Культура Сирии
В материальной культуре сирийцев сохраняется немало традиционного. Старинные орудия сирийских земледельцев — это деревянная соха с железным сошником, несколько различающаяся своей конструкцией в разных областях, а также у оседлых и полуоседлых крестьян, мотыга, бревнообразная борона, серп, усаженная осколками камня или гвоздями доска либо каменный каток для молотьбы, частые деревянные вилы для провеивания, небольшие водяные мельницы или речные жернова для размола зерна.
Ирригационных приспособлений два — нория и насба. Нория — большое деревянное колесо, обод которого снабжен рядом ковшей. Оно устанавливается на берегу реки или канала и приводится в движение напором воды; при этом ковши, находясь внизу, наполняются, а вверху выливают воду в желоб ведущий к оросительному каналу. Насба — большой кожаный бурдюк с веревкой на блоке, поднимаемый силой тяглового животного; это сооружение характерно для равнинных потоков, скорость течения которых недостаточна для вращения нории. Тягловые животные — верблюды, волы, лошади, ослы. Они же, кроме волов, используются как вьючные и верховые животные, а у оседлого населения — подчас запрягаются в двухколесную арбу.
Типы крестьянских жилищ разнообразны. Чаще они построены из глины или сырцового кирпича, в горных районах — из камня на глиняном или известковом растворе. Обычный крестьянский дом состоит из одной-двух комнат, иногда с террасой. Многие дома лишены двора и хозяйственных построек, причина чего — малоземелье феллахов, экономящих каждый клочок земли. На глинобитном полу дома — сложенный из камней очаг, дым от которого выходит в отверстие в крыше. Традиционная домашняя утварь ограничивается ватными тюфяками и одеялами, медной, глиняной посудой, корзинами, плетенными из пальмового листа. Едят сирийцы, сидя на полу, скрестив ноги, спят в холодное время также на полу дома, а в жару — на плоских кровлях домов, где не так душно.
Жилище кочевников и передвижное жилище полукочевников — шерстяной шатер общеарабского типа.
culture.jpg
Традиционный тип городского жилища — каменные или кирпичные дома с плоской кровлей, выходящие на улицу глухими стенами, а фасадом обращенные во внутренний двор, который обычно вымощен камнем и обсажен декоративными и фруктовыми деревьями. В богатых домах внутренний двор обрамлен аркадой, в домах победнее лишь у одной из стен имеется терраса — ливан. Окна домов летом в жаркие часы, а зимой на ночь закрываются жалюзи; иногда они также забраны металлической сеткой для защиты от насекомых. Новые городские дома строятся главным образом из железобетона, с большими, из 5-7 комнат квартирами, так как большинство семей многодетно. Обстановка жилища состоятельного горожанина выдержана обычно в восточном стиле: массивная мебель, ковры, блестящая посуда и украшения.
Сельские жители чаще всего ходят в ниспадающих до пят полосатых рубахах — кунбаз или в более коротких рубахах и широких, но суживающихся ниже колен штанах. Нередко можно встретить сирийца в традиционной одежде кочевника: длинная широкая рубаха, распашной, часто украшенный позументами кафтан, сложенный по диагонали большой белый или клетчатый головной платок, перехваченный темным шерстяным жгутом (укаль). Обычно укалем обвивают голову дважды, но у людей побогаче встречаются тройные укали, затканные золотой нитью. Такие головные уборы носят не только кочевники, но и оседлые крестьяне, реже — горожане. По цвету одежды и орнаменту позументов можно определить, из какого района ее владелец. Женский костюм состоит из шаровар, рубахи, кофты или куртки, преимущественно из синей хлопчатобумажной ткани, и головного платка, повязываемого иначе, чем у мужчин. Очень красочна традиционная праздничная одежда женщин — разноцветные и вышитые платья, кофты, безрукавки, цилиндрические шапочки, покрывала. В городах основная масса населения одевается по-европейски, с подчеркнутой элегантностью. Но встречаются и женщины в национальной одежде и даже закрывающие лицо черным покрывалом, ношение которого в прошлом было для горожанок обязательно.
Пища сирийской семьи, естественно, зависит от заработка кормильца. В бедных семьях в ежедневный рацион входят лепешки, молочные продукты, различные крупы и зелень; мясо едят один-два раза в неделю. В более зажиточных семьях к столу почти ежедневно подается баранина, говядина или птица. Славится закуска мазза, или меззе, в изготовлении которой сирийские кулинары достигли высокого искусства. Некоторые варианты ее включают до 30 компонентов: бобы, орехи, овощи, соусы, соленья и т. п. Очень популярны у сирийцев орехи, а также восточные сладости и фрукты. Пиво и спиртные напитки употребляются мало.
Из-за большого выкупа за невесту (махр) сирийцы женятся поздно, обычно в 35-40 лет. Наряду с гражданским браком существует религиозный, по мусульманскому обряду. Обряды бракосочетания обставляются с большой торжественностью.
В городах после выполнения религиозного ритуала бракосочетания или регистрации брака жених из состоятельной семьи приглашает невесту в открытую машину, украшенную разноцветными лентами и цветами, и в сопровождении таких же разукрашенных машин с родственниками и друзьями везет ее дальним маршрутом к себе домой, где продолжается торжество.
Как правило, сирийские семьи многочисленны: в каждой 3-5 детей. Мать обычно не работает и занимается домашним хозяйством и воспитанием детей. Дети воспитываются в духе почитания родителей и с раннего возраста помогают матери в ведении хозяйства и воспитании младших братьев и сестер. Слово мужчины (мужа, отца) — закон для семьи. Все свободное от работы время родители стремятся провести в семье, вместе с детьми.
В городах по вечерам до глубокой ночи можно наблюдать семьи за ужином и чаепитием на балконах своих домов или в многочисленных кафе под открытым небом, в ресторанах и лавочках, где играют в шашки, нарды и другие игры, пьют кофе, чай, соки, курят кальян, перебирают четки.
Система школьного образования в Сирии состоит из трех ступеней. Начальное образование в государственных школах является бесплатным и обязательным. Среднее образование не обязательно, но в государственных школах оно бесплатно. Школа отделена от церкви, однако имеются школы с богословским уклоном.
В стране несколько высших учебных заведений: Дамасский, Халебский, Латакийский университеты, Дамасский высший технологический институт. В Дамасском университете 12 факультетов.
В Дамаске находится Арабская академия наук, основанная в 1919 г. Ее сотрудники изучают проблемы арабского языка, истории, литературы и культуры, координируя свою деятельность с академиями в других арабских странах.
Сирия издавна славилась своим изобразительным и прикладным искусством. В средние века большое развитие получила резьба по дереву и камню, имевшая декоративное назначение. Высокого совершенства достигли изготовление тканей, керамики, художественного стекла, гравировка по стали и бронзе. Издавна известны сирийская мозаика и парча.
Современное изобразительное искусство начало складываться в 1930-е годы. Для него характерно стремление сохранить традиционные черты национального творчества, что особенно сказывается в области декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Вместе с тем заметно влияние и западного искусства. Основное направление в живописи последних лет — импрессионизм. Однако среди сирийских художников встречаются и представители кубизма, сюрреализма и т. д. Неуклонно растет число сторонников лозунга «искусство для жизни». Появляются произведения, в которых воплощаются национальные чаяния народа. В пейзажах, исторических и бытовых картинах чувствуется глубокий патриотизм. В сентябре 1971 г. в Дамаске состоялась первая выставка сирийских художников. Наиболее известны из них Назем Джафари, Мишель Кирши, Миляд Шаеб, Наими Исаил, Мамдух Кашляй, Фатех Мударрес.
В столице находится национальный театр, в котором ставятся пьесы сирийских и зарубежных, в том числе и советских, авторов, а также кукольный театр. В консерватории, созданной в Дамаске в 1960 г., обучается около 200 студентов по классу фортепьяно, скрипки, виолончели, народных инструментов. Работает балетная школа, созданная с помощью советских специалистов. Развивается национальная кинематография. С 1966 г. началось производство короткометражных, главным образом документальных, фильмов.
Современная сирийская литература, зародившаяся во второй половине прошлого века, является частые арабской литературы, понимаемой как совокупность литератур всех арабских стран, объединенных общностью языка, сходством исторических судеб и единством классического культурного наследия.
Первые представители современной литературы стремились к возрождению арабского языка и культуры, развитие которых почти четыре века тормозилось турецким господством. В произведениях этих литераторов звучали патриотические мотивы, призывы к свободе и независимости страны.
Современные сирийские литераторы, такие, как Ханна Мина, Мухаммед Харири, Шауки Багдади, Мухаммед Камель, Салех Тамер, Фарес Зарзур, Сайд Хаурания, в своих произведениях показывают жизнь простых людей, тружеников города и деревни, их борьбу за свободу и независимость своей страны.
Виза в Сирию. Получение и оформление сирийской визы.
Въезд в Сирию
Полезное о Сирии
Карта Сирии
Города Сирии
Достопримечательности Сирии
История Сирии
Религия Сирии
Праздники и традиции Сирии
Национальная кухня Сирии
Транспорт Сирии
Шопинг в Сирии
Last Updated on 08.01.2022