Достопримечательности

Оцените этот материал

Гана — одна из самобытнейших стран африканского континента. Древняя история этой земли явила миру немало уникальных культур и народов — здесь процветала Империя Гана (IV-X вв. н. э.), средневековая Королевство Мали, здесь сложился один из самых колоритных африканских этносов — ашанти. Современная Республика Гана была образована из британских колоний Голд-Кост {Золотой Берег} и Тоголенд, став первой страной региона, получившей независимость (1957 г). Колониальная история наложила сильнейший отпечаток на современную Гану — здесь говорят на английском языке, в изобилии встречаются замки португальской и британской эпох, сильно влияние кухни «Туманного Альбиона» и велико значение христианства протестантского толка (Гана — самая «христианская» страна в Западной Африке).

Аккра
Первое крупное поселение на месте современной столицы Ганы было основано племенами «га» в XV веке н. э. После прихода европейцев вокруг выстроенных ими двух береговых крепостей — английской Форт-Ашер и датского замка Осу (Кристианборг) начал интенсивно расти мощный торговый центр, ставший к началу XIX столетия крупнейшим поселением региона. С 1877 г Аккра становится столицей страны, здесь располагаются учреждения колониальной администрации, рынки (в том числе и невольничьи) и многочисленные общественные здания. Сейчас это шумный и довольно современный по местным меркам город, изобилующий офисами учреждений, посольствами, банками и торговыми кварталами, в которых смешиваются обычная городская суматоха и африканская непринужденность.

Главным украшением города в наши дни являются многочисленные старинные кварталы с их ветшающими колониальными особняками и традиционной помпезностью. Площадь Независимости Аккры, лежащая восточнее центральной части города, по мнению многих, копирует Красную Площадь в Москве и является местом проведения живописных праздничных парадов. Здесь же расположены Арка Независимости и Мемориал Неизвестного солдата. Между Площадью Независимости и городским центром расположен Центр Искусств Аккры, являющийся одновременно и музеем, и постоянно действующей выставкой-продажей местных ремесленников, а также местом проведения регулярных песенных фестивалей, танцевальных представлений и выступлений театральных трупп.

В Национальном музее Аккры собрана обширная коллекция предметов ганского искусства, в том числе многочисленные эксонаты, относящиеся к древним империям, процветавшим на этой земле. Великолепный памятник первому президенту Ганы — мавзолей Кваме Нкрума, расположен неподалеку от центра на Мейн-Стрит. Поблизости лежит и колоритное здание Национального театра, служащее не только местом выступления столичной труппы, но и крупным центром изучения традиционного наследия многочисленных народностей страны. Среди зеленых окраин столицы, вдоль шумной Фёст-Секулар-Роуд, раскинулся дом-музей доктора Уильяма Дюбуа, превратившийся в наши дни в Мемориальный Центр панафриканской культуры, посвященный жизни человека, который провел большую часть своей жизни в борьбе за свободу черного населения Африки.

Аккра широко известна по всей Западной Африке своей буйной ночной жизнью. Рядом с Центром Искусств, вокруг Нкрума-Сёкл, расположено несколько данс-клубов, считающихся одними из лучших в регионе. Совсем рядом с центром города раскинулись прекрасные рынки: Макола-Маркет — лучшее место для покупки батика и стекольно-художественных изделий, изготовленных местными умельцами, и Канеши-Маркет — центр торговли продуктами питания, фруктами и великолепными местными специями. По городу разбросано немало парков — Тро-Тро-Парк, Слайфокс-Гарден, парковая зона вокруг Тема-Стейшн, Лабадди-Лорри-Парк и другие, а зона вокруг церкви Холи-Тринити и форта Ашер, лежащих всего в 300 метрах северо-западнее форта Осу (Кристианборг), давно превращена в обширную экскурсионную площадку.

Небольшой полуостров Джеймстаун, расположенный на юго-западе столицы, является главным районом сосредоточения старых колониальных здания и живописных руин, соседствующих с современными «бидонвилями» бедноты. Этот тихий и заметно обветшалый район пользуется заслуженной популярностью одного из самых колоритных районов Аккры, вполне заслуживающего пары часов пешего изучения. Здесь же расположен один из «родоначальников» Аккры — форт Джеймс, а также старый маяк высотой в 30 метров и один из лучших рыбных рынков столицы, куда по утрам стекаются рыбаки, спешащие продать свежий улов, и домохозяйки, резонно считающие местные дары моря самыми свежими и дешевыми. Несколько восточнее лежит другой колониальный форт — Осу (Кристианборг).

С юга столицу окаймляет протяженная береговая линия, насыщенная пляжами на любой вкус. Интенсивно обустраиваются по международным стандартам пляжные районы Коко-Бич, Нунгу и другие, впрочем транспортное сообщение с ними довольно ограничено. В 25 км к западу от Аккры лежат хорошие пляжи Лабади и Ла-Плеже-Бич (Бусуа). Восточнее столицы находится один из лучших пляжей страны — Прампрам, отдых на котором можно легко увязать с посещением форта Вернон. Популярный курортный район Ада расположен в самом устье Вольты и считается самым любимым морским курортом жителей столицы. Поблизости раскинулись соленые болота лагуны Сонго, широко известные своим птичьим сообществом. Городок Акосомбо также интенсивно развивается как курортная зона, делая упор на водных видах отдыха и демонстрации местных традиций.

В 22 км к западу от столицы лежит город Кокробит — место расположения уникального для африканских стран заведения — Академии Африканской Музыки и Искусства (AAMAL) с многочисленными школами вокального и танцевального мастерства, выставочными залами, студиями и художественными мастерскими. Количество выставок, концертов и фестивалей, проводимых здесь, просто не поддаётся счёту. Здесь же имеется прекрасный отель, ресторан морской кухни и ухоженный пляжный район. В 60 км к западу от Аккры находится деревня Сенья-Бераку, почему-то считающаяся своеобразной «меккой» серфингистов, хотя условия для игры с волной здесь ничем не отличаются от десятков других прибрежных деревень. Зато здесь есть хороший пляж у Фете и форт Гуд-Хоуп, основанный в 1706 году.

В 34 км к северу от столицы расположен Ботанический Сад Абури, открытый в 1890 году. Самое старое дерево сада — приблизительно 150-летний капок, растущий прямо у стен красивого здания правления. А всего коллекция парка насчитывает около 640 разновидностей растений со всего африканского континента. Неподалеку, всего в 4 км севернее, протянулась гряда холмов Аквапим, считающаяся одним из самых живописных мест в окрестностях столицы. Здесь расположен одноименный санаторий, построенный еще в середине XIX века для отдыха чиновников колониальной администрации.

Из столицы можно отправиться к островам Доди (сюда ходит регулярный паром) или к городку Акосомбо, дорога к которому проходит мимо самого близкого к столице заповедника — Шай-Хилл-Ресурс-Ресерв. Здесь обитает более 90 видов птиц, около 400 разновидностей растений, множество обезьян, в том числе бабуины, а также всевозможные антилопы, которых можно увидеть, зачастую, прямо с обочины шоссе. Также здесь проводят экскурсии в пещеры, являющиеся местом обитания летучих мышей, и показывают варанов, чья длина достигает более полутора метров. Неподалеку раскинулся лесной заповедник Боти — один из лучших в Гане, а вдоль его границ, у подножия горы Кробо, проложено множество пеших троп по самым живописным местам холмов, через плантации какао и традиционные деревушки, широко известные своими мастерами игры на тамтамах, резчиками по дереву и знахарями-травниками.

Гану не зря называют «страной крепостей» — вдоль всего побережья протянулась целая череда старинных фортов, основанных европейцами — на 250 км береговой линии здесь приходится 15 фортов и замков, внесенных по большей части в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главный город региона — Кейп-Кост, славится своим замком Карлсберг (1653 г) и близлежащим замком Форт-Уиильям (1730 г) в местечке Аномабу. Всего в 9 км восточнее Кейп-Коста, в Мори, высится Форт-Нассо (1612 г), считающийся первым голландским замком на побережье Гвинейского залива — все камни для его постройки привезены сюда напрямую из метрополии. Расположенный в Элмина (20 км западнее Кейп-Кост, входит в Западную область) замок Сент-Джордж (1482 г) — самое первое португальское поселение в Гане. В этом огромном и почти не поврежденном крепостном сооружении находится одна из первых католических церквей в Западной Африке. Голландцы захватили замок в 1637 году, построив всего в нескольких сотнях метров от него форт Cант-Яго (Конрадсбург, 1652 г), долгое время служивший основной военной базой региона и крупным центром работорговли. Маленькая рыбацкая деревня Апам знаменита своим фортом Патиенсе (1697 г), переоборудованным в наши дни под отель. Также интересны Форт-Амстердам (Кормантин, 1638 г) в Абандзе, форт Гуд-Хоуп (1706 г) в Сенья-Бераку и Форт-Орандж (приблизительно 1670 г) в Секонди.

В 30 км к северу от Кейп-Кост находится небольшой (357 кв. км), но очень популярный у туристов Национальный парк Какум, созданный в 1932 году для охраны прибрежной флоры и фауны. Здесь обитает 7 разновидностей приматов, приблизительно 350 видов бабочек, 250 видов птиц (включая пять разновидностей птицы-носорога), около 40 видов крупных млекопитающих и приблизительно 100 разновидностей рептилий и амфибий, которых можно наблюдать в их естественной среде, особенно, если посетить парк в наиболее удачное ля этого время — с мая по октябрь. Здесь создана довольно неплохая инфраструктура для туристов — открыт Центр Посетителей (KNPVC), управляемый ганским Фондом охраны культурного наследия (GHCT), заповедный тропический лес Кафу, открыта постоянно действующая экологическая выставка, выстроен небольшой кемпинг Афафранто (всего 200 м от Центра Посетителей) и пробито несколько пешеходных троп через сам Национальный парк и прилегающие к нему резерват Ассин-Аттандасо и речной парк Какум.

Кумаси
Древняя столица королевства Ашанти, Кумаси («Город Золотого Трона») основан в 1695 году и до сих пор сохраняет за собой репутацию одного из ведущих культурных центров Западной Африки. В 10 минутах ходьбы пешком от рынка Кеджетия (самого большого открытого рынка в Западной Африке) находится Центр Национальной Культуры — очаровательный музей истории народа ашанти, а также библиотека, торгово-выставочный центр — место проведения многочисленных праздников и фестивалей. Здесь же можно посетить оригинальный зоопарк, который организованный так удачно, что по-существу является точной копией кусочка местной природы, а из-за обилия растительности больше напоминает ботанический сад. Особого внимания заслуживает дворец Манийа, также известный как дворец Асантехенес — древняя резиденция правителей ашанти. Король ашанти до сих пор живет в более современном дворце непосредственно позади Манийа, и в случае обращения в секретариат дворца можно даже нанести ему визит. Во старом дворце расположен Культурный музей ашанти, а неподалеку расположены мемориальный музей (мавзолей) короля Премпе II Джубили, форт Кумаси и Военный музей.

В деревнях вокруг Кумаси расположены многочисленные ремесленные центры, широко известные на всю страну своими традиционными технологиями, которые до сих пор используются для производства прославивших ашанти золотых украшений, резных статуэток, прекрасных местных тканей и гончарных изделий. В Бонвире (18 км северо-восточнее Кумаси) специализируются на традиционных ярких тканях «кенте», в Панкрону (3 км севернее Кумаси) живут лучшие гончары, в Ахвиа (6 км севернее Кумаси) — резчики по дереву, в Нтонсу-Адинкра — ткачи, а ювелиры и серебряных дел мастера живут в Кумаси и прилегающих к нему деревнях. Есть даже «Живой музей» — ферма и воссозданная старая деревня ашанти, где гончары, ювелиры и скульпторы наглядно демонстрируют методы своей работы.

В окрестностях города проложено множество экскурсионных троп, ведущих к таким живописным местам, как озеро Босомтве (35 км от Кумаси), лесной заповедник Бобири (35 км от города), птичий заповедник Оваби (23 км северо-западнее Кумаси), заповедник Бомфобири (50 км), тянущийся между Кумаси и городком Атебубу Национальный парк Дигья, скалы Атвиа (40 км от города) или пещеры Мфрамабуон (55 км от Кумаси). Регион Ашанти обладает также самыми большими золотыми рудниками Ганы, поэтому здесь нередко устраивают экскурсии в Обусаи (50 км юго-западнее Кумаси) и к золотоносным пескам рек Пра, Анкобра и Отти.

Западная область
Главная житница страны, Западная область известна не только своими историческими и природными памятниками, но и многочисленными фермами, принимающими поклонников столь модного в последнее время агротуризма. Область также насыщена месторождениями золота и других полезных ископаемых, поэтому многие старые рудники охотно принимают немногочисленных пока посетителей. Тарква — столица и крупный центр горнодобывающей промышленности региона, является отправной точкой к многочисленным памятникам Западной области.

Главными достопримечательностями области считаются рудник Нсута (20 км юго-восточнее Тарквы), золотые шахты Престеа (40 км севернее Тарквы) и сами прииски Тарквы, основанные в начале XIX века в 92 км к северо-западу от города. К историческим памятникам региона относят Форт-Аполлония (1768-1770 гг.) в Бейине, Форт-Батенштейн (1656 г) в Бутри, форт Сан-Антонио (1515 г) в Аксиме, форт Грут-Фридерихсбург (1683 г) в Принсесс-Таун, форт Металл-Кросс (1691-1693 гг.) в Дикскоув, руины Форт-Доротея (XVII в) в Аквида и форт Сан-Себастьян (1520-1526 гг., перестроен в 1640-1642 гг.) в Шама. Руины рабского рынка XVII-XVIII вв. сохранились в Абонсе. Колоритная свайная деревня Мзулезу расположена посреди озера Тадане, в 90 км к западу от Такоради. А в озере Акатеки живут священные крокодилы, церемония кормления которых проводится каждый день, кроме среды. Кенотаф первого президента Ганы находится в Нкрофуле (90 км к западу от Такоради).

Берега Западной области считаются одними из лучших в Гане. Наиболее популярны тянущийся почти до Кейп-Коста Ла-Плеже-Бич в Бусуа (всего 5 км от форта Металл-Кросс), Спорт-Бич-Клаб в Такоради, Принсесс-Таун-Бич вдоль шоссе Такоради-Элубо, а также изолированный пляж Миамиа-Бич с многочисленным скалистыми бухточками на крайнем западе региона.

Область Вольты
Регион, примыкающий к реке и озеру Вольта богат разнообразными историческими и культурными памятниками. Здесь заслуживают внимания руины европейских фортов, прекрасный музей в Хо, остатки немецкой колониальной архитектуры в северной части региона и многочисленные природные достопримечательности — водопады Вли, буйный тропический лес возле Хохое, водопады Цацаду в Алаваньо или Тагбо в Лиате-Воте, гора Афаджато и заповедник Калакпа. В Восточной Вольте находятся гора Афаджато и водопады Тогбо, привлекательные для альпинистов и треккеров.

Восточная область
Восточная область, огибающая озеро Вольта, славится островами Доди, поразительными пейзажами горы Кроба и хребта Аквапим, алмазными копями в Акватиа. Также заслуживают внимания Научно-исследовательский институт какао в Нью-Тафо с его древесными питомниками, колоритные городки Кофоридуа, Акропонг и Мампонг, а также лес Атева-Атвиребу в 10 км к северу от Киби, населенный бесчисленными птицами и бабочками.

Всего в 60 км от Кофоридуа, в поселке Вукугуа, расположена местная святыня — мемориал Окомфо Анокье, посвященный легендарному жрецу, которому приписывают основание Империи Ашанте. Древние пещеры Амови (Пинихини-Амови) расположены возле Фиема. Лагенды гласят, что именно здесь из-под земли вышли племена боно-текимана, считающие эти пещеры своей святыней.

Верхняя Восточная область
Верхняя Восточная область и ее столица — Болгатанга (Болга), всегда были важной точкой торговых путей из Мали и Буркина-Фасо в Тамале и южную часть Ганы. Местные рынки до сих пор славятся своими товарами со всей Африки, а также изделиями кустарных промыслов, из которых наиболее характерны соломенные шляпы и корзины, кожаные изделия в этническом стиле и изделия из металла, в том числе самобытные местные украшения. К достопримечательностям области относятся католический собор Навронго (1906 г) в 30 км от Болгатанга, рабский рынок Пага-Наниа и окружающая его скалистая местность Пинкворо («Опасные камни»), «поющая скала» Тонго в 10 км от Болгатанга, остатки древней крепостной стены (XVI в) в Налеригу, пещеры в Буленга и Санкана, мечеть Вуриянга (XVII в) к юго-востоку от Бауку и святыня племен «моле-дагбон» — Наа-Гбеваа (XIII в).

Верхняя Западная область
Верхний Запад, как ни странно, более традиционен, чем Верхний Восток. Административный центр области — город Ва, служит местом расположения резиденции Ва-Наа — вождя народов «уалас». Великолепный дворец Ва-Наа (XIX в) окружен городскими кварталами, более половины из которых представляют собой традиционные для этих мест деревеньки с традиционными зданиями круглой формы, окруженные глинобитными стенами. Лучшими объектами для посещения в западной области являются заповедник Гбелле (17 км к югу от Туму), форт Гболлу (XIX в, 70 км севернее Ва) и могила Джорджа Фергюсона в Ва.

Область Бронг-Ахафо
Самый центр Ганы практически нетронут промышленностью, поэтому считается одним из самых тихих и наиболее привлекательных сельских районов в стране. Столица области Суньяни и городок Течиман считаются легендарной родиной племен акан, вот уже много веков возделывающих землю и продающих плоды своего труда на рынках, в изобилии встречающихся в местных городках и деревнях. Поэтому главным достопримечательностями области считаются сельскохозяйственные ярмарки и многочисленные сельские фестивали.

Северная область
Север — самый большой район Ганы и вторая по значимости сельскохозяйственная область страны. Пейзаж и природа здесь заметно отличаются от южных областей, а населяющие север племена родственны жителям Мали и Буркина-Фасо.

Тамале, столица северной области, легкодоступна из Аккры (на машине 8 часов) или воздушным путем. Это хорошая отправная точка к богатому Национальному парку Моле (160 км западнее Тамале, площадь около 5000 кв. км), к мечети Ларабанга (XII в) в суданском стиле, к старому немецкому поселению Йенди (96 км к востоку от Тамале), к караван-сараям и рабским рынкам в Салага и Налеригу, а также к руинам города «дабойя» XVI столетия, процветавшего во времена Королевства Гонджа.

Культура

Оцените этот материал

Около 3/4 населения составляют народы гвинейской языковой подгруппы. Из них наиболее многочисленны акан, на которых приходится около 65 % представителей данной языковой общности и почти 40% всего населения Ганы. В состав акан входят тви (ашанти), фанти (в лесной зоне), аквапим и аким (прибрежная зона), а также нзима, анья и бауле, живущие на юго-западе страны. Некоторые ученые относят к акан и народы гонжа, расселившиеся по берегам искусственного водохранилища в среднем течении р. Вольта. Родственными акан часто считаются адангме, га, живущие в окрестностях города Аккры, и эве— на побережье к востоку от столицы. Язык акан имеет четыре основных литературных формы — тви, фанти, аквапим и аким. Используя их, большая часть населения гвинейской языковой подгруппы может объясняться между собой. Но, например, эве и некоторые иные народы гвинейской языковой подгруппы в общении друг с другом используют английский язык.

Северная часть страны населена народами вольтской подгруппы (более 20% населения Ганы) — моей, гурма, груси и другими, общающимися между собой на языках море (моле) и хауса.

Колонизация затормозила формирование единого литературного языка акан, который мог бы стать со временем языком межэтнического общения. Поэтому официальным языком остается пока английский, объясняться на котором в той или иной мере может большинство окончивших начальную школу. В настоящее время предпринимаются попытки ускорить развитие литературных языков обеих частей страны.

В городах выходцы из одной местности или одного племени селятся компактными группами, в своих кварталах. Это облегчает мигрантам оседание в городе, поскольку сородичи обязаны им всячески помогать: если нужно— обеспечивать пищеи, одеждой, кровом, содействовать в подыскании работы и т. п. В результате и за пределами своей деревни человек вынужден соблюдать существующие в ней отношения соподчинения и взаимозависимости. У большинства народов Ганы ближайшим считается родство по материнской линии. Число жен (у нехри- стиан) в среднем две-три, а количество детей колеблется в пределах четырех — шести и более.

Традиционная праздничная мужская одежда народов, населяющих прибрежную и лесную зоны, — кенте (подобие римской тоги). Женский наряд состоит из нескольких кусков ткани, намотанных в виде юбки, и блузки. В обычные дни мужчины носят либо европейский костюм, либо кенте из фабричной ткани, женщины— платья типа сарафана. Когда-то кенте носили главным образом ашанти, а сейчас оно становится по существу национальным костюмом большинства ганцев.

Праздничная одежда северян состоит из длинных полотняных рубах в черную и белую вертикальную полоски, с короткими рукавами.

Традиционные вожди и местные верования — неотъемлемые и взаимосвязанные институты племенной организации. Параллельно с официальными административными единицами в Гане существует 108 племенных «государств», в свою очередь объединяющихся в «федерации» и «конфедерации» различного уровня и масштаба. Они управляются вождями соответствующих рангов, а в рамках административных областей — палатами вождей. Самые «мелкие» вожди управляют не более 2 тыс. человек, а самые «крупные» — около 200 тыс. Наиболее влиятелен верховный вождь ашанти — асантехене, традиционный владыка Кумаси, главного города народов ашанти.

История

Оцените этот материал

Объединение государств саванны породило мощные торговые империи: Сонгай, Мали и Гана.
Эти государства были деспотичными. Они устраняли более древние местные власти. Эти империи управляемые царями,поражали европейских и арабских путешественников множеством городов. Уровень жизни жители этих стран измеряли количеством имеющегося товара и безопасностью, не уступая другим странам эпохи средневековья. К началу 16 века слоновая кость, золото и рабы поступавшие из империи, стали крайне необходимым товаром, оказывающим влияние как на Сев.Африку страны магриба, так и Зап.Европу. Древние государство Гана располагалось на территории современных стран Мавритании и Сенегала. Основана империя Гана была народом «сонинке» на основе более древнего государства. Несмотря на достаточно громадные золотые разработки, благосостояние империи основывалось не на использовании природных ресурсов страны, а почти целиком на таможенных сборах с торговцев проходивших через Гану. Через Сахару везли рабов, медь, соль, золото. По караванным путям слоновую кость, страусовые перья, орехи кола, кожи и различные предметы роскоши. Среди этих товаров самыми важными и почти что равными по стоимости были золото, его везли из Зап.Судана в страны Средиземноморья, и соль которую торговцы перевозили с севера на юг. Налог который торговцы платили царю Ганы, был таков: при ввозе в страну, с каждого осла с вьюком соли — 1 золотой динар; при вывозе из страны с каждого вьюка соли — 2 золотых динара; с одного ввозимого груза меди — 5 мискалей. Торговля золотом велась по средствам так называемого «немого обмена», который был установлен скупщиками: меняемый товар, т. е. золото, соль и предметы нужные золотоискателям, переходили от одного владельца к другому, при этом они друг друга не видели. Обмен товара происходил на открытой поляне, одна сторона приносила свой товар и скрывалась в лесу, тем временем приходила другая сторона и смотрела, оставив там в свою очередь товары равной стоимости и если обе стороны были согласны предложенным, то сделка завершалась.
Арабские путешественники очень много писали о Гане, но наиболее подробные рассказы были собраны в «книге путей и государств» автор мавританский учёный Абу Убейт аль-Бакри. В ней он описывал столицу Ганы так: «Гана это большой город, состоит который из двух частей. Одна из них, находится на равнине там мусульманский город населённый арабскими и берберскими купцами, там живут знатоки закона факихи и всё остальное цивильное общество.

В этой части есть двенадцать мечетей на казенном обеспечении». Вторая половина города состояла из африканцев-
анимистов, здесь же располагался и царский дворец в 9,5 километрах от мусульманской части этого города. Арабы
называли эту половину аль-Габа (лес, роща), так как ее окружал священный у анимистов лес. Здесь не было домов
из камня , в отличии от мусульманской части. Ислам и анимизм существовали в Гане в почти полном согласии. Чёрные цари разрешали мусульманам вести проповеди среди негров и оплачивали их услуги придворным. Однако были и ограничения: заходить в священный лес и глазеть на живших там не менее священных змей, мусульманам запрещалось под страхом смерти. Исследователи устных традиций сообщают, что в Кумби деревьев не было, кроме тех, что находились возле священного колодца Бида недалеко от царского дворца. Город был настолько широк, что из одного конца в другой требовалось ехать целый день верхом или идти неделю пешком. Во главе царства стоял божественный «тунка» или «кайа маган» (хозяин золота). Его приближенные состоявшие полностью из военной знати включали в себя: воинов с репутацией непобедимых (суба); элитные части царского войска (кагоро) что значит уничтожающие деревья, они набирались из кланов Фофана, Камара, Магасса, Дантиохо; и царской конной гвардии (магаси) которые сопровождали его при всех передвижениях. По словам аль-Бакри, правитель Ганы мог собрать армию не менее 200 000 воинов, из которых 40 000 лучников. Про царя Ганы он писал так: «Царь носил украшения подобно женщине, надевал ожерелья на шею, браслеты на запястья. Когда он выступал перед народом, на нем был головной убор, высокой формы украшенный золотом и обёрнутые тюрбаном из тонкой ткани». Народ Ганы делился на небольшие группы в зависимости от рода деятельности. Кроме негров, здесь жило и некоторое количество мусульман берберов и арабов. Обычно они служили государственными чиновниками, руководили экономикой страны, сбором пошлин и налогов.
Аль-Бакри писал: «Когда царь дает своему народу аудиенцию, чтобы выслушать жалобы и восстановить справедливость, он восседает в большом павильоне вокруг которого стоят десять коней с украшенной золотом сбруей. Сзади царя стоят десять пажей со щитами и мечами инкрустированными золотом. По правую его руку стоят сыновья князей его империи с золотыми украшениями в волосах и роскошных одеждах. Двери сего павильона охраняют особой породы собаки, с которыми государь не расстаётся никогда. Они в ошейниках из золота». Хронист Махмуд Кати, чьи предки были из племени сонинке, господствовавшее в стране в эпоху процветания Ганы, в 1519 году начал собирать материалы для труда, повествующего о стране его предков. В этой работе — «Тарих ал-Фатташ» (история ищущего)- он рассказывает нам об аудиенции царя Ганы в общем то так же, как это описывал аль-Бакри. Согласно повествованиям Махмуд Кати, каждый вечер царь принимал своих подданных. Для костров собирали 1000 вязанок хвороста, пламя его освещало все «от неба и до земли». Престолом царю был помост из красного золота. Слугам своим он приказывал подавать пищу для подданных в расчёте на 10 000 человек. Большое изобилие еды было не одним проявлением широкого размаха. Как рассказывает Махмуд Кати, у повелителя Ганы было 1000 лошадей и у каждой из них была собственная подстилка для сна, сосуд из меди для мочи и даже трое слуг. Также царь имел четыре барабана, у каждого барабана было своё предназначение. Золотым он собирал потомков Динга (легендарный царь страны Вагаду), серебряным барабаном знать своей земли, медным он призывал свободных граждан, железным рабов. В присутствии царя подданные падали ниц и посыпали себе голову пылью, выражая таким образом своё глубокое почтение. Аль-Бакри очень подробно описал обряд похорон царя Ганы, поскольку похороны чётко показывали положение человека в обществе: «Вера этого народа язычество и поклонение идолам. Когда умирает царь, рядом с местом его погребения строят огромный купол из дерева «садж», царя кладут на ложе устланное коврами и несут его в купол. Рядом с ним кладут дорогие украшения, посуду из которой он ел, оружие. Также оставляли полные сосуды напитков и яств, хоронили и слуг которым посчастливилось прислуживать царю. Далее закрывают дверь купола, сверху покрывают его коврами и тканями, а затем засыпают сверху землёй до состояния холма. Вокруг холма роют ров таким образом, чтоб пройти через него можно было только в одном месте. Этот народ приносит покойникам жертвы и готовит для них напитки в жертвенный дар».
В 734 году арабы вторглись на территорию Марокко и предприняли поход в Гану. По словам аль-Хакама 9 век н.э. из этого похода они привезли «значительное количество золота». В 990 году Гана захватила Аудагост. Процветание Ганы продлилось около двух столетий, примерно с середины IX в.н.э. по середину XI в.э.н. Подъем начался, когда сонинке оттеснили берберов от власти.

До конца еще не ясно, была ли уничтожена столица Ганы. Предположительно в 1076 году ее разрушили альморавиды,
управлявшими в те времена Марокко и Испанией. Они вторглись, чтобы отомстить за захват оазиса Аудагост, в то
время это был богатый берберский город стоящий на караванном пути. Альморавидам удалось отбить Аудагост и там
они установили к качестве официальной религии свою ветвь ислама. После того как столица Ганы перешла в руки
альморавидов государство стало приходить в упадок, а их вассалы стали обретать независимость . Уже на следующий год после покорения отделились сосо, которые через век снова вышли на арену, благодаря умению обрабатывать железо и искусно изготавливать оружие, это сыграло немаловажную роль в истории Зап.Судана.
Ко второй половине 8 века идущие через Сахару выгодные пути, сместились на запад и юг, обходя Гану стороной.
Народы Ганы стали рассеиваться, многие спасаясь от берберов мигрировали на юг. Будучи умелыми торговцами они
установили новые торговые связи и основали государства. Самые сильные из них держали под контролем золотоносные
поля юга, и завоевали своих более слабых соседей. В огне междоусобицы родилась новая империя, более богатая,
более крупная и мощная, чем Гана — империя Мали

Религия

Оцените этот материал

Более половины (63%) жителей страны — христиане (Гана имеет самый высокий процент христианского населения в Западной Африке). Около 16% населения составляют мусульмане, 21% жителей исповедуют традиционные местные верования.

Как и в других странах региона, традиционные анимистические культы все еще чрезвычайно распространены, часто их постулаты образуют с христианскими или исламскими канонами сложную смесь, совершенно привычную для местного жителя. Каждая этническая группа имеет собственный набор культов, в племенах эве, например, поклоняются более чем 600 божествам.

Праздники и традиции

Оцените этот материал

1 января — Новый год.
6 марта — День Независимости.
апрель — май — Страстная Пятница и Пасха.
1 мая — День солидарности трудящихся.
25 мая — День Африки.
4 июня — Годовщина переворота 1979 г.
1 июля — День Республики.
1 ноября — День Всех Святых.
первая пятница декабря — День Фермера.
25 декабря — Рождество.
31 декабря — День Революции.

В соответствии с исламским лунным календарем также отмечаются Эйд аль-Фитр (Ид аль-Фитр), Эйд аль-Адха (Ид аль-Хадха — Праздник жертвоприношения, 40-й день после Рамадана), Миляд ан-Наби (день рождения пророка Мохаммеда, конец марта — начало апреля) и другие религиозные события.

Главная церемония традиционного 42-дневного религиозного календаря ашанти приходится на Аквасиди — красочную публичную церемонию во дворце Кумаси, в которой принимают участие вся местная знать и духовенство. Первая часть церемонии — Аквасидае, проводится в воскресенье, в то время как вторая её часть — Авукудаи, проходит в следующую среду. Не менее интересны майский Абукер — «Фестиваль охоты на оленей», проводимый в Виннеба, а также Бакату — праздник начала сезона рыбной ловли, проводимый каждый первый четверг июля в Элмине, когда практически всё население города, включая руководство, шествуют при всех регалиях по улицам города, при этом ни на минуту не прекращая петь и танцевать.

В первую субботу сентября проходит фестиваль Фету-Афайе в Кейп-Косте, представляющий собой практически беспрерывный парад местных вождей и глав общин. Каждые два года, в декабре, в стране проводится Панафриканский Исторический Театральный Фестиваль (Panafest), на который съезжаются как народные, так и профессиональные театральные труппы со всей Африки.

Каждая часть Ганы проводит свои собственные ежегодные фольклорные фестивали, которые представляют на суд зрителей множество традиционных ритуалов племен, населяющих данный регион. Интересны встречи нового года Эдина-Беронья в Элмина, праздник Нгмаен в Одумасе (март-апрель), Гоголо (март, Верхняя Западная область), Дипо (май) в Кробо-Одумасе, Бакатуе в Элмина (май), фестиваль Асафотуфиам в Ада (июль-август), августовский праздник солёного озера Одамбеа (Центральная область), августовский фестиваль Дамба (Верхняя область), фестиваль Кундум (Западная область, август-ноябрь), столичный праздник Омово (август-сентябрь), сентябрьский Кобине (Верхняя Западная область), фестиваль Одвира (сентябрь-октябрь) в Акропонг-Абури (Восточная область) и красочный праздник Огбетсотсо в Ангола (ноябрь).

Национальная кухня

Оцените этот материал

Многие граждане независимого государства Гана сегодня предпочитают жить так, как жили их деды и прадеды: в глинобитных хижинах с крышами из соломы, тростника или черепицы. Несмотря на примитивный способ возведения жилья, постройка из красной не обожженной глины будет стоять под проливными тропическими дождями несколько лет — главное вовремя делать косметический ремонт. Людям, привыкшим к комфортабельным условиям, где-нибудь в центре Москвы, может показаться, что подобный образ существования слишком примитивен и невозможен для цивилизованного человека — за окном как никак XXI век. На ганец скажет, что за воду, свет, газ и прочие коммунальные услуги платить не надо.
Жизненное пространство одной отдельно взятой деревенской семьи включает постройку, состоящую из нескольких комнат или даже нескольких хижин, расположенных вокруг открытого дворика, где нередко обустраивается домашний очаг. Нашей съемочной группе с удовольствием показали гостиную, а заодно и спальную комнату в почти построенном жилище, размер которого ненамного превышает габариты домика Дядюшки тыквы. Любопытно, что членами семьи считают не только живущих, но и умерших. Мертвецы пекутся о здоровье, благополучии и безопасности тех, кто замещает их на земле. Предки, давно отправившиеся в мир призраков, отгоняют от деревни вредоносных духов, которые любят приставать к слабому полу. Чтобы избежать подобных домогательств, женщине рекомендуют спать в комнате без окон. Вообще, ганцы, особенно те, что живут в сельской местности, очень уж суеверны. Девушка, например, не ест яйца и не дотрагивается до всего, что принадлежит мужчине, — иначе станет бесстыдной. Юноша не входит в хижину родителей до тех пор, пока его не спросят о цели визита. Пришлому человеку не показывают загон для скота или кладовку, ибо там раньше, а в некоторых общинах и теперь хоронят главу семьи.
Первейший долг ганца — быть с коллективом, жить для семьи и во имя предков. На человека, который чуждается людей, смотрят с подозрением и даже со страхом. Ни один здоровый человек не может замыкаться в себе или уединяться днем. Если так все же происходит, то говорят, что этот человек вступил в контакт с духами. И ему надо обратиться к знахарю, найти которого проще простого. Он носит белые бусы, призванные держать злых духов на расстоянии.
Кто-то из путешественников высказал далеко не бесспорную, но все же здравую мысль: «Чтобы узнать страну, не надо ходить по музеям и смотреть достопримечательности. Достаточно станцевать местный танец, попробовать спиртной напиток и местную кухню». Действительно, танец, напитки и особенно кухня могут многое рассказать о стране.

Культурная традиция приготовления пищи в современной Гане берет начало у европейских фортов. У стен крепостей колонизаторы разбивали сады, в которых культивировали растения со всего света. Из Средиземноморья сюда были завезены лимоны, дыни и апельсины. Из Нового Света прибыли кукуруза, касава, сладкий картофель, земляной орех, ананас и гуава. Из Азии приплыли питательный рис, водный ямс, индийский плэнтэйн, разновидность банана. Нынче Африка — сущий рай для вегетарианцев. Трудно себе представить, что еще каких-нибудь сто-двести лет назад ганцы понятия не имели о том, что такое помидор, финик или сахарный тростник. Кажется, что бананы здесь росли всегда. А ведь это не так. Бананы в эту часть континента были также завезены. И теперь африканцам есть, что положить на сковородку, ведь бананы в Гане, как правило, жарят.
В рационе любого, пусть даже самого бедного, жителя обязательно присутствует фуфу — национальное блюдо, которое нам настоятельно рекомендовали попробовать ганские друзья. Чтобы прочувствовать вкус этого потрясающего кушанья по-настоящему, ложку и вилку надо отложить в сторону, ибо фуфу едят руками, чаще всего немытыми. Виноват в этом не дефицит воды или мыла. Похоже, что у жителей с детства стойкий иммунитет к бактериям. Для них пищевое отравление, что легкий насморк для европейца. Каких-то особых правил поглощения фуфу не существует: вы можете прибегнуть к помощи как левой, так и правой руки. Мы решили не испытывать в очередной раз судьбу и воспользовались столовыми приборами. Надо заметить, что практически в каждой стране близкое знакомство с национальной кухней имеет тяжелейшие последствия для всех членов съемочной группы. Хотя фуфу оказалось вкуснейшим кушаньем.
Его жидкая составляющая не что иное, как суп, который варится отдельно из плодов африканской масленичной пальмы, так называемых пальмовых орехов. Деревья, в отличие от прочих овощей и фруктов, местные. И блюдо самое что ни на есть национальное. Суповую основу можно употреблять отдельно, а можно с тестом, которое готовится из бананов, касавы или ямса с добавлением арахиса. Эти супы едят также с рисом, хлебом, вареным картофелем, добавляя рыбу или мясо. Иногда это мясо домашних животных, таких как кошка или собака. Похожее кушанье готовят из касавы и томатной пасты — такое блюдо называется коконте, если в томатной основе варят кукурузную муку — то это не что иное, как банку.
А вот дивный вкус мясистых улиток лучше не перебивать вкусом томатной пасты. Улитки — это деликатес и возможность для детворы неплохо подзаработать в свободное от учебы время.

Из Индонезии и Малайзии в Гану опять-таки европейцы завезли еще одно очень важное для Африки растение — какао. Со временем растение стало стратегическим. Под шоколадными деревьями тут занята половина обрабатываемой земли. Какао-бобы приносят треть экспортной выручки. Листья этого чуда-растения волне съедобны, особенно вкусны верхние. Мы не стали проверять, а поверили на слово работникам крупного хозяйства, что недалеко от столицы Аккры. Было время, когда сельскохозяйственные браконьеры вывозили в соседние страны почти весь урожай какао-бобов, поскольку закупочные цены в Гане были чрезвычайно низкими. Но со временем положение изменилось. Работники предприятия научились производить из какао мыло разных видов, довольно вкусное вино, сносные ликеры и даже бренди. Уксус из какао не уступает по своим качествам уксусу из обычных овощей. Наконец из какао-бобов получают порошок, который используется для приготовления собственно шоколада.
Однако развернуться по-настоящему местным производителям мешает упорное нежелание американских и европейских торговцев закупать в Гане уже готовую продукцию. Шоколадные фабриканты приобретают лишь плоды какао, сырье. А вкусный товар местных заводов остается в мире невостребованным. Все же постепенно положение меняется. В Европе стараются выводить производства в страны третьего мира. Видимо, не за горами время, когда в Гане вырастут новые корпуса кондитерских гигантов. И вкусную продукцию будут производить там, где растет сырье. Тем более что мировые цены на какао хоть медленно, но поднимаются.

Транспорт

Оцените этот материал

Внутреннее авиасообщение развито слабо. Имеется 12 аэропортов и взлетно-посадочных площадок. Международный аэропорт Котока расположен в г.Аккра.
Между городами достаточно удобно передвигаться на автобусе. Автобусы являются достаточно комфортабельными и ходят по расписанию. В стране действует несколько автобусных компаний.
В Гане также пользуются большой популярностью минибусы и «Буш-такси». Однако у них отсутствует четкое расписание, автобусы чаще всего переполнены. В этом виде транспорта разрешено курение. Отправляются они по мере заполнения пассажирами.
В районах, в которых отсутствуют асфальтированные дороги, проще всего передвигаться на «Лорри» (грузовик-вахтовка). Но они практически полностью лишены комфорта и переполнены пассажирами и багажом.
В Гане очень популярен также водный транспорт на озере Вольта. Его протяженность составляет более 300 км. Дважды в неделю из Акосомбо до Япей отправляются регулярные пассажирские паромы. Этот путь занимает около трех суток. На паромах есть не только сидячие места, но и спальные каюты. Главные морские порты страны: Такоради и Теме.
Железнодорожное сообщение ограничено южными районами Ганы. Пассажирское сообщение осуществляется по трем основным направлениям: Аккра-Кумаси, Аккра-Такоради и Кумаси-Такоради. На каждом из направлений время поездки составляет 8-10 часов. Почти все поезда являются ночными.
Общая протяженность железных дорог составляет1300 км. Но большей их части требуется капитальный ремонт.
По обеспеченности автодорогами Гана находится на одном из первых мест в Западной Африке.

Шопинг

Оцените этот материал

Магазины работают обычно с понедельника по вторник с 08.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.30, с четверга по пятницу — 08.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.30, а по средам большинство из них открыто с 08.00 до 13.00. Торговаться в магазинах не принято, на рынках и в частных лавочках вполне допустимо.

Отзывы клиентов (Гана)

Оцените этот материал

Въезд в Ботсвану

Оцените этот материал

При въезде необходимо предъявить паспорт с въездной визой. Виза оформляется через посольство Великобритании на британских условиях. Виза также может быть получена в аэропорту, если на ее выдачу имеется разрешение иммиграционной службы Ботсваны, о котором следует побеспокоиться заранее.

Ввоз и вывоз иностранной валюты не ограничен (декларация обязательна). Ввоз национальной валюты не ограничен, вывоз наличными ограничен суммой до 5 тыс. пула. Разрешен беспошлинный ввоз личных вещей, нового или использованного спортивного снаряжения или предметов досуга, вина – не более 2 бутылок, крепких спиртных напитков – не более 1 бутылки, сигар – не более 50 шт. или 250 шт. сигарет, или 250 гр. трубочного табака на одного человека, другие новые или бывшие в употреблении вещи – общей стоимостью не более 500 пула на одного человека. Запрещен ввоз наркотиков и порнографических материалов. Запрещен вывоз необработанных алмазов и шкур диких животных. При вывозе обязательному таможенному контролю подлежат оружие, обработанные алмазы и яйца страуса (необходим ветеринарный сертификат).

ку-ку

Преимущества работы с нами

Мы работаем на рынке Украины уже более 18 лет

Информация о нас                    Нас рекомендуют                   Партнеры на Украине

За это время мы собрали самую полную базу визовой информации.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей