Культура
Самоанцы, как и все полинезийцы, в значительной степени сохраняют свою древнюю культуру, крайне привязанную к традициям и очень сложному набору социальных условностей — иерархии, системе особых знаков внимания и обычаев, которые регулируют всю их социальную, религиозную и политическую жизнь. Правительство обеих частей архипелага, как Независимого Самоа, так и Американского, регулярно выпускает официальный список кодексов поведения для своих граждан, в составлении которого активное участие принимают старейшины и племенные вожди.
Самоанская культура базируется на «фаа-матаи» — сложном понятии, подразумевающем власть племенных или общинных лидеров «матаи» (вождь, старейшина), управляющих как «аига», или «аинга» (семейство, клан), так и всей общиной. Все ресурсы в пределах общины распределяются на основании потребностей и понятия о справедливости, а социальное положение всех членов общины и семей абсолютно одинаково. При этом «матаи» представляет общину на деревенском совете, отправляет правосудие и следит за должным проведением обрядов, соблюдением обычаев, а также ведет летопись рода, генеалогию семейств (этому здесь уделяется огромное значение) и направляет образовательную деятельность.
Выделяют две категории «матаи»: «алии» — непосредственно руководители района, деревни или семейства (к этой категории относятся и «тулафале» — спикеры вождя, его, если так можно выразиться, пресс-секретари) и «аумага» — руководители отдельных семей или сектора работ (изначально слово «аумага» значило «воин», в наши же дни это обычно просто назначенные для выполнения каких-то общественно-значимых работ лица, хотя функция охраны деревни по-прежнему лежит именно на них). Несколько особняком стоит должность «таупоу», или «таупо», которую обычно занимает какая-то уважаемая женщина, часто — дочь или жена «матаи». В их «должностные инструкции» входит присмотр за чистотой и гигиеной, воспитание детей общины, обязательное приготовление «кавы» и обеспечение всего сложного церемониала, сопровождающего потребление этого напитка. В пределах отдельного семейства эта роль обычно поручается самой старшей женщине в роду, при этом зачастую она получает определенную власть над своими родными братьями, независимо от их возраста и положения. Отдельно выделяется должность «пуленуу» — некое подобие деревенского старосты или мэра.
Община или группа общин (обычно это отдельная деревня) под управлением одного «матаи» обычно занимают какую-то естественную географическую область и образуют район — «иланд», управляемый советом вождей. Эта иерархия идеально подходит для местных условий, в которых каждый имеет свое место и функцию, причем взаимоотношения со всеми людьми как в самой деревне, так и в гораздо больших масштабах, заранее установлены и определены. Очень необычно отношение к нарушившим местные законы — на иностранца налагается штраф (обычно в денежном выражении или просто продуктами питания), местный же житель после определенного общественного порицания будет выполнять всю ту же работу, что и ранее, только в большем объеме, передавая образовавшийся в результате работ избыток на нужды общины, то есть, ввиду общего равенства, опять же на свои собственные.
Традиционная и основная ячейка самоанского общества — семейная община («аига», или «аинга»), включающая многочисленных родственников всех поколений (порой до 40-50 человек). Каждая семейная община избирает главу, который представляет её на деревенских собраниях, причем, чем больше сама семья, тем больше авторитета у её «матаи». Это приводит к появлению вполне обычного в этих местах здорового соперничества между «аига». Традиционно все члены семейства обрабатывают какой-то надел земли, выделенный им общиной, а так как размер надела зависит от числа членов клана, то и уровень достатка обычно напрямую зависит от этого показателя. При этом всячески поощряется работа некоторых членов семьи за пределами общины (обычно в столице или на других архипелагах), поэтому неудивительно, что в наши дни больше самоанцев живет за пределами страны, чем на самих островах, однако пересылаемые ими на родину деньги идут на увеличение авторитета именно их семьи.
Понятия «секретность» или «частная жизнь» здесь практически отсутствуют. Все свои работы члены общины делают сообща, праздники также отмечаются всей деревней. Даже традиционный самоанский дом «фале» не имеет стен, закрывая от воздействия плохой погоды лишь соломенной или пальмовой крышей и несколькими несущими столбами.
Самоанцы очень религиозные люди и тонко сочетают догмы христианства с традиционным для островов «фаа-самоана» («самоанский путь», «образ жизни») и наоборот. При этом древние верования продолжают сосуществовать бок о бок с христианством, особенно ярко прослеживаясь в традиционных обычаях и ритуалах. При этом в набожности местных жителей сомневаться не приходится — центральным событием недели обычно является воскресная служба (выходной день, любые мероприятия в это время запрещены), авторитет священников абсолютен, а все церковные праздники отмечаются с должным размахом и пиететом. Центральный ориентир в каждой местной деревне — церковь, однако чаще всего бок о бок с ней стоит общинный дом «фале-фоно», в котором «матаи» встречаются для обсуждения текущих вопросов (тут следует учесть, что «фале-фоно» всегда играли роль молельного места, где отправлялись традиционные для островов культы духов предков или сил природы, не утеряли этого своего значения они и сейчас). Поэтому многие ученые говорят об особом «самоанском христианстве», которое может показаться довольно необычным для любого выходца из европейских стран.
Как и на всех островах Полинезии, в самоанской культуре огромную роль играют танцы, хоровое пение и просто музыка. Местные жители очень музыкальны, что и неудивительно — на протяжении многих веков именно оформленные в песни и танцы легенды служили им основным учебником истории, мореплавания и даже генеалогии. Наиболее распространен традиционный театрализованный танец «фиафиа», служивший изначально чисто деревенским музыкальным представлением, рассказывающим о том или ином событии или явлении. Европейские мореплаватели, впервые высадившиеся на эти острова, отмечали несколько сотен разновидностей такого танца, к исполнению которого привлекались обычно все жители общины. В наши дни эта традиция постепенно отмирает, но связанные с ней старые песни и напевы по-прежнему крайне популярны. Также очень характерен женский танец «шива», или «сива», в жестах и позах рассказывающий различные импровизированные истории, а также танец «са-са», исполняемый под аккомпанемент деревянных барабанов.
Важное значение для местных жителей имеет татуаж, унаследованный с эпохи заселения островов Тихого океана, когда рисунок и характер наносимой на кожу татуировки рассказывал о доблести и заслугах его носителя. В 12-13 лет каждый самоанский мальчик первый раз переступает порог «туфуга» (своеобразный тату-салон, так же называется и сам обряд инициализации, занимающий иногда до месяца) и получает свой первый рисунок от талии до колена. Процесс невероятно болезненный (для нанесения краски, к примеру, традиционно используются зубы акулы, хотя в последнее время широко применяется современная аппаратура). Татуировки должны рассказать о силе сердца мужчины и его духовности, о его делах и свершениях, хотя в настоящее время все больше и больше их делается просто «для красоты».
В повседневной жизни широко используется полинезийский язык, в бизнесе и торговле общепринят английский.
Отношение местных жителей к туристам очень дружелюбное. В характерный комплекс местного этикета входит почти японское нежелание отказывать гостю или боязнь расстроить его своим отказом. Поэтому нередки ситуации полного непонимания, так как местный житель запросто может дать тот совет, который, как он считает, не расстроит туриста, а вовсе не тот, который соответствует действительности.
При посещении местных общин необходимо соблюдать некоторые нормы приличия. Следует избегать передвижения по деревне в час вечерней молитвы «са» (обычно между 18.00 и 19.00, сама молитва обычно длится 10-20 минут, и часто её начало и конец отмечаются звонком, тремя ударами гонга или звуком горна из раковины). Воскресенье — день мира и тишины, когда местные жители посещают церковь или собираются все вместе у домашнего очага (часто в роли такового ввиду его явного отсутствия выступает земляная печь «уму»), поэтому в этот период рекомендуется вести себя спокойно и избегать громких звуков или сборищ. Если гость входит в деревню в период молитвы, самым разумным будет остановиться и подождать её окончания — в ответ на такое уважение к местным традициям островитяне не преминут в дальнейшем пригласить гостя на различные семейные или общественные церемонии (на следующую молитву, например, или на «аву» — церемонию кавы).
При входе в общинный дом следует обязательно снимать обувь. Гости никогда не должны стоять в то время, когда старейшины сидят, при этом ступни (подошвы) не должны быть обращены в сторону присутствующих (наиболее приемлемо положение, напоминающее «позу лотоса»). Вообще вести разговоры стоя не принято (это считается признаком торопливости и несерьезности сказанного), любая более-менее серьезная беседа должна проходить под крышей дома и в спокойной обстановке (иногда при этом даже не подают никаких угощений, что не должно считаться признаком неуважения к гостю, так как считается, что принятие пищи просто может отвлечь от серьезной беседы). Также не рекомендуется есть на ходу, особенно при проходе через населенный пункт. За столом в знак уважения к предкам и покровителям данной общины или семейства следует пролить несколько капель напитка (кавы, например) на землю или циновку в доме, затем поднять чашу и сказать «мануиа», или «мануэа» (произносится с заметным растягиванием гласных звуков — «ма-нуу-ээ-а»). Сразу осушать чашу не следует, поскольку многие церемониальные случаи (а как их отличить от обычного застолья без знания местных тонкостей?) требуют передать её соседу.
Согласно полинезийской традиции, подарки должны быть обязательно отдарены, поэтому в отношении различных сувениров нужно соблюдать крайнюю осторожность — вполне возможно, что небольшой презент местному жителю потребует от него в соответствии с местным этикетом ответной реакции. И в то же время при отъезде (то есть в случае, когда ответный подарок сделать невозможно уже в силу физического отсутствия дарителя) можно оставить «на память» любое доказательство своей признательности — «меа-алофа» (буквально — «вещь любви») в виде различной мануфактуры, галантереи, бижутерии, сигарет или спиртных напитков. Ни в коем нельзя давать деньги детям, даже если они о том просят.
При фотографировании местных жителей всегда следует предварительно спрашивать разрешения.
Отношение к одежде, как и на других островах региона, довольно оригинальное. С одной стороны, очень ценится следование традициям и обычаям, в то время как в повседневной жизни островитяне одеваются вполне демократично (впрочем, местные климатические условия больше подходят именно для устоявшихся веками юбок из растительного волокна). Традиционная женская одежда — «пулетаси», представляющая собой нечто среднее между юбкой и туникой, а также «лавалава» (саронг) и «парео». Мужчины носят юбки из растительного волокна (или просто из листьев) или вполне европейские шорты и футболки (хотя к шортам в целом отношение явно неодобрительное, особенно для женщин). В официальных случаях полагается иметь строгую вечернюю одежду (впрочем, вполне хватит легких брюк или длинной юбки и строгой рубашки с рукавом средней длины), а вечерами нелишним будет легкий свитер. Облегающая одежда также не рекомендуется, особенно в пределах населенных пунктов.
Также очень негативное отношение к бикини — ношение «минимизированных купальников» разрешается только на территории частных пляжей. Купальные костюмы за пределами пляжей недопустимы, нудизм и топлесс также вызывают заметное неодобрение (во многих местах попросту запрещены). Женщинам рекомендуется носить легкое платье, а не шорты или брюки, особенно если они идут в церковь или в местный дом.
В настоящее время традиционный образ жизни заметно сдает свои позиции под напором современной цивилизации, и многие сложные местные обычаи постепенно отходят на второй план. Однако в любой сомнительной ситуации следует тщательно расспрашивать хозяина дома или любого члена общины об общепринятых нормах. Самоанцы довольно спокойно относятся к незначительным нарушениям их традиций и всегда с радостью готовы помочь в разрешении противоречий, однако пренебрегать их радушием не стоит.
История
Освоенные уже к X в. до н. э. острова Самоа служили одним из центров формирования полинезийской культуры, откуда шло освоение многочисленных островов и атоллов центральной части Тихого океана. Острова Мануа (Офу, Олосега и Тау) являются одними из легендарных «исходных островов» полинезийцев, сохранивших свое значение и независимость даже во времена экспансии тонганцев, подчинивших своей власти практически весь регион. К середине XVII века эти экзотические острова превращаются в крупный торговый центр, связывающий заселивших весь регион полинезийцев и активно проникающих в акваторию Великого океана европейских исследователей. Большая часть ранних контактов перерастала в кровавые столкновения между пришельцами и жителями островов, поэтому самоанцы заслужили репутацию враждебных и агрессивных воинов.
Многочисленные споры европейских держав вокруг вопроса обладания этими стратегически важными островами были улажены в соответствии с соглашениями 1899 года, благодаря которым Германия и США разделили между собой самоанский архипелаг. В 1900 году США формально вступают во владение меньшей восточной частью этой островной группы с превосходной гаванью Паго-Паго. Последний суверен Мануа — Туи-Ману Элисала — был вынужден подписать ряд уступок американским властям, и острова полностью перешли под контроль США. В ходе Второй мировой войны контингент американских морских пехотинцев превосходил численностью местное население, имея при этом огромное культурное и материальное влияние на все аспекты местной жизни, а молодые самоанцы служили в армии и флоте США. После войны усилиями самоанских племенных лидеров во главе с Туиасосопо Мариота были получены некоторые права автономии (в первую очередь это выразилось заменой назначаемого флотом США губернатора на местного лидера, избираемого на всеобщих выборах), и острова получили статус самоуправляющейся территории с собственной Конституцией, вступившей в силу 1 июля 1967 г.
Религия
Христиане (99,7%), большинство верующих — протестанты (около 60%) и католики (20%).
Праздники и традиции
1 января — Новый год.
19 января (третий понедельник января) — День Мартина Лютера Кинга.
12-13 февраля (третий понедельник февраля) — День президента.
5 сентября — День труда.
10 октября (второй понедельник октября) — День Колумба.
ноябрь — День благодарения.
11 ноября — День ветеранов.
25 декабря — Рождество.
Все праздники и выходные дни США также соблюдаются и на территории Американского Самоа. Местный государственный праздник — День флага обычно выпадает на 17 апреля и его проведение обязательно сопровождается фестивалем искусств, «фаутаси» — гонками океанских каноэ, песенными и танцевальными фестивалями, традиционными спортивными состязаниями и соревнованиями рыбацких и охотничьих навыков.
Неделя туризма проходит в начале июля и демонстрирует туристический потенциал островов, а также может предложить многочисленные празднования и традиционные спортивные состязания. Высшая точка Недели туризма — выбор «Мисс Американское Самоа», а с учетом того, что самоанки по праву считаются очень красивыми женщинами, это мероприятие собирает, наверное, больше всего гостей.
Праздник Лоту-а-Тамаити (Белое воскресенье, Троица), приходящийся на второе воскресенье октября, принимает на островах форму национального дня детей. Они одеваются в белые одежды и идут на воскресную церковную службу, являясь впоследствии «гостями чести» на многочисленных банкетах, устраиваемых для них взрослыми.
Национальная кухня
Продовольственная проблема на островах Самоа, как и во многих других регионах Океании, традиционно стоит весьма остро. Незначительные площади пахотных земель привели к явной ориентации на дары моря, а нехватка древесины и других видов топлива — к широкому распространению термически необрабатываемой пищи. Самоанские блюда обычно не очень пряные, готовятся из просто нарезанных продуктов и состоят из множества отдельно приготовленных компонентов, которые подаются к столу также по отдельности, образуя непосредственно само кушанье уже на месте, путем смешивания. Огромное значение имеет также традиционный для полинезийских народов способ приготовления блюд в земляных печах «уму», в которых продукты (обычно мясо или рыба) запекаются или тушатся в течение длительного времени. Особый термический режим такой печи обеспечивает характерный вкус блюд, чему немало способствуют плоды хлебного дерева, колоказия и зеленые бананы, являющиеся обязательными компонентами такого способа приготовления. Во множестве потребляется почти сырая рыба и другие морепродукты, зачастую едва сдобренные какими-то пряностями или просто солью.
Национальная еда
Важными элементами местной кулинарии являются кокосовый орех, используемый почти целиком и во всех стадиях зрелости, непременные колоказия и батат, различные овощи и корнеплоды, всевозможные зерновые культуры (в первую очередь — рис и просо) и свежие плоды. Мясо традиционно считалось чисто праздничным блюдом, а в повседневный рацион островитян входила лишь свинина и различные изделия из мяса птицы, хотя в последнее время эта картина заметно меняется в сторону увеличения ассортимента различных мясных блюд (по большей части европейских и китайских).
Разнообразие «морских» блюд на местном столе всегда было просто потрясающим, хотя в последнее время заметное оскудение рыбных запасов влияет и на эту сторону местной кулинарии. Главенствующее место занимает «ока» — собирательный образ способа приготовления сырой рыбы, в ходе которого её мелко режут, маринуют в смеси из лимонного сока, кокосового молока, соли и лука, и лишь затем подвергают дальнейшей обработке или попросту употребляют почти сырой («ока-иа»). В целом «ока» как вид маринада используется практически везде, иногда из неё «изымается» лимонный сок или лук, но добавляются другие ингредиенты, что дает несколько иной вкус. По аналогичным рецептам готовят такие популярные блюда, как «фаиаи-фее» (осьминог в кокосовом молоке), «фаиаи-элени» (сельдь в кокосовом молоке), «ваису» (жареная на углях рыба, предварительно маринованная по методу «ока») и прочие. Таким же образом готовятся другие морепродукты — различные моллюски, ракообразные, морские змеи, акулье мясо и даже, пожалуй, самое экзотический деликатес островов — «си», представляющий собой особым образом обработанный морской огурец.
Из наиболее известных местных блюд стоит упомянуть также «луау», или «палусами» (обработанные подобно «ока» листья колоказии, в которые заворачиваются различные начинки и затем томятся в «уму»), «таиси-моа» (жареный в банановых листьях цыпленок), «моа-тунупау» (цыпленок, зажаренный на углях), «супоеси» (суп из папайи и кокосового молока), «супасуи» (самоанская разновидность «суэй», представляющая собой говядину, маринованную в соевом соусе с имбирем, чесноком и луком, отваренную затем с вермишелью и большим количеством соевого соуса), традиционный «фиа-фиа» (жареная в «уму» смесь из различных мясопродуктов и овощей), «суа-араса» (рисовый суп), «пови-масима» (обычная солонина), «лупе-тунувиливили» (жареный дикий голубь), ну и, конечно, традиционное для островов блюдо «пуаа-тунувиливили» (жареная свинина, разновидность «пуаа-туна» — целиком зажаренной в «уму» свиньи). К блюдам часто подают простой соевый соус, масло, «пеепее» (соус из кокосового молока и лука), традиционную острую закуску «тапа», «фаалифу-фаи» (своеобразный соус из бананов и кокосового молока, скорее сладость или даже десерт), плоды хлебного дерева и различную зелень.
На десерт чаще всего идут различные фрукты, «фауси» (традиционный местный десерт из колоказии или печеной тыквы и кокосового молока), различные пирожки, в которых муки часто меньше, чем пюре из каких-либо овощей, «коко-араса» (буквально — рис с какао), а также различные мучные изделия вроде «пани-попо», «маси-самоа», «пулиги» или «кеке-фаасаина».
Напитки
Из прохладительных напитков наиболее популярны традиционные для стран региона «нуи» (сок зеленого кокосового ореха), выпускаемые промышленными партиями местные газированные напитки вроде «купуасу» («купвасу») или кока-колы, а также несомненный местный фаворит — крепкое и сильно тонизирующее какао.
Широчайшее применение находит и традиционная для Полинезии «кава», или как её часто называют здесь — «ава». Этот безалкогольный напиток, насыщенный флавоноидами, раньше готовили по особой рецептуре из корня янгоны (кавы) — кустарникового растения из рода перечных (ботаническое название — piper methysticum): попросту разжевывали корни кавы и оставляли их в воде для настаивания. Его воздействие на организм довольно сложное и сильно схоже с транквилизаторами, но из-за внешних признаков опьянения, сопровождающих его употребление, кава считается алкогольным напитком (хотя таковым не является), тем более что последствия чрезмерного употребления кавы и спиртного довольно похожи. В наши дни способы изготовления кавы несколько гигиеничнее, поэтому купить её можно практически везде.
Кроме того, в стране можно найти большой выбор обычных спиртных напитков (обычно импортированных), в том числе неплохое местное пиво.
Транспорт
Тафуна — главный международный аэропорт Американского Самоа, расположенный в 11 км от Паго-Паго. Всего в стране три аэропорта, два из которых имеют взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием. В самом Паго-Паго находится морской порт.
Шопинг
Обычное время работы торговых заведений — с понедельника по пятницу, с 08.00 до 12.00 и с 13.30 до 17.00, по субботам — с 08.00 до 13.00, однако многие частные магазинчики работают по собственному графику. Практически все магазины закрыты по воскресеньям, поэтому товары первой необходимости следует покупать заранее.
Отзывы клиентов (Американское Самоа)
Въезд на Норфолк
Ввоз национальной и иностранной валюты не ограничен, суммы более AUD10 000 подлежат обязательному декларированию.
Разрешен беспошлинный ввоз до 1 литра крепких алкогольных напитков (для лиц возрастом более 18 лет); до 250 сигарет или 250 граммов табачных изделий (для лиц возрастом более 18 лет); личной одежды (кроме меховых изделий) и обуви, предметов и средств личной гигиены, а также товаров и вещей, приобретенных на территории Австралии, на сумму не более AUD200 на человека (взрослого).
Запрещен ввоз продуктов питания из всех стран, кроме Австралии и Новой Зеландии; свинины и продуктов из мяса птицы из Новой Зеландии; свежих плодов и овощей, а также растений и их частей.
Разрешение на ввоз домашних животных должно быть получено до поездки в страну и пересечения её границы. При этом животные, ввозимые с территории Австралии и Новой Зеландии, нуждаются лишь в оформлении обычного санитарного сертификата международного образца, в то время как целый ряд пород животных из других стран запрещен к ввозу.
Запрещен вывоз образцов растений и животных, находящихся под охраной государства, а также изделий из кожи, кости, перьев птиц, раковин и кораллов. Фрукты, овощи, изделия из дерева, растения и семена (особенно семена норфолкской сосны или пальмы «кентиа») подлежат обязательному досмотру и оформлению разрешения на вывоз.
Со всех пассажиров, вылетающих из страны, взимается аэропортовый сбор в размере AUD30. От уплаты сбора освобождены дети в возрасте до 16 лет, главы государств, персонал международных миссий и члены экипажей при исполнении служебных обязанностей. Сбор взимается в аэропорту непосредственно в день отбытия или его можно оплатить заранее в Информационном центре острова.
Полезное о стране
Наркотики
Характерной чертой Норфолка многие иностранцы считают практически свободное произрастание здесь некоторых наркосодержащих растений, зачастую «оккупирующих» многие обочины дорог, пустыри и палисадники. Самим островитянам это особых проблем не доставляет — уровень наркомании здесь не выше, чем в других странах региона, специально выращивать такие растения для продажи тоже мало кто решается (специально уничтожать, впрочем, тоже). Поэтому практически все криминогенные ситуации, связанные с наркотиками, фиксируются лишь в отношении туристов из-за рубежа, зачастую в открытую пользующихся такой «вольностью». Впрочем, местные законы хоть и достаточно либеральны, но строги — за открытое употребление наркотиков, способное вступить в противоречие с законом, следует арест, штраф и депортация с острова.
Гостиницы и апартаменты
Практически весь Норфолк представляет из себя один обширный курорт, а около 90% населения заняты в туристическом бизнесе. Отели разбросаны по всему острову — всего несколько из них находятся в центре, где не так хороши пейзажи, но близко расположены территория Национального парка и многочисленные ресторанчики. Большинство же отелей выстроено вдоль побережья (в центре зачастую просто не осталось свободных площадей под строительство) и в других районах, способных обеспечить красивый вид из окна. Основу мест размещения составляют небольшие гостиницы; мотели (существенно отличаются от американских мотелей — здесь это апартаменты от 3 до 5 звезд, где в стоимость еще включена машина), гостевые дома и более традиционные курортные отели уровнем от 3 до 4 звезд. Большей популярностью пользуются и мотели-апартаменты. Цены на проживание везде сравнимы с австралийскими, даже с учетом предоставляемых машин.
Лучше всего останавливаться в коттеджах и апартаментах — они обычно оборудованы всем необходимым и представляют собой отдельную квартиру с машиной. Обслуживание осуществляется на разных языках, в том числе и на русском (Hibiscus Island Resort & Motels, www.hibiscus.nf). От большинства отелей добираться до центра острова или главных достопримечательностей придется на машине — общественного транспорта как такового здесь нет, а ходить пешком по довольно холмистой местности довольно утомительно, к тому же дороги здесь обычно довольно длинные и извилистые.
Вода
Питьевая вода является достаточно ограниченным ресурсом на острове, поэтому при каждой возможности должны приниматься меры к её сохранению.
Курение
Курение не разрешается во всех правительственных зданиях, в туристических автобусах и такси. На острове много ресторанов для некурящих, однако они часто имеют и специально выделенное помещение для курения.
Электричество
Напряжение в электросети составляет 240 В, 50 Гц. Стандартными являются круглые вилки австралийского типа с тремя плоскими штырьками (тип I). Большинство местных сетей снабжается от собственных дизель-генераторов, и поэтому электроэнергия недешева, нередки и скачки напряжения, что требует применения сетевых фильтров для всей электронной аппаратуры.
Чаевые
Чаевые практически не приняты (кроме ресторанов, где они составляют до 10% и обычно включены в счет), но «бонусы» к арендной плате или как знак благодарности только приветствуются. Торговаться не принято.