Шопинг

Оцените этот материал

Магазины обычно открыты с понедельника по субботу, с 08.30 до 12.00 и с 15.00 до 18.30 (некоторые крупные торговые точки часто остаются открытыми до 19.00-20.00). Некоторые магазины, отели и рестораны принимают в качестве оплаты иностранную валюту, главным образом евро или доллары США, сдачу же обычно дают в местной валюте.

На рынках и в небольших магазинах принято торговаться, причем есть целая система этикета торговли, которая может способствовать значительному снижению цены. Процесс должен быть нетороплив и проведен в духе взаимного восхищения мастерством торгующегося. Враждебные или взволнованные предложения только увеличат цену товара.

Отзывы клиентов (Коморские острова)

Оцените этот материал

Въезд в Западную Сахару

Оцените этот материал

Несмотря на то, что Западная Сахара формально признана большинством стран мира, как независимое государство, фактически, 80% ее территории находится под контролем Марокко. Восточная часть Западной Сахары (прилегающая к границе Алжира и Мавритании) контролируется правительством т.н «Сахарской республики», чье правительство временно расквартировано в алжирском приграничном городе Тиндуф. Пребывание туристов в контролируемой Марокко части Западной Сахары разрешено, но пересечение административной границы в направлении Сахарской республики — не разрешается.

Запрещен вывоз без специального разрешения предметов и вещей, представляющих историческую и художественную ценность, категорически запрещен ввоз фото-, видео- и печатной продукции, противоречащей нормам ислама. Существует ограничение на ввоз профессионального фотооборудования (на любительскую фототехнику это не распространяется). На ввоз пейджеров или мобильных телефонов необходимо получить специальное разрешение перед отъездом (на месте подобное разрешение получить невозможно).

Полезное о стране

Оцените этот материал

Валюта
Марокканский дирхем (международное обозначение — MAD, внутри страны — Dh) равен 100 сантимам. В обращении банкноты номиналом в 200, 100, 50 и 10 дирхем, а также монеты в 5, 1 дирхем и 5, 10, 20 и 50 сантимов. В южных районах и кое-где в высокогорных селениях Атласа до сих пор в ходу денежная единица риал (1/20 дирхема).

Банки и обмен валюты
Обмен валюты за пределами административного центра Эль-Аюн затруднен ввиду слаборазвитой банковской системы. Немногочисленные банки открыты с понедельника по пятницу с 8.30 до 11.15 и с 14.15 до 16.00. Суббота и воскресенье — выходной. Во время Рамадана банки работают с 8.30 до 14.00. Время работы может меняться. Использование кредитных карт и дорожных чеков практически невозможно. Отсутствие достаточного числа банков компенсируется множеством менял, ведущих бизнес на границе с Мавританией и в небольших городках.

Интернет
Интернет-кафе в небольшом количестве имеются в городах Эль-Аюн и Дахла. В других населенных пунктах интернет отсутствует.

Чаевые
Принято давать небольшие чаевые, но часто. В ресторанах и отелях, даже если чаевые включены в счет, принято доплачивать 10% от стоимости счета. Чаевые нужно давать именно тому, кто Вас обслужил, лично в руки — это признак хорошего тона и уважения.

Карта Западной Сахары

Оцените этот материал

Города Западной Сахары

Оцените этот материал

Смара, также Семара — город в управляемой Марокко территории Западной Сахары. Население по данным на 2012 год составляет 49 652 человека; по данным переписи 2004 года оно насчитывало 40 347 человек. Расположен в 225 км восточнее Эль-Аюна и в 230 км к югу от города Тан-Тан, в западной части пустыни Сахара. Является административным центром провинции Эс-Семара.

Бужду́р, Кабо-Бохадор, Бохадор, Богадор (фр. Boujdour, исп. Cabo Bojador, араб. رأس بوجادور‎‎) — город в управляемой Марокко территории Западной Сахары. Население по оценкам на 2012 год составляет 58 101 человек; по данным переписи 2004 года оно насчитывало 36 843 человека. Находится в 170 км к юго-западу от Эль-Аюна, на берегу Атлантического океана. Является административным центром провинции Бохадор (Буждур).
Город получил название по мысу, на котором находится. Слово Бохадор произошло от арабского «Абу Кхатар», что значит буквально «Отец опасности». Буждур — французская версия названия.

Бир-Лелу — временный административный центр Сахарской Арабской Демократической Республики, государства на северо-западе Африки. Бир-Лелу стал временной столицей САДР после оккупации Эль-Аюна Марокко.

Агуэра или Лагуира (араб. الكويرة‎‎, фр. Lagouira, исп. La Agüera) — самый южный город Западной Сахары. Название происходит от слова gwēra (уменьш. от gūr), что в переводе с хасанского диалекта арабского языка означает невысокие горы.
Город расположен на побережье Атлантического океана в южной части полуострова Рас-Нуадибу юго-западнее Нуадибу. Населённый пункт был образован испанскими властями в 1920 году после договора 1912 года о разграничении полуострова с Францией. С 1924 года Агуэра стала административно относиться к испанскому владению Рио-де-Оро. После эпохи колониализма Западная Сахара стала местом территориального конфликта. 20 декабря 1975 года мавританские войска оккупировали испанскую часть Рас-Нуадибу, однако в 1979 году вывели войска со спорных территорий. Тем не менее, на город претендуют Марокко и организация Полисарио.
Агуэра расположена южнее Марокканской стены, однако, в городе нет ни марокканских войск, ни формирований Полисарио, хотя военные корабли Марокко патрулируют воды вблизи полуострова, а мавританские военные находятся в принадлежащей Мавритании восточной части Рас-Нуадибу.

Дахла — город в управляемой Марокко территории Западной Сахары. Население по данным переписи 2004 года составляет 58 104 человек. Находится в 550 км южнее Эль-Аюна, на узком полуострове у берега Атлантического океана. Город также является административным центром региона Вади-эд-Дахаб-эль-Кувира.
Дахла была основана в 1502 году испанскими колонистами под названием Вилья-Сиснерос (исп. Villa Cisneros). В течение колониального периода испанские власти сделали город центром провинции Рио-де-Оро, одной из двух провинций Испанской Сахары. Они построили военную крепость и католическую церковь, ставшие местными достопримечательностями. Во время испанской гражданской войны в городе существовала тюрьма, в которой содержались такие писатели как Педро Гарсиа Кабрера.
В течение 1960-х, во времена диктатуры Франсиско Франко, в городе был построен один из трёх аэропортов Западной Сахары — «Дахла». С 1975 по 1979 Дахла была центром мавританской провинции Тирис-эль-Гарбийя. В настоящее время контролируется властями Марокко.
Основой экономики города служит рыболовство. В настоящее время властями Марокко предпринимаются определенные усилия для придания городу статуса туристического центра. Этому способствует уникальная география полуострова, на котором находится Дахла, защищающая протяженную бухту от океанских волн, но не препятствующая проникновению ветра, в результате чего создаются благоприятные условия для занятия Кайтсёрфингом и Виндсёрфингом.

Эль-Аюн — крупнейший город Западной Сахары, территории со спорным статусом на северо-западе Африки. Находится под контролем марокканской администрации. Главный город одной из областей Марокко — Эль-Аюн-Буждур-Сагиет-эль-Хамра. Также столица Сахарской Арабской Демократической Республики (поскольку город находится под контролем Марокко, временной столицей САДР считает город Бир-Лелу).
Город расположен примерно в 20 км от Атлантического побережья, в оазисе на левом (южном) берегу уэда (речной долины) Хамра. Рельеф местности дюнный. Тропический сухой климат смягчается близостью океана. Осадки незначительны. Растительность представлена финиковыми пальмами, фиговыми деревьями и акациями. Из животных водятся мелкие грызуны и пресмыкающиеся.
Город расположен на двух уровнях — нижняя часть, включая бывший центр с испанским собором, в долине уэд Хамра, и верхняя часть, где расположена городская администрация и Большая мечеть — на плато выше берега уэда.
Выше Эль-Аюна долина Хамры перегорожена дамбой, в результате чего образовано водохранилище. По дамбе проходит национальная дорога R1.
Город не выходит к океану, однако на побережье океана расположен порт, связанный с Эль-Аюном автодорогой.

Достопримечательности

Оцените этот материал

Административный центр Эль-Аюн. В настоящее время правительство Марокко активно развивает этот город, ставя целью превращение его в политический, культурный и экономический центр Западной Сахары, которую фактически считает своей территорией.

Восточная часть Западной Сахары (прилегающая к границе Алжира и Мавритании) контролируется правительством т.н «Сахарской республики», чье правительство временно расквартировано в алжирском приграничном городе Тиндуф.

Культура

Оцените этот материал

Сахрави также называют маврами или, учитывая их арабское происхождение, аль-бейдан (белыми). В своем большинстве сахрави – мусульмане.

Традиционное общество базировалось на системе родоплеменных отношений, развивавшихся на уровне клана и племени (кабила). Несмотря на то, что оно сформировалось в условиях патриархата, женщинам предоставляется определенный объем власти и имущественных прав. Социально-политическая иерархия сахравийского общества, основанная на возможности пользования обработанными землями, колодцами и пастбищами, предусматривала осуществление контроля «сильных племен» над менее влиятельными племенными группами. В социальном отношении подчиненная часть сахравийского общества подразделялась на рабов (абид), зависимых крестьян (харатин), кастовые группы певцов-сказителей (иггураван), ремесленников (муаллимин) и племенную знать (знага). На протяжении 17 в. шел процесс дифференциации сахравийских племен на «военные» (хасани) и «религиозные» (завайя).

Функциональные различия в деятельности сахравийских племен прослеживаются на примере племенной группы макиль, которая осуществляла экспансию в южном направлении, и местных берберских этнических групп. В конце 17 – начале 18 вв. племенная группа макиль пользовалась значительной поддержкой со стороны марокканских правителей, особенно султана Мулай Исмаила (1672–1727). В результате арабы из группы макиль и берберы из группы санхаджа создали свои раннегосударственные образования, в которых «религиозные» племена отвечали за духовную жизнь, правовое регулирование и торговлю, а «военные», в обмен на выплату дани, обеспечивали их безопасность. Социально-политические перемены в 17–18 вв. произошли и в зоне Сахеля, где в результате религиозно-реформаторских движений местное общество претерпело заметную трансформацию. В результате сахравийские религиозные наставники расширили свое влияние среди племен арабского и африканского происхождения.

В 16 в. большой популярностью пользовался мусульманский ученый-богослов Сиди Ахмад аль-Беккаи, который жил в городке Валата на территории современной Мавритании. Поддерживаемый мощной племенной федерацией кунта, аль-Беккаи считался выдающимся знатоком исламского мистицизма (тасаввуф) в рамках традиции Кадирийя и мусульманского права (фикх). У шейха Сиди Моктара аль-Кабира (19 в.), крупного религиозного деятеля федерации кунта, были два выдающихся ученика и преемника: шейх Сидия Баба, который основал религиозное братство бутилимит и признан родоначальником племени улад-бейри, которое и поныне играет видную роль в политической жизни Мавритании, и шейх Мухаммед Фадиль, который в рамках метода мистического Кадирийя создал новое мистическое братство (тарика) под названием Фадилийя. Сын шейха Мухаммеда Фадиля шейх Ма аль-Айнин основал город Смара на территории современной Западной Сахары. По мере роста авторитета Смары как центра исламской науки и образования увеличивалось влияние шейха Ма аль-Айнин и его родного племени регейбат.

В 20 в. шейх Ма аль-Айнин признал султана Марокко Мулай Абд аль-Азиза «повелителем правоверных» (амир аль-муминин) и покровителем всех мусульман, обитающих в северной Мавритании и южном Алжире. Однако и Франция, и Испания вынашивали собственные планы относительно будущего этих территорий, что нашло отражение в Алхесирасском акте 1907, который узаконил создание протекторатов каждой из упомянутых европейских держав. Хотя Ма аль-Айнин, а впоследствии его сын возглавили движение сопротивления, в 1933–1934 Франция и Испания завершили захват северо-западной оконечности Африканского материка. В результате европейского вторжения «военные» племена хасани перестали выполнять функции защитников прав собственности и территории. Лишь племя регейбат благодаря своему религиозному авторитету продолжало сохранять влияние в этом регионе. В результате изменившегося соотношения сил между племенами ослабло влияние двух крупных «военных» племен, улад-делим и текна.

Со временем сахравийское общество все больше становилось оседлым или полуоседлым. В результате в племенной структуре Западной Сахары произошли заметные изменения: возросла роль женщин в политической и экономической жизни общества, было осуществлено освобождение рабов (абид), уменьшились социальные различия между господствующими племенами и племенами-данниками (знага), большее участие в делах общества стали принимать зависимые земледельцы (харатин). Вместе с тем многие элементы традиционного социального порядка и племенного образа жизни сохранились из-за суровых природных условий, не позволяющих развивать альтернативные кочевью формы хозяйства. Влиятельные старинные семейные династии, в частности семья Ма аль-Айнин, и теперь играют важную роль в борьбе за суверенитет Западной Сахары.

Среди влиятельных сахравийских племен особое место занимает племя текна, которое исторически разделилось на оседлых текна вади-нун, проживающих в Марокко, и кочевников текна, которые обитают дальше к югу (например, племена айт-мусса у али, изаргиен, айт-лахсен). Упомянутые выше регейбат разделились на регейбат ас-сахель, которые сосредоточились на атлантическом побережье, и регейбат аш-шарк, проживающих в более восточных местностях, в Сахаре. Кроме того, значительным влиянием, прежде всего в районе Вилла Чиснерос (совр. Дахла), обладают племена улад-делим и улад-бу-сбаа, «военное» племя, которое в свое время бросило вызов Мулай Исмаилу и, потерпев поражение, мигрировало дальше к югу, а также пользующееся авторитетом племя арусийин, проживающее в районе Смары.

Поскольку мужское население сахрави в лагерях Фронта ПОЛИСАРИО на территории южного Алжира занято на военной службе, руководящая роль в этих временных поселениях принадлежит преимущественно женщинам. Молодое поколение жителей Западной Сахары плохо представляет жизнь за пределами этих лагерей беженцев, а многие юные сахрави родились там в период войны, которая продолжается уже более 25 лет.

История

Оцените этот материал

В историческое время главными претендентами на контроль над Западной Сахарой были берберские племена группы санхаджа под руководством династии Альморавидов, арабское племя макиль, Алауитская династия правителей Марокко, сахарское племя регейбат, испанские и французские колонизаторы, а в последнее время Народный фронт освобождения Сегиет эль-Хамра и Рио-де-Оро (ПОЛИСАРИО).

Расцвет политической жизни народов Западной Сахары пришелся на 11 в., когда берберы из пустынного района Сегиет-аль-Хамра основали династию Альморавидов (1056–1146). Представители берберских племен из групп санхаджа и лемтуна, подобно своему предводителю Юсуфу ибн Ташфину, имели обычай закрывать нижнюю часть лица покрывалом (лисам). В силу этого их называли также аль-муталассимун (закутанные), но более известны они были под названием аль-мурабитун (люди из крепости). Искаженная форма этого понятия перешла в испанский и другие европейские языки для обозначения самой династии Альморавидов.

При Юсуфе ибн Ташфине владения этой династии простирались на востоке до Алжира, а на севере включали мусульманскую Испанию, где в 1086 в битве при Заллаке близ города Бадахоса Ибн Ташфин разгромил войска короля Альфонса VI Кастильского. Двоюродный брат Ибн Ташфина – Абу Бакр ибн Умар аль-Лемтуни основал в 1070 Марракеш, а затем, вторгшись на территорию Западного Судана, возглавил экспансию Альморавидов в южном направлении.

На завершающем этапе правления Альморавидов (ок. 1122) территория западной части Сахары вышла из-под контроля династии. Преемник Альморавидов в северной части Африки, основатель династии Альмохадов Абдаллах ибн Тумарт был уроженцем расположенного на юге Марокко района Сус. Всю свою энергию Альмохады направляли на сохранение власти в Северной Африке и южной Испании, поэтому Западная Сахара в 12 в. ими почти не контролировалась. Берберские династии Маринидов (1269–1465) и Ваттасидов (1465–1553) потерпели ряд поражений от испанцев и португальцев и больше были заняты устранением внутренней угрозы своему правлению. К этому периоду относится усиление соперничества между Испанией и Португалией за контроль над северо-западным побережьем Африки. Так, испанцы захватили Канарские о-ва (1483–1496), крепость Санта-Крус-де-Мар-Пекенья на атлантическом побережье Сахары (ок. 1476), а португальцы – о.Арген в пограничном районе Западной Сахары и Мавритании (ок. 1448). Примерно до 1497 испанцы совершали набеги на территорию Западной Сахары с целью захвата рабов и использовали город Санта-Крус-де-Мар-Пекенья в качестве опорного пункта в торговых операциях с населением Сахары. Это продолжалось до тех пор, пока возродившаяся практика работорговли не привела к священной войне (джихаду) местного масштаба и захвату испанских укреплений (ок. 1524). До аннексии голландцами о.Арген в 1638 португальцы использовали его в качестве центра работорговли.

Когда выдающийся султан из династии Саадидов Ахмад аль-Мансур (1578–1603) распространил свою власть на Сахару, в ходе дальнейшего завоевания Томбукту и государства Сонгай его войска использовали главные караванные маршруты, которые пролегали от долин южномарокканских рек Дра и Зиз через оазис Туа (территория совр. Алжира) к излучине р.Нигер. Однако власть марокканцев оказалась непрочной, и спустя несколько десятилетий после смерти Ахмада аль-Мансура Западная Сахара вышла из подчинения Саадидам.

Во главе династии Алауитов в Марокко, возникшей ок. 1649, стоял Мулай Исмаил (1672–1727), честолюбивый и жестокий правитель, который создал мощный военный и административный аппарат. На какое-то время ему удалось восстановить власть Марокко над Сахарой. Как и его сводный брат Мулай Рашид (1664–1672), трон которого он унаследовал, Мулай Исмаил заключил соглашение с арабами племени макиль, которые заняли командные посты в марокканской армии. С их помощью Мулай Исмаил сумел остановить наступление Османов в Алжире, сохранить контроль над оазисом Туат, который находился под властью династии Алауитов с 1645, и захватить соляные копи в Тагазе (ок. 1694). В 1724 султан Марокко помог эмиру Трарзы Али Шандоре (правителю юго-восточной части Мавритании) противостоять проникновению французов, которые вместе с эмиром Бракны составляли конкуренцию в торговле гуммиарабиком. При этом Мулай Исмаил не задействовал собственную армию, а обратился за помощью к воинам племени текна. Но продвижение армии к югу, противодействие враждебных Исмаилу племен (в частности, улад-бу-сбаа) и населения Сахары вкупе с соперничеством за право вести торговлю с европейцами приводили к конфликтам между различными арабскими и берберскими племенами. В горниле этих конфликтов шел процесс формирования сахравийского общества. Влияние султанов-Алауитов в Сахаре было непродолжительным и свелось на нет после смерти Мулая Исмаила. За этим последовал тридцатилетний период внутренних вооруженных распрей (1727–1757) и временное ослабление алауитского государства.

В 1765 султан Марокко Мухаммед ибн Абдаллах превратил Могадор (Эс-Сувейра) в королевский порт и тем самым поставил под угрозу торговлю народов Сахары, связанную с морским портом Агадир. После того как над портами Масса и Агадир нависла угроза, южные племена перенесли торговлю в торговый город Гулимин, ближе к границе с современной Западной Сахарой. Король Испании Карлос III обращался к султану Марокко с просьбой разрешить создание испанской рыболовной базы на побережье Атлантического океана напротив Канарских о-вов.

В середине 19 в. территория Сахары от долины р.Сус (совр. Марокко) до мыса Бохадор (совр. Западная Африка) находилась под экономическим, политическим и религиозным контролем властей, формально связанных с марокканскими султанами Алауитами. Религиозное главенство султана Мулай Хасана I (1873–1894) признавалось местными духовными лидерами и крупными торговыми домами Бейрука и Иллига. Однако они не желали признавать юридическую и политическую власть Марокко, султан которого стремился через порт Эс-Сувейра взять под свой контроль всю систему торговли Сахары. Торговые семьи Бейрук (племя текна), Ма аль-Айнин и торговый дом Иллиг были заинтересованы в транссахарской и нарождающейся прибрежной торговле. Торговая династия Бейрук из Гулимина поддерживала деловые связи с торговым домом Теджеканнет в городе Тиндуф и английским торговцем Дональдом Маккензи, создавшим торговый дом в городе Тарфая, а до 1874 с испанскими купцами Франсиско Пуйана и Якобом Бутлером, пока их торговое дело не выкупил Хабиб Бен Бейрук.

Обеспокоенный угрозой своему политическому влиянию и опасаясь конкурентной борьбы в торговле, султан Марокко Мулай Хасан I приказал в 1880 сжечь факторию Маккензи. Несколько позже, в 1886, правитель Марокко направил в Гулимин своих представителей, которые сумели взять под контроль торговые операции торгового дома Бейрук. В 1888, пытаясь ограничить размах торговой деятельности Маккензи, султан направил вооруженный отряд в Тарфаю. В ходе этой операции был убит управляющий компании «Норт Уэст Африка», которая осуществляла прибыльные торговые операции с неподвластными Марокко кочевыми племенами текна, жившими в более южных районах. В споре за районы Сус и Нун султан Марокко сумел лишь на некоторое время восстановить контроль над большей частью южной Сахары, расположенной от Тарфаи до оазиса Туат (ныне в южном Алжире).

Племя регейбат во главе со своим духовным лидером Ма аль-Айнин стремилось не только занять главенствующее положение в регионе, но и дать отпор «неверным французам», которые все чаще проникали на территорию Сахары со стороны Алжира и долины р.Сенегал. В 1902–1905 лейтенант французской армии Ксавье Копполани командовал экспедицией (иронически ее называли «миротворческой»), которой удалось убедить ряд племен, проживающих на территории южной Мавритании, признать над собой контроль Франции. Французы нанесли удар по владениям эмиров Трарзы и Бракны в долине р.Сенегал, а затем покорили мавританский эмират Тагант. Когда в 1905 был убит лейтенант Копполани, французы предположили, что за этим убийством стоял Ма аль-Айнин.

С 1905 и до самой смерти в 1910 Ма аль-Айнин был самым опасным противником Франции в борьбе за контроль над территорией современной Мавритании. За это время воины племени регейбат разгромили отряды племен улад гайлан (1899–1904) и аулад джерир (1897–1909), которые проживали на территории Адрара (в Мавритании). Позднее регейбат установили свой контроль над племенем улад-бу-сбаа (1905–1910). Их господство распространялось от владений Ма аль-Айнина и исламского мистического братства Фадилийя с центром в Смаре на зону кочевого скотоводства, простиравшуюся от южной границы Марокко через южный Алжир и центральную Мавританию к северным областям Мали.

Борьба шейха Ма аль-Айнин против проникновения «неверных» (европейцев) развернулась на юге Марокко, где с начала 20 в. усилилось влияние племени регейбат. Когда французы заставили султана Мулай Абд аль-Азиза разорвать дружественные отношения с Ма аль-Айнин, последний ответил незамедлительной поддержкой брата султана Мулай Абд аль-Хафида, который боролся за власть в Марокко. Когда отношения шейха с обоими представителями династии Алауитов испортились, он провозгласил себя султаном и объявил мобилизацию сил для борьбы с французами в южном Марокко. В 1910, во время отступления в районе Тизнита, он умер. В 1912 борьбу против французского проникновения возглавил его сын Аль-Хиба, прибывший в Марракеш в качестве самопровозглашенного султана. Вскоре войска Аль-Хибы потерпели поражение от французов, которые использовали эту возможность для укрепления отношений с берберскими племенами глава, мтуга и гандафи. После установления французского протектората над территорией Марокко в 1912 воины Аль-Хибы были вытеснены из Таруданта (Сус). На основе этих военных успехов в 1914 генеральный резидент Франции в этом регионе маршал Л.Лиоте разработал план т.н. берберской политики, суть которой сводилась к дифференцированному отношению к марокканским арабам и берберам.

Религия

Оцените этот материал

Сунниты — главная религия в Западной Сахаре. Мусульмане-сунниты составляют около 99,9% населения. До 1975 года насчитывалось свыше 20,000 римских католиков в Западной Сахаре, но по состоянию на 2007 год было только около 100.

ку-ку

Преимущества работы с нами

Мы работаем на рынке Украины уже более 18 лет

Информация о нас                    Нас рекомендуют                   Партнеры на Украине

За это время мы собрали самую полную базу визовой информации.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей