Культура
Этнические группы
Народ Туниса прошел чрезвычайно сложный путь развития и сложился из разнообразных этнических элементов. Поэтому антропологические типы тунисцев весьма разнообразны: нередки светлолицые северные европеоиды, чаще встречаются более смуглые, темноволосые и кареглазые средиземноморцы, негроиды; примерно половина арабоязычных тунисцев и большинство берберов принадлежат к берберскому типу.
Берберы, наиболее аборигенная этническая группа в стране. Они живут на о-ве Джерба и в горах Центрального и Южного Туниса (например, в селении Сенед). Всего их в стране — около 50 тыс. Значение берберов в современной жизни страны невелико.
Крестьяне и рыбаки долины р. Меджерда, района Бизерты, мыса Эт-Тиб и Сахеля — это потомки пунического и римского крестьянства, которое арабизировалось и исламизировалось в VIII-XII вв. У них кое-где сохранилась восходящая к античности система земледелия. Поле пашут сохой, запряженной парой волов или ослов. Пшеницу и ячмень жнут серпом, а затем обмолачивают при помощи деревянного орудия джаруш (толстая доска, одна из сторон которой утыкана гвоздями или осколками кремня) и каменного орудия каррита (каток), которые волокут по току волы, ослы или верблюды; эти орудия описаны еще римскими авторами. Сады орошаются с помощью водочерпальных колес далу, которые приводят в движение животные.
Современные тунисцы — это в основном потомки арабов-бедуинов, переселившихся сюда с Востока в XI и XIII вв. и оседлых арабов и кочевых берберов. Большинство бедуинов перешли к оседлости в период французского протектората. Сейчас лишь несколько тысяч бедуинов еще ведут кочевой образ жизни на юге Туниса. Но, нередко, с телевизорами и другими приметами современной жизни в шатрах.
В городах часть потомков бедуинов утратила свои говоры, психологию, особенности сельского быта, общинно-родовые связи; другие, недавно мигрировавшие в города, пополняют собой маргинальные слои.
Общины
Каждая тунисская деревня составляет отдельную общину, которая делится на родовые группы-арш, которые живут в отдельных кварталах деревни.
В центре поселения обычно находится могила местного святого — вали; здесь устраиваются ежегодные праздники в день его рождения, а также церемонии по особым случаям.
Обитатели разных деревень часто имеют определенные репутации и прозвища. Например, крестьяне общины Аккуда (в Сахеле) известны своей образованностью, но крестьяне других деревень считают их хитрецами и говорят: «Тысяча евреев, но ни один аккуди» (житель Аккуды).
Деревня Хергла-одна из наиболее изолированных в Сахеле, здесь сохранилось много древних римских обычаев, в частности виноделие, а местные женщины якобы пользуются значительной сексуальной свободой.
Община Моксине считается исламски консервативной, женщины здесь неграмотны и закрывают лицо.
Такие обстоятельства, вызывая определенную неприязнь, препятствуют заключению браков между жителями разных деревень.
Особые этнографические группы очень древнего происхождения составляют жители оазисов Габес, Арад, Гафса, Джерида, Нефзы и Джефары.
Значительную по численности и влиянию в жизни страны этнографическую группу составляют андалусцы, переселившиеся в Средние века из Испании в район Бизерты, в долину нижнего течения р. Меджерда и в города.
Жилища
Традиционные жилища тунисских крестьян — представляют собой однокамерные постройки с одним отверстием, служащим входом, соломенной крышей и земляным полом. Они складываются из сырцовых кирпичей или камня. На юге встречались хижина киб и гурби-шалаш из веток и пальмовых листьев. (Теперь их почти не осталось). Дома зажиточных жителей деревни — городского типа, нередко двухэтажные.
Одежда
Мужская крестьянская одежда состоит из белой рубахи, штанов, шерстяного бурнуса с капюшоном и шапочки. Женщины носят головной платок, длинные цветные платья тахлила, а поверх них особую одежду хайек, покрывающую всю фигуру с головы до пят. В разных деревнях цвет и фасон женской одежды отличаются: в Хаммам-Сусе тахлилы-красные, в Сиди-Амер-синие; хайек в Сусе и его окрестностях-черные, в районе Монастира-белые. Особенно богаты т разнообразны женские свадебные наряды.
Широко распространена фабричная городская одежда (первыми ее начали носить высшие слои города и деревни), традиционную одежду шьют сами крестьяне. Во многих деревни прядут шерсть и ткут ткани.
Ремесла
По давней традиции бывшие бедуины часто занимаются плетением корзин из пальмовых листьев. В ряде городов и крупных селений Туниса сохранились старинные ремесла: в Кайр.уане, Эль-Джеме, Удрефе, Кусайбат-эль-Мадьюни-ковроткачество; в Набуле, Мокнине и на о-ве Джероа — гончарство; в Сусе — изделия из латуни; в Будере, Ксар-Хеллале, Бу-Химаре — ткачество из шерсти; в Хергле и Мокнине — плетение из соломы корзин для оливок и т. п.
Ремесленные мастерские и мелкая торговля сосредоточиваются на местном базаре {сук), расположенном в старой части города. Базарные дни в различных городах разные: в Сусе- воскресенье, в Мокнине-среда и т. д. В Джеммале раз в неделю устраивается верблюжий базар, известный во всем Тунисе и .охотно посещаемый туристами.
Last Updated on 01.07.2020