Культура Тувалу
Полинезийцы заселили острова Тувалу, ориентировочно, в XIV столетии нашей эры. Хотя большинство жителей Тувалу в наши дни считают себя христианами, их тяга к традициям и заветам предков все еще занимает важное место в повседневной жизни местного общества. Традиционное полинезийское уважение к семье, сообществу и окружающей среде, а также многовековая изоляции островов от современного мира, способствовали сохранению здесь древнейших традиций и навыков. В отличие от соседних архипелагов, вроде Самоа или Тонга, здесь совершенно отсутствует поклонение перед западным образом жизни и современной поп-культурой, нет тяги к переселению в города и очень невысок процент молодых людей, покидающих родной дом в погоне за «благами цивилизации». Лишь кухня все больше уступает место давлению «большого мира», да древние орудия лова заменяются современными снастями и материалами.
Народ Тувалу гостеприимен и приветлив. Внешне они несколько отличаются от жителей соседних государств, вроде Тонга или Самоа, — их кожа несколько темнее, а конституция более основательна. При этом они столь же жизнерадостны, хотя традиционный этикет заставляет их сдерживать свои эмоции.
Религия занимает важное место в жизни аборигенов. Жители Тувалу резонно описываются как «очень набожные» — они и впрямь строго относятся и к христианским заповедям, и к своим культам, и ни одного дела не начнут без совета священника или шамана, особенно в сфере деловых отношений. Как и на других островах Тихого океана, обращенных в христианство европейскими миссионерами, «импортированная» вера органично сплелась здесь с древними верованиями Океании в сложный кодекс традиционной этики и норм поведения. Самое важное событие недели здесь — воскресная служба, а самый уважаемый человек — священник, выполняющий зачастую и функции мэра или его помощника.
Не менее значимым лицом в местной иерархии является «алики» — сложная статусная форма, наиболее близкая нашему «вождь». Согласно местным легендам, некогда «алики» и «тао-алики» («помощник вождя») управляли всей страной, но с течением времени они постепенно передали большую часть своей власти «туаатина» («брат матери», заботятся о порядке), «тоа» («воины», защищают остров) и «факаалофа» («новые жители»), которые образовали «копити» (группа семейств). Последние «улу-алики» («верховные вожди») правили общинами до 1968 г. Однако европейское влияние привело к формированию новых органов власти — «мало-фоу» («новое правительство»), которые создавались на выборной основе или назначались из метрополии. Однако в 1970 году местные жители восстановили институт «алики» на новом уровне, как собрание наиболее уважаемых членов общины. Это номинально выборный орган местного самоуправления, состоящий из 12 мужчин, которых именуют «кау-алики». Они отвечают за организацию и проведение всех общественных мероприятий на островах, будь то свадьба или празднование какого-то события в местной жизни, а также заботятся о «манеапа» («манепа») или «ахига» («общинный дом», «дом собраний»). В 1973 г «кау-алики» были расформированы (номинально причиной являлось беспокойство членов правления несоответствием их статуса и уровнем их обязанностей), и вместо них введены Советы острова. Однако влияние «алики» на общественную жизнь до сих пор довольно значительно, а их совет зачастую является решающим при принятии того или иного решения.
Культура Тувалу до сих пор базируется на сложной системе социальной иерархии, особых знаках внимания и древних обычаях, регулирующих все аспекты общественной и личной жизни. При этом сами островитяне открыты и очень почтительны к туристам. Однако не следует забывать, что учтивость местных жителей подразумевает адекватную реакцию со стороны собеседника. Если же таковой не последует, или само поведение туриста в глазах местных жителей будет выглядеть вызывающе, отношение к такому гостю будет довольно открыто презрительным, вне наличия у него других достоинств. Жители Тувалу считают невежливым разговаривать в присутствии ругих людей на языке, которого они не понимают. Поэтому нередкие приглашения на конфиденциальную беседу вовсе не значат, что приглашающий желает поговорить с кем-то наедине — просто он хочет оградить остальных от непонятного им языка. При входе в церкви, «манеапа» или «ахига», а также в частные дома, следует снимать обувь. В воскресенье, когда на всех островах проходят церковные службы, следует избегать шумных мероприятий — местные жители считают подобающим антуражем для подобных событий тишину. Есть определенные ограничения на употребление алкогольных напитков вне баров и ресторанов. Также на некоторых островах по тем или иным причинам отдельные группы пищевых продуктов объявлены «табу» («запрещенный»). Например, в северной группе на стол никогда не подадут мясо морского угря или камбалы — по местным поверьям именно эти рыбы «строили» острова Тувалу.
Уважение к хозяину или другим членам клана должно быть открытым и даже несколько преувеличенным, но с похвалой следует быть осторожным — если по отношению к какому-то предмету будет выражено слишком большое восхищение, то островитяне будут чувствовать себя обязанными подарить его гостю, могут ли они позволить себе это или нет. Никогда не стоит прикасаться к голове местного жителя, даже ребенка, по всем местным законам это «табу». Впрочем, обширная система запретов и ограничений просто недоступна туристу, поэтому следует во всех действиях ориентироваться на местных жителей. Cложность тут заключается в том, что открытого подражания аборигены не переносят, поэтому при общении с островитянами следует просто почаще интересоваться их мнением — это послужит еще и дополнительным знаком уважения к местным традициям, а потому будет воспринято с большой радостью.
Нормы одежды на островах достаточно демократичные. В качестве повседневной одежды используются вполне европейского вида жакеты, рубашки, юбки, легкие брюки и «сулу» («саронг», «лавалава» или «парео») — длинный кусок ткани, наматываемый вокруг бедер в виде своеобразной юбки. При этом очень ценится скромность в одежде, особенно за пределами туристических комплексов. Купальники за пределами пляжа или шорты при посещении местного дома просто неприемлемы, также как и спортивные костюмы, например. Для официальных мероприятий наиболее подходят легкие светлые брюки и просторные рубашки с рукавом средней длины.
Танцы, пение и музыка по-прежнему занимают важное место в местной культуре. Практически все праздничные мероприятия, особенно популярные «праздники фателе», сопровождаются традиционными музыкальными и танцевальными представлениями, каждое из которых несет какой-то мистический смысл. Танец «фателе» славит богов и просит изобилия, медленный «факанау» имеет сексуальный подтекст, «купу» по-сути является заупокойной молитвой, но давно превратился в песнь-восхваление деяний предков, а мелодичный «факасеасеа» представляет собой почти поэму в танце. Причем каждый танец имеет несколько десятков вариантов, в зависимости от того, возносится ли в нем хвала духам или он просто сопровождает застолье. Жители Тувалу нередко поют и танцуют даже во время сельхозработ, чтобы снять утомление от монотонной работы, однако наилучшие формы местного музыкального творчества представляют на праздниках, куда островитяне с удовольствием приглашают и туристов. Соответственно, умение сложить песню здесь ценится не меньше, чем удачливость в рыбалке, а лучшие композиторы пользуются уважением всей страны.
Виза в Тувалу. Получение и оформление визы.
Въезд на Тувалу
Полезное о Тувалу
Карта Тувалу
Города Тувалу
Достопримечательности Тувалу
История м
Религия Тувалу
Праздники и традиции Тувалу
Национальная кухня Тувалу
Шопинг в Тувалу
Last Updated on 07.01.2022