Полезное о стране

Оцените этот материал

Климат Израиля

Климат в Израиле, несмотря на не слишком большую территорию, очень разнообразный — от умеренного до тропического, с большим количеством солнечных дней. С ноября по май длится дождливый зимний сезон, остальное время — сухой летний. Обильные дожди выпадают на севере и в центре страны, гораздо меньше — в северном Негеве, а на юге их почти не бывает.

На побережье — влажное лето и мягкая зима, в горных районах — сухое лето и зимой относительно холодно. В Иорданской долине — жаркое сухое лето и мягкая зима, в Негеве — климат полупустынь.

Если встретите на своем пути пекарню, не проходите мимо. Выпечка в Израиле просто потрясающая: мини-пиццы, пирожки с тунцом, картошкой, шпинатом, творогом, а про восточные сладости и говорить нечего. Пальчики оближешь!
Купальный сезон в Израиле продолжается круглый год: летом купаются в Средиземном море и Галилейском озере (Кинерет), а зимой — в Мёртвом и Красном морях. Самые жаркие месяцы на Мёртвом море и в Эйлате (Красное море) — июнь, июль и август. Средняя температура воздуха/воды в это время +38°C/+30°C.


Отели Израиля

У израильских гостиниц нет «звёздной» классификации: вместо неё существует система «классов». Поскольку в стране очень много отелей разных мировых «цепочек», их классификацию туроператоры устанавливают сами, исходя из своих более или менее объективных оценок. Это значит, что, выбирая отель в Израиле, следует ориентироваться не на число «звёздочек» (это показатель весьма условный), а на конкретный список сервисов и описания номеров. Впрочем, обслуживание в гостиницах вполне чёткое — компьютеры не «зависают», накладок и «переброней» не бывает.

Те городские отели, которые операторы определяют как 4*, как правило, не имеют бассейнов, а в отелях категории «пять звезд» бассейны чаще всего имеются. И «пятерки», и «четверки» обычно радуют просторными номерами. Кормят в Израиле везде хорошо, но в «пятерках», разумеется, меню самое богатое.

Сетевое напряжение в Израиле стандартное — 220 В. У большинства розеток три контактных входа, но они годятся и для европейских приборов. Для электробритв, дорожных утюгов и других небольших бытовых электроприборов может потребоваться адаптер. Купить его нетрудно.

Отели Тель-Авива берут с вселяющихся гостей депозит.


Банки и обменные пункты

Валюту можно обменять в любом отделении банка или в одном из многочисленных обменных пунктов (последние, как правило, не берут комиссионные). Большинство банков в первой половине дня открыто с 8:30 до 12:00 (с воскресенья по четверг), а во второй половине дня — с 16:00 до 18:00 (в воскресенье, вторник и четверг). В канун основных еврейских праздников банки работают с 8:30 до 12:00.

Практически везде принимают кредитные карты, деньги можно снять в многочисленных банкоматах. В отелях и крупных магазинах, как правило, можно расплачиваться долларами, но сдачу могут выдать и в шекелях.

Карта Израиля

Оцените этот материал

Города Израиля

Оцените этот материал

Многие города Израиля, каждый из которых имеет собственное, неповторимое лицо, вошли в состав государства не так давно, в середине 20 века и позже. Часть из них — обладатели сложного и насыщенного событиями прошлого, оставившего свой след в виде памятников архитектуры, как светской, так и религиозной. Некоторые города появились только в 20 веке, но именно в них можно по-настоящему почувствовать ритм современной жизни. Так, яркий и шумный Тель-Авив, в сравнении с пригородом Яффой, известным еще до нашей эры как один из крупных портов на побережье, имеет практически младенческий возраст. Тем не менее, это не помешало ему стать одним из важнейших административных центров.

Географически выгодное положение привлекает в израильские города большое количество любителей пляжного отдыха. Три моря, Средиземное, Красное и Мертвое, омывают берега Израиля и формируют курортную зону. Самым протяженным считается средиземноморское побережье. Населенные пункты, расположенные в этой части, считаются одними из лучших мест для семейного отдыха. Эйлат, находящийся на берегу Красного моря, — курорт, обладающий теми же природными достопримечательностями, что и относящийся к Египту курорт Таба. Города Мертвого моря для тех, кто хочет поправить здоровье или привести в порядок кожу лица и тела.

Иерусалим
Иерусалим — столица государства Израиль и главная мекка для путешественников со всего мира. Многочисленные паломники приезжают сюда, чтобы вживую увидеть религиозные святыни: положить записочку в Стену Плача, помолиться в Храме Гроба Господня, подняться на вершину Храмовой горы к мечети Аль-Акса. Три мировых веры, иудаизм, христианство и мусульманство, считают этот город священным. Иерусалим расположен между Средиземным и Мертвым морем, что крайне удобно для любителей экскурсий, и считается древнейшим городом на планете. Еще с давних времен он отождествлялся с раем на земле, видимо, именно поэтому Иерусалим столько раз захватывали, разрушали и снова восстановили. Большая часть достопримечательностей сосредоточена в Старом городе, разделенном на кварталы.

Тель-Авив
Тель-Авив — главный культурный центр страны и приморский курорт, с золотого цвета пляжами, прекрасным Средиземным морем, большими волнами для виндсерфинга и многочисленными местами для отдыха и развлечений. Здесь более 20 музеев, а часть центра, построенная в стиле баухаус, под названием «Белый город» находится под охраной ЮНЕСКО.

Баухаус — направление в архитектуре, возникшее в Германии (1919—1933). Главная цель сторонников этого стиля — совмещение функциональности и красоты. Промышленные товары, здания должно быть максимально удобными, но при этом обладать всеми достоинствами великих произведений искусства. Такого рода идеи на момент их провозглашения были новаторскими. Характерные черты стиля – четкие формы и ассиметрия.
Отдохнуть от оживленной жизни Тель-Авива можно в примыкающем к нему пригороде Яффа. Именно сюда приезжают жители для наслаждения спокойным и размеренным времяпрепровождением и историческими достопримечательностями.

Хайфа
Хайфа — крупнейший город Израиля и важнейший морской порт. Этот третий по величине населенный пункт полностью соответствует поговорке «Иерусалим молится, Хайфа трудится, Тель-Авив веселится». Точно неизвестно, откуда пошло его название. По одной из версий, поскольку город расположен на горе, служащей защитой для гавани Хайфы, его название можно перевести как «безопасная гавань». Богатая история, часть из которой связана с бахайской религией, оставила после себя уникальные достопримечательности, часть из которых охраняется ЮНЕСКО. Главное место притяжения — гора Кармель, что в переводе значит Виноградник Божий. Согласно преданию, именно на ней жил пророк Илия. Помимо этого, здесь можно найти великолепные сосновые леса и пляжи, омываемые Средиземным морем.

Хайфа — место паломничества бахаистов, приверженцев созданной в 19 веке религии. Знаменитые бахайские сады привлекают не только последователей этого вероучения, но и туристов.

Назарет
Назарет — административный центр и самый большой город одного из шести округов Израиля, Северного округа. Он располагается неподалеку от пресного озера Кинерет, прозванного Галилейским морем и известен, прежде всего, тем, что именно здесь проходили детство и юность Иисуса Христа. В Назарете сохранились христианские святыни — храм Благовещения, построенный над гротом, будучи в котором Богородица узнала о непорочном зачатии, францисканский монастырь и церковь Святого Иосифа. Это мультикультурный город, историческую часть которого населяют израильские арабы. Большая часть этих арабов мусульмане, но около тридцати процентов составляют христиане.

Беэр-Шева и Ашдод
Беэр-Шева и Ашдод — два главных города на юге Израиля. Первый является столицей Южного округа. Второй — пятым по величине населенным пунктом на территории всей страны. Оба города имеют длинную историю и упоминаются в Библии. Ашдод с недавнего времени активно развивает туристическую инфраструктуру, и сейчас это один из известных средиземноморских курортов, пляжи которого открыты для всех любителей понежиться под теплыми лучами израильского солнца.

Достопримечательности

Оцените этот материал

Тель-Авив

Первый еврейский город современного государства Израиль был основан в 1909 г. как пригородный район Яффы. Через 5 лет здесь жило уже 2 тыс. человек, в 30-е годы он превращается в столицу еврейского ишува Эрец-Исраэль, а в наши дни в этом мегаполисе проживает более 1 млн человек. Здесь расположены центральные офисы крупнейших банков и компаний страны, а также представительства иностранных государств и фирм. Из-за своей относительной молодости город небогат на исторические достопримечательности.
Заслуживают внимания Дворец независимости, в котором в 1948 г. было провозглашено государство Израиль, торгово-развлекательный и культурный комплекс «Мигдаль-Опера» («Опера-Тауэр») на набережной, небоскреб «Азриели-центра», «Синематека», национальный театр «Габима» (1957 г.), славящийся оригинальной архитектурой Тель-Авивский центр (музей) сценических искусств (1971 г.) на бульваре Шауль-ха-Мелех, живописные кварталы Неве-Цедек и Дизенгоф, Тель-Авивский художественный музей и библиотека «Шаар-Цион». Интересны музей Бейт-ха-Тфуцот на территории Тель-Авивского университета, музей Эрец-Исраэль с обширной коллекцией предметов истории различных культур и библиотекой, художественная галерея Бруно-Гэллери, а также дома-музеи поэта Хаим-Нахман Бялика и Давида Бен-Гуриона.

Яффа

Яффа (Яффо) — один из главных портов древнего Израиля и один из древнейших городов мира. Считается, что именно здесь Ной построил свой ковчег, где-то здесь Персей освободил Андромеду и отсюда отправился в путь пророк Иона, здесь было явлено видение апостолу Петру и воскрешена праведница Тавифа. Старая Яффа давно слилась с Тель-Авивом в один мегаполис и сейчас превращена в большой туристический и художественный центр с многочисленными ресторанами, галереями, мастерскими, салонами, музеями и археологическими раскопками. Население здесь тоже своеобразно: художники, музыканты, скульпторы и другие люди «творческих специальностей». По старым улочкам Яффы можно бродить бесконечно, на каждом повороте и у каждого дома открывая для себя что-то новое. Интересны яффский театр «Ха-Симта» («Переулок»), Музей древностей Тель-Авива и Яффы и Музей истории Тель-Авива-Яффы, театр «Гешер» в зале «Нога» (играют на русском языке), салон скульптур Франка Мейслера, подземный археологический музей на площади Кдумим и русскоязычная дискотека «Мегаполис». В старом Яффо много художественных галерей и магазинчиков, среди которых наиболее интересна галерея ручного трикотажа Габриэли.

Иерусалим

Священный город Иерусалим — один из древнейших городов мира, «столица трех религий» и древняя столица Израиля. История города насчитывает более 3 тыс. лет. Город, который при царе Давиде назывался Иевус, являет собой фантастическое смешение памятников истории, культур и народов. Количество достопримечательностей здесь просто огромно. На склоне холма Гиват-Рам расположено здание Кнессета (1966 г.) — резиденции израильского парламента, а также старое здание парламента Кирия, Верховный суд (1992 г.), огромный университетский кампус Гиват-Рам, Академия иврита, колледж Орт, амфитеатр, Национальный музей Израиля (1965 г.) со скульптурным садом искусств имени Билли Роуза и уникальными экспозициями, монастырь Святого Креста (IV в. до н. э.), а также Храм книги, в котором хранятся знаменитые «свитки Мертвого моря», Музей библейской земли и т. д. Южный склон холма занят ботаническим садом.

Нетания

Нетания — крупнейший курорт средиземноморского побережья, центр выращивания цитрусовых и столица мощной алмазной индустрии. Город славится чистыми пляжами, современными рекреационными сооружениями и отелями, а также обилием музеев. Среди культурных достопримечательностей выделяются музей Бейт-Хагдудим («Еврейского легиона»), музей Пнинат-Шивтеа-Исраэль («Жемчужина колен израилевых»), Музей археологии, природы и искусства, Муниципальная галерея, Культурный центр Нетании и Центр йеменского фольклора. Вокруг площади Кикер-ха-Ацмаут сосредоточено большинство уютных ресторанчиков и кафе. Южнее Нетании лежит фешенебельный курорт Герцлия, славящийся прекрасными пляжами и отменной яхтенной стоянкой.

Вифлеем

Знаменитый Вифлеем (Бейт-Лехем) лежит к югу от Иерусалима. Здесь, по христианским канонам, родился Иисус. Здесь же родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом. Поэтому вся история и современная жизнь города «вращается» вокруг святынь.
Основная достопримечательность города — более похожий на крепость храм Рождества Христова (326 г.) на Ясельной площади с гротом (яслями) Христа, кельей и могилой Святого Иеронима. Не менее почитаема верующими разных конфессий гробница Рахили на выезде из города. Неизгладимое впечатление оставляют церковь Святой Катарины, францисканская церковь на месте дома Иосифа-плотника и греческий монастырь (VI в.) на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами. Неподалеку от Вифлеема находится искусственный холм, на котором царь Ирод Великий построил крепость Иродион, где он и был захоронен.

Назарет

Священный город христианского мира, место, где прошло детство Христа. Здесь расположены францисканский храм Благовещения (1969 г.) — крупнейший собор на Ближнем Востоке, живописная православная церковь Архангела Гавриила на месте фонтана Девы Марии, национальный парк Сепфорис (Зиппори, родительский дом Девы Марии) к западу от города, гора Табор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар-Кана, где Иисус сотворил свое первое чудо на свадебной церемонии, остатки римских водных резервуаров, в которых Иисус превратил воду в вино, а также древний иудейский город Циппори с крепостью крестоносцев и многочисленными археологическими участками.

Иерихон

Иерихон — один древнейших городов мира: первые следы жизни людей здесь относятся к VIII тыс. до н. э. расположен на юге пустыни, к северо-востоку от Иерусалима. Руины древнего Иерихона лежат к западу от современного города. Здесь открыты мощная башня эпохи неолита, захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что пали от громких труб израильских воинов («иерихонские трубы»), руины дворца Ирода с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги (V-VI вв.). У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Элиши (Елисея), который, согласно Библии, очистил его «горькие воды». В 3 км севернее современного города расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд-эль-Малика (VIII-IX вв.). К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения), где, по преданию, Иисус постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Ученые предполагают, что в окрестных холмах скрываются археологические ценности, сравнимые с «долиной царей» в Египте.

Культура

Оцените этот материал

На земле Израиля издавна сосуществуют разные народы. Израильская культура — это наднациональное единство обычаев, традиций, плодов творчества многих поколений населяющих страну людей.

При всем многообразии составляющих стержнем культуры Израиля является культура еврейского народа. Трудно найти другую столь же своеобразную, богатую, влиятельную культуру, как культура еврейская. Она имеет множество особенностей — собственный календарь, свои праздники, которые имеют в Израиле статус государственных, свои древние книги и восстановленный в ХХ веке язык иврит. Для евреев выходным днем является суббота, что накладывает свой отпечаток на ритм деятельности всего государства.

Двумя другими важнейшими слагаемыми культуры Израиля являются культура палестинских арабов (арабский язык имеет статус государственного, как и иврит), а также великая русская культура, завезенная репатриантами из СССР и стран СНГ. В Израиле есть и крупные другие национально-культурные общности — армяне, грузины, друзы и т.д.

Израиль гордится своими культурно-историческими памятниками. ЮНЕСКО имеет в своем списке всемирного культурного наследия 7 израильских объектов: старый Иерусалим, курганы на месте библейских городов (в Беэр-Шеве, Хацоре, Мегиддо), древняя крепость Массада, города вдоль Ладанного пути в пустыне Негев, старый Акко, здания в стиле Баухаус в Тель-Авиве, сады бахаи в Хайфе. Кроме того, в стране есть множество самых разных музеев, имеющих богатейшие коллекции.

Израиль гордится своими достижениями в сфере современной культуры. Культурной столицей современного Израиля является Тель-Авив, молодой динамичный город на средиземноморском побережье. Международное признание завоевали многие израильские классические и джазовые музыканты, авангардные художники и скульпторы, писатели (кстати, Израиль занимает одно из первых мест в мире по тиражам и объему продаж современной литературы). Проводятся театральные и музыкальные конкурсы международного уровня, книжные ярмарки.

В мире наблюдается рост интереса к израильскому кино. В Израиле ежегодно снимается 14 полнометражных художественных фильмов в год, что очень много для такой небольшой страны.

История

Оцените этот материал

XIIIв. до н.э. – заселение страны еврейским народом.
XIв. до н.э. – образование I Израильского царства (царь Саул).
928г. до н.э. – государство распалось на два царства: Израильское – на севере и Иудейское – на юге.
722г. до н.э. – Израильское царство завоевано ассирийцами.
586г. до н.э. – Иудейское царство захвачено вавилонским правителем Навуходоносором.
539г. до н.э. – вся территория Израиля вошла в состав персидского государства Ахеменидов.
332г. до н.э. – страна завоевана Александром Македонским.
IIIв. до н.э. — страна вошла в состав эллинистического государства Селевкидов.
IIв. до н.э. — Маккавейские войны — борьба населения страны против насильственной эллинизации.
63г. до н.э. – появление римских легионов и установление протектората Рима.
6г. – Израиль стал римской провинцией – Палестина.
66 – 73 гг. – Иудейская война – восстание против римлян. Рим сохранил свое господство в стране.
395г. – в составе Византийской империи.
640г. – арабское завоевание Израиля.
1099г. – в результате I крестового похода образовано Иерусалимское королевство крестоносцев.
1187г. – разгром крестоносцев египетскими войсками Салах-ад-Дина. Территория Израиля вошла в состав египетского государства.
1516г. – завоевание страны турками и включение в Османскую империю.
1918г. – в Израиль входят английские войска. После окончания I мировой войны Англия получает мандат Лиги наций на управление территорией.
14 мая 1948г. – по решению ООН было провозглашено создание независимого государства Израиль. Территория Палестины делилась на еврейское и арабское государства.
1948 – 1949 гг. – арабо-израильская война. Израиль захватил значительную часть палестинской территории и не допустил создания Палестинского арабского государства.
1952г. – соглашение Израиля с США о военном сотрудничестве.
1956г. – Синайская война против Египта.
1967г. – арабо-израильская война. Израиль оккупировал значительные территории Египта, Сирии, Иордании, восточную часть Иерусалима.
1973г. – Египет и Сирия развязывают новую арабо-израильскую войну. Войска Израиля переносят боевые действия на территорию арабских государств. Вмешательство СССР спасает Египет и Сирию от полного разгрома.
1979г. – соглашение о мире между Израилем и Египтом в Кемп-Девиде (США), по которому Израиль соглашается с правами Египта на Синайский полуостров, включая спорные территории.
1993г. – мирное соглашение Израиля с Организацией Освобождения Палестины о создании Палестинской автономии. Однако окончательно вопрос еще далеко не решен

Религия

Оцените этот материал

Основные религии в Израиле — иудаизм (82%), ислам (15%) и христианство (2%), другие религии — менее 1%. Среди мусульман преобладают сунниты, шиитское течение представлено не в чистом виде, а в виде более поздних его модификаций — друзы (1,7%) и бахай (менее 0,5%). На границе с Ливаном проживает около 1,5 тыс. алавитов — последователей религиозной секты, близкой к исмаилитам (шииты), но включающей также элементы христианства.

Христианство распространено в основном среди городского арабского населения. По состоянию на 2003 г. христиане составляли 9,1% нееврейского населения Израиля. Самые многочисленные общины у Греко-католической (ок. 46 тыс. чел.), Римско-католической (около 25 тыс.) и Маронитской (около 6 тыс.) церквей. Православие представлено в основном Греко-православной церковью (глава — патриарх Иерусалимский). Действуют также духовные миссии Русской, Американской и Румынской Православных церквей. Протестантизм в Израиле мало распространен: есть Арабская Евангелическая епископальная церковь (ок. 2 тыс. чел.) и Арабская Лютеранская церковь (ок. 1 тыс. чел.). В армянской общине преобладают последователи Армянской апостольской (григорианской) церкви (ок. 1,5 тыс. чел.). Есть также небольшие общины монофизитов, среди которых выделяется Коптская церковь (ок. 1 тыс. чел.). Иудаизм, христианство и ислам — религии монотеистические. Монотеизм, или единобожие (греч. monos — один и theos — бог) — система религиозных верований, основанная на представлении о Боге, сотворившем Вселенную. Иудаизм, христианство и ислам относятся к авраамистическим религиям, восходящим корнями к праотцу Аврааму.


Иудаизм

Слово иудаизм образовано от имени Иуда. Иуда — принятое в России написание имени, звучащего на иврите как Иегуда, а еврей на иврите — это иегуди, то есть слова Иуда и еврей — синонимы.

В широком смысле термин иудаизм часто употребляется для обозначения всей еврейской цивилизации, всей еврейской культуры, включая, разумеется, и религию. В этом контексте иудаизм — синоним слова еврейство. На иврите оба этих понятия обозначаются одним и тем же словом словом — [ягадут].

По преданию, центр мира — Эрец Исраэль. В центре Эрец Исраэль — Иерусалим, в центре Иерусалима — Храм, в центре Храма — Ковчег Завета (Союза) — главная святыня иудаизма, а перед Ковчегом — [эвен штия], краеугольный камень мироздания.

Праздники и традиции

Оцените этот материал

Еврейские праздники отличает не только строго установленный для каждого праздника ритуал, позволяющий воссоздать события, легшие в основу праздника, но и особое отношение к работе. В праздник запрещена всякая работа. Праздник всегда противопоставлялся будням, ежедневным обыденным занятиям. Его характерная черта — «ничегонеделание» (в смысле не совершение обычных занятий).

Исходя из этого еврейские праздники можно разделить на следующие категории:

1. Шабат (Суббота) и Йом Кипур (в эти дни полностью запрещено работать).

2. Праздники Торы (запрещена вся работа, кроме приготовления пищи) — Рош а-Шана, Песах, Шавуот, Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Во времена Храма, по крайней мере в один из трех праздников года (Песах, Шавуот и Суккот), евреи совершали паломничество в Иерусалим.

3. Установленные пророками и мудрецами «праздники всего Израиля», соблюдение которых — заповедь: Пурим и Ханука. Работать в эти дни не запрещено, но все же заниматься делами не рекомендуется.

4. Общераспространенные праздники, установленные пророками и мудрецами, не имеющие статуса заповеди. Работать не запрещено (15 Швата, Лаг ба-омер).

5. Всеобщие памятные даты, не имеющие особых праздничных обычаев — День памяти героев Израиля, День Независимости, День Иерусалима, Йом а-Шоа.

РОШ А-ШАНА

Рош а-Шана (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה‎, букв. «глава года») — еврейский Новый Год, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей (тишри) по еврейскому календарю (приходится на сентябрь или октябрь). С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года. В Танахе первым месяцем года считается весенний месяц авив, позднее названный нисан, когда евреи вышли из Египта. Праздник же первого дня седьмого месяца тишрей назван днём «священного собрания», когда положено не работать, трубить в шофар и совершать жертвоприношения.
Еврейский праздник Рош а-Шана отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош а-Шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «…кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого — скитания, кого — благополучие, а кого — терзания, кому суждена бедность, а кому — богатство». Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.
В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Рош а-Шана празднуется в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года.
В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:
рыбу — символ плодородия;
голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
морковь кружочками — по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным, здоровым;
овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай;
яблоки и мед — кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».

ЙОМ КИПУР

Название «Йом Кипур» (в ашкеназском произношении — Йом-Ки́пер) — термин средневековой раввинистической литературы; в Торе и Талмуде он называется Йом ха-Киппурим (ивр. יוֹם הכִּפּוּרִים).
Десятый день еврейского нового года — Судный день (Йом Кипур) — день искупления грехов и Высшего суда. Это единственный день в году, когда Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов.
В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в храм, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Израилева. Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы.
Йом Киппур считается наиболее святым и торжественным днём в году, его основная тема — искупление и примирение. Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещены не только работа (как в субботу и в другие праздники), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и интимная близость.
В канун Йом Кипур принято есть «разделяющую трапезу», после которой до исхода Судного дня — строгий пост. Пост — полный отказ от еды и питья — обычно начинается за полчаса до захода солнца кануна праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки, после появления на небе третьей звезды.
Пост в Йом Киппур соблюдают и многие светские евреи, обычно не соблюдающие другие религиозные законы. Многие из них посещают в этот день синагогу (не делая этого в другие праздники), поэтому количество посетителей в синагогах в этот день может возрастать в два-три раза.
Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом Киппура — пожелание «хорошей записи» (в Книге Жизни) — «гмар хатима това», — «лёгкого поста» и обычай просить прощения у всех.
Судный день, согласно еврейской традиции, завершается тем, что каждый еврей получает положительную или отрицательную оценку своих деяний, а на ее основе — приговор милостивый или осуждающий. Это день, когда выясняется, принята или отклонена просьба о прощении Высшим судом на небесах.
В Израиле публичное нарушение Йом Киппура (например, приём пищи, вождение автомобиля или разговор по мобильному телефону) даже среди светских евреев не принято. В этот день дороги пустуют (за редкими исключениями — например, машин скорой помощи, полиции и пожарной охраны), поэтому дети свободно ездят по улицам и шоссе на велосипедах, и израильтяне в шутку называют Йом Киппур «праздником велосипедов». Также в Израиле в этот день не работают теле- и радиостанции, общественный транспорт.

СУККОТ

Праздник кущей — один из основных праздников еврейского народа. Начинается на 15-й день нового года (15 тишрея) и продолжается 7 дней. В это время по традиции следует выходить из дома и жить в сукке (шатре, куще), вспоминая о блуждании евреев по Синайской пустыне (книга Исход).
Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи» и символизирует отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает крыша. Безопасность и надежность существования зависит совсем от других причин.
Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился.
В Суккот выполняют особый ритуал — «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе.
Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей:
— Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела.
— Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел.
— Мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела.
— Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра.
И все-таки Бог всех соединил в один букет — один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга. Согласно другому толкованию, каждое из растений — определенная часть человеческого тела. Этрог — это сердце; тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник; мирт с его овальными листочками — глаза, а ива — уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.
В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. По всей стране можно видеть шалаши — во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки.
Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение. В Израиле Суккот (так же, как и другие паломнические праздники — Песах и Шавуот) празднуется один день. После первого праздничного дня наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.

ХАНУКА

Ханукия или менорат Ханука — светильник, который зажигают в течение восьми дней праздника Ханука.
Зажигание ханукии — главный обряд праздника — символизирует духовную стойкость и победу святости над нечистотой, света над окружающей тьмой. Восемь её светильников, в которые когда-то наливали масло, а сейчас, как правило, вставляют свечи, символизируют чудо, которое произошло во времена восстания и победы Маккавеев над греками. По преданию, единственного кувшина с освящённым маслом, найденного в осквернённом Храме, хватило на восемь дней горения Меноры. Девятый светильник, называемый шамаш (שמש), в русской традиции называемый «служкой» — помощник, предназначен для зажигания остальных свечей.
Еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры.
Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм.
В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».
В Хануку у детей каникулы, принято дарить им игрушки и давать деньги. О давних событиях напоминает также игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы «Чудо великое было здесь» (если дело происходит в Израиле) или «Чудо великое было там» (в диаспоре).

ПУРИМ

Праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий».
С помощью жребия советник царя Аман определил день — 13 адара, когда следовало истребить евреев Персии. Почему именно евреев? Дело было так… Перед этим заносчивым сановником все, по его указу, должны были становиться на колени, а возле дворца ему на глаза все время попадался Мордехай, родственник жены царя, и не преклонял колен. Мол, на колени евреи становятся только перед Богом. Пошел тогда Аман к царю и доложил — в царстве твоем есть народ гордый, непочтительный, вышестоящим не кланяющийся. Разреши, мол, чтобы в назначенный день любой мог убить еврея, а его имущество взять себе. А я, дескать, за это еще и пожертвую в казну 10000 серебренников.
Указ о геноциде Ахашверош подписал с легким сердцем, поскольку слово «евреи» ничего ему не говорило, и не знал он, что его жена-красавица Эстер (Эсфирь) — еврейка. Случилось так, что в одну из ночей Мордехай услышал разговор двух стражников, замышлявших убить царя. Немедленно донес на них, преступников схватили, а его поступок записали в дворцовые книги.
В одну из следующих ночей царю не спалось и ему читали эти книги. Узнав, что его спаситель еще никак не награжден, он позвал Амана и спросил, как следует поступить с человеком, которому царь многим обязан. Аман почему-то решил, что царь хочет наградить его и сказал, что такого человека нужно одарить дорогой одеждой, посадить на хорошего коня, а коня провести по улицам столицы, громко объявляя: «Так поступает царь с теми, кто оказывает ему услугу». Царь согласился и приказал Аману наградить Мордехая именно так. Аман разозлился еще больше, ведь он даже уже выбрал дерево, на котором собирался повесить Мордехая.
Мордехай рассказал Эстер о планах Амана и попросил сделать все для спасения евреев. Эстер пригласила царя (и Амана) на пир, который так понравился ему, что он обещал исполнить любое ее желание. Бросившись царю в ноги, Эстер стала молить его отменить указ об истреблении евреев. Ахашверош страшно разгневался на Амана, вышел в сад обдумать ситуацию и, вернувшись, застал Амана у ложа Эстер! Тот молил ее о заступничестве, но, объявив, что Аман покушался на честь царицы, Ахашверош приказал повесить его на том самом дереве, на котором советник собирался повесить Мордехая.
Но царский указ не мог быть отменен, и пришлось царю издать еще один: евреям разрешалось защищать свою жизнь и свое имущество и забирать, в случае победы, имущество того, кто на них нападал. Так коварный замысел Амана обернулся против него самого и всех, кто выступил против евреев.
С тех пор два дня после этой даты стали днями празднования и пира. Главная часть празднования — публичное чтение книги Эсфири (по свитку) во время вечерней и утренней молитвы в синагоге. Во время чтения свитка при произнесении чтецом имени Амана присутствующие поднимают шум топаньем ног, свистом, специальными трещотками (Haman Klopfer) и т. п., выражая таким образом ненависть и презрение к памяти злодея.
Пурим — весёлый праздник, в который принято пить вино. Хотя к вину в еврейской традиции отношение сдержанное, именно про этот день в Талмуде сказано: В Пурим обязательно напиться так, чтобы не отличать «проклятий Амана» от «благословений Мордехая». На праздник пекут особое треугольное печенье со сладкой начинкой (обычно — с маком или вареньем), они называются гоменташи.
В Пурим принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку (на иврите «мишлоах манот» — посылка яств`) и давать деньги нуждающимся.
Пурим — карнавальный праздник. Особый жанр этого праздника — Пуримшпиль, исполняемый одним или несколькими актёрами во время праздничной трапезы. Под влиянием итальянского карнавала вошло в обычай рядиться на Пурим, причём мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот (что в обычной ситуации категорически запрещено еврейским законом).
В современном Израиле в Пурим проводятся карнавальные шествия, наиболее старое и известное из которых — «Адлояда» было основано хореографом Баруххом Агадати в Холоне в начале 1930-х годов.

ПЕСАХ

Песах, или Пасха, — самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории — с Исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю.
Название Песах — от паса́х (ивр. פֶּסַח‎, миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта.
Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч. Название «Песах» одни исследователи трактуют как «переход», исход из земли Египетской, другие связывают с историей праздника. Фараон не хотел отпускать евреев, и Бог наслал на Египет десять «казней»: превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев. Бог умертвил первенцев египтян, но пропустил («песах» на иврите) дома евреев. Еще «Песах» толкуется как «уста говорящие», и это, конечно, соответствует тому, что главная заповедь Праздника Песах — говорить, рассказывать об истории Исхода.
Песах — праздник весны — символизирует пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Это праздник обретения свободы и достоинства. Евреи должны были выбрать из скота, к которому они были приставлены в качестве пастухов (и который не погиб, как скот египтян), молодых агнцев, зарезать их, зажарить и съесть «с горькими травами и опресноками». Барашков, которые для египтян были священными животными, требовалось не просто съесть, но сделать это открыто, на глазах у египтян, а за несколько дней до этого необходимо было при свете дня пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов. А в ночь, когда в каждой семье египтян погибли первенцы, смерть обошла стороной все еврейские дома, помеченные таким образом.
Существует легенда, что перед Исходом не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепешек. Правда, есть свидетельства, что пастушеский праздник опресноков отмечали еще до Моисея. Но до сих пор маца — пресные лепешки, которые полагается есть в Песах, — напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет. Спешка была не напрасной — египетская армия во главе с фараоном гналась за ними по пятам. Но на седьмой день Исхода Красное море расступилось перед евреями, а затем сомкнуло свои воды над головой египтян.
Праздник длится семь дней с 15-го по 21-е число весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. Песах, так же как Суккот и Шавуот, — это праздник паломничества в Иерусалим для жертвоприношений. Празднование начинается 14 нисана вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду — историю Исхода евреев из Египта. Эта трапеза называется «седер» («порядок» на иврите) и является важнейшей частью праздника.
Посуда на Песах: в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют
Пасхальный седер проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое место и свое время. «В каждом поколении должен еврей смотреть на себя так, как будто он сам, лично вышел из Египта». Праздничная трапеза в миллионах еврейских семей во всех странах мира на протяжении веков, с соблюдением одних и тех же обычаев — это удивительное явление, помогающее понять, как удалось евреям остаться единым народом в условиях многовекового рассеяния.
День, следующий за пасхальным седером, — это первый день праздника. Для религиозных людей — это день молитвы и отдыха, когда запрещена всякая работа. Для светской части населения Израиля это выходной день, который принято проводить с семьей, друзьями, близкими. Далее следуют пять дней, так называемых полупраздников, когда часть учреждений работает полдня, а часть — не работает вовсе. И завершает пасхальную неделю еще один праздничный день. Израильтяне любят отдыхать и часто используют пасхальную неделю для поездок за границу всей семьей или же для путешествий по стране, устраивая пикники в многочисленных живописных ее уголках.
Отличие еврейского Песаха от Христианской Пасхи.
Христианская Пасха посвящена Воскресению Иисуса Христа и связана с Исходом евреев из Египта только символически, в виде соответствующих библейских текстов, прочитываемых за христианским пасхальным богослужением. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса во искупление грехов мира.
Следует отметить, что пасхальный ужин (седер — ритуальное вкушение жертвенного ягненка в ознаменование исхода из Египта) Иисуса с учениками в христианской традиции получил название Тайной вечери и стал прообразом таинства евхаристии (причастия). Во время Вечери Иисус уподобляет себя самого пасхальному агнцу и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови, в которой отныне для уверовавших в него устанавливается Новый завет.

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ИЗРАИЛЯ


Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года по еврейскому календарю). примерно за 8 часов до истечения британского мандата в Палестине, была подписана Декларация независимости Израиля, и Давид Бен-Гурион (впоследствии первый премьер-министр Израиля) объявил о создании Государства Израиль. Это объявление было сделано вследствие решения Генеральной Ассамблеи ООН, резолюции 181 от 29 ноября 1947 года.
Это единственный официальный нерабочий день в Израиле, когда работает городской транспорт, а население, соблюдающее еврейские религиозные традиции, может ездить в автомобилях и зажигать огонь, поэтому праздник отмечается массовым выездом на пикники.
Через несколько часов после принятия Декларации независимости армии Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись на территорию молодого государства, и евреям снова пришлось с оружием в руках защищать независимость, наконец-то обретенную на земле своих предков. В этой войне, длившейся пятнадцать месяцев, погибло более 6000 человек. Они отдали жизнь за то, чтобы существование государства Израиль стало реальностью. На следующий год Кнессет, парламент Израиля, принял закон о национальном празднике в 5-й день месяца ияра, получившем название Йом а-Ацмаут — День Независимости.
В Израиле праздник отмечается торжественными приемами, иногда военными парадами. Военные базы открыты для посещения, устраиваются воздушные парады, демонстрируется оснащение военно-морского флота. Сегодня Израиль может гордиться технической оснащенностью армии. Накануне праздника вручаются государственные премии в области литературы, искусства, научных исследований.
Религиозные евреи, признающие государство Израиль, читают особые молитвы и обязательно молитву «а-Лель», символизирующую национальное освобождение Израиля. В больших и малых городах и поселениях Израиля проходят общественные гуляния, люди выходят на улицы. Повсюду звучит музыка, на импровизированных сценах выступают танцевальные коллективы, хоры, музыкальные ансамбли. Уже традиционным завершением праздника стал красочный, праздничный фейерверк.

ШАВУОТ

Шавуот — праздник дарования Торы, то есть нравственного закона, свободному еврейскому народу. Он отмечается 6-го числа еврейского месяца сиван и является в Израиле выходным днем.
На иврите слово «шавуот» означает «недели» — семь недель, отсчет которых начинается со второго дня Песаха. По преданию, в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Заповеди содержат основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек. Кроме того, Моисей получил устные заповеди, часть которых записал (получился свиток Пятикнижия — Письменная Тора), а часть — Устная Тора — были записаны только через 1500 лет, после разрушения Второго Храма. Запись Устной Торы представляет собой многотомное произведение — Талмуд, а также много других книг, в свою очередь объединенных общим названием Мидраш.
Как и многие другие еврейские праздники, Шавуот отмечает не только определенное историческое событие, но и наступление нового сезона года, завершение очередного сельскохозяйственного цикла. Шавуот праздновался в начале сезона жатвы пшеницы. Это последний из трех паломнических праздников. В древности в этот день в Храме делали второе приношение пшеницы нового урожая. Из пшеницы свежего помола выпекали два каравая и несли их в Храм. Другой жертвой были самые лучшие первые плоды, первые фрукты.
В наши дни в Шавуот в синагогах выносят свиток Торы и читают рассказ о том, как она была дарована, текст десяти заповедей и фрагмент, рассказывающий о законах празднования Шавуот в Храме. Существует также традиция в канун праздника всю ночь читать Тору. Принято украшать синагоги зеленью.
Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с медом, вареники, пирожки или блины с сыром. Этот обычай берет начало со дня вручения Торы. Вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи довольствовались молочной пищей. С тех пор, отдавая дань прошлому, на Шавуот перед обедом едят что-либо молочное и лишь затем в отдельной посуде подают праздничные мясные блюда.
В сельскохозяйственных поселениях и в киббуцах Шавуот — это веселый праздник урожая, когда созревают зерновые и первые плоды, в том числе и семь видов, упомянутые в Торе: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики. Дети идут в школу или в детский сад с венками на головах и с корзинками, полными свежих фруктов. Синагоги и дома украшают зелеными ветвями и гирляндами цветов и фруктов, окна домов — бумажными аппликациями. Поэтому в канун праздника и дети, и взрослые заняты вырезанием. Некоторые достигают в этом искусстве такого совершенства, что их аппликации выглядят как настоящие картины.

ШАББАТ (суббота).


Прекращение повседневной, будничной работы в седьмой день недели — одна из главных заповедей Ветхого Завета, который гласит: «Помни день субботний и чти его: шесть дней работай и завершай все дела свои, а в седьмой — все дела делай только для Бога». Поэтому главный праздник еврейского года бывает каждую неделю.

Указания Торы выделять Субботу как особый день можно разделить на два типа. Первый связывает Субботу с творением мира: после шести дней творения наступила Суббота — и сам Творец прекратил работу. Т.е. соблюдение Субботы — это знак признания того, что Б-г сотворил мир, и что мир этот находится под постоянным Б-жественным управлением.: «И закончил Б-г в день Седьмой работу Свою, которую Он сделал, и отдыхал («вайшбот» — отсюда «шабат» — «покой») в День Седьмой от всей работы Своей, которую Он сделал. И благословил Б-г День Седьмой и освятил его, ибо он есть Суббота («покой») от всякой производительной работы, и ее сотворил Б-г, делая мир».
Второй тип указаний напоминает о выходе из Египта: это событие превратило еврея-раба в свободного человека; так и Суббота освобождает еврея от рабства повседневности.

Особое отношение к субботе подчеркивается тем, что самые строгие ограничения на работу приходятся именно на субботу — традиция запрещает производить в субботу «будничные» действия, нарушающие праздничность субботы. К таким действиям можно отнести все связанное с денежными расчетами и повседневной работой (вплоть до приготовления пищи), а также все разговоры на «будничные» темы. В случае совпадения субботы с другими праздничными датами еврейского календаря порядок праздничных молитв изменяется «в сторону» субботы, а посты (кроме Йом Кипура) переносятся на другой день.
Перед Субботой зажигают свечи, произнося специальное благословение; в Субботу устраивают три праздничные трапезы, и первые две из них начинают с особой молитвы — киддуш, т. е. освящения Субботы над бокалом вина. Другие предписания направлены на создание особой праздничной атмосферы: люди надевают красивую одежду, семья собирается вместе за празднично накрытым столом, едят вкусную еду, пьют вино.
Суббота входит в еврейский дом в момент зажигания субботних свечей. Вечером в пятницу, обязательно до захода солнца, хозяйка дома зажигает субботние свечи и произносит благословение на зажигание свечей. После этого считается, что Суббота началась.

Национальная кухня Израиля

Оцените этот материал

Национальная кухня Израиля

Израиль – удивительная страна, с множеством традиций и обычаев, принятых у жителей других стран. Это касается процесса приготовления и потребления национальных блюд. Поскольку в государство Израиль собирались жители со всех концов света, каждый переселенец вносил свои корректировки в состав национальных блюд. Географическое положение региона тоже сказалось на кулинарных предпочтениях израильтян. В основе многих рецептов лежат морепродукты, свежие овощи и фрукты. С обожанием местные жители относятся к молочным продуктам, различным видам сыра. Однако в меню ресторанов, да и обычной семьи, запросто можно встретить названия европейской, американской и даже азиатской кухонь.

Если вбить в любом поисковике словосочетание «еврейская кухня», «кошерное питание» или «кашрут» мы увидим не менее 2-4 млн ответов. Так что же может представлять собой национальная еврейская кухня и чем она привлекает миллионы людей со всего мира, возможно, даже не видевших землю обетованную воочию?

Законы кашрута предписывают евреям питаться кошерной пищей, но кошерно не только то, что дозволено Торой, а только то, что приготовлено соответствующим образом и в соответствующей посуде. Еврейская кухня накладывает табу на сочетание мяса и молока, свинины, рыбы без чешуи. Эти продукты нельзя ни сочетать, ни представлять мысленно и тем более пробовать. Пряности могут применяться далеко не все и довольно в малом количестве: черный перец, гвоздика, чеснок, хрен, лук, корица и гвоздика. Считается, что вкус готового блюда должен быть мягким и не резким, вы должны смаковать и наслаждаться каждым кусочком, а не заливать съеденное стаканами жидкости. Наиболее любимы и потребляемы блюда, приготовленные из домашней птицы, телячьей и говяжьей печени, овощей. Бесспорным фаворитом в течение множества веков являются кушанья из рыбы, в частности, из щуки. Касательно методов тепловой обработки – то преобладают тушение, припускание, отваривание и запекание.

Первые блюда:

Куриные бульоны с различными мучными добавками – питательные, тонизирующие, прекрасно насыщающие и восстанавливающие силы. Имеются различия к заправке уже готовых бульонов. Овощной бульон, заправленный куриным или гусиным жиром – это мясное блюдо, а добавление сливочного масла -переводит его в разряд молочных блюд.

Закуски:

Знаменитый всему миру форшмак — это не что иное, как блюдо из измельченной сельди. Вместе с фаршированной щукой считалось едой для бедных слоев населения. Закуски представлены разнообразными паштетами, овощными рагу и запеканками.

Мучные изделия и сладкие блюда:

Талах, песах, лехах, хоменташен блюда присутствующие круглогодично на столах евреев, но на Пасху они заменяются мацой — пресным бездрожжевым хлебом, прекрасно хранящимся длительное время и легко трансформирующимся в клецки, которые в свою очередь используют для приготовления ряда других различных блюд.

Напитки:

Напитки потребляемые израильтянами , на сегодняшний день, мало чем отличаются от питья потребляемого большинством жителей планеты. Много минеральной воды, крепкого черного кофе, соков и морсов; обилие потребляемой жидкости является жизненной необходимостью в условиях жаркого и сухого климата.
Поговорим подробнее о блюдах, которые можно отнести к национальной кухне.

Хумус

Это холодная закуска готовится из нута с тхиной. Тхина представляет собой кунжутную пасту. Хумус представляет собой однородное пюре с оригинальным пряным вкусом. Традиционно, это блюдо употребляется вприкуску с питой. Пита – это национальная лепешка из муки. Хумус черпается с тарелки кусочком питы. Евреи говорят про этот процесс: «вытирать хумус».

Меорав иерушалим

В переводе с иврита, это означает: «иерусалимское жаркое». Готовится оно из субпродуктов кур. Это могут быть сердца, пупки, печень, грудка или другие части тушек. Мясное блюдо долго томится в чугунной кастрюле, приправляется ароматными специями, зеленым луком и другими добавками. Блюдо подается с питой или лавашем.

Фалафель

Фалафель — это шарики из бобов нута и приправами, их обжаривают в масле и в основном подают в пите. Фалафель продают везде, зачастую его можно встретить в уличном кафе.

Салаты

Израильский салат состоит из помидоров и огурцов, сбрызнутых лимонным соком. Известен и пряный салат матбуха, готовящийся из помидоров, чеснока и перца, заправляется оливковым маслом и обильно посыпается нарезанными душистыми травами.

Хамин

Это блюдо представляет собой картофель, тушеный с говядиной. В процессе приготовления добавляются лук, фасоль, нут, разнообразные специи. Это традиционное израильское блюдо подается в субботу. По обычаям, нельзя разжигать огонь в этот день, поэтому хамин начинают готовить в пятницу вечером, а снимают с огня только перед обедом. Благодаря такому длительному томлению, блюдо получается нежным и насыщенным.
На религиозный праздник под названием «Ханука» принято кушать пончики с разнообразной начинкой. Поэтому огромное изобилие выпечки в такие дни привлекают к себе любителей сладкого.

У евреев есть некоторые особенности принятия еды в религиозные праздники. В такие дни женщинам строго-настрого запрещено готовить пищу. Поэтому они готовят ее заранее, на пару дней, а то и на неделю. Такие блюда как правила очень сытные, в их составе бобы, овощи и мясо, что позволяет накушаться маленькой порцией. Если углубиться в религию, то можно найти много необычного и интересного для человека иной веры.

Израильская кухня насыщена питательными и калорийными блюдами. Евреи не задумываются о фигуре, любят покушать сытно и вкусно. Израильтяне всегда рады гостям, встречают их богатым застольем.

Виза в Израиль. Получение и оформление израильской визы.
Въезд в Израиль
Полезное о стране
Карта Израиля
Города Израиля
Достопримечательности Израиля
Культура Израиля
История Израиля
Религия Израиля
Праздники и традиции Израиля
Транспорт Израиля
Шопинг в Израиле

Транспорт

Оцените этот материал

Автобусы

Самый популярный вид общественного транспорта в Израиле, который используется как для местных, так и междугородных поездок, это автобус. Автобусный кооператив «Эггед» обеспечивает сообщение на большинстве междугородных линий, равно как и поездки по внутригородским маршрутам в большинстве крупных городов страны. Местный и междугородный транспорт в регионе Гуш Дан (Тель-Авив с пригородами) принадлежит кооперативу «Дан». Автобусная служба в Нацерете (Назарете) и в Беэр Шеве осуществляется частными компаниями. Цены на всех автобусных линиях доступные, комфортабельные автобусы как правило оборудованы кондиционерами и ходят часто и регулярно.
Билеты можно приобрести в билетных кассах центрального автовокзала в любом городе, либо непосредственно у водителя. Большинство автобусных перевозок не осуществляется по субботам и в дни еврейских праздников. Поездки прекращаются в пятницу днем и возобновляются в субботу вечером.

Студенты имеют право на скидки при приобретении билетов на междугородные рейсы. Для этого они должны предъявить в кассе международную студенческую карточку.
Информация об услугах, которые предоставляют все автобусные компании страны, собрана на Интернет-сайте www.otobusim.com

Железная дорога

За последние годы железная дорога в Израиле существенно повысила уровень обслуживания пассажиров. Поезда ходят чаще, увеличилось число направлений, по которым бегут локомотивы, в больших городах прибавилось станций, и сами поезда стали комфортабельней.

Студенты и лица пожилого возраста имеют право на скидки при проезде по железной дороге по предъявлению студенческого билета или удостоверения личности.

Поезда идут из Тель-Авива в большинство крупных городов, от Наарии на севере до Димоны на юге, а также в Иерусалим и в аэропорт имени Бен Гуриона.

Билеты на поезд можно приобрести в кассе или в установленном на станции автомате. Есть возможность зарезервировать места заранее. В большинстве поездов можно приобрести горячие и прохладительные напитки и легкие закуски.

Поезда не ходят по субботам и в дни еврейских праздников.

Линия метро Хайфа – Кармелит

Хайфа – Кармелит – единственная линия метро в Израиле. Она идет от площади Парис в Нижнем городе, делает пять остановок, включая бизнес-центр «Адар» и заканчивается в парке «Ган а-Эм» в Мерказ а-Кармель.​

Такси

Местные и междугородные такси доставят вас в любую точку страны. Стоимость поездки внутри города определяется по счетчику. Цены на междугородные поездки фиксированные и устанавливаются министерством транспорта. Перед тем, как сесть в такси, рекомендуется узнать о цене поездки.
Такси можно заказать по телефону, позвонив на одну из местных станций, или остановить на улице, помахав рукой.

Начальная плата за проезд в пределах города составляет 9.10 шек. В среднем поездка обходится в 20 шек. За заказ такси по телефону взимается дополнительная плата в 3.50 шек., а перевозка каждого чемодана, который не является ручной кладью, обойдется вам в 2.90 шек.

Ночной тариф на 25% выше обычного. Он вступает в силу в 9.01 вечера и заканчивается в 5.29 утра. Тот же тариф действует по субботним и праздничным дням.
При поездке по городу водитель обязан включить счетчик. Не позволяйте водителю убедить вас согласиться назначить цену заранее, если вам неизвестны общепринятые тарифы.

Маршрутные такси

Маршрутные такси курсируют по установленным местным и междугородным маршрутам, совпадающим с маршрутами автобусов. Плата за проезд зависит от расстояния и обычно она немного ниже аналогичной автобусной платы.

Маршрутные такси останавливается на фиксированных остановках, но также и по требованию. На некоторых центральных маршрутах такси ходят также по субботам.

У маршрутного такси нет расписания – оно отправляется, когда наберется достаточное количество пассажиров. Поэтому вы должны принять в расчет, что вам, возможно, придется подождать, пока такси заполнится.

Междугородные маршрутные такси

Из Тель-Авива в Иерусалим, Хайфу, Нетанию, Петах-Тикву, Реховот, Лод, Рамле, Хадеру, Афулу, Назарет со всеми остановками по пути – такси отправляются с нового автовокзала.

Из Иерусалима в Тель-Авив, Реховот, Хайфу, Эйлат со всеми промежуточными остановками – такси отправляются с центрального автовокзала.

Из Хайфы в Тель-Авив и Иерусалим – такси отправляются от улицы Э-Халуц возле улицы А-Невиим в районе Адар.

Из Эйлата в Тель-Авив и Иерусалим – такси отправляются с центрального автовокзала.

Из Тверии в Тель-Авив — такси отправляются с центрального автовокзала.

Из Беэр Шевы в Тель-Авив, Иерусалим и Хайфу со всеми промежуточными остановками — такси отправляются с центрального автовокзала.

Из Нетании в Тель-Авив — такси отправляются с центрального автовокзала.

Местные маршрутные такси

В Тель-Авиве маршрутные такси перевозят пассажиров по тем же линиям, что и автобусы кооператива «Дан». Плата за проезд чуть ниже, чем в автобусе. Пассажиры могут сойти там, где им заблагорассудится, а не только на автобусных остановках. По субботам ходят такси 4, 5, 16 и некоторых других маршрутов.

Иерусалим – такси следуют по основным маршрутам автобусов «Эггеда». Некоторые номера ходят и по субботам.

Эйлат – в Эйлате маршрутных такси нет.

Хайфа – маршрутные такси следуют по тем же линиям, что автобусы «Эггеда». Некоторые действуют по субботам.

Тверия – местных маршрутных такси в Тверии нет.

Беэр Шева – маршрутные такси следуют по главным линиям автобусов «Метродана».

Авиаперевозка

Также можно воспользоваться услугами авиакомпаний, которые осуществляют внутренние перелеты между Эйлатом и аэропортом имени Бен Гуриона в Лоде, аэропортом Сде Дов в северном Тель-Авиве и Хайфским аэродромом.

«Аркия»

Телефон: 8-10-3-690-22-22
Интернет-сайт: www.arkia.co.il
Запланированные полеты:
Из Тель-Авива (Сде Дов или аэропорт им. Бен Гуриона) в Эйлат
Из Хайфы в Эйлат
Из Эйлата в Хайфу
Из Эйлата в Тель-Авив (Сде Дов или аэропорт им. Бен Гуриона)

«Исраэйр»
Телефон: 8-10-972-3-795-57-77
Интернет-сайт: www.israir.co.il
Запланированные полеты:
Из Тель-Авива (аэропорт им. Бен Гуриона) в Эйлат
Из Эйлата в Тель-Авив (аэропорт им. Бен Гуриона)

«Эль-Аль»
Телефон: 8-1-972-3-971-6111
Интренет-сайт: www.elal.co.il
Запланированные полеты:
Из Тель-Авива (аэропорт им. Бен Гуриона) в Эйлат
Из Эйлата в Тель-Авив (аэропорт им. Бен Гуриона)

Аренда автомобиля

Большинство международных компаний по прокату автомобилей имеют отделения в больших городах и в аэропорту им. Бен Гуриона. Рекомендуется заказать машину заранее, находясь за границей.

Для того, чтобы арендовать машину в Израиле, водитель должен быть старше 21 года, обладать действительными международными водительскими правами и международной кредитной карточкой.
В Израиле правостороннее движение. В стране имеется развитая система дорог, в большинстве мест снабженных ясными дорожными знаками (на иврите, английском и арабском языках). Ориентироваться в больших городах несколько сложнее, но дороги и улицы размечены и вы можете воспользоваться картой или спросить дорогу у прохожих и других водителей.

«Авис»
Телефон: 8-10-972-3-617-00-00 или 8-10-972-1-700-900-222
Интернет-сайт: www.avis.co.il

«Элдан»
Телефон: 8-1-972-6-565-45-45
Интернет-сайт: www.eldan.co.il

«Баджет»
Телефон: 8-10-972-3-935-00-00
Интернет-сайт: www.budget.co.il

«Герц»
Телефон: 8-10-972-3-684-1056
Интернет-сайт: www.hertz.co.il

«Шломо Сикст»
Телефон: 8-10-972-1-700-501-502
Интернет-сайт: www.sixt.co.il ​

ку-ку

Преимущества работы с нами

Мы работаем на рынке Украины уже более 18 лет

Информация о нас                    Нас рекомендуют                   Партнеры на Украине

За это время мы собрали самую полную базу визовой информации.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей