Транспорт
Удалённость островов друг от друга наиболее удобным способом передвижения сделала самолет. Внутренние рейсы между островами осуществляет местные авиакомпании. Основной и самый крупный аэропорт страны расположен на Сайпане.
Прямых рейсов из Москвы и других городов России на Марианские острова нет. Чаще всего туда наши туристы добираются через страны Юго-Восточной Азии. Транзитные остановки совершаются в Токио, Гонконге или Сеуле.
Железные дороги в стране отсутствуют. Нет здесь и развитой системы автобусного сообщения. Но имеются несколько маршрутов между крупнейшими городами. Ряд отелей обеспечивает регулярные автобусные маршруты до крупных торговых центров и аэропорта. Можно воспользоваться и услугами таксистов. Такси можно взять в аэропорту и на стоянках возле отелей.
Самым удобным средством передвижения по Сайпану является автомобиль. Машину можно взять напрокат. На острове имеется большое количество агентств по прокату автомобилей. Лучше всего воспользоваться услугами известных компаний «Hertz» или «Avis».
Арендовать машину могут туристы старше 21 года. На острове действительны любые права и не требуется залог. Еще для этого нужна кредитная карта. Стоимость бензина здесь составляет 1,9$ за галлон (4 литра). Правила движения на островах американские. Они не сильно отличаются от российских.
Шопинг
Магазины страны в будние дни обычно работают с 08.00 до 12.00 и с 13.30 до 17.00. По субботам они открыты с 08.00 до 13.00.
Многие частные магазинчики имеют собственный график работы. Воскресенье для них является выходным днем. А практически все крупные универмаги и магазины беспошлинной торговли на Сайпане открыты всю неделю.
Выбор товаров в магазинах достаточно большой.В качестве сувениров можно приобрести продукциюнародных промыслов чаморро и каролинцев. Такие вещи продаются во многих небольших магазинах и ларьках на Сайнапе. Туристы могут купить чаши, сделанные из кокосовой пальмы, сувениры с раковинами. Здесь также продаются оригинальные сумки, шляпы и сандалии, сплетенные из листьев тропических растений, вязаные и плетеные изделия из раковин, семян деревьев, цветов, листьев пальм и тропических растений.
Большой популярностью также пользуются скатерти с картинами из жизни древних чаморро. В центре острова продаются достаточно дорогие аксессуары из золота, кораллов, жемчуга и агата.
Местные экзотические фрукты, овощи и цветы можно приобрести на фермерском рынке утром по субботам в парке напротив здания суда.
Отзывы клиентов (Северные Марианские острова)
Въезд на Тонга
При выезде с территории Тонга взимается сбор в размере 25 паанга (может быть оплачен в австралийских или новозеландских долларах). Дети до 12 лет, официальные представители иностранных дипломатических служб и транзитные пассажиры, продолжающие свою поездку тем же самым или стыковочным рейсом в течение 24 часов, от уплаты сбора освобождаются.
Ввоз и вывоз национальной или иностранной валюты не ограничен.
Лицам в возрасте более 18 лет разрешен беспошлинный ввоз на территорию Тонга до 200 сигарет, до 250 г сигар или 250 г листового табака; крепких спиртных напитков — не более 1 л (только для лиц в возрасте 21 года и старше), разумного количества парфюмерной продукции, личных вещей, а также одной фото- или видеокамеры.
Запрещен ввоз оружия, боеприпасов, порнографии, а также наркотиков и наркосодержащих медикаментов без соответствующего на то разрешения. Для ввоза птиц, животных, плодов и растений необходим специальный фитосанитарный сертификат, выданный Ветеринарным департаментом правительства Тонга. Запрещен вывоз представителей флоры и фауны, некоторых ценных предметов кустарных промыслов, а также кораллов, поднятых со дна моря.
Полезное о стране
Электричество
Напряжение в электросети составляет 240 В, 50 Гц. Стандартными являются круглые вилки австралийского типа с тремя плоскими штырьками в виде перевернутой буквы V (тип I). В крупных отелях также имеются 240 или 110-вольтные розетки. Большинство курортных районов снабжается электроэнергией от собственных генераторов, в остальных районах электроснабжение зачастую нерегулярно, часто его подают по расписанию.
Единицы измерения
Система мер и весов метрическая, однако земля измеряется в акрах.
Чаевые
Чаевые и другие дополнительные платы сильно варьируются в зависимости от заведения, поэтому лучше оговаривать их заранее. Согласно полинезийской традиции, чаевые являются подарком и должны быть обязательно отдарены, поэтому во многих заведениях их нет вовсе. По этой же причине непринято и торговаться.
Уровень цен
Уровень цен на островах довольно умеренный, особенно по сравнению с другими тихоокеанскими государствами. Однако ввиду того, что многие продукты питания, напитки, стройматериалы, топливо и техника импортируются, цены на электронные товары, аудио- и видеопродукцию, различные продукты питания и автомобили заметно выше, чем в США или Европе. Отели высокого уровня запрашивают за свои услуги от $130 в день и выше, в заведениях средней ценовой группы можно ориентироваться на $60-70 в день, а мотели и небольшие частные пансионаты вполне позволяют обойтись суммой в пределах $35-40 в сутки. Ко всем счетам отелей автоматически добавляется правительственный налог в размере 7,5% плюс надбавка на оплату услуг (обычно в каждом заведении своя, официально она выделяется только в высококлассных заведениях).
Карта Тонга
Города Тонга
Нукуалофа
Расположенная на большом мысе, ограниченном с севера водами Tихого океана, а с юга — лагуной Фангаута, город Нукуалофа («Место любви») вырос на месте заболоченных прибрежных лагун. Здесь живет немногим более 30 тыс. жителей, и полностью отсутствуют какие-либо промышленные предприятия, поэтому город тих и спокоен, а его зеленая береговая черта и живописные пейзажи делают его одной из самых колоритных столиц мира. Практически вся туристическая жизнь города кипит в пределах небольшого прямоугольника между королевским дворцом и верфями Куин-Салоте с одной стороны, и водами лагуны — с другой.
Достопримечательности
Тонгатапу
Главный остров Тонга лежит в одноименной южной группе, являясь одновременно и самым большим участком земли в архипелаге (площадь около 259 кв. км). Этот относительно плоский коралловый остров, чья высота над уровнем моря едва превышает в среднем 8 метров, вздымается на южной стороне прибрежными утесами почти на 20 метров высоты. Его прекрасные берега обрамлены двадцатью крошечными коралловыми островами (Фафа, Пангаимоту, Атата и другие), а с севера в самый центр острова вдается обширная лагуна, образующая два протяженных рукава, раскинувшихся в виде буквы Y. Тонгатапу славится своими хорошими берегами, диким прибрежным пейзажем, спокойными сельскохозяйственными областями внутренних районов и самыми обширными археологическими участками в Полинезии.
Нукуалофа
Расположенная на большом мысе, ограниченном с севера водами Tихого океана, а с юга — лагуной Фангаута, город Нукуалофа («Место любви») вырос на месте заболоченных прибрежных лагун. Здесь живет немногим более 30 тыс. жителей, и полностью отсутствуют какие-либо промышленные предприятия, поэтому город тих и спокоен, а его зеленая береговая черта и живописные пейзажи делают его одной из самых колоритных столиц мира. Практически вся туристическая жизнь города кипит в пределах небольшого прямоугольника между королевским дворцом и верфями Куин-Салоте с одной стороны, и водами лагуны — с другой.
Королевский дворец, расположенный прямо на береговой черте, является самым внушительным зданием в городе (хотя реальные размеры его невелики). Белое здание в викторианском стиле было изготовлено в 1867 году в Новой Зеландии и затем перевезено на Тонга в разобранном виде. Окруженный небольшим зеленым парком, дворец закрыт для посетителей, однако совсем рядом, буквально за забором, можно увидеть Малаекула (Королевские могилы, прямой доступ закрыт) — обширный погребальный комплекс многочисленных правителей страны начиная с 1893 года. Также рядом с дворцом расположены общественный парк Пангао-Сии, используемый для проведения «церемоний кавы», различных праздников и субботних спортивных состязаний, «королевское поместье» Сиа-Ко-Веионго (XV в) позади дворца, а также небольшая Сентенари-Черч, считающаяся домашней церковью королевского семейства.
Тонганцы довольно набожны, поэтому никого не удивляет наличие в городе колоритных церквей — базилики Cент-Энтони-оф-Падуя напротив королевских могил (славится своим алтарным крестом из древесины кокоса, инкрустированного перламутром), уже упоминавшейся Сентенари-Черч, вмещающей более 2000 человек, и собора Cент-Мэрис-Катидрэл с прекрасно расписанным потолком, витражами и розарием. Также культовым местом города считается Военный мемориал, воздвигнутый в память о тонганцах, погибших в боях обеих мировых войн.
На Мейн-Стрит, напротив Ваиола-Хоспитал, расположен Национальный центр Тонга, выстроенный в форме традиционных овальных построек местных жителей. Здесь демонстрируются изделия кустарных промыслов, морские каноэ, образцы резьбы по дереву, корзины и циновки в местном стиле, а также исторические экспонаты из коллекции королевского дворца.
На субботнем рынке Таламаху-Маркет можно найти огромный выбор тропических плодов и овощей, а вокруг него сосредоточено большинство хороших ресторанов и кафе города. Женский кооператив Лагафонуа, расположенный в самом центре города, считается лучшим местом для покупки изделий народных промыслов, а вдоль Харбор-Уолл и Вун-Роуд протянулось большинство городских отелей и маленький променад. Лучшим участком столицы для погружений считается Йеллоу-Пир, однако лежащие чуть дальше в море мелкие островки и рифы предлагают для этого вида отдыха гораздо более интересные места.
Восточный Тонгатапу
Восточная часть острова дика и пустынна. Эти мили безлюдных белых берегов и бухт превосходно подходят для уединенного отдыха. Здесь же, в 9,5 км от Нукуалофа, можно обнаружить древнее поселение культуры Лапаха и большие королевские могилы («ланги»), напоминающие пирамиды. Строго говоря, эти погребения принадлежат не самим правителям острова, а Туи-Тонги — «духовным королям» — и представляют собой четырехугольные насыпи, увенчанные огромными каменными блоками, образующими террасы высотой до 4 м. Ученые считают, что огромные плиты кораллового известняка, использованные в строительстве этого «мемориала», вытесаны приблизительно в XII в н. э. и привезены сюда на больших каноэ «ломипеау» с островов Уоллис.
По всему острову разбросаны «муа» — участки ранних тонганских поселений, но больше всего их именно на востоке. Самое большое и исследованное из древних поселений, называемое Муу, расположено на берегу внутренней лагуны, рядом с мемориальной доской, отмечающей место высадки на острове Джеймса Кука. Как считается, здесь жили первые короли Тонга из династии Туи, которым приписывается божественное происхождение. Здесь можно увидеть древние могильные холмы («ланги»), чьи огромные плиты из кораллового известняка можно найти даже в водах у близлежащего рифа. Примерно 28 таких захоронений обнаружены и в области Лапаха, а самая внушительная в регионе могила — Паепаео-Телеа — была построена более 300 лет назад для 28-го правителя острова Улукимата I (хотя название «паепаео» указывает на то, что это не могила, а кенотаф). Неподалеку возвышаются три ярусные пирамиды Намоала и погребальная насыпь Хехеа.
В 32 км к востоку от Нукуалофа, в самой северо-восточной части острова, возвышается внушительный древний мегалит Хаамонга-Мауи («Бремя бога Мо», датируется ориентировочно XIII в н. э.) — два вертикальных столба из кораллового известняка весом по 40 тонн поддерживают центральную перемычку, весящую около 9 тонн. Считается, что это сооружение некогда служило воротами старого королевского дворца и астрономическим ориентиром, а сейчас является входом на территорию недавно созданного археологического заповедника. Также к руинам древнего дворца легенды приписывают возвышающуюся неподалеку большую вертикальную плиту, которая якобы служила спинкой трона Туиитатуи, правившего островом приблизительно в 1200 г н. э. Чуть севернее, в 24 км от столицы, можно найти пещеру Анахулу с многочисленными сталактитами и сталагмитами, а также прекрасные пляжи Анахулу и Охолеи.
Западный Тонгатапу
Плантации к западу от Хуфангалупе, некогда поставлявшие на экспорт ваниль и другие пряности, в наши дни отданы под бахчевые культуры. Здесь же расположен Тонганский центр дикой природы и птиц, который способствует охране и размножению редких и исчезающих видов пернатых, в том числе красных попугаев.
Неподалеку, возле деревни Коловаи, тянется дорога, обсаженная большими казуаринами, в чьих кронах живут летучие лисы — самое крупное эндемичное млекопитающее на острове (размах крыльев этих летучих мышей доходит до 1 метра). Летучие мыши на острове являются священными животными («тапу», не путать с «табу»), поэтому это одно из немногих мест в акватории Tихого океана, где они не истреблены (охотиться на этих животных имеют право только члены королевской семьи). Здесь же, около Коловаи, протянулись прекрасные защищенные берега Масиата, Келети и Хаатафу с крупным белым песком и несколькими небольшими пляжами (этот район неплох для сноркелинга и серфинга).
Южный Тонгатапу
Южная береговая черта еще более дика. В Хуфангалупе есть прекрасная прибрежная тропа, проходящая по утесам и знаменитому Коралловому мосту. Другая живописная тропа идет от Тонганского центра живой природы (небольшой птичий заповедник и ботанический сад, открыты ежедневно, с 9.00 до 16.00, в воскресенье — до 18.00) по острым валунам южного побережья, меж которыми притаились маленькие бухты с белоснежными пляжами. Чуть западнее, у деревни Хоума (14,5 км от Нукуалофа), тянется целая череда (около сотни) прибойных каверн и рифовых ущелий, где морские волны в ветреный день вздымаются на высоту до 18-30 метров, образуя величественные «морские гейзеры». Это побережье известно как Мапу-Ваеа («Свист вождя») из-за свистящего звука, издаваемого взлетающими к небу струями океанской воды.
Северная часть Тонгатапу довольно невыразительна, а берега часто «оккупированы» домашними свиньями, буквально ловящими рыбу и крабов в мелких прибрежных водах. Большинство пляжей этого побережья фактически недоступно ввиду плохого качества единственной дороги, вдоль которой и сосредоточены почти все местные деревни.
Эуа
Остров Эуа, расположенный в 40 км южнее Тонгатапу, представляет собой холмистый и достаточно живописный коралловый атолл, венчающий вершину подводного вулкана. Второй по величине в группе Тонгатапу, остров довольно разительно отличается от северного соседа — бурный и гористый, с наибольшими областями естественного кустарника и тропического леса, он идеально подходит для пешего туризма, треккинга и даже, кое-где, для скалолазания. Практически весь остров превращен в один большой заповедник — здесь расположен крупнейший массив естественного леса на территории архипелага и обитает самое разнообразное птичье сообщество. К тому же остров легкодоступен — сюда ходят многочисленные паромы из Нукуалофа (время в пути — около 2 часов), летают самолеты (перелет из столицы занимает 8 минут — наверное, самая короткая авиатрасса в мире), а также заходят многочисленные экскурсионные суда со всех концов Великого океана.
Кроме охраняемой зоны, достопримечательностями острова считаются бесчисленные пещеры и карстовые колодцы центральной области (многие из них скрыты под пологом растительности, поэтому при передвижении по острову следует быть очень осторожным), руины некогда величественного дворца Анокула на вершине 120-метрового утеса, откуда открывается прекрасная панорама Эулы и прилегающих вод, отличный пляж Туфуваи с белоснежным песком и богатым коралловым рифом, а также лучший пляж на острове — Хаалума, лежащий на южном побережье.
Группа Хаапай
Группа Хаапай состоит из 68 маленьких островов, формирующих геологический и географический центр Тонга. Большинство островов представляют собой маленькие, низменные коралловые атоллы, за исключением вулканических островов Тофуа (чей вулкан все еще активен) и спящего вулкана острова Као на западе. Главный остров группы, а вернее — обширный атолл, объединяющий три относительно крупных острова и около пятидесяти мелких, также называемый Хаапай, славится своим старинным городом Пангай и известным мятежом на корабле «Баунти», случившимся именно в его водах в 1789 году. Джеймс Кук использовал эти острова как место отдыха, делая остановки на Намука в 1774 и 1777 годах, а на Лифука — в 1783 г. В 1995 году вся группа Хаапай была объявлена охраняемой территорий с целью защиты хрупких экосистем коралловых рифов.
Остров Лифука занимает центральную часть атолла Хаапай и почти полностью занят сельскохозяйственными угодьями, окруженными фантастическими по красоте берегами. Плавание и сноркелинг особенно хороши у западного берега, в то время как восточный берег дик и постоянно подвергается ударам океанских волн. На южной оконечности острова находится могила Оловехи (XVIII в) — культовое место для каждого островитянина, поскольку здесь захоронена Нанасипауу — любимая героиня местных легенд и родственница правящей королевской семьи. Южнее расположен бассейн Ахау-Батинг-Велл и знаменитый археологический участок Лифука, где была обнаружена глиняная посуда культуры Лапита, датируемая I тысячелетием до нашей эры. А в сонной столице острова можно насладиться неторопливым темпом жизни, увидеть памятник Шерли Бейкер и крепость Велата.
Тофуа — один из крупнейших и красивейших вулканов Тонга. Практически идеальный конус вулкана возвышается над идиллическими водами моря в западной части группы Хаапай, являясь местом выращивания лучшей кавы на островах и местом расположения уникальных пляжей из вулканического песка. Характерной особенностью этого острова является пресноводное озеро, расположенное в центральной кальдере почти на уровне моря. Именно здесь капитан Блай и его сподвижники прятались в пещерах на защищенном северо-западном побережье, именно здесь можно увидеть хоть и небольшой, но очень древний тропический лес, полный птиц и гигантских папоротников. И именно этот участок суши считается одним из наиболее активных вулканов региона — последнее извержение зафиксировано здесь в мае — июне 2006 г.
Остров Номука всегда славился у моряков как один из надежнейших источников питьевой воды среди бескрайних просторов Тихого океана. Большую его часть его занимает солоноватое озеро, окруженное невысокими холмами. Остров идеален для пешего туризма, но местные селяне в силу вполне объяснимого дефицита земли не очень любезны с топчущими их посевы, поэтому большинство экскурсий сюда проводится по морю.
В 30 км к западу от Номука расположен подводный вулканический массив Фалкон, являющийся одним из самых активных участков земной коры на планете. За свою бурную историю в этом месте не раз поднимались из пучин острова, исчезавшие затем так же бесследно. Последний из таких островов-призраков, достигший к 1949 году длины в 2 км при высоте над уровнем моря 320 м, исчез буквально за неделю. Однако и в наши дни в чистых местных водах можно разглядеть несколько подводных кальдер и до сих пор активных фумарол.
Группа Вавау
Лежащие в 240 км к северу от Тонгатапу, острова Вавау (Вавука) состоят из 50 плотно поросших деревьями атоллов, про которые местные жители говорят: «один отель, один мотель, один курорт и четыре гостя». И действительно — несмотря на красивейшие берега и уникальные условия для морской рыбалки и дайвинга, эти острова мало известны иностранным туристам. В то же время здесь можно найти уникальные условия для изучения морской жизни — прозрачность воды круглый год превышает 30 метров, а превосходные места для погружений протянулись вдоль всего периметра островов. Также можно посетить королевскую резиденцию Фангатонго, видовую площадку на горе Тало или живой и дешевый рынок Саилоаме в Неиафу.
Большая спокойная лагуна, образованная островами Хунга, Калау и Фофоа напоминает огромное вулканическое озеро и является одной из лучших яхтенных стоянок в регионе. Утесы на Хунга являются идеальным местом для наблюдения за мигрирующими стадами китов-горбачей (с июня по ноябрь). Лежащий южнее атолл Фоеата имеет превосходные белые берега и фантастические условия для сноркелинга. На атолле Нуапапу есть пещера Маринерс-Кейв, а на Капе — пещера Свеллоуз-Кейв, населенная сотнями саланганов (Collocalia), которые вьют гнезда под сводами гротов (эта пещера уходит своим основанием в море, причем прозрачность воды здесь достигает фантастических 50 м, поэтому это место очень популярно и у дайверов).
Острова Ниуа (Ниуас)
К северу от группы Вавау, примерно в 510 км от Тонгатапу, лежат затерянные в океане острова Ниуа — Ниуатопутапу и Ниуафооу (общая площадь 18 кв. км). Даже местные жители знают об этой земле много меньше, чем о Новой Зеландии или Англии, настолько далеки эти острова от привычного им мира. Однако этот клочок суши считается одним из последних оплотов «чистой» полинезийской культуры, где до сих пор сохранились самые древние умения и традиции «народов моря». Местные жители при этом очень дружелюбны и приветливы, а малые размеры островов позволяют свободно исследовать их пешком или на легком каноэ. Можно подняться на совершенный вулканический конус Тафахи, совершить экскурсию вокруг бесплодных потоков застывшей лавы, поплавать в красивом озере Ваи-Лахи на Ниуафооу, посетить сонную столицу Ниуатопутапу — Хихио (Иайо) или отдохнуть на великолепных белых берегах островов.
Культура
Тонганцы — одна из самых древних и самобытных наций Тихого океана. Именно эта земля считается центром формирования полинезийских культур, именно здесь зародились основы государственности народов моря и именно здесь сохраняются многие старые традиции и обычаи. Это самобытный народ, гордящийся своей историей и традициями, совершено спокойно совмещающий свою древнюю веру и христианские атрибуты, традиционное жилище и современную бытовую технику, вековые традиции общественной организации и современные демократические институты.
Жители Тонга относятся к полинезийской этнической группе с некоторой «примесью» микронезийской крови и внешне довольно похожи на самоанцев, фиджийцев, маори и других потомков древних австронезийских племен, заселивших колоссальные просторы Тихого океана задолго до того, как европейцы вообще вышли в океан. Предки тонганцев в свое время немало поспособствовали заселению многих тихоокеанских островов, поэтому налицо как явная схожесть культур между представителями разных островов региона, так и некоторые отличия в обычаях даже внутри представителей разных островных групп самого архипелага.
Почти две трети населения Королевства Тонга живут на главном острове группы — Тонгатапу, где европейские и местные культурные обычаи интенсивно перемешиваются между собой. Однако общее отношение островитян к своему традиционному стилю жизни осталось очень высоким. Современные тонганцы имеют достаточно сильные связи с другими странами, многие местные жители в свое время эмигрировали в Австралию, Новую Зеландию и Соединенные Штаты, но сохранили связь с родиной, поэтому существенная часть дохода страны формируется из денежных переводов эмигрантов членам своих семейств, остающихся на родине. В итоге и влияние «внешних культур» достаточно значительно, многие путешественники отмечают даже какой-то особый пиетет тонганцев ко всему заграничному. Однако это лишь внешняя сторона явления, сами же аборигены считают, что они просто живут в двух совершенно различных средах одновременно — в «анга-факатонга» («традиция Тонга», «тонганский путь») и «ака-факапаланги» («западный путь»), нисколько не смущаясь использованием элементов из обеих «путей».
Культура Тонга до сих пор базируется на сложной системе социальной иерархии, особых знаках внимания и древних обычаях, регулирующих почти все аспекты общественной и личной жизни. При этом сами островитяне открыты и очень почтительны к туристам. Однако не следует забывать, что учтивость местных жителей подразумевает адекватную реакцию со стороны собеседника. Если же таковой не последует, или само поведение туриста в глазах местных жителей будет выглядеть вызывающе, отношение к такому гостю будет довольно открыто презрительным, несмотря на наличие у него других достоинств.
Религия традиционно занимает важное место в жизни тонганцев — они и впрямь строго относятся и к христианским заповедям, и к своим древним культам. Как и на других островах Тихого океана, обращенных в христианство европейскими миссионерами, «импортированная» вера органично сплелась здесь с древними верованиями Океании в сложный кодекс традиционной этики и норм поведения. Подавляющая доля местных жителей — христиане и ревностные прихожане. Самое важное событие недели здесь — воскресная служба, а самый уважаемый человек (после монарха, естественно) — священник, выполняющий зачастую и функции мэра или его помощника. Воскресная служба практически священна для каждого жителя Тонга и даже закреплена в конституции страны как день отдыха. В эти дни практически все заведения и организации (кроме пекарен, нескольких ресторанов и курортов) закрыты, и изменить этот порядок невозможно никакими силами. Любой шум, сборище или любое другое мероприятие, кроме службы, в воскресенье вызовут заметное неудовольствие местных жителей. Даже деловые контракты, подписанные в воскресенье, считаются недействительными.
Линия перемены дат проходит практически по территории архипелага (впрочем, для удобства местных жителей она оформлена огибающей эту территорию), что дает повод местным адвентистам утверждать, что тонганское воскресенье на самом деле суббота, и не посещать воскресные службы вместе со всеми. Однако конституция гарантирует всем конфессиям равные права и полное невмешательство со стороны государства, поэтому этот казус не встречает со стороны островитян никакого сопротивления. Однако эта почти неразрешимая проблема провоцирует некоторую напряженность в обществе и приводит в замешательство многих путешественников. Однако для простоты рекомендуется следовать порядкам той религиозной общины, в которой оказался турист в данное конкретное время.
При входе в церковь или провинциальные молельные дома следует снимать обувь и соблюдать тишину. В воскресенье, когда на всех островах проходят церковные службы, следует избегать шумных мероприятий, зато после молитвы чаще всего устраивается традиционный песенно-танцевальный праздник с явными языческими корнями, где шума и веселья будет хоть отбавляй.
Празднества и обязательные в таком случае музыкальные представления вообще играют огромную роль в образе жизни Тонга, причем наиболее важные из них удостаиваются посещения монарха и гостей с других островов региона. Они могут быть устроены совершенно по любому поводу, причем будут обязательно сопровождаться музыкальными и танцевальными представлениями, своеобразными банкетами и «церемонией кавы». Все неудобства, причиняемые этими шумными сборищами окружающим, вроде шума или всевозможных задержек в работе транспорта или общественных заведений, считаются совсем незначительным явлением и воспринимаются крайне спокойно и даже весело всеми островитянами (чего не скажешь о туристах).
Танец здесь традиционно является важнейшей художественной формой, превращающей устные истории и рассказы народа в визуальный ряд, он же сопровождает все важные события в жизни тонганца, начиная с дня рождения или смерти и заканчивая бракосочетанием, рождением детей или даже актом купли-продажи какого-либо значимого имущества. При этом многие ученые отмечают в ритуале танца и следы навигационного искусства, и немалые зачатки астрономии и географии — местный танец вбирает в себя огромный пласт культуры. Такое же значение придается музыке — без песнопений невозможно представить никакой праздник, торжественное событие или просто выполнение какой-то общественной работы. Время от времени местные жители как бы «вспоминают» о старой традиции начинать любое важное дело с ритуального танца или песни во славу духов или предков, и тогда начинается настоящее буйство различных танцевальных или музыкальных коллективов, стремящихся перепеть и переплясать друг друга (нередко в этот процесс вовлекается население всей округи).
Тонганская деревня представляет собой довольно обширный (от 50 до 400 человек) пункт, населенный членами одного клана. Внутри такой «большой семьи» существует довольно непростая система взаимоотношений и перекрестных обязательств, основанная на хитросплетении родства и сложной местной обрядовости. Обширное семейство — основная социальная единица на островах, своеобразное мини-государство, в котором материальные средства, продукты питания и прочие товары разделяются между всеми членами семьи поровну. Понятие такой семьи-коммуны имеет настолько фундаментальное значение в жизни тонганцев, что даже родители часто не имеют власти над своими подросшими детьми, которые в итоге нередко выбирают себе несколько «родительских семей» и совершенно свободно живут в любой из них. Неудивительно, что понятие частной собственности приживалось на этой земле крайне тяжело, и до сих пор в местных порядках преобладает такой вот «первобытный коммунизм».
И при этом, как ни странно, каждому члену семьи отведена своя собственная роль. Пожилые люди имеют право на всеобщее уважение и даже власть над определенными аспектами общественной жизни. Женщины традиционно имеют более высокий социальный статус, чем в других частях Полинезии, и некоторую власть над мужской половиной семейства. Самая старшая сестра в роду часто даже считается её главой, при этом ей передается право воспитания детей вплоть до родных братьев и сестер или их детей. Общественная жизнь, однако, все еще во власти мужчин. Дети могут жить с бабушкой и дедушкой, тетями или дядями так же свободно, как с их собственными родителями, при этом явно заметна тенденция именно к такому проживанию со старшими членами семьи, поскольку родители чаще всего заняты на работе. И первое, чему учат тонганских детей, так это умению достойно вести себя в обществе, особенно — в компании взрослых, поскольку дети обладают равными правами со старшими членами семьи. Родители редко выражают свои чувства публично. Смирение, особенно касающееся отношений между людьми разных социальных групп, считается здесь одной из добродетелей (отсюда и очень спокойное отношение к иностранцам). И в то же время ценится театральность и умение красочно обставить самую рядовую церемонию, начиная от встречи гостя и заканчивая каким-нибудь праздничным мероприятием.
При посещении местной деревни или дома следует, прежде всего, преподнести хозяину или наиболее уважаемому члену общины небольшой подарок (обычно на эту роль прекрасно подходят сувениры, корни кавы, специи или пряности, сигареты, сладости или вино). Подарки также дарятся как само собой разумеющееся новым друзьям или знакомым. Соответственно, и сами тонганцы не прочь одарить гостя чем-нибудь для них важным, ибо именно ритуал дарения считается официальным приглашением пройти в дом или присоединиться к какой-то церемонии. Женщины в этом процессе никак не выделяются, хотя отдельное внимание к ним будет оценено по достоинству.
Очень важное значение в жизни островитян имеют числа, причем необязательно «счастливые» или «несчастливые» — любые. Особое внимание уделяется, как и у многих других народов моря, тройке, семерке, девятке и двадцатке. Тонганец с особым пиететом относится к первым двадцати дням до и после какого-либо важного события, что связано с унаследованным от предков стремлением к общественной жизни и географией островов — в прежние времена именно 20 дней требовалось, чтобы разнести весть о рождении или браке до членов клана, проживающих на других островах, и дождаться их приезда для совместного праздника по этому поводу. Многие ученые именно отсюда выводят известную неторопливость тонганцев в делах и в принятии решений, однако местная нумерология гораздо сложнее и многограннее — на кажый тип событий есть своя система «счастливых» и «несчастливых» цифр, запомнить которую для европейца попросту невозможно.
Есть определенные ограничения на употребление алкогольных напитков вне баров и ресторанов (к распитию кавы это никоим образом не относится). Также на некоторых островах табуированы отдельные группы пищевых продуктов.
Особым уважением пользуются на островах члены королевской семьи. Монархи Тонга и впрямь заслуживают особого разговора — обладающие практически неограниченной властью и влиянием, они стараются держать себя с подданными и гостями островов подчеркнуто демократично и радушно, участвуют (в той или иной форме) во многих общественных мероприятиях, праздниках и спортивных мероприятиях. Именно монархам островитяне обязаны уверенной и независимой внешней политикой островов, достаточно высоким по меркам региона уровнем жизни и введением демократических норм общественного устройства. Все даты и события в жизни королевского семейства отмечаются островитянами как свои собственные, а их авторитет просто непререкаем. Одетые в традиционные народные костюмы (плетеная юбка из растительных волокон и аналогичные головные уборы, лишь традиционный для островитян голый торс, украшенный лишь бусами и татуировкой, сменили в последнее время строгие европейские рубашки и галстуки) фигуры членов правящей семьи можно увидеть в церкви на службе, на трибунах спортивных мероприятий и конкурсов красоты. Однако доступ для всех посторонних на территорию королевской резиденции или специальных «королевских зон» запрещен.
Рукопожатие — распространенная форма приветствия на Тонга, как и многие другие европейские нормы. Однако в особо торжественных случаях встреча двух людей превращается в целый ритуал с обменом поцелуями, подарками, осыпанием лепестками цветов и расстиланием ковровых дорожек (чаще просто плетеных циновок). Жители Тонга считают невежливым разговаривать в присутствии других людей на языке, которого они не понимают и, соответственно, не очень любят, когда таковое пренебрежение проявляется к ним самим. Поэтому нередкие приглашения на конфиденциальную беседу вовсе не значат, что приглашающий желает поговорить с кем-то наедине — просто он хочет оградить остальных от непонятного им языка. Как и многие другие народы Океании, тонганцы никогда не делают поспешных суждений и стараются не говорить «нет» в любых спорных ситуациях. Туристы обнаружат, что чем больше они будут уважать местные обычаи, тем более теплый прием им будет оказан.
Одеваются островитяне довольно свободно. В качестве повседневной одежды используются жакет, рубашка и галстук с юбкой из ткани или особым образом сплетенного растительного волокна, которую носят и мужчины, и женщины. Для женщин существует более десятка способов оформления такой юбки, часто её умудряются использовать даже в качестве вечерней одежды. Мужчины тоже используют всевозможные виды этого предмета одежды, даже местные чиновники и служащие в качестве форменной одежды носят светлые юбки (часто плетеные) и темную (часто черную) рубашку с галстуком.
Простая повседневная одежда вполне приемлема, но «пляжная форма» должна быть ограничена именно зоной пляжа. И для мужчин и для женщин вне купальных зон обязательны рубашки и какая-либо деталь платья, скрывающая бедра (юбки, парео, легкие брюки и так далее — к шортам в последнее время отношение все более доброжелательное, но во многих местах на их владельца будут смотреть с явным неодобрением). Для повседневного ношения вполне приемлемы легкие тропические брюки, поскольку в джинсах здесь слишком жарко, в шортах — несколько неприлично. Женщинам во всех случаях рекомендуются длинные и просторные легкие юбки, хотя в отношении прекрасного пола существует ряд явных послаблений. Деловой этикет и официальные мероприятия предусматривают в качестве наиболее подходящих вариантов одежды все те же легкие брюки, строгие юбки и просторные рубашки с рукавом средней длины. Шляпу в пределах деревень носить не принято, но кепи и спортивные шапочки вполне уместны даже в городах.
Довольно необычно на островах отношение к нудизму. При общем негативном восприятии обнаженного тела и даже просто купания топлесс, из-за чего нудизм практически запрещен на всех публичных пляжах, во многих более-менее закрытых курортных зонах этот вид отдыха процветает, и даже на не сильно изолированных пляжах нередко можно встретить десятки его поклонников.
История
Архипелаг Тонга, как считают ученые, был заселен людьми приблизительно в III тысячелетии до новой эры и являлся одним из центров формирования полинезийской культуры. Первая столица племен культуры Лапиту (австронезийские племена, начавшие расселение по региону приблизительно 6000 лет назад) находилась около современного аэропорта Фуаамоту на Тонгатапу, а найденные здесь керамические изделия датируются 800-750 гг. до н. э. Тонганцы были настоящими «викингами Тихого океана», и их морская империя быстро разрослась до границ Фиджи, Самоа, Токелау и Ниуэ, а их каноэ доходили до острова Пасхи и Гавайских островов, превратившись к XVII веку в мощнейшее королевство региона, управляемое наследными вождями Туи (в ближайшем переводе — «король», хотя реальный смысл этого термина значительно шире).
Первые контакты местных жителей с европейцами произошли в XVII веке, когда голландские мореплаватели Виллем Шоутен и Джекоб Ле Мэр высадились на Ниуатопутапу (1616 г), а Абель Тасман прошел через самые южные острова (1643 г) архипелага. В 1773, 1774 и 1777 годах здесь побывал Джеймс Кук, назвавший их «островами Дружбы», что широко используется в наши дни как туристический слоган Тонга. В 1845 году честолюбивый молодой вождь и оратор Тауфаахау (Тафуаахау) был впервые коронован под европейским именем Джордж, а в 1875 году он объявил Тонга конституционной монархией, формально принял западный королевский стиль, освободил рабов, даровал законы и ограничил власть племенных вождей. 18 мая 1900 года Тонга подписывает с Великобританией «соглашение о дружбе» и формально становится частью британских Западных тихоокеанских территорий под управлением верховного комиссара, проживавшего на Фиджи. При этом страна никогда не теряла своего суверенитета и обладала широчайшими полномочиями в ведении вопросов внешней и внутренней политики. А 4 июня 1970 года, после окончания срока действия соглашения, Тонга приобретает полную независимость и входит в ООН на правах суверенного государства.