Праздники и традиции
Праздников в Бутане огромное количество, причем ввиду того, что большинство местных событий представляют собой всевозможные религиозные фестивали, их количество из года в год меняется, также как и даты проведения. Буддийские фестивали проводятся согласно местным астрономическим наблюдениям, поэтому даты их проведения из года в год различны.
Самые колоритные и красочные фестивали Бутана («тсечу») проводятся в «дзонгах» (монастырях) Бутана 1 раз в год, обычно весной и осенью. Такие фестивали обычно проходят в течение трех-пяти дней, и буквально насыщены всевозможными представлениями, танцами и театрализованными представлениями, которые неизменны в течение вот уже многих столетий.
Традиционно отмечаются дни зимнего и летнего солнцестояния, День пожертвований, Лосар (Новый год), Шабдунг-Кучой, День рождения Друкгьял-Сумпа, Паринирвана (День смерти Будды или День нирваны), День коронации, День рождения Гуру Ринпоче, День первой проповеди Будды, столичный фестиваль Тхимпху-Тсечу и 14-дневный ежегодный фестиваль Тхимпху-Домчо, фестивали Лхунтсе-Тсечу и Тронгса-Тсечу, трехдневный фестиваль в Ванди, День Благословенного дождя, самый большой праздник местных непальцев — Дашаин (15 дней), а также священная церемония Тхри на территории дворца Угьен-Перли в Паро, День рождения, коронации и смерти третьего короля Бутана Джигме Дордж Вангчука и другие колоритные мероприятия, которых здесь буквально несколько сот. Практически в каждом монастыре есть свой набор праздничных мероприятий, которые не только неукоснительно соблюдаются, но и привлекают гостей со всей страны. Самыми популярными фестивали Бутана считаются Бумтханг-Тсечу, Паро-Тсечу и Тхимпху-Тсечу.
Национальная кухня
Бутанская кухня довольно проста и во многом напоминает кулинарные традиции соседних стран. Основной продукт питания здесь – рис, используемый во всевозможных комбинациях с овощами, разнообразными соусами, шафраном, маслом или кусочками овощей. Хотя в страну ввозится множество сортов белого риса, сами бутанцы предпочитают им местный, немного красноватый вид риса, выращиваемого на плантациях, разбросанных повсеместно по горным склонам. Рис варят, жарят, готовят из него некое подобие плова, мелют в муку и широко используют в супах и гарнирах. В высокогорных районах рис повсеместно заменяется пшеницей, из которой делают различные каши или простые блюда с овощами и животным жиром, а также вареным и печеным картофелем.
Практически к любым блюдам добавляют перец «чили» во всевозможных комбинациях с маслом, зеленью, фасолью и соусом. Национальным блюдом здесь считается «ема-датсе», представляющее собой тушеные в масле со специями стручки жгучего перца в сырном соусе, а также запеченные с сыром грибы. Сыр вообще очень распространенный компонент бутанских блюд. К самым популярным видам сыра относятся «датсе» (сыр из коровьего молока) и очень специфичный сыр из молока яков, который нарезают маленькими кусочками и высушивают, получая очень твердую массу, хорошо хранящуюся много месяцев. К столу всегда подаются различные овощи и тонкие лепешки из рисовой, кукурузной или пшеничной муки грубого помола.
Мясные продукты в Бутане довольно своеобразны. Религия не позволяет местным жителям убивать живых существ ради пропитания, поэтому они выходят из положения самыми хитрыми способами – либо используется мясо умерших или забитых особым образом животных и птиц (специальная лицензия на это выдается живущим в Бутане индусам), либо оно импортируется из других стран.
К популярным мясным блюдам относятся похожие на пельмени мясные клецки «момос», свинина «финг» с бобами и перцем «чили», тушеная свинина со специями и редькой «пхакша-па» или «пхак-ша-паа», тушеная с грибами и рисом говядина «тшоем», пряная свинина с картофелем «кева-пхагша», жареное с овощами мясо птицы «джаша-мару» и отварные свиные ножки с зеленью «кангчу-мару».
Постоянно на столе лапша «тукпа» («тхукпа»), яблоки, спаржа, всевозможные овощи и грибы, которых здесь насчитывают около 400 разновидностей. Очень широко используется свиной жир и сало, хотя для иностранца блюда с их использованием почти несъедобны. Стоит попробовать «ема-датши» (тушеные овощи с чили и сыром), «кева-датши» (блюдо из картофеля с сыром), «кабули-чана-ко-таркари» (ореховое карри), «хапаи-хантю» (гречневые пельмени с овощами) и «кампури-бирияни» (жаркое из овощей и мяса птицы).
Национальный напиток Бутана – «суза» или «соуза» (бутанский чай с маслом). Также повсеместно пьют черный и зеленый чай, часто добавляя в него масло, соль и перец. Из алкогольных напитков употребляют местный самогон «ара», пшеничное пиво «чанг» (пьют теплым) или «чанги» (употребляют охлажденным).
Транспорт
Движение в Бутане – левостороннее (руль справа).
Путешественники, посещающие Бутан по туристической визе, должны передвигаться только на транспорте, предоставленном туроператором Бутана (стоимость транспорта всегда входит в пакет тура).
Главная дорога Бутана – шоссе (ширина дороги составляет всего 2,5 метра), начинающееся в городе Пхунчолинг (Phuentsholing) недалеко от индийской границы и заканчивается в Трашиганге (Trashigang) на востоке Бутана.
Дорожные знаки и разметка встречается редко, светофоров нет. По правилам скорость движения должна составлять 15 км/ч, что должно снизить количество ДТП. Из-за крутого горного рельефа дорожно-транспортные происшествия происходят довольно часто. На дорогах нередки различные оползни и обвалы. Согласно официальной статистике в королевстве 8050 километров дорог.
Общественный транспорт
Единственный вид общественного транспорта в Бутане – автобусы, однако самостоятельно передвигаться по стране туристам не разрешается. Ездить можно только на специальном автобусе или автомобиле в сопровождении гида.
Авиационный транспорт
Единственный международный аэропорт в Бутане – аэропорт Паро (покрытие ВВП – асфальт). Расположенный в 6 км от города Паро на высоте более двух тысяч метров в тесной долине реки Паро, аэропорт окружён вершинами 5-ти пятитысячниками, поэтому считается одним из сложнейших на планете.
Помимо Паро в Бутане работает ещё один аэропорт – аэропорт Йонгпхулла в городе Трашиганг (Trashigang), с грунтовым покрытием ВВП. Планируется также создание сети малых аэропортов во всей стране.
Внешнее и внутреннее воздушное сообщение в Бутане до 2010 года осуществлялось бутанской авиакомпанией Druk Air. В 2010 году правительство Бутана разрешило полеты в Паро непальской авиакомпании Buddha Air.
Железнодорожный транспорт
Железных дорог в Бутане нет. Но есть разработанный совместно с Индийскими железными дорогами план строительства железной дороги в южной части страны для включения Бутана в индийскую железнодорожную сеть. Планируется подвести три железнодорожных ветки к бутанским приграничным городам по индийской территории из штатов Ассам и Западная Бенгалия.
Отзывы клиентов (Бутан)
Въезд в Армению
Что можно ввозить в Армению
Начнем с валюты: ее можно ввозить и вывозить в неограниченном количестве – здесь ограничений нет, но декларацию оформить на валюту придется и сохранить ее до конца поездки во избежание возможных неприятностей при выезде. Небольшое органичение на ввоз наличных денег заключается лишь в том, что если вы хотите ввезти в Армению сумму больше $10 000, тогда деньги следует перевести через банк.
Можно взять с собой вещи личного пользования и товары на сумму не более $500. Также без пошлины вы можете ввезти в Армению до 2 литров спиртных напитков и до 50 пачек табачных изделий, но это правило распространяется только на лица, достигшие 18-летнего возраста. Если же товары, ввозимые вами, стоят выше указанной суммы, то с них взимается таможенная пошлина.
Что запрещено ввозить в Армению
Местную валюту ввозить и вывозить из Армении иностранцам запрещается. Аналогично нельзя привезти с собой наркотические, взрывчатые и отравляющие вещества, оружие, боеприпасы. Для охотничьего оружия необходимо заранее получить разрешение в МВД Республики Армения.
Что запрещено вывозить из Армении
Наверное, как и из любой другой страны со столь древнейшим и богатейшим культурным наследием, из Армении нельзя вывозить любой антиквариат (сюда также относятся различные монеты, драгоценные камни, рукописи и различные произведения искусства). Если же есть такая потребность и желание, то придется получать разрешение в соответствующих органах.
Полезное о стране
Деньги и обмен валюты
Расплачиваться в магазинах и торговых центрах можно только национальной валютой — драмом. Пункты обмена валюты расположены буквально на каждом шагу, в них одинаково охотно принимают и доллары США, и евро, и российские рубли. Кроме этого, обменять деньги можно практически в любом магазине или у частного торговца — это не считается нелегальным, а случаи мошенничества редки (хотя, разумеется, здравый смысл ещё никто не отменял). Паспорт предъявлять необязательно.
С поиском банкоматов проблем также не возникает. Помимо прочего, в Армении широкая сеть отделений Western Union.
Климат Армении
В Армении — континентальный горный климат: лето жаркое и сухое, зима, хоть и непродолжительная, но весьма суровая. Характерная особенность — сильно выраженная высотная поясность со значительными перепадами температуры даже между близко расположенными населенными пунктами. В пределах Еревана нередка разница в пару-тройку градусов между северными и южными окраинами. Дожди идут в основном весной и в начале лета.
В Араратской долине и в Ереване средняя температура июля +26.. 28 °C, максимальная +42 °C, января −4 °C. В предгорьях летом термометр показывает +24.. 26 °C, зимой — около +5 °C. Горные районы могут похвастать нежаркими летними месяцами — от +10 до +20 °C в зависимости от высоты, а вот зимой порядочно мерзнут — до −14 °C. Толщина снежного покрова колеблется от 30 до 100 см, снег лежит длительное время. В районе озера Севан около +20 °C летом и −12 °C в зимние месяцы.
В целом, оптимальное время для посещения страны — осень с её тёплой погодой, яркими красками и обилием фруктов.
Развлечения, экскурсии и достопримечательности Армении
В Армении обилие церквей и религиозных достопримечательностей, возраст некоторых доходит до 1700 лет. Одна из жемчужин — монастырь Хор Вирап (17 в), расположенный в предместьях Еревана, на месте города Арташата, древней столицы Армении. Отсюда открывается необыкновенный вид на библейскую гору Арарат (напомним: ныне находится на территории Турции). Другие религиозные памятники: храмы Гарни и Звартноц, монастырь Гегард и образцы скальной архитектуры, церкви Месропа Маштоца, Циценавор и Кармравор, комплекс зданий Эчмиадзин (в переводе — «место сошествия Единорожденного»): главный собор — центр Армянской Апостольской церкви и три храма, воздвигнутые в честь мучениц-христианок: Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ, Сурб Шогакат.
Армения — первая страна, принявшая христианство на государственном уровне (301 г).
Весьма интересны феодальные замки-крепости Армении — родовые владения местных князей 10-13 веков: Амберд, Мецамор, Ахтала, Смбатаберд, а также руины цитаделей древнего царства Урарту (8 в до н э): Эребуни и Лшачен. Любителям природы можно предложить поездки на озеро Севан, к Шакинскому, Джермукскому и Касахскому водопаду, на Апаранское водохранилище и на горячие источники Джермука.
В столице стоит посетить Государственный музей истории Армении и Государственную картинную галерею, музей манускриптов «Матенадаран» и музей Эребуни, посвященный эпохе Урарту, Музей народного творчества, мастерскую-музей Джотто, Музей геноцида армян. Популярны экскурсии по центру города — плато Цицернакаберд, площадь Республики и парк Победы, а также посещение Ереванского коньячного завода. Обозреть Ереван с высоты можно, поднявшись на смотровую площадку на «Каскаде».
Объекты списка ЮНЕСКО в Армении: монастыри Ахпат, Санаин и Гегард, руины Звартноца, Эчмиадзинский кафедральный собор, церкви Сурб Рипсиме и Сурб Гаянэ, верховья реки Азат.
Карта Армении
Города Армении
Ехегнадзор
Ехегнадзор — город в Армении, административный центр области Вайоц-Дзор. Расположен на правом берегу реки Арпа, в 119 км к юго-востоку от Еревана, на шоссе Ереван-Сисиан. Ближайшая железнодорожная станция — Ерасх находится в 58 км на северо-восток от города. Климат умеренно-континентальное, короткая, но довольно холодная зима и долгое, жаркое лето. Среднемесячные температуры от -7 в январе до +24 в июле.Планируется строительство железной дороги изАрмении в Иран, которая будет в любом случае проходить через Ехегнадзор.
В городе находятся памятники, сохранившиеся от периода с I тысячелетия до н.э. по XVII в.н.э. Здесь находится этнографический музей, галереи, парки и древний Гладзорский университет, который отметил 700-летие своего основания. В 1280-1338 годах здесь велось изучение всех средневековых наук, переводы и переписка научных трудов, существовала армейская школа миниатюры. На этой же территории находится и национальный парк, где есть многочисленные пещеры, представляющие большой интерес для исследователей в этой области. Здесь были обнаружены остатки древних поселений- Егегиз (V-VIII вв.), Мог (II тыс. до н.э. — по XV в н.э.), Прошаберд (VIII в.), Смбатаберд (X-XIII вв.) и крепостей Бердакар (V в.) и Кечут (X-XIV вв.).
В нескольких километрах севернее Вернашена расположен монастырь Спитакавор. Главная церковь представляет собой купольный зал, построенный в XIII в. С западной стороны в XIV в. к церкви пристроен гавит с богато украшенным рельефами входом. Еще севернее — развалины крепости Прошаберд, построенной в XIII в. Более или менее сохранились лишь крепостные стены.
Рядом с селом Хермон (бывш. Алаяз) можно осмотреть интересную церковь Сурб Зорац. С востока она имеет обычный вид — высокая средняя часть с крутой двускатной кровлей, односкатные кровли по бокам. С запада же стена отсутствует, зала для молящихся нет, его заменяет довольно большая открытая площадка. Как полагают, автор этой церкви — известный зодчий Сюника Момик. Возведена она была для обслуживания войска, располагавшегося во время богослужения под открытым небом. Так как постройка заключает в себе лишь алтарь с двумя приделами по сторонам, ширина ее значительно больше глубины и составляет 10×6 м. На восточной стене церкви имеются строительные надписи, из которых следует, что церковь была построена не позднее 1303 г.
При въезде в Ехегнадзор со стороны Еревана прямо с трассы можно увидеть однопролетный Агаракадзорский мост, переброшенный через Арпу. Он был построен на старой караванной дороге в XIII в.
Арарат
Город назван в честь священной горы Арарат,что располагается в 7 км от города, на Араратской равнине, которая является самой плодородной равниной Армении за всю ее историю и на ней располагались самые крупные населенные пункты.
Город основан в 1939 году.В школах города отмечают <<Международный день энергосбережение>> проведением семинаров для учителей школ.Во время Карабахского конфликта 1987-1994 гг жители города прислали в приграничный Ерасхаван единицу боевой техники: трактор «Камацу» в немыслимой стальной обшивке, напоминающий машину инопланетян из научно-фантастических фильмов 60-х годов. Трактор был снабжен пулеметом Дегтярева времен Второй мировой войны.
Город Арарат известен как центр тяжелой промышленности, здесь расположены цементный завод и фабрика по переработки золотой руды.В городе развёртываются международные экологические проекты для защиты окружающей среды. В городе расположена железнодорожная станци Арарат, через которую ежедневно курсирует электропоезд из Ерасха в Ереван.
Достопримечательности
Как ни банальна фраза «Армения – музей под открытым небом», она соответствует действительности. В Армении представлены исторические и архитектурные памятники всех эпох – от первобытно-общинного строя до современности. Рассказать о всех памятниках, хотя бы вкратце, — задача невыполнимая. Поэтому представляем Вашему вниманию наиболее яркие и интересные достопримечательности.
Армянский народ – один из древнейших современных народов. Он пришел в мир из такой глубины веков, когда не только не существовали современные нам европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности – римляне и эллины. Первые упоминания об Армянском нагорье – обширной территории (свыше 300 тыс. кв. км), расположенной в центральной и северной частях Передней Азии, на котором протекала жизнь армянского народа, можно встретить еще в Библии: «…И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских…» (По Быт.8:1-4).
История непосредственно армянской государственности насчитывает свыше трех тысячелетий, восходя к истории Урарту (Араратского царства) – мощного государства, ровесника и соперника Ассирии.
Языческий храм в Гарни
В формирование древнеармянской культуры внесли свою лепту как обитатели Армянского нагорья, так и те древние общества и страны, с которыми издавна контактировали армяне. Уже на самом раннем этапе своего развития древнеармянская культура отличалась восприимчивостью к культурным достижениям других народов. Это свойство древнеармянской культуры ярко проявилось в период эллинизма. Наиболее известным памятником эллинистической эпохи в Армении является языческий храм в Гарни, посвященный богу солнца Митре и сооруженный в I веке.
При Аршакидах (в 301 году) произошло определяюще событие в истории армянского народа – принятие христианства, что во многом определило дальнейшее развитие армянской культуры.
Св.Эчмиадзин
Св.Эчмиадзин – главная достопримеча-тельность города Вагаршапат, занимающая в центре города территорию в 80 тыс. кв. км. Здесь расположены Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин, резиденция Католикоса всех армян, Духовная семинария и многое другое. Кафедральный собор – древнейший христианский храм Армении. Он был заложен в самом начале IV века, сразу после принятия армянами христианства. По легенде, место для строительства храма было указано Григорию Просветителю самим Христосом. В Вагаршапате много других известных архитектурных памятников.
При въезде в город возвышается величественный храм Сурб Рипсиме. Он сооружен в 618 году на том месте, где, по преданию, приняла мученическую смерть дева Рипсиме, отказавшаяся верна христианской вере в то время, когда страна еще была языческой. Мощи Св.Рипсиме покоятся в подземной усыпальнице храма. Сам храм по праву считается шедевром армянского церковного зодчества.
Храм Звартноц
В 5 км от Вагаршапата находятся руины храма Звартноц (храм Бдящих сил), построенный в VI веке н.э., который был разрушен в X веке вследствие землетрясения. Сохранившиеся фрагменты позволяют составить представление об орнаментах, которыми был обильно украшен храм; многие мотивы орнаментов до сих пор используются в армянской архитектуре. Храм Звартноц относят к величайшим памятникам древней мировой архитектуры.
Гехард
Гехард – старинный монастырь, первые постройки которого были сооружены еще в IV веке н.э. Название «Гехард» переводится как «Копье». По преданию, в монастыре хранилось копье, которым распятый на кресте Христос был пронзен одним из римских стражников. Наконечник копья хранится в музее Св.Эчмиадзина. Особенно интересны красивейшие церкви, а также монашеские кельи, высеченные в скале.
Монастырь Хор Вирап
Монастырь Хор Вирап, расположенный на холме близ села Покр Веди, — самая главная достопримеча-тельность области Арарат. Монастырь является одной из святынь Армянской Апостольской церкви, местом паломничества. Согласно церковному преданию, на этом месте находилась темница Арташата, столицы Армении, и именно в нее по приказу царя Трдата III был заточен один из сподвижников царя, Григор, уличенный в том, что он исповедует христианство. Григор провел в темнице 15 лет. Предание о мученичестве Григора переплетается с преданием о девах-христианках Рипсиме, Гаяне и их подругах. После того, как по приказу царя Трдата девы были казнены (300 г. н.э.), сам царь тяжело заболел. В народе недуг его называли «свинной болезнью», так как голова царя стала свиноподобной. Сестра царя, Хосровидухт, несколько раз видела сон о том, что царя может исцелить только томящийся в темнице Григор. Хосровидухт добилась освобождения Григора. Последний захоронил останки дев-великомучениц, а затем исцелил царя. После этого царь и его челядь приняли христианство, а Григор вскоре стал первым католикосом (Григорий Просветитель). В 642 году на месте темницы воздвигли часовню. Под ней до наших дней сохранился застенок, в котором томился Григор.
Церковь Св.Месропа Маштоца
Важнейшим событием культурной жизни Армении раннего средневековья явилось создание армянской письменности. Создал их вардапет (архимандрит) Месроп Мaштоц (362-440 гг.). В основу армянской письменности, созданной в начале V века, он положил принцип создания буквы для каждой фонемы армянского языка. О том, что Месропу Маштоцу удалось гениально решить свою задачу, свидетельствует тот факт, что созданные им письмена уже шестнадцать веков служат народу. После своей смерти в 440 г. Месроп Маштоц был похоронен в г.Ошакане. Над его могилой была возведена небольшая часовня, на месте которой во второй половине XIX в. была сооружена церковь типа однонефной базилики. Мощи Св.Месропа Маштоца покоятся в склепе, который охватил часть древней часовни. Могила Св.Месропа Маштоца и церковь его имени являются святыней Армянской Апостольской церкви, местом паломничества.
Озеро Севан
Бассейн озера Севан расположен в восточной части Армении в области Гегаркуник. В этой области можно увидеть самые древние памятники Армении – остатки государства Урарту. Еще сохранились остатки циклопической крепости (III-I вв. до н.э.), стены которой были выложены из необработанных базальтовых глыб толщиной 3-4 м2. На этом месте археологами был найден богатый материал: повозки из дерева, керамика, разнообразные украшения и т.д. времен Урартского царства. Остатки крепостей эпохи Урарту имеются также близ центра области – города Гавар, в селе Ланджахбюр и других местах.
Аричаванк
Монументальность и лаконизм памятников раннего средневековья ярко прояляется в монастырском комплексе Аричаванка (VII – XIII вв.), который раскинулся на краю обрыва. Здесь же находится уникальный памятник природы «качающаяся скала», с построенной на ней миниатюрной часовенкой (VII в.). Это совмещенное чудо природы с творением рук человеческих устояло после многих землетрясений, даже после разрушительного Спитакского землетрясения 1988 года, подвергшее особенно сильным разрушениям город Гюмри, который был объявлен зоной бедствия.
Замок Амберд
В области Арагацотн, на горе Араготц стоит впечатляющие своей мощью стены крепости. Это крепость и замок Амберд (X-XIII вв.), родовое поместье князей Пахлавуни, один из немногих феодальных замков Армении, более или менее сохранившихся до наших дней. Место сооружения крепости выбрано очень умело: строители использовали особенности горной местности, построив крепость на мысе, окруженном с трех сторон глубокими ущельями. Сохранились фрагменты системы водоснабжения замка, бани, а также потайной ход к ущелью.
Церковь Кармравор
В нескольких км от крепости стоит г.Аштарак, столица области. Наиболее известный памятник г.Аштарака – это хорошо сохранившаяся церковь Кармравор (середина VII в.). Она отностится к церквям крестово-купольного типа, на внутренних стенах церкви еще видна роспись. Сохранилась даже черепичная кровля.
Монастырь в Санаине
Архитектурные сооружения монастыря в Санаине принадлежат к числу тех, художественный уровень и научное значение которых выходят за рамки национальных границ. Ансамбль памятников Санаина расположен на небольшом горном плато, у каньона реки Дебед, на высоте 1000 метров над уровнем моря. Время основания монастыря в Санаине точно не установлено, однако свидетельства историков служат подтверждением известности его задолго до X века, а уже в X—XI веках число монахов здесь достигло нескольких сот человек. Монастырь Санаина занимает небольшую, всего лишь около двух гектаров, территорию. В центральной её части на протяжении более четырёх веков зодчими разных поколений и возводились его замечательные архитектурные памятники — церкви Сурб Аствацацин, Амена-пркич и часовня Сурб Григор — в X веке, здание Академии — в начале XI века, книгохранилище — в 1063 году, здание галереи — в конце X века, притвор — в 1181 году, колокольня — в XIII веке. Все эти сооружения сгруппировались вокруг старейшей постройки — церкви Сурб Аствацацин. Единство и компактность комплекса достигнуты благодаря тому, что на протяжении трёх веков каждый зодчий внимательно исследовал всё, возведённое своими предшественниками, и возводил свою постройку с учётом уже стоявших здесь.
Ахпат
Время основания монастыря в Ахпате, находящегося к северо-востоку от Санаина, сохранившиеся исторические хроники, относят к X веку. Как и Санаинскому, ему уделялось повышенное внимание правителей Армении и их вассалов. Здесь, однако в меньшей степени, чем в Санаине, также изучали гуманитарные науки, богословие, занимались живописью.
Этими обстоятельствами и объясняется некоторое сходство композиционных особенностей памятников Ахпата и Санаина. Их архитектурные детали и декор сооружений, принадлежащие к одной эпохе, имеют так много общего, что дают основания предположить выполнение их мастерами одной школы.
Сохранились предания о том, что в Ахпате жил учёный монах Ованес Имастасер (Саркаваг). Он был славен как непревзойдённый сочинитель проповедей и псалмов и в соседней Грузии, откуда к нему приезжал для благословления царь Давид. Легенды рассказывают также о любви Ованеса к чтению, она была столь велика, что он проводил много дней подряд в уединённой келий за чтением рукописей, не замечая течения времени и не принимая пищи.
Нораванк
Область Вайоц Дзор расположена в южной части Армении. В этой области, на лоне роскошной природы, над ущельем притока реки Арпа, расположен монастырь Нораванк. Этот монастырь в XII-XIV вв. являлся кафедрой епископов Сюника. Часть монастырского ансамбля была построена знаменитым армянским зодчим и скульптором Момиком.
Сардарапат
Сардарапат – мемориальный комплекс героям Сардарапатского сражения 1918 г. и посвящен победе армян над турецкими агрессорами. Комплекс занимает территорию большого парка и включает высокую звонницу с колоколами (символизирующую набат, призывающий народ к оружию), аллею с фигурами орлов, которая упирается в стену с триумфальной аркой. За аркой расположены здания трапезной и Музея этнографии. Здание музея является замечательным достижением современной армянской архитектуры. Отвечая всем требованиям музейного помещения, оно отличается монументальностью, новаторским осмыслением и воплощением традиционных архитектурных форм. Весьма богата экспозиция музея. Здесь представлены многочисленные материалы из многих историко-этнографических регионов Армении, позволяющие составить представление о развитии ремесла, особенностях быта армянского народа в разные эпохи.
Мемориальный комплекс
Мемориальный комплекс памяти жертв геноцида армянского народа, установленный на возвышенности Цицернакаберд.
В 1965 году, в 50-ю годовщину геноцида, в Армении возникла идея создания мемориала. Через два года, в Ереване, на возвышающемся над ущельем реки Раздан холме Цицернакаберд была завершена постройка мемориального комплекса (архитекторы С. Калашян и В. Хачатрян). 44-метровая стела символизирует возрождение армянского народа. 12 плит, символизирующие собой 12 потерянных провинций, входящие в настоящее время в состав Турции, образуют конус, в центре которого, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь. Рядом со стелой находится стометровая стена с названиями городов и деревень, в которых происходила резня.
В 1995 году в другом конце парка был открыт музей геноцида (архитекторы Калашян и Мкртчян), посвящённый этим ужасным событиям. В музее представлены некоторые снимки, сделанные германскими фотографами (в том числе Армином Вегнером), а также их публикации. Недалеко от музея находится аллея, где иностранные государственные деятели сажают деревья в память о жертвах геноцида.
Каждый год 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы (обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню. Благодаря усилиям армянских диаспор, по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.
Матенадаран
Матенадаран — Институт древних рукописей. В экспозиции представлены фрагменты древних рукописей V-VI вв., рукописи и миниатюры средних веков.
Институт Матенадаран был создан на базе национализированной в 1920 г. коллекции рукописей Эчмиадзинского монастыря. Начало создания этой коллекции датируется V веком и связано с Месропом Маштоцем (ок.361-440), изобретателем армянской письменности.
В 1892 г. коллекция насчитывала 3158 рукописей, в 1897 г. — 3338, в 1906 г. — 3788, в 1913 г. — 4060.
Эчмиадзинский Матенадаран был объявлен государственной собственностью 17 декабря 1929 г. В 1939 г. коллекция была перевезена из Эчмиадзина в Ереван. В 1984 г. был издан первый том общего каталога коллекции Матенадарана. В настоящее время коллекция продолжает пополняться — значительный вклад в ее расширение вносят представители армянской диаспоры в Европе, США и т. д.
Исторический музей
Исторический музей в реставрированном здании XIX века бывшей женской гимназии Рипсиме.
В фондах музея собрано около 80 тысяч экспонатов, самые старые из них принадлежат археологии, новейшие — сегодняшнему дню. Большая часть экспонатов подарена музею жителями Еревана, некоторая часть — передана государством.
В экспозиции, показывающей Ереван XVIII-XIX веков, много интересных экспонатов — ключи от Ереванской крепости, поднесённые в 1827 году персидским ханом генералу Паскевичу, взявшему крепость; русские воинские знамёна, награды и оружие; многочисленны предметы быта горожан — одежда и домашняя утварь, инструменты ремесленников и цеховые знамёна. Интересными работами представлены серебряных и золотых дел мастера.
Культура
Самобытность и уникальность Армении стоит на трех столпах – это неповторимое очарование ее горной природы, древнейшее христианское наследие, которое Армения переняла одна из первых и ее оригинальная национальная культура. Это – главное богатство Армении, которое она сумела выстоять за всю свою драматическую историю.
Армения, расположенная на скрещении путей между Востоком и Западом, была постоянным местом столкновений между великими империями древности и средневековья. Рим, Иран, Византия, арабы, сельджуки, монголы проходили через Армению, надолго, иногда на столетия, прерывая ее культурное развитие, покрывая землю дымящимися развалинами. Сумев противостоять каждому из мощных пришельцев, народ сохранил верность своей культуре, но она не могла не претерпеть изменений, поэтому в национальной культуре Армении таким удивительным образом сплелись черты восточных и западных цивилизаций.
Армянская материальная и духовная культура сложилась на основе богатых культур древнейших обитателей Армянского нагорья, всех тех этнических элементов, которые участвовали в образовании армянского народа. Естественно, что здесь велика роль выдающейся урартской культуры. До 301 года культура Армении развивалась под двумя влияниями, западным (эллинизм) и восточным (Парфия). Однако эти влияния только дополняли и обогащали национальную культуру. Христианство — один из могучих источников мировой культуры создало новые формы в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке.
Литература
Важной вехой в развитии культуры народа стало создание в 405 году Месропом Маштоцем армянского алфавита и национальной письменности.
Почти сразу же после изобретения алфавита и письменности на свет начинают появляться первые литературные памятники на армянском языке. Они относятся к V — VI в.в. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса Хоренаци. Его « История Армении» содержит сведения о странах Передней Азии. Хоренаци сберег в своих трудах драгоценные образцы устной народной поэзии. Он упоминает о песнях и легендах, распеваемых в народе в его время. Другой не менее известный раннесредневековый автор – Корюн, описавший « Жития Маштоца» , а также совершивший ряд переводов на армянский язык богословских книг.
Высокого уровня достигла армянская поэзия. Широко известным имена поэтов Григора Нарекаци ( X в.), создавшего поэму «Книга скорбных песнопений» — один из монументальных памятников в истории мировой литературы, Нерсеса Шнорали ( X в.), Фрика ( XIII в.). Великое рукописное наследие армянского народа – более 15 тысяч рукописей по истории, философии, праву, медицине, математике, естествознанию, астрономии, музыке хранятся в фондах одного из крупнейших мировых центров хранения рукописной культуры – Матендаране им. Месропа Маштоца. Первая армянская книга была напечатана в XV веке.
В XIX в. литература Армении развивалась под влиянием русской и западноевропейской культуры.
В начале XX века продолжают свою творческую деятельность Туманян, Исаакян и ряд др. значительных авторов. Для истории армянской поэзии начала XX века особое место занимает Ваан Терьян, его первый сборник стихов «Грёзы сумерек» (1908) сразу преобретает большую популярность. Наиболее крупными поэтами Западной Армении этого периода являются рано умерший Мисак Мецаренц, а также погибшие в ходе геноцида Даниел Варужан, Сиаманто и Рубен Севак. Оставаясь верны традициям армянской классической литературы, в той или иной степени они испытали влияние западноевропейского и особенно французского символизма.
В конце 1920 года в Армении была установлена советская власть, что привело с собой новый этап в истории армянской литературы, когда его развитие происходило в обстановке острой идейно-политической борьбы. В 1920—1930-гг. жил крупнейший поэт армянской литературы эпохи Егише Чаренц, творческий путь которого начался еще в 1910-х. Его лушие поэмы («Неистовые толпы», 1919 и т.д.) и сборники («Книга пути» 1933, и т. д.) создали традиции, которые нашли свое продолжение в произведениях последующих поколений армянских поэтов.
Архитектура
«Айастан — карастан» — так по-армянски называют эту землю — «Армения — страна камня».
Горный ландшафт страны определил черты ее архитектуры. Мощно и монументально, как и окружающие их горы, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества. Каменистая почва, зубцы окружающих хребтов и очертания архитектурных памятников сливаются в единый образ.
Традиционная архитектура Армении – это храмовая архитектура церквей, монастырей, обителей и пр. Раннесредневековое зодчество ( V-VI века) представлено, в основном, базиликами. Базилика – это строение вытянутой прямоугольной формы, разделённое, как правило, на три части рядами колонн, при этом центральная часть возвышается над другими. В конце VI-VII веках получила своё развитие крестово-купольная и центрально-купольная композиции храмовой архитектуры. Симметричный крестообразный фасад храма украшен боковыми сводами и увенчан огромным куполом, видным из дальних уголков храма. Позднее храмовый облик менялся, простые и строгие церковные сооружения становятся более нарядными и сложными. Совершенствовались формы, прибавлялись новые элементы, к примеру, купольный барабан. Но в целом, традиционные храмовые постройки имеют общие основные черты.
Особый вид храмовой армянской архитектуры — монастырский ансамбль. Он слагался из целого ряда элементов — собора, часовен, колокольни, гражданских построек — трапезной, библиотеки, ризницы и других. Комплекс часто окружался стеной, к которой примыкали жилые и хозяйственные помещения. Над главными воротами иногда воздвигали небольшую церковь. Возникновение первых монастырей исследователи относят к VII веку, расцвет их строительства приходился на XII век.
По земле Армении разбросано также немало феодальных замков – крепостей, дворцов, замков, караван-сараев, мостов. Недаром Армению величают «музеем под открытым небом». Всемирно известны величественный памятник эллинизма – Храм солнца — Гарни ( III — II в.в. до н.э.), купольные храмы Эчмиадзина ( IV в.), храм Звартноц ( VII в.), средневековая жемчужина Гегард ( IV — XIII в.в.).
( хачкары )
В каждой культуре есть некий самобытный элемент, который, не присутствуя больше нигде, невольно становится символом всей национальной культуры. В Армении таким символом являются «хачкары» — так называемые крест-камни – памятники Армении не встречаемые больше ни в одной стране мира. Слово «хачкар» образовано двумя армянскими корнями: «хач» — крест и «кар» — камень.
Хачкары представляют особый вид искусства – декоративно-архитектурные скульптуры, основанные на древних национальных традициях и отличающееся разнообразием и богатством форм. Хачкары стали резать в начале IV века, сразу после того, как Армения приняла христианство. Вместо языческих жертвенников и в тех местах, где в дальнейшем должны были быть воздвигнуты церкви и монастыри, устанавливали деревянные кресты. Но дерево недолговечно, и поэтому их стали заменять каменными, а с IX века — изображениями крестов на каменных прямоугольных плитах. Тогда же хачкары стали устанавливать по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили межевыми знаками и очень часто — могильными памятниками.
Центральный символ любого хачкара — процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест — символ новой, вечной жизни. Под крестом высекают круг: круг с водруженным на нем крестом символизирует торжество христианской веры. Над крестом обычно изображают общие для всех христианских конфессий символы четырех евангелистов — орла, льва, быка и ангела. Но у армян это и четыре начала мироздания — огонь, вода, земля и воздух.
Мастеров-камнерезов, создающих хачкары называют варпетами. И их искусство живо и востребовано по сей день. В хачкарах присутствует дух армянского народа, все богословие Армянской апостольской церкви.
Самое большое в Армении кладбище с древними хачкарами находится у поселка Норадуз. В хачкарах норадузского кладбища запечатлено целое тысячелетие армянской истории — самые древние из камней датируются VIII веком.
Прикладное искусство
Традиционными бытовыми занятиями армян были и есть ткачество и ковроткачество, гончарство, кружевоплетение, ювелирная техника, создания и украшения домашней утвари. Развиваясь, эти народные промыслы переросли в национальное декоративно-прикладное искусство, наиболее распространённое и доступное широкой публике.
В керамике, коврах, вышивке, украшениях из серебра, в простых каждодневных вещах воплощалась основа основ народного миросозерцания. Они объединяли и олицетворяли все искусство Армении. Здесь можно было черпать идеи форм, зрительное богатство, цветовое разнообразие, увидеть новые варианты привычного.
Древнейшей ветвью армянского прикладного искусства является мастерство золотого и серебряного дела, связанное с художественной обработкой этих благородных металлов, которые жители Армянского нагорья уже использовали во II тысячелетие до н. э.
Искусство литья, резьбы на золоте и серебре, чеканки, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления — выразилось в многочисленных предметах украшения, культа и быта армян.
Ковры, пожалуй, один из самых необходимых в быту армян предметов. Коврами устилали столы, покрывали сундуки, сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных проёмов и алтарей в храмах. Ковроделие относят к числу древнейших ремёсел, освоенных армянами.
Живопись
Первые образцы национальной живописи мы можем увидеть на архитектурных памятниках Эчмиадзина, в античном Гарни и других храмах, в том числе и относящихся к эпохе Урарту. Стены и полы в культовых сооружениях были покрыты удивительными орнаментами, барельефами и рельефами, значительная часть которых сохранилась до наших дней. Они изображали разнообразные растения и животных, сюжеты, связанные с христианской религией – сцены Страшного Суда и Рождества, жизнью знати, занятиями народа.
Живопись, с присущими ей эмоциональными выразительными средствами, превращала стены храмов во внушительную образную повесть. Параллельно с нею начинала развиваться иконопись.
Особый вид церковной живописи занимает миниатюра – яркие колоритные рисунки религиозного содержания, иллюстрирующие рукописные книги. Первые прекрасные образцы миниатюры появились уже в VI веке, но наивысшего расцвета искусство достигло в эпоху Средневековья. В XVII — XVIII веках распространяется стенная роспись, появляется новый вид искусства – станковая живопись. В XIX веке ведущими жанрами армянского искусства были портретная живопись, жанровая и историческая, пейзажная живопись.
Одним из известнейших художников был Мартирос Сарьян. Основной темой творчества была родная природа. В пейзажах Сарьян создал поэтическую формулу армянского ландшафта. Лики армянской природы, изображаемые Мартиросом Сергеевичем многообразны, но есть мотивы, которые воспринимаются издавна как символ этой страны – горные вершины. Образ Армении не мыслим без гор, совершенными и законченными по своей форме рукотворными созданиями какой-то высшей силы.
Музыка
Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. В целом, эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья — прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные — тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные — барабан.
От древнейших времен идут народные песнопения – обрядовые, трудовые, военные и т.п.
Народ создал множество песен – любовных, свадебных, колыбельных, песен-плачей и причитаний. А исполнителями песен являлись народные певцы – гусаны. Начиная с V века, развивается церковная песня и музыка. Хоровые песни назывались шараканами. Они исполнялись во время церковных обрядов и торжеств.
С XII века в музыке стали применять хазы – древнеармянские ноты. Городская народная песня и инструментальная музыка развиваются, вбирая в себя черты крестьянской песни, элементы восточной и западной культур. Дошедшие до нас отрывки эмоциональных любовно-лирических, ытовых и застольных песен выгодно свидетельствуют об уровне развития армянской средневековой музыкальной культуры. С конца XVII века развивается искусство армянских ашугов, посвящённое, в основном, любовно-лирическим и бытовым темам.
В 1868 г. Чухаджяном была написана первая армянская опера «Аршак II», а произведения А.Спендиарова закладывают основу национальной классической симфонической музыки; А.Тиграняном на основе музыкального языка в 1912 г. создается опера «Ануш».
Начало XIX века вызывает подъём армянской музыкальной жизни, создаётся новая армянская нотопись.
XX век подарил миру целую плеяду выдающихся армянских композиторов — Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна.