История Судана

Оцените этот материал

Древняя история Нубии, находившейся в долине Нила выше 1-го порога и известной во времена фараонов под названием страны Куш, тесно связана с историей Египта. В конце 8-7 вв. до н.э. нубийские цари вторглись в Египет и установили там свою власть. В 4 в. н.э. население Нубии было обращено в христианство. Во время захвата Египта в 7 в. мусульманами-арабами на территории Судана существовали два нубийских государства. Они были достаточно сильны, чтобы отражать нападения со стороны Египта, но не смогли воспрепятствовать проникновению кочевых арабских племен. Вторжения арабов в 14-16 вв. привели к распаду государств Нубии. Арабы-кочевники не стали занимать южных областей страны и появлялись там лишь для захвата невольников из местных языческих племен.
С начала 16 в. гегемония над Эль-Гезирой и Нубией принадлежала мусульманской (но не арабской) династии фунг, которая создала султанат со столицей Сеннар в районе Голубого Нила. Другой мусульманский, но не арабский султанат, возникший в районе горы Марра, установил свой контроль над племенами Дарфура. На протяжении 18 в. власть фунг постепенно ослабевала, и в 1820-1821 турецко-египетским войскам правителя Египта Мухаммеда Али не составило особого труда захватить все бывшие владения султаната Дарфур. Примерно в то же время египтяне отторгли от него Кордофан. С середины 19 в. в район верховьев Белого Нила и р.Эль-Газаль стали проникать европейские путешественники, торговцы и миссионеры, что привело к оживлению торговли слоновой костью и рабами. Под предлогом борьбы с работорговлей хедив Исмаил, правивший в 1863-1879, распространил египетский контроль над этими обширными южными районами, а в 1874 завоевал Дарфур.
Усиливавшиеся экономические, социальные и религиозные трения между населением Северного Судана и хедивской администрацией в 1881 привели к религиозной войне суданцев, которую возглавил харизматический лидер Мухаммед Ахмед эль-Махди. Опираясь главным образом на население Кордофана и Дарфура, эль-Махди и его сторонники ансары разгромили турецко-египетские войска, а затем уничтожили карательную экспедицию под командованием английского генерала Уильяма Хикса. Под угрозой военного поражения и давлением английской дипломатии правительство Египта приняло решение вывести войска из Судана и направило в Хартум генерала Чарлза Джорджа Гордона для оказания помощи в эвакуации египетских гарнизонов, остававшихся на территории Судана. В 1884 махдисты осадили Хартум и незадолго до прибытия в январе 1885 колонны английских войск, отправленной на помощь осажденному гарнизону, захватили город, при этом генерал Гордон был убит. Через шесть месяцев после этого события эль-Махди умер, но его преемник халиф Абдуллахи продолжил процесс создания суданского государства, теократического по идеологии и племенного по социальной структуре, который к тому же наследовал бюрократическую систему хедивского Египта. Немусульманский Юг, расположенный в стороне от долины Белого Нила, остался за границами махдистского государства. Хотя в 1896-1898 в результате нескольких успешных экспедиций египетских и английских войск во главе с генералом Гербертом Китченером государство халифа было разгромлено, махдисты не только сумели разрушить систему турецко-египетского управления, но и внесли в жизнь Судана новый и динамичный религиозный фактор, который возродился в середине 20 в. в качестве мощной политической силы. После разгрома махдистского государства, по Соглашению о кондоминиуме от 1899, в Судане был установлен режим совместного англо-египетского управления.
В период 1899-1955 администрация англо-египетского Судана сумела восстановить единство, обеспечить внутренний порядок и дальнейшее развитие страны. Система совместного управления вызывала недовольство у египетской стороны, которая играла незначительную роль в администрации, а с 1924 по 1936 вообще была удалена из Судана. Для обеспечения текстильных фабрик Великобритании хлопком в 1920-е годы в Судане быстрыми темпами стала осуществляться программа ирригации пахотных земель. Суданский национализм, не сумевший весомо заявить о себе сразу после окончания Первой мировой войны, оживился в конце 1930-х годов и в годы Второй мировой войны превратился в серьезную политическую силу. Продвижение Судана к независимости было затруднено несовпадением целей правительств Великобритании и Египта, а также соперничеством двух группировок в национально-освободительном движении, поскольку одна из них выступала за сохранение союза с Египтом. Благодаря победе египетской революции 1952 появился новый подход к решению вопроса о статусе Судана, а заключение англо-египетского соглашения 1953 означало, что эта страна близка к завоеванию независимости.
После того как 1 января 1956 была провозглашена независимость Судана, страна столкнулась с несколькими важными проблемами. Население юга Судана в период кондоминиума жило обособленно от арабизированного Севера и так и не восприняло ценности арабо-мусульманской культуры. В 1955 в южной части страны вспыхнуло восстание, и хотя порядок был временно восстановлен, все усилия правительства распространить культуру Севера на население этой части страны оказались безуспешными. Открытым оставался и вопрос о взаимоотношениях с Египтом, включая споры об использовании вод Нила. Наконец, важной проблемой оставался выбор стабильной формы государственного правления.
В 1956-1958 руководство страной осуществлял парламент. На фоне финансового кризиса обострялась борьба за власть между политическими деятелями, многие из которых опирались на поддержку традиционных религиозных общин и сект. 17 ноября 1958, в ходе военного переворота во главе с генералом Ибрагимом Аббудом, гражданское правительство было свергнуто. Установление военного режима было воспринято с удовлетворением большинством политических и религиозных деятелей. На первых порах, особенно в сфере экономики, режим Аббуда оказался достаточно эффективным. Так, в 1959 было заключено соглашение о разделе с Египтом вод Нила, что позволило Судану значительно расширить площадь орошаемых земель. В целом сохранялся общественный порядок, если не считать упорного сопротивления населения Юга политике арабизации и исламизации. Постепенно военное правительство оказывалось все менее способным решать многие сложные государственные задачи, что тут же отразилось на его популярности. Особенно резкой критике военные подвергались в среде суданской интеллигенции, профсоюзных деятелей и государственных служащих. В октябре 1964 состоялась студенческая демонстрация, участники которой требовали положить конец политике правительства, направленной на вооруженное подавление восстания на Юге, которое угрожало территориальной целостности страны. Была объявлена всеобщая забастовка. Утратив поддержку населения и будучи неуверенным в лояльности к нему армии, Аббуд передал власть временному правительству, в которое вошли представители всех политических партий, включая коммунистическую. Более того, в этой ситуации коммунистам удалось временно захватить основные рычаги власти.
В июне 1965 состоялись парламентские выборы, по результатом которых две партии, популярные еще до установления режима военной власти, «Аль-Умма» и Юнионистско-демократическая партия, сформировали первое коалиционное правительство. Позднее в том же году была запрещена коммунистическая партия. Пока в южной части Судана царил хаос, в центре внимания населения Севера находилась борьба между умеренным и правым крылом партии «Аль-Умма». Хотя к апрелю 1969 в рядах партии было восстановлено единство, непрекращавшиеся споры о распределении министерских портфелей в правительстве способствовали политической нестабильности. В конце концов группа армейских офицеров, убедившись, что гражданское правительство не в состоянии решить наболевшие проблемы Судана, 25 мая 1969 совершила государственный переворот.
Власть в стране перешла к Революционному совету во главе с полковником (позднее фельдмаршалом) Джафаром аль-Нимейри. Отказавшись от услуг традиционных политических партий и религиозных сект, на первых порах он управлял страной с помощью армии, гражданских специалистов и коммунистов. В области внешней политики аль-Нимейри взял курс на сближение с СССР, КНР и другими странами социалистического лагеря, а также установил тесные контакты с Египтом и Ливией.
В июле 1971 аль-Нимейри подавил попытку коммунистов совершить государственный переворот. В результате отношения с СССР ухудшились, и Судан еще больше сблизился с Египтом. В октябре 1971 аль-Нимейри был избран президентом Судана. В следующем году он создал Суданский социалистический союз, объявив его единственной законной политической партией в стране. В марте 1972 в Аддис-Абебе между правительством и руководством южносуданских повстанцев было достигнуто соглашение о прекращении огня. Стороны договорились, что три южные провинции образуют в рамках Судана автономный южный регион. В 1973 аль-Нимейри возвратил часть национализированных предприятий их прежним владельцам и стал поощрять иностранные инвестиции в экономику. Политические взгляды президента получили отражение в новой конституции Судана, принятой в мае 1973. После того как в 1979 Египет заключил мирный договор с Израилем, отношения между Суданом и Египтом осложнились, что до некоторой степени объяснялось и тем, что основные финансовые доноры Судана, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, негативно восприняли Кэмп-Дэвидские соглашения. Правда, в конце 1980, во время вооруженного вторжения ливийских войск на территорию Республики Чад, аль-Нимейри, опасаясь Ливии, пошел на сближение с Египтом.
Южный регион по-прежнему оставался очагом политической нестабильности. Здесь наиболее сильны были позиции лишь одной этнической группы населения — динка. В начале 1980-х годов представители других этнических групп Юга, рассчитывая ослабить динка, развернули кампанию за новое административное деление южного региона. Предложения центрального правительства по внесению отдельных изменений в административную карту Юга вызвало среди южан подозрения по поводу того, сохранится ли автономный статус региона. В 1982 опять начались военные действия, достигшие накала в 1983. В конце концов в июне 1983 аль-Нимейри разделил южный регион на те же три провинции, которые существовали там раньше.
Между тем ухудшилась ситуация в экономике Судана. Высокие цены на ввозимую нефть неблагоприятно отразились на торговом балансе; в 1981 экспортные поступления от продажи хлопка уменьшились вдвое по сравнению с 1979. В этой ситуации правительству Судана ничего не оставалось, как обратиться к международным финансовым организациям. Выполняя условия предоставления внешних кредитов, оно ввело жесткую программу экономии, включая повышение цен на пшеницу, сахар и бензин, что в 1982 привело к бурным антиправительственным выступлениям.
Столкнувшись со всеми этими проблемами и пытаясь вернуть себе былую популярность, а возможно, следуя собственным убеждениям, аль-Нимейри приступил к реализации программы исламизации страны. В сентябре 1983 были введены суды шариата. Для распространения законов мусульманского права были созданы специальные суды. Население немусульманского Юга усилило вооруженную борьбу. К концу 1984 б льшая часть южных провинций оказалась под контролем повстанцев.
Финансовые затраты на проводимые на Юге боевые операции и распад экономики из-за восстания в этой части страны, а также последствия ужасающей засухи, поразившей многие африканские страны в 1980-е годы, усугубили и без того непростые экономические проблемы Судана. В 1985 страна должна была ежегодно выплачивать в счет погашения иностранного долга 1 млрд. долл., что более чем вдвое превышало сумму экспортных поступлений. Очередное повышение цен, предпринятое под давлением иностранных кредиторов, в апреле 1985 привело к массовым антиправительственным выступлениям. Вслед за началом всеобщей забастовки группа старших армейских офицеров свергла аль-Нимейри, и власть в стране перешла в руки переходного военного совета во главе с генералом Абделем Рахманом Сивар ад-Дагабом. Новый руководитель страны пообещал найти мирное решение проблемы Юга, продолжить политику жестких экономических мер и смягчить некоторые положения мусульманского судебного кодекса. Так, в мае того же года военный совет предпринял ряд мер по устранению специальных судов шариата.
В 1986 с целью возвращения к гражданскому правлению в стране были проведены выборы, победу на которых одержал Садык аль-Махди. Продолжалась война в южных провинциях, немусульманское население которых противилось исламизации. На фоне военных поражений правительственных войск в 1989 вооруженные силы совершили очередной государственный переворот, и власть перешла к правительству исламских фундаменталистов во главе с генералом Умаром Хассаном аль-Баширом.
Находясь под влиянием руководителей Национального исламского фронта, аль-Башир и возглавляемый им Революционный руководящий совет национального спасения запретили деятельность политических партий, были арестованы лидеры оппозиции и налажены межправительственные отношения с Ливией, Ираном и Ираком. В 1993 Революционный руководящий совет был формально заменен на гражданское правительство, которое в своей деятельности руководствовалось указаниями аль-Башира и его союзников из Национального исламского фронта.
Возобновление после 1989 наступательных действий на юге со стороны правительственных войск, раскол в рядах правительства и утрата важного внешнего союзника в результате ликвидации в Эфиопии режима Мэнгысту Хайле Мариама в 1991 побудили руководство повстанческой Народно-освободительной армии Судана принять участие в мирных переговорах, которые были проведены в Нигерии под эгидой Организации африканского единства. Однако война на Юге Судана продолжалась, и в 1993 мирные переговоры были сорваны. В последующие годы ни одна из сторон так и не смогла установить действенный контроль в этой части страны. Точно так же не сблизили позиций противоборствующих сторон усилия третьих стран. В 1995 основная политическая организация юга Народно-освободительная армия Судана вступила в коалицию со все еще запрещенными оппозиционными политическими партиями Севера, в результате возник Национальный демократический союз (НДС).
Война на юге Судана привела к многочисленным человеческим жертвам. Предположительно с 1983 погибли ок. 1,5 млн. суданцев-южан, часть из них непосредственно в ходе боевых действий, но большинство в результате голода и эпидемий. Свои жилища вынуждены были покинуть не менее 5 млн. человек. Некоторые предпочли перебраться в соседние страны, но более 80% перемещенных лиц находятся в лагерях беженцев на юге Судана. Особенно много беженцев осело в столице, инфраструктура которой уже не в состоянии справиться с возросшим населением.

Виза в Судан. Получение и оформление суданской визы.
Въезд в Судан
Полезное о Судане
Карта Судана
Города Судана
Достопримечательности Судана
Культура Судана
Религия Судана
Праздники и традиции Судана
Национальная кухня Судана
Транспорт Судана
Шопинг в Судане

Last Updated on 07.01.2022

ку-ку

Преимущества работы с нами

Мы работаем на рынке Украины уже более 18 лет

Информация о нас                    Нас рекомендуют                   Партнеры на Украине

За это время мы собрали самую полную базу визовой информации.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей