Города Таджикистана

Оцените этот материал

Душанбе
Среди столиц среднеазиатских республик Душанбе — молодой город. В начале прошлого века, на его территории располагались три невзрачных, грязных кишлака. Самый большой из них назывался Душанбе, что значит «понедельник». Назвали его так потому, что здесь в этот день недели собирался базар. Приезжавшие сюда торговцы останавливались в соседних кишлаках Шахмансуре и Сары-Ассии.

Хорог
Хорог (тадж. Хоруг) образовался на месте двух маленьких деревень, существовавших здесь до революции, с 1925 года является столицей Горно-Бадахшанской автономной области. Город расположен на дне глубокого ущелья, на высоте 2000 м над уровнем моря, на месте слияния рек Пяндж, Гунт и Шахдара, прямо возле границы с Афганистаном; через центр города проходит Памирская магистраль.


Худжанд
Расположен в 200 км к северо-востоку от Душанбе (по дороге — 341 км), на берегах Сырдарьи, ниже Кайраккумского водохранилища, в 35 выше узбекистанского Бекабада. Вход в Ферганскую долину, между отрогами Туркестанского хребта на юге и горами Моголтау на севере. Один из древнейших городов Центральной Азии. Второй по размеру город Таджикистана, важный транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр страны.


Куляб
Куляб — город в Хатлонской области Таджикистана, один из древнейших городов страны. Расположен в долине реки Яхсу (бассейн Пянджа), у подножия хребта Хазратишох, в 203 км к юго-востоку от города Душанбе. 82 тыс. жителей по данным на 2003 год. Название города по-видимому происходит от таджикскоого кулоба — «озёрная вода», или кулоб — «заболоченное место», «заросли».


Курган-Тюбе
Курган-Тюбе (тадж. Кургонтеппа) — город в юго-западном Таджикистане, административный центр Хатлонской области. Расположен в 100 км к югу от города Душанбе, в центре богатого оазиса в долине реки Вахш. По одним данным Курган-Тюбе возник в VII веке, по другим – значительно позже.


Истаравшан
Истаравшан (Уротеппа) является одним из древнейших городов Средней Азии, чему свидетельствуют археологические находки каменного века, подтверждающие о существовании жизни на этой земле 100 тысяч лет назад. Город в течение веков несколько раз менял свое название. Опираясь на первоисточники мыслителей Древней Греции Странома, Ариана, К. Курцыя, Руфа и других — современные ученые и археологи доказали, что Кирополь или Курукада располагался на месте нынешнего города Истаравшан.


Мургаб
Мургаб является небольшим горным городком (население около 4000 чел.) на Мургабском плато в восточной части Таджикистана (Горно-Бадахшанская автономная область). Это самый высокогорный город на территории СНГ (расположен на Памире, на высоте более 3500 метров над уровнем моря). Он расположен на стыке Памирского шоссе, которые проходит через центр города и связывает край с Кыргызстаном и Афганистаном, а также основной дороги, соединяющей Таджикистан с Китаем через перевал Кульма.


Нурек
Нурек (тадж. Норак) — город в Таджикистане, в 70 км к юго-востоку от столицы Душанбе, население 20 тыс. жителей. Возник в 1960 на месте кишлака Нурек в результате строительства Нурекской ГЭС.

Пенджикент
Пенджикент — город в западном Таджикистане на левом берегу реки Зарафшан. Он расположен в долине реки Зарафшан восточнее города Самарканда, на высоте 900 метров над уровнем моря. Город богат своими достопримечательностями, архитектурными памятниками, прекрасной зоной отдыха на берегу реки Зарафшан.

Виза в Таджикистан. Получение и оформление таджикской визы.
Въезд в Таджикистан
Полезное о стране
Карта Таджикистана
Достопримечательности Таджикистана
Культура Таджикистана
История Таджикистана
Религия Таджикистана
Праздники и традиции Таджикистана
Национальная кухня Таджикистана
Транспорт Таджикистана

Достопримечательности Таджикистана

Оцените этот материал

На территории современного Таджикистана расположены древние города Пенджикент (известный с VI века), Ходжент, Ура-Тюбе (и поныне славящийся изделиями местных мастеров-ремесленников), Исфара, Канибадам и др. Достоянием таджикской истории и культуры являются также архитектурные памятники городов соседнего Узбекистана (Самарканд, Бухара и др.), с которым Таджикистан долгое время был единым государством. В самом Таджикистане стоит отметить такие памятники, как Гиссарская крепость, мавзолей Ходжа Машхад, Аджина-Тепе с остатками буддийских монастырей VII-VIII веков.

Столица Таджикистана – Душанбе, расположен в живописной и плодородной Гиссарской долине, на высоте 750-930 м. над уровнем моря. Первые письменные источники, упоминающие о Душанбе, относятся к началу XVII века (в черте города обнаружено множество археологических памятников греко-бактрийского преиода II в. до н. э., следы средневековых поселений VI-VIII вв. и др.), фактически-же Душанбе образовался в 1924 г. в результате слияния трех селений: Сариосие, Шохмансур и Душанбе. Это очень зеленый город, практически целиком созданный руками человека в предгорном поясе. Улицы из современных домов, построенных с учетом сейсмичной активности этих мест, живописно взбираются по склонам окрестных гор. Это одна из самых высокогорных столиц мира и один из крупнейших культурных центров в Азии. В столице работают 5 театров (Оперы и балета, Академический Театр драмы, Русский Драматический, Молодежный театр и др.), филармония, цирк, более 70 кинотеатров и киноустановок, киностудия «Таджикфильм». Здесь же находится Государственная библиотека им. Фирдоуси, более 180 общественных библиотек, 5 музеев, радио и телецентр, десятки дошкольных учреждений и т.д. – то есть для Центральной Азии это воистину один из крупнейших образовательных и научных центров.

Среди достопримечательностей города – Памятник Исмоилу Сомони на площади Озоди, Памятник Абуали ибн Сине, Мавзолей Садриддина Айни, Проспект Рудаки, Городской парк, Библиотека имени Фирдоуси, Театр Оперы и балета им. С. Айни, Чойхона «Рохат», Памятник Рудаки, Исторический музей (кстати, тоже один из лучших в Азии!!) и памятник Садриддину Айни. Музей Этнографии — настоящая «витрина» тaджикского искусства с впечатляюшей экспозицией глиняной посуды, ковров, драгоценностей и музыкальных инструментов всех исторических эпох Таджикистана. Таджикиский Объединенный Музей проводит интересные выставки по истории, естествознанию и искусству этой земли. Большой закрытый рынок Баракат – центр деловой активности столицы, типичный восточный базар со всеми присущими в таком случае атрибутами.

Ходжент (Худжанд) — столица северного Таджикистана и второй по величине город в стране, а также один из самых старых городов в Азии (как гласит легенда, он был основан Александром Македонским более 2300 лет тому назад, многие ученые относят его основание к концу VI в. до н. э.). Находясь во входе в Ферганскую долину, город всю свою многовековую историю наслаждался процветанием и богатством, являясь одним из главных центров Великого Шелкового пути. Эта эпоха оставила за собой многочисленные дворцы, великие мечети и городскую цитадель, которая, впрочем, не устояла перед монголами, захватившими и разрушившими город, погрузив его в забвение в XIII-м столетии. Защищенный Фанскими горами, Ходжент сумел избегнуть разрушительного воздействия гражданской войны в наши дни, и всегда был относительно безопасен для путешествия. Он и сейчас остается богатейшей частью страны, производя две трети индустриальной продукции Таджикистана. Это удобный, расслабляющий город, со смягчающей местный жаркий климат рекой, а многочисленные парки делают город достаточно зеленым местом, что позволяет без излишнего напряжения посвятить ему день или два. Главный базар Ходжента – Панчанбе, типичный центрально-азиатский рынок, который буквально перенасыщен достопримечательностями, звуками и запахами. Скромная, относительно современная мечеть, медресе и мавзолей Шейха Массала (Муслехеддина) также стоят посещения.

Пенджикент являлся одним из самых развитых городов в древней Центральной Азии. Архитектурные памятники Согда (V-VII вв.) являются шедеврами, которые определяют роль и место искусства таджиков в системе общекультурных достижений народов Востока. Архитектурная композиция дворцов и храмов Пенджикента, по мнению исследователей, уникальна и не имеет аналогов ни в Средней Азии, ни в других странах Востока.

Памир, известен в местном масштабе как Бам-И-Данья («Крыша Мира», на фарси — «Па-ми-ихр», что можно перевести как «Подножие бога Солнца»), и как только Вы окажетесь на Памире, то происхождение этих поэтических названий сразу проявится в той величественной панораме, что откроется Вашему взору. Памир – это тот самый узел, от которого расходятся в разные стороны самые высокие в мире горные системы, включая Каракорум и Гималаи на юге, Гиндукуш на западе, и Тянь-Шань на северо-востоке. Сеть глубоких и широких долин лежит среди горных пиков высотой до 7000 метров и выше, многочисленные плато пересекаются ущельями стремительных горных рек, а искореженные титаническими силами земли обрывы сияют всеми цветами радуги от выходов рудных жил, но сам Памир, к сожалению, слишком высок для человеческого поселения – это царство альпинистов и снежного барса. Склоны и долины населены редкими горными существами типа горного барана (уриал и архар) или горной козла (киик), неуловимого снежного барса (ирбис) и даже более неуловимого «гигантского снежного человека», о котором здесь слагают легенды, но которого (пока??) никто не видел.

Памирцы, населяющие высокогорные долины, говорят на множестве диалектов и исповедуют исмаилизм – отделившуюся ветвь ислама. Они не имеют никаких мечетей, никаких клерикалов и никаких еженедельных церковных праздников, а сам быт их крайне суров и беден. Тем не менее, естественная склонность местных жителей к гостеприимству при столь бедных условиях жизни, просто поражает многих путешественников. Так как путешествие в Памирской области сопряжено с рядом препятствий (типа абсолютного недостатка транспорта и продовольствия), для испытавших это гостеприимство в ходе посещения Памира – это одно из самых сильных впечатлений.

В горах есть множество изолированных от окружающего мира так называемых «приютов» и ферм на горных маршрутах, и они работают как примитивные пансионы. Вам предложат место под крышей, овчинное одеяло и горячий «шер чай» — чай с козьим молоком, солью и маслом. Чтобы избегнуть острого дискомфорта от того, что хозяин только что зарезал ради Вас своего последнего цыпленка, необходимо иметь с собой запас продовольствия, чтобы им рассчитаться с хозяином, так как никаких магазинов на Памире нет, и деньги тоже имеют малую цену, здесь в ходу только бартер.

Главный город в области – Хорог, столица автономной области Горный Бадахшан. Город находится на высоте 2000 м. над уровнем моря, и «разбросан» по склонам ущелья реки Гунт. Полет от Душанбе до Хорога – одно из наиболее острых и волнующих (или ужасающих, в зависимости от вашего доверия к таджикским пилотам) впечатлений, которое Вы когда-либо будете иметь. Большую часть 45-минутного полета самолет скользит по горным долинам, чуть не цепляя плоскостями склоны гигантских горных пиков, пролетая к ним так близко, что за крыльями поднимаются снежные вихри.

Памирское Шоссе – особая дорога, наверное, это самый высокогорный постоянный тракт в мире. Маршрут от Хорога до Оша по Памирскому Шоссе обычно «дарит» туристам столько впечатлений, что многим этот двухдневный (728 км.) маршрут кажется самым ужасным, что когда-либо с ними происходило. Дорога изобилует многочисленными мучительными остановками, ужасным качеством дорожного полотна, постоянными изгибами и «шпильками» трассы, проходящей порой настолько близко к краю многосотметровых пропастей, что одно из колес автомобиля зависает над бездной, никакого ограждения по всей длине трассы практически не существует, так как многие участки были разорваны оползнями и лавинами. По сути дела, от дороги остались только сомнительные, глубоко изрытые колеи, заполненные замороженной грязью, но тем не менее по этой ужасной трассе ежедневно проезжают десятки автомобилей, двигаясь поперек Памирского плато и пересекая 4655-метровый перевал Ак-Байтал. Многих успокаивает статистика, согласно которой за последние 20 лет на трассе не было ни одного происшествия, связанного с халатностью водителей, все опасности на трассе связаны только с боевыми действиями, отголоски которых, бывает, долетают и до этих заоблачных высот.

Виза в Таджикистан. Получение и оформление таджикской визы.
Въезд в Таджикистан
Полезное о стране
Карта Таджикистана
Города Таджикистана
Культура Таджикистана
История Таджикистана
Религия Таджикистана
Праздники и традиции Таджикистана
Национальная кухня Таджикистана
Транспорт Таджикистана

Культура Таджикистана

Оцените этот материал

Культура Таджикистана — это изящное и спокойное восточное миропонимание. Во все времена таджики были привержены созиданию и творчеству, науке и просвещению, почитали независимость и добрососедское существование, храня гордость, как горные вершины и стойкость. Корни культуры Таджикистана уходят в глубокую древность.

На территории Таджикистана сохранились остатки поселений 6-5 вв. до н. э., глинобитных и сырцовых укреплений, найдены художественнее изделия из металла, камня, терракоты I-го тысячелетия до н. э. Раскопки города Пенджикента обнаружили жилые и культовые постройки, замечательные монументальные росписи, скульптуру, относящиеся к периоду формирования феодализма (VII -VIII вв). Наиболее значительными из сохранившихся архитектурных памятников культуры Таджикистана являются мавзолеи ХI — ХIVвв. находящиеся в с. Саят, в с. Мазари-Шериф, памятники Гиссарской долины, мечеть в Ура-Тюбе(ХVв).
Наличие мечетей, свидетельство исповедуемой религии- ислама. Накануне арабских завоеваний (в начале VII века н.э.) основными религиозными культами, были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм. Однако, все названные выше культы были постепенно вытеснены исламом. После разделения ислама на суннизм и шиизм, таджиками было выбрано первое направление.
Религия таджиков определила их стремление к познанию мира через науку, литературу.
Таджикский народ на протяжении тысячелетий бережно, как самое дорогое достояние, хранил свой язык, передавая из поколения к поколению. Во времена арабского ига завоеватели приложили немало усилий, чтобы уничтожить язык покоренного народа — дари. Однако, после длительной и героической борьбы во времена язык дари вновь обрел былую славу, на нем были созданы немеркнущие шедевры художественной литературы, научные трактаты и Период расцвета культуры Таджикистана, развитие науки, литературы, укрепление государственных устоев приходится на время правления династии Саманидов, и в особенности, одного из самых выдающихся ее представителей Исмаила Сомони.
Благоприятные условия, создаваемые для развития науки и культуры Таджикистана, явились той почвой, на которой расцвел талант целой плеяды великих ученых, поэтов, государственных деятелей. Лучшие сыны народа, цвет нации собрались во дворце Саманидов, с которыми связан золотой век таджикской цивилизации. Сегодня не только таджики, но и всё прогрессивное человечество гордится именами родоначальника персидско-таджикской литературы у Рудаки, ученых — Авиценны, Фирдоуси с его знаменитой героической эпопеей «Шахнаме», мудрого визиря Балъами. Золотыми буквами вписаны в летопись человечества имена Саади, Гафиза, Джалолиддина Балхи, Носира Хисрава и многих других. Трудно представить такие науки, как астрономия, математика, естествознание, философия, без величайших открытий и достижений Омара Хайяма, Ал-Беруни, Ал-Хоразми, Имома Тирмизи, Закария Рози, Фороби и других.

Продолжателем традиций и одновременно основателем новой таджикской литературы стал С. Айни, осветив различные аспекты истории, социальной, политической, культурной и литературной жизни своего народа. Современную культурную жизнь Таджикистана невозможно представить Государственного театра оперы и балета им. Айни, таджикского театр драмы им. Лахути, Русского драматического театра, Академии наук, государственных университетов, исторических музеев, музеев изобразительных искусств, ботанических садов, и прочих культурных заведений.

Таджики — народ, сохраняющий национальные традиции в быту, одежде, еде. До сих пор таджики ходят в национальных костюмах: мужчины в вышитых халатах и тюбетейках, а женщины в цветных вышитых платьях со штанами, обязательно косынка, а девушки по-прежнему заплетают по 40-60 косичек. А, собираясь за достарханом, едят национальные блюда, такие как: чак-чак-чак, форель по-вахшски, кала поча и другие не менее вкусные яства.

Виза в Таджикистан. Получение и оформление таджикской визы.
Въезд в Таджикистан
Полезное о стране
Карта Таджикистана
Города Таджикистана
Достопримечательности Таджикистана
История Таджикистана
Религия Таджикистана
Праздники и традиции Таджикистана
Национальная кухня Таджикистана
Транспорт Таджикистана

История Таджикистана

Оцените этот материал

История таджикского народа тесно связана с историей других народов Центральной Азии: узбеков, киргизов, туркменов. Их предки — бактрийцы, согдийцы, саки, массагеты — занимали территорию Центральной Азии, а также Хорасана (часть современного Ирана) и район Гиндукуша (Афганистан). Древнейшими рабовладельческими государствами здесь были Бактрия и Согдиана, лежавшие на берегах верхней Амударьи. В VI-IV вв. до н. э. они входили в Ахеменидскую империю, созданную персами. Бактрийцы и согдийцы были оседлыми земледельцами, они занимались также ремеслом и торговлей. Основной формой хозяйства у них служила родовая сельская община с большими патриархальными семьями, существовали и рабовладельческие отношения. Ахеменидская держава в 330 г. до н. э. распалась под натиском греко-македонских войск.

Бактрийцы, согдийцы и другие народы Центральной Азии, несмотря на героическое сопротивление армиям Александра Македонского, были покорены. Примерно 200 лет спустя население. земледельческих районов Бактрии и Согдианы вместе с массагетскими кочевыми племенами свергли греко-македонское владычество. В Бактрии образовалось государство Тохаристан, которое впоследствии вместе с Согдианой и другими областями Средней Азии вошло в состав огромного Кушанского царства. Через Тохаристан протягивались «шелковые пути». Шелк закупали на рынках бассейна реки Тарима и везли в страны греко-римского Запада. В обратном направлении из Рима и Византии в Китай шли стеклянные изделия (хрусталь, тонкое разноцветное стекло), из Центральной Азии — предметы украшения, драгоценные камни, из Индии — бумажные и шерстяные ткани, пряности. В V в. Бактрия, Согдиана и другие области Средней Азии находились под властью эфталитов (их называли также белыми гуннами), а в VI в.- кочевых тюркоязычных племен. Согдийцы оказали большое влияние на отсталых кочевников, которые, оседая, смешивались с местным населением.

В VI-VII вв. в Тохаристане и Согдиане было много рабов. Однако уже шел процесс становления феодальных общественных отношений. Результатом его явился подъем хозяйства и культуры. На рудниках добывали железо, медь, серебро, золото, лазурит, рубин, строили оросительные каналы, а в безводных местах устраивали кяризное орошение. Росло значение феодальных городов, в них развивались ремесла и торговля. Основным языком становился согдийский.

С развитием феодальных отношений возникло множество самостоятельных и полусамостоятельных княжеств. Они были очень слабы и не смогли противостоять арабам, которые в VII-VIII вв. вторглись в Центральную Азию.

Пришельцы насильственно внедряли свою религию — ислам и арабский язык, вводили обременительные налоги и подати, заставляли выполнять тяжелые работы. Население Согдианы и Тохаристана вело неустанную борьбу за свое освобождение. Из-за непрерывных восстаний арабам стало трудно удерживать Центральную Азию в повиновении с помощью только своих наместников, поэтому они все больше прибегали к услугам местных феодалов. Их участие в управлении при умелом использовании недовольства народа иноземцами подготовило почву для освобождения Центральной Азии от арабского владычества. Так в конце IX в. (874 г.) сложилось фактически независимое от Багдадского халифата феодальное таджикское государство Саманидов.

В период своего наивысшего расцвета оно простиралось от пустынь Средней Азии до Персидского залива и от границ Индии до района Багдада. При Саманидах завершился процесс образования таджикского народа, его язык стал господствующим.

Государство Саманидов более 100 лет жило мирной жизнью, что способствовало расцвету в нем городов, ремесла, развитию земледелия и торговли, горного дела. Это была подлинная эпоха Возрождения, давшая миру великих гуманистов, таких, как основоположник персидско-таджикской поэзии Рудаки, создатель бессмертной поэмы «Шахнаме» Фирдоуси и всемирно известный ученый-энциклопедист Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна). Но постепенно классовая борьба, феодальные распри и частые набеги кочевников расшатали и ослабили саманидское государство, которое в 999 г. пало под ударами тюркоязычных племен. На его развалинах основали свое могущество династии Караханидов (на севере) и Газневидов (на юге). В тот период широкое распространение получило земельное пожалование видным военачальникам, так называемая икта. Вместо прежних потомственных землевладельцев (дехкан) большое значение приобрела новая общественная группа — землевладельцы-иктадоры, которые усилили эксплуатацию крестьян. Это было время быстрого роста городов. Особенно большое значение приобрел Ходжент. В нем развивались ремесла, налаживалась торговля с ближними и отдаленными странами: Индией, Ираном, Русью.

В середине XII в. в Центральной Азии образовалось государство Сельджуков. Сельджуки — кочевые тюркоязычные племена — в поисках мест для зимовок выступили против Газневидов и, разгромив их войска, установили свое господство.

В начале XIII в. (1219-1221 гг.) Центральную Азию завоевали монголы, под предводительством Чингис-хана. Незадолго до смерти он разделил захваченные земли между своими сыновьями. Основные культурные области Средней Азии вошли в улус (удел) его второго сына Чагатая. Правитель сохранил все ранее существовавшие подати и повинности, включая земельную ренту, и ввел новые. Народ сопротивлялся. Особенно крупное восстание вспыхнуло в 1238 г. в Бухаре, которое возглавил ремесленник Махмуд Тараби. Направленное против монголов и феодально-эксплуататорской верхушки, оно, как и все другие, было подавлено с большой жестокостью.

Следующее столетие ознаменовалось борьбой чагатайских ханов, стоявших за прочные связи с оседлыми культурными центрами, с монгольской военно-кочевой знатью, отстаивавшей кочевой быт. Приход к власти в 1370 г. Тимура временно прекратил феодальные распри. Осуществив несколько завоевательных походов, Тимур создал огромную державу со столицей в Самарканде. Большая часть территории современного Таджикистана входила в состав этой империи.

В мощной державе Тимура процветали города, были восстановлены заброшенные в период монгольского завоевания земледельческие оазисы Центральной Азии, развивалась астрономия, математика, история, литература, искусство.

Внутридинастическая борьба и набеги кочевников расшатали и эту империю. Вождь кочевых племен Мухаммад Шейбани-хан. используя вражду между потомками Тимура, в 1500-1507 гг. завоевал Центральную Азию. При нем государство состояло из уделов, самые большие — Ташкент, Самарканд, Бухара, Балх, во главе которых стояли члены шейбанидской династии и крупные феодалы. И только во второй половине XVI в. страна была объединена. С 1557 по 1598 г. Центральной Азией правил шейбанид Абдулла-хан. Своей столицей он сделал Бухару, образовав Бухарское ханство. В 1598 г. Абдуллу-хана убили, и власть перешла к династии аштарханидов. Им удалось удержать за собой большую часть Цнтральной Азии и области Балх. Однако в XVII в. феодальные междоусобицы снова обострились. В эту эпоху образовалось Хивинское ханство. Из-за непрерывных войн и непомерных налогов хозяйство ханств пришло в упадок. Как и в прошлые столетия, правители раздавали своим приближенным и феодалам земли вместе с крестьянами, которые становились их крепостными.

В следующее столетие (XVIII в.) ханства Центральной Азии оставались отсталыми и политически раздробленными. Это объяснялось главным образом слабым развитием товарного производства и отсутствием национального рынка.

В то время на территории современного Таджикистана существовали Кулябское, Гиссарское, Каратегинское, Дарвазское, Ваханское, Шугнанское княжества. Области, населенные таджиками, входили в состав различных ханств и государств. Большинство таджиков Средней Азии проживало в Бухарском и Кокандском ханствах, меньшая часть — в самостоятельных таджикских княжествах.

Во второй половине XIX в. районы Центральной Азии были завоеваны Россией, и на ее территории образовалось Туркестанское генерал-губернаторство. В него вошли северные районы Таджикистана и Памир, а центральные и южные районы (так называемая Восточная Бухара) оказались во владении вассала русского царя — бухарского эмира. С того времени развитие этих областей Таджикистана шло различными путями. На территории, отошедшей к России, постепенно складывались товарно-денежные отношения, строились хлопкоочистительные и маслобойные заводы, налаживалась добыча нефти и угля, формировался местный пролетариат.

В конце XIX в. царское правительство провело некоторые аграрные реформы. Оседлое население получило орошаемые земли. Значительное количество земель было изъято в пользу казны. Новое аграрное устройство не могло ликвидировать феодальные отношения, а лишь создало условия для возникновения капиталистического землевладения. Появился и стал расти новый класс — кулачество, в руках которого сосредоточивались лучшие угодья. Земли крупных землевладельцев передавались в аренду издольщикам-чайрикерам, их труд был намного дешевле, чем наемный. Значительное распространение получили также сельскохозяйственные рабочие-поденщики — мардикоры. Рост налогов, многочисленные повинности, беззаконие вызывали в бекствах, на которые делился эмират, частые волнения. Особенно известным было крупное восстание в 1885 г. в Бальджуанском бекстве, которым руководил кузнец Восе. В 1900 г. бунтовали крестьяне Келифского бекства, в 1901 г.- Денауского, в 1902 г.- Курган-Тюбинского. Все эти выступления дехканских масс жестоко подавлялись.

Первая мировая война особенно обострила противоречия и расслоения в обществе. Летом 1916 г. в Центральной Азии вспыхнуло самое массовое за всю ее историю восстание. Оно началось на севере Таджикистана (Ходжент, Костакоз, Ура-Тюбе, Пенджикент), а затем охватило весь Туркестан, Киргизию, Казахстан, части Астраханской губернии и Урала. Восстание, в основном крестьянское, возникло стихийно. Причина его — мобилизация царским правительством местного населения на тыловые работы. Царскими, а в Бухаре эмирскими войсками восстание было подавлено.

Народы Центральной Азии участвовали в перевороте, который произошёл в Российской империи в 1917 году. В городах Туркестана, в том числе в Ходженте, Ура-Тюбе, Самарканде и Новой Бухаре (Каган), возникли Советы рабочих и солдатских депутатов. По их требованию 31 марта 1917 г. было упразднено Туркестанское генерал-губернаторство. Власть захватила буржуазия, образовавшая комитет Временного правительства. Бухарский эмир неограниченно правил своими владениями. Поэтому Февральская революция мало, что изменила в жизни Туркестана. В результате борьбы за власть между различными слоями населения в ноябре 1917 г. Советы победили в Ташкенте, а вскоре и на большей части Туркестана, в том числе в северных районах Таджикистана и на Памире. В апреле 1918 г. V съезд Советов Туркестанского края провозгласил образование Туркестанской АССР, которая вошла в состав РСФСР.

Бухарский эмир и поддерживавшие его феодалы, мусульманское духовенство и местная буржуазия отнеслись к перевороту враждебно, ища союзников в борьбе с Советами. Эмир связывался с Колчаком, русскими белым движением и английскими представителями бизнеса, которые искали рынки сбыта и сырья на этой территории, действовавшими заодно с афганским правительством. Но начать войну эмиру не удалось.

В августе 1918 г. образовывается Бухарская коммунистическая партия. Она разрабатывает программу свержения власти эмира. Объединенные силы красных бухарских отрядов и части Красной Армии под командованием М. Фрунзе 30 августа 1920 г. осадили Бухару. На следующий день эмир бежал из города в Душанбе. Штурм Бухары закончился 2 сентября победой Советов.

6 октября 1920 г. Первый Всебухарский курултай (съезд) народных депутатов провозгласил создание Бухарской Народной Советской Республики (БНСР). Она называлась не социалистической, а народной потому, что в ней еще не созрели политические и экономические условия для установления социалистических отношений. Правительство БНСР заявило о равенстве всех национальностей и отменило налоги, конфисковало земли эмира, феодалов и чиновников, объявило промышленные предприятия собственностью народа. Но положение Советской власти оставалось непрочным, пока в восточной части республики действовали контрреволюционные силы. Эмир, бежавший в кишлак Душанбе, пользуясь поддержкой баев, духовенства, собрал многочисленную армию и начал военные операции. Республика обратилась за помощью к правительству РСФСР. Из частей Туркестанского фронта был сформирован Гиссарский экспедиционный отряд, в который вошли и бойцы Бухарской республики. Отряд разгромил войска эмира и в феврале — марте 1921 г. занял Душанбе, Куляб, Гарм, а бывший правитель с остатками войск бежал в Афганистан. На территории Центрального и Южного Таджикистана была установлена Советская власть. Части Красной Армии, закончив свои боевые операции, ушли из Восточной Бухары.

В 1922 г. ЦК РКП (б) принял постановление о мерах по борьбе с басмачеством и укреплению Советской власти в БНСР. Специально сформированная бухарская группа войск разгромила банды Энвера. Одновременно с борьбой против басмачей крепла в Восточной Бухаре Советская власть. Дехкане были освобождены от налогов, хозяйствам, пострадавшим от войны, предоставлялись кредиты, семена, сельскохозяйственные орудия. Повсюду открывались школы, различные курсы, больницы.

В 1924 г. чрезвычайное положение в Восточной Бухаре было отменено, а народная республика преобразована в социалистическую. Проведенное в том же году национально-территориальное размежевание привело к образованию среднеазиатских республик, в том числе и Таджикской АССР в составе Узбекской ССР. Важнейшее политическое и хозяйственное значение для молодой республики имели декларации о раскрепощении женщин и о всеобщем обучении.

В 1929 г. банды Фузайла Максума (бывший каратегинский бек) совершили набег на Гарм, а через два года объявилась банда Ибрагим-бека, грабившая и убивавшая людей. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику.

Посевная площадь к 1941 г. выросла по сравнению с 1913 г. более чем в 1,5 раза. Таджикистан стал основной базой тонковолокнистого хлопка. Развивалась в крае и промышленность, сначала по переработке сельскохозяйственного сырья, а затем стали возникать машиностроение, производство строительных материалов и другие отрасли. В республике вырос рабочий класс, сформировалась национальная интеллигенция, возникли первые высшие учебные заведения Таджикистана. Но мирный труд советских людей прервало нападение фашистской Германии. Мужчины ушли на фронт. Около 50 тыс. бойцов-таджиков за мужество и отвагу в боях удостоены орденов и медалей, а 40 воинам присвоено звание Героя Советского Союза. Всемерную помощь фронту оказывали оставшиеся в тылу труженики. Жители республики собрали 120 млн. рублей на строительство танковой колонны «Колхозник Таджикистана» и авиаэскадрильи «Советский Таджикистан». Республика обеспечивала фронт и тыл хлопком, хлебом, мясом, фруктами, овощами. И при этом еще продолжала строить крупные предприятия — текстильный комбинат, прядильную фабрику, цементный завод, маслозаводы, сооружать Нижне-Варзобскую ГЭС.

После окончания Великой Отечественной войны экономика Таджикистана поднялась на новую ступень. Продолжало увеличиваться производство хлопка-сырца. Таджикистан в составе СССР занимал первое место по урожайности хлопка и третье по валовому сбору.

В республике стали давать продукцию сотни новых фабрик и заводов. Промышленность освоила выпуск запасных частей к автомашинам, электрического кабеля, ковров, ткацких станков, светотехнического оборудования, трансформаторов и холодильников. На реках поднялись плотины новых электростанций.

В сентябре 1991 года с распадом Советского Союза на карте Центральной Азии появилось новое государство — независимая демократическая республика Таджикистан, провозглашающая идеалы мира, добра, гуманизма и справедливости, открытое для диалога со всеми странами и народами.

Виза в Таджикистан. Получение и оформление таджикской визы.
Въезд в Таджикистан
Полезное о стране
Карта Таджикистана
Города Таджикистана
Достопримечательности Таджикистана
Культура Таджикистана
Религия Таджикистана
Праздники и традиции Таджикистана
Национальная кухня Таджикистана
Транспорт Таджикистана

Религия Таджикистана

Оцените этот материал

Накануне арабских завоеваний (в начале VII века н.э.) основными религиозными культами, исповедуемыми предками таджикского народа, были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм, а также христианство несторианского толка. Во многих крупных городах был широко распространен иудаизм.
Все названные выше культы были постепенно вытеснены исламом. К середине XI века процессы исламизации населения были практически завершены.
Уже в VII веке н.э., вскоре после смерти пророка Мухаммада, в исламе возникло несколько направлений или сект, главными из которых, существующими и в настоящее время, являются суннизм и шиизм. Подавляющая часть таджиков исповедует ислам суннитского толка.
Последователи шиизма — шииты (от арабского «шиат Али» — «партия Али») — признают законным преемником пророка Мухаммада только четвертого халифа Али ибн Абу Талиба (656-661 гг.; двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада) и его потомков. Уже в VIII веке шииты раскололись на несколько сект. Из них на территории Таджикистана, преимущественно в Горном Бадахшане, наиболее распространена секта исмаилитов («исмаилийа»). Свое название она получила от имени Исмаила (умер в 762 году), сына шестого имама — главы шиитской общины, Джафара ас-Садика. Главой — имамом общины исмаилитов в настоящее время является принц Карим Ага-хан IV (родился в 1936 году в Женеве, в Швейцарии; постоянно проживает во Франции).
Важную роль в распространении ислама сыграла деятельность проповедников-суфиев, принадлежащих к различным мистико-аскетическим направлениям ислама («тасаввуф» или суфизм). Уже в ХI-ХП веках возникают суфийские братства или ордена, во главе которых стояли пиры и ишаны. Некоторые из этих орденов существуют и действуют и в настоящее время. Из них наибольший след в истории ислама в Таджикистане и других государств Центральной Азии составили ордена: накшбандия, кубравия, кадирия, ясавийа.
Проживающие в Таджикистане русские исповедуют православие — одно из главных направлений в христианстве, окончательно оформившееся еще в 1054 году.

Виза в Таджикистан. Получение и оформление таджикской визы.
Въезд в Таджикистан
Полезное о стране
Карта Таджикистана
Города Таджикистана
Достопримечательности Таджикистана
Культура Таджикистана
История Таджикистана
Праздники и традиции Таджикистана
Национальная кухня Таджикистана
Транспорт Таджикистана

Праздники и традиции Таджикистана

Оцените этот материал

Праздник подснежников

Таджикистан – горная страна. Укутанные за зиму толстым слоем снега, горы  предгорья долго не сбрасывают с себя белоснежный покров, лишь первые лучи весеннего солнца способны растопить его, обнажая… маленькое чудо: крохотные лиловые головки подснежников на тонких стебельках. Это неоспоримое доказательство прихода долгожданной весны испокон веков было для таджиков поводом для большого праздника.

Первый из ребятишек, нашедший пробившиеся из-под снега подснежники (по-таджикски «бойчечак»), считается большим везунчиком. Вслед за ним в горы бежит вся сельская ребятня, чтобы сорвать подснежники и раздать их своим матерям, сестрам, соседкам, учителям – все женщинам села, как символ возрождающейся жизни, молодости, красоты. Женщины прикладывают цветы к глазам и благодарят Бога за то, что дожили до весны, а детвору угощают сладостями, выпечкой и фруктами… Эта традиция называется у таджиков «гулдардони». А затем в каждом доме готовится традиционный плов, который так и называется: «Оши бойчечак». На угощение собираются все родные, друзья и близкие. Это торжество является подготовкой к главному празднику весны – Наврузу.


Праздник тюльпанов (Сайри лола)

Вслед за весенними подснежниками, в горах начинается цветение тюльпанов. Оно приходится на летний сезон, когда горы уже покрылись ковром изумрудной зелени, и на ней словно вышитые рукой умелых вышивальщиц распускаются красные, желтые, розовые бутоны тюльпанов…

Это настолько впечатляющее зрелище, что ему посвящен целый праздник. У таджиков он называется Сайри лола. Он совпадает со временем сбора первого урожая, а это значит, что чем богаче был собран урожай, тем насыщеннее должен быть праздничный стол. По традиции центр его украшает блюдо плова, в этот день также хозяйки пекут румяные лепешки и ароматную самсу, на столе красуются спелые овощи и фрукты.

Но не только за вкусное угощение ждут таджики праздник Сайри лола. В этот день принято устраивать соревнования по таджикской национальной борьбе «гуштингири». В старину это состязания были самым главным и азартным зрелищем в году. И сегодня «гуштингири» не уступают по красоте и зрелищности современным видам спорта, и собирают огромное число поклонников и болельщиков, прибывающих в Таджикистан даже из-за рубежа.

Праздник жертвоприношения (Иди курбон)

Один из самых почитаемых религиозных праздников у всех мусульман, отмечаемый через 70 дней после окончания месяца Рамазана, когда все верующие держат строгий пост. В священном писании существует легенда об истоках этого праздника. В ней говорится о том, как Аллах не дал правоверному мусульманину Ибрагиму принести в жертву своего сына Исмаила, положив на жертвенный алтарь овна. С тех пор принято приносить в жертву животных, как символ веры во всемогущество и милосердие Всевышнего.

В праздник Иди курбон верующие надевают чистые нарядные одежды, посещают мечеть, режут жертвенного барашка или теленка, раздают мясо бедным, часть мяса – родственникам, а из части готовят праздничное угощение. В этот день принято ходить в гости и принимать гостей у себя.

21 марта: Навруз

Празднование Навруза в Таджикистане – это невероятное по своей красоте зрелище.

В эти праздничные дни весна окончательно приходит на древнюю таджикскую землю и, наконец, можно увидеть ее во всем великолепии. Ласковое солнце пригревает горные вершины и сквозь талый снег пробиваются прозрачные подснежники. Эти первые весенние цветочки – главные предвестники праздника. Традиционно их раздают сельские детишки, как символ начала весны.

В  Таджикистане к Наврузу готовятся заранее, прежде всего, духовно: раздают долги, прощают старые обиды. А в день праздника еще и надевают все чистое, символизируя полное очищение. Обязательны в этот день ритуалы с огнем, восходящие к зороастирийским корням праздника. Зажженный костер или факел должны обойти все домочадцы в знак доброй надежды на лучшее.

Ну а к обеду хозяева созывают гостей за праздничный дастархан, где уже красуются традиционные для Навруза блюда: суманак (варево из ростков пшеницы), самбуса (слоеные пирожки с мясом илизеленью), сабзи (овощи) и многое другое. Всего семь ритуальных кушаний на букву «с».

Навруз широко проходит как в городе, так и в селах. В городах в этот день все спешат на главную площадь увидеть праздничное представление с певцами, музыкантами, танцорами. В селах и празднование Навруза невозможно представить без скачек, спортивных состязаний в национальном стиле, петушиных боев, запуска голубей и воздушных змей, и конечно традиционного козлодрания (бузхкаши).

8 Марта: Международный женский день

8 марта в Таджикистане отмечается День матери. «Наш народ обладает древней культурой почитания женщины, — говорят сами таджики. – Когда-то на нашей земле существовал весенний праздник, посвященный культу женщины. И сегодня, когда возрождаются наши исконные традиции, мы рассматриваем этот праздник, как продолжение древнего культа».

Рады этому дню не только женщины, но и мужчины. Да и как не проникнуться атмосферой этого чудесного дня, когда расцветает природа, а еще ярче — красота милых и любимых женщин. Для них в этот день цветы и подарки, застолья, теплые слова и красивые поступки. 8 марта в Таджикистане – древний праздник на современный лад.

1 января: Новый год

Пожалуй, только в последние годы Новый год в Таджикистане стал, как и прежде, долгожданным, любимым и волшебным праздником. Страна, которая еще не совсем оправилась от последствий гражданской войны, долгое время была лишена всех новогодних радостей. Но сегодня ситуация меняется в лучшую сторону: праздник приходит в города, села, в каждый дом… Улицы городов украшают гирлянды, фонарики и прочая мишура.

За окнами домов угадываются силуэты елок, а со дворов доносятся вкусные ароматы… Власти столицы делают все, чтобы горожане провели праздник весело и незабываемо. В парках Душанбе проходят праздничные мероприятия. А на столичной площади «Дусти», где красуется самая большая елка страны, — днем — грандиозная ярмарка, а вечером — праздничный концерт с участием звезд таджикской эстрады, который завершает великолепный фейерверк.

9 мая: День Победы

Народные гуляния, Таджикистан9 мая – дата, когда память народа вновь возвращается к тем давним и трагическим событиям военных лет. Их невозможно вспоминать без слез горечи и счастья и уж конечно только с благодарностью за боевые подвиги и самопожертвование всех, тех, кто не вернулся с войны. Для таджикского народа, потерявшего в Великой Отечественной более 300 тысяч воинов, 9 мая дата священная. Ежегодно в Парке победы на торжественном мероприятии ветеранов поздравляет сам президент. Здесь же проходит возложение венков к Вечному огню. Ветеранов войны в эти дни чествуют по всей республике. Во всех воинских частях, парках, площадях проходят традиционные встречи с ветеранами войны, концерты, застолья.

27 июня: День национального примирения

Для всех таджикистанцев, переживших гражданскую войну 1993-1998 годов, этот праздник, безусловно, один из самых главных. Он ознаменовал собой окончание пятилетнего ужаса, за время которого погибли более 100 тысяч человек, а миллионы коренных жителей стали беженцами.

В 1998 году Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал указ об объявлении 27 марта Днем национального примирения и выходным днем. По всей стране в этот день проходят праздничные мероприятия и акции.

День Независимости (9 сентября)

Торжества по случаю Дня независимости Таджикистана проходят в государственном комплексе«Кохи Борбад». В праздничной концертной программе — выступления лучших творческихколлективов республики и выдающихся артистов эстрады и театра.

А массовые гуляния в этот день повсеместны: в парках «Айни», «Дружбы народов», на площади «800-летия Москвы», в столичном Амфитеатре.

Виза в Таджикистан. Получение и оформление таджикской визы.
Въезд в Таджикистан
Полезное о стране
Карта Таджикистана
Города Таджикистана
Достопримечательности Таджикистана
Культура Таджикистана
История Таджикистана
Религия Таджикистана
Национальная кухня Таджикистана
Транспорт Таджикистана

Национальная кухня Таджикистана

Оцените этот материал

Так как народ издревле вел оседлый образ жизни в субтропическом климате, где количество солнечных дней в году может достигать 330, на дастархане всегда присутствуют фрукты. Они наряду с лепешками, чаем и сладостями всегда подаются в начале и конце угощения, а свежие овощи в качестве салатов и холодных закусок фактически являются обязательным дополнением к горячим блюдам.

Особое место в таджикской национальной кухне занимают мучные изделия. Самыми известными мучными изделиями таджикской кухни, наверное, являются чак-чак, манты, самбуса (более распространено узбекское название самса), лепешки и кулча (разновидность лепешки, только миниатюрней, чаще можно встретить в ресторанах таджикской или узбекской кухонь). В любом таджикском доме раньше в обязательном порядке строился тандыр для приготовления лепешек, которые в таджикской семье по праву являются самым значимым продуктом в ежедневном рационе и жизни в целом. Лишним тому подтверждением является соблюдаемая до сих пор в Таджикистане традиция, когда человек поднимает уроненный хлеб и трижды целует его и подносит к глазам. Ассортимент лепешек весьма широкий и счет идет на десятки его видов, так как в каждом регионе страны и за ее пределами (в Самарканде, Бухаре, таджикской части Афганистана и т.д.) имеются и свои разновидности лепешек, различающиеся как составом, так и формой. Но, как и сотни лет назад, настоящие лепешки и самбусы где бы то ни было готовятся в тандыре на открытом огне.

Таджикские блюда, как и в большинстве национальных кухонь мира, разделяются на два вида — супы и вторые блюда (без учета салатов и сладостей). Супы, в свою очередь, также могут быть приготовлены двумя способами — с предварительной обжаркой продуктов в жире и без обжарки. Например, хом-шурбо готовится без обжарки, а традиционное шурбо — с предварительным обжариванием мяса и последующим добавлением воды и других ингредиентов в кипящий бульон. Овощи чаще всего кладут в бульон целыми. Почти во все супы в процессе их приготовления добавляется перец, а каждую порцию обильно посыпают нарубленной зеленью. В большинство супов также добавляют катык (молочный продукт, кефир). Наиболее распространенными таджикскими супами являются хом-шурбо, шурбо (шурпа), мастоба (рисовый суп с фаршем), мош-биринч (рисовый суп с фаршем и машем — зелеными бобами) и другие. Также необходимо отметить посуду, используемую для супов. Они называются «коса» — по форме очень сходна с пиалой, но в 2-3 раза больше.

Стоит отметить, что в таджикской национальной кухне использование свинины исключено полностью, но очень распространено использование баранины, курдючного сала и козлятины (особенно в горной местности). Куры и цыплята также используются редко. В отдельных регионах страны также популярно употребление дичи. Конина в основном используется для казы — копченой колбасы, приготовление которой перенято у тюркских народов, заселяющих регион.

Основу таджикских вторых блюд составляют мясные блюда, которые готовят как с использованием дополнительных ингредиентов, так и без них. Например, до сих пор сохраняется практика обжарки целого ягненка «под землей» (когда его кладут в яму на раскаленные угли и засыпают землей, предварительно накрыв еловыми ветками). Также распространены такие мясные блюда, как кавурдок (баранина, жаренная на собственном жире), джазза (жаренные бараньи мясо и жир), различные кабобы и прочее. Кроме мясных блюд, можно перечислить и различные виды национальных жарких — дамламу (более известное по узбекскому названию долма), кичири (блюдо из чечевицы с рисом) и другие.

Особняком среди всех таджикских блюд стоит плов. Он считается главным блюдом национальной кухни и самым популярным таджикским. По традиции его регулярно готовят в каждой таджикской семье на ужин по средам, пятницам, праздничным дням и обязательно для гостей вне зависимости от дня недели и времени суток. Существуют десятки видов плова — все зависит от региона страны, где он готовится. Как и все остальные блюда, плов лучше готовить в казане на открытом огне.

Чаще всего для приготовления национальных блюд используются бараний и говяжий жиры. Также в последнее время стало популярным использование комбинированного жира (омехта — животный жир и растительное масло) в связи с его более низкой стоимостью. Кроме того, используются хлопковое и льняное масла.

Таджикские блюда практически всегда подвергаются тепловой обработке в специально предназначенных для этой цели чугунных котлах — казанах или в специальных кастрюлях — мантоварках, или на мангалах и в тандырах. А обжарка мяса и других продуктов на мангалах и в тандырах придает блюдам специфический вкус и аромат. Благодаря варке на пару готовые блюда, такие как манты, ханум и другие, не утрачивают своей питательной ценности, в них сохраняются минеральные соли, витамины, мясо становится нежным, приобретает пикантный вкус.

Основным напитком является горячий чай, который пьют только из пиал. Кроме того, часто готовят шербеты из различных плодов и компоты свежих и сухофруктов.

Виза в Таджикистан. Получение и оформление таджикской визы.
Въезд в Таджикистан
Полезное о стране
Карта Таджикистана
Города Таджикистана
Достопримечательности Таджикистана
Культура Таджикистана
История Таджикистана
Религия Таджикистана
Праздники и традиции Таджикистана
Транспорт Таджикистана

Транспорт Таджикистана

Оцените этот материал

транспорт в Таджикистане

Таджикистан имеет очень развитую транспортную сеть. Но, несмотря на это, все же большей популярностью пользуется автомобильный транспорт. Есть в стране самые крупные автомагистрали: Термез, Курган-Тюбе, Ходжент, Куляб. Сегодня в стране также открыли новую трассу Кульма — Карокурум. Это великий шелковый путь, который был популярен еще в древние времена.

Автомобильный транспорт в Таджикистане

Больше всего перевозок по стране (90%) осуществляется автомобильным транспортом. Дороги общего назначения, которые используются автомобилистами, имеют протяженность в 13 тысяч километров. Дорожная сеть Таджикистана имеет неравномерное распределение по стране. Структура и качество дорог зависят от географических факторов, а также от количества проживающих в местности. Северный Таджикистан славится более качественным дорожным покрытием: долина реки Сырдарья, Гиссарская долина, Кулябский регион, Вахшская долина. А вот сложный горный рельеф не позволяет создать хорошие дороги: Горный Бадахшан, Зарафшанская долина. Технические характеристики, а также сложные климатические условия препятствуют круглогодичной эксплуатации таких магистралей, как Калайхумб – Хорог, Душанбе – Айни. Водители могут использовать эти трассы всего лишь шесть месяцев в году.

Железнодорожный транспорт Таджикистана

Сложные рельефные условия препятствуют хорошему развитию железнодорожного сообщения. Всего 490 км насчитывается здесь железнодорожных путей. Большая часть дорог находится в южной части Таджикистана. Межгосударственные перевозки в своем большинстве осуществляются на железнодорожном транспорте. Сегодня функционирует новый маршрут Куляб-Астрахань.  Южные направления связывают столицу Таджикистана с внешним миром, а также с промышленными зонами страны. Железнодорожный транспорт Таджикистана имеет широкую колею.

Как во всех странах, самым эффективным и быстрым является воздушное сообщение. Общее расстояние авиалиний в Таджикистане составляет 4,8 тысяч километров.

Воздушный транспорт в Таджикитсане

Так как Таджикистан не имеет прямого выхода к морю, то наличие воздушного транспорта для нее очень важно, его наличие принципиально. Благодаря современной авиации страна сообщается со всем внешним миром. Авиакомпания «Точикистон» унаследовала ту авиационную технику, которая находилась у «Аэрофлота». С конца 1992 года компания функционирует самостоятельно, имея при этом государственный статус. В ней работает более трех тысяч человек. Ежедневно авиакомпания совершает рейсы в Москву, Алматы, Новосибирск, Екатеринбург, Самару, Хорог и др. Также есть города, которые посещаются чуть реже. Международные рейсы совершаются компанией один раз в неделю: Душанбе-Кабул, Душанбе-Чорлу-Мюнхен, Душанбе-Тегеран, Куляб-Москва. Помимо данных рейсов, в Таджикистане предусмотрены и чартерные рейсы. В 1998 году у компании насчитывалось 25 самолетов ТУ, а также 12 лайнеров. Остальные же машины авиакомпании Таджикистана к тому времени отработали свой рабочий ресурс.

Виза в Таджикистан. Получение и оформление таджикской визы.
Въезд в Таджикистан
Полезное о стране
Карта Таджикистана
Города Таджикистана
Достопримечательности Таджикистана
Культура Таджикистана
История Таджикистана
Религия Таджикистана
Праздники и традиции Таджикистана
Национальная кухня Таджикистана

Отзывы клиентов (Таджикистан)

Оцените этот материал

Въезд в Палестину

Оцените этот материал

Формально Палестина не имеет собственных таможенных органов и на приезжающих в автономию распространяются правила, установленные в Израиле. По приезду в Израиль каждый турист должен предоставить для проверки паспорт и въездной бланк, на которые ставится штамп. Если вы не хотите иметь израильскую отметку в паспорте, вы можете предупредить об этом представителя пограничной службы. Если вы не имеете при себе нуждающиеся в декларировании товары, то в аэропортах и контрольно-пропускном пункте в Рафиахе вы можете пройти через «зеленый коридор». При пересечении границы с Палестиной не осуществляется таможенный контроль.

Ввоз и вывоз валюты не ограничен. Допускается беспошлинный ввоз 1 л спиртных напитков, 250 г духов, 250 шт сигарет или 250 г табака, подарки на сумму до 200$ и предметы личного пользования (например, фотоаппараты, ювелирные изделия, детские коляски, если они имеют небольшие габариты и выглядят как бывшие в употреблении).

Запрещен ввоз оружия, боеприпасов, наркотиков, животных и растений без специальных документов. Строгий контроль осуществляется за ввозом предметов старины, произведений искусства, компьютеров, видеотехники, носителей информации (эти предметы должны декларироваться и пропускаются только под залог). Такая проверка тщательная безопасности – обычная процедура в Израиле и выполняется в целях общей защиты.

Изготовленные до 1700 г антикварные изделия, согласно местным законам, определяются как предметы ручной работы и вывозить их из Израиля можно лишь на основании разрешения директора Управления древностей. При этом на продажную цену изделия дополнительно налагается 10%-ый налог на экспорт.

Виза в Палестину. Получение и оформление палестинской визы.
Въезд в Палестину
Полезное о Палестине
Города Палестины
Достопримечательности Палестины
Культура Палестины
История Палестины
Религия Палестины
Праздники и традиции Палестины
Национальная кухня Палестины
Транспорт Палестины

ку-ку

Преимущества работы с нами

Мы работаем на рынке Украины уже более 18 лет

Информация о нас                    Нас рекомендуют                   Партнеры на Украине

За это время мы собрали самую полную базу визовой информации.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей