Культура Сирии

В материальной культуре сирийцев со­храняется немало традиционного. Ста­ринные орудия сирийских земледель­цев — это деревянная соха с железным сошником, несколько различающаяся своей конструкцией в разных областях, а также у оседлых и полуоседлых крестьян, мотыга, бревнообразная борона, серп, усаженная осколками камня или гвоздя­ми доска либо каменный каток для мо­лотьбы, частые деревянные вилы для провеивания, небольшие водяные мель­ницы или речные жернова для размола зерна.

Ирригационных приспособлений два — нория и насба. Нория — большое деревянное колесо, обод которого снаб­жен рядом ковшей. Оно устанавливается на берегу реки или канала и приводится в движение напором воды; при этом ковши, находясь внизу, наполняются, а вверху выливают воду в желоб веду­щий к оросительному каналу. На­сба — большой кожаный бурдюк с ве­ревкой на блоке, поднимаемый силой тяглового животного; это сооружение характерно для равнинных потоков, скорость течения которых недостаточна для вращения нории. Тягловые живот­ные — верблюды, волы, лошади, ослы. Они же, кроме волов, используются как вьючные и верховые животные, а у осед­лого населения — подчас запрягаются в двухколесную арбу.

Типы крестьянских жилищ разнообраз­ны. Чаще они построены из глины или сырцового кирпича, в горных рай­онах — из камня на глиняном или извест­ковом растворе. Обычный крестьянский дом состоит из одной-двух комнат, иногда с террасой. Многие дома лишены двора и хозяйственных построек, причина чего — малоземелье феллахов, экономя­щих каждый клочок земли. На глинобит­ном полу дома — сложенный из камней очаг, дым от которого выходит в отвер­стие в крыше. Традиционная домашняя утварь ограничивается ватными тюфяка­ми и одеялами, медной, глиняной посу­дой, корзинами, плетенными из пальмового листа. Едят сирийцы, сидя на полу, скрестив ноги, спят в холодное время также на полу дома, а в жару — на пло­ских кровлях домов, где не так душно.

Жилище кочевников и передвижное жилище полукочевников — шерстяной шатер общеарабского типа.
culture.jpg
Традиционный тип городского жили­ща — каменные или кирпичные дома с плоской кровлей, выходящие на улицу глухими стенами, а фасадом обращенные во внутренний двор, который обычно вымощен камнем и обсажен декоратив­ными и фруктовыми деревьями. В бога­тых домах внутренний двор обрамлен аркадой, в домах победнее лишь у одной из стен имеется терраса — ливан. Окна домов летом в жаркие часы, а зимой на ночь закрываются жалюзи; иногда они также забраны металлической сеткой для защиты от насекомых. Новые городские дома строятся главным образом из железобетона, с большими, из 5-7 комнат квартирами, так как большинство семей многодетно. Обстановка жилища состо­ятельного горожанина выдержана обыч­но в восточном стиле: массивная мебель, ковры, блестящая посуда и украшения.

Сельские жители чаще всего ходят в ниспадающих до пят полосатых руба­хах — кунбаз или в более коротких руба­хах и широких, но суживающихся ниже колен штанах. Нередко можно встретить сирийца в традиционной одежде кочевни­ка: длинная широкая рубаха, распашной, часто украшенный позументами кафтан, сложенный по диагонали большой белый или клетчатый головной платок, перехва­ченный темным шерстяным жгутом (укаль). Обычно укалем обвивают голову дважды, но у людей побогаче встреча­ются тройные укали, затканные золотой нитью. Такие головные уборы носят не только кочевники, но и оседлые крестья­не, реже — горожане. По цвету одежды и орнаменту позументов можно опреде­лить, из какого района ее владелец. Жен­ский костюм состоит из шаровар, рубахи, кофты или куртки, преимущественно из синей хлопчатобумажной ткани, и голов­ного платка, повязываемого иначе, чем у мужчин. Очень красочна традиционная праздничная одежда женщин — разно­цветные и вышитые платья, кофты, безру­кавки, цилиндрические шапочки, покры­вала. В городах основная масса населения одевается по-европейски, с подчеркнутой элегантностью. Но встречаются и жен­щины в национальной одежде и даже закрывающие лицо черным покрывалом, ношение которого в прошлом было для горожанок обязательно.

Пища сирийской семьи, естественно, зависит от заработка кормильца. В бед­ных семьях в ежедневный рацион входят лепешки, молочные продукты, различные крупы и зелень; мясо едят один-два раза в неделю. В более зажиточных семьях к столу почти ежедневно подается барани­на, говядина или птица. Славится закуска мазза, или меззе, в изготовлении которой сирийские кулинары достигли высокого искусства. Некоторые варианты ее вклю­чают до 30 компонентов: бобы, орехи, овощи, соусы, соленья и т. п. Очень попу­лярны у сирийцев орехи, а также восточ­ные сладости и фрукты. Пиво и спиртные напитки употребляются мало.

Из-за большого выкупа за невесту (махр) сирийцы женятся поздно, обычно в 35-40 лет. Наряду с гражданским бра­ком существует религиозный, по мусуль­манскому обряду. Обряды бракосочета­ния обставляются с большой торжествен­ностью.

В городах после выполнения религиоз­ного ритуала бракосочетания или регистрации брака жених из состоятельной семьи приглашает невесту в открытую машину, украшенную разноцветными лентами и цветами, и в сопровождении таких же разукрашенных машин с родственниками и друзьями везет ее даль­ним маршрутом к себе домой, где продол­жается торжество.

Как правило, сирийские семьи много­численны: в каждой 3-5 детей. Мать обычно не работает и занимается домаш­ним хозяйством и воспитанием детей. Дети воспитываются в духе почитания родителей и с раннего возраста помогают матери в ведении хозяйства и воспитании младших братьев и сестер. Слово муж­чины (мужа, отца) — закон для семьи. Все свободное от работы время родители стремятся провести в семье, вместе с деть­ми.

В городах по вечерам до глубокой ночи можно наблюдать семьи за ужином и чаепитием на балконах своих домов или в многочисленных кафе под открытым не­бом, в ресторанах и лавочках, где играют в шашки, нарды и другие игры, пьют кофе, чай, соки, курят кальян, переби­рают четки.

Система школьного образования в Си­рии состоит из трех ступеней. Начальное образование в государственных школах является бесплатным и обязательным. Среднее образование не обязательно, но в государственных школах оно бесплатно. Школа отделена от церкви, однако име­ются школы с богословским уклоном.

В стране несколько высших учебных заведений: Дамасский, Халебский, Латакийский университеты, Дамасский вы­сший технологический институт. В Да­масском университете 12 факультетов.

В Дамаске находится Арабская акаде­мия наук, основанная в 1919 г. Ее сотруд­ники изучают проблемы арабского языка, истории, литературы и культуры, коорди­нируя свою деятельность с академиями в других арабских странах.

Сирия издавна славилась своим изобра­зительным и прикладным искусством. В средние века большое развитие получи­ла резьба по дереву и камню, имевшая декоративное назначение. Высокого со­вершенства достигли изготовление тка­ней, керамики, художественного стекла, гравировка по стали и бронзе. Издавна известны сирийская мозаика и парча.

Современное изобразительное искус­ство начало складываться в 1930-е годы. Для него характерно стремление сохра­нить традиционные черты национального творчества, что особенно сказывается в области декоративно-прикладного искус­ства и архитектуры. Вместе с тем заметно влияние и западного искусства. Основное направление в живописи последних лет — импрессионизм. Однако среди си­рийских художников встречаются и пред­ставители кубизма, сюрреализма и т. д. Неуклонно растет число сторонников ло­зунга «искусство для жизни». Появля­ются произведения, в которых воплоща­ются национальные чаяния народа. В пей­зажах, исторических и бытовых картинах чувствуется глубокий патриотизм. В сен­тябре 1971 г. в Дамаске состоялась первая выставка сирийских художников. Наибо­лее известны из них Назем Джафари, Мишель Кирши, Миляд Шаеб, Наими Исаил, Мамдух Кашляй, Фатех Мударрес.

В столице находится национальный те­атр, в котором ставятся пьесы сирийских и зарубежных, в том числе и советских, авторов, а также кукольный театр. В консер­ватории, созданной в Дамаске в 1960 г., обучается около 200 студентов по классу фортепьяно, скрипки, виолончели, народ­ных инструментов. Работает балетная школа, созданная с помощью советских специалистов. Развивается национальная кинематография. С 1966 г. началось производство короткометражных, главным образом документальных, фильмов.

Современная сирийская литература, за­родившаяся во второй половине про­шлого века, является частые арабской литературы, понимаемой как совокуп­ность литератур всех арабских стран, объ­единенных общностью языка, сходством исторических судеб и единством класси­ческого культурного наследия.

Первые представители современной ли­тературы стремились к возрождению арабского языка и культуры, развитие которых почти четыре века тормозилось турецким господством. В произведениях этих литераторов звучали патриотические мотивы, призывы к свободе и независи­мости страны.

Современные сирийские литераторы, такие, как Ханна Мина, Мухаммед Харири, Шауки Багдади, Мухаммед Камель, Салех Тамер, Фарес Зарзур, Сайд Хаурания, в своих произведениях показыва­ют жизнь простых людей, тружеников го­рода и деревни, их борьбу за свободу и независимость своей страны.

Виза в Сирию. Получение и оформление сирийской визы.
Въезд в Сирию
Полезное о Сирии
Карта Сирии
Города Сирии
Достопримечательности Сирии
История Сирии
Религия Сирии
Праздники и традиции Сирии
Национальная кухня Сирии
Транспорт Сирии
Шопинг в Сирии

ку-ку

Преимущества работы с нами

Мы работаем на рынке Украины уже более 18 лет

Информация о нас                    Нас рекомендуют                   Партнеры на Украине

За это время мы собрали самую полную базу визовой информации.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей