв. произошли и в зоне Сахеля, где в результате религиозно-реформаторских движений местное общество претерпело заметную трансформацию. В результате сахравийские религиозные наставники расширили свое влияние среди племен арабского и африканского происхождения.
В 16 в. большой популярностью пользовался мусульманский ученый-богослов Сиди Ахмад аль-Беккаи, который жил в городке Валата на территории современной Мавритании. Поддерживаемый мощной племенной федерацией кунта, аль-Беккаи считался выдающимся знатоком исламского мистицизма (тасаввуф) в рамках традиции Кадирийя и мусульманского права (фикх). У шейха Сиди Моктара аль-Кабира (19 в.), крупного религиозного деятеля федерации кунта, были два выдающихся ученика и преемника: шейх Сидия Баба, который основал религиозное братство бутилимит и признан родоначальником племени улад-бейри, которое и поныне играет видную роль в политической жизни Мавритании, и шейх Мухаммед Фадиль, который в рамках метода мистического Кадирийя создал новое мистическое братство (тарика) под названием Фадилийя. Сын шейха Мухаммеда Фадиля шейх Ма аль-Айнин основал город Смара на территории современной Западной Сахары. По мере роста авторитета Смары как центра исламской науки и образования увеличивалось влияние шейха Ма аль-Айнин и его родного племени регейбат.
В 20 в. шейх Ма аль-Айнин признал султана Марокко Мулай Абд аль-Азиза «повелителем правоверных» (амир аль-муминин) и покровителем всех мусульман, обитающих в северной Мавритании и южном Алжире. Однако и Франция, и Испания вынашивали собственные планы относительно будущего этих территорий, что нашло отражение в Алхесирасском акте 1907, который узаконил создание протекторатов каждой из упомянутых европейских держав. Хотя Ма аль-Айнин, а впоследствии его сын возглавили движение сопротивления, в 1933–1934 Франция и Испания завершили захват северо-западной оконечности Африканского материка. В результате европейского вторжения «военные» племена хасани перестали выполнять функции защитников прав собственности и территории. Лишь племя регейбат благодаря своему религиозному авторитету продолжало сохранять влияние в этом регионе. В результате изменившегося соотношения сил между племенами ослабло влияние двух крупных «военных» племен, улад-делим и текна.
Со временем сахравийское общество все больше становилось оседлым или полуоседлым. В результате в племенной структуре Западной Сахары произошли заметные изменения: возросла роль женщин в политической и экономической жизни общества, было осуществлено освобождение рабов (абид), уменьшились социальные различия между господствующими племенами и племенами-данниками (знага), большее участие в делах общества стали принимать зависимые земледельцы (харатин). Вместе с тем многие элементы традиционного социального порядка и племенного образа жизни сохранились из-за суровых природных условий, не позволяющих развивать альтернативные кочевью формы хозяйства. Влиятельные старинные семейные династии, в частности семья Ма аль-Айнин, и теперь играют важную роль в борьбе за суверенитет Западной Сахары.
Среди влиятельных сахравийских племен особое место занимает племя текна, которое исторически разделилось на оседлых текна вади-нун, проживающих в Марокко, и кочевников текна, которые обитают дальше к югу (например, племена айт-мусса у али, изаргиен, айт-лахсен). Упомянутые выше регейбат разделились на регейбат ас-сахель, которые сосредоточились на атлантическом побережье, и регейбат аш-шарк, проживающих в более восточных местностях, в Сахаре. Кроме того, значительным влиянием, прежде всего в районе Вилла Чиснерос (совр. Дахла), обладают племена улад-делим и улад-бу-сбаа, «военное» племя, которое в свое время бросило вызов Мулай Исмаилу и, потерпев поражение, мигрировало дальше к югу, а также пользующееся авторитетом племя арусийин, проживающее в районе Смары.
Поскольку мужское население сахрави в лагерях Фронта ПОЛИСАРИО на территории южного Алжира занято на военной службе, руководящая роль в этих временных поселениях принадлежит преимущественно женщинам. Молодое поколение жителей Западной Сахары плохо представляет жизнь за пределами этих лагерей беженцев, а многие юные сахрави родились там в период войны, которая продолжается уже более 25 лет.
Last Updated on 03.07.2020