Отзывы клиентов (Алжир)
Въезд в Японию
Ввоз-вывоз валюты
Таможенные правила Японии разрешают ввозить и вывозить из страны любую сумму иностранной или местной валюты. Если сумма превышает 1 млн йен (примерно 10,9 тысяч долларов США или 336 тысяч российских рублей), её обязательно надо декларировать.
Беспошлинный ввоз
Туристам старше 20 лет можно ввозить в Японию (на выбор) 400 сигарет, 100 сигар или 500 гр. табака. Также им можно ввезти 3 бутылки алкоголя (0,75 л каждая), 56 мл духов. Прочие вещи можно ввозить, если их суммарная таможенная стоимость не превышает 200 тысяч йен. Декларация заполняется также на изделия из золота 900-й пробы, если по весу их больше килограмма.
Беспошлинный вывоз
Из Японии можно вывозить алкогольную и табачную продукцию в разумных количествах.
Запреты и ограничения
В Японию нельзя ввозить наркотики и психотропные вещества (нарушителям светит депортация и пожизненный запрет на посещение страны), ряд лекарств (например, те, что содержат 1-дезоксиэфедрин), огнестрельное оружие (кроме охотничьего) и боеприпасы, фальшивые банкноты и ценные бумаги, свежие фрукты, овощи и другие плоды, растения, мясо и продукты из мяса, диких животных, порнографию на любых носителях, материалы жестокого характера на любых носителях, материалы на любых носителях, подрывающие основы государственного строя и общественный порядок Японии, любые контрафактные материалы, любые материалы, наносящие ущерб конкретной торговой марке или авторскому праву.
Холодное, охотничье и пневматическое оружие в Японию можно ввозить только при получении разрешения Национальной службы безопасности Японии.
Нельзя вывозить предметы, имеющие историческую, культурную и художественную ценность, если для этого нет специального разрешения компетентных местных организаций.
Растения и животные
Домашних животных можно ввозить в Японию, если предварительно – не менее чем за 40 дней – было получено специальное разрешение в Карантинном бюро Японии. У животного непременно должен быть микрочип, соответствующий стандартам ISO 11784 и 11785. На животное также должны быть выписаны международный ветеринарный сертификат и справка о вакцинации от бешенства.
Полезное о стране
Климат
Климат в Японии, за исключением острова Хоккайдо, умеренный, с четырьмя чётко различимыми временами года и двумя периодами дождей — весной и осенью. Зимой (декабрь-февраль) температура на равнинах вдоль побережья, как правило, выше нуля, погода солнечная, с сухим воздухом. Весна (март-май) начинается с цветения сливы, а расцветание сакуры с конца марта по начало апреля означает самый разгар весны. Лето (июнь-август) начинается с сезона дождей «байу» («сливовый дождь»), который длится 3-4 недели. В южной части Окинавы сезон дождей начинается в середине мая, а в районе Тохоку на севере острова Хонсю — в середине июня, и заканчивается в середине июня и июля соответственно. С июля наступает настоящая летняя жара. Осень (сентябрь-ноябрь) приносит свежий ветер и комфортную температуру.
Смотрите также прогноз погоды на основных курортах Японии на ближайшие дни.
Отели Японии
Любой отель в Японии, от 2* (Тourist class) до 5* (Deluxe class) — образец высокого уровня сервиса. Классификация отелей напрямую зависит от размера территории, количества ресторанов и магазинов в нём. Номера в отелях 2-3* имеют, как правило, небольшую площадь, но при этом всегда оснащены всем необходимым, вплоть до электрочайников.
В Японии распространены как европейские, так и национальные отели «рёкан», обставленные в японском стиле. Европейские гостиницы в основном работают на базе завтраков (либо вообще без питания), кухня разнообразная. «Рёканы» обычно предлагают полупансион, кухня в них — только национальная. В большинстве отелей курортных городов имеются собственные «онсэны» и «о-фуро»: японские варианты бани, особые горячие минеральные ванны.
В Токио и восточной части страны напряжение в сети 100 В, 50 Гц. В западных районах — 220 В, 60 Гц. Розетки отличаются от западных, так что может потребоваться переходник.
Банки и обменные пункты
Банки работают с 9:00 до 15:00-17:00 по будням и с 9:00 до 12:00 — в первую и последнюю субботу месяца. Воскресенье — выходной. В международном аэропорту Токио обменные пункты работают круглосуточно. В праздничные дни все отделения банков закрыты.
Обменивать большие суммы лучше всего в аэропорту прилёта (выгоднее менять USD), так как в отелях меняют не более 300 USD на человека в день, а в банках эта процедура затруднена бюрократическими формальностями. В стране можно расплачиваться основными кредитными карточками, но нужно помнить, что в ряде ресторанов «кредитки» не принимают.
Чаевые в Японии категорически не приняты: их попросту не возьмут. 5-10 % за обслуживание уже включены в счет.
Суши в Японии
Пожалуй, самым известным кулинарным «шедевром» Японии являются суши и сашими. Эти, казалось бы, очень простые блюда, на самом деле довольно сложно приготовить должным образом: мастера суши годами учатся, как правильно делать рис, прежде чем овладеть искусством выбора самой лучшей рыбы и удаления из нее всех косточек.
Терминология суши обширна, но наиболее распространенными в Японии видами являются:
нигири — продолговатый комочек риса и кусочек рыбы, накрывающей рис;
маки — рыба и рис, закрученные в нори и нарезанные на крохотные кусочки;
тэмаки — рыба и рис, конусообразно завернутые в нори;
гункан — овальной формы суши, обрамленные полоской нори;
шираси — рис, смешанный с морепродуктами.
Почти все, что плавает или обитает в море, может превратиться в суши, поэтому в большинстве японских ресторанов где-нибудь на стене висит удобный многоязычный список с описанием той или иной рыбины. Наиболее распространёнными ингредиентами, гарантированно фигурирующими в любом ресторане, являются магуро (тунец), шаке (лосось), ика (кальмар), тако (осьминог) и тамаго (японский омлет). А более экзотичными вариантами являются уни (икра морского ежа), торо (рыбий жир тунца) и ширако (рыбья молока). В Японии рыбий жир поставляется в двух видах: «о-торо» (очень жирный и дорогой), и «чу-торо» (менее жирный и более дешевый).
Даже в Японии суши считаются лакомством, а сумма счета за «суши от шеф-повара» в самых дорогих ресторанах может достигать десятки тысяч иен. В противном случае можно заказать так называемые «мориавасэ» — ассорти из суши и сашими, цены на которые гораздо ниже. Еще дешевле суши можно купить в повсеместно распространенных кайтэнах, где тарелочки с суши «ездят» по ленточному конвейеру и стоят около 100 иен. Тогда как на Хоккайдо кайтэн-суши, как правило, хорошего качества, в крупных городах (особенно в Токио и Киото) качество их значительно варьируется от ресторана к ресторану.
В Японии вполне приемлемо брать суши пальцами, окуная кусочки в соевый соус; васаби, как правило, уже присутствует в суши, но его также можно использовать дополнительно, добавляя по вкусу; а кусочки маринованного имбиря (гари) и зеленый чай всегда доступны бесплатно.
Япония и караоке
Национальная забава японцев № 1 — караоке — как и все гениальное, родилась на свет по чистой случайности. В далеком 1971 году барабанщик забытой ныне рок-группы по имени Дайсукэ Иноуэ обратил внимание, что публика заметно скучала во время антракта. Тогда изобретательный японец придумал проигрывать «минусовки» популярных песен (кстати, «караоке» буквально означает «пустой оркестр»), а чтобы зрители не путались в словах, раздавать им тексты. Таким образом, пока музыканты отдыхали, публика подбадривала себя хоровым пением. Впрочем, опять же, как все гениальное, выдумка Дайсукэ-сан не была оценена по достоинству сразу — всенародную любовь караоке начало завоевывать лишь 15 лет спустя. Зато сегодня счет караоке-барам в одной только японской столице идет на тысячи — недаром Токио приобрел негласный титул мировой столицы публичного пения. Так что вполне понятное на отдыхе желание «Щас спою!» в Японии будет гарантированно воплощено в жизнь.
Термальные курорты Японии
В Дзедзанкэй, пригородной зоне отдыха Саппоро, на высоте 300 м над уровнем моря бьют из земли горячие источники.
В Бэппу на базе более чем 3500 местных термальных источников открыто множество бальнеологических курортов. Тут можно посмотреть «кипящие озёра» Тиноикэ-Дзигоку и Уми-Дзигоку, гейзер Тацумаки-Дзигоку и местный зоопарк.
В Бэппу открыт Hinokan sex museum — музей эротики и секса с большой коллекцией изображений эксцентричных поз и деревянных фаллосов.
Отдых в Японии
Невероятные возможности для активного отдыха открывают легендарная Фудзияма и вулкан Асо с крупнейшей в мире кальдерой. Знаменитые курорты Хоккайдо и Японских Альп ждут поклонников горнолыжного туризма; сотни тысяч деревьев цветущей сакуры и множество национальных парков — любителей природы, коралловые рифы Окинавы — дайверов, горячие источники — ценителей релакса, а храмы святой горы Коя-сан — паломников.
Те, кого интересует традиционная культура Японии, неделями могут не вылезать из Киото и Нары с их храмами, святынями, театрами и музеями, напичканными «сокровищами» национального достояния. Тем же, кого увлекает современная культура и современные технологии, Япония позволит заглянуть в будущее человеческой расы.
Особого внимания заслуживает и японская кухня: будь то вкуснейшие суши в Токио, превосходно обжаренная тэмпура в Киото или здоровенная миска рамэн в Осаке. Но для многих путешественников изюминкой страны все же является радушное гостеприимство самих японцев.
Почти все, что плавает или обитает в море, может превратиться в суши или сашими, поэтому в большинстве японских ресторанов где-нибудь на стене висит удобный многоязычный список с описанием той или иной рыбины.
Карта Японии
Города Японии
Киото
Даже внешний облик древней японской столицы (особенно ее старые районы) напоминает музей под открытым небом. Киотские закоулки лучше исследовать на своих двоих. Эти кварталы похожи на шкатулку, полную старинных драгоценностей: маленьких домиков, древних буддийских и синтоистских храмов, многочисленных лавочек и так далее. Спешка здесь категорически противопоказана.
Токио
Самый футуристичный город в мире и самый киногеничный в Азии. А еще «самый шумный», «самый дорогой», «самый запутанный» и т.д. Лес небоскребов, орды людей, крики зазывал, разноязыкая речь, мерцание неоновой рекламы — все это может свести с ума кого угодно. Впрочем, не спешите делать категоричный вывод об «ужасном Токио». Он — абсолютно разный. И не исключено, что через 2-3 дня ваше мнение полностью поменяется.
Регион Окинава
Для японцев Окинава — национальный курорт №1. За пределами Страны восходящего солнца курорт известен мало, между тем это не только здравница, но и лучший дайв-спот в Азии. В здешних водах обитают около 400 видов кораллов, несколько видов морских черепах, скатов, китовых акул и прочей тропической подводной живности — больше, чем на гораздо более раскрученном Большом барьерном рифе в Австралии.
Достопримечательности
Япония является одним из самых популярных туристических направлений в мире. Здесь Вас ждет уникальное сочетание традиционных храмов и зданий прошлого, с современными достижениями в области архитектуры и технологий. Туристы, попав в эту страну, могут погрузиться в японскую историю и культуру, а также получить экскурс в будущее, при помощи нынешней науки. Многие исторические памятники используются по их предназначению, оставаясь при этом открытыми для общественности. Невероятную красоту Японии можно увидеть в любое время года. Вашему вниманию представляется краткий обзор достопримечательностей Японии, которые вы должны увидеть собственными глазами.
1. Мемориал мира в Хиросиме.
Этот памятник можно отнести к трагическим достопримечательностям Японии. Мемориал стоит в память о тех, чьи жизни унесла атомная бомба, сброшенная на Хиросиму 6 августа, 1945 года. Расположенный в парке мемориал Купол Гэмбаку – это единственное здание, оставшееся уцелевшим после взрыва. Это суровое напоминание о мире в войне, о важности человеческих жизней и о невинных жертвах.
2. Обезьяний парк Джигокудани
Парк Джигокудани известен своими горячими областями. Название Джигокудани дословно означает: «Долина Ада». Это название было закреплено за парком из-за пара и кипящей воды, которая струится из мерзлой земли, окруженной крутыми скалами и холодными лесами. Парк славится также большой популяцией диких японских макак, которые отправляются в долину зимой, когда снег покрывает парк. Обезьяны спускаются с отвесных скал и из леса, чтоб погреться у теплых источников, но вечером возвращаются обратно. Посмотреть на это собираются тысячи туристов.
3. Киемидзу-дера
Киемидзу-дера — буддийский храм расположенный в Восточном Киото, был основан в 778 году. Храм находится в полной гармонии с природой. Во время строительства храма не было использовано ни одного гвоздя. Неподалеку расположены красивые водопады, которые впадают в глубокие реки, в которые с высоты иногда прыгают местные жители (выживаемость 85.4%). Гости могут наслаждаться святынями и талисманами, не рискуя своей жизнью.
4. Замок Химэдзи
Замок Химэдзи считается лучшим существующим примером японской архитектуры замков и самой посещаемой архитектурной достопримечательностью Японии. Он был укреплен от врагов в эпоху феодализма, много раз достраивался и реконструировался на протяжении разных веков, поэтому отражает разные периоды дизайна. Этот замок пережил бомбардировки Второй мировой войны.
5. Великий Будда Камакура
Великий Будда Камакура — колоссальный памятник культуры. Бронзовый Будда составляет 13 метров в высоту и весит 93 тонны. Статуя датируется 1252 годом. Изначально она размещалась в небольшом деревянном храме Великого Будды, но сейчас стоит на открытой площадке, так как первоначальное место размещения было смыто цунами 15 века.
6. Храм Тодайдзи
Храм Тодайдзи является настоящим инженерным подвигом. Это не только самое большое деревянное здание в мире, этот храм также является домом для самой крупной бронзовой статуи Будды в мире. Входит в число самых известных храмов Азии.
7. Токийская башня.
Токийская башня является свидетельством развития технологий в современной жизни. Токийская башня сконструирована по аналогу Эйфелевой башни. Посетители могут подняться на башню и увидеть панорамный вид Токио и прилегающих районов, а также посетить магазины и рестораны. Это одна из самых современных достопримечательностей Японии.
8. Императорский дворец в Токио.
Императорский дворец в Токио функционирует как центр управления и музей для демонстрации японского искусства и истории. Дворец расположен на руинах старого замка, который был уничтожен в результате пожара. Новый дворец окружен традиционными японскими садами и имеет много залов для приема гостей.
9. Гора Фудзи.
Гора Фудзи является самой высокой горой в Японии ее высота составляет 3776 метров. Исключительно симметричный конус вулкана является хорошо известным символом Японии, его часто изображают на картинах, или фотографируют. Каждый год на Фудзи поднимаются 200.000 человек. Подъем может занять от трех до восьми часов, а спуск может занять от двух до пяти часов.
10. Золотой павильон.
Кинкаку-дзи или Храм Золотого павильона является самой популярной туристической достопримечательностью в Японии и Киото. Павильон был построен в конце 14 века. К сожалению, павильон был сожжен в 1950 году молодым монахом, который сошел с ума. Пять лет спустя он был восстановлен, как точная копия оригинала. Павильон покрыт сусальным золотом и очень красиво отражается в пруду.
Культура
Культура Японии сначала может ошеломить ничего не знающего об этой стране иностранца. Другие отношения, другие нравы, другая культура, другая жизнь – если бросить гайдзина в японское «море», сможет ли он выплыть, ничего не зная? Нужда, конечно, заставит, да и сейчас отношения в японском обществе уже не совсем те, что бытовали в эпоху сёгуната Токугава или того раньше.
Культура Японии зиждется на традициях и бережном к ним отношении. Предки (это не жаргонное обозначение собственных родителей) – это святое, им должно поклоняться, чтить их память и стараться вести себя таким образом, чтобы ни дай боже осквернить свой род и память усопших.
Японцы издревле очень щепетильно относятся к межличностным отношениям, особенно сильно это проявляется в современных условиях – пространство на островах ведь ограничено, а население всё увеличивается. Без должного намёка «Мол, можно» японцы не будут приближаться друг к другу с целью общения или знакомства. Пожалуй, можно обозначить своё желание наладить отношения подарком (касательно которого также имеются свои правила), но если ответных действий после его получения не поступит, то навязываться японец вряд ли станет.
Если японцы знакомятся друг с другом по службе или через знакомого, то первым делом они выясняют друг о друге практически всё – социальный статус, положение по службе, увлечения и т.п. Это не праздное любопытство и не проявление вежливости, это необходимость. Знать, стоите ли вы с собеседником на одной ступени в обществе или на разных (если на разных, то на каких – кто «выше», а кто – «ниже»), японцу необходимо для правильного поведения и разговора. В японском языке существует три типа речи, каждый из которых используется в соответствующем случае. Например, при разговоре с начальством или людьми, стоящими на более значимой ступеньке используется почтительный вариант речи. Японец, который использует обычную речь (если такие, конечно, существуют), считается невоспитанным и с ним вряд ли будут продолжать отношения.
Японцы делят всех окружающих на две большие группы – «ути» и «сото». «Ути» — это, грубо говоря, «свои». Те люди, которым позволено если не всё, то очень и очень многое. Называть только по имени, критиковать, ругаться, дарить подарки и звонить в полночь домой. «Сото» — это все остальные, те, кто не вошёл в группу «ути», с которыми по сути японец не имеет никаких отношений. Окружающие в вагоне метро – это «сото». Японец не связан с ними никакими долговыми обязательствами, поэтому можно с чистой совестью наступить кому-нибудь на ногу, толкнуть локтём под дых и не уступить место беременной женщине – никто и слова не скажет. Именно потому, что все остальные – «сото». Жёстко, не правда ли? На самом деле ничто человеческое японцам не чуждо и большинство ведёт себя вполне адекватно, разве что места, действительно, не всегда уступают. Но это, наверное, потому что просто спят – японское метро считается одним из наиболее спящих в мире, т.к. буквально каждый второй, кто входит в вагон и садится на сиденье, мгновенно засыпает.
В культуре и обычаях японцев, как правило, не принято прямо выражать свои мысли и чувства – на западных варваров, говорящих, чего им хочется здесь и сейчас, японцы смотрят косо и в ответ на вопрос «Чего бы Вам хотелось, чая или кофе?» говорят «И то, и то хорошо», исключительно из боязни обидеть собеседника. Общаясь друг с другом, японцы очень многое не проговаривают вслух, как это сделали бы европейцы, это связано всё с тем же японским обычаем «не терять лица»: если сказать всё прямо и без околичностей, то этим самым вы можете поставить собеседника в неудобное положение, т.к. эту информацию он, к примеру, уже знает. А тут вы ещё раз ему её сообщаете – куда это годится? Как вы могли подумать, что собеседник не в курсе таких простых вещей? Всё, выход один – сэппуку (самоубийство) здесь и сейчас. Шутка!
Также до сих пор в отношениях между мужчинами и женщинами проскальзывают отголоски былого неравенства и униженного положения женщин. Да, они полностью распоряжались доходами дома (и распоряжаются сейчас), но по сути именно домом их жизнь и ограничивалась. Там, где господа-самураи бесчинствовали и веселились с друзьями, скача на лошадях, посещая театры или разъезжая с соколами на охоте, женщинам был путь заказан. Уделом женщины был дом и дети. Ещё чайная церемония и икебана, пожалуй. На этом всё. А какая современная женщина согласится на такую «клетушку»? Мало какая, согласитесь. Всё больше женщин хочет быть материально независимыми и устраивается на работу, где как раз и возникают проблемы – очень часто за одну и ту же работу мужчинам платят куда больше, чем женщинам, только потому что они мужчины. Женщинам же чаще всего достаётся работа «попроще»… Феминистские организации, конечно, работают в этом направлении, но трудиться им предстоит ещё долго. С другой стороны, у такой феминизации есть оборотная сторона – всё больше женщин, работая и устраивая свою карьеру, не хотят выходить замуж и заводить детей, что в итоге бьёт по демографии и среднему возрасту по стране. Да, японцев много, пожалуй, в иных мегаполисах куда больше, чем кому-то хотелось бы, но при этом с каждым годом население Японии всё больше стареет, т.к. большая продолжительность жизни накладывается на меньшее количество новорожденных. Проблемы? Проблемы. И их нужно решать. А с другой стороны, как их решишь, если территориальные возможности весьма ограничены и жильё для молодой семьи стоит сумасшедших денег?
Что же касается взаимоотношений полов, то очень часто современные японцы, будучи крайне загруженными на работе, прибегают к браку по договорённости – «о-миаи». Т.е. фактически, людей сводит сваха, которая собирает информацию о семьях потенциальных жениха и невесты и если при первом «смотре» молодых (или не очень молодых) людей всё устраивает, то они начинают «встречаться». Впоследствии такие встречи заканчиваются свадьбой, если всё благополучно. Если что-то не срослось, то сваха продолжает свою работу. Разумеется, заключаются браки и по неземной любви, но о-миаи таки составляет ощутимый процент свадебного рынка. Плохо это или хорошо? Тут, как и везде, есть свои плюсы и минусы. Среди плюсов можно отметить, что у людей есть реальная возможность узнать практически всю подноготную своего избранника или избранницы, вплоть до привычек и характера. А ведь чаще всего браки распадаются именно из-за того, что люди банально не сошлись характерами и не смогли друг к другу приспособиться.
Раз уж речь зашла о взаимоотношениях и женщинах, почему бы не поговорить о женской красоте? Понятие красоты у каждого народа своё и в каждом отдельном случае понятие красоты меняется с течением времени – это абсолютно нормальный и закономерный процесс. В давние времена женкая красота была неотделима от красоты душевной – дамы должны были уметь музицировать и слагать стихи по случаю и без оного. К тому же древним японкам не было нужды показывать себя кому бы то ни было, кроме своего отца и мужа, так что внешняя красота не считалась чем-то обязательным. Затем, когда стали публиковать изображения прелестниц из «весёлых кварталов», можно было получить представление о том, что считалось красивым в те времена. Именно считалось, а не было, т.к. картины в жанре «бидзинга» (изображения красавиц) скорее приукрашали тех, кто был на них изображён, нежели подчёркивали индивидуальность женщины. В настоящий момент у японцев и японок наблюдается мода на европейскую внешность – много кто красит волосы в светлые тона и загорает в солярии, дабы убрать естественную бледность. У молодёжи это порой до крайности и по улицам Токио разгуливают черномазые «негритянки» с белыми кругами вокруг глаз и «соломенными» волосами «калифорнийских блондинок». Выглядит, прямо скажем, жутковато.
Но при всей своей любви к европейским вещам японцы по-прежнему ходят в синтоисткие и буддистские храмы, отправляют культы по древним традициям, читают свои сказки и легенды, а ещё сохраняют храмы и уголки природы посреди мегаполисов, и животных, и традиции. И это замечательно!
История
Сегодняшняя Япония поражает нас своей уникальностью. Это страна высоких технологий, шумных городских улиц и робототехники, модных новинок и рок-музыки. Но шагающие в ногу со временем японцы до сих пор бережно сохраняют древние ритуалы чаепития, созерцания цветущей сакуры, архаичные приемы приготовления пищи, планирования садов и почитания предков. Особенности японской нации и реалии дня сегодняшнего зарождались много веков назад, там, где начиналась история Японии.
Древняя история Японии начинается за 40 тыс. лет до нашей эры, с заселения на практически отделившийся от суши японский архипелаг первых людей. Благоприятный климат и окруженность морями делала жизнь на островах размеренной и сытой: малочисленное население полностью обеспечивало свои потребности в пище рыбной ловлей и собирательством. С развитием ремесел и способов добычи появлялись примитивные орудия из обсидиана – ножи, скребки, наконечники стрел, копья и прочие каменные приспособления, характерные для эпохи палеолита. Особенно актуально это стало в преддверии сильного похолодания 25 тыс лет до н. э., пригнавшего на Хоккайдо мамонтов и племена айнов – охотников из Северной Азии. В последующем мезолите докерамическая культура сменилась периодом Дзёмон, в котором расцвело производство изделий из глины, украшенных типичным «верёвочным» орнаментом.
В 10-8 тыс. до н. э. наибольшие острова архипелага Хонсю и Хоккайдо окончательно отделились от суши вследствие значительного поднятия уровня мирового океана. Перешейки, обеспечивающие доступ с «большой земли» исчезли, и Япония получила повод для известной ныне обособленности в развитии и автономности в культуре. В период Яёй, как именует история Японии то, что европейцы называют бронзовым и железным веками, распространилось земледелие, принявшее в силу особенностей почвы форму рисосеяния. Возделывать поля сперва начали жители северных областей Японии, их подстегивали меньшие, чем на юге уловы разных аппетитных морепродуктов. Необходимость регулярных сезонных работ способствовала оседлому образу жизни и почитанию женщины как хранительницы очага и продолжательницы рода. Это можно понять по найденным учеными глиняным фигуркам беременных женщин, предположительно служивших оберегами для семей. Оседлые племена того периода в истории Японии уже используют деревянную утварь с коваными деталями, зеркала, оружие, браслеты из бронзы, осваивают основы ткачества.
Спустя несколько веков обитатели островов начали организовываться в маленькие княжества, ведущие между собой борьбу. Позднее, объединенные племенные союзы сформируют государство Ямато, подчиненное единому правителю. Для эпохи Ямато характерны захоронения в виде курганов, известные под названием «кофун». В такие курганы клали множество ценных изделий из бронзы, железа, украшения и скульптурные фигурки людей, животных, домиков, которые должны были послужить умершему в загробном царстве.
Верования японцев в то время были тесно связаны с окружавшей их природой и известны сейчас как синто. Божества ками были привычной частью жизни и объясняли непонятные и впечатляющие явления природы: тайфуны, извержения вулканов, движение солнца и луны. Лишь в 592 году синтоизм поступился местом буддизму – принц Сётоку Тайси провозгласил новую государственную религию, впечатленный пришедшим из Китая учением Гаутамы. Новая насажденная вера стала сильным объединяющим фактором для японского общества, сплотив императора с аристократией и духовенством.
От разрозненных племен до единого государства с классовым делением – так сложилась история Японии к наступлению Средневековья. В феодальной стране выделились социальные страты: крестьяне, ремесленники, торговцы, самураи. Правящая верхушка – сёгунат, состояла из дворян и военачальников.
Жизнь при дворе императора была исполнена роскоши и эстетического удовольствия. Не придавая особого значения бытовым проблемам жизни народа, знать развлекалась стихами поэтов, уроками каллиграфии, игры на флейте, любованием первыми цветами в окружении расписанных галерей и ухоженных садов. Дворцовый культ красоты послужил благодатной почвой для взлета множества искусств. Именно при дворе был создан один из шедевров японской литературы «Гэндзи моногатари». Повесть о похождениях принца каллиграфически записана на иллюстрированных свитках – эмаки, отражающих жизнь японцев долгие века. Эмаки могут изображать природу и архитектуру, портреты и бытовые сцены, обязательно сопровождая рисунок красиво выведенной подписью или стихом.
Меж тем, слабо затронутый развитием культуры нищий народ, терзаемый феодальными заварушками жаждущих расширить свои владения князей, требовал сильной руки и упорядоченной власти. На фоне таких событий особый почет и высокое место в общественной иерархии заняли самураи – профессиональные воины, строго соблюдавшие бусидо, кодекс чести и морали. Последующие годы в истории Японии известны внутриполитическими конфликтами и то и дело сменяющейся властью сёгунатов, вплоть до 1869 года, когда последний сёгунат был свергнут и восстановлена законная власть императора.
После Реставрации Мэйдзи – переворота, укрепившего императора на престоле, Япония вступила в капиталистический век, открывшись европейскому миру и модернизации. С Запада пришли различные науки и изобретения, поспособствовав развитию промышленности, транспорта, введению обязательного образования. Европейская культура была принята японцами с интересом и восхищением. Эксперименты с неизвестной им ранее линейной перспективой и цветом в соединении с искусством эстампа дали миру множество красивейших изображений. Наиболее известны из них гравюры Хокусая, в бесподобной манере запечатлевшие пенное море, фигурки простых людей и вечную Фудзи – бессменный символ Японии.
Тогда же повысились и захватческие амбиции страны. В 1895 г. после японо-китайской войны был аннексирован Тайвань, а после в 1910 г. присоединена Корея. Не смотря на радужные ожидания от международного сотрудничества, современная история Японии начиналась не очень благополучно. После Первой мировой, землетрясения 1923 года и экономического кризиса 1929-го, страна оказалась на краю экономической пропасти, и выход из нее избрала не очень удачный. Активные военные действия сначала в Китае, затем во Вьетнаме, Индонезии и, наконец вступление во Вторую мировую нападением на США в Перл-Харборе в итоге не дали Японии ничего, а отобрали многое, закончившись сброшенными на Хиросиму и Нагасаки атомными бомбами. Разоренная и лишенная суверенитета страна пробыла под оккупацией до 1952 года.
Новейший период в истории Японии стартовал с послевоенного «экономического чуда», когда при поддержке Америки и Европы начало быстро расти производство, технологии и культура населения. Именно передовые разработки в технике и промышленности сделали Японию той процветающей мирной страной, которую мы знаем сейчас, однако годы войн и упадка помогли японцам понять цену мира и развития, и намного больше ценить их.
Религия
В современной Японии в основном распространены две основных религии: синтоизм и буддизм. Также определенной популярностью пользуется христианство и разнообразные секты.
Синтоизм
Синтоизм — это древнейшая японская религия. Ее название происходит от слова «синто» — «путь богов». В основе ее лежит поклонение всевозможным ками — сверхъестественным существам. Основные виды ками — это:
Духи природы (ками гор, рек, ветра, дождя и т.д.);
Незаурядные личности, объявленные ками;
Силы и способности, заключенные в людях и природе (скажем, ками роста или репродукции);
Духи умерших.
В Японии поклоняются бесчисленному количеству ками. В каждой деревне и местности есть местный ками-покровитель. Никакого особенного разделения между ками и обычными людьми нет — есть множество мифов и легенд о браках людей и ками. Смерть осмысляется как переход в мир ками. Ребенок считается воплощением ками-предка (удзигами), поэтому в Японии с большим уважением относятся к маленьким детям.
Ками делятся на Фуку-но-ками («добрые духи») и Магацу-ками («злые духи»). Задача синтоиста — призвать побольше добрых духов и помириться со злыми. В принципе, добрые духи могут становиться злыми, если к ним обращаться недолжным образом. Поэтому по всей Японии во множестве храмов и часовен прихожане и священники приносят ками жертвы и молятся о помощи и поддержке. Вообще, все происходящее в мире в синтоизме объясняется индивидуальной волей ками, а не какими-либо законами или Судьбой.
Синтоистский храм состоит из двух помещений — молельного зала (хайдэн) и комнаты (хондэн), в которой находится предмет, связанный с соответствующим ками. Важной частью храма являются тории — П-образные ворота, являющиеся символической границей между миром людей и миром ками. Часто строятся маленькие святилища на исторических и легендарных местах, оборудуются места поклонения у больших древних деревьев, также считающихся жилищами ками.
С развитием имперской системы возникло представление о верховной ками — богине Аматэрасу. Соответственно, возник и культ самого императора. Мифы и легенды об Аматэрасу и ее семье многие годы (до середины XX века) официально считались началом истории Японии.
С момента прихода в Японию буддизма начинается процесс взаимовлияния и взаимопроникновения этих религий. Во многих храмах происходит одновременное поклонение ками и буддам.
Буддизм
В отличие от синтоизма, японский буддизм разбивается на множество учений и школ. Основой японского буддизма считается учение Махаяны («Большой колесницы») или северный буддизм, противопоставленное учению Хинаяны («Малой колесницы») или южному буддизму. В Махаяне считается, что Спасение человека может достигаться не только его собственными усилиями, но и помощью уже достигших Просветления существ — будд и бодхисаттв. Соответственно, раздел между буддийскими школами происходит из-за различных взглядов на то, какие именно будды и бодхисаттвы лучше всего могут помочь человеку.
Так, в основе амидаизма или школы Дзёдо («Чистой земли») лежит поклонение будде Амиде (или Амитабхе), повелителю райских земель (собственно, «Чистой земли») на Западе. Основным элементом поклонения является постоянное произнесение фразы «Наму Амида буцу» («Слава будде Амиде»). Многие правители Японии пытались уничтожить эту школу, но она все еще остается одним из популярнейших в Японии направлений буддизма.
Во многом очень схожа с амидаизмом секта Нитирэн, для которой священной фразой является «Наму мёхо рэнгэ кё» («Слава сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы»). Здесь объектом поклонения является сам Будда и «Сутра Лотоса» — один из основных для северного буддизма текстов.
Другой буддийской школой является Миккё или эзотерический буддизм. Ее учение куда более сложно для понимания, но зато ее последователи считаются обладателями невероятных способностей — летать, творить чудеса, сражаться с демонами. Ее священники часто живут отшельниками в горах. Тогда они называются ямабуси. Ямабуси также известны как создатели ряда японских школ боевых искусств. Их можно узнать по большим четкам (нэндзю) в виде ожерелья на шее и посоху с кольцами (сякудзё).
Особняком стоит Дзэн, учение, основанное на Хинаяне. В его основе лежит представление о Спасении исключительно своими силами (и только для монахов). Основным методом достижения Просветления считается осознание мироздания, достигающегося за счет размышления над притчами — коанами, или моментальное случайное прозрение, вызванное каким-то неожиданным событием (скажем, ударом по спине палкой).
Даосизм
Сам по себе даосизм в Японии никогда особой популярностью не пользовался. Тем не менее, влияние китайских даосских легенд на японскую культуру и литературу весьма значительно.
Основой учения Дао считается труд китайского философа Лао Цзы «Дао дэ дзин». Мироздание с точки зрения даосизма существует за счет неизяснимого Дао («Пути»), движущего и управляющего всем сущим. Следование законам Дао — это путь жизни и блаженства.
Практичные китайцы поняли даосизм как изучение законов природы и мироздания. Даосам — мудрецам, постигшим Дао, приписывалась вечная жизнь и разнообразные магические умения. Именно даосизм породил дальневосточную алхимию, основным интересом которой был не «философский камень» европейских алхимиков, а поиск «эликсира бессмертия». Даосов, достигших бессмертия, называли «сэннин». Считалось, что они, как ямабуси, живут отшельниками в горах. Разнообразные истории о великих даосах и о рецептах бессмертия пересекли море и стали очень популярны в Японии.
Во многом именно на этих легендах основывается искусство Оммёдо («Путь гармонии Инь и Ян») — японское искусство призвания и управления демонами, предсказания судьбы, астрологии, магического исцеления и так далее.
Христианство
Христианство пришло в Японию в середине XVI века, вместе с католическими миссионерами Франсиско Хавьера. Знаменитый японский военачальник и князь Ода Нобунага поддержал христиан и сам принял эту веру, так как нашел в них материальную опору (поставки огнестрельного оружия) для борьбы со своими врагами.
После прихода к власти клана Токугава с христианами стали безжалостно бороться. Христианство было запрещено до Реставрации Мэйдзи в 1867 году, когда была объявлена свобода совести.
В настоящее время около одного процента населения Японии считают себя христианами. Тем не менее, такой атрибут христианства как «венчание» становится сейчас все более и более популярен, так как оказывается намного дешевле свадьбы по традиционному обряду. Многих из участвующих в христианских обрядах привлекает не религиозная, а эстетическая сторона богослужения. Поэтому неожиданно значительной популярностью в Японии пользуется православие.
Секты
Уже в середине XIX века в Японии начался постепенный кризис традиционных религий. Синтоизм и буддизм перестают отвечать насущным религиозным потребностям многих (особенно молодых) японцев. Поэтому на сцену начали выходить разнообразные «новые секты» разной степени радикализма. Для них характерны безусловный культ Учителей — руководителей сект, упрощение богослужения и вероучения, готовность верующих отдать все, что у них есть (включая жизнь), на благо секты, фанатизм, нетерпимость к другим религиям, вера в скорый Конец Света.
Наиболее известной сейчас такой сектой является Аум Синрикё, основанная Асахарой Сёко. Впрочем, обычно секты не занимаются терроризмом и не особенно мешают жить тем, кто в них не входит.
Взаимовлияние религий
В отличие от культур стран Запада, в культуре Японии наблюдается значительное пересечение и взаимовлияние всех ее религий. Несмотря на периодически вспыхивавшие религиозные конфликты и споры (обычно за близость к государственной власти), большую часть времени этим вероучениям приходилось сосуществовать. Особенно близко пересечение буддизма и синтоизма — как уже отмечалось, часто один храм является местом поклонения и буддам, и ками.
В течение жизни японцы часто отправляют обряды разных религий в разных жизненных ситуациях. Скажем, женятся по христианскому обряду, а хоронят по буддийскому. Это совершенно естественно и не вызывает никаких трудностей. Связано это именно с тем, что религия прежде всего ассоциируется с определенной обрядностью (разного характера, эстетики и стоимости), и японцы просто проявляют завидную практичность. Цель же всех вероучений полагается одинаковой — снятие жизненных осложнений, а потому и противоречий не возникает…
Праздники и традиции Японии
Сейчас в Японии 14 государственных праздников (выходных дней) и еще множество традиционных, религиозных и местных праздников и фестивалей. Некоторые из них возникли совсем недавно, некоторые отмечаются уже тысячу лет.
Отметим, что с большинством праздников в Японии поздравлять не принято — они просто отмечаются. Поздравляют японцы друг друга обычно в связи с важными событиями в жизни — с днем рождения, зачислением в старшую школу, поступлением в институт, рождением ребенка.
По всем «личным» поводам принято дарить подарки. Также подарки дарят в конце года (осэйбо) и в середине лета, во время праздника Бон (отюгэн). Обычно в качестве подарка выступают различные полезные вещи: мыло, полотенца, еда, спиртное, экзотические фрукты. При этом не принято делать подарок чересчур «личным», указывающим как на отличное знание жизни одариваемого, так и на личность дарителя.
Более всего ценится не сам подарок, а его внешний вид — красивая упаковка. Подарки никогда не разворачиваются в присутствии дарителя, чтобы ненароком его не обидеть. Также от подарков не принято отказываться.
Праздники января
1 января — Новый Год (Гандзицу), государственный праздник и одно из самых пышных торжеств в течение всего года. Празднование продолжается с 30 декабря по 3 января. В ночь Нового Года проводится моление хацу-модэ, во время которого люди молятся о счастье в будущем году. Японцы обмениваются поздравительными открытками и делают друг другу подарки.
Ночью первого января обычно никто не спит, поэтому первый сон нового года приходится на 2 января. Хацу-юмэ («первый сон в году») считается пророческим и рассматривается как гадание об удаче на весь год. Самые лучшие сны — гора Фудзи или богатство.
2 и 3 января проводится двухдневная марафонская эстафета «Экидэн» (название происходит от древней курьерской системы связи) между городами Токио и Хаконэ (туда и обратно — 216,4 км, разделенные на 10 этапов). Она проводится с 1917 года в честь переезда в 1867 году императорского двора из Киото в Токио и является одним из важнейших событий спортивной жизни Японии.
7 января в японских семьях готовят рисовую кашу с «семью весенними травами» (хару но нанакуса). Состав этих трав зависит от местности. Считается, что эта каша наполняет тело силой на весь год.
11 января японцы разбивают оставшиеся от Нового Года и уже засохшие декоративные рисовые колобки-моти (ритуал Кагами-бираки). Обычно два таких колобка хранятся все праздники в семейном алтаре. Из их остатков варят суп и едят его, посвящая трапезу божествам. Важно именно разбить колобок, а не разрезать его (это уже будет дурной знак).
Во второй понедельник января (до 2000 года — 15 января) отмечается День совершеннолетия (Сэйдзин но хи). Это государственный праздник для всех, кому в прошедшем году исполнилось 20 лет. С этого возраста японцы получают законное право голосовать, курить и употреблять спиртное. До 1876 года совершеннолетие наступало в 15 лет для юношей и в 13 лет для девушек.
В течение всего января японцы поклоняются и молятся Семи Богам Удачи.
Праздники февраля
3 или 4 февраля празднуется Сэцубун (канун нового года по старому календарю). В ночь на Сэцубун в домах устраивается церемония Мамэ-маки («метание бобов»). Дети наполняют чашки бобами и разбрасывают их по комнатам, читая заклинания, отпугивающие демонов-они. В конце церемонии каждый съедает столько бобов, сколько ему лет. Этот обряд прогоняет демонов и гарантирует здоровье в течение сего года.
4 или 5 февраля празднуется Китайский Новый Год или Риссюн — Начало весны. С этого дня в Японии начинаются полевые работы.
11 февраля — государственный праздник День основания государства (Кигэн-сэцу). Он был учрежден в 1873 году в честь коронации императора Дзимму. Праздник был отменен после Второй мировой войны и восстановлен в 1966 году.
14 февраля — День Святого Валентина. В Японии в этот день девушки и женщины дарят своим возлюбленным шоколадки-хонмэй, а своим друзьям и коллегам — шоколадки-гири. Тип шоколадки надписывается на поздравительной открытке. Этот праздник отмечается шоколадом с 1958 года.
Праздники марта
3 марта — Фестиваль кукол (Хина мацури). Это праздник для маленьких девочек. В этот день в домах устраиваются небольшие выставки кукол в одеждах периода Хэйан. Если не убрать этих кукол после окончания праздника, то дочери долго не выйдут замуж. Кукол обычно либо прячут в шкаф, либо выбрасывают в реку и молятся, чтобы куклы приняли на себе все беды, которые могут выпасть на судьбу девочек.
14 марта — Белый день. В этот день мужчины дарят женщинам белый шоколад в благодарность за подарки на День Святого Валентина. Праздник отмечается с 1965 года.
20 или 21 марта — День весеннего равноденствия (Сюмбун но хи). Недельный период, начинающийся за три дня до Дня весеннего равноденствия, называется Хиган. В это время японцы посещают могилы предков. С этого дня на юге Японии начинает цвести сакура.
В марте начинаются крупные японские фестивали детской анимации.
Праздники апреля
8 апреля — День рождения Будды (Камбуцу-э) или Фестиваль цветов (Хана мацури). Это буддийский праздник, в этот день буддийские храмы украшаются цветами, а прихожанам раздаются особый цветочный чай-аматя. Считается, что он обладает магической силой, им пишут различные заклинания-обереги. Этим чаем также поливают статуи Будды. По легенде сразу после рождения девять небесных драконов оросили голову малыша водой. Эту легенду и воспроизводит обряд. Цветы же символизируют сад Лумбини, в котором родился Просветленный.
29 апреля — День зелени (Мидори но хи). Это государственный праздник любви к природе. До 1988 года он отмечался как День рождения императора Сёва. После смерти императора в 1989 году он был переименован в День зелени, потому что покойный император очень любил природу. В этот день по всей Японии сажают деревья. С 29 апреля начинаются праздники «Золотой Недели».
На протяжении марта, апреля и мая японцы устраивают ханами — любование цветением сакуры. Для этого они обычно выезжают за город на пикники.
Праздники мая
С 29 апреля по 5 мая в Японии проходит неделя государственных праздников под общим названием «Золотая Неделя». 1 мая — Первое Мая. 3 мая — День конституции (Кэмпокинэмби), который отмечается с 1947 года. 4 мая также объявлен государственным праздником, чтобы не нарушать неделю. ^_^ «Золотая Неделя» считается идеальным временем для отпусков — в Японии в это время самая лучшая погода.
5 мая — государственный праздник День детей (Кодомо но хи). Раньше он был праздником только для мальчиков. В этот день семьи, где есть мальчики, вывешивают на улицу ветряные вымпелы в виде карпов (койнобори). Карп считается символом мужества, силы и успеха, потому что может плавать против течения.
Второе воскресенье мая — День матерей. Этот праздник японцы заимствовали у американцев и начали его отмечать с 1913 года (с перерывом на войну). Дети в этот день дарят своим мамам подарки и цветы и помогают им с домашним хозяйством.
Праздники июня
1 июня — начало сезона ловли пресноводной форели (продолжается до сентября).
4 июня — День борьбы с кариесом. В течение недели дантисты посещают школы и рассказывают о вреде кариеса и о том, как правильно чистить зубы.
Третье воскресенье июня — День отцов. Как и День матерей, этот праздник пришел из США. В этот день дети дарят своим отцам подарки, обычно галстуки, бумажники, зонтики и так далее. Также некоторые школы организуют в этот день занятия, чтобы отцы (которые в будние дни работают) смогли придти в школу и посмотреть, как их дети учатся.
С начала июня до середины июля в Японии — летний сезон дождей (Цую).
Праздники июля
1 июля — открытие сезона восхождений на гору Фудзи (Ямабираки). На вершине горы находится почта, и любой желающий может отправить с него письмо, чтобы доказать знакомым, что он действительно был на вершине Фудзи.
7 июля — праздник Танабата или Фестиваль звезд. Согласно легенде, в эту ночь встречаются звезды Пастуха (Альтаир) и Пряхи (Вега), обычно разделенные Млечным Путем. На ночь японцы загадывают желания, пишут их на узких полосках бумаги и привязывают к стеблям бамбука. В некоторых районах страны этот праздник отмечается 7 августа.
20 июля — День моря (Уми но хи). Он был объявлен государственным праздником только в 1996 году, но отмечался с 1941 года в память о возвращении императора Мэйдзи в порт Иокогамы из поездки по северной Японии в 1876 году. Теперь в этот день начинаются летние каникулы.
Праздники августа
15 августа — День памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы (9 августа 1945 года) и Нагасаки (9 августа 1945 года). В этот день Япония официально капитулировала.
В середине августа проводятся дни, посвященные празднику Бон — Дню предков. Считается, что в эти дни предки посещают дома, в которых раньше жили. Для них зажигаются специальные приветственные костры мукаэ-би, которые в конце праздника сменяются прощальными кострами окури-би. Иногда окури-би зажигают в лампах и спускают по воде. В буддийских храмах служится церемония Урабон в честь покойных предков. По всей Японии в эти дни люди танцуют особый хороводный танец Одори, исполняемый в национальных костюмах. На праздник Бон часто предоставляются отпуска для посещения могил предков. Во время праздника Бон принято дарить друг другу подарки.
В течение всего августа в Японии организуются ночные фестивали фейерверков.
Праздники сентября
31 августа или 1 сентября — день Нихяку тока — начало сезона тайфунов. До этого дня должна закончиться уборочная, иначе урожай погибнет. По традиции этим днем считается 210-й день со времени праздника Риссюн.
Помимо тайфунов, в сентябре также начинается осенний сезон дождей (Акисамэ).
1 сентября 1923 года произошло Великое землетрясение Канто, в котором в окрестностях Токио погибло 140 тысяч человек, а сам Токио был разрушен. В 1960 году этот день объявлен Днем борьбы со стихийными бедствиями. В этот день в школах проводятся тренировочные эвакуации школьников. Обычно ими заканчивается церемония начала нового триместра. ^_^
15 сентября — государственный праздник День уважения к пожилым (Кэйро но хи). Отмечается с 1951 года и был объявлен государственным в 1966 году.
14 или 15 сентября — День любования полной луной (Тюсю но мэйгэцу). В этот день едят пончики в форме полной луны. Праздник посвящен богу Луны Цукиёси.
23 или 24 сентября — День осеннего равноденствия (Сюбун но хи). Недельный период, начинающийся за три дня до Дня Осеннего Равноденствия, называется Хиган (как и весной). В это время японцы также посещают могилы предков.
Праздники октября
1 октября — День сбора пожертвований в пользу бедных. Его символом является красное перо, и эта традиция пришла в Японию из США. В сборе пожертвований участвует множество знаменитостей.
Второй понедельник октября (до 2000 года — 10 октября) — государственный праздник День спорта (Тайику но хи). Учрежден в честь Токийской Олимпиады 1964 года. В этот день проводятся разнообразные спортивные соревнования.
С 27 октября по 9 ноября проходит международная Неделя Книги. Праздник отмечается с 1947 года и заимствован из США.
Праздники ноября
3 ноября — День культуры (Бунка но хи), государственный праздник. В этот день в 1946 году была опубликована новая японская Конституция. В этот день император присуждает награды в области культуры.
15 ноября — Праздник Сити-го-сан («Семь-пять-три»). В этот день дети в возрасте трех лет, мальчики в возрасте пяти лет и девочки в возрасте семи лет посещают синтоистские храмы и молятся о долголетии. В древности в три года детям переставали брить голову наголо, в пять лет мальчиков впервые одевали в шаровары-хакама, а девочкам в семь лет впервые повязывали пояс-оби. Поэтому сейчас дети обычно приходят в храмы в национальных костюмах. После посещения храма родители покупают детям конфету долголетия — титосэ амэ. Она продается с сумкой, на которой изображаются аист и черепаха — древние символы долгой жизни. Буквально «титосэ» значит «тысяча лет».
23 ноября — государственный праздник День благодарения труду (Кинроканся но хи). Он учрежден в 1948 году в честь древнего Фестиваля урожая (Ниинамэсай). Во время этого праздника император благодарил богов за урожай риса и символически делил с ними трапезу. Сейчас этот праздник также связан с гарантиями занятости и прав человека.
Праздники декабря
23 декабря — государственный праздник День рождения императора (Тэнно тандзиоби).
25-28 декабря — изготовление рисовых колобков-моти для того, чтобы съесть их на Новый Год. Моти считаются воплощениями духа риса. Поедание их — причащение к его божественной силе.
31 декабря — церемония Омисока, очищение дома перед Новым Годом. Дом тщательно моется и убирается, выбрасывается весь мусор. В ночь на Новый Год едят длинную лапшу тоси-коси («переходящая из года в год»), чтобы жизнь длилась так же долго, как эта лапша. В полночь в буддийских храмах 108 раз бьют в колокол, чтобы преодолеть 108 страстей, мешающих людям достичь Просветления. Эти 108 ударов и отмечают для японцев наступление нового года.