Отзывы клиентов (Соломоновы острова)
Въезд на Кирибати
Ввоз национальной и иностранной валюты не ограничен, более A$10000 подлежат декларированию.
Разрешен беспошлинный ввоз до 200 сигарет или 225 гр. табака или сигар; до 1 л крепких спиртных напитков и до 1 л вина (только лицам в возрасте старше 21 года); разумное количество парфюмерии для личного использования (декларируется); одного бинокля, одной фотокамеры и до 6 катушек пленки; 1 кинокамеры и до 200 метров кинопленки; одного радиоприемника, одного магнитофона, одной пишущей машинки (декларируются) и разумное количество спортивного оборудования для личного использования (декларируется).
Запрещен ввоз продуктов питания из азиатского региона и домашних животных. Фрукты, овощи, изделия из дерева, растения и семена подлежат досмотру. Запрещен вывоз образцов растений и животных, находящихся под охраной государства, а также изделий из раковин и кораллов, хотя все эти ограничения на практике применяются крайне редко.
Полезное о стране
Особенности отдыха
Одинокая женщина в обществе островитян — почти неслыханное явление. Поэтому женщинам не рекомендуется передвигаться по стране в одиночку. Большинство зданий и отелей не имеют системы горячего водоснабжения. Некоторые отели оснащены системой солнечного нагрева, которая подает теплую воду только в дневные часы.
Одежда и внешний вид
Бикини и открытые купальные костюмы за пределами пляжей недопустимы. Нагота и чрезмерно откровенные купальные костюмы согласно местному законодательству запрещены.
Электричество
Напряжение в электросети составляет 240 В, 50 Гц. Стандартными являются круглые розетки австралийского типа с тремя штырьками (Type I). На Киритимати (Остров Рождества) также используются штепсели американского типа. Круглые сутки питание подается только на южную часть Таравы, на остальных островах выработкой электроэнергии занимаются небольшие генераторы или солнечные батареи, поэтому электропитание непостоянно и наблюдаются частые скачки напряжения.
Система мер
Система мер и весов метрическая.
Чаевые
Чаевые не приняты. По местным традициям «взять на чай» значит взять в долг или получить подарок, который в обязательном порядке должен быть возмещен какой-то благодарностью со стороны берущего. Поэтому в качестве чаевых чаще всего используются различные сувениры и лишь в крупных отелях Таравы можно дать «на чай» около 5% от суммы счета.
Уровень цен
Цены на большинство товаров и продуктов питания в Кирибати выше, чем в Австралии или Новой Зеландии, поскольку почти все они импортируются, но рыба и морепродукты дешевы.
Карта Кирибати
Города Кирибати
Тарава
Остров Тарава (остров Кука или Нокс) лежит в центре северной части группы островов Гилберта. При общей площади около 490 кв. км атолл состоит из 22 «больших» островов, из которых 8 населены, и 17 мелких рифов общей площадью всего 21 кв. км, образующих почти треугольное кольцо вокруг мелководной центральной лагуны. Самый большой остров атолла — Южная Тарава, простирается по всей южной стороне «треугольника». Южная Тарава по местным меркам сильно урбанизирована, если можно назвать этим словом скопление домов в традиционном полинезийском стиле, многие из которых стоят на сваях прямо в воде. Три почти слившихся друг с другом городских центра Таравы — Бетио, Баирики и Бикенибеу, образуют единый конгломерат. Здесь находится столица государства — Баирики и единственный международный аэропорт Бонрики. Это же и одна из наиболее населенных областей в Тихом океане — здесь проживает около 30% населения всей страны.
Баирики возникла после слияния нескольких деревень на юге Таравы и связана с соседними островами цепочкой мостов общей протяженностью около 32 км. В Баирики расположены офисы правительства, канцелярия и резиденция президента, здание Парламента, Центральный почтамт, офисы почти десятка банков, Государственная библиотека и архив, Национальный попечительский фонд, Туристический офис Кирибати, самый большой «манеаба» (общинный дом) в стране и различные официальные учреждения. Неподалеку, на Бонрики, расположен международный аэропорт, а в Темаку высится новая Центральная больница и садки для рыбы. Общественный центр Таравы, а с ним и всего Кирибати — футбольное поле. Его крытая трибуна — самое большое строение в стране. Рядом, в ее тени, ютится скромный президентский дворец, здания старой резиденции колониальных властей и такая же древняя тюрьма.
В Бикенибеу находятся старая Центральная больница, Министерства просвещения и сельского хозяйства, штаб-квартира авиакомпании Эйр-Кирибати, педагогическое училище, отель Ориенталь и новый Культурный Центр, содержащий обширную коллекцию изделий местных промыслов.
Бетио
Остров Бетио — наиболее густонаселенное место Кирибати и один из главных промышленных центров страны — здесь имеется порт, судоверфь и главная электростанция. Это совершенно плоский и практически голый остров, почти всю центральную часть которого занимает широкая полоса аэродрома Хокинс. Вероятно, это один из самых значительных памятников войны на Тихом океане — здесь сосредоточено огромное количество военных реликвий периода знаменитой «битвы за Тараву». 20 ноября 1943 года, после почти семидневной огневой подготовки сил флота и морской авиации, на Тараву высадились части морской пехоты США. На Бетио располагалась основная база японской армии, поэтому здесь развернулись кровопролитные бои, в ходе которых обе стороны потеряли почти 5000 человек. 24 ноября 1943 года Бетио, а с ним и вся Тарава, пали.
Свидетельств тех боев на острове осталось немало, они здесь встречаются практически на каждом углу. Сегодня, по прошествии более 60 лет, на океанской стороне Бетио можно увидеть остатки четырех восьмидюймовых орудий береговой обороны и противодесантные сооружения. Такие же позиции сохранились в Темакине и Такоронга на западной и восточной оконечностях острова, а также у протестантского кладбища. Целая череда полуразрушенных ДОТов тянется практически по всему внешнему обводу Бетио. На морском дне до сих пор можно найти разбитые самолеты и десантные боты, а оружие и боеприпасы находят на острове чуть ли не еженедельно. Памятниками жесточайшему сражению на Тараве являются и Мемориальная часовня в деревне Абаокоро и Мемориал Героям Заставы, установленный в память о 22 британских служащих, зверски убитых японцами 15 октября 1942 г. На этом небольшом острове, имеющем в длину всего 3 км, захоронено более 5500 жертв войны, поэтому ухоженные военные кладбища с рядами деревянных надгробий считаются самой внушительной особенностью Бетио.
На мелких островках Таравы тоже кипит жизнь — на Эите расположены средняя школа Морони, церковь и небольшой рыбный рынок, на Амвоне — гольф-клуб с 9 полями и садки для рыбы, на Теаоререке — штаб-квартира католической церкви и колледж Сен-Луи, на Антебука — Универсам Кирибати и автосалон «Тарава-Моторс», а на крохотных рифах северной части высятся многочисленные свайные дома, которые многие туристы с удовольствием используют для проживания. Многочисленные острова соединяет единственная улица, идущая то по суше, то по мостикам через проходы в рифе. По одну сторону Мэйн-Стрит лежат бирюзовые и молочно-белые воды лагуны, по другую — открытый океан. А штормовую погоду океанские валы свободно перекатываются через небольшие острова.
Табитеуеа
Самый большой из внешних атоллов южной группы Гилберта, Табитеуеа или Бишоп-Айленд (400 км южнее Таравы) состоит из двух крупных островов — Меанк (северный) и Маиаки (южный) общей площадью 38 кв. км. Атолл считается одним из самых красивых мест Кирибати и самым большим атоллом группы Гилберта — обширную бирюзовую лагуну длиной почти 65 км окружает ожерелье маленьких островов, образующих целый лабиринт рифов и проходов общей площадью около 38 кв. км. Климат здесь более жаркий и сухой, чем на Тараве, поэтому земля беднее, а урожаи скудны, но, тем не менее, это самый густонаселенный атолл южной группы Гилберта (около 4,5 тыс. жителей).
Жители Табитеуеа утверждают, что их остров был тем самым первоостровом, с которого пошли все «народы моря» в Тихом океане. «Мместо творения» находится на острове Маиаки, где якобы произрастало мифическое «Дерево Королей», один из корней которого пророс на Самоа в виде священного дерева Те-Каин-Тикуаба. Именно отсюда, по мнению местных жителей, началось заселение Таравы, Самоа и Фиджи. Так это или нет, конечно, никто не знает, но определенные доказательства центрального места Табитеуеа в системе мифологии микронезийцев отмечали еще первые миссионеры, даже простой перевод имени острова («вождей нет») указывает на его важное место в мифологии островитян. Местные жители всегда считались самым воинственным племенем в регионе, не раз и не два вступавшим в открытое противостояние с европейцами. В 1879-1881 гг. христианские миссионеры во главе с Хайремом Бингамом не раз провоцировали здесь настоящую резню между христианским севером и исповедующим традиционные верования югом, в ходе которой было убито более тысячи человек с обеих сторон.
Традиционная культура здесь все еще сильна, народные танцы, пение и магия по-прежнему играют существенную роль местной жизни. Местные жители даже заслужили прозвище «сицилийцев Тихого океана», что вызвано сложной обрядностью и повышенным чувством собственного достоинства, присущего островитянам. Но это и единственный остров в группе Гилберта, имевший собственную тюрьму, а также целых два аэропорта, один на севере, другой на юге — противостояние северян и южан не изжито до сих пор.
Беру
Остров Беру лежит в 96 км восточнее Табитеуеа и в 426 км юго-восточнее Таравы. Это, пожалуй, единственный остров, а не атолл, в составе южной группы Гилберта. Первым европейцем, которому приписывают открытые Беру в 1826 г, был капитан английского китобойного судна Джон Клерк. Остров длиной 14 км при ширине 4 км в самый широкой части, занимает восточную сторону молодого рифа, который расширяется в западной части, образуя маленькую мелководную лагуну Нука. Лагуна окружена садками для рыб, а свободное побережье занято мангровыми лесами общей длиной почти 3 км.
Как и Табитеуеа, Беру считается одной из колыбелей местной культуры. В традиционной мифологии творец Нарео создавал расу людей на Беру и первые из них — Табуримаи и Рики, увидели свет именно здесь. Они и их потомки стали жителями этих островов, от них же ведут свою родословную наиболее влиятельные кланы страны. Здесь же Нарео построил и первый «мванеаба» или «манеаба» (общественный молитвенный дом) Табонтебике. А сам остров был сделан из шипа дерева На-Атибу или Те-Каинтикуаба («Дерево Жизни»). Именно с Беру в середине XVI в отправилась колоссальная по местным меркам флотилия вождя Каиту, захватившего почти все острова группы Гилберта, Банабу и даже часть Тувалу. А в наши дни островитяне ловят рыбу и птиц, выращивают корнеплоды и с удовольствием учат немногочисленных пока туристов сложному ремеслу рыбалки в открытом океане.
Бутаритари
Атолл Бутаритари («запах моря») или Макин лежит в 100 км северо-западнее от Таравы и считается одним из самых больших атоллов в островах Гилберта — его размеры составляют около 30 на 15 км при площади около 13,6 кв. км. Почти квадратный атолл состоит из непрерывной и очень узкой полосы суши (не более 350 м шириной). Глубокая лагуна Бутаритари открыта в океан широким проходом, в котором высится несколько мелких островов, образующих довольно сложный фарватер. По южному берегу лагуны тянутся мангровые болота, а с северной стороны риф значительно понижается, образуя изрезанную каньонами подводную возвышенность. Это одно из самых влажных мест в стране — здесь выпадает от 1,5 до 4 метров осадков в год, поэтому это и один из самых зеленых островов Кирибати.
Прославил Бутаритари Роберт Луи Стивенсон (1850-1894 гг.), который жил здесь в конце XIX столетия. Также это и одна из лучших гаваней в группе Гильберта. Главная деревня острова носит то же название и является вторым по величине населенным пунктом в стране (население около 2200 человек), а всего на острове проживает около 4000 человек. Но, наверное, главная достопримечательность Бутаритари — растущее только здесь хлебное дерево, чьи плоды жарят особым образом, получая самое известное местное лакомство — «бикираро» или «мотин-уэ». Можно нанять каноэ и отправиться к близлежащему острову Макин через потрясающе красивый риф. А можно и посетить места сражений, которые разгорелись на острове в 1942 году, когда группа американских морских пехотинцев предприняла обходной маневр в тыл японских позиций, чтобы отвлечь внимание врага от планировавшейся высадки на Соломоновы острова. До сих пор на Бутаритари сохранились обломки около двух десятков самолетов, в том числе японский гидросамолет, лежащий на небольшой глубине возле деревни Бутаритари, и другие военные реликвии.
Абемама
Остров Абемама расположен в центральной части Кирибати, в 80 км к юго-западу от Таравы. Центральный атолл имеет площадь 16 кв. км, население в 3700 человек, и состоит из глубокой центральной лагуны, окруженной островами на севере и востоке, что дает ему общую площадь 28 кв. км.
Остров известен как место провозглашения Декларации Протектората британской короны над островами Гилберта (27 мая 1892 г), а также как «остров Стивенсона», хотя писатель и его жена жили здесь всего 1 год — в 1889-м. В 1911 году Абемама была объявлена «Колонией короны» и долгое время считалась почтовой и военной столицей островов Гилберта, благо удачное географическое положения обеспечивало ей некоторые преимущества в этих аспектах. Главными достопримечательностями острова считаются многочисленные следы боев Второй Мировой войны, несколько патриархальных рыбацких деревушек и эндемичная разновидность крошечной желтой «лающей» лягушки.
Арорае
Арорае или Хоуп-Айленд — самый южный остров в группе Гильберта. Это низкий и плоский коралловый массив удлиненной формы, примерно 9 км в длину и 1 км в ширину при площади 9,5 кв. км.
Визитная карточка острова — знаменитые «Навигационные камни Арорае» или Те-Атибу-ни-Борау. Девять вертикально поставленных плоских коралловых плит, расположенных на далеко вдающемся в океан мысе, настолько древние, что даже у местных жителей нет легенд, объясняющих их происхождение. Считается, что их расположение повторяет традиционные вектора маршрутов микронезийских мореходов, и потому они являются ничем иным, как репером навигационной системы древних покорителей Великого океана. Кстати, по всему острову разбросано множество других плоских камней, но они по большей части представляют собой разграничительные знаки участков земли или кокосовых рощ, однако на других островах группы обычаев ставить такие знаки не обнаружено.
Ноноути
Атолл Ноноути (Дог-Айленд или Номутч-Айленд) лежит в 38 км к северо-западу от Табитеуеа, и представляет собой почти непрерывную линию островов по трем сторонам атолла и единственный большой остров Ноумаланг в проходе с западной стороны. Ноноути третий по размерам атолл среди островов Гилберта — его размеры составляют около 35 км в длину и до 15 км в ширину при средней ширине полоски суши в 700 м (площадь атолла около 29,2 кв. км). Лагуна Ноноути имеет 15 км в поперечнике и изобилует камнями, что дают укрытие всевозможной морской живности. Северная часть острова разорвана несколькими узкими проходами, формирующими ряд островков, которые довольно труднодоступны, а потому служат гнездовьями для морских птиц.
Острова Лайн
Острова Лайн представляют собой длинную группу чрезвычайно отдаленных островов, атоллов и рифов, протянувшихся с севера на юг между экватором в центральной частью Тихого океана более чем на 2000 км (а с учетом атолла Джонстолл — и на 4000 км). Всего одиннадцать низменных островов общей площадью всего 425 кв. км занимают участок водной поверхности размером со всю Европу. Острова Лайн представляют собой одну из самых отдаленных островных цепей на Земле, располагаясь на 2800 км западнее Гавайских островов и в 1600 км севернее Маркизских островов, а самый близкий их «сосед» — остров Пенрин (острова Кука) лежит в 610 км к северо-западу от острова Восток. От Таравы же ближайший остров группы Лайн отдален приблизительно на 2600 км.
Восемь островов группы Лайн — Флинт, Киритимати (остров Рождества), Малден (Индепенденс-Айленд), Кэролайн (Миллениум-Айленд), Табуаеран (Фаннинг-Айленд), Тераина (Арапата), Старбак (Баррен) и Восток входят в состав Кирибати. Острова Джарвис, Кингмен-Риф и Пальмира необитаемы и находятся под контролем США как часть Национального комплекса заповедников тихоокеанских островов (также в состав USFWS/PI входят Гавайский Национальный заповедник, острова Бейкер, Хоуланд и Джарвис, а также Национальный заповедник атолла Джонсон).
Геологическая история островов Лайн сложна и плохо изучена. Вулканические по своему происхождению острова явились продуктом деятельности обширной зоны разломов. Но активный вулканизм прекратился приблизительно 37 миллионов лет назад и с тех пор понижение морского дна и эрозионные процессы сильно изменили некогда высокие вулканические пики, и в наши дни только 11 из них возвышаются над поверхностью океана, да и то не более чем на несколько метров. Зато воды вокруг островов являются одними из самых насыщенных морской жизнью в Тихом океане, а сами острова служат важнейшими местами гнездования морских птиц (их колония здесь считается одной из самых больших в мире). Табуаеран и Тераина населены, а более изолированные и засушливые острова центральной и южной групп необитаемы и охраняются как заповедные зоны.
Табуаеран
Табуаеран (Фаннинг-Айленд) — один из наиболее красивых атоллов Кирибати и популярная яхтенная стоянка для судов, путешествующих между Гавайями и Таити. Остров лежит в 3130 км к северо-востоку от Таравы и попасть сюда, не имея судна или самолета, практически невозможно. Когда европейцы открыли для себя этот остров, он был необитаем. Но многочисленные археологические находки на его территории, сделанные в XX веке, явственно указывают на его важное значение в системе миграций тонганцев, посещавших, вероятно, эти места в VI-IX вв. н. э. В XIX столетии компания The Fanning Island Plantations Ltd превратила остров в одну большую кокосовую плантацию, и сейчас на Табуаеране приживает около 1300 жителей. Также остров популярен у аквалангистов, считающих его внешний обвод одним из лучших мест для дайвинга в регионе.
Киритимати
Киритимати (остров Рождества) находится приблизительно в 3300 км северо-восточнее Таравы и в 285 км северо-западнее Табуаерана. Это самый большой атолл в группе Лайн и в мире — его длина составляет около 70 км, ширина — 36 км, а площадь — около 321 кв. км. Этот древний атолл состоит из большого и плоского острова с мелкой лагуной, открывающейся к северо-западу. Во внутреннем (восточном) конце лагуны есть несколько сот маленьких лагун, не имеющих выхода к морю (общая площадь всех лагун составляет около 160 кв. км). Узкая рифовая плита, обрамляющая весь остров, имеет ширину до 120 м, и наиболее широка у северного побережья. Высота же острова не превышает 12 метров.
Остров был открыт Джеймсом Куком 24 декабря 1777 г. Кук и его команда оставались здесь все рождественские праздники, что и определило европейское название острова. Доктор Э. Кристофенсен из команды Кука сделал тогда записи о 24 разновидностях растений и 36 разновидностях птицы, обитающих здесь. С тех пор почти ничего не изменилось — Киритимати по-прежнему является домом и средой обитания морских птиц, которых здесь насчитывается до 20 видов, а общее их количество оценивается в 6 миллионов. Хотя их число заметно уменьшились в последние годы, Киритимати все еще имеет большее разнообразие видов и плотность птиц, чем любой другой океанический остров в мире. Растительность же представлена несколькими видами кустарника, десятком видов трав и кокосовыми пальмами. В некоторых из озер есть рыба, а морская жизнь вокруг рифа и в лагуне просто великолепны.
Остров Джарвис расположен в 350 км юго-западнее Киритимати, а его обширный риф обрамляет мелководную внутреннюю лагуну, служащую домом для одной из самых больших популяций темной крачки в мире. Эндемичная растительность Пальмиры пышна, здесь сохранился один из последних прибрежных лесов пизонии (Pisonia) в Тихом океане, а также обширные заросли папоротников. Песчаная приливная зона Пальмиры обеспечивают отдых и пропитание для тысяч и тысяч мигрирующих морских птиц. Кингмен-Риф представляет собой почти треугольный в плане атолл, а его заповедник охраняет приблизительно 1957 кв. км шельфа и 105 кв. км коралловых рифов.
Банаба (Ошен)
Чрезвычайно отдаленный и изолированный остров Банаба лежит в 430 км западнее группы Гилберта. Каплеобразный атолл, в отличие от большинства островов страны, возвышается над водой на 81 м (самый высокий остров страны) и представляет собой практически голую известняковую скалу площадью 5,7 кв. км. Остров был практически уничтожен горнодобывающей промышленностью, так как фосфатные пласты толщиной под 2 метра покрывали его почти полностью, и к 1979 году, когда Кирибати получила независимость, были полностью выработаны. Для обеспечения добычи почти все жители Банабы были переселены на остров Раби (Фиджи), где они по большей части и проживают до сих пор. А на Банабе живет лишь 280 человек, которые пытаются восстановить свою родину. А ведь до вторжения европейцев это был один из самых интересных островов региона, со своими уникальными традициями и сложной культурой. До сих пор танцоры Банабы (даже в изгнании они продолжают считать себя жителями этого острова) считаются одними из лучших в Тихом океане, а старейшины пользуются уважением всех племенных групп Кирибати. До сих пор для посещения острова требуется одобрение Совета старейшин, а экологический эксперимент, затеянный здесь с целью оценить возможность восстановления пострадавших от влияния человека природных комплексов, может иметь далеко идущие последствия.
Архипелаг Феникс
Архипелаг Феникс или Раваки состоит из восьми островов — Абариринга (Кантон), Эндербери, Раваки (Феникс), Манра (Сидней), Бирни, МакКин, Никумароро (Гарднер) и Орона (Халл). Острова находятся в центральной части Тихого океана, в 640 км к северу от Американского Самоа, и занимают площадь в 11 кв. км. Архипелаг был открыт в 1828 году в ходе плавания одноименного американского исследовательского судна, а 29 июня 1889 г над островами был поднят британский флаг. 18 марта 1937 г острова вошли в состав Колонии Островов Эллис и Гилберта, с 1939 г Великобритания и США управляли архипелагом совместно. В связи с перенаселенностью центральных островов, в 1938-1940 гг. правительство протектората решило заселить необитаемые тогда острова людьми с островов Гилберта. Однако к 1952 г стало ясно, что эта кампания потерпела фиаско, и к 1963 г почти все колонисты уехали на Соломоновы Острова. Сейчас архипелаг Феникс фактически не имеет постоянного населения.
Раваки (Феникс)
Самый восточный из островов архипелага, Раваки лежит в 180 км юго-восточнее Абариринга и в 350 км южнее экватора. Размеры острова невелики — площадь всего 0,5 кв. км при размерах 1,2 на 0,8 км. Невысокий островок (максимальное поднятие в восточной части имеет всего 5,4 м высоты), покрытый травами и низким кустарником, как и многие острова центральной части Тихого океана, представляет собой окруженную приподнятым гребнем пляжа центральную депрессию. В ней раскинулось соленое озеро площадью приблизительно 20 га и множество маленьких пресных водоемов, которые являются единственными участками пресной воды во всем архипелаге. Окружен остров узким рифом шириной не более 100 м от берега.
Раваки служит важным участком обитания морских птиц, которые в отдельные годы собираются в огромные колонии, относящиеся к числу наибольших в центральной части Тихого океана. Здесь гнездится темная крачка (Sterna fuscata), малый фрегат (Fregata ariel), буревестник Одабона (Puffinus l’herminieri) и клинохвостый буревестник (Puffinus pacificus). Каждый из всего полудюжины местных видов растений доминирует над своей областью, что превращает остров в естественный заповедник и лабораторию эволюции.
Абариринга
Абариринга или Кантон-Айленд — самый большой (9 кв. км) и наиболее северный из группы Феникс. Низкий атолл с узкой полоской земли окружает мелководную лагуну в 6 раз превосходящую по площади сам остров. Лагуна размером 5 на 11 км имеет глубину всего 6 м и содержит многочисленные коралловые массивы и целую сеть рифов — рост коралла особенно активен на западной стороне лагуны, напротив единственного прохода в стене рифов. Океанский пляж, тянущийся по всему периметру острова, сложен попеременно белоснежным песком и коралловыми обломками, а возвышенная (до 2 м) средняя часть атолла покрыта низкими травами. Южное побережье занято невысокими кустами сцеволии и сурианы, самыми же крупными растениями на острове считаются деревья «коу» (до 9 м), а также кокосовые пальмы, которых здесь ровно 10. Здесь насчитывается 23 разновидности птицы, а также живут вездесущая полинезийская крыса, ящерицы и раки-отшельники. Воды вокруг рифа богаты морскими обитателями, среди которых наиболее интересны морские черепахи, откладывающие яйца на песчаных берегах Абариринга.
Бирни
Крошечный остров Бирни, расположенный 90 км восточнее Раваки, был обнаружен капитаном Эмментом в 1823 г. Площадь этого крохотного куска коралла всего 0,2 кв. км, а размеры — 1,2 на 0,5 км. Восточная сторона скалиста (высота 1,8 м) и покрыта обломками коралла, а северная плоска и низинна — её покрывают невысокие травы. В центре Бирни лежит крохотная лагуна, чьи воды мелки и очень солоны. Рифы окружают северное, восточное и южное побережья, а на коралловых плитах южного мыса, как говорят, можно обнаружить письмена прежних обитателей острова.
Эндербери
Остров Эндербери лежит северо-западнее Раваки, в 50 км от Абариринга. Невысокий (до 4 м) коралловый массив почти прямоугольной формы, Эндербери имеет площадь 5,1 кв. км и окружен узким коралловым рифом, который не образует лагуны. Большая часть поверхности покрыта ковром трав, кустовых злаков и сиды (Sida). Здесь даже есть несколько крохотных пальмовых рощ, каким-то чудом уцелевших в период разработки фосфатов (запасы их оказались более чем скромны, что в общем-то и спасло природу этого острова). Эндербери — важное гнездовье морской птицы и самая большая зона размножения зеленых морских черепах (Chelonia mydas) в пределах архипелаг Феникс. А самым удивительным обитателем острова является крошечный жучок, скрывающимся среди корней травы. Его ближайшим родственником является жук-короед, обитающий на Гавайях, Самоа и Фиджи, и как он попал на Эндербери совершенно не ясно.
Манра
Атолл Манра (Сидней), лежащий юго-западнее Раваки, обнаружен в 1823 году все тем же капитаном Эмментом. Британский флаг был поднят над островом 26 июня 1889 г. Это самый юго-восточный остров архипелага Феникс, и один из трех атоллов группы, лежащих южнее экватора. Почти треугольный атолл площадью 4,4 кв. км состоит из сравнительно широкого рифа, окружающего маленькую и очень соленую лагуну, не имеющую связи с океаном. В юго-восточном углу атолла, на месте бывших фосфатных карьеров, лежит несколько солоноватых водоемов, которые наполняются водой только в период дождей и штормов. Западная сторона поросла довольно значительным по местным меркам кокосовым лесом, а на северо-восточной стороне высится очень плотный лес из колючих кустарников и невысоких деревьев турнефортии, пизонии, моринды и сцеволии. Фауна Манры подобна близлежащим островам, но менее обильна. Большое разнообразие морской жизни у рифа Манры широко известно, но некоторые рыбы здесь ядовиты.
Самая интересная особенность острова — древние руины, оставшиеся от поселений полинезийских племен. Скрытые среди чащ северо-западного и северо-восточного берегов атолла, многочисленные коралловые платформы и плиты явно говорят о присутствии здесь и полинезийцев, и жителей Микронезии.
Никумароро
Никумароро (Гарднер-Атолл) — самый юго-западный из островов Раваки, находится в 125 км юго-западнее острова МакКин. Имея приблизительно 6 км в длину и до 2 км в ширину, этот красивый овальный атолл площадью 4,1 кв. км образует узкую лагуну. Подобно всем островам группы Раваки, северный, южный и восточный берега атолла находятся под постоянным воздействием прибоя и подвержены штормам, поэтому единственная деревня находится в западной части, у единственного же широкого прохода в лагуну.
Большинство берегов покрыто густыми зарослями невысоких кустарников, даже деревья, произрастающие лишь в северо-западной части атолла и по берегам прохода в лагуну, не достигают высоты более 12 м. Животный мир также обычен для подобных островов — многочисленные птицы, полинезийская крыса, раки-отшельники и кокосовые крабы. На рифе и в лагуне превосходная ихтиофауна, а красота атолла привлекает сюда немало дайверов-экстремалов. А главной тайной острова считается пропажа в этих краях известной американской летчицы Эмилии Ерхарт, которая загадочно исчезла по пути к острову Хауленд в 1937 г, и, возможно, приземлилась и умерла на Никумароро.
Единственным развлечением на островах Раваки, кроме лежания на пляже, являются превосходная морская рыбалка и дайвинг. Сервиса для этого нет никакого, но зато океан вокруг атоллов насыщен разными формами подводной флоры и фауны, а коралловые склоны атоллов, пронизанные подводными пещерами, создают неповторимый подводный ландшафт. Рыбы и другие морские обитатели здесь совершенно не боятся человека, а современные орудия лова неизвестны, поэтому сказочные уловы гарантированы.
Достопримечательности
Байрики
Город Баирики возник после слияния нескольких деревень на юге Таравы и связан с соседними островами цепочкой мостов общей протяженностью около 32 км. В Баирики расположены офисы правительства, канцелярия и дом президента, здание Парламента, Центральный почтамт, офисы почти десятка банков, Государственная библиотека и архив, Национальный попечительский фонд, Туристический офис Кирибати, самый большой «манеаба» (общинный дом) в стране и различные официальные учреждения. Неподалеку, на Бонрики, расположен международный аэропорт, а в Темаку высится новая Центральная больница и садки для рыбы.
Бетио
Остров Бетио — самое густонаселенное место Кирибати и один из главных промышленных центров страны. Здесь находятся порт, судоверфь и главная электростанция. Почти всю центральную часть острова занимает широкая полоса аэродрома Хокинс. Огромное количество военных реликвий периода знаменитой «битвы за Тараву» делает Бетио самым значительным памятником войны на Тихом океане. 20 ноября 1943 года, после семидневной огневой подготовки сил флота и морской авиации, на Тараву высадились части морской пехоты США. На Бетио располагалась основная база японской армии, поэтому здесь развернулись кровопролитные бои, в ходе которых обе стороны потеряли почти 5000 человек. 24 ноября 1943 года Бетио, а с ним и вся Тарава, пали.
Беру
Беру считается одной из колыбелей местной культуры. В традиционной мифологии творец Нарео создавал расу людей на Беру, и первые из них — Табуримаи и Рики увидели свет именно здесь. Именно здесь Нарео построил первый «мванеаба» или «манеаба» (общественный молитвенный дом) Табонтебике. А сам остров был сделан из шипа дерева На-Атибу или Те-Каинтикуаба («Дерево Жизни»). Именно с Беру в середине XVI в. отправилась колоссальная по местным меркам флотилия вождя Каиту, захватившего почти все острова группы Гилберта, Банабу и даже часть Тувалу. А в наши дни островитяне ловят рыбу и птиц, выращивают корнеплоды и с удовольствием учат немногочисленных пока туристов сложному ремеслу рыбалки в открытом океане.
Арорае
Визитная карточка острова — знаменитые «Навигационные камни Арорае» или Те-Атибу-ни-Борау. Девять вертикально поставленных плоских коралловых плит, расположенных на далеко вдающемся в океан мысе, настолько древние, что даже у местных жителей нет легенд, объясняющих их происхождение. Считается, что их расположение повторяет традиционные векторы маршрутов микронезийских мореходов, и потому они являются компасом навигационной системы древних покорителей Великого океана. Кроме того, по всему острову разбросано множество других плоских камней, но они представляют собой разграничительные знаки земли или кокосовых рощ. Правда, на других островах обычаев ставить такие знаки не обнаружено.
Острова Лайн
Острова Лайн представляют собой длинную группу отдаленных островков, атоллов и рифов, протянувшуюся между экватором в центральной частью Тихого океана более чем на 2000 км. Одиннадцать низменных островов площадью всего 425 кв. км занимают участок водной поверхности размером со всю Европу. Острова Лайн считаются одной из самых отдаленных островных цепей на Земле, располагаясь на 2800 км западнее Гавайских островов и в 1600 км севернее Маркизских островов. Самый близкий их «сосед» — остров Пенрин (острова Кука) лежит в 610 км к северо-западу от острова Восток. От Таравы же ближайший остров группы Лайн отдален приблизительно на 2600 км.
Культура
Большинство жителей Кирибати все еще живет в домах, построенных по тому же принципу, что строили 600-700 лет назад, все еще говорит на своем древнем языке, использует многовековые навыки лова рыбы, постройки каноэ, приготовления пищи, поет древние песни и танцует те же танцы, что танцевали их пращуры. Деревенская жизнь на любом из атоллов, несмотря на туристов, парусный спорт, христианство и долгое британское владычество, сохранили присущие этому гордому народу традиции и обычаи. И тем не менее, в последнее время страна все более и более поворачивается к западной цивилизации, принимая не только внешние атрибуты и организации, но и активно встраивается в мировую экономику. Кирибати стоит на распутье и кто знает — сохраниться ли её аутентичность и своеобразие в ближайшее время, или исчезнет под напором безжалостных культур как Старого, так и Нового Света.
Жители островов Гилберта — одни из самых гордых, сдержанных и вежливых в большой семье тихоокеанских народов. Потомки смелых покорителей Великого океана, они навсегда впитали в свою кровь уважение и понимание этого безбрежного водного пространства. Это прекрасные мореходы, до сих пор покрывающие на своих каноэ расстояния в тысячу морских миль только ради того, чтобы повидаться с родственниками, живущими на других островах. Это прекрасные рыбаки, которые владеют такими навыками и приемами, которые были неведомы европейцам. Это очень набожные люди, умеющие совмещать христианские догматы и вековую веру своих предков, до сих пор верящие в колдовство («табунеа») и духов («анти»), и особенно трепетно относящиеся к заповедям предков. Многие европейцы считают их крайне ленивыми и неспособными выполнять какую-либо сложную работу. Отчасти это так — заставить выполнить что-то местного жителя попросту невозможно, а различные механические работы они на дух не переносят. Однако стоит поглядеть, как и-кирибати обращаются с каноэ или рыболовными снастями, как мнение о них сразу меняется. Просто островитяне не терпят принуждения и работы из-под палки, а живут по своему внутреннему графику, который совершенно не совпадает с раз и навсегда распланированным распорядком европейцев.
Традиционно, кроме земли, подавляющее число жителей Кирибати имеют в собственности очень немного вещей, буквально самый минимум. К собственности и-кирибати относятся обычно каноэ, оружие, топор, посуда, противомоскитная сеть, циновки и… и все! Зато земля считается высшей ценностью, дарованной человеку. Согласно местным традициям земля не может быть отдана, продана или подарена другому человеку, она просто не может принадлежать тому, у кого нет дарованного предками или богами права на неё. Поэтому, как считают, здесь всегда были редки войны и междоусобицы, никогда не могли возникнуть коллективные хозяйства и большие поселения. До сих пор всякие операции с землей запрещены местной юридической системой, лишь тяжкие преступления перед всей общиной могут караться отторжением земли. Землю можно только передать по наследству, и то только близкому родственнику. А вот здания и сооружения не имеют почти никакой цены — они быстро приходят в упадок и так же быстро восстанавливаются.
Клан («уту») — основа местного общества. Люди каждой деревни («каинга») считали и считают всех членов «уту» своими братьями и сестрами. Глава семьи или старейшина — самый уважаемый член общества, его «руководитель» и хранитель традиций. Настоящих вождей здесь никогда не было и нет до сих пор — согласно местным традициям ни один человек не может навязывать свою волю и свое мнение другому, чем бы это не объяснялось. Обычно лидерство в поселении («кааинга») принадлежит самому старому мужчине, которого зовут «батуа», «атун-те-каинга» (глава поселения) или «те-икаваи» («старый»). Старейшины («унимане») руководят всеми крупными начинаниями общины — будь то строительство нового «манеаба» или отселение какой-то семьи на новое место. Они же закладывают первый камень (или в местных условиях — столб) в основание стоящихся зданий («мвенга» или «текатека»), они отвечают за передачу традиций и навыков молодежи, они же решают спорные вопросы. Наибольшим почетом пользуется самый старый потомок основателя деревни. Старейшина организовывал распределение работ и общее руководство пределах поселения, представлял его в деловых отношениях с другими «каинга» в районе. Он, например, устраивал браки и усыновления, вел переговоры с другими кланами, представлял поселение на встречах и церемониях, и даже мог повести всех жителей на новое место. Он же мог сделать выговор нарушителю местных законов и даже высылать его или ее за пределы общины. Но на этом его власть и кончалась — заставить кого-либо делать что-то вне пределов своих полномочий он не мог. Жена же старейшины руководила женщинами поселения и следила за детьми.
В пределах местного семейства женщина была компаньоном мужчины, а не его рабом. Причем местные жены не занимались ручным трудом, от них всегда требовалось лишь проявлять внимание к домашним делам и немного помогать мужчине. Но помогать мужчинам на рыбалке, строительстве дома или сборе урожая она вовсе не обязана. Зато незамужние женщины рассматривались как ненужные члены общины и часто назывались «никиранроро» («отходы»). Многобрачие встречалось нечасто, только одна женщина могла считаться женой, однако в доме могли жить сестры жены или главы семьи, вдова брата, многочисленные тетки и двоюродные сестры. Беременные женщины покидают дом мужа и живут практически безвылазно в доме родителей, соблюдая огромное количество табу и ритуалов, чтобы духи не моли нанести вреда будущему ребенку. Высокие требования предъявляются и к потребляемым ею продуктам, с которыми также связано множество табу. Если рождается мальчик, то перерезает пуповину отец или знахарь, а если девочка, то колдунья или повивальная бабка. А само рождение отмечается церемонией «те-каураура», на которой присутствуют все родственники семьи, для чего готовится специальный напиток «кабубу» из стружки плода пандануса.
Развод в местных традициях очень прост, что всегда было причиной конфликтов между островитянами и католической церковью. Обычно его совершают старейшины по взаимному согласию сторон, причем никакие взаимные обвинения разводящихся не одобряются — все должно быть оформлено уважительно и без скандалов. Прелюбодеяние, плохой уход друг за другом или трехлетнюю разлуку супругов считают вполне достаточными причинами для расторжения брака.
Еще одна традиция — усыновление. Местные родителями совершенно бестрепетно передают своего ребенка на воспитание другим членам семейства или друзьям, а взамен усыновляют ребенка из другой семьи. Формально это способствовало налаживанию более тесных связей между кланами и, что в изолированных общинах маленьких островов немаловажно, препятствовала кровосмешению — настоящему бичу местного общества. Приемный ребенок наследовал землю своих приемных родителей как подтверждение акта усыновления и пользовался всеми правами члена принявшего его клана.
Согласно обычаям, старший сын в семье получает наибольшую долю земли, но он же должен заботиться о своих родителях в старости. Пожилые люди обычно живут в семье сына или дочери, имея статус «тибу» (бабушка и дедушка). Долгожители расценивались как угодные духам и окружались еще большим почетом. Процедура распределения земли в наследство называется «те-катаутау» — возможные наследники собираются в доме главы семьи и обходят родительскую землю, в процессе чего им указываются их участки. Нередки и специальные договоренности между родителями, согласно которым дети разделены на две группы, одна из которых наследует землю отца, а другая — землю матери.
Голова для местных жителей священна. «Сделай это, или я буду пороть твою голову!» — так звучит высшее по местным меркам оскорбление. Потребности в фактическом воздействии на голову нет — в таком случае достаточно пригрозить, ибо даже прикосновение к голове другого человека здесь недопустимо. Принимать что-то, пронося мимо головы хозяина чрезвычайно невежливо. Даже дети буквально столбенеют, стоит кому-либо протянуть руки к их голове (можно представить, какой ужас они испытывали в ходе традиционных христианских ритуалов). А прикосновение к голове старейшины — гарантированный скандал.
«Манеаба» или «мванеаба» — общинный молитвенный дом, который обычно строится при основании деревни самым первым. Это прямоугольное в плане здание, опирающееся на высокие столбы и покрытое вместо стен соломенными циновками. «Манеаба» хорошо приспособлен к климату островов, в жару здесь прохладно, а в дождь — сухо. Строит молитвенный дом обычно старейшина, который обязан знать и помнить тысячи ритуалов, ибо сооружение «манеаба» сопровождается здесь уймой табу и обрядов. Сначала возводится каменный столб в центре северной стороны, затем такой же — в южной (стороны несколько отличаются друг от друга), затем возводится крыша и дверь (она обязательно должна быть низкой, чтобы никто не смог войти в здание, не поклонившись), и лишь затем стены облицовываются циновками. Рядом обязательно ставится «военное каноэ» племени, и точно так же, как и каноэ или сама деревня, каждый «манеаба» имеет свое собственное имя, традиции и индивидуальность. Каждая деревня выделяет в «манеаба» специальные места «боти» для духов и предков, к которым относились даже выходцы из этого населенного пункта, проживающие далеко за его пределами.
Обсуждаются здесь обычно самые разнообразные вопросы, касающиеся жизни деревни, начиная с решения каких-то конфликтов и заканчивая распределением урожая. Причем каждое принятое здесь решение выполняется безукоризненно, ибо считается, что при его принятии присутствовали духи, а их обманывать нельзя («табу»). Внутри «манеаба» действует строгий кодекс этикета. На самом почетном месте сидят старейшины. Гость занимает в «манеаба» то же самое место, что и своем домашнем молитвенном доме (или какое укажут), человек же, ведущий свою родословную от нескольких кланов, должен выбрать свободное место. «Заседания» проводятся по раз и навсегда установленному порядку — один клан объявляет виды на урожай, другой его делит, третий непосредственно распределяет. Также и с другими вопросами — у каждого клана своя роль в обряде. Причем порядок и тщательность церемонии соблюдается свято — любая ошибка или малейшее забвение традиции воспринимается как оскорбление. А само распределение продовольствия проводится с учетом очень строгой системы приоритетов — жители островов чрезвычайно чувствительны в таких вопросах.
Множество верований связано здесь с фрегатами (Fregata) — крупными, но очень легкими морскими птицами отряда веслоногих. На всех островах для них строили и строят специальные платформы «каи-ни-катику», располагая их обычно на террасах возле площадок для соревнований. Есть целый комплекс специальных приемов, позволяющих передвигаться мимо гнездовий фрегатов, не беспокоя их. Женщина не может касаться фрегата ни при каких обстоятельствах.
Время приема пищи очень зависит от различных обрядов и заповедей, но обычно островитяне завтракают между 8.00 и 9.00 утра, после выполнения утренних работ, а ужинают в час заката. При этом в любое время, даже ночью, местные жители могут организовать импровизированный ужин из каких-то продуктов, оставшихся с вечера. Начинают трапезу мужчины, женщины же садятся за стол после них. Старшим мужчинам обычно предоставляется первый выбор блюд. Затем каждый член семейства берет со стола все что хочет, однако внукам доверяют право выбрать что-то для дедушки и угостить его.
Гостю обычно оказывают внимание наравне со старейшинами, и отказаться от приглашения разделить трапезу довольно сложно. Гость, соответственно, должен сначала выбрать какое-то блюдо и предложить его хозяину дома или старейшине. Такую традицию называют «те-таарика», и применяют также к любой ритуальной пище, предлагаемой божествам. Отказ соблюдать «те-таарика», как полагают, относит гостя к категории «мараиа» («проклятый»). Все участники трапезы после её начала могут свободно выбирать любое блюдо со стола, в любой последовательности. Единственное гастрономическое предпочтение общего характера — принцип «танна», то есть комбинация рыбы и чего-то сладкого, а не зелени или гарнира. Наиболее часто «танна» используется в случае жирной рыбы вроде «рабоно» (глубоководный угорь) или мяса морской свинки. Заканчивается трапеза обычно напитками «камаимаи», «кабубу» или чистой водой.
Хорошие манеры требуют от гостя, чтобы он показывал насыщение независимо от реального количества съеденного. Специальных жестов для этого нет, но очень ценится поглаживание собственного живота с высказываниями вроде «хорошая пища клонит ко сну», «риба» («не могу больше») или «тибутауа» («раздулся от еды»). Также к знакам хорошего тона относится обычай дарить что-либо хозяину. Поэтому при любом посещении местного дома рекомендуется взять с собой пару блоков сигарет и небольшие сувениры для других членов семейства.
Очень строгие нормы этикета сопровождают употребление «те-кабубу». В сухом виде этот продукт имеет вид мелкой стружки, и чтобы подать его на стол, его смешивают с водой. Чаша для питья сначала заполняется стружкой наполовину, затем заливается вода так, чтобы её уровень не доходил до краев точно на сантиметр. После того, как смесь в течение нескольких минут настоится, её размешивают кусочком зеленого листа пандануса и пьют первый раз. После опустошения чаши осадок снова заливают водой и процесс повторяется до тех пор, пока на дне не останется ничтожное количество порошка. Только после этого можно совершить традиционный жест удовлетворения «те-тарараке» (голова с открытым ртом отклоняется назад и несколько секунд человек смотрит в небо).
Часто прием гостя ведет вся деревня или община, и тогда ко всем членам группы посылают гонцов, и все они непременно прибудут на «банкет», независимо от того, как далеко находятся и чем занимаются. Каждый принесет с собой какие-то продукты и будет всячески помогать (или мешать) в организации мероприятия. Также могут быть приглашены члены соседних или дружественных кланов, что является высшим знаком уважения к гостю, и тогда мероприятие может затянуться на несколько дней. Также организуются свадьбы и отмечается рождение ребенка, хотя в этом случае столь сложных церемониальных обязательств нет. А вот во всевозможных религиозных мероприятиях различные ритуалы имеют колоссальное значение — каждая «каинга» в таких случаях имеет свои собственные исключительные права и обязанности, которые ревниво выполнялись в старые дни и не забыты до сих пор.
Такое же важное церемониальное значение имеет в жизни островитян татуировка. Обычай наносить на тело различные изображения пошел с верования, что дух-привратник Неи-Карамакуна, охраняющий благословенные земли, куда человек должен попасть после смерти, определяет человека по его красоте. Если он видит красиво выполненную татуировку, он клюет её, и человек получает пропуск в загробную жизнь. Если же он не находит ничего красивого, то выклевывает глаза, поэтому дух умершего идет далее слепым и никогда не найдет врат в лучший мир. Поэтому схемы и обряды татуажа на островах очень сложны и запутаны, а каждый рисунок обладает своим смыслом, доступным лишь посвященным.
Нормы, касающиеся формы одежды, здесь очень свободные. Островитяне до сих пор ходят практически везде в шортах и майках, лишь на торжественные мероприятия наряжаясь согласно местному этикету. Рубашка с коротким рукавом и легкие брюки будут уместны для туриста в подавляющем большинстве случаев.
История
Доколониальный период.
Австронезийские племена заселили о-ва в 1 тыс. до н.э. Ок.1400 произошло переселение самоанцев, тонганцев и фиджийцев, и межплеменные браки привели постепенно к появлению сравнительно однородного населения. К моменту появления европейцев на островах уже выделились вожди, обладавшие определенной властью над своими соплеменниками.
Предполагают, что первым увидели острова испанские мореплаватели в 16 в. В 1606 П.де Кирос обнаружил атолл Бутаритари и назвал его Буэн-Виахе. В 17 в. изучение архипелага продолжили британские мореплаватели. В 1765 английский капитан Джон Байрон открыл о.Никинау, а в 1788 Томас Джилберт (Гилберт) и Д.Маршалл обнаружил о.Тарава. К 1826 все острова были уже нанесены на европейские карты. Русский ученый-гидрограф А.И.Крузенштерн в 1820-х обобщил сделанные открытия и назвал атоллы именем капитана Гилберта. В 1820–1870-х острова часто посещали британские и американские китобои, с 1850-х стали появляться торговцы и представители различных торговых фирм Австралии, Германии и США. Вначале они скупали кокосовое масло, а с 1870-х – копру.
Некоторые европейские моряки дезертировали. В 1837 на островах появились первые европейские поселенцы. С 1857 развернули свою деятельность миссионеры: сначала американские протестанты, с 1870 – представители Лондонского миссионерского общества, с 1888 – католики из Франции. Миссионеры запретили «неприличные» танцы и повели борьбу с их семейно-брачными обычаями.
Появление европейцев не только «познакомило» жителей островов с новыми, прежде неизвестными болезнями, но и сопровождалось актами прямого насилия.
Трагическими стали для архипелага 1860–1870-е, когда европейцы и южноамериканцы приступили к массовому похищению молодых мужчин для работы на плантациях Фиджи, Гавайских о-вов, Таити, Самоа, Квинсленда и даже Гватемалы. Работорговцы нанесли островам ущерб.
Еще одним следствием контакта островитян с внешним миром стало усиление войн и межплеменных конфликтов. В 1880-х на о.Табитеуа обращенные в христианство племена севера, возглавлявшиеся гавайскими пасторами, напали на южан-язычников, убили ок. 1000 человек и захватили их земли.
Под предлогом наведения порядка Великобритания вмешалась в происходящее на о-вах Гилберта. Отправной точкой послужило небольшое королевство Абемама, которым с 1884 управлял вождь Биноко. Это маленькое живописное государство привлекало путешественников; в 1889 там побывал знаменитый английский писатель Р.Л.Стивенсон, а его жена даже изготовила для королевства флаг с изображением акулы в короне. В 1892 капитан Дэвис с корабля «Роялист» объявил об установлении британского протектората над Абемамой и над всеми островами.
Колониальная эпоха.
В 1896 британская администрация протектората разместилась в Тарава. В 1900 был аннексирован о.Банаба (Ошен), после того, как там были обнаружены фосфориты. Их добыча стала основой экономики протектората, и в 1907 штаб-квартира британской администрации была перенесена на Ошен.
В январе 1916 Великобритания превратила протектораты о-вов Гилберта и о-вов Эллис (ныне – Тувалу) в объединенную колонию Острова Гилберта и Эллис со штаб-квартирой в Фунафути (на о-вах Эллис). В состав колонии были включены также Ошен, о-ва Фаннинг и Вашингтон (группа Лайн) и о-ва Токелау (последние в 1925 переданы Новой Зеландии). В 1917–1919 к колонии присоединили о.Рождества, в 1937 – о-ва Феникс, куда в 1938 вывезли жителей с перенаселенных атоллов архипелага Гилберта (600 человек к 1940). США также претендовали на о-ва Феникс, над двумя из них – Кантоном и Эндербери – в 1939 был установлен совместный британско-американский кондоминиум.
Колонией управлял британский резидент-комиссар. Никаких представительных органов, ответственных за законодательство, не было. Территория была разделена на 5 административных округов (о-ва Гилберта, о-ва Эллис, Ошен, о-ва Феникс и о-ва Лайн) во главе с администраторами. Основу экономики по-прежнему составляла добыча фосфоритов на Ошене (Банаба), которую осуществляла британская компания. На о-вах Фаннинг, Вашингтон и Рождества были организованы плантации по выращиванию кокосовых пальм. На о-вах Гилберта в 1917 продажа земель, принадлежавших островитянам, была запрещена.
Вскоре после начала боевых действий Второй мировой войны на Тихом океане в декабре 1941 о-ва Гилберта и Эллис стали подвергаться японским нападениям с кораблей и с воздуха. В марте 1942 под непрерывными бомбежками европейцам пришлось эвакуироваться с о.Банаба (Ошен). В августе – сентябре 1942 японские войска захватили о-ва Ошен, Тарава, Бутаритари и Абемама и расправились над остававшимися в колонии европейцами. Оккупанты вывезли банабанцев на о-ва Науру и Кусаие, а немногих оставшихся истребили в 1945.
В ноябре 1943 на о.Тарава высадились американские войска и овладели им в ходе одного из самых кровопролитных сражений на Тихоокеанском театре боевых действий. Японские силы были изгнаны с о-вов Гилберта. США организовали на территории колонии свои военные базы, которые служили им опорой в дальнейших военных операциях. Восстановленная британская администрация служила связующим звеном между американскими военными властями и гражданским населением. Ее резиденция была перенесена в Тараву. Остров Банаба оставался в руках японского гарнизона до конца войны. После его капитуляции колониальные власти приняли решение не возвращать изгнанных островитян, но переселить их на о.Раби (о-ва Фиджи), где большинство из них проживает до сих пор, формально оставаясь собственниками своего прежнего острова.
В послевоенный период экономическая жизнь в колонии мало изменилась. Основным источником доходов для местных жителей оставалась копра. Для ее сбора и продажи были организованы кооперативы и правительственное Общество оптовой торговли. Продолжалась добыча фосфоритов на Ошене, причем налог на их продажу составлял почти треть местных поступлений в бюджет колонии.
Существенный урон региону нанесли британские ядерные испытания на о.Рождества в 1957 и 1962. Продолжались переселения. Так, в 1955–1958 микронезийцы с о.Сидни (группа Феникс) были перемещены на о.Гизо (Соломоновы о-ва), а в 1963–1964 жители других населенных атоллов о-вов Феникс – на о.Вагина (Соломоновы о-ва).
В 1963 колониальные власти пошли на проведение первых серьезных реформ в управлении колонией. Были образованы Исполнительный и Консультативный советы. В последний допустили представителей местного населения, назначенных британским резидент-комиссаром. В 1967 Исполнительный совет был преобразован в Правительственный совет, а Консультативный совет –в Палату представителей с участием чиновников колониальной администрации и 24 членов, избиравшихся местным населением. В 1971 колония получила самоуправление. Во главе ее был поставлен отдельный губернатор. Вновь созданный Законодательный совет в большинстве своем избирался жителями. Депутаты выбирали из своего состава представителя, выражавшего их мнение в новом Исполнительном совете. Этим представителем (фактически – главой правительства) в 1972 стал Реубен К.Уатиоа. В 1974 вместо Законодательного совета была образована Палата собраний; введен пост главного министра, который занял Набоуа Ратиета.
В конце 1974 полинезийцы – жители о-вов Эллис высказались на референдуме за отделение от о-вов Гилберта, населенных микронезийцами. Лидеры о-вов Эллис опасались оказаться в положении национального меньшинства в будущем независимом государстве. 1 октября 1975 колония была официально разделена. С 1 января 1977 острова Гилберта получили самоуправление. На конституционной конференции в апреле – мае 1977 на Тараве было согласовано государственное устройство страны. На выборах в марте 1978 победу одержала Национально-прогрессивная партия (НПП) во главе с Иеремией Тиенангом Табаи, сторонником превращения Тихого океана в безъядерную зону. 12 июля 1979 о-ва Гилберта стали независимой Республикой Кирибати (так произносит местное население имя Гилберт).
Независимая республика.
Через 2 месяца после провозглашения независимости США официально отказались от всех своих притязаний на 14 островов Лайн и Феникс, которые они выдвигали с 1856. По договору о дружбе они передали Кирибати права на о-ва Кантон и Эндербери.
Острой проблемой для нового государства оставалась судьба бывших жителей о-ва Банаба (Ошен). Банабанцы, проживавшие на Фиджи, добивались от британского Верховного суда присуждения им компенсации за разрушение острова в результате добычи фосфоритов, а также требовали отделения его от Кирибати и самостоятельности под покровительством Фиджи. В итоге им были предоставлены компенсация в размере 9 млн. долл. США и конституционное право на место в парламенте Кирибати и на возвращение им земель, раннее отобранных под горнодобывающие работы.
На политической сцене страны вначале доминировал первый президент И.Табаи, ставший в 29 лет самым молодым главой государства в составе Содружества. В 1982 он был переизбран на новый срок, но вскоре смещен в результате вотума недоверия, и президентские полномочия временно перешли к Государственному совету во главе со спикером парламента Рота Онорио. Но уже в феврале 1983 Табаи удалось вернуться к власти, а в 1987 он был вновь переизбран на пост президента. В июле 1991 его сменил Театао Теаннаки (Национально-прогрессивная партия, НПП), однако в мае 1994 он был свергнут парламентским вотумом недоверия. Государственный совет провел новые выборы, победу на которых одержал Тебуроро Тиито (Христианско-демократическая партия, ХДП). Тиито был вновь переизбран на пост президента в 1998 и 2002. ХДП слилась с НПП в новую партию «Манеабан Те Маури» (МТМ).
В 1999 Республика Кирибати стала членом ООН. В попытке привлечь в страну больше туристов, один из островов был переименован в о-в Тысячелетия. С помощью средств, выделенных Азиатским банком развития, было начато заселение 5 о-вов Феникс переселенцами из Южной Таравы – района, страдающего от перенаселенности. В 2002 правительство объявило о намерении подать на США в суд за отказ от подписания Киотского протокола, ссылаясь на повышение уровня моря, которое угрожает будущему страны.
На парламентских выборах в конце 2002 правящая МТМ потерпела поражение, победа досталась оппозиционной группировке «Боутокаан Те Коауа» (БТК). В марте 2003 президент Тиито был свергнут, получив в парламенте вотум недоверия. Его обвиняли в нарушении конституции, поскольку он намеревался остаться президентом на четвертый срок. Власть временно перешла к Государственному совету во главе со спикером парламента Тианом Отангом. На президентских выборах в июле основными соперниками выступали два брата – Аноте Тонг от БТК и Гарри Тонг от союза возрожденной НПП и МТМ (поддержку последнему оказал и бывший президент Т.Тито). Победу с небольшим перевесом одержал Аноте Тонг, выпускник Лондонской школы экономики. Проигравшие обратились в суд, обвиняя победителя в нарушении закона о финансировании политической деятельности и требуя отмены избрания А.Тонга. Однако судья, специально прибывший из Австралии для обеспечения независимого суждения, высказался в пользу А.Тонга.
Последние выборы состоялись 13 января 2012 (следующие состоятся в 2015). А.Тонг снова занял президентское кресло.
Религия
Более половины (52%) населения островов относят себя к католической церкви, около 40% — протестанты-конгрегационисты, а остальные считают себя адвентистами, мусульманами и прочими. Однако традиционные верования микронезийских народов по-прежнему имеют большое влияние и зачастую смешаны с христианскими догмами.
Праздники и традиции
1 января — Новый год.
март-апрель — Пасха и Страстная Пятница.
18 апреля — День здоровья.
12 июля — День независимости.
4-7 августа — День молодежи.
25-26 декабря — Рождество.
На территории Кирибати отмечают весь обычный набор христианских праздников, сопровождая их традиционными песнопениями и танцами. Также в традиционный набор фестивалей входят День Евангелия (День церквей, 11 июля), День прав человека (11 декабря) и День подарков (26 декабря, все — выходные дни). День независимости сопровождается красочными парадами, состязаниями по футболу, волейболу, марафону, теннису, баскетболу и непременными гонками на каноэ.