Достопримечательности
Афганистан — очень древняя страна, впервые упоминающаяся как часть Бактрии в хрониках VI века до н. э., когда он был включен в персидскую империю Ахеменидов. Около 330 года до н. э. территория современного Афганистана вошла в состав империи Александра Македонского, после смерти которого находилась под властью греческих, индийских, иранских, арабских и монгольских правителей, которых сменил британский протекторат. Именно на этой земле зародился зороастризм, именно здесь, в долинах Бамиана, был один из центров формирования буддизма, именно здесь цвели мусульманские города классического периода, давшие миру немало мудрецов и поэтов. Поэтому количество самых разнообразных памятников истории, которые хранит в себе эта земля, просто огромно.
Состоящий из двух огромных горных цепей, Гиндукуш является одной из величественнейших и красивейших горных систем мира. Эти прекрасные горы, долины и озера сохранили совершенно первозданный вид и могут являться великолепным районом для пешего туризма и альпинизма.
Кабул и окрестности
Столица страны Кабул расположена в центре восточной части Афганистане, в долине одноименной реки, на высоте около 1800 метров над уровнем моря (одна из самых высокогорных столиц в мире).
Вокруг Кабула также немало интересных мест — озерный край Карха в 9 км от города, захватывающее ущелье Танги-Гару по дороге на Джелалабад, заповедник Хорд-Кабул, живописные долины Гульдара (Долина цветов) и Логар, ступы Шеваки и Минар-и-Чакари в 17 км от столицы, руины нескольких ступ, монастырей и оборонительных стен возле Яхдара, лежащая к северу от Кабула крошечная деревня Кала-и-Хаджи-Сахиб с большим мавзолеем и уникальной по стилю мечетью этого уважаемого суфия XVIII столетия, близлежащая таджикская деревня Дех-Яхийя (родина самого Хаджи-Сахиба), святыня Паша-Сахиба (известный суфист и мистик XVIII столетия) в Паи-Минар, деревня Хваджа-Мосафер с её святынями, Арка победы, сады Дарра и мечеть в Пагмане, а также очаровательный летний дворец эмира Хабибуллы (начало XX в.) недалеко от этого городка.
Не менее интересны долина Пагман к западу от столицы, где среди садов и гор расположены богатые виллы старой афганской знати, долина Шомали, колоритная деревня ремесленников и художников Ишталиф в плодородной долине Кох-Даман к северу от Кабула, террасные сады ниже Тахта, развалины индуистского комплекса VII-IX вв. возле Тапа-Искандер (Кох-Даман был одним из центров распространения этой религии и по его территории разбросано множество исторических памятников: Сераи-Ходжа, Дех-Кепак и др.), а также около десятка археологических участков, по большей части заброшенных.
А севернее столицы, из пригорода Бахи-Бала, начинается дорога на Баграм и знаменитый перевал Саланг, связывающий столицу с северными районами страны. Вдоль дороги можно увидеть развалины буддистской ступы Топ-Дарра, местечко Гулгундаи, где каждый год (апрель-май) проводится фестиваль Аргаван, город кузнецов Чарикар, белоснежные трехсотметровые дюны Рег-Раван, раскопки буддистских монастырей Паитава и Шоторак на холме Кохи-Пахлаван (здесь располагался средневековый город Каписа), старую гидроэлектростанцию в красивейших отрогах Гиндукуша возле Джабаль-ус-Серадж (Гора света), сам тоннель Саланга (построен советскими специалистами в 1964 г. на высоте около 3363 м) и ледниковые озера над ним (чаще всего их называют Скрытыми, или Тайными озерами), живописную долину Фириштакан, а также форелевые реки Хинджан и Андераб.
Панджшер
Красивое ущелье горной реки Панджшер (Пять львов) лежит на северо-востоке Афганистана. Одноименная горная провинция населена таджиками (панджани) и широко известна красотами своих гор, характерными местными постройками из обожженной глины, собранными в напоминающие пчелиные соты поселения, а также грудами разбитой военной техники на обочинах. Но более всего эти места известны как родина «панджшерского льва» Ахмад-шаха Масуда — полевого командира, прославившегося сначала своими действиями против советских войск, а затем как лидера Северного альянса — единственного афганского формирования, вступившего в борьбу с талибами. Здесь же, между Джангалаком (родное село Масуда), Хонизом и столицей провинции Базарак, расположена и его мемориальная гробница (вход внутрь свободный, необходимо только, как и везде в стране, снять обувь перед порогом).
Также широко известны красивое горное озеро Анджуман и одноименный перевал (4450 м), уникальный археологический участок Каписа (Беграм) близ кабульской трассы и буддистская ступа Ооли-Надир около него, пышный парк Бахи-Умуми, одно из красивейших в стране ущелье Хавак и сама река Панджшер, пять живописных долин Кашкана, развалины саффаридской (X в.) столицы провинции возле Гавара, первый железный висячий мост Афганистана (построен английскими специалистами в 1911 г.) над Гульбахаром, святыня Хаджи-Баба за перевалом Гарав (Гхарау), ореховые леса долин Чардеха, красивое озеро Наглу и близлежащая «столица пастухов» Тагао, комплекс мечетей и мавзолея Кала-и-Хаджи-Сахиб, захватывающее ущелье Танги-Гари и красивая долина Гульдара (Долина цветов) с археологическим участком Сака (буддийские руины IV в. н. э.).
Нуристан
Лежащая в 300 км северо-восточнее Кабула бедная и труднодоступная историческая область Нуристан (Земля света) входит в состав провинций Кунар и Бадахшан и почти вся расположена в пределах пяти долин живописных предгорий Гиндукуша. Долгое время эти земли именовали Землей неверных (Кафиристан), поскольку до середины XIX века местные племена отчаянно сопротивлялись принятию ислама (даже великий Тамерлан не смог покорить эти земли), и лишь поход кабульского «железного эмира» Абдуррахмана в 1895 году сломил их сопротивление. До сих пор здесь используется множество местных наречий, входящих, кстати, в отдельную ветвь индоевропейских языков, облик горцев не похож на фенотип афганцев — здесь немало людей с вполне «европейской» внешностью и голубыми глазами, а одежда и музыка заметно отличны даже от ближайших соседей. Туристы сюда почти не забираются по причине удаленности и плохих дорог (а также, в не меньшей степени, из-за заметного противодействия сил правопорядка), хотя здесь есть на что взглянуть — природа Нуристана дика и нетронута, а исторических памятников не меньше, чем в любом другом регионе страны (впрочем, вопрос их сохранности стоит так же остро).
К главным достопримечательностям провинции обычно относят форт XX века на месте старого замка в Асмаре (29 км от Асадабада), красивую долину Башгул, старую столицу королевства Горид — Шахри-Зорак (180 км к северо-западу от Кабула), огромное количество деревянных путевых знаков, выполненных в древних традициях местных народов, и множество колоритных местных поселений, расположенных обычно максимально близко к вершинам гор и связанных между собой характерными висячими мостами и умопомрачительно крутыми тропами.
Балх
Северная провинция Балх лежит на землях легендарной Бактрии, или Бактрианы, известной еще со времен Заратустры (именно здесь он родился, и именно в этих краях у него появились первые последователи). Бактрия в древности славилась своей конницей (удивительно ли, что одна из двух пород верблюдов, столь успешно использовавшихся для этой цели, до сих пор называется бактрианами?), сказочным плодородием земель и независимостью своих народов, однако именно здесь процветали самые большие из эллинистических государств древности — империя Селевкидов и Греко-бактрийское царство, и именно здесь греческий язык был распространен не меньше, чем местные диалекты. Даже после падения могучих империй эта земля сохранила свою уникальную культуру и традиции, а её исторические памятники входят в число лучших в регионе.
Главным городом древнего царства являлся Старый Балк, или Балх, как его принято называть в наши дни. Столица провинции — Мазари-Шариф, чье название можно перевести как «Благородная святыня» или «Священная гробница», лежит всего в 19 км от Балха.
Бамиан
Провинция Бамиан лежит северо-западнее столицы, на северных склонах хребта Баба и в долине Бамиан, на высотах около 2590 м. Это один из древнейших культурных центров региона, уже в II вв. н. э. упоминавшийся как крупный религиозный и политический центр. Главной его достопримечательностью до недавнего времени являлись две уникальные скульптуры Будды (38 и 55 м высотой), вырезанные между II и V вв. н. э. в горном склоне в верхней части долины. Однако в 2001 году талибы взорвали эти уникальные статуи, и в настоящее время здесь можно увидеть лишь груду камней, некогда скрывавшие статуи ниши в скале и целый пещерный комплекс (около 750 пещер) Кафиркала, в котором жили монахи и паломники со всей Азии.
Столица провинции и её главный транспортный центр — город Бамиан находится ниже пещер. Как и большинство городов региона, он очень стар (первые упоминания о нем относятся к V-VII вв.) и был полностью разрушен войсками Чингисхана. Сейчас это достаточно унылый город, в котором обычно никто не задерживается. Однако в его окрестностях можно обнаружить руины крепостей Шахри-Голгола, или Шахри-Гулгула (Город вздохов, V-IX вв.), и Шахри-Зохак (IX-XIII вв., 15 км восточнее Бамиана), многочисленные пещеры со следами настенной росписи (V-VII вв.) в долине Фолади, чудом уцелевшие небольшие (около 6 м) статуи Будды в долине Какрак, а также ярко-синие карстовые озёра Банди-Амир (75 км к западу от Бамиана).
Газни
Провинция Газни лежит в 140 км юго-западнее Кабула, на высоте 2225 метров над уровнем моря. Её столицей является одноименный город.
Нангархар
Столица области Нангархар — древний торговый центр Джелалабад. В его окрестностях немало исторических мест, что и неудивительно — по поверьям именно в этих местах жил Будда в одной из своих реинкарнаций. Самым значительным археологическим участком региона считается деревня Адда (11 км юго-восточнее Джелалабада), вокруг которой обнаружено около тысячи буддистских ступ и комплекс буддийского монастыря Топа-и-Шотор (впрочем, сохранность этих памятников также вызывает большие сомнения), город Мехтарлам с его святыней Мехтар-Ламак среди обширных садов, протянувшихся по террасе над сухим руслом реки, а также деревня Нимла с садами Моголов.
В 180 км юго-восточнее Джелалабада начинается знаменитый Хайберский проход — 53-километровый перевал в горной цепи Гиндукуша, связывающий Афганистан с Пакистаном. Имеющий в своей самой узкой части ширину всего 3 метра, этот перевал имеет длинную и зачастую трагическую историю. Именно здесь арийские племена нашли путь в Южную Азию, именно здесь армии Дария (VI в. до н. э.) проложили путь в Пенджаб и Индию, в 326 г. до н. э именно этим путем прошли армии Александра Македонского в их «броске к Инду», именно этим перевалом шли армии арабов и татаро-монголов, принесшие ислам в Индию, и именно через Хайбер британцы вторглись в Афганистан — и это только ничтожная доля проходивших здесь захватчиков. В итоге эта узкая полоса горной земли, окруженная скалами высотой до 300 метров, является свидетелем самого большого количества армий вторжения в истории человечества. Но это еще и важнейший участок торговых путей, элемент знаменитого Великого шелкового пути и многих караванных троп, а окрестные склоны хранят много интересных исторических мест и возможностей для активного отдыха, поэтому туристов здесь зачастую не меньше, чем торговцев.
Герат
Самая северо-западная провинция Афганистана, Герат лежит в отрогах хребтов Сиахкох и Сафедкох. Столица провинции, город Герат (550 км от Кабула) считается одним из красивейших и древнейших городов Афганистана Множество образцов архитектуры периода Тимуридов можно обнаружить в деревне Кохсан (105 км от Герата).
Кандагар
Кандагар — второй по величине город и главный торговый центр Афганистана, столица одноименной провинции на юге страны и исторический центр пуштунских племен. Стоит посетить и крупнейший в стране археологический участок бронзового века в Мундигаке (56 км южнее Кандагара).
Огромное количество горных хребтов, живописных долин и уникальная природная среда предоставляют превосходные условия для активных видов отдыха, но в силу известных причин этот вид туризма здесь практически не развит. Прекрасные естественные условия для туризма имеют северные районы Карез-ай-Амир, окрестности Чарикара и долина Чакардара, горные районы Гиндукуша, а также реки Бадахшана и Самангана.
Культура
Афганцы показывают гордость своей религией, страной, родословной, и прежде всего, их независимость. Как другие горцы, Афганцы расценены со смешанным предчувствием и снисходительностью, для их высокого отношения к личной чести, к их лояльности клана и для их готовности нести и использовать оружие, чтобы уладить споры. Как война клана и междоусобное враждование было одно из их главных занятий, так как незапамятное время, эта индивидуалистическая черта мешала иностранным захватчикам держать область.
У Афганистана есть сложная история, которая выжила или в ее текущих культурах или в форме различных языков и памятников. Однако, многие из исторических памятников страны были повреждены в недавних войнах. Две известных статуи Будды в Области Bamyan были разрушены Талибаном, который расценил их как идолопоклоннические. Другие известные участки включают города Кандагара, Герата, Газни и Balkh. Минарет Пробки, в Долине реки Хари, является участком Наследия Мира ЮНЕСКО. Плащ, который по общему мнению носит Muhammad, сохранен в famousMosque Плаща Пророка Мохаммеда в Кандагарском Городе.
Buzkashi — национальный спорт в Афганистане. Это подобно поло и играемый всадниками в двух командах, каждый, пытаясь захватить и держать goatcarcass. Афганские собаки (тип бегущей собаки) также порожденный в Афганистане.
Хотя уровни грамотности — очень низкие, классические персидские игры поэзии очень важная роль в афганской культуре. Поэзия всегда была одним из главных образовательных столбов в Иране и Афганистане, к уровню, который это объединило самостоятельно в культуру. Персидская культура имеет, и продолжается к, проявить большое влияние на афганскую культуру. Частные события соревнования поэзии, известные как «musha’era», весьма распространены даже среди простых людей. Почти каждому домовладельцу принадлежат один или более сборников стихов некоторого вида, даже если они часто не читаются.
Восточные диалекты персидского языка обычно известны как «Dari». Само название происходит из «Pārsī-e Darbārī», означая Персидский язык королевских судов. Древний термин Darī – одно из настоящих имен персидского языка – было восстановлено в афганской конституции 1964, и было предназначено, «чтобы показать, что Афганцы считают свою страну колыбелью языка. Следовательно, названия Fārsī, языка Fārs, строго избегают.»
Avicenna, известный врач и философ, письма которого оказали огромное влияние по всему тогда известному миру.
Многие из известных персидских поэтов десятого к пятнадцатым столетиям происходят от Khorasan, где теперь известен как Афганистан. Они были главным образом также учеными во многих дисциплинах как языки, естественные науки, медицина, религия и астрономия.
§ Mawlānā Rumi, кто родился и был образован в Balkh в тринадцатом столетии и переезжал в Конью в современной Турции
§ Rabi’a Balkhi (первая поэтесса в Истории персидской Поэзии, десятое столетие, уроженец Balkh)
§ Daqiqi Balkhi (десятое столетие, уроженец Balkh)
§ Farrukhi Sistani (десятое столетие, королевский поэт Ghaznavids)
§ Unsuri Balkhi (поэт десятого/одиннадцатого столетия, уроженец Balkh)
§ Хваджа Абдулла Ансэри (одиннадцатое столетие, из Герата)
§ Nasir Khusraw (одиннадцатое столетие, от Qubadyan около Balkh)
§ Anvari (двенадцатое столетие, жило и умерло в Balkh),
§ Sanā’ī Ghaznawi (двенадцатое столетие, уроженец Газни)
§ Jāmī Herāt (пятнадцатое столетие, уроженец Герата в западном Афганистане), и его племянник Абдулла Хэтифи Херои, известный поэт
§ Alī Sher Navā’ī (пятнадцатое столетие, Герат).
Большинство этих людей имело персидский язык (Tājīk) этническая принадлежность, кто все еще формирует вторую по величине этническую группу в Афганистане. Кроме того, некоторые из современных персидских языковых поэтов и авторов, которые относительно известны в персидско-говорящем мире, включают Khalilullah Khalili, Суфия Гулэма Нэби Ашкэри, Сарво Джоя, Parwin Pazwak и другие. В 2003, Халед Хоссеини издал Бегуна Бумажного змея, который, хотя беллетристика, захватил большую часть истории, политики и культуры, испытанной в Афганистане с 1930-ых до настоящего момента.
В дополнение к поэтам и авторам, многочисленные персидские ученые родились или работались в области современного Афганистана. Самый известный был Avicenna (Abu Alī Хуссейн ibn Sīnā), чей отец приветствовал от Balkh. Ibn Sīnā, кто поехал в Исфахан позже в жизни, чтобы установить военно-медицинскую школу там, известен некоторым ученым как «отец современной медицины». Джордж Сартон назвал ibn Sīnā «самый известный ученый Ислама и один из самых известных из всех гонок, мест, и времена.» Его самые известные работы — Книга Исцеления и Канон Медицины, также известной как Qanun. Ibn Sīnā’s история даже нашел путь к современной английской литературе через Ноа Гордона Врачом, теперь изданным на многих языках. Кроме того, согласно Ibn аль-Нэдим, Аль-Фэрэби, известный философ и ученый, был от Области Faryab в Афганистане.
Прежде, чем Талибан получил власть, город Кабул являлся родиной многих музыкантов, которые были владельцами и традиционной и современной афганской музыки, особенно во время Nauroz-празднования. Кабул в средней части двадцатого века был уподоблен Вене в течение восемнадцатых и девятнадцатых веков.
Есть приблизительно 60 племен майора Пэштуна. Племенная система, которая заказывает жизнь большинства людей вне столичных областей, является мощной в политических сроках. Мужчины чувствуют жестокую лояльность своему собственному племени, такому, что, если призвано, они собрались бы в оружии при племенных руководителях и местных лидерах клана. В теории, согласно Мусульманскому праву, у каждого сторонника есть обязательство служить в армии при требовании правителя.
Хиткоут полагает, что племенная система лучший способ организовать большие группы людей в стране, которая является географически трудной, и в обществе, у которого, с материалистической точки зрения, есть несложный образ жизни.
Население кочевников в Афганистане оценено в приблизительно 2-3 миллионах. Кочевники способствуют важно народному хозяйству с точки зрения мяса, кож и шерсти.
История
Афганистан в древности
Археологические данные показывают, что северная часть территории современного Афганистана была обжита человеком в древнекаменном веке (пещера Кара-Камар), южная часть — в бронзовом веке (известны поселения земледельческих племён, 4—2-е тыс. до н.э.). В 1-й половине 1-го тыс. до н. э. с развитием ирригации возникают крупные оазисы. К этому времени относят становление раннеклассовых обществ, отношений и образование первых государств на территории Афганистана, древнейшим из которых была Бактрия. С 60-х гг. 6 в. до н. э. территория современного А. входила в состав государства Ахеменидов, в 330—329 до н. э. завоёвана Александром Македонским, а затем включена в состав владений Селевкидов. Около 250 до н. э. возникло Греко-Бактрийское царство (с центром в северной части Афганистана), просуществовавшее до 140—130 до н. э. В эпоху Великих Кушан (конец 1—4 вв. н. э., см. Кушанское царство), центр государства которых находился на территории современного северного Афганистана, продолжался расцвет городов, рост ремесленного производства, денежного обращения, развивались культура и искусство. Началось распространение буддизма. Могущество кушан было подорвано Сасанидами, подчинившими часть территории Афганистана. В 5 — начале 6 вв. б. ч. территории Афганистана была завоёвана правителями племенного объединения эфталитов.
После того как в 60-х гг. 6 в. объединение эфталитов распалось под ударами тюрок и Сасанидов, территория Афганистана оказалась раздробленной на мелкие владения, часть правителей которых стали вассалами Тюркского каганата, часть — вассалами Сасанидов. Политическая раздробленность, упадок городов, появление множества замков в сельских районах Бактрии и соседних стран в 6—7 вв. были вызваны, по-видимому, усилением мелкой землевладельческой аристократии и становлением раннефеодальных отношений.
Афганистан в средние века
Ранний феодализм
В 7—8 вв. большую часть территории Афганистана покорили арабы, с 9 в. она управлялась династиями Тахиридов, Саффаридов, а с 900 находилась под властью Саманидских эмиров Бухары. В 9—10 вв. происходил значительный подъём хозяйства, культуры и искусства. В 7—10 вв. получил распространение ислам. Народные движения против халифатских властей и местных династий в 7—10 вв. возглавлялись сектами карматов, хариджитов и др. В 60-х гг. 10 в.—30-х гг. 12 в. территория Афганистана входила в государство Газневидов. С начала 30-х гг. 12 в. под ударами Сельджуков, а позднее Гуридов государство Газневидов стало распадаться. Большая часть территории А. вошла в состав государства Гуридов (1148—1206), ядром которого был Гур — горная область к В. и Ю.-В. от Герата, населённая гурцами. Гурцы в 12—14 вв., а позднее афганцы играли видную роль в политической истории А. и отчасти соседних стран. Основными территориями формирования афганской народности (пуштуны) были Сулеймановы горы, Газни-Кандагарское и Кветта-Пишинское нагорья. К древнему населению этих территорий, говорившему на языках восточно-иранской группы (к ней же относится современный афганский язык — пушту), восходят истоки афганского этногенеза, в котором на ранних этапах, видимо, участвовали бактрийцы, саки и эфталиты, а позднее — индийские (особенно на юге), таджикские и, возможно, тюркские элементы. Первые упоминания об афганцах встречаются в источниках с 6 в. Большое значение для исследования истории Афганистана имеет изучение взаимосвязей между афганцами и таджиками, составлявшими основное население Гератского и других оазисов на территории Афганистана.
Нашествие монголов в 13 в. надолго затормозило экономическое и культурное развитие населения территории Афганистана. Тяжелые последствия его постепенно изживались в государстве Куртов (13—14 вв.), но не были полностью преодолены и при Тимуридах, хотя в их владениях значительно оживилось хозяйство и процветала культура феодального общества, в котором были развиты феодальные формы земельной собственности, военно-ленная система. В 16 в. территория Афганистана была завоёвана Великими Моголами и Сефевидами. В длительной борьбе против власти Великих Моголов и Сефевидов создавались предпосылки для объединения афганцев в самостоятельное государство, образование которого задерживалось их раздробленностью на множество племён и родов. Общественный строй афганцев характеризовался, с одной стороны, наличием патриархального уклада (род, организованный на военный лад), с другой — развитием феодальных отношений. Рост имущественного неравенства и классовые противоречия у афганцев вызвали в 60-х гг. 16 в. массовое народное движение против Великих Моголов и афганской знати, возглавленное сектой рошани. За сектой рошани шли многие племена, но разногласия мешали их прочному объединению. Движение рошани было подавлено в конце 30-х гг. 17 в.
Образование раннефеодального государства афганцев
В 16 в. возникают афганские феодальные княжества (например, хаттакское княжество Акора), что свидетельствовало о наличии у афганцев социально-экономических предпосылок для развития феодальной государственности. Правитель Акоры Хушхальхан Хаттак вместе с вождями племени афридиев возглавил крупнейшее восстание против Великих Моголов, охватившее в 1672—75 большую часть афганских племён. В 1709 против Сефевидов восстали гильзаи, и в Кандагаре образовалось независимое Гильзайское княжество. В 1716 возникло самостоятельное княжество племени абдали в Герате. Эти княжества в 30-х гг. 18 в. были завоёваны Надиром. Однако после смерти Надир-шаха (1747) его держава распалась.
Афганистан в новое время
На развалинах державы Надир-шаха возникло (1747) объединение афганцев в едином независимом государстве (Дурранийской державе), главой которого стал Ахмад-хан. Господствующее положение во вновь созданном государстве заняли ханы племени абдали (дуррани). Афганские племена сохраняли родоплеменную структуру и клановую организацию; самостоятельность во внутренних делах они сохранили даже в 19 в. Большую роль во внутренней жизни афганских племён играла джирга (собрание членов племени). Большая часть афганских племён освобождалась от податей, но должна была поставлять шаху воинов. Ахмад-шах расширил границы государства, завоевав Пенджаб, Кашмир, Синд, Сирхинд, Белуджистан, Хорасан, а также Балх и некоторые другие районы левобережья Амударьи. Налоги с покорённых областей были главным источником доходов шахской казны. Афганские ханы использовали своё влияние в государстве для захвата земель у малоимущих соплеменников. Рост феодальной собственности сопровождался борьбой афганской знати за независимость от центральной власти, ослаблявшейся восстаниями покорённых народов и мятежами афганских ханов. Преемники Ахмад-шаха утратили б. ч. его завоеваний, и в 1818 Дурранийская держава распалась на княжества: Гератское, Кандагарское, Кабульское, Пешаварское.
Объединение важнейших областей афгансикх племён в государстве Ахмад-шаха имело большое историческое значение. Оно создало благоприятные условия для сближения разобщённых афганских племён. Кабульское княжество стало ядром воссоединения Афганистана, которое начал осуществлять Дост Мухаммед. В 1838 английская агрессия (см. Англо-афганские войны 19—20 вв.) прервала этот процесс. В результате народной войны войска английской Ост-Индской компании были в 1842 изгнаны из Афганистана, и Дост Мухаммед продолжил объединение Афганистана: в 1855 был присоединён Кандагар, в 1863 — Герат. При эмире Шер Ала (правил в 1863—79) завершилось подчинение районов левобережья Амударьи и был покорён Бадах-шан. Шер Али укрепил центральную власть, увеличил армию, организовал почту. Его преобразованиям помешала 2-я англо-афганская война (1878—80). В результате упорного сопротивления народов Афганистана Англия была вынуждена отказаться от планов завоевания Афганистана. Пришедший к власти в 1880 внук Дост Мухаммеда Абдуррахман добился вывода английских войск из Афганистана, но признал английский контроль над внешней политикой страны. В 1893, угрожая войной, Англия добилась от Афганистана включения земель пограничных афганских племён (к югу и юго-востоку от т. н. «линии Дюранда», см. Дюранда миссия) в пределы своей колонии Индии. К концу 19 — началу 20 вв. в Афганистане сложилось относительно централизованное феодальное государство, чему содействовали реформы Абдуррахмана. Он воссоздал регулярную армию, упорядочил административный аппарат и взимание налогов, частично ограничил деятельность иностранного торгового капитала. Несмотря на господство феодальных отношений, а также на внешнюю изоляцию страны, насильственно установленную англичанами, в Афганистане росли города, развивались торговля и ремесло, укреплялись связи помещиков с рынком, появилась национальная торговая буржуазия. Предпосылками таких изменений были политическая консолидация, возраставшая специализация сельского хозяйства, развитие внутреннего рынка. При эмире Хабибулле (правил в 1901—19) были сделаны попытки верхушечной европеизации государства (например, созданы первые светские учебные заведения с преподаванием по европейскому образцу). В начале 20 в. в Афганистане активизируется общественно-политическая мысль, на которую большое влияние оказали Революция 1905—07 в России и революционное движение в соседних странах Востока. В этот период возникло движение младоафганцев. Их идейным вождём был поэт и публицист Махмуд Тарзи.
Во время Первой мировой войны 1914—18 Афганистан сохранял нейтралитет. Германо-австро-турецкая миссия 1915—16 в Афганистане, пытавшаяся вовлечь Афганистан в войну, успеха не имела.
Новейшая история Афганистана
Развитие капитализма в условиях независимости страны (с 1919)
Великая Октябрьская социалистическая революция в России внесла коренные изменения в международное положение Афганистана, создала благоприятные условия для завоевания Афганистаном государственной независимости. Упрочились позиции национальных сил в стране, активизировались патриотические выступления. В феврале 1919 эмиром стал Аманулла-хан, правительство которого руководствовалось идеями младоафганцев. 28 февраля 1919 Аманулла-хан провозгласил независимость Афганистана, что обеспечило ему поддержку армии и широких масс населения. Отвергнув предложение афганского правительства (3 марта 1919) об установлении англо-афганских отношений на основе равноправия сторон, Англия развязала 3-ю захватническую войну против Афганистана (май — июнь 1919).
Советская Россия оказала дружественную поддержку Афганистану, первой признав 27 марта 1919 его суверенитет. В послании В. И. Ленина афганскому эмиру от 27 мая 1919 говорилось о готовности немедленно обменяться посольствами (обмен посольствами состоялся в том же году). Позиция Советской России и подъём антиимпериалистической борьбы на Востоке помогли Афганистану в борьбе за независимость. По прелиминарному Равалпиндскому договору 8 августа 1919 Англия признала независимость Афганистана. Окончательное признание последовало в 1921 (см. в ст. Англо-афганские договоры и соглашения 19—20 вв.), после заключения в феврале 1921 советско-афганского договора (см. в ст. Советско-афганские договоры и соглашения). 31 августа 1926 между Афганистаном и СССР был заключён Договор о нейтралитете и взаимном ненападении.
В 1919—28 в Афганистане проводились реформы, содействовавшие преодолению феодальной отсталости и развитию капиталистических отношений (законы о поощрении промышленности, 1921, и о неограниченном праве собственности на землю, её свободной купле и продаже, 1923; реформы по расширению светского образования и др.). В 1923 была провозглашена первая конституция Афганистана.
Буржуазным преобразованиям противодействовали ханы племён и духовенство. Они получили поддержку английского империализма и использовали тяжёлое положение крестьянства, интересы которого не учитывались младоафганским правительством. В конце 1928 в стране началось антиправительственное восстание под предводительством Бачаи Сакао. Аманулла-хан вынужден был отречься от престола. Захвативший в январе 1929 власть в Афганистане Бачаи Сакао (правил под именем Хабибуллы) отменил все реформы. Против Бачаи Сакао выступил бывший военный министр в правительстве Амануллы Мухаммед Надир, который в октябре 1929 овладел Кабулом и был провозглашен королём. Он основал ныне правящую династию. Провозглашенная в 1931 новая конституция закрепила позиции духовенства в области просвещения и права, обеспечила участие знати племён в государственном управлении; в то же время в соответствии с конституцией был создан выборный Народный совет с совещательными правами. В 1933 королём Афганистана стал сын Надира Мухаммед Захир Шах. В 30-х гг. при поддержке государства создаются объединения национального купечества (ширкеты). Предпринимаются меры к созданию фабричной промышленности.
Советско-афганские экономические связи неизменно отвечали интересам Афганистана. Укреплению независимости Афганистана содействовал новый советско-афганский договор 1931 о нейтралитете и взаимном ненападении. После начала Второй мировой войны 1939—1945 афганское правительство 7 сентября 1939 провозгласило нейтралитет. Однако нацистская Германия и фашистская Италия, активизировавшие свою деятельность в Афганистане в предвоенные годы, стремились столкнуть Афганистан с позиции нейтралитета. Немецкие и итальянские агенты пытались организовать с территории Афганистана антисоветские диверсии и предпринять военные авантюры на афгано-индийской границе. В связи с обращением правительств СССР (11 октября 1941) и Англии (9 октября 1941) фашистские агенты были высланы из Афганистана. Несмотря на то что Афганистан не участвовал в войне, он испытал значительные экономические трудности, вызванные нарушением мировых хозяйственных связей.
К концу Второй мировой войны Афганистан оставался экономически слаборазвитой страной со значительными феодальными пережитками в сельском хозяйстве, в котором было занято около 90% населения; число промышленных, транспортных и строительных рабочих не превышало 40 тыс. чел. Рост аграрного перёнаселения при низком уровне национального промышленного производства сопровождался систематическим ухудшением положения трудящихся деревни и города. Империалисты США и Англии воспользовались экономическими затруднениями Афганистана. Учитывая заинтересованность Афганистана в сбыте каракуля на американском рынке, США предоставили Афганистану обременительные займы с условием оплаты деятельности американской фирмы «Моррисон-Надсен», которая с 1946 в течение многих лет вела неэффективное ирригационное строительство на юге страны. С 50-х гг., в экономику Афганистана начал активно проникать западно-германский капитал. Угрозу для независимости Афганистана составили и попытки вовлечения его в агрессивные военные блоки империализма в Азии. При этом для оказания давления на Афганистан американские и английские империалисты пытались использовать афгано-пакистанские противоречия по вопросу самоопределения пуштунов, проживающих к югу, и юго-востоку от «линии Дюранда» (ныне — в пределах Пакистана). Экономические затруднения, рост социальных противоречий вызвали появление в Афганистане оппозиционных общественных течений. Ведущую роль в них играли представители мелкой и средней буржуазии, национальной интеллигенции. Они выступали за ускоренный рост производительных сил, демократизацию государственной системы, против колониализма. На основе возникшего к 1947 движения «Пробудившаяся молодёжь» в 1950—51 сложились политические группы; они издавали первые неофициозные газеты в Афганистане и выдвигали отдельные требования буржуазно-демократического характера (разрешить создание политической партии, установить ответственность правительства перед парламентом и т. п.). В 1952—53 деятельность этих групп была запрещена. С приходом к власти правительства Мухаммеда Дауда (1953—63), провозгласившего политику «руководимой экономики», в стране были осуществлены важные меры государственно-капиталистического характера: созданы государственные организации и смешанные акционерные обществва в области внешней торговли, установлен государственный контроль над промышленными предприятиями и банковской деятельностью, расширено государственное промышленно-ирригационное и дорожно-транспортное строительство и кредитная система и т. д. Два плана экономического развития 1956/57—60/61 и 1962/63—66/67 имели целью ускорить развитие производительных сил. Однако основной отраслью экономики Афганистана оставалось сельское хозяйство. Важнейшую роль в экономическом развитии Афганистана сыграло значительно расширившееся в 50—60-х гг. сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами, что открыло перед Афганистаном практические возможности создания предпосылок экономической самостоятельности. В соответствии с советско-афганскими соглашениями об экономическом и техническом сотрудничестве в Афганистане построен с участием СССР ряд объектов (см. раздел Экономика Афганистана). Расширяются советско-афганские связи в области культуры (в соответствии с соглашением 1960). Доля социалистических стран, включая СССР в общем внешнеторговом обороте Афганистана в 1967/68 достигла 47%. Опираясь на сотрудничество с социалистическими странами, Афганистан упрочил суверенные позиции в отношениях с капиталистическим миром, в значительной мере разрешил проблему транзита товаров, что также способствовало укреплению политической независимости страны. Осуществленные в Афганистане к середине 60-х гг. экономические мероприятия ускорили формирование экономических районов и общенационального рынка, расширили сферу наёмного труда. Всё это способствует изживанию докапиталистических пережитков в экономике и общественных отношениях. Капиталистическая эволюция осложняется сопротивлением новому со стороны феодально-клерикальной реакции, нерешённостью аграрного вопроса, сохранением полуфеодальных форм эксплуатации крестьянства. Значительное влияние прошлого сохраняется также в области идеологии, права и быта. Вместе с тем соотношение социальных сил в стране всё более складывается в пользу реформ, охватывающих не только экономику, но и государственно-политическую жизнь. В 1963—1965 кабинетом Мухаммеда Юсуфа была осуществлена конституционная реформа, имевшая целью постепенное приспосабливание существующих институтов к нуждам капиталистического развития. Принятая в 1964 конституция (см. раздел Политическая структура Афганистана) способствовала оживлению общественных движений, выступающих за реализацию её правовых деклараций. Это проявилось в демонстрациях в Кабуле в 1965—66 и в выходе в 1966—67 несколько неофициозных (частных) газет. Участники движений, в основном представители мелкой и средней буржуазии, интеллигенции, выступили с национально-буржуазными демократическими программами. Тогда же появились и издания, в которых впервые нашли отражение политические взгляды, оформившиеся под влиянием социалистической идеологии. Что касается правящих классов (помещики и представители крупной буржуазии), то их идеологи пропагандируют концепцию «национального единства» на путях «умеренной эволюции». В 1965 в Афганистане была начата разработка первого закона о политических партиях.
В области внешней политики Афганистан активно (с 1919), сотрудничает с неприсоединившимися странами. Позитивный нейтрализм, подтверждённый правительством Мухаммеда Юсуфа (1963—65), а также сменившими его кабинетами Мухаммеда Хашима Мейвандваля (1965—67) и Нур Ахмеда Эттемади (с 1967), составляет основу международного курса Афганистана, выступающего за мирное сосуществование государств, против колониализма, за разоружение.
Религия
Религия в Афганистане играет важную роль.
Жители страны, в основной массе, исповедуют ислам двух основных направлений — суннизм и шиизм.
Суннизм — основное и ортодоксальное направление в исламе. Отличительный признак этого вероучения является признание СУННЫ, которая, по мнению верующих, дополняет и разъясняет Коран.
Шиизм — второе главное направление в исламе. Название происходит от арабских слов «ши — ат Али», то есть «Партия Али», двоюродного брата пророка Мухаммеда. Шииты имеют, вместо сунны, свое священное предание — АХБАРЫ, в котором повествуется о жизни Али.
Эти два направления наглядно свидетельствуют о расколе в исламе и борьбе за духовную власть.
По имеющимся данным, 80 процентов населения страны составляют мусульмане-сунниты, 18 процентов — мусульмане-шииты, и 2 процента — последователи других вероучений.
К правоверным суннитам принадлежат большая часть пуштунов, таджики, узбеки, туркмены, белуджики, чараймаки, нуристанцы и др.
К правоверным шиитам — горные таджики, хазарийцы, персы и восточные пуштуны.
Между суннитами и шиитами в Афганистане не существует религиозной нетерпимости. Они издавна уважительно относятся друг к другу, живя на одной земле.
Особенностью Афганистана является то, что в стране отсутствует верховный религиозный глава. Муллы никому не подчиняются, их в стране насчитывается около 300-от тысяч, а их влияние на полуграмотное и неграмотное население — огромно. Особенно в сельской местности, где мулла не только служит в мечети, отправляет религиозные обряды, связанные с рождением, смертью, мусульманскими праздниками, но, по существу, является и учителем, и наставником, и судьей.
Действующих мечетей и святых мест более 40-ка тысяч.
Особую роль у суннитов играют ордена дервишей, которые возглавляют религиозные наставники. Они умело и широко используют перешедший в ислам древний культ почитания гробниц — «мазаров» и святых мест — «зияратов».
Некоторые мазары и святые места издавна пользуются правом экстерриториальности, являются убежищем для убийц, преступников и проходимцев, которые скрываются и отсиживаются там многие годы, избегая заслуженной кары.
В религиозных учебных заведениях постоянно обучается более 20-ти тысяч афганцев.
Изучение ислама — обязательно во всех школах страны.
Мусульманское население неукоснительно соблюдает религиозные праздники и памятные дни.
Праздники и традиции
Праздники в Афганистане — дни, в который в Афганистане по традиции (например, религиозной) принято радостно проводить время, устраивать церемонии, торжества.
Религиозные праздники
Религиозные праздники в Афганистане, как правило, отмечаются по лунному календарю. Наиболее важный праздник в Афганистане — Навруз, или Новый год, который приходится на день весеннего равноденствия, то есть 21 или 22 марта. Другие религиозные праздники (у мусульман) – Рамазан (Рамадан) (тридцатидневный мусульманский пост), Ид аль-фетр (окончание поста, праздник разговения), Ид аль-адха (жертвоприношение, начало хаджа), Маулид-ан Наби (Маулид, день рождения Пророка), шиитский праздник «Ашура» (день поминовения имама Хусейна). В начале мая индуисты страны отмечают Весак (Байсак, первый день индуистского Нового года).
Национальные и общегосударственные праздники
Общегосударственные и светские праздники имеют фиксированную дату. Национальные праздники – День исламской революции (28 апреля), День поминовения мучеников (4 мая) и День независимости Афганистана (19 августа).
Национальная кухня
Афганская кухня – одна из самых древних на планете. В повседневной жизни афганцы обходятся весьма скудным набором блюд – различные варианты плова и шашлыка, всевозможные густые супы, рис и макаронные изделия в сопровождении непременных лепешек «наан», сыра и чая. Важное значение занимают молоко и молочные продукты. Однако, даже несмотря на многолетнюю войну и скудность ассортимента продуктов (природно-климатические условия большей части территории страны очень непросты для выращивания сельхозкультур), лучшие образцы местной кулинарии широко известны за пределами Афганистана.
Национальная еда
Наиболее типичное афганское блюдо – «шиш-кебаб», представляющее собой вид шашлыка с нанизанными на шампуры кусочками мяса, сала и овощей. Очень похожи на него «кофта-кебаб», или «кёфта-кебаб» (готовится из рубленого мяса с луком), «шами-кебаб» из рубленого мяса, смешанного с яйцом и овощным пюре, «морги-кебаб» (из мяса цыплёнка), «тас-кебаб» (обжаренная в кипящем масле говядина, затем отвариваемая в вине) и прочие «кебабы», однако при более пристальном рассмотрении все эти блюда очень значительно отличаются друг от друга, да и готовят их несколько иначе, чем в других странах Центральной Азии. Второе по значимости и распространению блюдо – плов, которого также насчитывают десятки видов, в том числе «кабли-пилав», или «кабули-пилав» (плов из риса и ягнятины с тонко нарезанной морковью и изюмом), а также «палау-е-шахи» (плов из риса, ягнятины, курдючного жира, изюма, фисташек и гвоздики). В плов может использоваться мясо птицы, говядина или бараньи ребрышки, а также различные овощи и множество специй.
Также популярны тушенная с овощами баранина, «корми-сабзи» (тушеная говядина или ягнятина со шпинатом, специями и овощным гарниром), «корма» (та же «корми-сабзи», только вместо шпината используется желтый горох «даул-нахуд»), «кофта», или «кёфта» (своеобразные мясные фрикадельки), «курма» (жаренное мясо птицы с луком и помидорами), тушеный в собственном соку ягненок «чаинаки», а также множество простых блюд из рубца и других субпродуктов с рисом. Обычно к плову и другим мясным блюдам подаются йогурт, сыр, соленые овощи «торши», острый соус, а также различные гарниры из мяса, зерновых, овощей или бобовых.
Столь же широкое распространение имеют супы, в первую очередь «шорба» («шурпа») с рисом или «шорма» с овощами, жаренная в молоке речная рыба «шир-махи», всевозможные бульоны (мясо к ним подается отдельно), «мушава» – суп из бобовых и йогурта и прочие.
Растительные блюда включают вездесущий «бурани» («борани») из баклажана, лука и помидоров («бурани-бонжан» – с йогуртом, «каду-бурани» – с тыквой и т. д.), «турши-бонжан» (соленый фаршированный баклажан), «бонжан-салат» (салат из баклажанов), «олва» (подобие обжаренной манной каши), «шер-бериндж» (рисовый пудинг), «ош» (лапша с бобовыми, мясом и йогуртом), «чатни-гашниз» (чатни с кориандром), «ош-пьози» (фаршированный лук), «оши-жур-роути» (рис с желтой фасолью), своеобразные пельмени «аштак» (наполняются овощами, мясом и луком), «манту» (клецки с мясом и луком, действительно похожи на манты), «самуси-йиракот» – (полукруглые пирожки с начинкой из овощей, мяса и сыра), а также простой отварной рис с различными приправами и отварной же или жареный картофель («картофф-мумулай»). Специи очень разнообразны, начиная с традиционных карри или молотых косточек винограда, подаваемых к мясным блюдам, и заканчивая «хавайе» (смесь молотой кинзы, черного перца, тмина и куркумы) или соусом из черного перца, уксуса и масла.
Все блюда сопровождаются плоскими и длинными лепешками «наан», которые делают практически из любой попавшейся под руку муки (иногда в тесто добавляют картофель или лук), причем чаще их не пекут, а жарят на железной сковородке в глиняных печах или на раскаленных в очаге камнях.
На десерт подаются «фирни» (молочный пудинг с фисташками), десятки видов халвы, «бичак» (своеобразные пироги из тыквенного пюре с мясом, сыром и даже вареньем, подаются как горячими, так и холодными), печенье «гош-фил», сладкие пудинги, а также засахаренные орешки, овощи и фрукты. В стране выращиваются разнообразные местные плоды на десерт – сладчайшие дыни (особенно хороши мазари-шарифские и майманские), виноград, гранат (лучшие сорта – из Кандагара), яблоки, груши, абрикосы, апельсины (хороши джелалабадские), тут, сливы, а также грецкие орехи, фисташки и миндаль – любимые местные закуски.
Напитки
Национальным напитком, без сомнения, является чай («чаи»), как черный, так и зеленый, который потребляется в неимоверных количествах. Обычно чай заваривается очень крепким и подается без сахара, в небольшом (на 2-3 чашки) металлическом чайнике.
Алкогольные напитки в этой исламской стране можно найти только импортные и только в заведениях, ориентированных на европейцев. Сами афганцы позволяют себе только особый слабоалкогольный напиток из сброженного молока наподобие кумыса.
Транспорт
Как ни странно общественный транспорт достаточно развит. Достаточно много б/у-шных европейских автобусов. Относительно не дорогие, но из-за состояния дорог идут довольно долго. Автобус Кабул — Мазари порядка $ 20 в пути более 12 часов.
Если вас несколько, не плохой вариант — такси. Нам на трех такси выходило в среднем в 2 раза дороже чем автобус, но в разы быстрее. Поскольку количество таксистов больше, чем количество желающих ехать, то после некоторого торга можно договориться о цене, по которой ездят местные.Такси Шерхан-Мазаар 80, Такси Мазар-Кабул, Кабул-Шерхан 120, Автобус Кабул-Мазари 20, Такси по городу 3-8.
Отзывы клиентов (Афганистан)
Въезд на Шри-Ланку
Ввоз и вывоз иностранной валюты не ограничен (обязательна декларация сумм свыше $10 тысяч). Запрещен транзит индийской и пакистанской валюты. Ввоз и вывоз национальной валюты ограничен суммой в 5 тысяч рупий. Дорогостоящие предметы и вещи также декларируются для последующего вывоза из страны.
Лицам в возрасте более 18 лет разрешен беспошлинный ввоз до 2 бутылок (0,75 л) вина и до 1,5 л крепких спиртных напитков; до 250 мл туалетной воды и до 56 г (2 унции) духов, а также товаров для некоммерческого использования на общую сумму до $250. При въезде семьи разрешен беспошлинный ввоз товаров из расчета только на двух членов семейства. Размер пошлины на ввоз сигарет зависит от их размера — за ввоз изделий длиной от 72 до 84 миллиметров взимается 6,7 рупии за штуку, длиннее 84 миллиметров — 7 рупий. Стоимость ввоза килограмма табака или сигар — 1300 рупий.
Запрещен ввоз наркотиков, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, холодного оружия, растений, плодов, мяса птицы, медпрепаратов (за исключением предназначенных для личного использования — на такие лекарства должен быть оформлен рецепт), материалов порнографического или пропагандистского характера, печатной или видеопродукции атеистической направленности, а также товаров коммерческого назначения (исключение составляют торговые образцы).
Для ввоза домашних животных необходимо предварительно получить разрешение в местном Департаменте ветеринарии (Department of Animal Production and Health, DAPH). За каждое животное взимается гербовый сбор в размере 5 рупий и таможенный сбор в 250 рупий. Кроме того, домашние кошки и собаки должны сопровождаться ветеринарным сертификатом международного образца и справкой о прививке против бешенства. Дополнительную информацию можно получить на сайте www.gov.lk/estate/animal/index.htm.
Запрещен вывоз наркотиков, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, холодного оружия, растений, плодов, мяса птицы, медпрепаратов (за исключением предназначенных для личного использования), а также антиквариата. Без специального разрешения запрещен вывоз предметов, представляющих историческую или культурную ценность, масок, манускриптов, книг, изделий из слоновой кости, коллекций монет и марок, животных, растений, кораллов, необработанных драгоценных и полудрагоценных камней, а также чая в количестве более 2 кг.
Виза в Шри-Ланку. Получение и оформление шри-ланкийской визы.
Полезное о Шри-Ланке
Карта Шри-Ланки
Города Шри-Ланки
Достопримечательности Шри-Ланки
Культура Шри-Ланки
История Шри-Ланки
Религия Шри-Ланки
Праздники и традиции Шри-Ланки
Национальная кухня Шри-Ланки
Транспорт Шри-Ланки
Шопинг на Шри-Ланке
Полезное о Шри-Ланке
Климат Шри-Ланки
Климат на острове тропический, с сезонами прохождения муссонов. Практически 95 % всех осадков выпадает в дождливый летний сезон с мая по конец октября и в основном в ночное время. В остальные месяцы довольно сухо, поэтому период с ноября до конца апреля — самый благоприятный для отдыха на Шри-Ланке. Температура воздуха на острове практически не меняется и круглый год равна 28-30 ºС, за исключением горных областей, где она зимой опускается до +10 ºС. Температура воды в среднем 26 °C.
Пляжи Шри-Ланки
Побережье Шри-Ланки — это более тысячи километров пляжей с мягким песком, кокосовыми пальмами, коралловыми рифами и разноцветными рыбками в прибрежных водах. Два известных пляжа Шри-Ланки: от Тангалле до Велигама и Бентота, вошли в 10 лучших пляжей Азии по рейтингу журнала «Forbes».
С ноября по март дуют северные ветра, поэтому тихое море и комфортную погоду стоит искать на западном и южном берегу острова. С апреля по октябрь дует западный муссон, поэтому за спокойной водой и безоблачной погодой нужно ехать на восточное побережье.
Дайверов всего мира Шри-Ланка привлекает разнообразие подводного мира, но главной особенностью местного дайвинга является посещение подводных скал, гротов и затонувших кораблей.
Отели Шри-Ланки
Отели на Шри-Ланке, как правило, небольшие и стоят прямо на берегу. Каждый выполнен в своём уникальном стиле, но все они отражают обычаи и традиции местной культуры и органично вписываются в природный ландшафт. Любой отель имеет собственные программы для отдыха и развлечения гостей: тематические вечера, этнические и культурные представления, показы мод, барбекю при луне, организация рыбалки, пикников, экскурсий и многое другое.
Напряжение в электросети — 210—240 В. Розетки британского образца — трёхконтактные с заземлением, поэтому нужен переходник, который можно взять на «ресепшн».
Обслуживание в отелях сильно разнится: в «пятёрках» оно на высоком уровне, а в заведениях категории четыре «звезды» и ниже нужно делать скидку на то, что обслуга — «люди восточные», и желательно бы дать «на чай», чтобы они двигались пошустрее.
Виза в Шри-Ланку. Получение и оформление шри-ланкийской визы.
Въезд на Шри-Ланку
Карта Шри-Ланки
Города Шри-Ланки
Достопримечательности Шри-Ланки
Культура Шри-Ланки
История Шри-Ланки
Религия Шри-Ланки
Праздники и традиции Шри-Ланки
Национальная кухня Шри-Ланки
Транспорт Шри-Ланки
Шопинг на Шри-Ланке