Достопримечательности
Один из туристических девизов страны звучит: «Эфиопия — страна 13 месяцев солнца» (по эфиопскому календарю год разбит на 13 месяцев). Действительно, в среднем 346 дней в году небо над страной абсолютно ясное, а жара, благодаря большой высоте, не столь сильна, как в окружающих странах.
Аксум — столица древнего аксумского царства (1-е тысячелетие до н. э.), которым правила династия Соломонидов, считавших себя потомками царя Соломона и царицы Савской. Город буквально излучает ауру древности. Рассказывают, будто эфиопский царь Менелик забрал из Иерусалима «Ковчег Завета», и с тех пор он тайно хранится в церкви Девы Марии в Аксуме. Город Гондар (севернее озера Тана) до середины XIX века был столицей эфиопской империи, о чем напоминают замки XVI–XVIII веков, в нем находится исторический музей страны.
Недалеко от Гондара расположен комплекс монастырей XIII-XV веков, в которых находится несколько святынь эфиопской православной церкви, в том числе чудотворный бассейн, купание в котором вылечивает женщин от бесплодия.
В Хараре интересен дворец губернатора, коптская церковь и несколько мечетей. В Дире-Дауа расположен огромный рынок.
Аддис-Абеба — дворец императора Менелика II, коптский храм Св. Георгия (1896 г.), «Дворец Африки» с великолепными витражами, знаменитый открытый рынок «Меркато», Археологический и Художественный музеи.
Одной из главных достопримечательностей страны является город Лалибэла, бывший в течение долгих столетий религиозным центром и местом паломничества. На его территории находятся 11 храмов, высеченных в скалах. Самый большой из них, храм Христа Спасителя («Бетэ Мэдхане Алем»), достигает в длину 33,7 метра, в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метра. Наиболее почитаемым из храмов является храм Девы Марии («Бетэ Марйам»), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Церковь стоит в большом дворе, который с невероятными усилиями был вырублен прямо в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста («Бетэ Мэскэль»). На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы («Бетэ Дэнагыль»), посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия («Бетэ Гийоргис»), покровителя эфиопов, грузин и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она сначала была выбита как цельный блок в скале, потом ей придали форму греческого креста, и, наконец, выдолбили внутреннюю часть. Крыша церкви расположена на уровне поверхности земли, сама-же церковь стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.
Культура
Многослойная культура Эфиопии стоит на основе библейской цивилизации, влияние на неё оказали контакты с древними культурами Ближнего Востока. Одновременно она является весьма обособленной культурой. Религии во многом определили эфиопскую культуру, однако не одна из мировых религий — иудаизм, христианство, ислам — не была принята в чистом, неизмененном виде.
Образ Эфиопии был всегда крайне противоречив для людей других культур. Как отмечает Х. Эрлих, представлениях мусульманского мира эфиопы были милосердными, независимыми, но в то же время отмечались такие их качества как ересь и злой умысел. Христианское восприятие рисовало Эфиопию как загадочное и великое царство с мощной, но наивной, культурой, дикое и притягательное. Африканское сознание всегда отмечало особую независимость эфиопов, пример того, как чёрный человек может её отстаивать.
Противоборство различным внешним силам сохраняло культуру Эфиопии в практически неизменном виде в течение тысячелетий и окружило её историю налетом мистики. Исламские завоеватели не смогли присоединить Амхарское царство ни к одной из мощных империй, которые расцветали рядом с ним. Европейские колонизаторы, миссионеры, и даже фашистский лидер Муссолини не смогли захватить государство.
Итальянский историк-африканист Конти-Россини называет Эфиопию «музеем народов» — этническое разнообразие представлено приблизительно 80 группами с различными традициями и языком. Литература Эфиопии (а письменность является признаком цивилизации) насчитывает около двух тысячелетий. До 8 века литература, в основном это были священные тексты, писалась на языке геез. Сейчас этот язык используется только в богослужениях, подобно старославянскому. Создание первых произведений на амхарском языке относится к 19 веку.
Главными образовательными и культурными центрами на протяжении веков были монастыри, подобно монастырям в Европе. Здесь процветали ремесла и искусства, сохранились предметы утвари, иконы и древние рукописи.
История
В отличие от большинства других стран Африки южнее Сахары, Эфиопия имеет древнюю государственность. Первое крупное рабовладельческое государство на территории нынешней Эфиопии – Аксум – создано в V-IV вв. до н.э. В расцвет Аксумского царства, в сер. IV в.н.э., утвердилось христианство, что стало основной причиной обособления эфиопской цивилизации в Африке.
Первые политические контакты Эфиопии с Европой относятся к XVI в. В XIX в. эфиопы сохранили государственность перед лицом вторжений со стороны Великобритании, Египта, суданского теократического государства имама Махди и колонизаторских попыток Италии.
Британские офицеры в АнталоПосле разгрома итальянцев в битве при Адуа (1896) император Менелик II, опираясь на поддержку России и Франции, добился от европейцев признания независимости Эфиопии. Присоединение к Эфиопии земель Сидамо, Джиммы и Каффы в результате завоевательных походов Менелика в 1896-98 и заключение международных договоров с Францией (1893), Италией (1896 и 1908) и Англией (1897) привели к установлению современных границ страны.
Эфиопские вельможи, 1935В 1935 г. фашистская Италия развязала агрессию против Эфиопии и оккупировала ее. В результате широкого партизанского движения и операций английских войск в 1941 г. итальянцы были изгнаны из Эфиопии. До 1944 г. страна фактически находилась под властью английской военной администрации.
В 1945 г. Эфиопия стала одним из государств-основателей ООН. В 1952 г., по решению ГА ООН, к Эфиопии на началах федерации была присоединена итальянская колония Эритрея. В 1962 г., по решению Эритрейской национальной Ассамблеи, продиктованному императорским режимом Аддис-Абебы, федерация была упразднена и Эритрея стала провинцией Эфиопии. Такой поворот событий стал толчком к возрождению традиционных устремлений жителей северных районов страны к обособленности, усилил сепаратистские настроения, вылившиеся в вооруженные выступления эритрейцев против центрального правительства.
Хайле Селасие, 1930-1935 гг.После второй мировой войны император Хайле-Селассие I проводил твердую линию на укрепление центральной власти при ограниченных политических и экономических реформах сверху в интересах местной торговой буржуазии.
В 1955 г. в стране была провозглашена новая Конституция, в которой подтверждалась абсолютная власть императора и одновременно декларировались всеобщее избирательное право и равенство всех граждан перед законом. Конституция запрещала политические партии и любое проявление оппозиции правящему режиму.
Необходимость социального обновления страны привела в декабре 1960 г. к выступлению группы офицеров императорской гвардии и части студенчества в столице против феодально-чиновничьего режима, однако эта протестная акция была жестоко подавлена.
В 1974 г. армия вновь выступила против власти императора, в результате чего монархический режим Хайле-Селассие был свергнут. После ожесточенного внутреннего противоборства в течение двух лет фактический контроль над страной перешел к молодым радикально настроенным офицерам-промарксистам во главе с подполковником Менгисту Хайле Мариамом. Эта группа провозгласила курс на социалистическую ориентацию Эфиопии. При активном содействии СССР новому правительству поначалу удалось сплотить страну для отпора агрессии со стороны Сомали, а также добиться определенных социально-экономических успехов (конец 1970 — начало 1980-х гг.). Прекращение военно-технической помощи и политической поддержки со стороны СССР привело к резкому ослаблению позиций режима Менгисту. Летом 1990 г. объединенные силы оппозиции развернули широкое военное наступление на центральные провинции страны, а к весне 1991 г. режим Менгисту рухнул, сам он бежал из страны. Отделение Эритреи от Эфиопии, фактически состоявшееся в ходе вооруженной борьбы с режимом Менгисту, было формально закреплено путем всеобщего референдума в мае 1993 г., когда более 99% населения прежней эфиопской провинции проголосовали за создание собственного независимого государства.
Исторические памятники на территории Эфиопии
Памятники Гондэра
Включены ЮНЕСКО в Список всемирного наследия в 1979
Город-крепость Фасил Гебби в XVI-XVII веках являлся резиденцией императора Эфиопии Фасиледэса и его приемников. В окруженном стеной в 900 метров городе находятся дворцы, церкви, монастыри и уникальные общественные и частные здания, отмеченные индийским и арабским влиянием и измененные стилем барокко, занесенным в Гондэр миссионерами-иезуитами.
Религия
Христианство
Традиционное эфиопское изображение Иисуса и Марии
Эфиопия является третьей после Армении и Осроенского царства страной официально принявшей христианство. Эфиопская православная церковь является одной из древневосточных (дохалкидонских) церквей. До 1959 года она была частью Коптской церкви. Автокефалия Эфиопской церкви была провозглашена в 1960 году императором Хайле Селассие, и была признана Коптской церковью четыре года спустя.
Согласно переписи 1994 года — 61,6 % населения страны являются христианами, из них 50,6 % — адепты дохалкидонской Эфиопской церкви, 10,1 % — протестанты и 0,9 % — католики.
Ислам
Мечеть в городе Хараре
Согласно переписи населения 1994 года мусульмане составляют 32,8 % населения Эфиопии. Большинство эфиопских мусульман — сунниты. Проникновение ислама в Эфиопию можно отнести к 619 году. Из-за преследования со стороны курайшитов некоторым приверженцам раннего ислама пришлось покинуть свою родину и отправиться в Эфиопию. Это событие в арабской историографии получило название «хиджра», что с арабского переводится, как «переселение». Однако в европейской традиции этот термин чаще всего применяют к событию, которое случилось через два года — переселение Мухаммада в Медину. Наиболее распространен ислам в регионах Афар и Сомали, а также на юге Оромии. В столице Эфиопии — Аддис-Абебе проживает около 1 млн мусульман.
Иудаизм
Бета Исраэль (Beta Israel) — небольшие изолированные группы африканских евреев, с древнейших времен живших в Эфиопии. Об их существовании не было известно остальному миру, но и они не знали о существовании других евреев вне своей общины. На Западе об их существовании узнали лишь в XX веке. В 1975 году они были признаны израильским государством в качестве евреев. Во время операций Моисей и Соломон, проведенных в 1984 и 1991 годах соответственно, самолетами из Эфиопии в Израиль было вывезено большинство эфиопских евреев. Лишь небольшая группа евреев, которую Израиль не признал евреями, остается на территории Эфиопии.
Анимизм
По оценкам правительство Эфиопии около 12 % населения Эфиопии причисляют себя к группе последователей анимизма.
Растафарианство
В Эфиопии проживает отдельными общинами несколько тысяч растафариан различных течений, в основном — выходцы с Ямайки.
Религиозная политика
Свобода вероисповедания, прописанная в Конституции Эфиопии, не всегда исполняется на практике. В Эфиопии не существует государственной религии и запрещено создание политических партий по религиозному признаку, а все религиозные организации должны проходить обязательную регистрацию каждые три года.
Сохраняется напряжение между группами древневосточных православных христиан и протестантами, а также между мусульманами и христианами. Правительство ведет активную работу по снижению напряженности в межрелигиозных отношениях.
Праздники и традиции
Широко отмечаются такие общенациональные праздники, как день победы под Адуа (в честь разгрома итальянских войск в марте 1896 г.), День освобождения от фашистской Италии (6 апреля 1941 г.), а также интернациональные праздники — 1 Мая — День международной солидарности трудящихся, Международный женский день. С особой торжественностью празднуется 12 сентября — День народной революции.
В Эфиопии происходит процесс создания общенациональной культуры, впитывающей элементы культуры различных народов страны. В произведениях писателей, художников, ученых находит выражение растущее национальное самосознание эфиопов. На формирующуюся эфиопскую культуру оказывает влияние и современная культура других народов мира.
Кухня
Эфиопская кухня — традиционная народная кухня Эфиопии.
Состоит, как правило, из пикантных овощных и мясных блюд, которые накладываются на ынджеру — крупную круглую кислую лепешку диаметром около 50 см, изготовленную из тефовой муки. Вместо ложек и вилок используются кусочки ынджеры, которые отрываются от целой ынджеры во время принятия пищи.
Эфиопская кухня практически не использует свинину в своих блюдах, причем это характерно не только для мусульман, которым запрещено есть свиное мясо, но и для христиан Эфиопской церкви, которые придерживаются пищевых запретов Ветхого Завета.
Кроме того, Эфиопская православная церковь предписывает несколько постов, в том числе по средам и пятницам, поэтому эфиопская кухня изобилует большим количеством вегетарианских блюд. Поэтому рестораны эфиопской кухни популярны среди вегетарианцев других стран.
Эфиопская кухня также известна своими специями. Наиболее популярные специи: шафран, базилик, кориандр, горчица, кардамон, красный перец и тимьян.
Основным мясным блюдом является тыбс — продольные жареные кусочки говядины или баранины, подаваемые в остром соусе; и доро уот — курица в луковом соусе.
Бербере — специальная смесь специй.
Китфо — традиционное блюдо эфиопской кухни.
Транспорт
Авиаперевозки по Эфиопии
Основной авиаперевозчик на внутренних рейсах — Ethiopian airlines (Авиалинии Эфиопии). Компания имеет достаточно широкую сеть, и практически в каждый крупный город можно добраться на одном из ежедневных рейсов из Аддис-Абебы. Стоимость перелетов сравнительно невысока и соответствует $30-60 в одну сторону, в зависимости от пункта назначения. Регулярные рейсы осуществляются в следующие города: Гондэр, Бахр-Дар, Ассоса, Арба-Мынч, Макэле, Дэбро-Маркос, Гоба, Гамбэлла, Лалибелла, Кабри Дар и ряд других.
Автобусное сообщение в Эфиопии
Автобусный транспорт неплохо развит в Эфиопии. Вместе с тем автобусы обычно старые, переполненные, а с учетом плохого качества дорог (асфальтированные участки имеются лишь в ограниченном количестве) — чрезвычайно медленные. Средняя скорость передвижения по стране не превышает 30 километров в час. Транспорт отправляется по мере заполнения. Важной особенностью путешествий по Эфиопии на автобусе является то, что здесь не практикуются ночные поездки. Автобусы, как правило, останавливаются на ночь в населенных пунктах, что может создать для туриста дополнительные неудобства в плане крайнего дискомфорта. Дело в том, что в большинстве случаев ночлег организуют в так называемых «гостиницах дорожного типа», где пассажиры спят все вместе в одном не самом чистом и удобном помещении. Альтернатива в виде более приличного места для сна бывает далеко не всегда.
На автобусы, следующие в удаленные регионы страны, следует покупать билет заранее. Билетные кассы основной автостанции Аддис-Абебы работают с 8 утра, и к этому часу там уже собирается очередь.
Красные и желтые автобусы фирмы Ambasa осуществляют сообщение внутри Аддис-Абебы на городских маршрутах.
Городской транспорт
Такси
В Адиис-Абебе ходят желтые и синие такси. Первые ориентированы на туристов, вторые, синие, марки «Лада» — обычные городские. Желтые такси обычно дороже, поскольку изначально задуманы для туристических программ, а не для кратких поездок по центру Аддис-Абебы. Вместе с тем водители желтых такси имеют сертификаты от Министерства туризма для работы с туристами, они владеют английским языком и знают, чего именно ожидает от них гость страны. К примеру, может оказаться весьма сложным объяснить водителю синего такси, что вы хотите посетить водопады Голубого Нила в 140 километрах от города. В то же время водители желтых такси не только будут готовы на такую поездку, но и подскажут вам, что еще можно увидеть по пути.
Стоимость поездки по Аддис-Абебе в пределах городского центра не превышает 35-40 бырр ($3,5-4), в аэропорт Боле — 50-60 бырр. Торг необходим в любом случае. Попытки обсчета туристов нередки.
Аренда такси на полный день для поездок за пределами города обойдется в $50-80 в зависимости от расстояния.
Железные дороги и поезда в Эфиопии
Железнодорожное сообщение развито очень слабо. Единственная линия, по которой осуществляется пассажирское сообщение, — это Аддис-Абеба — Джибути. Путь пролегает через восточную часть страны и города Назрет, Дыре-Дауа и Айша. Поезда обычно переполнены, поэтому рекомендуется резервировать билеты заранее. Фактически поездка между Аддис-Абебой и Джибути состоит из двух частей — из Аддис-Абебы в Дыре-Дауа (450 километров), и затем на другом поезде по маршруту Дыре-Дауа — Джибути. Билеты на оба поезда можно приобрести на железнодорожном вокзале в Аддис-Абебе. Стоимость проезда зависит от класса и составляет от $10 до $40. Путешествующим на поезде важно помнить, что визы не оформляются на наземных пограничных пунктах: эфиопскую и джибутийскую визы нужно получить заранее.
Шопинг
Пытаться купить в Эфиопии одежду или обувь – занятие бессмысленное. Разве что вас устроит груботканое полотнище, которым можно обернуться, или обувь из автомобильных покрышек.
Стоит присмотреться к экзотическим сувенирам, таким, как деревянные маски, плетёная посуда, коврики из бычьих шкур, разноцветные картины на кожаной основе. Можно приобрести и тяжёлые этнические украшения, а вот от серебряных и золотых изделий лучше отказаться: скорее всего, подсунут подделку.
Отзывы клиентов (Эфиопия)
Въезд в Экваториальную Гвинею
Таможенные правила в Экваториальной Гвинее
Ввоз и вывоз национальной и иностранной валюты не ограничен (декларация обязательна), рекомендуется сохранять справки из банка об обмене валюты и чеки, подтверждающие приобретение каких-бы то ни было товаров на территории страны.
Разрешен беспошлинный ввоз: сигарет — до 200 шт. (сигар — 50 шт., табака — 500 гр.), спиртных напитков — 1 л., продуктов питания, парфюмерии, предметов и вещей домашнего обихода — в пределах личной необходимости, аудио-, видео- и фототехники — по одному предмету каждого наименования.
Запрещен ввоз огнестрельного оружия, химических, ядовитых, наркотических и взрывчатых веществ. Запрещен вывоз изделий из шкур диких животных, изделий из золота и серебра без соответствующих разрешений.