История
Территория современной Мали была заселена народами негроидной расы несколько тысячелетий назад. Они занимались охотой, рыболовством, скотоводством. С 3-го тысячелетия до н. э. начали заниматься земледелием, в том числе в ныне пустынных и полупустынных районах.
С 3-го века н. э. на территории современной Мали существовали 3 сменявшие друг друга империи: Гана (3-11 века), Мали (13-XV века), Сонгай (15-XVI века). В конце 11-го века Гана была завоевана Альморавидами, началась исламизация местного населения. В конце 16-го века марокканцы завоевали империю Сонгай. В 17-м веке образовались два государства племени бамбара, они воевали между собой, а в начале 19-го века объединились для борьбы против племени тукулёр. В середине 19-го века племя тукулер подчинило себе все территории на юге нынешней Мали.
Колониальный период
Во 2-й половине 19-го века началась колониальная экспансия Франции на территории нынешней Мали. Франция вела войну с племенем тукулер, используя вражду между этим доминировавшим тогда племенем и подчинёнными ему племенами бамбара, фульбе и др. К началу 20-го века почти вся территория современной Мали была подчинена французам.
В 1932 году была создана компания «Офис дю Нижер» по освоению земель в долине реки Нигер для выращивания риса и хлопка. Строились оросительные каналы, железные и автомобильные дороги.
В 1945 году Мали (Французский Судан) получила статус заморской территории Франции. Были созданы местные выборные органы власти, местные жители получили французское гражданство, разрешено создание политических партий и других организаций. В 1958 году был предоставлен статус автономной республики в составе Французского Сообщества.
Период независимости
В сентябре 1960 года Франция дала независимость республике Мали.
С 1960 по 1968 год страной правил Модибо Кейта, глава партии Суданский союз. Он установил тесные отношения с СССР и социалистическими странами в целом и провозглашал целью внутренней политики построение социализма с малийской спецификой. В 1962 году правящая и единственная партия Мали объявила своей идеологической основой марксизм-ленинизм.
Экономическое положение страны резко ухудшилось. Сократилось производство экспортных товаров, большинство предприятий госсектора оказались нерентабельными. Содержание госаппарата поглощало 80 % госбюджета. Ухудшилось положение трудящихся. В правительстве и партии возникли разногласия — левые требовали следовать дальше по коммунистическому пути, умеренные призывали к приватизации убыточных госпредприятий, отмене монополии внешней торговли, привлечении западного капитала, расширении экономических связей с капиталистическими странами.
В ноябре 1968 года Модибо Кейту свергла группа военных во главе с лейтенантом (затем подполковником) Муссой Траоре, который исповедовал более прагматичный подход, продолжая пользоваться услугами социалистических стран, но активно сотрудничая и с западными.
В 1979 году Траоре создал свою партию — Демократический союз малийского народа, ввёл новую конституцию (в отличие от прежней конституции 1960 года — теперь гарантировалась свобода предпринимательства и право на частную собственность), провел парламентские и президентские выборы, в результате которых стал президентом страны.
В марте 1991 года президент Траоре был свергнут в результате военного переворота подполковником Амаду Туре. Были распущены парламент, запрещена партия Демократический союз малийского народа, введена многопартийность.
В апреле 1992 года состоялись президентские выборы. Победу на них одержал лидер Африканской партии за солидарность и справедливость Альфа Умар Конаре. Он демонстративно создал мемориал в честь Модибо Кейты и приговорил Мусу Траоре (а также его жену) к пожизненному тюремному заключению.
В 2002 году состоялись очередные президентские выборы, в первом же туре голосования победил Амаду Тумани Туре (набрав 64,35 % голосов, в то время как его основной соперник Сумайла Сиссе — лишь 35,65 %) и стал главой государства вместо Конаре, а в 2007 был переизбран на новый срок.
В январе 2012 года туареги на севере страны подняли восстание. 22 марта военные, поставившие в вину президенту неспособность подавить восстание туарегов, совершили государственный переворот. После военного переворота в Мали НДОА (Национальное движение за освобождение Азавада) ещё более активизировало свои действия, взяло историческую столицу Азавада Тимбукту и всю территорию Малийского Азавада, объявило об одностороннем прекращении огня в связи с достижением цели освобождения Азавада и 6 апреля 2012 года провозгласило Независимое Государство Азавад.После введения санкций против Мали со стороны ЭКОВАС военные 7 апреля 2012 года согласилась начать процесс передачи власти главе Национального собрания Д. Траоре, как того требует конституция 1992 года. 8 апреля 2012 года свергнутый президент Амаду Тумани Туре формально объявил о своей отставке. 12 апреля 2012 года Дионкунда Траоре был приведён к присяге как временный президент Мали.
Вскоре после провозглашения независимости Азавада обострились противоречия между сепаратистскими (умеренными) и исламистскими (радикальными) группировками повстанцев, а 8 июня между ними начались вооружённые столкновения. К концу июня 2012 года радикальная группировка «Ансар ад-Дин» установила контроль над городами Гао и Тимбукту (ранее принадлежавших «умеренным») и приступили к разрушению древних мавзолеев и даже мечетей.
20 декабря 2012 года Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию № 2085, которой санкционировалось развёртывание международной миссии по поддержке Мали (АФИСМА). Одной из целей миссии было названо восстановление власти правительства на севере страны. Также Совет призвал все страны оказывать поддержку «малийским силам обороны и безопасности в соответствии с их внутренними потребностями с целью восстановить власть малийского государства на всей национальной территории».
В середине января 2013 года боевики радикальных исламистских группировок начали наступление на юг страны. 10 января они захватили населённый пункт Кона. Однако уже 11 января поступила информация о том, что правительственные войска отбили атаку исламистов и заняли Кону, чему в немалой степени способствовала активная вооруженная поддержка Франции. Также армию Мали поддержали контингенты из других африканских стран и практически вся территория страны к июню 2013 г. перешла под контроль официальных властей.
В июне 2013 г. в столице Буркина-Фасо при посредничестве президента Блэза Компаоре начались переговоры между властями Мали и повстанцами-туарегами. 18 июня было достигнуто соглашение, предусматривавшее немедленное прекращение огня, разоружение вооружённых групп, и целостность государства (туареги перестают требовать независимости Азавада от Мали). Стороны решили создать комитет из 4 представителей армии и 4 от туарегов, который будет определять сроки выполнения договора и следить за его выполнением. В течение 60 дней после выборов должен быть начат диалог, касающийся административного и территориального устройства региона. Гарантом соглашения стало международное сообщество в составе представителя Генерального секретаря ООН, Евросоюза, ЭКОВАС, Африканского союза.
В июле-августе прошли президентские выборы, на которых победу одержал Ибрагим Бубакар Кейта.
Религия
Приблизительно 90 % Малийцев мусульманин (главным образом Суннит), приблизительно 5 % — христианин (о католике двух третей и один-thirdProtestant), и остающиеся 5 % придерживаются местных или традиционных верований анимиста. Атеизм и агностицизм, как полагают, редки среди Малийцев, большинства кого практика их религия ежедневно. Ислам как осуществлено в Mali умерен, терпим, и приспособленный к местным условиям; отношения между мусульманами и практиками меньшинства религиозные веры являются вообще дружественными. Конституция устанавливает светское государство и предусматривает свободу религии, и правительство в значительной степени уважает это право.
Праздники и традиции
Национальные праздники
1 января Новый год
подвижная дата между концом декабря и началом февраля — Табаски (африканское название мусульманского праздника Ид аль-адха — Курбан-байрам)
20 января День вооруженных сил
8 марта Международный женский день
26 марта День мучеников (годовщина переворота 1991)
подвижная дата в марте-апреле Чистый понедельник
подвижная дата весной-летом — Маулуд (Миляд ан-Наби, день рождения пророка Мухаммеда)
1 мая День труда
25 мая День Африки
22 сентября День независимости (1960)
подвижная дата в октябре-ноябре Рамадан (Ураза-байрам, окончание постного месяца Рамадан у мусульман)
25 декабря Рождество 19
Традиционным занятием многих жителей Мали являются ремесла и художественные промыслы. Развито искусство резьбы по дереву, которой украшаются различные предметы — двери жилищ, гребни, лодки, табуреты, тарелки, ткацкие станки, курительные трубки и пр. В середине 1960-х годов началось изготовление сувениров из привозного черного (эбенового) дерева. Развиты также гончарство (изготовление керамической посуды), кожевенный промысел, медное литье, ткачество и ювелирные работы по золоту, серебру и меди
Национальная кухня
Национальная кухня довольно типична для многих африканских стран. Широко используются местные фрукты и овощи, рис, экзотическая дичь и рыба из омывающих Африку океанов. Очень популярны такие классические рецепты, как баба гануш, кускус с бараниной и овощами и гранатовый сорбет.
Блюда национальной кухни: то (каша из просяной муки под соусом из листьев баобаба или отварного мяса, кус-кус (плов), блюдо туарегов под названием мешуи (своеобразный многослойный рулет из мяса верблюда, барана и курицы, внутри которого завернут наполненный яйцами голубь) и др.; популярны различные соусы.
Транспорт
Главный национальный перевозчик, Air Mali, выполняет и внутренние авиарейсы из Бамако в Мопти, Тимбукту, Каес, Гао, Ниоро, Кениебу и Йелимане. В целом, по африканским меркам, перелеты по Мали можно считать приемлемыми как по уровню сервиса, так и по организации полетов. Тем не менее регулярно имеют место задержки вылетов, сбои в системе бронирования билетов и переполненность самолетов. Регистрация на рейсы отличается исключительной хаотичностью, как и все что связано с багажом пассажиров.Стоимость перелетов варьируется от $45 в одну сторону из Бамако в Каес, $75 в Тимбукту, до $100 до Гао.
Аэропорты: Аэропорт Багани, Аэропорт База ВВС США Уилер, Аэропорт Бамако, Аэропорт Гао, Аэропорт Гундам, Аэропорт Йелиман, Аэропорт Кайес, Аэропорт Кеньеба, Аэропорт Кутиала, Аэропорт Мопти, Аэропорт Нара, Аэропорт Ниоро, Аэропорт Сегу, Аэропорт Сикассо, Аэропорт Томбукту
Единственная железнодорожная линия связывает Бамако и Дакар (Сенегал). К международному поезду прицепляются вагоны до последней малийской станции перед границей — Каес (Kayes). Кроме того, пригородный поезд следует из Бамако до городка Коуликоро (Koulikoro) в 60 км восточнее столицы, откуда отправляются паромы по реке Нигер.
Большую роль играет речной транспорт. Река Сенегал судоходна на протяжении 100 км от сенегальской границы в течение 3 месяцев в году, а Нигер — на протяжении 1 600 км с июля по декабрь—январь (судоходными являются участки от границы с Гвинеей до Бамако и от Куликоро до Гао). Судоходство обеспечивается Малийской навигационной компанией, в техническом оснащении которой принимает участие ФРГ, в частности фирма «Крупп». Эта фирма построила для Мали комфортабельные пассажирские суда, курсирующие от Куликоро до Гао, танкер, грузовые суда, а также провела реконструкцию судоремонтной мастерской и порта Куликоро. Речной флот имеет небольшую осадку и приспособлен для судоходства по мелководным участкам Нигера. Объем пассажирских перевозок — около 75 тыс. пассажиров в год. В сухой сезон пассажирские суда используются в качестве отелей для туристов.
Объем грузовых перевозок составляет около 90 тыс. т. По Нигеру перевозятся соль, фосфаты, нефтепродукты, рыба, зерно, цемент; по Сенегалу — арахис, соль, кожи и шкуры. Большая часть перевозок грузов и пассажиров приходится по-прежнему на традиционный речной транспорт — пироги, которые могут заходить по протокам и рукавам в самые отдаленные пункты (большие пироги, перевозящие до 50 пассажиров, снабжены японскими лодочными моторами).
Асфальтовые дороги:
Бамако — Дидьени
Бамако — Сикассо
Бамако — Кита (?)
Бамако — Куликоро
Бамако — Сегу — Севаре — Дуэнца — Гао
Мопти — Севаре — Бандиагара
Сегу — Кутиала — Бобо-Диулассо
Кутиала — Сикассо — ивуарская граница
Дуэнца — Тимбукту
Автобусы в Мали есть и их даже довольно много. Ежедневно и еженочно по несколько автобусов идут из Бамако в Сегу и Мопти, по паре штук в день из Бамако в Гао, Сикассо, Кайес, в Буркину тоже ходят автобусы. На плохих трассах, где мало кто ездит, популярны «автобусы-грузовики» — к грузовику вместо прицепа цепляют пассажирский вагон. Они стоят дешевле простых автобусов — до 10 франков за километр. Такие ходят, например, из Гао в Тимбукту и из Бамако в Ниоро. Переполненностью автобусы не отличаются.Такси-брусс (или буш-такси) — как и в других странах Африки, очень популярны.
Почти во всех крупных городах можно арендовать автомобиль.
Активно практикуются автостоп.
Шопинг
Торговаться в Мали сложно. Несмотря на то, что цены явно завышены, скидок почти не дают. При покупки сувениров значительную скидку можно получить «методом ухода», да и то у достаточно бедных торговцев (однако не стоит торговаться ло изнеможения, поддержите все-таки местных жителей).
Магазины работают с 8:00 до 12:00 и с 15:17:00 (понедельник-пятница) и с 8:00 до 12:00 (суббота).
Отзывы клиентов (Мали)
Въезд в Ливию
Лица, прибывающие в Ливию с целью туризма, должны при себе иметь как минимум $1000 либо эквивалент этой суммы в другой свободно конвертируемой валюте. Если таковая сумма отсутствует, турист департируется из страны даже при наличии визы.
От необходимости доказывать свою платежеспособность и предъявлять вышеуказанную сумму освобождены:
студенты, чья учеба и пребывание спонсируется;
участники официальных мероприятий (при наличии официального приглашения от организаций в Ливии);
лица, приезжающие в гости к гражданам Ливии (при наличии спонсорского письма от гражданина страны, в котором он гарантирует, что берет на себя расходы, связанные с пребыванием иностранца в стране, включая медицинские);
лица, пребывающие с рабочими целями (при наличии соответствующих подтверждающих документов).
Запрет въезда в страну
В Ливию запрещен въезд следующим категориям граждан:
лицам, имеющиv в своих паспортах израильские визы и другие отметки (в том числе отказ в выдаче израильской визы);
замужним женщинам и детям — гражданам стран Арабского Союза, если они прибывают без сопровождения. Исключением являются случаи, когда их встречают в аэропорту мужья или отцы либо у них имеется разрешение, выписанное Иммиграционной службой на основании приглашения от родственников, проживающих в стране (приглашающие должны встречать прибывших в аэропорту).
Пребывание в стране
Российские граждане должны в 7-дневный срок зарегистрироваться в паспортном отделе иммиграционной службы Министерства общественной безопасности Ливии. Они могут передвигаться по стране без специального разрешения, кроме закрытых районов. Рекомендуется иметь полную медицинскую страховку.
Ввоз и вывоз иностранной валюты не ограничен (при условии ее обязательного декларирования), национальной — запрещен. Разрешен беспошлинный ввоз сигарет — 200 шт., или сигар — 50 шт., или табака 250 г, парфюмерии — 250 мл, ювелирных украшений из золота на сумму до 50 лив. динаров, предметов личного пользования на сумму до 250 лив. динаров (одежда, а также фото-, кино- и видеокамеры в эту сумму не входят). Заполненные при въезде в страну таможенные декларации с отметками таможенных властей являются основанием для последующего вывоза из страны указанных в ней предметов.
Запрещен ввоз спиртных напитков, включая пиво, продуктов питания, содержащих свинину, оружия, наркотиков, товаров, произведенных в Израиле. Вопрос о ввозе печатной продукции, кино-, фото-, видеоматериалов рассматривается после их просмотра органами цензуры.
Не рекомендуется ввоз в страну вещей, прямо, или косвенно указывающих на посещение Израиля. Излишние вопросы могут вызвать даже найденные в вашем багаже израильская газета, или футболка с надписью «I love Jerusalem».
Полезное о стране
Интернет
GPRS-роуминга у российских операторов нет. Интернет-кафе есть в Триполи, Бенгази и некоторых других крупных городах, обозначаются голубыми значками «Internet-Explorer». Соединения медленные, но приемлемые для проверки почты и чтения новостей.
Сотовая связь
Местный оператор EL MADAR работает в диапазоне GSM 900. Абонентам крупных российских операторов предлагается пользование спутниковой связью Thuraya.
Телефонная связь
Все крупные города Ливии имеют стационарную телефонную связь, а общественные телефоны представлены специальными переговорными офисами, где осуществляется связь через оператора. Звонки внутри страны стоят в пределах LD 0,15-0,25 за минуту. Звонки за границу обойдутся в LD 1,50-2,50.
Банки и обмен валюты
Время работы банков: 08.00-12.00 с субботы по четверг (зимой), 08.00-12.00 с субботы по четверг и 16.00-17.00 с субботы по среду (летом).
Кредитные карты Динерз Клаб и Виза ограниченно применяются только в крупных отелях и в аэропорту.
Дорожные чеки вообще не принимаются из-за существующих санкций, выдвинутых Правительством США. Снятие наличных денег через банкомат представляется крайне сложным в этой стране, поскольку в 2007 году на всю Ливию имелось всего три банкомата, дающих возможность снятия наличных денег посредством карт Visa, или Mastercard. Два из трех банкоматов находятся в Триполи (Bank of Commerce and Development) и один в Бенгази (лобби отеля «Funduq Tibesti»).
Валюту можно обменять в банках и в официально уполномоченных обменных пунктах. Существует и черный рынок обмена валюты, но при обмене незначительных сумм, он не сильно различается с официальным курсом.
Население
Около 5,4 млн. человек. Свыше 90% составляют ливийцы — нация, сформировавшаяся в результате смешения арабов и берберов, а также берберы, туареги, тубу и др.
Политическое состояние
Формально Ливия является республикой, реально — полувоенной диктатурой. Руководящий орган Ливии — «Революционное руководство» (находится официально вне системы государственной власти). Законодательный орган — Всеобщий народный конгресс.
Карта Ливии