Въезд на Уоллис и Футуна
Импорт и экспорт местной и иностранной валюты не ограничен, сумма свыше 7622 евро должна быть объявлена в декларации.
Лицам в возрасте старше 17 лет разрешен беспошлинный ввоз на территорию страны до 200 сигарет или 100 сигарилл, или 50 сигар, или 200 г табака; до 2 литров вина и до 1 литра алкогольной продукции крепостью более чем 22°; до 500 г кофе, до 100 г чая, до 50 мл духов и 250 мл туалетной воды, а также других товаров суммой до 5000 XPF (~$57,0) (2500 XPF (~$28,5) для лиц в возрасте до 15 лет).
Запрещены к ввозу все продукты питания животного происхождения, растения, плоды, оружие, боеприпасы и наркотики, а также контрафактная продукция и искусственный жемчуг. Весь багаж, прибывающий с территории Фиджи и Самоа, в обязательном порядке подвергается дезинфекции (окуривание) Фитосанитарной полицией (обычно эта процедура занимает два часа).
Полезное о стране
Электричество
Напряжение в электросети составляет 220 В, 50 Гц. Стандартными являются круглые розетки европейского типа (Type E) с двумя круглыми штырьками (с заземлением).
Единицы измерения
Система мер и весов метрическая.
Чаевые
Чаевые не приняты, но и не запрещаются. В некоторых пансионатах служащие принимают чаевые в виде «вкладов в фонд острова». Цены на товары и услуги включают в себя все налоги и надбавки за обслуживание.
Уровень цен
Уровень цен здесь достаточно высок для Океании, что делает посещение островов недешевым мероприятием, особенно — с учетом некоторой сложности с перелетом. Налогов на личные доходы здесь нет, но косвенные налоги и пошлины высоки, а большинство предметов и продуктов питания импортируется из близлежащих стран. Многие товары и услуги стоят здесь в 2 раза выше, чем, например, в Австралии или на островах Самоа. Местной промышленности нет в принципе, а весь завоз на острова обслуживает пара французских компаний-импортеров, которым и принадлежит один крупный рынок в столице и множество маленьких магазинчиков практически в каждой деревне.
Средний уровень цен на минимально комфортное проживание и питание начинается с сумм приблизительно $350 в сутки и то при условии питания продуктами с местных рынков и проживания в самых дешевых отелях. Средние цены на проживание в дешевых отелях начинаются с $40, в среднебюджетных — с $55, очень немногочисленные отели более высокого уровня запрашивают за свои услуги $80-90 и выше (на Футуне отелей как таковых нет вовсе). Питание в местных кафе обойдется в сумму $5-8 за обед, в ресторанчиках среднего уровня — $10-15. Прокат автомобиля или скутера обойдется минимум в $30 в сутки, а поездка на пароме между двумя главными островами архипелага — в $15-40 в зависимости от класса каюты.
Цены везде фиксированные. Торговаться нельзя — по местным понятиям такой ритуал оскорбляет честность продавца, особенно если он — житель Полинезии.
Карта Уоллиса и Футуны
Города Уоллиса и Футуны
Мата-Уту — тихая столица всей островной группы, чье население едва переваливает за полторы тысячи. Центр города расположен вокруг собора Мата-Уту (Cathe’drale Notre-Dame-de-l’Assomption de Mata Utu), имеющего статус национального памятника. В пределах одного квартала вокруг собора сосредоточено несколько ресторанов, гостиниц, отделение полиции, торговый центр, почтовое отделение и дворец короля Увеа. И на этом достопримечательности столицы заканчиваются, если не считать, конечно, живописной панорамы склонов горы Лулу-Факахега с одной стороны и синего океана — с другой.
Достопримечательности
Уоллис (Увеа)
Главный остров архипелага является холмистой вершиной древнего вулкана с многочисленными древними кратерами, заполненными озерами и окруженными крутыми утесами. Остров по своим условиям достаточно суров и неприветлив, а эрозионные процессы, вызванные вырубкой деревьев, сильно разрушили его склоны. Из-за все большего опустынивания Уоллис практически лишился своей первоначальной флоры и фауны, и поэтому единственными достопримечательностями здесь являются все те же коралловые рифы и скалистые берега, ярко контрастирующие с безбрежной синевой океана. Это самый густонаселенный остров, в силу чего здесь можно найти некоторые признаки цивилизации — несколько крупных магазинов и даже дискотек!
Мата-Уту — тихая столица всей островной группы, чье население едва переваливает за полторы тысячи. Центр города расположен вокруг собора Мата-Уту (Cathe’drale Notre-Dame-de-l’Assomption de Mata Utu), имеющего статус национального памятника. В пределах одного квартала вокруг собора сосредоточено несколько ресторанов, гостиниц, отделение полиции, торговый центр, почтовое отделение и дворец короля Увеа. И на этом достопримечательности столицы заканчиваются, если не считать, конечно, живописной панорамы склонов горы Лулу-Факахега с одной стороны и синего океана — с другой.
Зато вокруг города можно найти немало интересных мест. В 9 км к югу от Мата-Уту находится Талиетуму — великолепный и малоизвестный археологический участок, в пределах которого можно увидеть тщательно восстановленное укрепленное поселение периода захвата острова тонганцами (приблизительно 1450 г. н. э.). Толстая стена с узкими воротами окружает обсаженные деревьями лужайки и множество древних сооружений, включая большие ритуальные платформы и каменные дорожки вокруг, которые было разрешено использовать только королю, ноги которого не должны были касаться земли. Южнее раскопок, на самом берегу, расположена красивая церковь Cен-Джозеф — самая старая на острове Уоллис и широко известная своим роскошным иконостасом, в оформлении которого причудливо смешаны библейские сцены и мотивы рыболовства. Чуть ближе к столице возвышается похожая на маяк церковь Сакред-Херт.
Всего в 5 км западнее, на самом берегу лагуны, расположен другой ключевой археологический участок острова — Тонга-Тото, чье название («кровь Тонга»), а также многочисленные следы боев, указывают на кровопролитные сражения, происходившие в этом районе в момент вторжения.
В 700 м северо-восточнее Тонга-Тото лежит красивейшее вулканическое озеро Лалолало. Образующие почти идеальный круг тридцатиметровые утесы обрываются к черным водам глубоководного (максимальная глубина 80 м) озера. Местность вокруг озера является своеобразной заповедной зоной (здесь запрещено рубить деревья и заниматься другой хозяйственной деятельностью), поэтому здесь нередко можно увидеть тропических птиц, буквально скользящих над темным зеркалом воды, а окрестный лес считается одним из самых нетронутых участков растительности на страдающем от эрозии острове.
На острове Уоллис имеется достаточно немного хороших берегов, зато окружающие лагуну маленькие островки «моту» являются почти идеальными пляжами, прекрасно подходящими как для плавания, так и для дайвинга. Лучшими из таких островов-пляжей считаются Фаиоа, Нукухионе и Нукухифала.
Футуна
Остров Футуна лежит в северо-западной части одноименной островной группы, состоящей из двух больших островов — Футуна (Хуру) и Алофи. Гористая Футуна (62 кв. км) не имеет лагуны, а её побережье резко повышается от узкой прибрежной равнины к центральному хребту, протянувшемуся по всей длине острова. Главная достопримечательность острова — церковь Сен-Пьер, или Петело-Санеле-ин-Футунан, названая по имени первого миссионера и святого покровителя Океании. Украшением этой церкви, лежащей к северо-западу от аэропорта Футуны, являются реликвии, связанные с именем Пьера Шанеля, а также его большая деревянная статуя.
Также можно осмотреть церковь Леава, известную своими резными деревянными статуями, чьи руки поддерживают стропила крыши, колоритные традиционные постройки островитян в деревне Ваисеи (здесь можно принять участие в традиционных церемониях распития кавы), а также многочисленные соленые озера и прибрежные рифы. Несмотря на то, что Футуна, как и все острова архипелага, страдает от эрозии, в густом мелколесье на горном хребте можно встретить немало редких птиц, в том числе местную разновидность зимородка Колларда (Halcyon chloris regina), полинезийского соловья (Lalage maculosa futunae) и другие исчезающие виды.
Алофи
Остров Алофи лежит всего в 2 км южнее Футуны и очень похож на своего соседа. Однако нехватка пресной воды привела к полной необитаемости острова. Впрочем, жители соседнего острова предпочитают объяснять безжизненность Алофи по-другому — якобы его население было попросту съедено каннибалами с Футуны в одном-единственном набеге в XIX столетии. Деревня Алофитаи на западном берегу служит пристанищем лишь двум-трем пастухам, присматривающим за свиньями, которых разводят на этом острове как в одном большом естественном загоне. Также здесь находятся фруктовые сады, хозяева которых несколько раз в неделю специально приплывают сюда с Футуны, чтобы собрать урожай. Однако здесь можно найти лучшие пляжи архипелага, славящиеся белоснежным коралловым песком, кристально-чистыми водами и тенистыми берегами. Сам остров обрамлен широкой полосой рифов с многочисленными подводными пещерами и кавернами. Местные рифы считаются одними из самых старых в Тихом океане и населены самыми разнообразными обитателями. Дайвинг у побережья Алофи достаточно сложен (местные течения сильны — особенно на глубине — и непредсказуемы), но захватывающе интересен: вдоль восточного берега острова проходят пути миграций серых китов и китовых акул, а по ночам к поверхности поднимаются неисчислимые стаи кальмаров.
Культура
Остров Уоллис (Увеа) часто называют Ист-Увеа, чтобы отличить его от одноименного острова у побережья Новой Каледонии, известного как Вест-Увеа (именно переселенцы с Уоллиса дали Вест-Увеа имя своей родины). В настоящее время население архипелага Уоллис и Футуна имеет тонганские корни и по своей культуре тесно связано с другими островами Полинезии.
Французский является главным и наиболее употребляемым языком на территории архипелага, он используется во всей деловой переписке, на нем же ведется преподавание в школах и трансляции местных СМИ. Однако на каждом острове к каноническому языку метрополии примешиваются многочисленные местные заимствования, что образует несколько своеобразных диалектов. В то же время для повседневного общения на Уоллисе широко используется тонганское наречие, а на Футуне больше заимствований из диалектов южной части Полинезии, в частности из самоанского. Однако жители обоих островов называют свой язык просто «увеа», или уоллийским, считая его отдельным языком западной полинезийской группы. Английским языком владеет ничтожно малая часть населения.
Католичество занимает главенствующее место в жизни островитян. Священники «по совместительству» часто являются неформальными лидерами местных общин (епископ островов неофициально считается вторым человеком в иерархии после племенных лидеров), нередко они же выполняют роль третейских судей. Монахи (чаще — монахини) также очень активно участвуют в жизни сообщества, особенно как преподаватели и лекари. При этом на многих, даже необитаемых, островах есть церкви, причем на них явно не экономят и построены они с использованием очень недешевых импортных материалов. Вокруг церквей обычно и вращается вся местная культурная жизнь, а воскресная месса является и традиционным главным светским событием недели.
Несмотря на изменения, внесенные в многовековой уклад жизни островитян христианством и французской колонизацией, многие старые обычаи все еще хорошо прослеживаются в местной жизни, особенно на Футуне. В отличие от многих своих соседей по региону, жители Уоллиса и Футуны практически не предпринимают усилий по сохранению своего культурного наследия. Однако изолированность островов, преобладание традиционных видов деятельности (в первую очередь рыболовства и весьма характерного местного сельского хозяйства) продолжают формировать образ жизни большей части населения островов в соответствии со старыми традициями. Большинство островитян все еще живут в характерных овальных в плане домах, крытых соломой, и большую часть жизни проводят в море, используя методы лова, унаследованные от далеких предков.
Визитная карточка местной культуры, как и на многих других островах региона — кава. Церемониальная подготовка и распитие этого популярнейшего напитка остаются важнейшими ритуалами, особенно на Футуне. Второй символ древних ритуалов — характерная острая закуска «тапа», потребляемая буквально в неимоверных количествах. Ну и третий краеугольный камень местной культуры — традиционные каноэ, на которых островитяне до сих пор ведут морской лов.
Уоллис и Футуна — преобладающе сельские сообщества. Деревни обычно разрастаются вокруг церкви, которая служит и главным культовым центром, и местом сбора в случаях праздников или других общественных событий. Местные деревни заметно рассеяны, поскольку около каждого дома островитяне стремятся иметь один-два акра земли для выращивания зерновых культур. Многие дома группируются друг с другом, так как чаще всего принадлежат членам нескольких поколений одной семьи. Наряду с традиционной архитектурой крайне распространены здания из бетонных блоков с рифлеными железными крышами. Мебели в европейском понимании в таких домах крайне немного, и все церемонии обычно проводятся на полу. Кухни, как правило, ставятся на открытом воздухе. Водопровод и электричество начали массово вводиться здесь только в конце XX века и до сих пор немногие семьи могут себе их позволить. В каждой деревне имеется маленький магазин, однако в большинстве своем островитяне живут за счет собственного хозяйства.
Еще одной характерной чертой местного общества является традиционная для Полинезии клановая и социальная иерархия. На Футуне до сих пор сохраняется определенная классовая система, а на Уоллисе — все черты родоплеменного строя с Лавелуа (вождем, или королем) во главе. Заметно разделено местное общество и по уровням доходов. Денежные переводы от членов семейства, работающих за границей, часто выводят членов того или иного клана почти на вершину социальной иерархии, хотя при этом они вполне могут не иметь главной ценности для любого жителя островов — частной земли. Самый крупный землевладелец на островах — католическая церковь, поэтому члены семейства, в котором есть священник или монах, имеют очень высокий статус. При этом усиленно проводимая французскими властями политика демократизации и уравнивания прав граждан практически не дает никакого результата.
Уважение к старшим и великодушие — основные принципы взаимоотношений между островитянами, причем это не зависит от пола людей и их социального статуса. Старшие члены семей почитаются вполне искренне и пользуются многочисленными мелкими поблажками. В свою очередь пожилые люди практически безраздельно управляют жизнью кланов, а более старшие, даже дети, трепетно заботятся о младших. Местные дети приучены к такому порядку с малых лет и поэтому стараются вести себя достойно, даже на официальной церемонии проявляющий беспокойство ребенок будет попросту передан на попечительство старшего брата, который обязан его занять до высвобождения родителей (местные жители терпеть не могут когда ребенок плачет, поэтому вокруг расстроенного малыша и его незадачливого брата может собраться практически вся деревня). Крепкие связи между братьями и сестрами, а также между старшими членами семейств и молодыми людьми скреплены сложной системой иерархии. Часто молодые люди выезжают на заработки в Новую Каледонию, свободно оставляя одного или двух своих детей на попечение родителей. Но и дети в силу своих возможностей оберегают старших родственников, несмотря на место их проживания (даже самые небогатые семьи считают своим долгом выехать на праздничное событие родственников хоть в Новую Каледонию, хоть во Францию).
В каждой деревне есть свое отделение начальной школы, которое обязаны посещать все дети. Однако в силу того, что классы зачастую переполнены, многие дети (в первую очередь девочки) получают лишь начальное домашнее образование, параллельно помогая родителям по хозяйству.
Полинезийцы рассматривают вежливость и всю совокупность ритуалов общения как искусство. Любое событие, в том числе и знакомство, является, по их мнению, контактом не людей, а духов, поэтому обставляется соответствующим образом. В полинезийской культуре всегда было сильно табуирование ряда вещей и событий, поэтому неудивительно, что даже самую простую на взгляд европейца ситуацию местные жители сопровождают целым комплексом церемоний, носящих обережный характер. К ним относятся танцы, песни и «коронование» цветочными венками — все это отголоски древних ритуалов.
Полинезийцы по своей природе очень жизнерадостные и дружелюбные люди. Ко всем гостям они относятся с совершенно непоказным уважением, однако чувство собственного достоинства никто из островитян при этом не теряет. Здесь редко увидишь нищего или попрошайку, нет проституции как таковой, никто не бегает за туристом с предложением купить чего-либо или обязательно посетить именно это место. Многие отмечают такую характерную для островитян черту, как лень и праздность. Однако по большей части такие воззрения на местный менталитет несколько ошибочны, поскольку спешить и суетиться на этих изолированных островах попросту некуда и незачем (хотя перетруждать себя местные жители и впрямь не любят).
Местные женщины одеваются в яркие «парэо» («парео», 2 метра материи просто оборачиваются вокруг тела), мужчины — в мужской эквивалент этого платья. Нормы относительно одежды очень свободные — практически везде можно ходить в чем вздумается, лишь в пределах населенных пунктов купальные костюмы и шорты не считаются подходящей формой одежды. По вечерам рекомендуется носить легкие брюки, рубашки или легкое платье, закрывающее колени.
История
Археологические раскопки на Уоллисе открыли следы первых поселенцев, относящиеся к 1400 г. до н. э., а на Футуне следы древней цивилизации Лапита относятся к 800 г. до н. э. В период между 1500 и 500 гг. до н. э. волна переселенцев из Юго-Восточной Азии прокатилась по всем островным группам региона, оставив после себя множество загадочных мегалитов и других религиозных сооружений. Позже (приблизительно в 800 г. н. э.) Футуна была заново колонизирована племенами с островов Самоа, в то время как Уоллис перенес повторное вторжение тонганских племен. Свидетельства многочисленных кровавых сражений тех лет можно заметить на двух главных археологических участках Уоллиса — Талиетуму и Тонга-Тото.
Первыми европейцами, посетившими острова, были голландские исследователи, открывшие их в 1616 г. В 1767 году английский мореплаватель Сэмюэль Уоллис, который перед этим открыл остров Таити, вторично открывает этот архипелаг и переименовывает остров Увеа в свою честь. К первой половине XIX столетия острова стали популярными стоянками для китобойных и торговых судов, однако первыми европейцами, которые поселились здесь, были французские миссионеры, начавшие свою деятельность на островах в 1837 г. 5 апреля 1842 года, после восстания местного населения, в ходе которого был убит первый проповедник Пьер Шанель, миссионеры потребовали защиты у Франции. 5 апреля 1887 года королева Уве с острова Уоллис подписала договор, официально устанавливающий Французский протекторат. Остальные вожди последовали её примеру 16 февраля 1888 года. До начала Второй мировой войны острова являлись частью французской колонии Новая Каледония. В мае 1942 года на острова высадился пятитысячный десант американских ВМС, поэтому почти десять лет острова находились под полным контролем США.
Сегодня Уоллис и Футуна — наиболее изолированная французская колония, с экономикой, почти полностью основанной на экономической помощи из метрополии. Главными её достопримечательностями являются океан и коралловые рифы — все остальное на этих крохотных клочках суши просто не помещается. Зато кораллы в этих водах, редко посещаемых судами, чувствуют себя вольготно — практически нетронутые рифы окружают все острова этой группы, уходя обрывистыми стенами на большую глубину и создавая превосходные условия для дайвинга.
Религия
Почти 99% верующих — католики.
Праздники и традиции
1 января — Новый год.
март-апрель — Пасха и пасхальные праздники.
1 мая — День труда.
5 мая — Вознесение Господне.
8 мая — День Победы.
16 мая — Духов день.
14 июля — День взятия Бастилии (продолжается до 10 дней).
15 августа — Успение Пресвятой Богородицы.
1 ноября — День Всех Святых.
11 ноября — День перемирия.
25 декабря — Рождество.
На островах проводится множество локальных фестивалей, связанных как с официальными праздниками, так и с различными религиозными или историческими событиями. Наиболее красочным из них является День святого Пьера Шанеля (28 апреля), проводимый в честь первого христианского миссионера Футуны, который прибыл на остров в 1837 году и был убит по распоряжению местного короля четыре года спустя. В 1857 году он был объявлен мучеником, а в 1954 году канонизирован как святой покровитель островов и всей Океании. На Уоллисе красочные местные фестивали проходят также 14 мая, 29 июня и 15 августа.
Национальная кухня
На островах Уоллис и Футуна, как и во многих других регионах Океании, кухня явно ориентирована на дары моря, свинину, мясо птицы и различные корнеплоды. Местные блюда обычно не очень пряные, готовятся из просто нарезанных продуктов и состоят из множества отдельно приготовленных компонентов, которые подаются к столу также по отдельности, образуя непосредственно само кушанье уже на месте, путем смешивания. Огромную популярность имеет также традиционный для полинезийских народов способ приготовления блюд в земляных печах «уму», в которых продукты (обычно мясо или рыба) запекаются или тушатся в течение длительного времени. Особый термический режим такой печи обеспечивает характерный вкус блюд, чему немало способствуют плоды хлебного дерева, колоказия и зеленые бананы, являющиеся обязательными компонентами такого способа приготовления.
Национальная еда
Важными элементами местной кулинарии являются кокосовый орех, используемый почти целиком и во всех стадиях зрелости, непременные колоказия и батат, различные овощи и корнеплоды, всевозможные зерновые культуры (в первую очередь — рис и просо) и свежие плоды. Свинина и мясо птицы традиционно считаются праздничными блюдами.
Разнообразие «морских» блюд на местном столе всегда было подавляющим. Главенствующее место занимает рыба во всех её вариантах, чаще всего просто запеченная на углях или даже сырая. По аналогичным рецептам готовятся различные виды моллюсков и ракообразных, которых женщины чаще всего просто собирают в лагуне невдалеке от деревни и затем жарят на углях с колоказией, рисом, сладким картофелем, маниокой или плодами хлебного дерева, идущими на гарнир практически ко всем блюдам.
На десерт чаще всего идут различные фрукты, колоказия или печеная тыква с кокосовым молоком, различные пирожки, в которых муки меньше, чем пюре из каких-либо овощей. Завтрак обычно состоит из простых лепешек и кофе. На ужин идут более сытные блюда из колоказии, ямса и рыбы, по праздникам — из мяса птицы, жареной в земляной печи свинины или соленой говядины.
Напитки
Из прохладительных напитков наиболее популярны традиционные для стран региона «нуи» (сок зеленого кокосового ореха), чай и кава (очень популярна на Футуне). Кава — безалкогольный напиток, насыщенный флавоноидами, который готовят по особой рецептуре из корня янгоны (кавы, piper methysticum) — кустарникового растения из рода перечных. Его воздействие на организм довольно сложное и сильно схоже с действием транквилизаторов, но из-за внешних признаков опьянения, сопровождающих его употребление, кава считается алкогольным напитком (хотя таковым не является), тем более что последствия чрезмерного употребления кавы и спиртного довольно схожи.
С другой стороны, подавляющее большинство продуктов питания и напитков импортируются на острова из-за рубежа. Наиболее распространенными алкогольными напитками остаются австралийское пиво Foster, французские вина и крепкие спиртные напитки из Новой Зеландии и Австралии (оттуда же поставляется 90% мяса).