Достопримечательности

На территории современного Таджикистана расположены древние города Пенджикент (известный с VI века), Ходжент, Ура-Тюбе (и поныне славящийся изделиями местных мастеров-ремесленников), Исфара, Канибадам и др. Достоянием таджикской истории и культуры являются также архитектурные памятники городов соседнего Узбекистана (Самарканд, Бухара и др.), с которым Таджикистан долгое время был единым государством. В самом Таджикистане стоит отметить такие памятники, как Гиссарская крепость, мавзолей Ходжа Машхад, Аджина-Тепе с остатками буддийских монастырей VII-VIII веков.

Столица Таджикистана – Душанбе, расположен в живописной и плодородной Гиссарской долине, на высоте 750-930 м. над уровнем моря. Первые письменные источники, упоминающие о Душанбе, относятся к началу XVII века (в черте города обнаружено множество археологических памятников греко-бактрийского преиода II в. до н. э., следы средневековых поселений VI-VIII вв. и др.), фактически-же Душанбе образовался в 1924 г. в результате слияния трех селений: Сариосие, Шохмансур и Душанбе. Это очень зеленый город, практически целиком созданный руками человека в предгорном поясе. Улицы из современных домов, построенных с учетом сейсмичной активности этих мест, живописно взбираются по склонам окрестных гор. Это одна из самых высокогорных столиц мира и один из крупнейших культурных центров в Азии. В столице работают 5 театров (Оперы и балета, Академический Театр драмы, Русский Драматический, Молодежный театр и др.), филармония, цирк, более 70 кинотеатров и киноустановок, киностудия «Таджикфильм». Здесь же находится Государственная библиотека им. Фирдоуси, более 180 общественных библиотек, 5 музеев, радио и телецентр, десятки дошкольных учреждений и т.д. – то есть для Центральной Азии это воистину один из крупнейших образовательных и научных центров.

Среди достопримечательностей города – Памятник Исмоилу Сомони на площади Озоди, Памятник Абуали ибн Сине, Мавзолей Садриддина Айни, Проспект Рудаки, Городской парк, Библиотека имени Фирдоуси, Театр Оперы и балета им. С. Айни, Чойхона «Рохат», Памятник Рудаки, Исторический музей (кстати, тоже один из лучших в Азии!!) и памятник Садриддину Айни. Музей Этнографии — настоящая «витрина» тaджикского искусства с впечатляюшей экспозицией глиняной посуды, ковров, драгоценностей и музыкальных инструментов всех исторических эпох Таджикистана. Таджикиский Объединенный Музей проводит интересные выставки по истории, естествознанию и искусству этой земли. Большой закрытый рынок Баракат – центр деловой активности столицы, типичный восточный базар со всеми присущими в таком случае атрибутами.

Ходжент (Худжанд) — столица северного Таджикистана и второй по величине город в стране, а также один из самых старых городов в Азии (как гласит легенда, он был основан Александром Македонским более 2300 лет тому назад, многие ученые относят его основание к концу VI в. до н. э.). Находясь во входе в Ферганскую долину, город всю свою многовековую историю наслаждался процветанием и богатством, являясь одним из главных центров Великого Шелкового пути. Эта эпоха оставила за собой многочисленные дворцы, великие мечети и городскую цитадель, которая, впрочем, не устояла перед монголами, захватившими и разрушившими город, погрузив его в забвение в XIII-м столетии. Защищенный Фанскими горами, Ходжент сумел избегнуть разрушительного воздействия гражданской войны в наши дни, и всегда был относительно безопасен для путешествия. Он и сейчас остается богатейшей частью страны, производя две трети индустриальной продукции Таджикистана. Это удобный, расслабляющий город, со смягчающей местный жаркий климат рекой, а многочисленные парки делают город достаточно зеленым местом, что позволяет без излишнего напряжения посвятить ему день или два. Главный базар Ходжента – Панчанбе, типичный центрально-азиатский рынок, который буквально перенасыщен достопримечательностями, звуками и запахами. Скромная, относительно современная мечеть, медресе и мавзолей Шейха Массала (Муслехеддина) также стоят посещения.

Пенджикент являлся одним из самых развитых городов в древней Центральной Азии. Архитектурные памятники Согда (V-VII вв.) являются шедеврами, которые определяют роль и место искусства таджиков в системе общекультурных достижений народов Востока. Архитектурная композиция дворцов и храмов Пенджикента, по мнению исследователей, уникальна и не имеет аналогов ни в Средней Азии, ни в других странах Востока.

Памир, известен в местном масштабе как Бам-И-Данья («Крыша Мира», на фарси — «Па-ми-ихр», что можно перевести как «Подножие бога Солнца»), и как только Вы окажетесь на Памире, то происхождение этих поэтических названий сразу проявится в той величественной панораме, что откроется Вашему взору. Памир – это тот самый узел, от которого расходятся в разные стороны самые высокие в мире горные системы, включая Каракорум и Гималаи на юге, Гиндукуш на западе, и Тянь-Шань на северо-востоке. Сеть глубоких и широких долин лежит среди горных пиков высотой до 7000 метров и выше, многочисленные плато пересекаются ущельями стремительных горных рек, а искореженные титаническими силами земли обрывы сияют всеми цветами радуги от выходов рудных жил, но сам Памир, к сожалению, слишком высок для человеческого поселения – это царство альпинистов и снежного барса. Склоны и долины населены редкими горными существами типа горного барана (уриал и архар) или горной козла (киик), неуловимого снежного барса (ирбис) и даже более неуловимого «гигантского снежного человека», о котором здесь слагают легенды, но которого (пока??) никто не видел.

Памирцы, населяющие высокогорные долины, говорят на множестве диалектов и исповедуют исмаилизм – отделившуюся ветвь ислама. Они не имеют никаких мечетей, никаких клерикалов и никаких еженедельных церковных праздников, а сам быт их крайне суров и беден. Тем не менее, естественная склонность местных жителей к гостеприимству при столь бедных условиях жизни, просто поражает многих путешественников. Так как путешествие в Памирской области сопряжено с рядом препятствий (типа абсолютного недостатка транспорта и продовольствия), для испытавших это гостеприимство в ходе посещения Памира – это одно из самых сильных впечатлений.

В горах есть множество изолированных от окружающего мира так называемых «приютов» и ферм на горных маршрутах, и они работают как примитивные пансионы. Вам предложат место под крышей, овчинное одеяло и горячий «шер чай» — чай с козьим молоком, солью и маслом. Чтобы избегнуть острого дискомфорта от того, что хозяин только что зарезал ради Вас своего последнего цыпленка, необходимо иметь с собой запас продовольствия, чтобы им рассчитаться с хозяином, так как никаких магазинов на Памире нет, и деньги тоже имеют малую цену, здесь в ходу только бартер.

Главный город в области – Хорог, столица автономной области Горный Бадахшан. Город находится на высоте 2000 м. над уровнем моря, и «разбросан» по склонам ущелья реки Гунт. Полет от Душанбе до Хорога – одно из наиболее острых и волнующих (или ужасающих, в зависимости от вашего доверия к таджикским пилотам) впечатлений, которое Вы когда-либо будете иметь. Большую часть 45-минутного полета самолет скользит по горным долинам, чуть не цепляя плоскостями склоны гигантских горных пиков, пролетая к ним так близко, что за крыльями поднимаются снежные вихри.

Памирское Шоссе – особая дорога, наверное, это самый высокогорный постоянный тракт в мире. Маршрут от Хорога до Оша по Памирскому Шоссе обычно «дарит» туристам столько впечатлений, что многим этот двухдневный (728 км.) маршрут кажется самым ужасным, что когда-либо с ними происходило. Дорога изобилует многочисленными мучительными остановками, ужасным качеством дорожного полотна, постоянными изгибами и «шпильками» трассы, проходящей порой настолько близко к краю многосотметровых пропастей, что одно из колес автомобиля зависает над бездной, никакого ограждения по всей длине трассы практически не существует, так как многие участки были разорваны оползнями и лавинами. По сути дела, от дороги остались только сомнительные, глубоко изрытые колеи, заполненные замороженной грязью, но тем не менее по этой ужасной трассе ежедневно проезжают десятки автомобилей, двигаясь поперек Памирского плато и пересекая 4655-метровый перевал Ак-Байтал. Многих успокаивает статистика, согласно которой за последние 20 лет на трассе не было ни одного происшествия, связанного с халатностью водителей, все опасности на трассе связаны только с боевыми действиями, отголоски которых, бывает, долетают и до этих заоблачных высот.

ку-ку

Преимущества работы с нами

Мы работаем на рынке Украины уже более 18 лет

Информация о нас                    Нас рекомендуют                   Партнеры на Украине

За это время мы собрали самую полную базу визовой информации.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей