Карта Бангладеш
Города Бангладеша
Столица Бангладеш Дакка (Dhaka) расположена на северном берегу реки Бурхи-Ганга почти в центре страны. Датой основания принято считать X в. н. э., то есть по местным меркам это молодой город. С 1608 до 1704 годы Дакка являлся столицей Бенгалии и быстро разрастается в крупный торговый, политический и культурный центр, в развитии которого немалую роль сыграли европейцы. В 1905 году город снова становится столицей Бенгалии, в 1956 году — столицей Восточного Пакистана, но в ходе войны за независимость Бангладеш от Пакистана (1971 г) был сильно разрушен. Поэтому в наши дни Дакка заметно перенаселена и не может похвастать обилием достопримечательностей, но очень интересна как средоточие местной жизни и настоящий «котел наций», в котором смешиваются традиции и обычаи всех народов, населяющих эту страну.
Самая старая секция города лежит к северу от береговой линии. Она пережила период наивысшего развития в эпоху царствования Великих Моголов, когда Дакка была одним из крупнейших торговых центров огромной империи. Сейчас старый город представляет собой обширную область между двумя главными водными транспортными артериями — Садаргхат и Бадам-Толе, где впечатления от наблюдения за повседневной жизнью реки особенно очаровательны. Главная достопримечательность старой части города — буквально прячущийся в лабиринте древних улиц и переулков незаконченный форт Лалбах (Лал-Багх, 1678 г), развалины мечети которого даже изображены на купюре в 100 така.
Неподалеку можно обнаружить старый дворец Ахсан-Манзил (XVII-XVIII вв., сейчас здесь размещается комплекс Национального музея с богатой коллекцией предметов искусства и археологии), прилегающий к нему Парк навабов (правителей Бенгалии), комплекс университета с мавзолеем Йона Деметриуса Эллиаса и Керзон-Холл — первое общественное здание в Дакке (1904 г, бывший правительственный комплекс Бенгалии и Ассама), сильно разрушенную мечеть Бинат-Биби (1454 г — первое сооружение такого рода в Бенгалии), мечеть Тара (мечеть Звезд, XIX в), величественную мечеть Хуссейн-Далан (XVII-XIX вв.), базарную мечеть Чавк (XVII в), чьи минареты видны почти ос всей территории старого города (это первая мечеть в классическом арабском стиле, построенная на территории Бангалии), а также мечеть Хаза-Шахбаз (одно из старейших сооружений города, датируется 1679 годом). Также традиционное внимание привлекают традиционные большие восточные базары, многие из которых сосредоточено как раз в старой части города.
Но главным украшением столицы считается все же лежащая ближе к новым кварталам главная мечеть Байтул-Мукаррам («Святой дом»), имеющая статус национальной мечети Бангладеш. Это величественно здание, по своей форме напоминающее Каабу в Мекке, начала строиться в 1960-х годах и вобрала в себя и традиционный арабский стиль, и элементы местной архитектуры. Город вообще славится своими мечетями — их здесь более 700. Причем о назначении многих из них неподготовленный путешественник в большинстве случаев даже не догадается — одни похожи на древние караван-сараи, другие — на павильоны или богатые виллы, третьи вообще будет сложно разглядеть в хаосе местных улочек. Но как бы то ни было Дакка остается одним из наиболее насыщенных культовыми сооружениями городов Азии.
Севернее старого города лежит район европейского квартала, также известный как Бритиш-Сити, в котором можно увидеть президентский дворец Банга-Бхаван, несколько парков, храм Дакешвари, буддийский монастырь Дармараджика около Центральной железнодорожной станции (здесь хранится одна из святынь страны — «черный камень Будды»), больше похожую на дворец живописную мечеть Хана Мохаммада Мридха (1704-1705 гг.), лежащий на границе с фортом Лалбах мавзолей Пари-Биби (1684 г), мечеть Кашайтулли и сады Балда с их богатым собранием редких растений.
Старые кварталы достаточно резко контрастируют с современным районом Рамна, занимающим северную часть города, где сейчас размещаются большинство правительственных учреждений и вузов. Самым примечательными сооружением этого района являются здание Парламента (XX в), а также многочисленные посольства, дипломатические резиденции, международные школы, современные супермаркеты, дорогие рестораны и клубы молодого (и дорогого!) района Гульшан («Цветущий сад»). .
Дакка считается «столицей рикш мира» — только официально здесь зарегистрировано более 300 тысяч этих красочно разрисованных «повозок», без которых не обходится ни одно мероприятие. Поэтому они давно и заслуженно пользуются репутацией самостоятельной достопримечательности города, а такси «европейского типа» можно найти, пожалуй, лишь в Гульшане и других престижных районах, вроде интенсивно расширяющихся кварталов Банани, Баридара, Мухаммадпур, Мирпур и Башундар.
Зато вся остальная территория столицы представляет собой настоящий хаос из сомнительного вида лачуг, узких переулков и достаточно невзрачных пятиэтажек, между которыми вечно бурлит людская река. Пройти по улице здесь бывает попросту невозможно — все более-менее сухие или чистые места оккупировали тысячи торговцев, на каждом углу шумит уличный рынок, а в каждой подворотне кипит своя, непостижимая для иностранца жизнь.. Поэтому экскурсии по «обычной Дакке» пользуются немалой популярностью у редких здесь иностранцев, хотя и связаны с известными сложностями.
Достопримечательности
Бангладеш — одни из самых необычных стран региона, хотя и мало известная иностранному туристу. Несмотря на то, что эта молодая республика имеет устойчивую репутацию страны нищеты, москитов, циклонов и наводнений, на самом деле все не совсем так сложно. В действительности это красивая земля с богатейшей историей и разнообразной культурой, край интересных традиций и народов, славящийся своей удивительной природой и потрясающей толерантностью местных жителей. А по количеству рек, проток, каналов и водоемов эта небольшая территория вполне может сравниться с государствами куда более крупных размеров.
Столица Бангладеш Дакка расположена на северном берегу реки Бурхи-Ганга почти в центре страны. Вокруг столицы стоит познакомиться с городком Сонаргаон, являвшемся столицей королевства Иса-хана и Восточной Бенгалии между XIII и XVII столетиями. В районе Дхамрая можно увидеть большое количество индуистских храмов XV-XVII столетий, а сам город славится на весь мир своими мастерами декоративно-прикладных промыслов.
А в 45 км северо-восточнее столицы, по дороге на Силхет, лежит обширная речная система Мадхабкунда (Madhabkunda), широко известная своими водопадами (около трех десятков, причем самый большой достигает 61 м в высоту), древним лесным массивом Лавачерра и колоритными деревнями племен типпера, монипури, хассиа и гарос.
Руины Маинимати в прошлом являли собой важный центр буддистской культуры. Сейчас это более пятидесяти рассеянных в 70-100 км к юго-востоку от Дакки памятников истории и культуры, на территории которых ведутся интенсивные раскопки. Известные в VII-XII столетиях как важный центр буддийской культуры, впоследствии они пришли в упадок, но наиболее важные из них — Салбан-Вихара, Котила-Мура и Чарпатра-Мура до сих пор сохраняют немалую толику своего былого величия. Салбан-Вихара — очень хорошо спланированный буддистский монастырь площадью около 1700 кв. м, как бы срастающийся с крестообразным храмовым комплексом в центре внутреннего двора.
Поблизости (приблизительно 10 км к западу от города Комилла) располагается археологический музей Маинимати, представляющий многочисленные находки, найденные при производимых здесь земляных работах, которые включают терракотовые мемориальные доски, бронзовые статуи, бронзовые шкатулки, монеты, драгоценности и рельефные культовые ступы с буддийскими надписями. Котила-Мура представляет собой три большие ступы, представляющие Будду, Дхарму и Сангха — «Три драгоценных камня буддизма». Наиболее важными открытиями в Чарпатра-Мура была находка четырех королевских декретов, гравированных на медных пластинах, три из которых принадлежали средневековым правителям Чандра, а четвертая — Шри Вирандхара Дева, более позднему индуистскому правителю, считавшемуся до этого чисто литературным персонажем. Есть также интересная бронзовая ступа (приблизительно VIII в) высотой всего 24 сантиметра, дающая представление о первоначальной форме разрушенных в настоящее время культовых объектов.
К сожалению, в настоящее время многие из наиболее интересных руин расположены в пределах военной базы и не могут быть посещены без разрешения военных чиновников.
Город-порт Читтагонг лежит в 264 км к юго-востоку от Дакки, приблизительно в 19 км от устья реки Карнапхули. Это второй по величине населенный пункт Бангладеш и самый известный её туристический центр. Однако большинство туристов задерживаются в городе буквально на один день, поскольку главной точкой притяжения являются все-таки холмистые районы восточнее Читтагонга.
Область холмов Читтагонга включает в себя большую область (площадь около 13191 кв. км) лесистых возвышенностей, живописных ущелий и утесов, заросших плотным покровом джунглей, бамбуком, вьюном и диким виноградом, и населенных горными племенами, имеющими свою самобытную культуру и уклад жизни. Это одна из самых дождливых областей Южной Азии — ежегодно здесь выпадает до 2900 мм осадков, и это при среднегодовой температуре воздуха около +26 C! Область включает в себя четыре главные долины, сформированные реками Карнапхули, Фени, Шангу и Матамухур (впрочем, у каждой реки здесь по два-три имени). Это нетипичный по топографии и культуре район Бангладеш, где проживают, в основном, буддистские племена и плотность населения относительно невысока, что позволило сохранить природную среду региона в относительно нетронутом состоянии. Как ни странно, холмы Читтагонга — наиболее неспокойный регион в стране и поэтому посещение многих районов ограничено (без специальных разрешений сроком действия 10-14 дней можно посетить только районы Рангамати и Каптаи).
Кокс-Базар — единственный морской курорт и пляжный район Бангладеш, расположенный на самом юго-востоке страны, около границы с Мьянмой. Всего здесь насчитывается 220 км достаточно широких и, что немаловажно — пологих пляжей с золотисто-серебристым песком. К югу от Кокс-Базар протянулись более изолированные берега пляжа Химачери. А еще южнее, примерно в 10 км к юго-западу от южной оконечности страны, лежит маленький островок Сент-Мартин.
Город Силхет находится в северо-восточной части страны, в зеленой долине реки Сурма, разрезающей холмы Трипура на границе с Ассамом. В 43 км северо-восточнее города лежат руины Джайнтиапура — столицы некогда могущественного королевства Хаси (современный одноименный город был выстроен значительно позже). Большой интерес здесь вызывают загадочные мегалитические сооружения (столбы высотой до 2,5 метров, каменные ограды и фундаменты древних построек), относящиеся к периоду проникновения буддизма на эту землю, хотя некоторые местные жители полагают, что они являются надгробными памятниками великанов, некогда населявших эти места. А от пограничной заставы Тамабил на дороге Силхет — Шиллонг открывается превосходная панорама на холмы области и красивые водопады на индийской границе.
Город Раджшахи лежит на самом северо-западе Бангладеш, между индийской границей и могучими реками Джамуна и Падма (Ганг). Визитной карточкой региона являются руины древнего города Гауд (иногда упоминается как Гаур), имеющие репутацию одного самых интересных археологических участков во всей Бенгалии. Сейчас часть этого обширного (более 24 кв. км) комплекса лежит в Индии, часть — в Бангладеш, но добираться сюда одинаково неудобно из любой страны, поскольку болотистые берега реки и почти полное отсутствие дорог охраняют его не хуже высоких стен. В 29 км к востоку от Раджшахи, в деревне Путхиа, расположена очаровательная, но малоизвестная группа средневековых индуистских храмов.
Археологический участок Махастхан лежит в 13 км к северу от города Богра (Bogra) и является самым ранним из древних городов Бенгалии. Приблизительно в 6 км к западу от Махастхана лежат руины Васу-Бихара — буддийского монастыря, описанного известным китайским путешественником Хюэй Цангом еще в VII столетии нашей эры. Недавние раскопки показали важное значение этого комплекса для распространения буддизма в регионе, а также подтвердили почти 500-летнюю историю этого удивительного места. Остальные руины лежат в пределах 8 км вокруг, делая окрестности Махастхана одним из наиболее важных археологических объектов области.
Однако самый захватывающий буддийский комплекс региона расположен в 56 км к северо-западу от Махастхана, около рыночного города Джайпур (Jaipur). Гигантский храм и монастырь Пахарпур является самым большим отдельно стоящим буддийским храмом («вихара») к югу от Гималаев.
Приблизительно в 19 км от приграничного города Динаджпур (Dinajpur) располагается красивый индуистский храм Кантанагар, который был построен во славу Кришны в 1752 году махараджей Пран Натом. Этот комплекс, получивший широкую известность благодаря прекрасной терракотовой отделке, изначально был украшен девятью башнями и увенчан тремя шпилями, но был сильно поврежден землетрясением в конце XIX столетия. Храм справедливо считался одним из лучших примеров характерной местной архитектуры, а изображенные в терракоте сценки из Рамаяны и Махабхараты, даже несмотря на их обширные повреждения, до сих пор считаются своеобразным учебником индуистской мифологии. Заслуженный интерес обычно вызывает и древнее индуистское поселение Шерпур (Sherpur).
Регион Кхулна, названный в честь одноименного города, лежит на юго-западе страны, между дельтой Ганга и индийской границей. Область покрыта густой сетью рек, проток и ручьев многочисленных рукавов Ганга, превращающих две трети территории провинции в нечто среднее между болотом и джунглями. И именно по этой причине густонаселенная область Кхулны является одним из последних очагов нетронутой живой природы в регионе — здесь, среди проток, мангровых лесов и болот, обитают последние представители таких редких видов, как бенгальский тигр, речной дельфин и водяной буйвол, а также множество других образцов растений и животных. Столица региона — Кхулна лежит в 335 км к юго-западу от Дакки и считается крупным торговым, промышленным и образовательным центром Бангладеш.
Одним из самых интересных способов знакомства с регионом Кхулны является путешествие на теплоходах Rocket Service от Дакки. Несмотря на громкое название, эти суда представляют собой старинные пароходы, принадлежавшие еще британской линии British Raj. Поездка занимает от 20 до 24 часов в зависимости от уровня воды в реке, и представляет собой замечательный способ исследования многочисленных протоков Сундарбана (собирательное название заболоченных низовий дельты Ганга и Брахмапутры) и знакомства с протекающей почти целиком на воде жизнью жителей этих мест. Также можно нанять лодку или присоединиться к экскурсиям через рукава Сундарбана, от Кхулны до Куакаты или Херон-Пойнта (Heron Point), где есть небольшой лодж и огромное разнообразие представителей живой природы. Сама Куаката (Kuakata, самая южная точка дельты Ганга) славится как неплохой пляжный район и место размещения одной из местных святынь — двадцатиметровой статуи Будды.
Также можно посетить две удивительные мечети домогольского периода — в деревне Касба-Гуарнади (Qasba Guarnadi, XIII-XV вв.) и около городка Патуакхали (Patuakhali, 1464 г.), а также услышать знаменитый природный феномен, известный как «пушки Барисала». Это загадочный шум, напоминающий артиллерийскую канонаду, так и не получил научного объяснения, но услышать его можно в окрестностях города Барисал, на берегах одного из рукавов Ганга — Тетулиа (Tetulia). Справедливости ради следует отметить, что подобные феномены известны не только в этом районе. В Голландии и Бельгии их называют mistpoeffers, в Италии — brontidi, на Филиппинах — retumbos, в США и Канаде — fog guns, но именно барисальская загадка привлекает больше всего туристов, поскольку наблюдается заметно чаще, чем в других уголках Земли.
Культура
Традиционно-бытовая культура населения Бангладеш в целом мало отличается от Западной Бенгалии. Уже говорилось о традиционном жилище. Это широко распространенное во всей Южной Азии наземное каркасно-столбовое строение в разных вариантах. Одно из них под названием «бунгало» получило известность далеко за пределами субконтинента. То, что Бангладеш расположена на стыке двух больших историко-этнографических регионов — южноазиатского и юго-восточ-ноазиатского — наложило определенный отпечаток на некоторые элементы материальной культуры. Так, например, в восточных районах Бангладеш у народов бирманского происхождения (чакма, мар-ма и др.) преобладают свайные каркасно-столбовые жилища из бамбука, столь характерные для народов Юго-Восточной Азии.
В целом одежда населения Бангладеш мало отличается от традиционных моделей соседних стран. Женщины предпочитают индийское сари; мусульманки, придерживаясь обычаев шариата, нередко, выходя на улицу, надевают паранджу или чадру. Распространены среди них шаровары и накидки.
Мужчины-мусульмане носят лунги. Во время работы они засучивают лунги выше колен, а конец продевают между ног, так что получаются своеобразные трусы. Мужчины-индусы предпочитают индийское дхоти. Постепенно проникают в быт элементы европейской одежды: мужские майки, шорты и обычные рубашки, которые носят навыпуск.
Истоки духовной культуры Бангладеш связаны с древними народными традициями, корни которых восходят еще к доарийским временам. Большой отпечаток на культуру наложила религия, но и мусульмане, и индусы нередко поклоняются одним и тем же местным божествам, которые связаны с древними магическими ритуалами плодородия.
На протяжении четверти столетия, в течение которого Восточная Бенгалия была частью Пакистана, официальными властями подчеркивались специфические мусульманские черты в культуре и литературе, игнорировались многие древние бенгальские традиции, провозглашавшиеся индуистскими и потому несовместимыми с исламом.
Из произведений народного творчества популярны баллады, повествующие о конфликтах между феодальными правителями и их подданными, об удивительных приключениях купцов в далеких странах, о трагической любви и т. д. Там и теперь очень любят матросские песни— бхахияли, философские— баул и муршид, трудовые песни— сариган, которые чаще всего исполняются при уборке урожая. У мусульманских женщин есть свои песни — меджли, которые они поют накануне свадьбы в доме невесты, прощаясь с подругой. Один из сюжетов свадебных песен — любовь бога
К народному фольклору относятся также нарядные, красочные спектакли — джатра, которые длятся по нескольку часов, а иногда и всю ночь. Исламские каноны не позволяют выступать на сцене женщинам, поэтому роль молодых героинь исполняют мальчики. Сюжеты многих спектаклей взяты опять-таки из индусской мифологии. Особенно популярны приключения Рамы и Ситы из великого эпоса «Рамаяны». Другой широко распространенный сюжет в разных вариантах повествует о любви индусского помещика Надеччанда к прекрасной цыганке. Очень популярен массовый танец и песни джариган, в которых говорится о битве у Кербелы, где погиб герой мусульманских легенд Хусейн.
Развивается духовная, в частности профессиональная, культура Бангладеш. Большим событием в жизни творческой интеллигенции республики был первый съезд писателей Бангладеш в 1974 г., который провел организационную работу по созданию Союза писателей Народной Республики Бангладеш.
Как и на всем Востоке, поэзия всегда была и остается ведущим жанром бангла-дешской литературы. Она зиждется как на мусульманских, так и на индусских традициях. Стихотворение Рабиндраната Тагора «Моя золотая Бенгалия» стало государственным гимном Народной Республики Бангладеш.
Восточнобенгальская литература, которая развивалась на основе даккского диалекта, всегда отличалась своим демократизмом и народностью. Мусульманское литературное общество, основанное в Дакке в 1925 г., сыграло значительную роль в развитии восточнобенгальской литературы. Это общество выступало за эмансипацию женщин, за реформацию мусульманской общины, и его деятельность носила просветительский характер. Его активными участниками были поэты Абдул Фазл, Абдул Кадир и др.
Накануне образования Пакистана большой популярностью пользовались поэты Гулам Мустафа (1897—1964), Ро-ушан Яздани (1917—1966) и в особенности Назрул Ислам (1899—1972). Он родился в бедной мусульманской крестьянской семье и долго странствовал с труппой бродячего театра. Назрул Ислам — крупнейший после Рабиндраната Тагора бенгальский поэт. Он многое сделал, чтобы вовлечь народ в антиколониальную борьбу, и внес большой вклад в развитие революционных идей в бенгальской литературе. Его глубоко вдохновляли те большие изменения, которые происходили в России после Великой Октябрьской социалистической революции.
Крупнейший современный поэт Бангладеш — Ахмад Джасимуддин (1903—1976). Его творчество неразрывно i связано с фольклорными традициями народа. Он проделал огромный труд по обработке народных песен и баллад. Многие его стихи превратились в народные песни. Жизнь Джасимуддина неразрывно связана с крестьянской средой. Кроме того, он автор ряда пьес и стихов для детей. Имя этого поэта и писателя широко известно и за пределами Бангладеш. Некоторые его произведения были переведены и изданы в Советском Союзе, где он побывал в 1967 г. После поездки в СССР Джасимуддин опубликовал книгу «Страна, где народ велик».
В независимой Бангладеш выросла целая плеяда молодых, но уже получивших признание поэтов, стихи которых несут большую социальную нагрузку. Развивая национальные традиции, многие из них обращаются к опыту современной европейской поэзии. К этой группе принадлежат Шамсур Рахман (род. в 1922 г.), Хасан Хафизур Рахман (род. в 1936 г.), Ал-Махмуд (род. в 1936 г.) и др. В последние десятилетия большие успехи сделаны в прозаическом жанре, более скромные — в драматургии.
Бенгальская академия, созданная в Дакке в 1957 г., ведет широкую исследовательскую работу в области литературы и языка. Общество по развитию искусств и литературы, основанное в Читтагонге в 1948 г., организует музыкальные фестивали и литературные конференции.
Большую работу ведет Музыкальная академия, которая по существу является высшим музыкальным училищем. Там преподают драматическое искусство, обучают танцам и музыке. При академии есть театр, где стремятся возродить традиционные народные зрелища, ставятся драматические спектакли, а также балет.
В развитии живописи значительную роль играет школа искусств, основателем которой был крупнейший современный художник и график Зайнул Абедин.
В Бангладеш работают одна государственная и три частные киностудии, снимающие до 30—40 картин в год. Преобладают развлекательные ленты с песнями и танцами. Снимаются также фильмы гражданского звучания, например на тему о войне за освобождение, о борьбе за восстановление страны. Некоторые фильмы Бангладеш были показаны на международных фестивалях в Ташкенте.
История
Средневековые европейские географы считали, что рай находится в устье реки Ганг, возможно, это было преувеличением, но Бенгалия считалась самой богатой частью полуострова до 16 века. Древняя история этого региона отмечена сменой индуистских империй, внутренними конфликтами и борьбой между индуизмом и буддизмом за преобладающее влияние в регионе. Все это было лишь прелюдией к нахлынувшей из северной Индии в конце 12 века волне ислама. Мохаммед Бахтиар из Туркестана захватил Бенгалию в 1199 году, с отрядом, состоящим всего из 20 человек благодаря необъяснимой «смелой и умной стратегии».
Во время правления вице-королей Могула в регионе процветали литература и искусство, развивалась торговля, и Бенгалия стала центром мировой морской торговли, что в конечном итоге привело к ослаблению владычества Могула и усилению европейского влияния в регионе. Португальцы появились здесь в 15 веке, но в 1633 году получили отпор со стороны местного населения. В 1690 году Восточно-Индийская Компания вела переговоры о создании укрепленного торгового поста в Калькутте. Ослабление владычества Могула привело к большей провинциальной автономии, во время которой укрепилась независимая династия бенгальских навабов. Управление Бенгалией служащим Восточно-Индийской Компании Робертом Клайвом закончилось, когда один из навабов атаковал британское анклав в Калькутте и запер тех, кто не успел скрыться, в подземелье. Клайв вновь захватил Калькутту годом позже, и после Индийского Мятежа 1857 года Британское Правительство стало преемником Восточно-Индийской Компании.
Британцы создали организационную и социальную структуру, аналога которой не было в Бенгалии, и Калькутта стала одним из самых важных центров торговли, образования и культуры на полуострове. Тем не менее, многие бангладешские историки обвиняют британцев в проведении диктаторской сельскохозяйственной политики и развитии полуфеодальной системы с целью выкачивания богатств региона и разрушения его социальной структуры. Британское присутствие было облегчением для индуистского меньшинства и бедствием для мусульман. Индуисты сотрудничали с британцами, посещали британские учебные заведения и изучали английский язык, а мусульмане отказывались сотрудничать и всякий раз выступали с протестами, когда случался неурожай, или когда какой-либо продукт местного производства объявлялся правительством неприбыльным.
В конце Второй Мировой Войны стало ясно, что европейский колониализм исчерпал себя, и независимость Индии неизбежна. Индия получила независимость в 1947 году, но борьба была жестокой и упорной, особенно в Бенгалии, где борьба за самоопределение усложнялась внутренними религиозными конфликтами. Британцы, понимая, что никакое соглашение между мусульманами и индуистами невозможно, решили поделить полуостров. Бенгалия и Пенджаб, два почти полностью мусульманских региона, находящиеся по обе стороны от Индии, усложняли задачу. Критическая ситуация сложилась в Бенгалии, где главной культурой, приносящей доход, был джут, производимый на заселенной мусульманами территории, в то время как его обработка и транспортировка осуществлялись в населенной индуистами Калькутте на западе.
Несмотря на недовольство населения произошло разделение и Восточная Бенгалия стала провинцией Восточного Пакистана. Управление осуществлялось со стороны Западного Пакистана, с которым у этой части страны было много общего, в том числе и религия — ислам. Разногласия между двумя регионами в конце концов привели к развитию бенгальского национализма, который не принимался во внимание во время борьбы за отделение мусульманской части региона. Когда правительство Пакистана объявило, что «урду и только урду» будет национальным языком, жители Бенгалии, говорящие на бангла, решили, что наступило время для борьбы за свою независимость. Попытка восстановить язык бангла переросла в стремление к самоуправлению, и когда Авами Лиг (Awami League), националистическая партия, набрала большинство голосов на национальных выборах в 1971 году, президент Пакистана, столкнувшись с этим немыслимым фактом, вынужден был отложить открытие Национальной Ассамблеи. В Восточном Пакистане начались массовые выступления и забастовки, в одностороннем порядке было провозглашено независимое государство Бангладеш, а Пакистан послал войска для подавления восстания.
Последовавшая война стала одной из самых коротких и кровавых войн в современной истории, а пакистанская армия заняла все главные города, используя напалм при захвате населенных пунктов, устраивая резню и акты насилия. Жители Бангладеш воспринимали жестокую тактику Пакистана как попытки осуществить геноцид. Приграничные столкновения между Пакистаном и Индией усилились после того, как натренированные в Индии бангладешские партизаны пересекли границу. Когда воздушные силы Пакистана нанесли удар по Индийским войскам, начались открытые боевые действия. Индийские войска пересекли границу, и Пакистанская армия подверглась ударам Индийской армии с востока, нападению партизанских отрядов с севера и востока и нападению мирного населения во всех частях страны. В течение 11 дней все было закончено, и Бангладеш, 139 страна мира, получила официальный статус. Шейх Муджиб, один из основателей Авами Лиг стал в январе 1972 первым премьер-министром года; он погиб в результате покушения во время кризиса 1975 года.
Разрушенная и истощенная страна переживала голод в 1973-74 годах, после чего была установлена военная диктатура, за которой последовало несколько военных переворотов и политических убийств. В 1979 году Бангладеш начала краткосрочный эксперимент с демократией под руководством чрезвычайно популярного Президента Зиа, который установил хорошие отношения с Западом и богатыми нефтью мусульманскими странами. Его убийство в 1981 году привело к возврату военной диктатуры, которая периодически успокаивала население, обещая проведение демократических выборов. Эти заверения моментально подхватывались местной прессой как доказательство того, что в Бангладеш существует демократия, но обещания оставались невыполненными до 1991 года. В этом году военный диктатор Генерал Эршад был вынужден подать в отставку под давлением общественного движения, возглавляемого Националистской Партией Бангладеш и Авами Лиг.
В 1991 была вновь восстановлена демократия и Бегум Халеда Зиа стал премьер-министром. Рост экономики достиг 4,5 %, стали укрепляться связи с западом, когда правительство послало отряды для поддержки войны в Заливе, американской оккупации Гаити и войны в Боснии. Но к 1994 многие жители страны были разочарованы правительством Зиа. Несмотря на предвыборные обещания, Закон о чрезвычайных полномочиях от 1974 года, по которому предполагалось задержание на срок до 120 дней без предявления обвинения, так и не был отменен. Появились заявления, что правительство подтасовало результаты выборов, и начались массовые военные и полицейские преследования диссидентов. Оппозиционные партии призывали к массовым всеобщим забастовкам, а чиновники вынуждены были покинуть страну.
Всеобщие выборы прошли в феврале 1996 года, но бойкот оппозиционных партий, 5% явка избирателей, подозрения в подтасовке результатов голосования и подавление антиправительственных протестов серьезно поставило вопрос о законности вновь избранного правительства Зиа. Оппозиционные партии и группы активистов выступали против выборов, а 30 марта Зиа пришлось сдать свои полномочия и на его пост вступил Мухаммад Хабибур Рахман. Выборы, признанные в целом как свободные и честные прошли в июне, было создано коалиционное правительство возглавляемое Шейхом Хазина Вазедом. В октябре 2001 года на выборах победила Национальная Партия Бангладеш и Зиа был вновь назначен на пост премьер-министра.
Религия
Бангладеш — страна нескольких религий. Конституцией гарантированы равные права представительям любой религии. Но подавляющее большинство верующих (около 88,3%) — мусульмане. Последователи индуизма насчитывают 10,5%. Буддистов — 0,6%, христиан — 0,3%.
Принадлежность в той или иной религии в некотором роде зависит от места проживания. Так, на юго-востоке страны довольно много буддистов. На границе с индийским штатом Западная Бенгалия проживает немало индуистов. В старом районе Дакки также есть поселения индуистов.
Но несмотря на это, правительство Бангладеш проводит политику единения представителей разных конфессий. Так как это довольно больной вопрос для этой страны, расспросы о принадлежности к какой-нибудь религии большинством бенгальцев рассматриваются как неуместные, а в некоторых случаях и обидные.
Праздники и традиции
Бангладеш – это государство с неповторимой собственной культурой, а также традициями. До сих пор жители государства Бангладеш свято чтят древние традиции своего народа, а также придерживаются и тех традиций, которые возникли относительно недавно. Они отмечают все государственные праздники даже тогда, когда находятся за пределами своей Родины.
Национальными праздниками в государстве Бангладеш являются следующие:
— День победы, который ежегодно празднуют 16 декабря;
— Рождество, отмечаемое в декабре месяце, 25 числа;
— День памяти героев, который отмечают ежегодно 21 февраля;
— Майский день, который традиционно приходится на первое число данного месяца;
— 26 марта отмечается День независимости;
— Новый год (Бенгальский) традиционно празднуют 14/15 апреля.
По лунному календарю отмечают следующие праздники: Дурга пуджа, Ид-е-Миладуннаби, Ид-уль-Азха, Ид-уль-Фитр, Джума-туль-Бида, Будда пурнима…
Праздник нового урожая – Набанна, является очень древним. Отмечают его в ноябре — декабре, а точнее в бенгальский месяц Аграхайан. Веселье в этот праздник царит повсюду. С целыми охапками собранного риса возвращаются домой крестьяне, для того чтобы угостить соседей, местные женщины готовят традиционное блюдо, которое называется пайеш – это рисовая кашица, подслащенная пальмовым сиропом, патали.
Новый год (Бенгальский) — Пахела Байшакх — древнейший праздник в государстве Бангладеш, который отмечается 14-15 апреля. Торжество начинается с роскошного завтрака, который состоит из таких традиционных блюд как йогурт, гур и сир – рисовых хлопьев. Ежегодно в определенном месте проходят ярмарки, на которые собирается множество местных жителей. В этот день в городе Дакка проводятся шествия и концерты. Рамна Батамул — самое популярное мероприятие. Одетые в желтого цвета сари с окантовкой красного оттенка артисты, основную часть которых составляют женщины, исполняют песни Назрул Ислама и Тагора. Целую неделю продолжаются празднования и ярмарки.
16 декабря 1 971 года отмечается День Победы. В этот день капитулировали оставшиеся девяносто тысяч солдат пакистанской армии после кровопролитной длительной войны за независимость. В столицу государства – Дакку, вошли доблестные бойцы за свободу с оружием в руках. Марширующих по улицам солдат, радостно приветствовали местные жители. С тридцати одного залпа в воздух начинается утро этого радостного дня в государстве Бангладеш. Как правило, военный парад проводится в столице страны, посмотреть который собираются сотни тысяч людей. Венки возлагаются около национального монумента, который посвящен погибшим борцам за свободу своей Родины — Джатия Смрити Шоудха. Таким образом, потомки чтят память тех, кто отдал за свободу отечества свою жизнь.
День Независимости отмечается 26 марта 1 971 г. В этот день Бангладеш наконец-то обрела независимость от Пакистана. За свободу своей страны отдали жизни около трех миллионов жителей государства Бангладеш, поэтому данный день также был объявлен Национальным днем. В День Независимости национальные флаги развеваются на улицах государства, а в парадах принимают участие множество школьников. В вечернее время в этот праздничный день показываются фильмы и проводятся различные культурные мероприятия.
Национальная кухня Бангладеш
Основой кухни Бангладеш остается вот уже долгое время рис. Рис, как правило, готовят на пару, реже варят или жарят, хотя и такой способ приготовления не исключен. В процессе готовки используется огромное количество специй. Рис в этой стране – это и мясо, и хлеб, и многое другое, в особенности для той массы населения, которая живет за чертой бедности.
Популярные блюда в Бангладеш
В бангладешской кухне насчитывается множество вариантов блюд: и «рис-карри с мясом», и «дум-бирьяни», который готовят в горшочках. Славится также «каччи-бирьяни» — мясо, тушеное с соусом с толстым слоем риса сверху. К достаточно сложным блюдам относят «дахи-чатни» с креветками, овощами, вареными яйцами и салатом. Также очень популярны такие блюда, как:
- «чханчра» — блюдо из рыбы, субпродуктов, овощей и масла;
- блюдо «чечки» в виде приправленных соусом «панч-пхорон» маленьких кусочков овощей;
- ряд блюд «джхол» — рыба, мясо или овощи, тушенные со специями;
- дална — смесь из яиц, специй и овощей со сложными приправами и топленым маслом;
- «дум» или «дам» — популярнейшее блюдо из риса, овощей или мяса, медленно запекаемых в горшках при высокой температуре;
- «гхонто» — шарики из овощей, иногда с мясным или рыбным фаршем;
- «калиа» — овощи, тушенные в большом количестве масла;
- очень экзотическое блюдо «пора» — овощи, жаренные в банановых листьях на открытом огне.
Транспорт
Городской транспорт состоит из автобусов, минибусов, такси, пикапов, моторикшей, велорикшей. Кроме того, из центра в пригороды курсируют дизеля.
В городах и населенных пунктах иностранцу лучше всего воспользоваться услугами такси, мото- или велорикши. Плата за проезд в такси оговаривается заранее, причем торг не только уместен, но и обязателен. «Государственные» такси корпорации «Парьятан» работают по счетчикам, торг неуместен. В среднем за часовую поездку их услуги оцениваются в 15-20 така за км. плюс 10% надбавки за услуги. Микроавтобусы оплачиваются из расчета 5-10 така за километр плюс 10% надбавки за услуги. Наиболее дешевый способ передвижения — моторикши («три колеса» или «тук-тук» или «бэби-такси»), проезд на которых обходится в 90-150 така в зависимости от расстояния, при этом можно торговаться «до последнего». Большинство водителей такси и рикши предпочитают назначать оплату в долларах США.
Именно такси является наиболее подходящим и оптимальным по времени транспортом для поездок в ближайшие пригороды Дакки, где немало достопримечательностей. Общественный транспорт крайне хаотичен и неудобен туристу, не все автобусы идут к достопримечательностям, расписания отсутствуют.
При поездках в центре города наиболее удобны тук-туки, которые достаточно малы и проворны, чтобы крутиться на базарных улицах, уходить от пробок и обьезжать препятствия. В среднем, если исключить определенный дискомфорт от поездки на тук-туке, именно этот вид транспорта наиболее оптимален для Дакки и других крупных городов. Когда автомобили стоят в пробках, тук-тук эти пробки обьезжает по обочине.
Отзывы клиентов (Бангладеш)