Достопримечательности
Иран — один из центров возникновения цивилизации на планете, место рождения одной из самых больших империй мира и одна из самых самобытных стран Азии. Обширная страна, раскинувшаяся от теплого моря до снежных горных вершин, Иран имеет уникальный набор по-настоящему интересных памятников, которые могут считаться достоянием всей цивилизации. В недрах страны скрыты богатейшие исторические реликвии: древние руины, полуразрушенные города, статуи и археологические раскопки древних династий встречаются здесь на каждом шагу.
Путешественники найдут здесь древние города, многие из которых вполне комфортно чувствуют себя и в наше время, уникальные образцы искусства и архитектуры, безводные пустыни с драгоценными оазисами и зеленые леса горных районов, удивительную историю, только официальные источники которой насчитывают около 5 тыс. лет, и самобытные народы с их неповторимой культурой, примеры тысячелетнего сосуществования самых разных религиозных общин и одно из самых закрытых на земле обществ, колоссальное культурное наследие, бережно оберегаемое, несмотря ни на какие перипетии истории, и вековые традиции декоративно-прикладного искусства. Все эти контрасты и делают Иран несбыточной мечтой многих путешественников.
Из-за особенностей своего геологического строения страна очень богата пещерами, наиболее интересные из которых можно обнаружить в провинциях Азербайджан, Курдистан, около Хамадана, около Исфахана и Тегерана.
Горы Эльбурс привлекательны с точки зрения альпинизма и скалолазания. Лыжные курорты Шамшак (высоты 3050-2550 м, 7 подъемников), Дизин (высоты 2650-3600 м, 13 подъемников) и Аб-е Али (высоты 2400-2650 м, 9 подъемников) позволяют с ноября по апрель заниматься всеми зимними видами спорта. И даже рыболовам есть что посмотреть в этой казалось бы пустынной стране. Горные речки в районе Кереджа богаты форелью, а побережье Каспийского моря издревле считается одним из лучших рыболовных мест на Земле.
Культура
Социальная структура. В результате быстрых социально-экономических изменений после государственного переворота 1921 была трансформирована устоявшаяся структура общества. Традиционно наиболее влиятельными и богатыми лицами в стране были члены шахской семьи, узкая прослойка чиновников и религиозных лидеров (муджтахиды и аятоллы), племенные вожди, богатые купцы и знатные помещики. И хотя эти социальные группы сохранились, в централизованном государстве, созданном шахами династии Пехлеви, значительно окрепла роль бюрократии, высших военных чинов, новых предпринимателей, юристов, учителей, врачей, инженеров, а также деятелей культуры. Авторитет племенных вождей в иранском обществе в значительной степени снизился вследствие насильственного или спонтанного перехода большинства кочевых племен к оседлому образу жизни. Позиции религиозных лидеров тоже ослабели. Однако с 1963 и особенно после провозглашения исламской республики в 1979 их авторитет вновь повысился.
Городское население включает небольшой по численности рабочий класс, занятый в таких отраслях промышленности, как автосборочная, нефтеперерабатывающая и сталелитейная. Доходы этой социальной группы существенно выше, чем у ремесленников. На нижних ступенях общественной лестницы в городах находятся переселенцы, которые готовы к любой неквалифицированной работе.
В сельских районах, несмотря на проведенную земельную реформу, еще сохранились помещики. Имеются также зажиточные крестьяне, которым принадлежат земельные наделы. Кочевники-скотоводы составляли в начале 1990-х годов лишь небольшую часть населения, однако их вклад в производство мясомолочных продуктов и шерсти был весьма значителен.
Помимо ведения домашнего хозяйства и воспитания детей, женщины в деревнях прядут шерсть, ткут ковры и выполняют разные сельскохозяйственные работы. В городах они заняты в промышленном производстве, главным образом текстильном. Часть женщин работает учителями, врачами, медицинскими сестерами, а также трудится в сфере культуры, в правительственных и частных учреждениях. В последнее десятилетие 20 в. правительство стимулировало более широкое участие женщин в жизни страны. Некоторые из них избираются депутатами парламента. Одним из лидеров феминистского движения выступает дочь бывшего президента страны Рафсанджани Фаизе.
Население Ирана многонациональное и разноязычное, но развитие коммуникаций, образования и заключение браков между представителями разных общин ослабило роль этнического фактора. Так, большинство жителей Ирана, окончивших начальную школу, говорит на своем родном языке, а также на персидском. Многие представители таких национальных меньшинств, как гилянцы, мазандеранцы, курды и белуджи, владеют, кроме своего, и другими языками иранской группы.
Крупнейшие этнические общности образуют тюркоязычные азербайджанцы, проживающие в Иранском Азербайджане, и туркмены, населяющие побережье Каспийского моря, а также живущие изолированно в некоторых других районах страны. Арабы населяют в основном Хузестан на юго-западе страны.
Среди некоторых национальных и языковых меньшинств распространено стремление к автономии, однако оно не пользуется широкой поддержкой. Тем не менее небольшие группировки курдов в течение многих лет ведут вооруженную борьбу против власти.
Образ жизни. В ИРИ большое значение уделяется выполнению религиозного долга, посещению мечети и общественных пятничных молитв. Остаются сильными родственные связи, в том числе на работе и общественно-политической сфере. Отношения в семье строятся на уважении и почитании старших, браки заключаются с согласия родителей. Несмотря на то, что после 1979 были восстановлены исламские семейные принципы, разрешающие иметь несколько жен, на практике многоженство встречается крайне редко. Не получил широкого распространения и разрешенный после революции институт временного брака-сиге. Большое значение имеют праздники – семейные, религиозные, государственные. Ценится образованность, в повседневной жизни – умение читать стихи. Употребление алкогольных напитков запрещено. Высока кулинарная культура, особенно приготовление различных пловов. Распространено курение кальяна. Иранцы гостеприимны, общительны, отличаются вежливым обращением. Предупредительны и скромны в общении, мужчины уделяют много внимания детям. Из-за правил вежливости склонны к обещаниям, в деловых отношениях нельзя ограничиваться устными договоренностями. Для городской жизни характерна «пикниковая» культура, когда после захода солнца в теплое время горожане семьями выходят в парки, скверы, зеленые улицы, устраивая пикники, сохраняя при этом порядок и чистоту.
С конца 19 в. на культуру Ирана стало оказывать большое влияние западное искусство. После исламской революции каноны ислама стали в значительной степени определять форму и содержание культурного развития. Под запретом оказалось даже чтение Шах-наме Фердоуси, этого символа иранской культуры и истории. В первые годы после революции были запрещены театры, исполнение светской музыки, просмотр западных фильмов. В постепенно открывавшихся театрах основной репертуар составляли мистерии на религиозные, революционные и военные темы. В условиях исламского запрета на изображение людей в сложном положении оказалась живопись, однако потребность в распространении портретов исламских лидеров, шахидов привели к фактической отмене этого запрета. В 90-е вновь стали возрождаться не только традиционные, но и современные виды искусства. Все большую популярность в Иране и за его пределами приобретает современная иранская живопись, главным образом, в форме миниатюры. Современные музыкальные группы. В архитектуре наибольшее внимание уделяется городской массовой застройке, в последние годы – индивидуальному городскому жилью. Из новых архитектурных объектов наиболее значительным стал комплексный мемориал имама Хомейни около Тегерана. Вклад в современное мировое искусство внесли иранские кинематографисты. Наиболее известным режиссером является Мохсен Махмальбаф, уделяющий основное внимание художественной трактовке социальных проблем. Работы Аббаса Кияростами носят более камерный характер, наиболее интересны для него этико-философские проблемы. Его фильмы Где дом друга? (1987), Через оливы (1994), Вкус вишни, Золотая пальмовая ветвь в Каннах), принесли ему мировую известность. Мировую известность имеют неоднократно награжденные на международных кинофестивалях поэтичные фильмы Маджида Маджид (Дети небес, 1997; Отец, 1995; Цвет бога, 1999; Дождь, 2000), работы женщин-режиссеров – Ракшан Бани Этемад и Самиры Махмальбаф. Иранское кино отличается высоким чувством меры и вкуса, что поставило его в ряд с мировыми достижениями кинематографа.
Открыты новые музеи, посвященные революции и ее лидерам, дом, где жил в Тегеране Хомейни, восстанавливается музейная работа в бывших шахских дворцах, расширяется сеть библиотек. Наиболее крупные – Центральная библиотека и Центр документов при Тегеранском университете, Национальная библиотека (несколько тысяч томов государственных документов, относящихся к периоду правления Каджаров), Две библиотеки меджлиса (парламентские архивы с 1906 по настоящее время), Библиотека Аятоллы Мараши. Крупные теологические библиотеки находятся в Кумском теологическом центре и Мешхеде (библиотека вакфа «Астане Кодс» содержит более 10 тыс. древних рукописей).
Система образования. Общеобразовательные и высшие учебные заведения светского типа стали появляться с конца 90-х 19 в. В принятой в 1906–1907 первой иранской конституции было заявлено о необходимости создания светского обучения. В 1911 принят закон об обязательном начальном образовании. Переход к светскому образованию произошел после реформы 1928. К середине 70-х был осуществлен фактический переход к обязательному начальному бесплатному образованию в объеме пяти классов. В феврале 1974 был издан указ шаха о введении бесплатного неполного среднего образования. После исламской революции декрет Хомейни от 13 июня 1980 провозгласил начало «культурной революции», основными объектами которой стали высшее образование, а также вся система образования в целом. Был создан Высший Совет культурной революции, разработавший Концепцию «исламизации образования», согласно которой в светскую систему образования стали внедряться исламские нормы поведения и вноситься изменения в программы и способы обучения. Проводимая с 90 либерализация затронула образование, была расширена самостоятельность вузов.
Система образования состоит из дошкольного воспитания, общеобразовательной школы, профессионально-технического обучения, высшего образования и движения по борьбе с неграмотностью. Дошкольное образование не получило пока широкого развития. Функционируют государственные и частные дошкольные учреждения. Общеобразовательная школа состоит из трех ступеней: начальная школ (1–5 классы), неполная средняя (6–8 классы), средняя школ (9–10 классы), при этом уже в 10 классе – обучение по одной из трех основных программ: общетеоретическое, технически-прикладное и специальное. 11 классное – предуниверситетское обучение, целью которого является подготовка к поступлению в вуз. Обучение в школе начинается с 6 лет. Обучение мальчиков и девочек раздельное.
В 1980–1982 университеты были закрыты для проведения программы исламизации, лишены прав административного самоуправления, после 1983 стали постепенно открываться. С 80-х стала развиваться система высшего образования по типу «открытых» вузов (Исламский Свободный Университет –Азади, обучение платное). В системе высшего образования (и среднего специального) ИРИ большую роль играют исламские учебные заведения медресе (семинарии), готовящие специалистов в области религиозного права и теологии. Крупнейшим теологическим образовательным центром в ИРИ в настоящее время является Кум. Кумский комплекс включает 60 медресе, часть их – для девушек. Более 20 медресе функционируют в Мешхеде.
В 2003 действовали 136 университетов и вузов. Кроме того, работают 6 центров высшего образования, и 115 отделений открытого исламского университета.
Движение по ликвидации неграмотности- одна из форм системы образования (уровень грамотности в 2004 в возрасте старше 15 лет – 79,4%). «Движение» работает среди гражданского населения, в армии, КСИР, жандармерии и полиции. В 1999/2000 курсы работали в 14,8 тыс. деревнях, выдав 626 тыс. дипломов об окончании. «Движение» имеет статус министерства. Школьное образование подчинено Министерству образования. Система профессионально-технического обучения находится в ведении Министерства труда и социальных дел. Проблемами высшего образования занимается Министерство культуры и высшего образования, а также Министерство здравоохранения и медицинского образования В настоящее время 50 университетов подчинены Министерству культуры и высшего образования, 33 университета – Министерству здравоохранения и медицинского образования, 53 университета и других вузов – другим министерствам. Доля расходов на образование в ИРИ не превышает 5% ВВП (в 2002 – 4,4%).
Литература, искусство, архитектура. Революция способствовала развитию новых направлений в литературе и живописи. После 1979 творения запрещенных при шахе писателей и поэтов стали доступны для широких масс населения. Появились новые популярные писатели – Мехшид Амиршахи, Исмаил Фассих и Мохсен Мекмельбар. Однако действует цензура, которая запрещает произведения, имеющие антирелигиозную направленность. Список не разрешенных к продаже и распространению в Иране книг включает как западных, так и иранских авторов.
После 1979 реализм и религиозные мотивы сохранили свои ведущие позиции в живописи. В архитектуре при возведении многоэтажных зданий в городах преобладает космополитический стиль, но при сооружении небольших жилых и служебных строений поощряются национальные мотивы. Традиционные иранские ремесла – художественная миниатюра, гончарное производство, ковроткачество и изготовление серебряных изделий – наиболее широко представлены в Исфахане, Ширазе, Тебризе.
Музеи и библиотеки. Важнейшей задачей в области культуры после 1979 признается сохранение свидетельств истории исламской революции и мусульманского Ирана. В городах работают музеи, в которых экспонируются фотографии, плакаты, листовки и другие материалы, касающиеся событий 1978–1979. Государство финансирует передвижные выставки, которые демонстрируются в небольших городах и деревнях. Выделяются средства на ремонт и содержание старых мечетей и мактабов (мусульманских школ). Такие дореволюционные музеи, как археологический, этнографический и художественный (все в Тегеране), продолжают функционировать и даже пополнили свои коллекции, в первую очередь за счет экспонатов по исламской истории и культуре.
В Иране не было и нет традиции создания публичных библиотек, тем не менее имеется множество специализированных библиотек, в частности при крупнейших мечетях и семинариях. Самая известная из них – библиотека при мечети имама Резы в Мешхеде; в ней содержится бесценная коллекция из 10 тыс. древних рукописей. Другие значительные собрания рукописей находятся в Исфахане, Куме и Ширазе. Наиболее ценные материалы по истории Ирана сосредоточены в Национальной библиотеке в Тегеране, в фондах которой насчитывается несколько тысяч томов государственных документов, относящихся к периоду правления династии Каджаров, и Библиотеке меджлиса, в которой хранятся парламентские архивы (с 1906 по настоящее время).
Издательское дело. Революция стимулировала издание книг, которые были ранее запрещены из-за содержавшейся в них критики династии Пехлеви. С 1979 ежегодно выходило приблизительно по 3 тыс. названий новых книг. Предварительная цензура, как правило, отсутствует, но любые публикации, признанные оскорбительными для ислама или общественной морали, конфискуются, а их издателей и авторов ждет суровое наказание. Из нескольких общенациональных ежедневных газет и многочисленных еженедельных и ежемесячных журналов основная часть выходит в Тегеране.
Средства массовой информации. Радио и телевещание. В 1997 в стране действовали 28 телевизионных и более 80 радиовещательных станций Все они контролируются правительством. В Иранском Азербайджане и районах, населенных курдами, ведутся передачи соответственно на азербайджанском и курдском языках. Большинство телепередач создается в самой стране, но демонстрируется и зарубежная видеопродукция, включая США. В 2001 в Иране действовало почти 3 тыс. телевизионных станций, на каждые тысячу семей приходилось 400 цветных и 500 черно-белых телевизоров. Несмотря на существующие ограничения, многие иранцы имеют доступ к западным средствам массовой информации через спутники связи.
Пресса. До 20004 работало только Государственное агентство ИРНА. В настоящее время все большую популярность завоевывает студенческое информационное агентство ИСНА.
С середины 90-х растет число издаваемых газет и журналов. Из-за строгой цензуры, многие из газет и журналов закрываются, редакторы и журналисты попадают под суд, однако эти издания либо возобновляют свою работу, либо издаются под другим названием. Газеты отличаются разной политической направленностью, не всегда являясь официальным органом партии или группировки, они отражают их взгляды. Закрытие «Салам» в 1999, отражавшей взгляды реформаторов, набиравших политический вес после победы на выборах М.Хатами, привело к всплеску студенческих волнений. Официальной газетой является «Эттелаат», «Джомхурие эслами» находится под влиянием Общества борющегося духовенства, журнал «Шома» – орган консервативной партии Исламская коалиция. Газеты реформаторского крыла – «Хамбастеги», «Тоузе», «Хаятено», журнал «Асре ма» (орган Организации моджахедов исламской революции, а ее главный редактор Мохсен Армин является видным политическим деятелем). Издается несколько женских журналов, наиболее известный «Зане руз», созданный еще в шахский период, в котором публиковался до революции известный теолог и один из лидеров антишахского движения аятолла Мотаххари, сейчас журнал придерживается реформистской ориентации. Большая часть газет и журналов издается в Тегеране. Некоторые из газет и журналов издаются на английском (Iran, Tehran Times, Iran News), арабском и русском язык (ж. «Аму-Дарья»). Печатается газета для слепых.
Телефонной и телеграфной связью охвачены все районы. На март 2003 число постоянных телефонных установок – 12,9 млн., пользователей мобильной связью – 2,3 млн. Иран арендует несколько каналов спутниковой связи. С конца 90-х разрешено пользование Интернетом, число пользователей в 2002 составило 420 тысяч.
Кино и театральное искусство. До революции кинозрелища были любимым досугом населения, однако новая власть объявила большинство кинофильмов вредными с точки зрения общественной морали. В результате их импорт был резко ограничен, а произведения отечественных киностудий стали подвергаться строгой цензуре. Сокращение числа выходящих на экран фильмов и падение посещаемости привели к закрытию многих кинотеатров. Иранские кинопродюсеры постепенно приспособились к требованиям исламской морали, в новых лентах популярными стали религиозные сюжеты. В 1990-е годы иранский кинематограф получил международное признание, завоевав призы на различных европейских кинофестивалях. Кинофильм Белый шар получил «Золотую камеру» на Каннском фестивале; Вкус вишни был награжден там же «Золотой Пальмовой Ветвью».
В Тегеране закрыты существовавшие до революции театры-варьете. Театральные постановки разрешены при условии, что в них заняты лишь мужчины, а содержание спектаклей является «исламским». Религиозные представления в память кончины имама Хусейна были популярны еще до революции и всемерно поощряются властями в последние годы.
История
В середине VI в. до н. э. Персидской державой Ахеменидов была завоевана большая часть земель на Среднем и Ближнем Востоке. Александр Македонский одержал победу над последним царем из этой династии в 331 г. до н. э. и присоеденил персидские земли к своей империи. После смерти Александра большая часть персидских земель отошла Селевкидам и находилась под влиянием эллинистической культуры.
После того, как распалось царство Селевкидов на ее землях парфяне, по культуре близкие к персам, создали сильное государство. В III—VII вв. н. э. династия Сасанидов, отделилась от парфян и воссоздала персидскую державу, а цари стали носить титул шахиншаха — царя царей. В середине VII в. Персия стала частью Арабского халифата, а жители приняли ислам. В начале XVI в. в стране господствовали Сефевиды, с конца XVIII в. — Каджары.
В конце XIX в. — начале XX вв. Иран стал яблоком раздора между Россией и Великобританией. В 1921 г. Англия, стремясь полностью овладеть контролем над Персией, посадила на шахский престол своего ставленника, которым был военный министр Реза Пехлеви.
Шахская политика модернизации и вестернизации государства вызвала недовольство религиозных кругов, стремившихся воссоздать в Иране фундаменталистские ценности ислама. Шиитский лидер аятолла Хомейни провозгласил Исламскую Республику Иран. В конце 1979 г. у Ирана обострились отношения с Ираком, в 1980 г. между странами начался вооруженный конфликт; в 1988 г. воюющие стороны заключили перемирие.
Религия
В религиозном отношении преобладают мусульмане-шииты (главным образом персы и азербайджанцы). Суннитами являются курды, арабы, турки, афганцы.
Приход ислама в иранские земли совпал по времени с расколом в первоначальной общине последователей Мухаммеда из-за различного истолкования принципа наследования халифата. Иранцы, внесшие в становление арабо-мусульманской культуры вклад не меньший, чем сами арабы (только в первый век правления Аббасидов (750-846 гг.) из 45 наиболее видных представителей арабской науки и литературы 30 человек были персами), сделали свой исторический выбор: они приняли сторону «малого отряда» Хусейна, или «партии Али». Ислам разрушил структурно прежнюю веру коренных жителей Ирана, сохранив ее духовные ценности. Процесс осуществлялся на протяжении многих лет. Он отличался сложностью, противоречивостью. Ломка старой религии, разрушение отживших религиозных стереотипов совершались одновременно с утверждением новой веры формированием нового религиозного сознания, иной религиозной психологии. Но одновременно шел и другой процесс: зарождение новой цивилизации сопровождалось становлением ислама в качестве господствующей религии. И сам Али, единственный законный наследник пророка Мухаммеда, и все потомки Али — шиитские имамы, окончили свои дни трагически, это и определило трагическое мироощущение шиизма.
В шиитском исламе мученик-шахид — это прежде всего воин, который идет сражаться против даже во много раз превосходящей его силы. Самый почитаемый шиитский мученик, имам Хусейн, вышел против четырехтысячного войска халифа Язида-I с отрядом всего лишь в 70 человек. Имам Хомейни делал особый акцент на воинском начале в практике шехадата (мученичества). Можно говорить, что в Иране сложилась уникальная тысячелетняя традиция мученичества, определяющая менталитет одной из самых древних наций на земле. Надо сказать несколько слов о трактовке идеи о богоизбранности иранской земли ввиду фатального переселения туда прямых потомков Пророка ислама — непорочных имамов, означавшего перемещение центра шиизма, да и духовной авторитетности ислама вообще с арабских земель. В «Завещании» имама Хомейни встречается упоминание об Иране как о «стране Бакиятоллах» (одно из имен двенадцатого имама). Самоотверженно оберегая мусульманские святыни от всяких зловещих посягательств явных и скрытых недругов ислама, иранцы на заре формирования шиизма как нового облика ислама стояли на его страже. Бытует мнение, что шиизм достиг расцвета именно в Иране. Благодаря сокровенным мыслям и идеалам, духовной самозабвенности, высокой образцовой нравственности иранцы заняли достойную нишу в деле совершенства мусульманской теологии. Вобрав многие элементы из духовного наследия богатого прошлого Ирана, мусульманская конфессия достигла в своем развитии апогея. Шиизм стал национально-историческим достоянием иранцев, занимая при этом первое место в перечне их «ценностных приоритетов».
Мечеть-центр единения мусульман.
Исламское религиозное искусство, создающее материальные произведения , прежде всего проявило себя в архитектуре мечетей и каллиграфическом написании Слова Божьего.
Мусульманин, совершающий намаз (молитву) самостоятельно, наедине предстает перед Господом. Таким образом, весь облик мечети как места поклонения, формируется в воображении мусульманина в гармонии со смыслом и назначением намаза, который является важнейшим проявлением покорности и поклонения раба Божьего перед светлым Ликом Всевышнего.
Поскольку главная цель сотворения человека состояла в его искренней покорности и поклонении Высшей Истине — Аллаху, мечеть всегда служила в качестве главного проявления духа святости Ислама и полного единства с принципом сотворения человека. Но поклоняющийся Господу человек не есть существо, ниспосланное сверху на землю. Он чувствует себя наместником Бога на ней. Этим подчеркивается духовное значение мечети, в которой находит отражение внутренний мир человека, представляющего собой микрокосм, подобный макрокосму, то есть вселенской сущности . Таким образом , мечеть — есть отражение единобожной природы человека и в целом всего сотворенного Богом . Следовательно , архитектура мечети представляет собою воплощенное изображение земного мира и человека в его связи с космосом . Ибо человеческое тело — оболочка , в которой обитает животворный дух Божий .
Некоторые параметры мечети , с точки зрения исламского понятия единства:
1. Мечеть — это место сбора мусульман и центр их единения в совершении обрядов поклонения, решении социальных, политических вопросов, вопросов культуры и прочего, и не случайно, самая важная и самая крупная мечеть города или региона носит название «соборной мечети». <
2. Ориентировка мечети и ее михраба (ниши в стене), в котором больше, чем в других частях мечети, имеются элементы декора, привязана к единому центру, а именно к Каабе (Мекка).
Кааба — это и центр, и принцип. На ней концентрируется внимание во время намаза, здесь воплощается единство: вектор воли и стремление отдельного человека совпадают с общим вектором всего мира .
3. В мечети можно наблюдать «встречу» различных видов исламского искусства, это своего рода сокровищница и выставка шедевров. Здесь воочию убеждаешься в согласованности ислама и искусства. В мечети архитектор стремится воплотить гармонию в пропорциях; художник — украсить затейливым орнаментом и разноцветными плитками; каллиграф снабдить стены мечети красивыми надписями и изречениями, стихами из проповедей и хронограммами; присутствует в мечети и музыка: она звучит и в призыве муэдзина, и в голосе чтеца аятов из Корана, и в проповеди имама (настоятеля) мечети. Даже произведения ремесленников находят место в мечети, дополняя убранство дома Бога: здесь и великолепные ковры, и дорогие шторы и занавеси, и огромные сверкающие светильники и канделябры, резьба по дереву, золотое шитье — все это вносит свою лепту в украшение мечети и придает ей торжественность и величие .
Таким образом, в течение многих веков в мечети создавались условия для соединения достижений культуры и исламского искусства.
Праздники и традиции
Иранские праздники часто необычны и не очень понятны для нас. Вот например
Ашура – от арабского «десять, десятый» – десятый день месяца Мухаррам. По Корану – это день сотворения Земли и первого человека. У шиитов в этот день – двойной праздник. Шииты 10 дня Мухаррама вспоминают мученическую смерь Имама Хусейна, внука Пророка Мухаммеда. На улицах устраивают представления уличных театров – «Таззие», толпы иранцев запруживают площади, тротуары и проезжую часть. Никто не работает, праздник длится обычно два дня. Религиозные церемонии помимо песнопений и молитв включают в себя театрализованное самоистязание участников – мужчины охаживают себя самодельными бичами, хотя это и не поощряется исламскими богословами. Нередко можно видеть людей испачканных красной краской – это символизирует пролитую кровь.
Иран, святой город Кум. Праздничная молитва в мечети
Ближе всего нам, пожалуй, праздник
Норуз (Навруз) – иранский Новый Год. Проходит в третьей декаде марта. Вся страна примерно с 20 марта и до конца месяца гуляет, путешествует, отмечает праздник. С одной стороны – это интересное время для путешествия – можно побывать в гостях у иранской семьи, посмотреть, как люди отмечают Новый Год дома. С другой стороны – в этот период крайне тяжело путешествовать – все автобусы, самолеты, гостиницы под завязку забиты иранцами, которые в это время навещают своих родственников в разных уголках страны.
Месяцы мусульманского календаря — Хиджры.
В нечетных месяцах 30 дней, в четных – 29. Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами. Вообще, система календаря достаточно сложная, периодически вводятся поправки, добавляются дни к последнему месяцу.
Изначально названия месяцев были привязаны к определенному времени года, но затем, с годами, из-за смещения календаря (мусульманский год короче солнечного) названия сохраняют лишь исторический смысл.
Мухаррам – «священный, запретный». В этот месяц года не разрешалось вести военные действия.
Сафар – «желтый». Это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают. Сейчас этот месяц может быть в любое время года.
Раби-уль-авваль – первый месяц Раби. Хотя сейчас в современном арабском языке «раби» означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц был осенним.
Раби-уль-ахир – второй месяц Раби.
Джумад-уль-авваль – слово «джумад» происходит от глагола «застывать, замерзать». Это был зимний месяц.
Джумад-уль-ахир – вторая джумада.
Раджаб – «воздержаться от насилия». Раджаб – месяц воздержания от походов и военных действий.
Шаабан – название происходит от глагола «разделяться». В этот месяц армии отправлялись в походы.
Рамадан – от глагола «быть раскаленным». В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность, был летним месяцем.
Шавваль – от глагола «сниматься с места». Шавваль – месяц кочевий.
Зуль-Каада – от глагола «сидеть, находится на месте». Зуль-Каада – месяц стоянок.
Зуль-Хиджа – от глагола «совершать паломничество».
Народные праздники
Чахаршанбе-Сури — праздник костров перед зимним солнцестоянием
Ялда — ночь зимнего солнцестояния, День Рождения Митры
Мехреган — именной день Митры
Национальная кухня
Иранская кухня — одна из древнейших в мире. Поэтому и рецепты её могут считаться одними из самых необычных в мире, хотя не внешний вид она очень проста и сытна. Основа многих блюд — рис, хлеб, мясо, свежие овощи, зелень и фрукты во всевозможных комбинациях. Характерной чертой является очень мелкая нарезка мяса и редкое его участие в трапезе в качестве основного продукта — чаще всего мясо идет в ход как ингредиент сложных блюд.
Особенно колоритны блюда из риса, которые здесь вроде и готовят вполне традиционно, но на выходе получается что-то невообразимо вкусное. Стоит попробовать рис с овощами и мясом в ореховом соусе «чело-хореш», плов «поло» или «чело», плов со свежей зеленью «поло-сабзи», кисло-сладкий рис с изюмом, миндалем и апельсинами «поло-чирин», плов с луком, чечевицей, изюмом (или финиками) и мясом «адас-поло», плов из мяса птицы «морг-поло», рис с жареным на углях мясом «чело-кабабас», мясные шарики с рисом «кофте», рис на пару с мясом ягненка «чело-кебаб», плов с курицей и вишней «албалу-поло», шашлык с рисом «чело-кебаб», плов с барбарисом, сахаром, мясом птицы и шафраном «зерешк-поло» или просто отварной рис «кате» во множестве вариантов.
Мясные блюда — основа иранской кулинарии. Широко известны такие блюда, как мясной рулет «кофте гашт», большие тефтели из мяса, риса и трав «кофте-беренджи» или тефтели из мяса, ореховой муки, шафрана и сахара «кофте-нокодчи», тушеная с баклажанами баранина «хореше-бадинжан», мясо с овощами «аб-гушт-е бадинжан», фаршированные баклажаны «долме-бадинжан», перец с начинкой из мяса и риса «долме-фелфель» или обычная долма в виноградном листе «долме-баргмо», особым образом приготовленное мясо «берьяни» из Исфахана, шашлык из бараньих кишок, жареное на вертеле мясо с луком, помидорами и зеленым перцем «кабаб-хосейни», мясо-барбекю «кабаб-барг», телячий язык с травами «забан», овечьи сердца с грибами, травами и сыром «дел», жареные мозги с травами «магж», жареные почки с травами и лаймовым соком «голве». Заслуженным уважением пользуются здесь восхитительное блюдо из цыпленка с рисом, яйцом, йогуртом и шафраном «тан-чин», «тосс-кабаб» с мясом, картофелем, морковью и луком, жареное мясо цыпленка с грецкими орехами, гранатовым соком и сахаром «хорешт-фесенжан» или с грибами и шафраном — «гарх-хорешт», разнообразные котлеты «котлет», биточки из мяса птицы с миндалем, яйцом, молоком и маслом «котлет-е-морг», жареный на решетке цыпленок с оливковым маслом, помидорами и шафраном «джуйе-кабаб», мясные шарики с рисом, черносливом и пряными травами «аш-е алу», фаршированные мясом помидоры «долме-годже-фаранджи» или картофель — «долме-сиб-замини», жареная на решетке рыба с лаймовым соком, оливковым маслом, шафраном и травами «махи-кабаб» и плов с креветками, рисом, яйцом и карри «миего-поло».
Особенного внимания заслуживают местные супы — холодный суп на основе кефира с мятой, огурцами и изюмом «маст-о хиер», густой мясной бульон «абгашт», густой суп с рисом, травами, мясом, сахаром и соком лайма «аш-е аб-лему», очень густой суп с травами, рисом и мясом «аш-е шоле-галамкар», густой суп с пшеницей, шпинатом, горохом, бобами и чечевицей «аш-е гандом», суп с рисом, различными травами, мясом и гранатовой пастой «аш-е анар», суп с рисом, травами, мясом и томатной пастой «аш-е гоже-фаранги», суп с репой, рисом, горохом, мясом и мятой «аш-е шалкам» и суп с макаронными изделиями, молочной сывороткой и травами «аш-е реште».
В Иране пекут превосходный по качеству хлеб, который всегда присутствует на столе в виде лепешек или булок, причем — только свежим. Многие рестораны даже вводят хлеб в свое меню отдельным пунктом, потому как сортов его великое множество, и каждый имеет свою особенность.
Иранские фисташки считаются самыми лучшими в мире, причем здесь их используют не только как пряность или просто орешки, но и солят особым образом, получая своеобразную закуску.
Десерты Ирана, при всей их схожести с традиционными для Востока сладостями, также обладают рядом уникальных черт. Они не столь сладки, как в других странах региона, но зато насыщены различными наполнителями и имеют очень сбалансированный вкус. Настоящими шедеврами кулинарного искусства считаются иранская «бахлава» с миндалем, кардамоном, желтками яиц и молоком, «яр-дар-бехешт» из рисовой муки, крахмала, розовой воды и фисташек, пончики с розовым сиропом «бамие», «шир-беренж», «халва» из обжаренной пшеничной муки, сахара, шафрана, розовой воды, фисташек и миндаля, «рагинак» с грецким орехом, фисташками, корицей и кардамоном, «зульбия», «ферени», «секанжебин», лимонный шербет «шарбат-лиму», апельсиновый шербет «шарбат-портагал», «шолен-зард» с шафраном, розовой водой, фисташками, миндалем и корицей, «нана-беренжи», «нан-гердуи», «нан-ноходчи», «горс-хоршид», «сохан-асали» с миндалем, медом, шафраном и фисташками, иранская нуга «газ», своеобразные конфеты из масла, шафрана, сахара и ростков пшеницы «сохан», «готаб» из яиц, йогурта, муки, миндаля и кардамона, вишневый джем с ванилью «мораба-е албалу», джем из айвы с лаймовым соком и кардамоном «мораба-е бе», яблочный джем с лаймовым соком «мораба-е сиб», а также ванильное мороженое «бастани-акбар-машти» со сливками и розовой водой.
Национальным иранским напитком является чай, который пьют крепким, без молока и обжигающе горячим. Кроме того, любимы соки из свежих фруктов, молочные коктейли, домашний йогурт «маст» и напиток на его основе «дук», а также кефир, который потребляется не только как напиток, но и как ингредиент многих блюд.
Потребление алкоголя в Иране строго запрещено, поэтому даже слабоалкогольных напитков здесь практически не найти, исключение составляют лишь «пиво», которое таковым в общем-то не является (на самом деле это безалкогольный солодовый напиток), и вино для религиозных церемоний (немусульманам продается только по специальному разрешению).
Транспорт
Большинство крупных иранских городов связаны между собой прямыми авиарейсами; воздушное сообщение между провинциальными городами осуществляется, как правило, транзитом через Тегеран. Внутренними перевозками занимается несколько авиакомпаний, крупнейшей из которых является Iran Air.
Расположенная на нашем сайте форма поиска позволит вам в режиме онлайн выбрать и забронировать билет на самолет, совершающий рейс между иранскими городами. Здесь же можно посмотреть расписание полетов и цены на билеты, выбрав самый дешевый вариант. Имейте в виду, что чем раньше вы заказываете билет, тем дешевле он может стоить.
Введите соответствующие города в поля «Пункт отправления» и «Пункт назначения»; укажите дату вылета и другую требуемую информацию, и нажмите «Найти». Вы увидите полный перечень авиарейсов между отмеченными вами городами, с указанием цен на билеты. Приобрести авиабилет можно, не отходя от компьютера. Нажав на кнопку «Купить», вы попадете на сайт, где содержится вся необходимая информация об оплате и доставке билета.
Поезда и автобусы в Иране
Пассажирский железнодорожный транспорт имеет в Иране ограниченное распространение. В то же время по ряду направлений поездки именно железной дорогой оказываются быстрее, удобнее и дешевле, чем другими видами транспорта.
Места в поездах в Иране бывают 3 классов: купе на 4 (реже 6) спальных мест; мягкие сидячие места; жесткие сидячие места.
Стоимость билетов на поезд более чем умеренная. Купить билеты можно на любой железнодорожной станции.
Междугороднее автобусное сообщение развито в Иране отлично; автобусы связывают практически все более-менее крупные города и села страны. Большинство междугородних автобусов оснащены кондиционерами и довольно комфортабельны.
Расписание рейсов очень часто меняется; многие автобусы отправляются по мере заполнения пассажирами.
Городской транспорт и такси в Иране
Общественный транспорт в городах Ирана представлен автобусами и маршрутками; в Тегеране имеется метро. Салоны автобусов имеют «мужскую» и «женскую» половины. Услуги общественного транспорта очень дешевы.
В то же время иностранцам, из-за сложности в понимании путаной системы городского транспорта, проще будет пользоваться такси, стоимость услуг которого также невелика. Кроме того, иранские таксисты, в отличие от своих коллег в других ближневосточных странах, как правило, честны по отношению к туристам.
Шопинг
Основная торговая жизнь царит в Иране на городских базарах. Так как днем очень жарко, местные жители работают и торгую только с утра до полудня и примерно с 6 вечера до 10. Обычно на базарах продают ткани, одежду, украшения, ковры и специи.
Хороший сувенирный базар находится только в Исфахане. В остальных городах базар — это большой магазин, где отовариваются местные жители.
Если интересует одежда, то разнообразную недорогую одежду в Иране найдут только мужчины. Так как женщинам положено ходить в темных неброских одеждах, найти по-настоящему интересные и качественные вещи можно, но придется постараться.
Единственное, на что действительно стоит обратить свое внимание в Иране — на развалы со специями. Для тех, кто в них разбирается, поход на базар станет настоящим удовольствием. Если вас интересует шафран (довольно дорогой: 4 грамма стоят около $11), то за ним лучше ехать в Мешхед.
Магазины
Как и в других странах Востока, наиболее удобным и недорогим местом для осуществления покупок являются базары. Они есть в каждом городе, и достаточно четко подразделяются на продуктовые ряды, хозяйственные, одежду и сувениры. Вместе с тем, есть и магазины в обычном их представлении, где можно купить продукты и предметы первой необходимости.
В магазинах представлены товары высшего качества, местные же изделия можно купить на многочисленных базарах. Ассортимент представлен ручной резьбой, инкрустацией по дереву, коврами, одеждой, шелками, кожей, циновками, скатертями, золотом, серебром, стеклом и керамикой. Торговаться — в порядке вещей. Существуют правила вывоза вещей из страны, см. соответствующий раздел. Магазины работают с 08.00 до поздна.
Отзывы клиентов (Иран)
Въезд в Израиль
Система «красного» и «зеленого» коридоров действует в аэропорту Бен-Гурион, а также в морских портах г. Хайфы и г. Ашдод. Проход через «зеленый» коридор рассматривается таможенными службами как декларация о том, что Вы везете лишь разрешенные предметы и в разрешенных для беспошлинного ввоза количествах.
Перед тем, как приступить к таможенной процедуре, прочтите список разрешенных к ввозу предметов, обычно висящий на стендах в зале прибытия. Вам что-то не ясно — идите через «красный» коридор.
Правила прохода через «зеленый» коридор.
Список разрешенных к свободному и беспошлинному ввозу предметов:
одежда, обувь и предметы туалета, обычно имеющиеся в ручной клади;
вина и напитки — до 1 литра крепких спиртных напитков и до 2 литров вина (только для лиц начиная с 17 лет и старше);
содержащая алкоголь парфюмерия — до 1/4 литра;
табак и табачные изделия — весом до 250 граммов (для лиц начиная с 17 лет и старше);
другие, не перечисленные здесь товары, для личного пользования или подарки на сумму не выше 200 долларов (на каждого въезжающего в возрасте начиная с 2 лет и старше). В эту сумму можно включать не более 3 кг пищевых продуктов, при условии, что каждый отдельный вид продуктов весит не более 1 кг. Эта льгота — персональная, и если, скажем, несколько въезжающих хотят объединить права для ввоза предметов стоимостью больше 200 долларов — такая процедура не допускается.
Наличные деньги – не более 100000 шекелей (Примерно 26000$ на 01.01ю2012 г.).
Другие вещи, с которыми можно проходить через зеленый коридор:
— пишущая машинка — фотоаппарат (но не видеокамера) — кинопроектор
— радиоприемник — телевизионный приемник — звукозаписывающее устройство
— бинокль — личные драгоценности (в приемлемом количестве) — музыкальный инструмент
— детская коляска
— одна палатка
— прочий туристический инвентарь — спортивный инвентарь — не оснащенный мотором велосипед
и некоторые другие предметы.
Если Вы ввозите вещи, подлежащие обложению таможенной пошлиной, через зеленый коридор от Вас могут потребовать заплатить пошлину в двойном размере.
Предметы, требующие заполнения декларации (проход через «красный» коридор).
Если Вы сомневаетесь в том, что все ввозимые Вами предметы позволяют идти через «зеленый» коридор.
Если Вы ввозите предметы, не упомянутые в списках, перечисляющих предметы, с которыми можно идти через «зеленый» коридор.
если Вы ввозите:
— видеокамеру — инвентарь для подводного плавания — персональный компьютер
— видеомагнитофон — рабочие инструменты и прочие подобные вещи
Ввозимые беспошлинно вещи должны быть вывезены из Израиля при Вашем выезде.
За часть предметов, возможно, в качестве залога потребуется уплатить полную сумму налога, которую Вам вернут при их ввозе.
Работники таможенной службы могут потребовать от Вас предоставления гарантий (в том числе и денежных) для обеспечения выполнения условий, на которых предоставляются льготы.
Все беспошлинно ввезенные предметы должны быть предназначены только для Вашего личного пользования.
Ввоз следующих предметов запрещен:
подделки монет, денег и документов;
аппараты и оборудование для азартных игр;
наркотики;
порнографические материалы;
беспроволочные телефонные аппараты, работающие в диапазоне 900 Мгц.
Ввоз следующих предметов требует специального разрешения:
— животные; свежее мясо; сырье; оружие; оборудование для волновой передачи; растения, лекарства (не для личного пользования).