Культура
Культура туркмен несколько отличается от культурных традиций соседских мусульманских ценральноазиатских государств. Дело в том, что предки туркмен – кочевые племена, тогда как земли современного Таджикистана и Узбекистана населяли оседлые племена земледельцев. Эта особенность отразилась и на таком аспекте жизни туркмен как культурное развитие. Основные культурные вехи народов Туркменистана относятся к традициям тюркской народности огузов.
Последние восходят к доисламскому периоду. Традиции огузов нашли отражение в литературе, музыке, фольклоре туркмен. Наиболее известным произведением этого периода является национальный эпос огузов Огуз-намэ, также принадлежащий культурному наследию туркмен, азербайджанцев и турков. Он передавался устно из поколения в поколение и был записан только в середине XVI в. Еще один эпический памятник поэма «Китаби Деде Коркуд», в которой нашли отражение доисламская племенная культура огузов и влияние ислама в XI – XII вв. Эпические поэмы исполнялись народными певцами-сказителями.
После принятия ислама народами в Центральной Азии получила распространение арабская письменность. Однако туркменская поэзия использовала чагатайский язык (близкий к персидскому), широко распространенный в Центральной Азии. Именно на чагатайском языке развивалась туркменская литература. На нем писали великие туркменские поэты XVIII века.
Национальным туркменским поэтом является Махтумкули (1730–1880-е). До Махтумкули туркменская поэзия была очень похожа на персидскую, то есть выражена в форме суфийских философских трактатов в поэтической форме. Махтумкули и его последователи начали творить, выходя за узкие рамки условностей, свойственных персидской поэзии. При этом широко использовались мотивы туркменской народной поэзии и ее эпические традиции. Продолжателями наследия Махтумкули считаются Сеитназар Сеиди (1775–1836) и Курбандурды Зелили (1780–1836).
С середины XIX века заметно ослабевает влияние суфизма, ранее преобладавшего в туркменской литературе. И произведения туркменских поэтов приобретают политическую окраску. После присоединения Туркменистана к Российской империи в 1870 –1890-х годах ведущее место в поэзии занимает социальная и политическая сатира.
Туркменская художественная проза и драматургия начали развиваться лишь в советское время. Литература того периода восхваляла завоевания социализма: права женщин, коллективизацию сельского хозяйства, а позднее – победу советского народа во II Мировой войне. Среди туркменских писателей советского периода выделялся поэт, романист и драматург Берды Кербабаев (1894–1974).
Туркменский разговорный язык развивался на основе диалектов тюркских языков. Точнее, западных огузских диалектов. Оказали свое влияние кипчакские и староузбекские (чагатайские) языки. В 1928 арабский алфавит был заменен латинским, в 1940 латинский алфавит был заменен русским.
Литературный туркменский язык сформировался в XX в. под влиянием текинского племенного диалекта. Современная туркменская письменность основана на кириллице, но в XXI в. планируется перевести ее на латинскую графику.
Виза в Туркменистан. Получение и оформление туркменской визы.
Въезд в Туркменистан
Полезное о стране
Карта Туркменистана
Города Туркменистана
Достопримечательности Туркменистана
Культура Туркменистана
История Туркменистана
Религия Туркменистана
Праздники и традиции Туркменистана
Национальная кухня Туркменистана
Транспорт в Туркменистане
Last Updated on 09.02.2022